Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕЗ"-"БЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕЗ"-"БЕН")

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ - равнодушие, безучастное отношение к кому- или чему-л. Возможное проявление - держание рук в карманах, жест махнуть рукой, щелканье пальцами.

Нусингену и моему мужу так же безразлична судьба разоряемых ими людей, как мне вся эта роскошь (О. Бальзак, Дочь Евы).

Вокульский понимал, что он в самом сердце Парижа, но не испытывал ни волнения, ни любопытства. Ему все безразлично (Б. Прус, Кукла).

Мне все равно, страдать иль наслаждаться,

К страданьям я привыкла уж давно.

Готова плакать и смеяться,

Мне все равно.

(Романс)

Ср. апатия.

БЕЗРАССУДСТВО

БЕЗРАССУДСТВО - неблагоразумие, несогласованность с доводами рассудка, легкомыслие, опрометчивость.

Юна грешит, сама того не ведая, - говорил я себе; - она легкомысленна и безрассудна, но прямодушна и искренна» (А. Прево, Манон Леско).

…Читатели требовали, чтобы с этой девушкой, готовящейся стать матерью и виновной лишь в том, что она слишком сильно, хотя и безрассудно, любила, не обошлись сурово, простили бы ее… (Т. Драйзер, Ураган).

БЕЗРУКИХ

Марьям Моисеевна (р. 1945)- российский психофизиолог, специалист в области возрастной и педагогической психофизиологии, возрастной физиологии. Д-р биологический наук (1994), чл.-кор. РАО (2000), ак. РАО (2004). Директор Центра образования и здоровья МО РФ, чл. Федерального координационного совета по образованию МО РФ. Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997), награждена Орденом за заслуги перед Отечеством II степени (2002). Окончила химико-биологический фак-т Туркменского государственного педагогического института (1968). С 1972 г. работает в Институте возрастной физиологии РАО. В 1974 защитила канд. дис: Комплексная оценка функционального состояния организма школьников в процессе письма(на основе принципов теории регулирования). С 1990 - зав. лабораторией ИВФ РАО. В 1994 г. защитила докт. дис: Центральные механизмы регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет и в 1996 г. становится директором ИВФ РАО. Научная деятельность Б. в основном связана с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития и формирования познавательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявлением и исследованием факторов риска в развитии, ранним прогнозированием, диагностикой и коррекцией трудностей обучения. Особое внимание ею уделялось разработке диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированное ™ познавательных функций и готовность детей к школьному обучению (Проверьте ребенка перед школой - тесты и рекомендации, 1994; Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет, 1996; Методика раннего прогнозирования школьных трудностей, 2000). Изучение психофизиологических механизмов формирования навыка письма в норме у леворуких детей и детей с несформированностью зрительно-моторных координации позволило Б. разработать авторскую методику подготовки и обучения письму детей с несформированностью ряда познавательных функций (Прописи для леворуких детей (1995); Прописи для детей с трудностями обучения (2001). Наряду с научной Б. ведет активную преподавательскую деятельность. Возглавляет кафедру возрастной физиологии УРАО (с 2000). Является соавтором учебников Психофизиология ребенка (2000), Возрастная физиология (2002). Автор монографий: Обучение письму, М., 1997; Адаптация к учебным и физическим нагрузкам, в соавт., М., 1988; Морфофункциональное развитие детей 6-летнего возраста/в соавт., М., 1998; Нормализация учебной нагрузки школьников, в соавт., М., 1988; Проблемные дети, М., 2000; Физиология развития ребенка, в соавт., М., 2000;Леворукий ребенок в школе и дома, М., 1996, 1998, 2002; Проблемы и трудности медлительных детей, М., 1994, 1996, 2000; Ребенок идет в школу, М., 1991, 1996, 1998, 2001; Ступеньки к школе, М., 2000, 2001, 2002; и др. Л.А. Карпенко

БЕЗУМИЕ (БЕЗУМСТВО)

БЕЗУМИЕ (БЕЗУМСТВО) - полная утрата субъектом разумности в действиях, в поведении, безрассудство. Признаки безумия - заметная неадекватность поведения или намерений, пренебрежение предъявляемыми разумными доводами. Может сочетаться с ненавистью, какой-л. манией, быть следствием тяжелого потрясения, длительного переживания.

Не пробуждай, не пробуждай

Моих безумств и исступлений,

И мимолетных сновидений

Не возвращай, не возвращай.

(Романс)

БЕЗУСЛОВНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

БЕЗУСЛОВНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ (unconditional positive regard) - в теории К.Роджерса - свойство родителей принимать своего ребёнка таким, каков он есть в действительности, а не с позиций того, каким они хотят его видеть.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (лат. reflexus - отражение) - термин И.П. Павлова, означает врождённую реакцию организма на какой-либо стимул. Синоним: Обусловленная реакция.

* * *

относительно постоянные и врожденные, эволюционно выработанные и наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы (напр., мигание, сосание у новорожденных), которые всегда реализуются при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов. У человека рефлекторные центры безусловных рефлексов находятся на уровне спинного мозга, в стволе головного мозга, в нервных узлах. В соответствии с характером раздражителя и биологическим смыслом ответной реакции безусловные рефлексы подразделяются на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные и т.д. Термин введен И. П. Павловым.

* * *

врожденный рефлекс, в основе которого лежит постоянная фиксированная нервная связь между воздействием среды на организм и его ответными реакциями.

БЕЗУТЕШНОСТЬ

БЕЗУТЕШНОСТЬ - состояние, когда в горе невозможно ничем утешиться, нет утешения и в перспективе.

Но безутешная Людмила

Идет, идет и не глядит;

Волшебства роскошь ей постыла,

Ей грустен неги светлый вид…

(А. Пушкин, Руслан и Людмила)

…Поток слез исторгается из моего стесненного сердца, и я плачу безутешно, предчувствуя мрачное будущее (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Ср. отчаяние.

БЕЗУЧАСТИЕ (БЕЗУЧАСТНОСТЬ)

БЕЗУЧАСТИЕ (БЕЗУЧАСТНОСТЬ) - отсутствие сочувствия и интереса.

«Ах вы, разумники! - с улыбкой произнес я. - Страсти! Опьянение! Помешательство! А вы, благонравные люди, стоите невозмутимо и безучастно в сторонке и хулите пьяниц, презираете безумцев… подобно фарисею, благодарите Господа, что он не создал вас подобными одному из них (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Ср. бездушие.

БЕЗЫСКУСНОСТЬ

БЕЗЫСКУСНОСТЬ - неопытность, неумелость речи. Ср. простодушие.

БЕЗЫСХОДНОСТЬ

БЕЗЫСХОДНОСТЬ - неприятное чувство непоправимости, невозможности исправления тяжелого положения.

Мой роман не оставил мне тех кротких, сладких воспоминаний, счастья, упоений, как у других: в нем все лихорадочно, безумно; в нем не любовь, а отчаяние, безысходность (А. Герцен, Сорока-воровка).

Ср. фрустрация, отчаяние, безнадежность.

БЕЙКЕРА КИСТА

БЕЙКЕРА КИСТА (по имени описавшего ее британского хирурга W. M. Baker, 1839-1896; синоним - подколенный бурсит) - воспаление подколенной серозной сумки, которая сообщается с полостью коленного сустава и может служить резервуаром для выпота при артрите. Развивается вследствие травмы, перегрузки коленного сустава, при ревматоидном артрите, гонартрозе с реактивным синовитом и некоторых других заболеваниях суставов. Проявляется болью, выбуханием в области подколенной ямки. Повышение давления в коленном суставе при накоплении большого объема жидкости может приводить к разрыву сумки с болями в икроножных мышцах, отеком голени и симулировать острый тромбофлебит. Рентгенограммы малоинформативны. Жидкостная природа пальпируемого образования подтверждается при ультразвуковом исследовании или магнитно-резонансной томографии, а связь с суставом - артрографией. Показано лечение основного заболевания; в части случаев - хирургическое удаление.

W. M. Baker. The formation of abnormal synovial cysts in connection with the joints. II. St. Bartholomews Hospital Reports, London, 1885; 21: 177-190.

БЕЙЛЯ СИНДРОМ

БЕЙЛЯ СИНДРОМ (по имени французского психиатра и патологоанатома A. L. J. Bayle, 1799-1858; синоним - прогрессивный паралич) - позднее проявление нейросифилиса, которое возникает обычно спустя 10-20 лет после инфицирования и связано с проникновением бледных трепонем в вещество мозга. Проявляется медленно нарастающими когнитивными и эмоционально-личностными нарушениями вплоть до развития деменции. Нередки снижение критики, депрессия или маниакальные состояния, психотические расстройства, но часто упоминаемый в литературе бред величия наблюдается редко. Выявляются нарушение зрачковой иннервации (синдром Аргайла Робертсона), тремор, атрофия зрительных нервов, дизартрия, снижение тонуса и силы мышц, тазовые нарушения; возможны эпилептические припадки. Болезнь неуклонно прогрессирует, приводя к летальному исходу в течение нескольких месяцев или лет. Высокие дозы пенициллина приостанавливают прогрессирование заболевания, но редко позволяют добиться обратного развития уже имеющихся симптомов.

A. L. J. Bayle. Recherches sur les maladies mentales. These de medecine de Paris № 247, 1822.

БЕЙН

Эсфирь Соломоновна (1916- 1981) - российский психолог, специалист в области психологии восприятия, патологии речи, нейропсихологии. Д-р психологических наук (1950). Вместе с А.Р. Лурия работала над становлением отечественной нейропсихологии. Более 40 лет работала в НИИ неврологии АМН СССР, являлась одним из создателей реабилитационного отделения,руководила группой нейропсихологов и логопедов. В 1940 завершила ставшее классическим исследование константности восприятия величины у взрослых и детей в норме и патологии. Последующее направление научной и практической деятельности Б. было связано с проблемами афазии и реабилитации речи у больных с локальными поражениями мозга. Проводила многолетние систематические исследования нарушений речи при мозговой патологии, на основе которых создала широко известные методы восстановления речи. Результаты исследований были обобщены в докторской диссертации (1949), посвященной проблемам психологического анализа сенсорной афазии и путей ее преодоления. Автор трех монографий и двух учебных пособий по восстановлению речи у больных с афазией, среди которых наибольшей известностью пользуются: Афазия и пути ее преодоления (1964) и Клиника и лечение афазий, 1970, в соавт. Более 20 научных работ Б. были опубликованы за рубежом.

БЕЙТСОН

БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904- 1980) - англо-американский психолог, биолог, антрополог, философ, специалист в области психологии семьи, психофизиологии и сравнительной психологии, философской и теоретической психологии, психотерапии. Автор концепции вторичного научения и психотерапевтической методики парадоксальной интервенции. Родившись в аристократическом семействе Кембриджа, Б. с детства увлекался зоологией, интересуясь феноменами анатомической симметрии и обращая внимание на формальный анализ. Образование получил в Кембриджском ун-те (1924, бакалавр гуманитарных наук; 1930 г. - магистр гуманитарных наук). С 1926 по 1928 г. работал под руководством А.Уилкинса. В 1928 г. преподавал лингвистику в Сиднее (Австралия). С 1931 по 1937 Б. - чл. совета колледжа Св. Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (1927-1928), на Новую Гвинею (1929-1931, 1931-1933, 1939) и на Бали (1936-1938), где работал вместе с Маргарет Мид, с которой состоял в браке с 1936 по 1950 г. Одним из первых стал использовать систематическую киносъемку в полевых этнографических исследованиях. В 1940 переехал в США, где занимался преподавательской работой: читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований (1946), в Гарвардском ун-те (1948), в медицинском колледже Калифорнийского ун-та (1948). В это же время приступил к работе над проблемой шизофрении (Toward a theory of chizophrenia, Behav. Sci., 1956). С 1962 no 1964 Б. - директор по исследовательской работе в Институте исследований коммуникаций (ETHOL), чл. руководства Института ментальных исследований в г. Пало-Альто, чл. Королевского ин-та интеркуль-туральных исследований и Американского антропологического общества. Как теоретик сформировался под действием идей Б.Рассела и Л. фон Берталанфи, сторонник психологического направления новых коммуникаций, в котором человек понимается как играющий своим телом в общем оркестре, рассматривал биосферу с позиций квантовой физики. В 1960-1970-х гг. уделял особое внимание новым достижениям в кибернетике и информационной теории для социальных наук. Выступал на конференциях и публиковал свои исследования о структуре и функциях коммуникации людей и животных, которые выкристаллизовались у него в концепцию вторичного научения . Понятие вторичного научения было ключевым, объединяло логический и эмпирический анализ, а также расширяло теорию логических типов Б. Рассела до анализа иерархических категорий. Представления Б. имели также решающее значение для выдвижения гипотезы двойной связи (double bind), разработанной в рамках группы по изучению шизофрении Пало-Альто: общение в семье шизофреника осуществляется на двух противоречащих друг другу уровнях, между которых он принужден выбирать, и каждый выбор санкционируется негативно. Защищал тезис о необходимости экологического подхода к психологии и психотерапии, разработал психотерапевтическую методику парадоксальной интервенции. Основные труды Б.: Balinese Character: A Photographic Analysis, N.Y. (в соавт. с М. Mead), 1942; Communication: The Social Matrix of Psychiatry, Norton, (в соавт. с J. Ruesch), 1951; Steps to an Ecology of Mind, 1972; Mind and Nature: A Necessary Unity, 1979; и др. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

БЕКА - ИБРАГИМА СИНДРОМ

БЕКА - ИБРАГИМА СИНДРОМ (описан венгерским дерматологом S. С. Beck, 1872-1930, и египетским педиатром J. Ibrahim, 1877-1952; синонимы - инфантильная грибковая эритема, монилиаз) - клиническая разновидность кандидоза у грудных детей. Заболевание начинается с молочницы слизистой оболочки полости рта; постепенно в процесс вовлекаются ногтевые валики и ногтевые пластинки кистей и стоп, волосистая кожа головы, кожа лица, туловища и конечностей, особенно промежности, ягодиц, паховых областей. Часто наблюдается дрожжевой хейлит нижней губы, приводящий к развитию макрохейлии; в дальнейшем на коже в пораженных частях появляются гиперемированные и шелушащиеся пятна с инфильтрацией в основании, папулы, бугорки и роговые отложения; волосы становятся седыми, затем развивается алопеция; у многих отмечается рецидивирующая пневмония и эпилептиформные припадки; возможно поражение печени и почек; больные отстают в физическом развитии.

S. C. Beck. Uber das Erythema mycoticum infantile. Derm. Stud. Unna Fortschr., 1910; 1: 494.

J. Ibrahim. Uber eine Soormykose der Haut im frUhen Sauglingsalter. Archiv fUr Kinderheilkunde, 1911; 55: 91-101.

БЕКА КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ

БЕКА КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ (Beck. 1967) - психологическая теория происхождения депрессии, в которой утверждается, что подавленное настроение, депрессия (оба эти понятия в упомянутой теории различаются без достаточной чёткости) являются следствием негативной когниции, то есть преобладания мыслей о чём-либо плохом. Автор считает, что у таких пациентов существуют ригидные дисфункциональные убеждения. Активизируясь под действием стрессоров, последние порождают негативную когнитивную триаду: 1. негативные мысли о себе; 2. негативные мысли о собственных переживаниях и окружающем мире; 3. негативные мысли о собственном будущем. Большинство психиатров, напротив, полагает, что негативные мысли являются проявлением, а не причиной депрессивного расстройства настроения пациентов. Кроме того, рекомендуется иметь в виду, что «плохое настроение» отнюдь не обязательно указывает на факт собственно депрессии, как, повидимому, это представляет себе автор настоящей теории. Многие психологи вообще слабо ориентируются в проблемах психопатологии и охотно берутся устранять проблемы психиатрических пациентов, лишь затягивая время, необходимое для оказания им адекватной помощи.

БЕКА СИНДРОМ

БЕКА СИНДРОМ (описан в 1899 норвежским дерматологом и терапевтом C. P. M. Boeck, 1845-1917) - см. Бенье - Бека - Шауманна синдром.

БЕКА ТРИАДА

БЕКА ТРИАДА (описана американским хирургом C. S. Beck, 1894-1971) - проявления острой тяжелой тампонады сердца (например, при разрыве миокарда): падение артериального давления, рост центрального венозного давления, глухие тоны сердца.

C. S. Beck. Two Cardiac Compression Triads. Journal of the American Medical Association, 1935; 104: 714-716.

БЕКА ШКАЛА ДЕПРЕССИИ

БЕКА ШКАЛА ДЕПРЕССИИ (Beck, 1961) - самооценочный тест на депрессию. Может быть полезным при выявлении сравнительно неглубоких и близких к классическим вариантов депрессии. Серьёзного значения в повседневной клинической практике в России не имеет.

БЕКВИТА - ВИДЕМАННА СИНДРОМ

БЕКВИТА - ВИДЕМАННА СИНДРОМ (описан американским патологом J. B. Beckwith, род. в 1933, и немецким педиатром H.-R. Wiedemann, род. в 1915; синонимы - синдром омфалоцеле, макроглоссии, гигантизма, EMG-синдром) - наследственное патологическое состояние. Основные проявления: макросомия (большой вес при рождении, как правило более 4 кг), гигантизм (чрезмерный рост - более 52 см), макроглоссия (увеличение размеров языка), дефекты передней стенки живота (грыжа пупочного канатика - омфалоцеле, расхождение прямых мышц живота), особенности ушных раковин (вертикальные бороздки на мочках ушей или небольшие полулунные вдавления на задней поверхности завитка). Дополнительные признаки: гидроцефалия, аномалии прикуса, экзофтальм, плоские гемангиомы на лбу, гемигипертрофия (асимметрия тела за счет увеличения одной из его половин), висцеромегалия (нефромегалия, гепатомегалия, панкреатомегалия, реже - кардиомегалия), неонатальная гипогликемия. При рентгенографии кистей рук костный возраст опережает паспортный. Диагноз подтверждают с помощью цитогенетического исследования (выявление удвоения сегмента р15 хромосомы 11) или ДНК-диагностики. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Лечение симптоматическое; профилактика гипогликемии позволяет предупредить развитие неврологических осложнений и умственной отсталости.

J. B. Beckwith. Extreme cytomegaly of the adrenal fetal cortex, omphalocele, hyperplasia of kidneys and pancreas, and Leydigcell hyperplasia: another syndrome? Presented at 11th Annual Meeting of Western Society for Pediatric Research, Los Angeles, November 11, 12, 1963; No 20.

H.-R. Wiedemann. Complexe malformatif familal avec hernie ombilicale et macroglossie; un «syndrome nouveau»? Journal de genetique humaine, Geneva, 1964; 13: 223-363.

БЕККЕРА МИОТОНИЯ

БЕККЕРА МИОТОНИЯ (описана немецким генетиком P. E. Becker, 1908-2000) - выраженная генерализованная миотония, развивающаяся в возрасте от 4 до 12 лет у девочек и около 18 лет у мальчиков: сначала поражаются мышцы ног, через несколько лет - мышцы рук; на поздних стадиях возможно вовлечение в процесс лицевой мускулатуры. Возможна мышечная слабость в сочетании с мышечными гипертрофиями. Уровень креатинфосфокиназы в плазме крови может быть повышен. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Возможна дородовая ДНК-диагностика.

P. E. Becker, F. Kiener. Eine neue X-chromosomale Muskeldystrophie. Archiv fUr Psychiatrie und Nervenkrankheiten, Berlin, 1955; 193: 427-448.

P. E. Becker. Neue Ergebnisse der Genetik der Muskeldystrophien. Acta genetica et statistica medica, 1957, 7: 303-310.

БЕККЕРА СИМПТОМ

БЕККЕРА СИМПТОМ (описан немецким офтальмологом O. H. E. Becker, 1828-1890) - усиленная пульсация артерии сетчатки при тиреотоксикозе.

БЕККЕРА СИНДРОМ

БЕККЕРА СИНДРОМ (Беккера - Рейтера синдром, описан американским дерматологом S. W. Becker, 1894-1964, с соавт.) - наследственный симптомокомплекс: множественные слабопигментированные пятна с атрофией эпидермиса на коже подбородка, шеи и плеч, появляющиеся в раннем детстве; пятна становятся более заметными во время нервного возбуждения. Тип наследования не установлен. Возможна косметическая коррекция.

S. W. Becker, M. J. Reuter. Familial pigmentary anomaly. Archives of Dermatology and Syphilology, Chicago, 1939; 40: 987-998.

БЕЛАРА-ДЕЖАНА-ПЕ СИНДРОМ

БЕЛАРА-ДЕЖАНА-ПЕ СИНДРОМ (Balard, Degen, Paie, 1945) - симптомы энцефалопатии, возникающие у пациентов после перенесённого ими менингоэнцефалита. Основными признаками расстройства авторы считают: снижение памяти, упадок активности, постоянное чувство усталости, головную боль, головокружение, боль в области позвоночника. Термин используется достаточно редко, имеет, скорее, историческое значение.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА (алкогольный делирий) развивается обычно на фоне абстинентного синдрома при резком прекращении пьянства или (реже) в период воздержания от алкоголя в случаях присоединения соматических заболеваний, травм (особенно переломов). Начальными признаками белой горячки являются ухудшение ночного сна, отдельные вегетативные симптомы (потливость и дрожание рук), а также общая суетливость больного. На протяжении короткого времени можно отметить различные оттенки настроения, в то время как обычно при похмельном синдроме настроение однообразно, характеризуется подавленностью и тревогой. Состояние ухудшается к вечеру (с наступлением темноты), в то время как днем оно может настолько улучшаться, что позволяет больному выполнять свои профессиональные обязанности. В дальнейшем появляется бессонница, на фоне которой сначала возникают зрительные иллюзии, а затем различные галлюцинации и бред. Характерно преобладание зрительных галлюцинаций, которые характеризуются множественностью образов и подвижностью. Чаще это насекомые (тараканы, жуки, мухи) и мелкие животные (кошки, крысы, мыши). Характерны видения чертей, змей, «маленьких инопланетян», умерших родственников. Нередко одновременно отмечаются слуховые, тактильные, обонятельные галлюцинации. При этом настроение больных крайне изменчиво: в течение короткого времени можно наблюдать страх, благодушие, недоумение, удивление, отчаяние.

Больные обычно непрерывно двигаются, мимика их выразительна. Двигательные реакции соответствуют существующим в данный момент галлюцинациям и настроению. Так, при страхе и устрашающих галлюцинациях больной прячется, обороняется, возбужден, в период благодушного настроения пассивен. Бред отрывочен и отражает содержание галлюцинаций, чаще это бред преследования. Больные обычно неправильно ориентированы в месте (находясь в больнице, говорят, что они дома, на работе и т. д.), но ориентированы в собственной личности. Для белой горячки характерно периодическое исчезновение части симптомов, т. е. отмечаются «светлые» промежутки, а также закономерно выраженное усиление симптомов вечером и ночью.

Белая горячка постоянно сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами - дрожанием рук, резкой потливостью, гиперемией кожи, особенно лица. Температура тела чаще субфебрильная. Пульс учащен.

Без лечения белая горячка затягивается на 1 - 1,5 нед, может осложняться алкогольной энцефалопатией. Выздоровление чаще происходит после глубокого продолжительного сна.

БЕЛЕРА СИМПТОМ

БЕЛЕРА СИМПТОМ (описан в 1929 австрийским травматологом L. Bohler, 1885-1973) - признак повреждения менисков коленного сустава: усиление боли в суставе при ходьбе назад.

БЕЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛИБЕРДА

БЕЛИБЕРДА - вздор, пустяки. Отрицательное речевое поведение.

БЕЛЛ

БЕЛЛ (Bell) Чарльз (1774-1842) -английский анатом, физиолог, психолог, один из авторов (наряду с французским ученым Ф. Мажанди) учения о рефлекторной дуге как главной единице деятельности центральной нервной системы. Опираясь на открытие различий между чувствительными (центростремительными) и двигательными (центробежными) нервами распространил в кругу своих друзей трактат О новой анатомии мозга (1811). Если прежде считалось, что внешние впечатления передаются в нервные центры и вызывают двигательную реакцию посредством одного и того же нервного ствола, то, опираясь на анатомические опыты, Б. доказал, что этот ствол состоит из двух различных нервных структур, представляя собой их связку, в которой следует отделить волокна, идущие от корешков через спинной мозг к волокнам, приводящим в действие мышечный аппарат. Тем самым определялась модель рефлекса как своего рода автомата, состоящего из трех блоков: центростремительного, центрального и центробежного. Соответственно те непроизвольные реакции организма, которые считались эффектом психических импульсов, выступили в виде чисто нервного механизма, заложенного в устройстве тела и не нуждающегося в регуляции со стороны души. Эта анатомо-морфологическая модель работы ЦНС была названа законом Белла-Маджани. В этом законе описывается закономерность распределения нервных волокон в корешках спинного мозга: чувствительные волокна вступают в спинной мозг в составе задних корешков, а двигательные входят в составе передних. В дальнейшем Б. сделал ряд других важных открытий в психофизиологии. Среди них особо следует выделить его представление, согласно которому рефлекторно вызываемая реакция мышц не обрывается на этом эффекте, но передает информацию о том, что произошло с мышцей обратно в нервные центры (головной мозг). Тем самым впервые была сформулирована идея обратной связи как основы саморегуляции поведения организма. Б. продемонстрировал эту саморегуляцию на данных о деятельности глазных мышц. Благодаря этой деятельности строится чувственный образ воспринимаемого субъектом внешнего пространства и тех объектов, которые в нем расположены. Опираясь на тщательно выверенные факты в экспериментах по изучению функций зрительного аппарата как органа, в котором сенсорные эффекты и двигательная активность нераздельны, Б. доказал зависимость психического (то есть субъективного) образа от объективного, анатомо-физиологического устройства, работающего по принципу рефлекса. Выдвинутая Б. идея нервного круга, соединяющего мозг с мышцей, была замечательной догадкой о рефлекторной природе чувственного познания, об его закономерном характере, о первичности образов, которые строит головной мозг по отношению к органам сознания субъекта. М.Г. Ярошевский

БЕЛЛА МАНИЯ

БЕЛЛА МАНИЯ (описана американским врачом L. V. Bell; синонимы - острый бред, делирий) - острый психоз с резким двигательным возбуждением и помрачением сознания, возникающий при выраженной гипертермии и физическом истощении. Наблюдается при инфекционных и интоксикационных психозах, прогрессивном параличе, эпилепсии, травматических и старческих психозах.

L. V. Bell. On a form of disease resembling some advanced stages of mania and fever, but so contradistinguished from any ordinarily observed or described combination of symptoms, as to render it probable that it may be an overlooked and hitherto unrecorded malady. American journal of insanity, 1849; 6: 97-127.

БЕЛЛА СИМПТОМ

БЕЛЛА СИМПТОМ (феномен Белла, описан шотландским анатомом и хирургом Ch. Bell, 1774-1842) - отведение глазных яблок вверх при зажмуривании глаз; представляет собой рефлекторную физиологическую синкинезию.

БЕЛЛА СИНДРОМ

БЕЛЛА СИНДРОМ (паралич Белла, описан Ch. Bell) - паралич мимических мышц, обычно на одной половине лица, вследствие острой невропатии лицевого нерва. Поражение нерва вызвано его сдавлением в узком костном канале, возникает в результате его отека и воспаления. Предполагаемым провоцирующим фактором служит вирусная инфекция (возможно, вирус простого герпеса). Характерна тенденция к спонтанному восстановлению. У части больных формируются необратимые остаточные явления в виде пареза или контрактуры мимических мышц. Раннее применение кортикостероидов улучшает исход заболевания.

C. Bell. On the nerves; giving an account of some experiments on their structure and functions, which lead to a new arrangement of the system. Philosophical Transactions of the Royal Society of London, 1821; 111: 398-424.

БЕЛЛАК

БЕЛЛАК (Bellak) Леопольд (р. 1916) -австро-американский психолог, психиатр и психоаналитик. Образование получил в Вене, окончив медицинский фак-т Венского ун-та (1935-1938). С 1937 г. был секретарем Академической ассоциации медицинской психологии Венского ун-та. Вскоре, после оккупации Австрии нацистами, эмигрировал в США. Продолжил там образование в Бостонском ун-те (магистр гуманитарных наук, 1939), в Гарвардском ун-те (магистр гуманитарных наук, 1942) и Нью-Йоркском медицинском колледже А. Эйнштейна (д-р медицины, 1944). Занимался частной психиатрической и психоаналитической практикой. Затем в должности профессора клинической психиатрии преподавал в Нью-Йоркском медицинском колледже и профессора клинической психологии в Нью-Йоркском ун-те. Его первая публикация была посвящена психоаналитической интерпретации вариаций IQ в различном возрасте, а первая монография - экспериментальным исследованиям проекции (Dementia Praecox: The Past Decadeстиs Work and Present Status: A Review and Evaluation, 1948). Эта книга стала классическим трудом для психиатров и психологов, так же как позднее книга, посвященная тесту тематической апперцепции (ТАТ). В 1954 г. Б. - президент Нью-Йоркского общества проективных техник, а в 1958 г. - Общества проективных техник Института Роршаха. Ему удалось воплотить в жизнь идею создания Центра по исследованию шизофрении, преодолев различные организационные и политические трудности. На протяжении ряда лет Б. руководил этим Центром, много писал о психическом здоровье, лекарственной терапии и психотерапии, исследовал проблемы психоаналитического процесса, шизофрении, проективных техник, феномена гиперактивности, характера, функций Эго, нейрофизиологических нарушений, психопатологии и пр. Автор книг: A Concise Handbook of Community Psychiatry and Community Mental Health, 1974; Emergency Psychotherapy and Brief Psychotherapy (в соавт. с L. Small), 1978; Reading Faces (в соавт. S.S. Baker), 1981; The Broad Scope of Ego Function Assessment (в соавт. с L. Goldsmith), 1983; Handbook of Intensive Brief and Emergency Psychotherapy (в соавт. с H. Siegel) и др. Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко

БЕЛЛА-МАГЕНДИ ЗАКОН

БЕЛЛА-МАГЕНДИ ЗАКОН - закон, согласно которому передние корешки спинного мозга являются двигательными, а задние корешки - чувствительными. Точнее, это открытие принадлежит Магенди (1822), согласно Беллу (1811), всё обстоит как раз наоборот.

БЕЛЛОИД

БЕЛЛОИД - комбинированный лекарственный преперат, состоит из гиосциамина сульфата, общих алкалоидов спорыньи, бутобарбитала. Улучшает сон, устраняет симптоматику вегетативной дисфункции, обладает спазмолитическим действием.

БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО

БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО - части головного и спинного мозга, содержащие преимущественно миелинизированные нервные ворлокна. В «сером веществе» преобладают нейроны.

БЕЛОНОФОБИЯ

БЕЛОНОФОБИЯ (греч. belone - остриё, игла; phobos - страх) - 1. навязчивый страх острых предметов; 2. вообще - любой страх острых предметов, вызванный болезненными причинами.

* * *

Навязчивый страх попадания в организм иголок.

БЕЛОРУСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЫЙ

БЕЛЫЙ - в зрении - зрительное ощущение при стимуляции сетчатки такой комбинацией световых волн, при которой ни одна из них не доминирует. Белый - крайний полюс измерения яркости в бело-серо-чёрном континууме.

БЕЛЫЙ ДЕРМОГРАФИЗМ

БЕЛЫЙ ДЕРМОГРАФИЗМ (греч. derma - кожа, grapho - пишу) - прямая реакция сосудов на лёгкое штриховое раздражение кожи тупым предметом в виде появления в месте раздражения белой полосы. Указывает на преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.

БЕЛЬМО

БЕЛЬМО (син.: лейкома) - стойкое помутнение роговицы глаза вследствие ее рубцового изменения. Возникает в результате тяжелых воспалительных процессов (кератита, трахомы, язвы роговицы) или травм глаза различного происхождения (механических, термических, химических). Иногда бельмо бывает врожденным, что является следствием воспалительного процесса роговицы, перенесенного во внутриутробном периоде. Бельмо может занимать всю поверхность роговицы или ее часть. В зависимости от размеров и интенсивности помутнения наблюдаются различные нарушения зрения - от небольшого понижения до слепоты.

Лечение хирургическое.

Профилактика включает своевременное лечение воспалительных заболеваний и повреждений роговицы, соблюдение предохранительных мер, предотвращающих ранения и ожоги глаз.

БЕЛЬСКОГО - ФИЛАТОВА - КОПЛИКА ПЯТНА

БЕЛЬСКОГО - ФИЛАТОВА - КОПЛИКА ПЯТНА (пятна Филатова - Бельского, пятна Коплика, описаны независимо друг от друга в 1895 педиатрами А. П. Бельским, Н. Ф. Филатовым и американским врачом H. Koplik, 1858-1927) - патогномоничный симптом кори. Появляются в продромальном (катаральном) периоде заболевания на переходной складке слизистой оболочки щек у малых коренных зубов, могут распространяться на слизистую оболочку десен и щек. Представляют собой мелкие белесые точки, окруженные венчиком гиперемии. В их основе лежит очаговый некроз эпителия, вызванный вирусом кори.

А. П. Бельский. «Биржевые ведомости», 1895.

А. П. Бельский. Коревая сыпь на слизистой оболочке полости рта. Медицинское обозрение, 1898, № 50.

Н. Ф. Филатов. Лекции об острых инфекционных болезнях у детей, М., 1895.

H. Koplik. The diagnosis of the invasion of measles from a study of the exanthema as it appears on the buccal mucous membrane. Archives of Pediatrics, New York, 1896; 13: 918-922.

БЕЛЬЦА СИНДРОМ

БЕЛЬЦА СИНДРОМ - эпонимическое название двух клинических симптомокомплексов, описанных немецким врачом и антропологом Е. Baelz (1849-1913).

1. Ложная желтуха - желто-оранжевое окрашивание кожи и слизистых оболочек после длительного и обильного употребления апельсинов, тыквы и моркови - вследствие откладывания каротина в поверхностных слоях эпидермиса; склеры при этом не окрашиваются.

2. Хейлит Бельца (хейлит Фолькмана, по имени немецкого хирурга R. von Volkmann, 1830-1889, Пуэнте синдром, по имени аргентинского врача J. J. Puente) - гнойное воспаление дистопированных слюнных желез: очень болезненное воспаление губ с отечностью слюнных желез; на нижней губе появляются одиночные экзантемы, похожие на простой лишай; после снятия струпа обнажаются эрозии, не поддающиеся лечению; отмечаются положительный симптом росы, припухание слюнных желез, избыточное выделение слюны во время разговора и еды, болезненное соприкосновение нижней губы с верхней и зубами. Рассматривается как предраковое состояние - в трети случаев происходит перерождение в плоскоклеточный рак.

E. von Baelz. Erkrankungen der SchleimdrUsen des Mundes. Monatshefte fUr praktische Dermatologie, Hamburg, 1890; 11.

J. J. Puente, A. Acevedo. Quelitis glandularis. Rev Med Lat Am, 1927; 22: 671-679.

БЕЛЬЦА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

БЕЛЬЦА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (описан E. Baelz) - психогенный ступор, возникающий в результате воздействия сверхсильного, шокового раздражителя (описан во время землетрясения в Токио). Проявляется отсутствием аффективных реакций на происходящую катастрофу, чувства сострадания, заботы о своих близких, ощущением легкости мышления. В отличие от типичного психогенного ступора, сознание не нарушено, амнезия по выходе из ступора отсутствует.

E. Baelz. Uber Emotionslahmung. Allgemeine Zeitschrift fUr Psychiatrie, 1901; 58: 717.

БЕЛЯЕВ

Михаил Федорович (1899-1955) - российский психолог, д-р психологических наук (1945), профессор. Закончил педагогический фак-т Иркутского ун-та (1922). Является одним из организаторов Иркутского педагогического ин-та, заведующим созданной им кафедры психологии (1933-1955). Проводил исследования в области психологии личности. Особое внимание уделял разработке проблемы психологии интересов, исследованию ее историогенеза и современного состояния. Рассматривал влияние интересов на формирование активности личности, особенности их проявления у школьников и роль школы в воспитании и перевоспитании интересов молодежи; процессы формирования правильного отношения к труду у сформировавшейся зрелой личности (Основные положения психологии интереса и разновидности интересов учащихся средних школ, 1938; Психология интереса, 1945). Изучал вопросы нравственного воспитания школьников, психологию формирования моральных убеждений и морального поведения личности. В. В. Мироненко

БЕЛЯЕВА-ЭКЗЕМПЛЯРСКАЯ

София Николаевна (1895-1973) - российский психолог, специалист в области психологии музыки, канд. педагогических наук. В 1915 г. окончила историко-филологический фак-т Московских Высших женских курсов. Училась по классу фортепиано в музыкальном училище Андреева. С 1916 г. вела исследовательскую работу по общей психологии и психологии музыки. В 1917 г. была принята на кафедру философии при Высших женских курсах. Была д. чл. Государственного института музыкальной науки (с 1926 г. - Государственной академии художественных наук). В 1932-1935 гг. - с.н.с. акустической лаборатории при Московской консерватории, где занималась исследованием вопросов теории и психологии музыки. С 1944 г. - преподаватель, а с 1945 г. - доцент кафедры психологии Челябинского педагогического ин-та. С 1957 г. работала в Москве, в Психологическом ин-те (ныне ПИ РАО). Основные работы Б.-Э. посвящены изучению музыкального восприятия во взаимосвязи с закономерностями музыкального языка, личностно-возрастными и социально-психологическими особенностями музыкального развития слушателей и др. Б.-Э. созданы оригинальные экспериментальные методики исследования восприятия мелодического движения, психологических особенностей и типологии музыкального восприятия детей. На этой основе ею был собран и обобщен обширный фактологический материал, касающийся различных аспектов восприятия музыки, опубликованный в ряде отечественных и немецких журналов. Труды Б.-Э. стали классикой отечественной музыкальной психологии. Основные труды: О психологии восприятия музыки, М., 1923; Музыкальное восприятие в дошкольном возрасте, М., 1926 (издано на нем. яз); Восприятие мелодического движения / Структура мелодии, М., 1929; Заметки о психологии восприятия времени в музыке / Проблемы музыкального мышления, М., 1974. М. С. Старчеус

БЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ ОПРОСНИК

БЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ ОПРОСНИК - шкала для измерения степени, в которой индивид проявляет черты или поведенческие характеристики, традиционно связываемые в определённой культуре с мужскими и/или женскими полюсами полоролевой идентификации.

БЕМИТИЛ

БЕМИТИЛ - психостимулятор с антигипоксическим действием.

БЕНА-РОРШАХА ТЕСТ

БЕНА-РОРШАХА ТЕСТ (Behn Eschenberg, 1952) - тест, используемый для ретестирования лиц, ранее обследованных тестом Роршаха (последний существует в одном варианте). Синоним: Беро-тест.

БЕНДЕРА - ФИШЕРА - АДАМСА СИНДРОМ

БЕНДЕРА - ФИШЕРА - АДАМСА СИНДРОМ (описан американскими врачами M. B. Bender, C. M. Fisher, R. D. Adams) - транзиторная глобальная амнезия на события прошедшего дня или нескольких дней. Обычно наблюдается однократно, предположительно в связи с преходящими нарушениями кровообращения головного мозга.

M. B. Bender. Syndrome of isolated episode of confusion with amnesia. Journal of the Hillside Hospital, 1956; 5: 212-215.

C. M. Fisher, R. D. Adams. Transient global amnesia. Acta neurologica Scandinavica, 1964; 40: 1-81.

БЕНЕДИКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ (BENEDICT) P.

БЕНЕДИКТ (BENEDICT) P. (1887-1948) - американский культуроантрополог, представитель этнопсихологической школы в американской этнографии, профессор Колумбийского университета. Несколько лет прожила в индейских племенах Северной Америки, организовала исследование "транскультурных" предпосылок, ведущих к уменьшению национальной враждебности этноцентризма. Б. является автором широко известных работ: "Модели культуры" (1934), "Хризантема и меч" (1946), "Раса: наука и политика" (1953).

В своих трудах Б. обосновала тезис об усилении роли сознания в процессе развития этносов, о необходимости изучения их исторического и культурного прошлого.

Она рассматривала культуру как совокупность общих предписаний, норм-требований для представителей определенной этнической общности, проявляющихся в ее национальном характере и возможностях индивидуального самораскрытия в процессе поведения и деятельности.

Б. стремилась доказать, что набор типов поведения, задаваемых конкретным обществом, национальной культурой в достаточной степени ограничен и может быть хорошо изучен. Она призывала к недопустимости расовой и этнической дискриминации. Во время второй мировой войны Б. изучала культуру и национально-психологические особенности японцев с точки зрения анализа места и роли Японии в условиях всеобщего мира и сотрудничества. В связи с этим Б. разработала -в отличие от принятого в этнографии и культурной антропологии полевого исследования - "методологию изучения культур на расстоянии" (анализ фильмов, пьес, произведений художественной литературы и др. продуктов культуры).

Последние годы своей жизни, используя эту методологию, Б. посвятила сравнительному изучению культур Франции, Чехословакии, Польши, Сирии, Китая, дореволюционной России и восточно-европейских евреев.

БЕНЕДИКТА СИНДРОМ

БЕНЕДИКТА СИНДРОМ (описан австрийским неврологом М. Benedict, 1835-1920) - альтернирующий синдром при поражении среднего мозга на уровне красного ядра: сочетание паралича глазодвигательного нерва на стороне поражения (птоз, расходящееся косоглазие, мидриаз) с хореоатетозом и интенционным дрожанием на противоположной стороне; наблюдается обычно при тромбозе ветвей задней мозговой артерии.

М. Benedict. Tremblement avec paralysie croisee du moteur oculaire commun. Bulletin medical, Paris, 1889; 3: 547-548.

БЕНЕДИКТОВ

Борис Андреевич (р. 1918) - белорусский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1976), профессор. Закончил отделение французского языка и литературы фак-та зарубежных языков Ленинградского государственного ун-та (1941). Ученик Б.В. Беляева. Работал проректором Государственного педагогического ин-та иностранных языков в г. Горьком (1961 - 1966), заведующим кафедрой психологии Минского Государственного педагогического ин-та иностранных языков (1966- 1981),с 1981 г. - профессором кафедры научных основ управления школой Минского Государственного педагогического ин-та. Основное направление исследований Б. - проблемы психологии устной речи и мышления. Изучал психологию многоязычия, специфику овладения и использования иностранного языка и устного перевода (Психология овладения иностранным языком, 1974). Исследовал возможности применения технических средств (кино, диафильмы и т.п.) при усвоении языков. С позиций системного подхода рассматривал вопросы психологии обучения, воспитания и управления учебно-воспитательным процессом в высшей школе, подготовки и переподготовки организаторов народного образования. Еще одним направлением в его исследованиях было изучение эмоционально-волевых компонентов личности студентов, особенностей формирования их характера. По результатам исследования была построена и апробирована модель профессиональной подготовки будущих воспитателей (Психология обучения и воспитания в высшей школе, всоавт., 1983). Р. И. Водейко

БЕНЗОБАМИЛ

БЕНЗОБАМИЛ - противоэпилептический препарат, эффективен при лечении эпилепсии с различными, в том числе полиморфными припадками.

БЕНЗОДИАЗЕПИНЫ

БЕНЗОДИАЗЕПИНЫ - основная группа транквилизаторов, производных бензодиазепина. См. Хлозепид, Сибазон, Феназепам, Нозепам, Лоразепам, Бензоклидин, Бромазепам, Мезапам, Гидазепам, Клобазам, Тетразепам, Сигнопам, Транксен, Нитразепам, Флунитразепам, Триазолам, Зопиклон, Эсатазолам, Клоназепам. См. Транквилизаторы.

БЕНЗОКЛИДИН

БЕНЗОКЛИДИН (Benzoclidine) - транквилизатор, угнетает активность ретикулярной формации и корковых нейронов, умеренно блокирует вегетативные ганглии, адрено- и гистаминорецепторы, не обладает миорелаксантным действием. Усиливает действие снотворных и наркозных средств, анальгетиков, нейролептиков, алкоголя, гипотензивных средств. Бензоклидин показан к применению при лечении тревожно-депрессивных состояний при неврозах, циклотимии, декомпенсации психопатии, а также некоторых соматических заболеваний (гипертоническая болезнь, синусовая тахикардия, пароксизмальная тахикардия). Могут возникать привыкание и пристрастие к препарату, синдром отмены, нарушения функции печени и почек, диспепсия, аллергические реакции. Не назначается при беременности и грудном вскармливании, миастении, гипотонии, нарушениях функции печени и почек, сверхчувствительности.

БЕНЗОНАЛ

БЕНЗОНАЛ - противоэпилептический препарат, особенно эффективен при лечении эпилепсии с большими, психомоторными и джексоновскими припадками.

БЕННЕТА ПЕРЕЛОМ

БЕННЕТА ПЕРЕЛОМ (описан ирландским хирургом Е. Н. Bennett, 1837-1907) - внутрисуставной перелом основания I пястной кости с образованием центрального отломка треугольной формы и подвывихом тела пястной кости в тыльно-лучевую сторону. Возникает при ударе по головке I пястной кости или при падении на выпрямленный большой палец в состоянии приведения. Проявления: кровоподтек, деформация в области I пястно-запястного сочленения с выступанием основания пястной кости; большой палец находится в состоянии приведения, укорочен, активные и пассивные движения ограничены, болезненны; резкая болезненность отмечается при поколачивании по головке I пястной кости или по кончику пальца. Рентгенограммы в двух проекциях позволяют уточнить диагноз. Под местной анестезией отломки сопоставляют, кисть и предплечье иммобилизуют отвердевающей повязкой.

E. H. Bennett. Fractures of the metacarpal bones. Dublin Journal of Medical Science, 1882; 73: 72-75.

БЕННИС

БЕННИС (Bennis) Уоррен (р. 1925) - американский психолог, специалист в области социальной и прикладной психологии. Один из авторов теории группового развития. Д-р наук, профессор (1971). Ректор ун-та Цинциннати (с 1971). Во второй половине 50 -х гг. под влиянием психоаналитических ориентации (3. Фрейд, Г. Сал-ливан) и др. подходов совместно с Г. Ше-пардом разработал основания теории группового развития. Созданная на основе анализа деятельности Т-групп (групп тренинга человеческих отношений), теория исследовала и объясняла два типа от-ношений: 1) лидер - рядовые члены группы и 2) взаимоотношения членов группы, в соответствии с которыми выделялись две аналогичные фазы группового развития: а) зависимости (фаза власти) и б) взаимозависимости (межличностная фаза), каждая из которых подразделялась на три субфазы. В развитии группы приоритет отдавался смене ценностных ориентации, нормативных характеристик и, соответственно, доминированию различных членов группы. Автор книг: Меняющаяся организация, 1966; Интерперсональная динамика, 1968; Менеджмент изменения и конфликта, 1973; и ряда др. работ по проблемам межличностных и групповых взаимоотношений. В. И. Овчаренко

БЕНПЕРИДОЛ

БЕНПЕРИДОЛ (Benperidole, Anquil, Benzperidol, Concillium и др.) - антипсихотик, производное бутирофенона. По своим фармакодинамическим свойствам близок галоперидолу, но менее эффективен при лечении острых и хронических психотических состояний.

Предыдущая страница Следующая страница