Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "К" (часть 24, "КУЛ"-"КЮС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 24, "КУЛ"-"КЮС")

КУЛЬТУРА КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

К.к.г.с.п. - интегративная характеристика высшего уровня развития личности государственного служащего, представленная личностным конструктом «Я - профессионал», которая интегрирует пять структурных компонентов (аксиологический, социальный, психологический, когнитивный, профессиональный) и пять функциональных (диагностический, целеполагающий, моделирующий, интерпретирующий, регулирующий) компонентов. Способы связи и закономерности их развития проявляются в качественных изменениях профессионального самосознания, ценностных отношений, способностей творческой реализации в ответственных профессиональных позициях (информатора, лидера, определителя, партнера, субъекта-партнера). К.к.г.с.п. обусловливает ценностно-смысловую и технологическую модель успешного овладения ответственными профессиональными позициями - как партнера и субъекта-партнера в управлении (в разных видах деятельности государственного служещего).

Процесс развития К.к.г.с.п. - процесс целостного, целенаправленного, многоуровневого, долгосрочного, проектно-регулирующего, профессионально-личностного саморазвития, который детерминирует становление его профессионально-позиционной, ценностной сущности как субъекта-партнера в системе управления. Этот процесс обусловлен: пониманием и принятием руководителями себя и партнеров в качестве уникальных саморазвивающихся личностей; выстраиванием адекватной самооценки; рефлексивным моделированием личностного конструкта «Я - профессионал»; принятием ответственности; оцениванием резервов психики на уровне рефлексии и переживаний разных состояний; актуализацией творческого потенциала; проектированием и регуляцией способов саморазвития в позициях управления, а также удовлетворенностью, уверенностью, самостоятельностью, рефлексивностью, креативностью, высоким уровнем притязаний, выраженностью Я, экстравертированностью, целенаправленностью, максимальным психическим обеспечением, интегрированностью личностных качеств.

Личностные особенности государственных служащих, лежащие в основе развития психологической культуры - ответственность и рефлексия, позволяют охарактеризовать четыре типа личностей: ответственный - рефлексивный, ответственный - нерефлексивный; рефлексивный - неответственный - нерефлексивный - и определить особенности развития их К.к.г.с.п.

Стратегическое направление акмеологии - изучение деятельности государственных служащих с точки зрения содержательных и оценочных аспектов системы представлений о самих себе как профессионалах в различных профессионально значимых позициях, выделенных при исследовании развития К.к.г.с.п. Для содействия ее развитию необходимо акцентирование внимания государственных служащих на блоке важнейших профессионально значимых личностных качеств; формирование у государственных служащих в процессе подготовки и профессионального совершенствования навыков самоуправления, приобретение опыта управленческих действий в нестандартных ситуациях взаимодействия, установки к взаимодействию; развитие установки государственных служащих на личностное самосовершенствование путем познания своих возможностей и адекватной самооценки достигнутого управленческого мастерства.

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - уровень взаимоотношений между этносами и людьми различных национальностей на основе правовых норм и нравственных принципов, норм взаимного уважения и доверия. Низкий уровень К. м. о., ее неразвитость способствует возникновению межэтнических конфликтов.

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ - высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. К. м. предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач. К. м. предполагает соединение субъектом способностей понимания, интерпретации, объяснения, доказательства (аргументации), рефлексии и диалога. Для выработки культуры мышления человеку необходима постоянная интеллектуальная работа, деятельность по преодолению стихийного, ситуативного, стереотипного способа мышления. Особым способом осуществления мыслительного процесса как культурного является рефлексия, совмещающая организацию, критику и последовательное конструирование содержания мыслительной деятельности.

КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ - текущее состояние организационной культуры, результат взаимодействия разнородных и зачастую противоречивых элементов, имеющих единый результирующий, объединяющий, идентифицирующий вектор. В нормально функционирующей организации этот вектор имеет определяющее значение. В условиях инновационных изменений возможно разбалансирование этого вектора, наступает дисфункция в деятельности организаций, характеризующаяся нарастанием давления конфликтогенных векторов.

КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА

КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА - комплексное понятие, включающее технико-организационную культуру предприятия, культуру труда и личную культуру работающих. Техникоорганизационная культура предприятия охватывает технику, технологию, организацию производства и управления. Культура труда включает организацию и обслуживание рабочих мест, механизацию и автоматизацию труда, качество и внешний вид выпускаемой продукции; соответствие производственного оборудования анатомическим, физиологическим и психологическим требованиям, санитарно-гигиенические условия труда и культурно-бытовое обслуживание работников на производстве. Личная культура работающих определяется их общим культурным и профессиональным уровнем, компетентностью, отношением к выполняемой работе, манерами поведения.

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. cultu-га - развитие anthropos - человек logos - учение) - отрасль антропологической науки, занимающаяся изучением различных культур и особенностей развития различных наций и народностей.

Из числа современных дисциплин социогуманитар-ного цикла К.а. тесно связана с историей, культурологией, этнопсихологией. Однако последняя изучает индивида как члена этнической группы, в то время как К.а. рассматривает человека как часть целого - культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному обществу.

КУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

КУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (cultural deprivation) - отсутствие или лишение необходимых для развития личности культурных ресурсов, например, образования, знания, воспитания. На настоящем этапе развития цивилизации культурная депривация осознана как глобальная проблема, так как до 90% жителей планеты существуют в условиях тотального или значительного лишения культурных ценностей (и в то же время в условиях духовной агрессии экспансии со стороны некоторых стран), чреватой утратой культурного многобразия человеческого сообщества.

КУЛЬТУРНАЯ СЛЕПОТА

КУЛЬТУРНАЯ СЛЕПОТА - «предрасположенность рассматривать события, происходящие в мире, с точки зрения ценостей и норм, принятых в собственной культуре» (Ребер), что подчас мешает объективным оценкам. Ср. этноцентризм.

* * *

- тенденция рассматривать различные явления культуры с позиции ценностей и норм, принятых в собственной культуре. Отсюда берут начало представления о превосходстве одной культуры над другими и тенденция к культурной экспансии. Вариант этноцентризма (см.).

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. XX в. Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. При формировании К.-и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.). Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно К.-и. т., главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. К.-и. т. на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к которой обратились символические интеракционисты и сторонники гипотезы лингвистической относительности Сепира - Уорфа. Для проверки основных положений К.-и. т. Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью которой моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Частным следствием К.-и. т. является важное для теории обучения положение о зоне ближайшего развития - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности. К.-и. т. подвергалась критике, в том числе со стороны учеников Л .С. Выготского, за неоправданное противопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаковосимволических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л.С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии. В настоящее время обращение к К.-и. т. связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных (связанных с познанием) процессов, с использованием в психологии аппарата структурно-семантических исследований. Л.А.Радзиховский

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ - социологическая концепция, которая подчеркивает существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицает единство всемирно исторического развития человечества.

Наиболее известными теоретиками этой концепции являются Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Заслуга К.-и. т.т. - в критике европоцентризма в философии и социологии и в фиксировании многообразия путей социального развития культур.

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ -концепция развития этноса (нации) как самостоятельной единицы общества (государства), а также деятельность, ориентированная на самостоятельное развитие национальной культуры в многонациональном обществе.

Одним из основоположников представлений о К.-н.а, был австрийский политик О.Бауэр, пытавшийся соединить марксизм с кантианством. Применяя идеи Канта к теории национального вопроса, он утверждал, что "национальная апперцепция" (национальное восприятие) обуславливает извечное стремление людей объединяться в нации, трактовавшиеся им как совокупности людей, связанных общностью национального характера, порожденного совместным развитием. На этой основе он выдвинул теорию культурно-национальной автономии, которая обосновывает необходимость создания учреждений, характеризующих свободу национального развития, прежде всего, образования. Представитель определенной (любой) нации, независимо от места проживания (отсюда название "экстерриториальная автономия") входит в единый государственно-признанный союз, который ведает национально-культурными делами, главное из которых - школьное дело. Образование по национальному признаку "изымается из ведения" государств.

Исторический опыт России и иных государств свидетельствует, что культурно-национальная автономия существовала и должна существовать. В государственно-устроительном смысле автономия была, есть и будет субъектом либо федерации, либо конфедерации, который не обладает правами ведения внешней политики, внешней торговли, заключения мира и объявления войны и т. д. Финляндия в составе царской России, правда, имела свою монету и армию, но скорее номинально. Автономия для современной России в плане государственного строительства - вполне нормальный уровень общения межгосударственного характера для различных субъектов нашей страны. При этом языковые процессы, вся духовная жизнь могут развиваться и протекать под флагом национальных традиций, норм и обычаев, свойственных конкретным народам. Если на территории автономии проживают несколько крупных этносов, то, соответственно, их духовная жизнь, реализация "культурно-автономного" аспекта должна разворачиваться с учетом этого факта.

КУЛЬТУРНО-ОПРЕДЕЛЯЕМЫЙ СИНДРОМ (КОС)

КУЛЬТУРНО-ОПРЕДЕЛЯЕМЫЙ СИНДРОМ (КОС) - любое явление психопатологии, считающееся характерным для определённой культуры. Всего в литературе сообщается о более чем 30 видов КОС. Это, к примеру (см.), коро в Юго-Восточной Азии, пиблоктог у эскимосов, кубомания в обществах с капиталистическим укладом экономики, лата в Малайзии и Индонезии, амок в Юго-Восточной Азии, сусто в Центральной и Южной Америке. Специфика расстройства, как предполагается, касается, в основном, содержания болезненных явлений, тогда как феноменология психических расстройств является общей для разных культур. Галлюцинации, бред или навязчивости всюду одинаковы, их появление не связано с культурной идентичностью, но психологическое содержание этих и иных психопатологических феноменов может изменять их порой до неузнаваемости, если их рассматривать со свойственной той или иной психиатрической школы позиции. Не исключается, однако, и такой вариант, что феноменология психических отклонений в очень несходных культурах может различаться достаточно существенными признаками. Э.Г.Марселла (2005) считает, например, что «каждая культура способствует развитию и сохранению специфических расстройств». Значительную культурную окраску приобретают и многие «универсальные» расстройства (шизофрения, депрессия и др.).

Существуют разные систематики КОС. Кив предлагает такую классификацию: 1. тревожные состояния (коро, сусто); 2. фобические состояния (мал оджо или mal ojo, смерть вуду); депрессивные расстройства (хива-итчк или hiwa-itchk, психоз индиго или windigo, «злобная тревога»); 3. истерические расстройства (лата); 4.обсессивно-компульсивные неврозы ( шинкейшитсу или shinkeishitsu, фригофобия); 5. диссоциативные состояния (амок, пиблоктог или pibloktog, хси пинг или hsieh ping, одержимость духами. Согласно Япу, КОС является вариантом реактивных психозов, последних существует, предположительно, всего четыре: 1. первичные реакции страха (сусто, «магическая смерть», лата, мали-мали, иму, мирьяхит, йонг-да-хте и «магических страх»; 2. гипередические (сверхсильные) реакции ярости (амок, неги-неги); 3. культурно обусловленные нозофобии (коро); 4. трансовые состояния диссоциации (психоз виндиго, хси пинг). К.Schneider (1959) различает три группы расстройств, обозначаемые термином КОС: 1. эмоциональные синдромы (коро, сусто); 2. параноидные синдромы и 3. синдромы нарушенного сознания (лата, амок, неги-неги, хси понг и виндиго). Синонимы (упомянутые далее названия указывают на отсутствие чёткого понимания природы расстройств данного класса): Культурноспецифические расстройства (culture-bound disorders), Экзотические психозы, Атипичные психозы, Истерические психозы, Этнические психозы.

КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ТЕСТ

КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ТЕСТ - тест, разработанный так, чтобы он был по возможности свободным от любых предубеждений в отношении определённой культуры и чтобы не было никаких существенных преимуществ у тестирумых представителей одной культуры перед представителями какой-то другой. Высказываются серьёзные сомнения в том, что такими являются уже существующие тесты или тесты, которые могут быть разработаны в будущем, при сохранении и впредь культурного многообразия. Синоним: Культурно-беспристрастные тесты.

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ - правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения как адекватные у одних людей, и неадекватные у других. Обычно в набор культурных норм включаются поощрения и санкции, которые, как правило, применяются в случае несоблюдения или нарушения этих норм.

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - 1. точка зрения, согласно которой человеческое поведение детерминируется преимущественно или исключительно культуральными факторами; 2. в более мягкой форме культурный детерминизм есть положение о том, что культура имеет важное значение в детерминации поведения человека, или, если быть более точным, значение, которое требует систематического научного исследования.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ - 1. внутренний конфликт у человека или группы, когда сталкиваются два или более противоречащих друг другу культурных стандарта, оба из которых частично приемлемы, но следование им обоим одновременно невозможно и это приводит к внутреннему конфликту; 2. конфликт между индивидами или группами, возникающий в результате различия культурных стандартов и практики.

КУЛЬТУРНЫЙ МОНИЗМ

КУЛЬТУРНЫЙ МОНИЗМ - социально-философское направление, утверждающее, что этнические, расовые или религиозные меньшинства должны интегрироваться в доминирующую культуру, поскольку внутренняя борьба будто бы менее вероятна в условиях монистической системы, чем при культурном плюрализме. Является в сущности эвфемизмом термина культурная слепота.

КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕЖИТОК

КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕЖИТОК - аспекты культуры, утратившие первоначально свойственные им утилитарные функции. Иногда используются для декоративных целей, но могут быть осознанно актуализированы с целью задержать культурный прогресс. Синоним: Предрассудок (словообразовательная калька франц. рrejuge).

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. plyralis -множественный) - наличие и признание свободного существования и развития различных этнических культур в составе единой национальной общности.

Национальная культура, язык, традиции, ценности являются одним из этнообразующих факторов, выделяющих конкретную этническую группу, общность от других. Концепция К.п., принятая в западной науке, предполагает наличие в национальном самосознании и закрепление в законодательных актах и нормах права на свободное развитие различных культур и субкультур, в том числе и культуры этнического меньшинства, признание данного права за всеми народами и народностями.

К.п. рассматривается как предпочтительный структурный принцип мультикультурного общества. С понятием "мультикультурное общество" связаны надежды на создание толерантного общества. Общество, основанное на К.п., представляет собой совокупность социальных групп с различной культурой. Однако культура теряет при этом целостнозначимую структуру, что является основой интеграции общества, основой этнической идентичности. Мультикультурное общество объединяется не только с помощью рынка, но и с помощью культурной политики государства.

В целом развитие культуры осуществляется по модели функционирования наднациональной, однородной индустриальной культуры, но параллельно укрепляются и развиваются культуры различных групп. Национальная культура развивается на основе своего языка, традиций, истории, этнических мифов. Мультиэтниче-ское общество всегда испытывает беспокойство по вопросам согласования этнических культур. Концепция К.п. обосновывает один из путей, способов решения сложной проблемы взаимодействия различных этнических культур.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus - относительный) - позиция, согласно которой нельзя правильно оценить, интерпретировать или анализировать какое -то отдельное явление культуры вне связи с его контекстом, то есть той культурой, в недрах которой оно возникло и существует. Основным в данной позиции является утверждение о том, что традиции одной культуры не могут рассматриваться как низшие или высшие по отношению к культурным традициям других обществ.

КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью (Г. И. Бондаренко, 2003).

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК - понятие, принятое в западной культурологии и этнопсихологии для обозначения: а) конфликта старых и новых культур, норм и ориентации, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл; б) трудностей, появляющихся у человека при вхождении его в новую для него культуру при общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей.

Понятие К.ш. ввел в научный обиход американский антрополог Ф.Боас (см.). По мнению американского ученого К.Оберга, при вхождении в инокультурную среду происходит дезориентация индивида, проявляющаяся в следующих характерных состояниях:

1) напряжении из-за усилий, требующихся в процессе психологической адаптации, называемого культурной утомляемостью, и вызывающего раздражительность, бессонницу, психосоматические расстройства;

2) чувстве тревожности в связи с потерей друзей, профессионального и социального статуса из-за оторванности от привычного окружения;

3) чувстве отверженности из-за враждебности окружающих представителей другой этнической общности;

4) противоречиях в индивидуальном сознании и психологии, связанных с изменениями в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и в собственной личностной идентичности (см.: Этническая идентичность);

5) психологическом дискомфорте, возмущении или отвращении при осознании различий между своими и чужими национальными ценностями;

6) чувстве бессилия от невозможности эффективно взаимодействовать с представителями других этносов.

Явление К.ш. дополняется понятием "V-образной кривой" в адаптации к новой культуре, в ходе которой индивид, как правило, проходит через три этапа. Первый из них характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением; второй - фрустрацией, депрессией и чувством замешательства, которые на третьем, завершающем этапе медленно переходит в чувство уверенности и удовлетворенности.

Наиболее важными факторами, которые воздействуют на степень выраженности К.ш. и продолжительность культурной адаптации, являются: степень сходства или различия как между культурами, так и ценностями национального характера; социально-демографические различия (напр. молодые люди с высшим образованием и хорошим интеллектом, как правило, адаптируются быстрее); индивидуальный опыт пребывания в новой социальной и этнической среде (обычно успешнее адаптируются те люди, у которых хорошо развиты интеллектуальные качества, культура общения, волевые характеристики).

Психологи выделяют четыре стадии К.ш., три из которых практически совпадают с тремя периодами адаптации, но с добавлением феноменов межгрупповых отношений. Так, стадия фрустрации сопровождается ярко выраженным предпочтением своей группы, идентификацией себя с ней. Четвертая стадия носит название успешной адаптации и характеризуется полным усвоением и принятием норм и ценностей чужой этнической общности.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК (КШ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЮТКИН

Ювеналий Николаевич (р. 1932) - российский психолог, д-р психологических наук (1973), профессор (1980). После окончания филологического фак-та Гродненского педагогического ин-та (1954) и аспирантуры Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР (1962) работал научным сотрудником, затем - зам. директора (с 1970) НИИ общего образования. Чл.-кор. АПН СССР и РАО. Область научных исследований К. - проблемы психологии обучения и развития взрослых людей в различных образовательных системах при использовании разнотипных форм образования (общего образования взрослых в вечерних и заочных средних и высших школах); теоретико-методологические и методические основы повышения профессиональной квалификации трудящихся; разработка психологических основ самообразования взрослых. Изучены особенности мышления взрослых в ходе образовательного процесса и структура их познавательной деятельности, выявлены индивидуально-типические особенности их мыслительной деятельности и закономерности обучаемости, специфика потребностей и запросов взрослого человека по отношению к информации. В исследовании реализован комплексный, междисциплинарный подход, проявляющийся в раскрытии социологических, психологических и педагогических аспектов в их единстве; рассмотрении взаимосвязи обучения и самостоятельной работы, теоретических знаний и практического опыта в образовательном процессе. Наряду с разработкой теоретических проблем психологии обучения взрослых, структуры и особенностей их познавательной деятельности К. и его учениками и сотрудниками выполнено большое число конкретных психолого-педагогических разработок и подготовлены практические рекомендации по вопросам, посвященным оптимизации процесса обучения взрослых в системе школьного и внешкольного образования, а также в процессе самообразования взрослых (Эвристические методы в структуре решений, 1970; Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся вечерних школ, 1967, в соавт.; Исследования познавательной деятельности учащихся вечерних школ, 1977, в соавт.; Моделирование педагогических ситуаций, 1981, ред. и соавт.; Психология обучения взрослых, 1985). Ю.Н.Олейник

КУМБСА РЕАКЦИЯ

КУМБСА РЕАКЦИЯ (по имени британского иммунолога R. R. A. Coombs, род. в 1921, синоним - антиглобулиновая проба) - серологическая реакция, основанная на агглютинации эритроцитов неполными ауто- и изоантителами в присутствии антиглобулиновой сыворотки. При постановке прямой реакции к отмытым эритроцитам исследуемых больных добавляют антиглобулиновую сыворотку; при наличии на поверхности эритроцитов неполных антител наступает их агглютинация. Прямую реакцию Кумбса применяют для выявления аутоиммунного гемолиза, гемолитической болезни новорожденных, лекарственной иммунной гемолитической анемии, при гемолитических трансфузионных реакциях. Непрямая реакция служит для выявления антител к эритроцитам в сыворотке крови; сыворотку больного инкубируют с донорскими эритроцитами группы 0, а затем проводят прямую пробу Кумбса. Непрямую реакцию используют для определения индивидуальной совместимости крови донора и реципиента, выявления аллоантител, в том числе вызывающих гемолитические трансфузионные реакции, и др.

R. R. A. Coombs, A. E. Mourant, R. R. Race. A new test for the detection of weak and «incomplete» Rh agglutinins. British journal of experimental pathology, 1945; 26: 255-266.

КУМБСА ШУМ

КУМБСА ШУМ (описан английским врачом С. F. Coombs, 1879-1932) - негромкий короткий мезодиастолический шум на верхушке сердца, выслушиваемый при острой ревматической лихорадке (проявление вальвулита), изменяющийся день ото дня и исчезающий при стихании атаки.

C. F. Coombs. Rheumatic heart disease. Bristol, 1924; p. 203.

КУМУЛЯЦИЯ

КУМУЛЯЦИЯ (лат. cumulatio - накопление) - 1. накопление в организме некоторых медленно выводящихся или разрушающихся лекарственных средств, способное повлечь серьёзные негативные последствия; 2. постепенное накопление в генотипе изменений, способных в итоге существенно изменить функционирование и жизнеспособность организма; 3. концентрация энергии взрыва в определённом направлении.

КУННИЛИНГУС

КУННИЛИНГУС (лат. kunnus - женские гениталии, lingo - лижу) - сексуальное отклонение у женщин, половое возбуждение и оргазм у которых наступают лишь или преимущественно в результате стимуляции их гениталий языком и губами партнёра (партнёрши). Синонимы: Кумбитмака, Куннилинкцио, Куннилинктус.

* * *

стимулирование полового возбуждения женщины воздействием на вульву (главным образом на клитор) губами и языком.

КУПЕРА БОЛЕЗНЬ

КУПЕРА БОЛЕЗНЬ - то же, что Реклю синдром.

КУПЕРА ГРЫЖА

КУПЕРА ГРЫЖА (по имени английского хирурга A. Р. Cooper, 1768-1841) - разновидность бедренной грыжи, с двухкамерным грыжевым мешком. Одна его часть выходит через овальное отверстие под кожу, а другая располагается под фасцией. Лечение оперативное.

A. P. Cooper. The Anatomy and Surgical Treatment of Abdominal Hernia. London, 1827.

КУПЕРА СИНДРОМ

КУПЕРА СИНДРОМ (невралгия Купера, описана A. Р. Cooper; синонимы - мастодиния, невралгия молочных желез) - ощущение боли в одной или обеих молочных железах без каких-либо местных изменений. Чаще наблюдают у молодых, легко возбудимых женщин.

A. P. Cooper. Illustrations of the Diseases of the Breast. London, 1829.

КУПЕРНЕЙЛА СИМПТОМ

КУПЕРНЕЙЛА СИМПТОМ (описан американским врачом G. P. Coopernail, 1876-1962) - признак перелома таза: экхимозы на промежности, мошонке или половых губах.

G. P. Coopernail. A sign in fracture of the pelvis. Medical record (New York), 1916; 89: 417.

КУПИДОН

КУПИДОН - то же, что Амур.

КУПИРОВАНИЕ АБСТИНЕНТНОГО СИНДРОМА (УСТРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

КУПИРОВАНИЕ АБСТИНЕНТНОГО СИНДРОМА (УСТРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ) -

С прерывания абстиненции начинается лечение второй стадии алкоголизма. Используются весьма действенные средства, направленные на дезинтоксикацию и устранение тягостных симптомов.

Дезинтоксикация осуществляется с помощью капельных внутривенных вливаний гемодеза, реополиглюкина, 5 % глюкозы. Используются также инъекции тиоловых препаратов (унитиол, тиосульфат натрия), а также большие дозы витаминов - тиамина, пиридоксина, аскорбиновой кислоты.

Также возможно применение осмотических диуретиков (мочевина, маннитол, уроглюк). Все это предназначено для убыстрения окисления и выведения из организма продуктов нарушенного обмена, в особенности накопившегося ацетальдегида.

Ликвидация тяжелых симптомов абстиненции достигается с помощью разнообразных психотропных и других препаратов. При беспокойстве и волнении применяются реланиум, сона-пакс, хлорпротиксен, рисполепт, а если тревога сочетается с депрессией - амитриптилин или коаксил. При бессоннице хорошее действие оказывает реладорм или сочетание радедорма с феназепамом. При выраженных вегетативных расстройствах (пот, озноб, сердцебиение) более показаны грандаксин или пирроксан. При ярких красочных сновидениях и особенно при гипнагогических (в момент засыпания или пробуждения) галлюцинациях (угроза развития алкогольного делирия) необходимо использовать тизерцин. Если абстиненция проявляется дисфорией с гневливостью, то наиболее эффективен неулептил.

Купирование явлений абстиненции не освобождает от патологической зависимости к алкоголю, которое еще длительное время способно оставаться сильным и стабильным, а в установленный период даже резко увеличиваться. Поэтому после купирования абстиненции начинают лечение, направленное на устранение психической зависимости.

КУПИРОВАТЬ

КУПИРОВАТЬ (фр. couper) - 1. в медицине - прервать болезнь, устранить расстройство посредством терапии; 2. отрезать, отрубить (например, хвост собаке).

КУРАЖ

КУРАЖ (от франц. courage, первоначальное значение «смелость, храбрость») - непринужденно-развязное состояние, смелость. Кураж включает в себя самодовольство, садистское желание и удовольствие. Ср.: куражиться над кем-либо. Обычно кураж связан с выпивкой, подпитием, в результате чего «смелеют». Выражается в откровенности, временном цинизме и др. Типичная реакция на кураж - неловкость, униженность, обида, презрение (трезвого человека), принятие, эмпатия, индукция куража (пьяного собутыльника).

[Монах], в душе почувствовав кураж,

В зеленый лес, как белоусый паж,

Как легкий конь, за девкою погнался.

(А. Пушкин, Монах)

Глаза ее смотрели в лицо мужа твердо, холодно. Гришка, несмотря на весь свой геройский кураж, отвернулся от нее (М. Горький, Супруги).

Ср. наглость.

КУРАРЕ

КУРАРЕ - название d-тубокурарина, блокирующего холинергическую передачу в нервно-мышечном синапсе и вызывающего тем самым паралич поперечно-полосатой мускулатуры.

КУРАЦИЯ

Совокупность действий врача, направленных на диагностику заболевания и лечение больного, а также оформление необходимой медицинской документации.

КУРВУАЗЬЕ - ТЕРРЬЕ СИНДРОМ

КУРВУАЗЬЕ - ТЕРРЬЕ СИНДРОМ (описан хирургами - швейцарским L. G. Courvoisier, 1843-1918, французским L.-F. Terrier, 1837-1908) - симптомокомплекс (триада) при опухоли фатерова соска: увеличенный желчный пузырь (Курвуазье - Террье правило: увеличенный желчный пузырь является признаком опухоли фатерова соска), желтуха кожи и слизистых оболочек с выраженным зудом, ахоличный кал. Аналогичный симптомокомплекс при опухоли поджелудочной железы носит название синдрома (правила) Бара - Пика.

L. G. Courvoisier. Casuistisch-statistische Beitrage zur Pathologie und Chirurgie der Gallenwege. Leipzig, 1890; p. 57-58.

КУРЕНИЕ

КУРЕНИЕ - одна из форм токсикомании, оказывающая отрицательное влияние на здоровье курильщика и окружающих лиц («пассивное курение»), По мере привыкания к курению проявляется стимулирующее действие никотина на некоторые системы организма (подъем АД, усиление отделения желудочного и кишечного сока, желчи). Постепенно формируется стойкая психическая и физическая зависимость, и состояние человека уже полностью определяется потребностью в никотине. Частота курения возрастает при напряженной интеллектуальной работе, физической усталости, волнении и т. д.

В случае невозможности продолжать курение (отсутствие табака) развивается абстинентный синдром, который характеризуется раздражительностью, неспособностью сосредоточить внимание, расстройством сна, слабостью, головной болью и т. д.

К многообразным последствиям курения относятся болезни сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Риск развития ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, гастрита, язвенной болезни желудка у курильщиков значительно выше. У них чаще встречаются хронический ларингофарингит, бронхит, пневмосклероз, эмфизема и рак легких.

В большинстве случаев возможно одномоментное прекращение курения, так как при постепенном отвыкании сохраняется влечение к курению. Благоприятный эффект приносит психотерапия, форму которой избирают в зависимости от особенностей личности. Для отвыкания от курения и смягчения абстинентного синдрома используют различные специальные препараты, никотиносодержащие пластыри и др.

* * *

вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов (табака, опиума и др.); одна из наиболее распространенных форм токсикомании. В состав табачного дыма входит деготь, оксид углерода, никотин, синильная кислота, эфиры, фенолы и другие вещества, обусловливающие его токсическое действие на организм. К. особенно опасно во время беременности. Никотин проходит через плацентарный барьер, оказывая токсическое влияние на плод, увеличивая число самопроизвольных абортов, преждевременных родов. Неблагоприятное влияние К. оказывает и на половые функции мужчин и женщин. Для отвыкания от К. лучше использовать отпуск, командировку, каникулы, а также период выздоровления при каком-либо заболевании, во время которого К. было запрещено по медицинским показаниям. Положительный результат дает психотерапия; используют также лекарственные средства, которые временно заменяют стимулирующее действие никотина, но не вызывают зависимости.

КУРС

КУРС (лат. сursus - бег, течение, ход) - 1. законченный цикл лечения, терапевтических процедур; 2. систематическое изложение какой-либо науки или отдельной её части; 3. направление движения, путь; 4. ступень обучения; 5. направление деятельности, в политике, в том числе в области охраны психического здоровья.

«КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

«КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ» - учебник по инженерной психологии для студентов университетов, обучающихся по специальности психология (Котик М. А. Курс инженерной психологии.- Таллин: Валгус, 1978.- 364 с , ил.). Учебник создан на базе двух ранее изданных учебных пособий, в основу которых был положен курс инженерной психологии, читаемый в течение длительного времени автором. Включает четыре раздела. В первом из них рассматриваются общие закономерности деятельности человека в системе управления. Рассмотрены история инженерной психологии и ее связь с другими науками, дана характеристика человека как компонента системы управления, приведена общая психологическая характеристика деятельности оператора и дан ее подробный информационный анализ. Второй раздел посвящен анализу и определению показателей работы оператора и СЧМ. Проанализированы показатели точности, надежности и времени работы оператора, показано их влияние на аналогичные характеристики СЧМ. В третьем разделе описаны технические средства деятельности оператора. Подробно рассмотрены назначение, классификация, инженерно-психологические характеристики различного рода средств отображения информации и органов управления; приведены принципы их согласования между собой и с особенностями деятельности оператора. В четвертом разделе представлены методы отображения и описания деятельности оператора и рассмотрены основные принципы и подходы к проектированию СЧМ. При изложении материала автор исходит из такой точки зрения: для инженерной психологии наиболее существенно выявление основных психических закономерностей деятельности оператора, формализация же их является вторичной задачей, при решении которой в помощь психологу могут привлекаться инженеры и математики. Поэтому при изложении материала основное внимание уделяется общим принципам, теоретическим подходам к выявлению искомых закономерностей, их обоснованию, а не описанию частных алгоритмов деятельности оператора.

КУРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУРУ

КУРУ - болезнь коренных жителей (племя форе) в Новой Гвинее. Характеризуется прогрессирующей дегенерацией двигательных нейронов ЦНС, в особенности головного мозга, в результате чего появляются гиперкинезы (в основном, тремор головы, конечностей, туловища). Болеют главным образом женщины и дети. Спустя 9-12 лет от начала болезни пациенты погибают. Предполагают, что причиной болезни является медленный вирус, который передаётся путём каннибализма. См. Культурно определяемый синдром.

* * *

(папуасское kuru - «дрожание от страха», «смеющаяся смерть») - прионовая медленная инфекция, характеризующаяся поражением центральной нервной системы. Впервые наблюдалась в 1953 в восточной части о. Новая Гвинея, описана австралийским врачом В. Зигасом и американским вирусологом К. Гайдузеком. Возбудитель - патологический прион, источник инфекции - человек. Заражение происходит в результате ритуального каннибализма, прежде всего поедания мозга. Поскольку женщины и дети чаще поедали останки, большинство случаев заболевания регистрировалось именно среди них. Патоморфологически напоминает болезнь Крейтцфельдта - Якоба, характеризуется спонгиформной дегенерацией нервной ткани с образованием в отростках нейронов и глиальных клеток большого количества пузырьков (вакуолей) и наличием амилоидных бляшек, представляющих собой отложения патологического прионного белка. Основные проявления болезни: прогрессирующая атаксия, мышечный тремор, нарушение речи, ограничение подвижности глазных яблок, хореоатетоз, миоклония, парезы и параличи, повышенная возбудимость, насильственный смех, деменция. Лечение симптоматическое. Длительность болезни до 2 лет, исход всегда смертельный. Введенный в 1957 запрет на каннибализм привел к резкому снижению заболеваемости.

V. Zigas, D. C. Gajdusek. Kuru: clinical study of new syndrome resembling paralysis agitans in natives of the Eastern Highlinds of Australien New Gvinea. [The] Medical journal of Australia, 1957; 2: 745-754.

КУРШМАНА СПИРАЛИ

КУРШМАНА СПИРАЛИ (по имени немецкого врача Н. Curschmann, 1846-1910) - симптом бронхиальной астмы: обнаруживаемые при микроскопическом исследовании мокроты больных беловато-прозрачные штопорообразно извитые трубчатые образования, сформировавшиеся из муцина в бронхиолах.

КУССМАУЛЯ ДЫХАНИЕ

КУССМАУЛЯ ДЫХАНИЕ (описано немецким врачом A. Kussmaul, 1822-1902; синоним - большое дыхание) - дыхание, характеризующееся равномерными редкими дыхательными циклами (шумный глубокий вдох, усиленный выдох); наблюдается у больных в тяжелом состоянии (в частности, при диабетическом кетоацидозе).

A. Kussmaul. Zur Lehre vom Diabetes mellitus. Uber eine eigenthUmliche Todesart bei Diabetischen, Uber Acetonamie, Glycerin-Behandlung des Diabetes und Einspritzungen von Diastase ins Blut bei dieser Krankheit. Deutsches Archiv fUr klinische Medicin, Leipzig, 1874; 14: 1-46.

КУССМАУЛЯ ПУЛЬС

КУССМАУЛЯ ПУЛЬС (описан A. Kussmaul; синоним - парадоксальный пульс) - ослабление пульса вплоть до исчезновения пульсовой волны и снижение систолического артериального давления более чем на 10 мм рт. ст. во время сна. Наблюдается при тампонаде сердца, иногда - при констриктивном перикардите. Феномен объясняют следующим образом: правые отделы сердца на вдохе расширяются, межжелудочковая перегородка выбухает в полость левого желудочка и снижает его наполнение, обусловливая падение сердечного выброса.

A. Kussmaul. Uber schwielige Mediastino-Perikarditis und den paradoxen Puls. Berliner klinische Wochenschrift, 1873; 10: 433-435, 445-449, 461-464.

КУССМАУЛЯ СИМПТОМ

КУССМАУЛЯ СИМПТОМ (Kussmaul, 1876) - пропуски или удвоение слогов в речи, особенно заметные при повторении трудных слов и скороговорок. Симптом прогрессивного паралича.

* * *

(описан A. Kussmaul) - нарушение речи в виде «спотыкания» на отдельных слогах (пропускание их или удвоение), особенно легко выявляемое при произнесении сложных слов и скороговорок. Один из признаков прогрессивного паралича.

A. Kussmaul. Die Storungen der Sprache. Versuch einer Pathologie der Sprache. Leipzig, 1877.

КУССМАУЛЯ-МЕЙЕРА СИНДРОМ

КУССМАУЛЯ-МЕЙЕРА СИНДРОМ (описан немецкими врачами A. Kussmaul и R. Maier, 1824-1888; синонимы - узелковый периартериит, узелковый полиартериит) - системный васкулит, характеризующийся некротизирующим воспалением средних и мелких артерий любой локализации. Наиболее часто поражаются сосуды кожи, периферических нервов, кишечника и почек. Большое значение в возникновении заболевания придают инфекции, обусловленной вирусом гепатита В. Болеют чаще мужчины среднего возраста. Проявления: лихорадка, похудание, вплоть до кахексии, боли в мышцах (преимущественно икроножных) и суставах, поражение кожи в виде сосудистой пурпуры, сетчатого ливедо, развития некрозов кожи и ишемической гангрены мягких тканей концевых фаланг пальцев. Полиневропатия связана с поражением ветвей берцовых нервов и проявляется асимметричными двигательными и чувствительными нарушениями в нижних конечностях с сильными болями и парестезиями. Поражение сосудов почек - вызывает злокачественную артериальную гипертензию, а при инфарктах почек быстрое нарастание почечной недостаточности. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется тошнотой, рвотой, болями в животе (иногда с клиникой острого живота, вплоть до развития перитонеальных явлений вследствие перфорации язв кишечника), при тромбозе мезентериальных сосудов - меленой. Наблюдается умеренная гепатомегалия. Вовлечение коронарных сосудов (коронариит) может приводить к развитию стенокардии, инфаркта миокарда. При лабораторном исследовании: увеличение СОЭ, лейкоцитоз, тромбоцитоз, умеренная нормохромная анемия. Обнаруживают маркеры вируса гепатита В. Диагноз подтверждают при биопсии икроножной мышцы и ангиографии (обнаруживают аневризмы и окклюзии отдельных участков артерий среднего калибра). Лечение: глюкокортикоиды, цитостатики (циклофосфан, азатиоприн), при активной репликации вируса гепатита В - противовирусные препараты (альфа-интерферон, видарабин, ламивудин).

A. Kussmaul, R. Maier. Uber eine bisher nicht beschriebene eigenthUmliche Arterienerkrankung (Periarteritis nodosa), die mit Morbus Brightii und rapid fortschreitender, allgemeiner Muskellahmung einhergeht. Deutsches Archiv fUr klinische Medicin, Leipzig, 1866; 1: 484-518.

КУТАНИНА СИМПТОМ МНОГОПИСАТЕЛЬСТВА

КУТАНИНА СИМПТОМ МНОГОПИСАТЕЛЬСТВА (Кутанин, 1964) - вариант графомании у паранойяльных пациентов, составляющих многочисленные и чрезвычайно многословные жалобы, протесты и иные тексты под влиянием сверхценных и бредовых идей различного содержания.

КУФСА СИНДРОМ

КУФСА СИНДРОМ (описана немецким неврологом Н. Kufs, 1871-1955; синонимы - нейрональный цероид-липофус-циноз взрослых, амавротическая идиотия взрослых) - вариант липофусциноза, манифестирующий в возрасте 20 лет и старше. Основные проявления: прогрессирующая деменция, двигательные нарушения (атаксия, дискинезия, атетоз), в терминальной стадии - судороги и миоклонус; снижение остроты зрения, сужение полей зрения, частичная атрофия зрительных нервов. В биоптатах тканей (прямой кишки, печени и др.) выявляют отложение цероид-липофусцина. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение - симптоматическое.

H. Kufs. Uber eine Spatform der amaurotischen Idiotie und ihre heredofamiliaren Grundlagen. Zeitschrift fUr die gesamte Neurologie und Psychiatrie, 1925; 95: 169-188.

КУЧЕРЫ СИНДРОМ

КУЧЕРЫ СИНДРОМ (Kucera, 1970) - то же, что минимальная мозговая дисфункция или синдром незначительного хронического поражения головного мозга Пейна.

КУЧИНСКИЙ

Геннадий Михайлович (р. 1945) - белорусский психолог, специалист в области психологии речевого общения. Д-р психологических наук (1992), профессор (1993).Закончил психологический факультет ЛГУ (1974), в 1992 г. возглавил кафедру психологии Белорусского государственного ун-та и создал отделение психологии, одновременно стал деканом фак-та социальных наук Европейского гуманитарного ун-та (г. Минск), где также организовал отделение психологии. К. создана теория психологии внутреннего диалога, дается характеристика его структуры, качественных особенностей и генезиса, исследуется функционирование диалога в жизнедеятельности человека. Развивая идеи М.М. Бахтина, К. на большом эмпирическом материале показал, что основной структурной единицей речевого общения является элементарный цикл взаимодействия и выделил три основных вида элементарных циклов: сообщение - отношение к сообщению, вопрос-ответ, побуждение к действию - его выполнение. Дальнейший анализ речевого общения на основе понятий тема, точка зрения, смысловая позиция позволил дифференцировать различные формы речевого общения, выделить систему основных, типичных их форм ( внешний монолог, внешний диалог, простое реплицирование, псевдообщение), раскрыть их взаимопереходы. К. обосновал также идею о многообразии форм речевого общения человека с самим собой, соответствующих формам речевого межличностного общения. Определил внутренний диалог как одну из форм общения человека с самим собой, существующую в неразрывной связи с другими формами аутокоммуникации. Исследовал роль внутреннего диалога в мышлении, динамику его функций на разных возрастных стадиях онтогенеза. Показал, что внутренний диалог опосредует принятие решений, является обязательным компонентом продуктивного решения (как индивидуального, так и совместного) сложных мыслительных задач. Результаты исследований были обобщены в докт. дис: Психология внутреннего диалога, защищенной в Москве в 1990 г. Разрабатываемый К. подход позволил выявить, что общение человека с самим собой превращает процесс диалогического общения из дискретного в непрерывный. В результате это позволяет по-новому взглянуть на проблемы социальной детерминации поведения личности (Диалог и мышление , 1983; Психология внутреннего диалога , 1988). В последние годы предметом исследования К. являются особенности основных форм вербального сознания личности, включая как нормальное, так и измененное состояние сознания. В.А. Кольцова

КУШЕЛЕВСКОГО СИМПТОМЫ

КУШЕЛЕВСКОГО СИМПТОМЫ - признаки сакроилеита, описанные терапевтом Б. П. Кушелевским (1890-1976).

1. Болезненность в области крестцово-подвздошных суставов при разведении подвздошных гребней у больного, лежащего на спине.

2. Болезненность в области пораженного крестцово-подвздошного сустава при резком надавливании на гребни подвздошных костей больного, лежащего на жесткой кушетке в положении на боку.

3. Больной лежит на спине, одна нога его отведена и голень ее свисает с кушетки; при надавливании врачом одной рукой на бедро этой ноги и одновременном «отведении» другой рукой крыла подвздошной кости на противоположной стороне в области пораженного крестцово-подвздошного сустава возникает боль.

КУШИНГА РЕФЛЕКС

КУШИНГА РЕФЛЕКС (триада Кушинга, описана американским нейрохирургом H. W. Cushing, 1869-1939) - синдром повышенного артериального давления, главным образом систолического, брадикардии (до 50-60 в 1 минуту) и урежения дыхания при увеличении внутричерепного давления (при черепно-мозговой травме, опухоли мозга, инсульте). Обусловлен раздражением жизненно важных центров ствола мозга. Повышение артериального давления выполняет в этом случае защитную роль, способствуя усилению кровоснабжения мозга.

H. W. Cushing. Some experimental and clinical observations concerning states of increased intracranial tension. American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1902; 124: 375-400.

КУШИНГА СИНДРОМ

КУШИНГА СИНДРОМ - см. Иценко - Кушинга синдром.

КУШИНГА ЯЗВА

КУШИНГА ЯЗВА (язва Рокитанского - Кушинга, описана австрийским патологом K. von Rokitansky, 1804-1878, и. H. W. Cushing) - острые язвы пищевода, желудка или двенадцатиперстной кишки, возникающие при черепно-мозговой травме или после нейрохирургического вмешательства вследствие повышения кислотности желудочного сока; нередко осложняются желудочно-кишечными кровотечениями и перфорациями.

K. von Rokitansky. Handbuch der pathologischen Anatomie. 3 volumes; Wien, 1842.

H. W. Cushing. Peptic ulcer and the interbrain. Surgery, gynecology & obstetrics, 1932; 55: 1-34.

КУЭ

КУЭ (Coue) Эмиль (1857-1926) -французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения (метод Куэ). С 1882 по 1910 г. работал аптекарем. В 1910 г. переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которую возглавлял до своей смерти. В своей работе руководствовался взглядами И. Бернгей-ма (1840-1919) и П. Леви на сущность суггестии. Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения: этим обусловлены особенности его группового пассивно-суггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: День ото дня мне становится все лучше и лучше. Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен. Повлиял на Й.Г. Шульца (1884-1970), создателя метода аутогенной тренировки. Основные труды К.: Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения, Нижн. Новгород, 1928; My Method, Including American Impressions, 1923; Се que jai fait, 1926; Ce que je dis, 1926; La maitrise de soi-meme par lстиautosuggestion consciente, 1938. И.М. Кондаков

КУЭ МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ

КУЭ МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ (Coue) - психотерапия посредством "сознательного (преднамеренного) самовнушения", наиболее эффективная, как предполагается, при засыпании и во время пробуждении от сна.

Л

КУЭИЗМ

КУЭИЗМ - Самовнушение путем многократного повторения словесных формулировок. Термин происходит от фамилии французского фармаколога и психотерапевта Cuоe.

К-ШКАЛА

К-ШКАЛА - шкала неискренности в MMPI.

КЬЮДЕР

КЬЮДЕР (Kuder) Джордж Фредерик (p. 1903) - американский психолог, специалист по психометрике. Получил гуманитарное образование (бакалавр гуманитарных наук, Аризона, 1925; магистр, Мичиган, 1929; д-р философии по психологии, Огайо,1937;государственные экзамены, Иллинойс, 1936-1940). Профессиональную деятельность начал в Службе социального обеспечения США, где занимался консультированием по методам отбора персонала (1940-1942). С 1942 по 1943 г. К. - руководитель отдела создания и адаптации тестов в Государственной гражданской службе США, с 1943 по 1945 г. - руководитель секции гражданского обучения в Министерстве вооруженных сил США, с 1948 г. - президент Корпорации психологии персонала. С 1948 по 1963 г. - профессор психологии в университете Дарема. С 1940 г. - редактор журнала Educational and Psychological Measurement . Занимался проблемами профессионального отбора, разработал классификацию профессий. Совместно с М.В. Ричардсоном разработал метод определения надежности тестов - метод Кьюдера-Ричардсона (The theory of estimation of test reliability // Psychometrica. 1937, 2, совм. с Richardson M.W.). Занимался раз-Работкой методов диагностики интересов, автор Обзора Кьюдера по профессиональным интересам (Kuder Occupational Interest Survay: General Manual, Chi., 1966), Обзора общих интересов (Kuder General Interest Survey: Manual, Chi.,1964), Протокола Кьюдера по профессиональным предпочтениям (Kuder Vocational Preference Record); Some principles of interest measurement / Educational and psychological measuremen. 1970,30. И.М. Кондаков

КЬЯСАНУРСКОГО ЛЕСА СИНДРОМ

КЬЯСАНУРСКОГО ЛЕСА СИНДРОМ (болезнь леса Киассанур) - вирусная геморрагическая лихорадка, описанная сотрудниками вирусологического центра в Пуне (Индия) в январе 1957, когда в районе леса Киассанур, штат Карнатака, среди сельского населения возникла вспышка тяжелого лихорадочного заболевания. Одновременно наблюдалась эпизоотия среди обезьян (черномордых лангуров и южноиндийских макак). Вирус - возбудитель болезни близок к вирусу омской геморрагической лихорадки. Ареал распространения ограничен площадью 6000 км2. Переносчиками болезни являются клещи. Основные проявления - лихорадка, интоксикация, симптомы повышенной кровоточивости. Диагноз подтверждают лабораторными тестами. Лечение симптоматическое. Для профилактики разработана вакцина.

КЭМПБЕЛЛ

КЭМПБЕЛЛ (Campbell) Дональд Томас (p. 1916) - американский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, философской и теоретической психологии. Образование получил в Калифорнийском ун-те, Беркли (бакалавр, 1939; д-р философии, 1947). Профессиональную деятельность начинал как социальный психолог. Занимал должность профессора кафедры психологии и социальных отношений Университета Л ихай. Являлся членом Национальной академии наук (NAS), награжден премией NAS За выдающийся научный вклад (1970). Являлся членом АРА (1973, 1975), президентом АРА (1974), имеет награду АРА памяти Курта Левина (1974). Был избран поч. д-ром наук многих ун-тов США. Награжден Обществом измерений За выдающийся вклад в исследование проблем образования (1981). Первоначально наибольший интерес К. вызывало изучение социальных установок и их взаимосвязи с принципами восприятия и обучения (Social attitude and other acquired behavioural dispositions. In S.Koch (ed), Psychology: A Study of a Science, vol. 6. 1963; The Influence of Cultyre on Visual Perception/with M.H. Segall and M.J. Herskovits/, 1966). Одновременно он разрабатывал методологию и приемы социально-психологических исследований, опубликовав совместно с Дж. Стэнли книгу по многофакторным матрицам и квазиэкспериментальному проектированию (Experimental and Quasi-Experimental Designs for Research /with J.C. Stanley/, 1966). Помимо этого, его интересовал алгоритм слепая вариация-селективный отбор (blind-variation-selective-remembrance). Последующее изучение этнических предрассудков и межгрупповых конфликтов привело его к выводу о том, что социально-организационные факторы и универсальные биологические закономерности человеческой природы преобладают над индивидуальными различиями. Эти исследования он сочетал с изучением группового отбора в биологической и культурной эволюциии, обобщив результаты в книге по этноцентризму (Eth.nocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behaviour /with R.A. Levine/, 1973) и ряде статей. Все эти разработки, постепенно слившись воедино, привели К. к исследованию эволюционной эпистемологии (Evolutionary epistemology / In P.A. Schilpp (ed), The Philosophy of Karl R. Popper, v. 14, 1974) и социологии научной достоверности (Nonreactive Measures in the Social Sciences /with EJ.Webb, R.D. Schwartz, L. SechrestandJ.B. Grove/, 1981). Алгоритм b-v-s-r нашел свое подтверждение на примерах биологической эволюции, и К. попытался распространить его также и на культурную эволюцию, создав модель, в которой поведенческие диспозиции, обусловленные культурой, могли преобладать над биологическими (Quasi-Experimentation: Design and Analysis for Field Setting / with T.D. Cook/, 1981). В рус. пер. издана книга Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях, СПб., 1996. Л.А. Карпенко

КЮЛЬПЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЮММЕЛЯ СИМПТОМ

КЮММЕЛЯ СИМПТОМ (по имени немецкого хирурга H. KUmmel, 1852-1937) - признак аппендицита: болезненность при надавливании в точке, расположенной на 2 см вправо и ниже пупка (точка Кюммеля); имеет лишь историческое значение.

КЮММЕЛЯ СИНДРОМ

КЮММЕЛЯ СИНДРОМ (спондилит Кюммеля, синдром Кюммеля - Вернея, описан хирургами - немецким Н. KUmmel и французским A. Verneuil, 1823-1895; синонимы - посттравматический спондилит, травматическая спондилопатия) - клиновидная деформация одного из позвонков и локальная боль, возникающие спустя длительное время (недели, месяцы, годы) после травмы позвоночника. Боль усиливается в положении стоя, при пальпации и постукивании по голове, уменьшается в положении лежа. Выявляют рефлекторное напряжение мышц спины, что обусловливает тугоподвижность позвоночника, выпячивание остистого отростка пораженного позвонка. Как правило, кифоза не бывает, но могут быть невралгии. Заболевание обусловлено асептическим (аваскулярным) некрозом травмированного ранее позвонка (или позвонков), возникающим вследствие нарушения его кровоснабжения (в анамнезе - обязательное указание на травму позвоночника). На рентгенограммах - картина компрессионного перелома: тело одного из позвонков уменьшается в высоту преимущественно в переднем отделе, межпозвонковые щели сохраняют нормальную высоту, появляется угловая деформация позвоночника. Лечение ортопедическое.

Н. KUmmell. Traumatische rarefizierende Ostitis. Verhandlungen der Gesellschaft Deutscher Naturforscher und Arzte, Leipzig, 1891; 64: 282-285.

H. KUmmell. Uber die traumatischen Erkrankungen der Wirbelsaule. Deutsche medicinische Wochenschrift, Berlin, 1895; 21: 180-181.

H. KUmmell. Der heutige Standpunkt der posttraumatischen Wirbelerkrankung (KUmmellsche Krankheit). Archiv fUr orthopadische und Unfall-Chirurgie, MUnchen, 1928; 26: 471.

КЮНЧЕРА СИНДРОМ

КЮНЧЕРА СИНДРОМ (по имени немецкого хирурга G. KUntscher, 1902-1972) - спонтанный асептический некроз эпифиза межуточной клиновидной кости стопы. Характеризуется болью в области стопы, усиливающейся при ходьбе, прихрамыванием. Диагноз подтверждают рентгенологически. Лечение консервативное.

КЮСТНЕРА - ЧУКАЛОВА СИМПТОМ

КЮСТНЕРА - ЧУКАЛОВА СИМПТОМ (описан гинекологами - немецким О. Е. KUstner, 1849-1931, и отечественным Н. Н. Чукаловым) - признак отделения последа в третьем периоде родов: при нажатии рукой акушера на брюшную стенку родильницы над лонным сочленением пуповина не втягивается в половую щель или даже еще больше опускается.

Предыдущая страница Следующая страница