Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ (греч. homos - равный, одинаковый; общий, взаимный; лат. sexualis - половой) - 1. половое влечение к лицам своего пола. Такое влечение к несовершеннолетним и лицам старческого возраста расценивается несколько иначе (гомосексуальные варианты педофилии и, соответственно, геронтофилии). Распространённость гомосексуализма составляет, по разным данным, от 1-2 до 30% и более - наглядный показатель того, насколько поверхностно это явление изучено, как умело, широко и произвольно некоторые авторы манипулируют показателями распространённости гомосексуализма и как складываются взаимоотношения геев и различных других культурных сообществ в настоящее время, - скорее всего, это происходит отнюдь не всегда самым адекватным и определённым образом,, начиная, по крайней мере, с античных времён.

Существует точка зрения, согласно которой гомосексуализм является социально обусловленным "специфическим проявлением сексуального предпочтения" и не подлежит клинической оценке, как и другие проявления индивидуальности (исключение делается для "эго-дистонического" гомосексуализма). Эта позиция является условной, лишённой научной достоверности, её истоки лежат, повидимому, в идеях пресловутой «сексуальной революции», провозглашённой достаточно маргигинальным и, повидимому, радикальным, очень активным, если не фанатичным борцом за «сексуальную свободу» А.Ранком в 1936 г. Официально эа доктрина была принята небольшим большинством голосов на сессии американских попечителей психиатрических учреждений в 1973 году и, повидимому, не без нажима набирающего в то время силу движения за свободу геев с его вызывающими и глумливыми гей-парадами, провозгласившего гомосексуализм «благом», а гетеросексуализм, следовательно, неизбывным злом (когда говорят о гомофобии, представляя её проявлением латентного гомосексуализма, то в этом виновны прежде всего сами хорошо организованные и психологически достаточно грамотные геи с их, с точки зрения психопатологии, явно неадекватным, безусловно антисоциальным, гиперкомпенсаторным поведением). Движения, несомненно, политизированного, экстремистски ориентированного, нацеленного, повидимому, на радикальное решение демографических проблем в тех странах, где традиционно гомосексуализм считается неприемлемым, а во врагах цивилизованного мира, в Иране и ещё 6 странах мира он карается смертной казнью. В России, за всю её историю её существования, никогда не было такого, чтобы гомосексуализм принимался за норму сексуального поведения. Но вот уже несколько лет как гей-активисты упорно добиваются проведения манифестаций в Москве, хорошо ещё, что не на Красной площади. Этот неслыханный после средневековья способ решать чрезвычайно сложную и во многом неясную проблему гомосекуализма путём голосования джентльменов с неизвестно какой сексуальной ориентацией за дружеской беседой с чашечкой с кофе должен, безусловно, войти в историю науки, и в первую очередь потому, что он дискредитирует психиатрию, как серьёзную науку, и характеризует занятую далёкую от научного подхода позицию части психиатров, как конформистов, которые в следующий, уже не первый раз, в угоду неким политическим силам могут покорно согласиться и с тем, что вполне нормальными явлениями отныне являются эксгибиционизм, навязчивости или паранойя. В пользу того, что гомосексуализм - это природно, то есть детерминированная вариация индивидуальности, говорит разве только то, что в каждом человеке заложено как мужское, так и женское биологическое начало, то есть выделяются и в том, и в другом организме как мужские, так и женские половые гормоны, только это длается в существенно разных пропорциях. То же самое, впрочем, свойственно и всем другим биологическим видам, но последние защищены от гомосексуализма прочными барьерами естественного отбора, как бы к нему не относится. Появись у животных ген или иной генетический фактор развития гомосексуальности, они автоматически были бы обречены на скорое вымирание, о них не осталось бы и следа в палеографии. В 2011 г. в США ожидается принятие закона, допускающего к службе в армии геев и лесбиянок. По некоторым сведениям, такой закон конгрессом США уже принят. Можно только предполагать, какое количество новобранцев станут жертвами активных гомосексуалистов в армии и как будет им это полезно. Будущему президенту США следовало бы об этом подумать заранее, ведь и ему придётся служить в армии вместе с товарищами-геями, спать рядом с ними. Следует, если довести дело до логического завершения, заодно принять закон о годности гомосексуалистов мужчин и женщин и к воспитательной деятельности в школах, колледжах и вузах, гомосексуалисты явно знают лучше, как найти подход к детям и подросткам, которых они могли бы склонить на свою сторону, об этом существует едва ли не безбрежняя информация, но только малая часть которой становится достоянием гласности.

Другое, противоположное мнение принадлежит «ортодоксам от психиатрии» и заключается оно в том, что истинный гомосексуализм есть безусловное и, повидимому, связанное с генетическими и конституциональными факторами врождённое нарушение сексуальной ориентации, если будет установлено, что он представляет собой как бы парциальный вариант транссексуализма или проявление остаточного, резидуального транссексуализма либо нарушения трансролевой идентификации, у которых существует целый ряд переходных к нормальной сексуальной идентификации патологических форм. При этом не имеет значения, как сам индивид относится к своей однополой сексуальной ориентации. С позиции ортодоксов, подразумевается, что столь же категорическим и неадекватным является фанатически непримиримое отношение к этому сексуальному отклонению, базирующееся главным образом на религиозных, этических и иных культурально обусловленных установках, крайним выражением которой является требование смертной казни для практикующих гомоэротические отношения (в 7 странах мира оно издавно отражено в уголовном кодексе). Но очевидно, что лица с сексуальными извращениями любого типа не могут рассчитывать на то, что это останется без внимания обеспокоенного данной проблемой общества.

Согласно третьей точке зрения, она выражена в письме З.Фрейда матери сына-гомосексуалиста, «гомосексуализмом, конечно, нельзя гордиться, но и стыдиться его нечего; это не грех, не деградация, его нельзя назвать болезнью; мы видим в нём отклонение сексуальной функции, вызванное определённой задержкой сексуального развития...Преследовать гомосексуализм как преступление - великая несправедливость и жестокость». (1935) З.Фрейд успокаивает несчастную мать ещё и тем, что сообщает ей, будто гомосексуалистами были или являются некоторые выдающиеся люди, такие, как Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и другие. Эта попытка психотерапии напоминает распространённый вариант актуализации защитной позиции лиц с алкогольной зависимостью (и иными формами болезней зависимости), охотно вспоминающих великих людей, которые страдали этим заболеванием, а также психологической защиты пациентов с другими отклонениями в поведении, которые сопровождаются чувствами вины и стыда. Тут можно вспомнить многое, в том числе и немало выдающихся людей, оказавшихся в зависимости от алкоголя (Ф.Энгельс, Д.Лондон, А.Толстой и т.д.), как и в сексуальной, так и иной зависимости.

Наконец, это четвёртая, из основных, позиция, согласно ей, при определённых обстоятельствах значительную часть потенциально адекватных в половом отношении лиц удаётся в определённых обстоятельствах склонить или принудить к гомосексуальным контактам. Обычно это касается незрелых, не имеющих определённого сексуального опыта лиц, в основном, подростков, а также слабых в физическом отношении и неспособных за себя постоять заключённых или таких же лиц в других замкнутых социальных групп (например, в религиозных сектах). Такие люди, а их число остаётся неизвестным и вообще оно мало кого волнующим, являются фактически жертвами весьма распространённого сексуального насилия со стороны состоявшихся, «истинных», достаточно активных, экспансивных гомосексуалистов, которые страюся доказать прежде весго самим себе, что они являются нормальными или даже превосходящими хотя бы в плане секса других люднее. У некоторой части упомянутых впереди «опущенных» жертв активных геев поначалу вынужденные гомосексуальные контакты в будущем, несомненно, при определённых обстоятельствах, вполне могут зафиксироваться, превратиться в привычные и стать как бы естественными, изначально свойственными их природе. Человек, как говорит один из героев Ф.М.Достоевского, не свинья, он ко всему привыкает.

Все упомянутые мнения, известные со времён начала письменной эры, периодически меняются местами в плане их доминирования, поскольку научные сведения о гомосексуализме, его генезе, терапии, профилактике, биологическом и социальном значении всё ещё являются крайне недостаточными, так что любые категорические суждения на его счёт являются преждевременными. Эффективных методов лечения и профилактики гомосексуализма в настоящее время не существует, этот вопрос фактически уже и не ставится.

2. в психоанализе гомосексуализм - проявление нарциссизма, при котором объект полового влечения делается «любимым» за своё сходство с объектом сексуального влечения, то есть с субъектом, таким, каков он есть сейчас, каким, в глазах гомосексуалиста, он был ранее или каким надеется стать в будущем. Гетеросексуальная любовь отличается от гомоэротической тем, что рассматривается как «опорная», относится к категории зависимости, так как даёт субъекту то, чем он сам быть не может. З.Фрейд придавал гомосексуальным импульсам универсальный характер, с чем даже некоторые психоаналитики согласиться не могли, полагая, что гомосексуализм есть «бегство от гетеросексуальности» и что он несовместим с психическим здоровьем (Rado, 1962; и др.). З.Фрейд предполагал также, что гомосексуализм составляет бессознательную основу развития бреда преследования, как проекцию неосознаваемых гомосексуальных желаний. В психоанализе принято разграничивать две основные формы гомосексуализма.

1) Гомосексуализм эго-дистонический (гомосексуализм лат. ego - я, dis - указывает на расстройство, tonus - напряжение) - гомосексуализм, при котором индивид обеспокоен отклонением своих сексуальных предпочтений от биологически целесообразных и принятых в обществе, испытывает по этому поводу значительный эмоциональный дискомфорт. Рассматривается как сексуальная патология.

2) Гомосексуализм эго-синтонический (гомосексуализм лат. ego syn - вместе tonus) - в психоанализе - гомосексуализм, при котором индивид считает его своим естественным, адекватным качеством. Рассматривается как нормальное явление. Это разграничение является не менее убедительным, как если бы пациентов с благожелательными вербальными галлюцинациями или столь же охотно принимаемым бредом богатства считать вполне нормальными лицами, поскольку они этими нарушениями сами не только не обеспокоены, но и явно не желают расставаться со своими болезненными фантазиями. Проблема эго-синтогнического гомосексуализма, с точки зрения психопатологии, заключается в том, почему и в силу каких причин гомоэротическое влечение включается в структуру личности и рассматривается ею как своё природное, изначально присущее ей качество. Тот же вопрос может быть адресован другим сексуальным девиациям.

3. в более свободном значении - относящийся к любым установкам, чувствам и т.д., направленным на людей того же пола. Отсюда вытекает гомосексуальность, которая может быть женской и мужской, манифестной и латентной, заторможенной и сублимированной. Что касается латентной гомосексуальности, то некоторые авторы рассматривают её как защитную установку покорности одних мужчин по отношению к другим более сильным в физическом и психологическом отношении мужчинам (тем самым предполагается, что у женщин латентный гомосексуализм не существует).

* * *

(от греч. homoios «одинаковый») - противоестественное половое влечение индивида к лицам одного с ним пола. Типичная реакция - неприятие, осуждение, даже ужас.

Привыкнув во время путешествия каждый день видеть Габрокома, Коримб полюбил его страстной любовью, а постоянное общение все больше его разжигало (Ксенофонт Эфесский, Повесть о Габрокоме и Антии).

На каждом шагу встречаешь здесь ту противоестественную любовь между людьми одного пола, которую проповедовал Сократ… Часто в истории мы находим примеры этой странной и нечистоплотной страсти, которой предавался Цезарь, которая была широко распространена среди римлян и греков, которую Генрих III ввел в моду во Франции и в которой подозревали многих великих людей… В Африке же эта ненормальная любовь глубоко вошла в быт (Г. Мопассан, Провинция Алжир).

Ср. диалог во французском фильме «Американец в Париже»: «Скажите, капитан, как вы решаете на вашем корабле проблему гомосексуализма?» «Я не занимаюсь такими пустяками!».

Как пишет Т. Рейк в «Психологии сексуальных отношений», гомосексуалистов-мужчин связывает вместе тайная ненависть к женщинам; то же и в отношении мужчин у лесбиянок. По сообщению А. Шейнфельда, 3-4% мужчин - сильные гомосексуалисты; та же цифра и для женщин («Женщины и мужчины»).

Гомосексуальная любовь обычно более страстная и более привязывает к объекту, чем гетеросексуальная любовь (Х. Дейч, Психология женщины).

Бог дал законы жизни и карает за их нарушение (Григорий Богослов).

* * *

половое влечение к лицам своего пола.

В начало словаря