Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "У" (часть 2, "УДО"-"УМО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 2, "УДО"-"УМО")

УДОВОЛЬСТВИЯ ЦЕНТР

УДОВОЛЬСТВИЯ ЦЕНТР - термин Д.Олдса, обозначает области мозга, стимуляция которых слабым электрическим током вызывает ощущения, доставляющие удовольствие (или, у животных, некую его аналогию). Определённые области, образующие этот центр, располагаются преимущественно вдоль допаминергического пути, идущего от ствола мозга через боковой гипоталамус и другие части лимбической системы к лобным долям большого мозга.

УДОВОЛЬСТВИЯ-СТРАДАНИЯ ПРИНЦИП

УДОВОЛЬСТВИЯ-СТРАДАНИЯ ПРИНЦИП - в психоанализе - принцип удовольствия, которым руководствуются первичные психические процессы. См. Бессознательное.

УДРУЧЕННОСТЬ

УДРУЧЕННОСТЬ (предположительно связано с друк, «шест», от удручить «ударить палкой») - угнетенное, мучительное, томительное (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач) состояние.

Я выразил ему признательность так горячо, как только мог в удрученном своем состоянии (А. Прево, Манон Леско).

УДУШЬЕ

См. Асфиксия.

УЖАС

УЖАС - внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание. Ср. содрогнуться от ужаса. Возможное проявление ужаса - побледнение, ступор (ср. замереть от ужаса), открытый рот, перехваченное дыхание, отшатывание назад, расширение глаз, вскрикивание, истошный голос; ср. также выражение волосы дыбом встают. Может сочетаться с отвращением, жалостью, состраданием. Как следствие может быть помрачение ума.

Ренардье все еще не мог как следует различить, что там такое, и щитком приставил руки к глазам, но вдруг свет превратился в сияние, и он увидел маленькую Рок, голую и окровавленную, на мху. В ужасе он отшатнулся от окна, задел за кресло и упал на пол (Г. Мопассан, Маленькая Рок).

Я раскрыла зонтик, он подошел ко мне и взял меня под руку. Эта внезапная близость была мне неприятна, она даже ужаснула меня, меня охватил безумный страх (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Ср. картину И. Репина «Царь Иван Грозный и сын его Иван», картину П. Гогена «Дух мертвых бодрствует».

УЖАСЫ НОЧНЫЕ

УЖАСЫ НОЧНЫЕ - сумеречные состояния сознания, возникающие во время ночного сна (в 3-4 фазу медленного сна). Переживания этого периода обычно амнезируются. Значительно реже наблюдаются подобные состояния во время дневного сна.

УЖЕ ВИДЕННОЕ

УЖЕ ВИДЕННОЕ - ощущение того, что происходящее сейчас в точности было в прошлом. Такое состояние бывает у большинства людей, но не у всех.

…Принимая ли участие в разговоре, присутствуя ли при каком-либо зрелище, внезапно проникаешься убеждением, что то, что ты видишь, было уже тобой видено, то, что слышишь, было уже слышано, что произносимые тобой фразы уже произносились, что ты был уже тут, на том же самом месте, в тех же самых положениях, чувствуя, думая и желая те же самые вещи, - словом, тобою переживается до мельчайших подробностей несколько мгновений прошлой жизни. Временами иллюзия столь полна, что в каждый момент ее дления кажется возможным предсказание того, что сейчас должно случиться (А. Бергсон, Воспоминание настоящего).

На человека иногда находят редкие и краткие задумчивые мгновения, когда ему кажется, что он переживает в другой раз когда-то и где-то прожитый момент. Во сне ли он видел происходящее перед ним явление, жил ли когда-нибудь прежде, да забыл, но он видит: те же лица сидят около него, какие сидели тогда, те же слова были произнесены уже однажды: воображение бессильно перенести опять туда, память не воскрешает прошлого и наводит раздумье. То же было с Обломовым теперь. Его осеняет какая-то, бывшая уже где-то тишина, качается знакомый маятник… (А. Гончаров, Обломов)

Я быстро повернул назад лошадь и судорожно сжал рукоятку нагайки, охваченный той безумной яростью, которая ничего не видит, ни о чем не думает и ничего не боится. И вдруг странная, болезненная, тоскливая мысль промелькнула у меня в голове: «Все это уже происходило когда-то, много, много лет тому назад в моей жизни… Так же была залита шумящим, возбужденным народом огромная площадь… Так же обернулся я назад в припадке бешеного гнева… Но где это было? Когда? Когда?..» Я опустил нагайку и галопом поскакал к дому (А. Куприн, Олеся).

УЖИМКИ

Они недопустимы в формальном общении, а в неформальном их также следует избегать. Если юноша пригласил девушку провести вместе время, она не должна капризничать в отношении предлагаемого угощения и т. п. Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой (А. Грибоедов, Горе от ума). Ужиматься на угощении - ломаться, скромничать.

УЗБЕКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЗДЕЧКА

УЗДЕЧКА - кожная складка, соединяющая крайнюю плоть с телом, реже с головкой полового члена мужчины. У. обладает высокой чувствительностью.

УЗЕЛКИ КОРНЕЛИУСА-МИЛЛЕРА

Наличие в мышечных апоневрозах плотных округлых узелков размером с просяное зерно, прощупываемых через кожу. Встречается при миозитах и радикулитах. Описали Cornelius и Miller.

УЗЕЛКОВЫЙ ПОЛИАРТЕРИИТ

УЗЕЛКОВЫЙ ПОЛИАРТЕРИИТ (син.: узелковый периартериит) - системное поражение артерий преимущественно среднего и мелкого калибра. Заболевание нередко развивается после введения вакцин сывороток, антибиотиков, сульфаниламидов и некоторых других лекарственных препаратов, которые больной не переносит. В основе заболевания лежит иммунокомплексное поражение сосудистой стенки, приводящее к нарушению микроциркуляции в органах и тканях.

Клиническая картина. Наиболее частыми признаками являются лихорадка, с которой не удается справиться с помощью антибиотиков, прогрессирующее похудание, резкая слабость. Может отмечаться боль за грудиной или в области сердца, напоминающая стенокардию. Характерна артериальная гипертензия. Поражение легких проявляется кашлем, одышкой, кровохарканьем, приступами удушья, которые напоминают бронхиальную астму и могут предшествовать развитию других симптомов заболевания.

При вовлечении в процесс органов брюшной полости могут наблюдаться боль в животе (иногда картина острого живота), задержка стула и газов, желудочно-кишечные кровотечения. Поражение почек проявляется обычно протеинурией, гематурией с постепенным развитием почечной недостаточности. Возможны инфаркты почек. Отмечается развитие полиневритов, характеризующихся постепенным возникновением и асимметричностью поражения. Типичным признаком заболевания является обнаружение подкожных плотных узелков, часто болезненных, представляющих собой воспалительные инфильтраты или аневризмы сосудов. В крови нейтрофильный лейкоцитоз, эозинофилия, увеличение СОЭ, небольшая нормохромная анемия.

В большинстве случаев узелковый полиартериит протекает хронически с чередованием обострений и ремиссий. Остро начавшийся процесс под влиянием лечения приобретает иногда хронически рецидивирующее течение.

Диагноз узелкового полиартериита следует заподозрить у больных с наличием лихорадки, похудания, поражения почек с артериальной гипертензией в сочетании с другими признаками (приступы удушья, полиневрит, лейкоцитоз).

Лечение. Назначают преднизолон в суточной дозе 30 - 40 мг с последующим снижением до поддерживающих доз (10 - 15 мг/сут). При отсутствии эффекта показано сочетание преднизолона и цитостатиков (азатиоприн, циклофосфан). Кроме того, применяют гепарин, трентал, курантил. В некоторых случаях показаны гемосорбция или плазмаферез.

Прогноз в целом остается неблагоприятным. Современная терапия может обеспечить стабилизацию процесса. Почти у половины больных удается достичь ремиссии.

УЗКИЙ ТАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЗНАВАНИЕ

УЗНАВАНИЕ - адекватное осознание индивидом того, что настоящее впечатление переживается им повторно, то есть он имел такой же точно опыт в прошлом. Характеристика долговременной памяти, в которой прежние впечатления сохраняются неопределённо длительное время. Нарушения узнавания разного типа у психиатрических пациентов проявляются различными психопатологическими феноменами (синдромы Капгра, Фреголи, иллюзии, иллюзии узнавания), хотя их связь с определённой формой памяти остуётся неустановленной.

* * *

проявление памяти как воспроизведение образа и понятий при повторном восприятии объекта. У. - как знание, начальное умение характеризует низкий уровень усвоения материала, действий.

* * *

опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (см. Идентификация). У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. опознается какой-либо индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался ранее. Родовое У.- это опознавание вариативного предмета или явления, напр, некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект - значит отнести его к какому-либо известному классу объектов. У. может быть также сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены. Особое явление представляет собой сложное У., когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен уже пережитого). И, наконец, У. может быть произвольным и непроизвольным. В качестве произвольного У. выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень У. всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения не применялись. В качестве непроизвольного У. выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно при этом может быть неполным, неопределенным, фантомным. Иногда неполное непроизвольное У. порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.

УЗНАВАНИЯ ПАМЯТЬ

УЗНАВАНИЯ ПАМЯТЬ - характеристики памяти, оцениваемые посредством процедуры узнавания.

УЗНАВАНИЯ ПРОЦЕДУРА

УЗНАВАНИЯ ПРОЦЕДУРА (или метод) - экспериментальная методика изучения памяти, в которой испытуемый должен узнать, были или нет в заученном им ранее ряде стимулов те, что предъявляются ему несколько позднее.

УЗНАДЗЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЗНАДЗЕ ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ

УЗНАДЗЕ ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ - теория Д.Н.Узнадзе (1951), согласно которой установка - это характеристика личности, обычно неосознаваемая и определяющая общее направление психической деятельности индивида. С нею автор теории связывает отражение индивидом действительности, то есть восприятие, интерпретация образов воспринятого, тенденции эмоционального реагирования и умственной деятельности, принятия решения и поведения. Д.Н. Узнадзе является первым исследователем, которым определил главные альтернативные признаки установки: а) динамичность и инертность; б) пластичность и «грубость», ригидность; в) вариабельность и контактность; г) стабильность и лабильность; д) лёгкость и трудность активации; е) лёгкость или трудность её возбудимости. Указанные параметры установки рассматриваются как важные показатели личности человека. Д.Н. Узнадзе и его многочисленные ученики, ставшие впоследствии известными исследователями, обнаружили и изучили разнообразные факты изменений установки, которые наблюдаются при неврозах, различных психических расстройствах, локальных органических повреждениях головного мозга (Бжалава, Бужанишвили, Цуладзе и мн.др.). Теория Д.Н. Узнадзе находит подтверждение во многих современных исследованиях и такой серьёзной проблемы, каковой является агрессивность человека.

УЗУРПАЦИЯ

УЗУРПАЦИЯ - незаконное присвоение человеком себе чужих прав на что-либо; лишение других законных, имеющихся у них прав.

УИНТЕРБОТТОМА ПРИЗНАК

УИНТЕРБОТТОМА ПРИЗНАК (по имени американского врача Th. М. Winterbottom, 1764-1859) - увеличение лимфатических узлов в латеральной области шеи при африканском трипаносомозе (сонной болезни).

УИПЛА СИНДРОМ

УИПЛА СИНДРОМ (описан американским врачом и патологом G. H. Whipple, 1878-1976; синонимы - интестинальная липодистрофия, нетропическая спру) - редкое заболевание, характеризующееся нарушением липидного обмена, накоплением липидно-мукополисахаридных комплексов и воспалительной реакцией в различных органах. Вероятный возбудитель - палочкообразная бактерия Tropheryma whippleii; существенную роль отводят иммунным нарушениям. Проявляется в среднем возрасте, значительно чаще у мужчин. Характерно преимущественное поражение тонкого кишечника, брыжеечных лимфатических узлов, сердца и нервной системы. Клиническая картина в значительной мере определяется нарушением всасывания в тонкой кишке. Начальная фаза заболевания проявляется постепенно нарастающей утомляемостью, артралгиями, анемией. Вторая фаза характеризуется болью в животе, диареей, стеатореей, лихорадкой, снижением массы тела; часто отмечаются генерализованная лимфоаденопатия, пигментация кожи, поражение глаз (увеит, ретинит, кератит). В этой фазе возможно поражение центральной нервной системы с развитием ритмичных подергиваний нижней челюсти, век, губ, языка, мягкого нёба (миоритмия); пареза вертикального взора; гипоталамической дисфункции с нарушением сна, булимией и полидипсией; деменции; реже - паркинсонизма, эпилептических припадков, атаксии и др. Для терминальной фазы характерны кахексия, тяжелая сердечная недостаточность, акинетический мутизм, кома. Диагноз подтверждают биопсией тощей кишки, а также с помощью полимеразной цепной реакции, выявляющей ДНК-возбудителя в цереброспинальной жидкости. Без лечения больные погибают в течение нескольких лет. Лечение основано на длительном применении антибактериальных средств (бициллина, триметопримсульфаметоксазола, цефалоспоринов третьего поколения или флуорохинолонов). При миоритмии применяют клоназепам или вальпроевую кислоту.

G. H. Whipple. A hitherto undescribed disease characterized anatomically by deposits of fat and fatty acids in the intestinal mesenteric lymphatic issues. John Hopkins Hospital Bulletin, 1907; 18: 382-391.

УИПЛА ТРИАДА

УИПЛА ТРИАДА (описана американским хирургом A. O. Whipple, 1881-1963) - проявления инсулиномы: приступы гипогликемии натощак, низкий уровень глюкозы во время приступов, быстрое исчезновение симптомов после внутривенного введения глюкозы.

A. O. Whipple. The surgical therapy of hyperinsulinism. Journal international de chirurgie, 1938; 3: 237-276.

УИСДОМ

Уиздом (Wisdom) Джон (р. 1904) - английский философ и психолог. Один из основателей и лидеров терапевтического направления лингвистической философии. Под влиянием идей Б. Рассела, Л. Витгенштейна и 3. Фрейда пришел к выводу, согласно которому основной задачей философского исследования должно быть прояснение выражений языка обыденной жизни. Предложил считать источником традиционных философских проблем бессознательные психические процессы (влечения и стремления людей). Осуществил сближение лингвистической философии и психоанализа. Предложил понимание философских теорий как похожих на высказывания невротиков, своеобразных интеллектуальных заболеваний , нуждающихся в лечении. Рассматривая мир как совокупность фактов, сводимых к элементарным фактам, выявляемым посредством анализа отображающих их предложений, выделил три основные разновидности анализа языка: материальный, формальный и философский. Считал, что материальный анализ обеспечивает научное определение понятий на едином уровне абстракций, формальный анализ обеспечивает логическое разъяснение структуры высказывания на едином уровне абстракции, а философский анализ обеспечивает исследование на глубинных уровнях абстракции, посредством непосредственного исследования фактов и их сведения к базисным фактам и предложениям, из которых исходит философское исследование и которыми оно завершается. Осуществил логико-лингвистические исследования парадоксов, как специфических форм, связанных с познанием сознаний людей и знаниями о событиях прошлого и будущего. Автор книг: Другие сознания (1952), Философия и психоанализ (1953), Бессознательные источники философии Дж. Беркли (1953), Парадокс и исследование (1965) и др. В. И. Овчаренко

УЙТИ (УКЛОНЯТЬСЯ) ОТ ОТВЕТА

УЙТИ (УКЛОНЯТЬСЯ) ОТ ОТВЕТА - заменить в ответе на вопрос или при обсуждении темы прямо относящееся к делу содержание на околичности, демагогические рассуждения. Так нередко происходит в бытовой ситуации, в научном обсуждении, в политической дискуссии. Некультурное поведение, проявление неуважения к собеседнику. Можно достаточно деликатно попросить такого субъекта ответить все же по существу: Извините, но Вы, однако, не ответили прямо на мой вопрос; Извините, но Вы отвлеклись куда-то в сторону…

УКАЗАТЕЛЬ

УКАЗАТЕЛЬ - составляет часть стрелочного измерительного прибора. Положение У. относительно градуировочных меток шкалы определяет показание. У. должен обладать малой массой и соответствующей нагрузке стабильностью. В измерительных приборах переменного тока У. не должен быть подвержен резонансу. Форма У. должна позволять точное считывание измеренного значения с малого расстояния и оценку издали, напр, узкий кончик и широкое основание. Установка У. и направление его перемещения определяются типом шкалы, одно из основных требований при этом - свести к минимуму возможный параллакс. Различают два основных типа У.: механический и световой. Форма и размеры механических У. должны соответствовать цели измерений, типу шкалы и обеспечивать безошибочное считывание. Различают три типа таких У. Плоский балочный У. применяется в средствах измерений второго класса точности и хуже. Относительно большая его ширина обеспечивает хорошее считывание с большого расстояния. Игольчатый У. применяется в приборах средней точности и обеспечивает хорошее считывание с многошкальных индикаторов. У. ножевого типа применяется в приборах высокой точности. Для уменьшения параллакса шкалы таких приборов снабжаются тонкой зеркальной полоской. Световой У. представляет собой безынерционный световой луч. Его преимуществами по сравнению с механическим У. являются минимальный момент инерции и высокая чувствительность.

УКАЧИВАНИЕ

Син.: Болезнь воздушная. Болезнь морская. Выраженная вестибулярная и вегетативные, обычно парасимпатические, реакции в ответ на перевозбуждение вестибулярного аппарата. Проявляется общей слабостью, головокружением, бледностью покровных тканей, гиперсаливацией, гипергидрозом, тошнотой, рвотой.

УКЛОНЕНИЕ

УКЛОНЕНИЕ (detouring) - термин С.Минухина, обозначает ситуацию, когда родители избегают собственных конфликтов, рассматривая ребёнка как свою единственную проблему.

УКЛОНЧИВОСТЬ

УКЛОНЧИВОСТЬ - двуличность, склонность не высказывать своих мыслей, убеждений. Излишняя уклончивость внушает недоверие, мысль об отрицательном отношении уклоняющегося к предмету обсуждения, о его несогласии, его сомнениях. Это может быть вежливой формой отказа, которую надо понять правильно и не настаивать далее на своих предложениях. Ср. выражение Не соврет, но и правды не скажет.

УКОЛОТЬ СЛОВОМ (ПОДКОЛОТЬ, ПОДПУСКАТЬ БУЛАВКИ)

Сделать обидный попрек. Вряд ли когда-либо оправдано.

УКОР

Укоры не должны быть частыми, тем более за один и тот же проступок; укоряющий должен быть уверен в вине данного лица, иметь ее серьезные доказательства. За чужую вину укорили - так лучше смолчать. Хлебом-солью никого не укоряй. Укорное слово горько (Словарь Даля). Подчас укоряющему целесообразно сдержаться, по крайней мере, не быть слишком эмоциональным.

УКРАИНЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УКРАШЕНИЯ РЕЧИ

К этому относят многие фигуры речи (метафоры, сравнения, параллелизмы, аллегории, гиперболы и т. д.), слова-поэтизмы (вешний, лазурь), слова высокого, торжественного звучания (доблестный, заповедь, лучезарный, зодчий, шествовать). Они необходимы в любой речи ораторского характера; также и в бытовой речи культурный и образованный человек украшает свою речь этими средствами. Малокультурные люди склонны считать украшением речи мат, вульгаризмы, модные жаргонизмы.

УЛАЖИВАТЬ ВОПРОС, НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Положительное коммуникативное явление, к попытке чего следует прибегать в большинстве случаев в различных сферах общения (в быту, политике, коммерции, производстве и др.) при возникновении разногласий и недоразумений. Ср. компромисс, искать компромисс, идти на компромисс, уступать, договариваться.

УЛЕСТИТЬ, УЛЕЩИВАТЬ

УЛЕСТИТЬ, УЛЕЩИВАТЬ - склонить к чему-л. лаской. Сомнительное речевое поведение. Но, конечно, это лучше, чем склонять угрозами.

УЛИТКА

УЛИТКА (рус., первоначальное значение - снабжённая норой, убежищем, улом) - спиральная костная полая структура во внутренем ухе, которая содержит слуховые рецепторы.

УЛИЧАТЬ

В обычном разговоре (в гостях, пребывая где-то на отдыхе и т. п.), если ваш собеседник явно или не совсем явно отклонился от истины, не уличайте его во лжи, не разоблачайте, не доискивайтесь правды. Отметьте для себя, что он лжет, и примите к сведению этот факт на будущее. Покажите, что вы заметили ложь и что не верите собеседнику стереотипным вежливым выражением: Неужели правда? Даже как-то не верится! или В это трудно поверить!

УЛОВКИ

УЛОВКИ - недостойный речевой прием, основанный на хитрости, лжи. Так, чтобы понравиться женщине, хвалят ее ребенка.

Студентка-заочница, проваливаясь на экзамене, сказала преподавательнице-экзаменатору (разведенной женщине), что у нее возникли трудности, так как она развелась с мужем (хотя на самом деле этого не было), в результате чего та сказала ей: «Правильно сделала!» и поставила незаслуженную удовлетворительную оценку.

УЛОМАТЬ

УЛОМАТЬ - принудить к согласию после долгих уговоров, применяя различные речевые тактики. Недостойное поведение. Ср. настырничать.

УЛЫБКА

УЛЫБКА - выражение внутреннего благополучия и готовности человека к общению с др. людьми. Естественная, открытая У. - универсальный знак положительного отношения к установлению и поддержанию контакта, к сближению, особенно в начале знакомства. Правильное понимание У. и ее роли во взаимовосприятии - признак социально-психологической культуры человека. Угрюмость, насупленность педагога снижает его воспитательные возможности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). Уместная У. играет большую роль в уменьшении напряженности межличностных отношений. Умение конфликтолога открыто улыбаться также способствует установлению контакта между ним и участниками конфликта.

УЛЬРИХА СИНДРОМ

УЛЬРИХА СИНДРОМ (описан немецким педиатром O. Ullrich, 1894-1957) - врожденная атоническая склеротическая мышечная дистрофия: слабое развитие мускулатуры дистальных отделов конечностей, контрактуры приводящих и сгибательных мышц с ограничением отведения и разгибания в плечевых и тазобедренных суставах; нередко формируется кифосколиоз; талия осиная; обычен гипергидроз. Сниженная сопротивляемость инфекциям ухудшает прогноз.

O. Ullrich. Congenital, atonischsklerotische Muskeldystrophie. Monatsschrift Kinderheilkunde, Berlin, 1930; 47: 502-510.

УЛЬТИМАТУМ

УЛЬТИМАТУМ (от лат. ultimos - крайний, самый последний) - тактический прием в конфликте, выражающийся в категорическом требовании, сопровождаемый какой-л. угрозой, напр. применения силы и т. д.

УЛЬТРАДНЕВНЫЕ РИТМЫ

УЛЬТРАДНЕВНЫЕ РИТМЫ - любые биологические ритмы, которые длятся короче, чем 24 часа. Могут быть причиной нарушения сна.

УЛЬТРАЗВУКОВОЙ

УЛЬТРАЗВУКОВОЙ - относящийся к звуковым волнам с частотой выше 20 000 Гц.

УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЙ

УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЙ - относящийся к электромагнитному излучению с частотой менее 400 нм.

УЛЮЛЮКАНЬЕ

УЛЮЛЮКАНЬЕ - недостойное речевое поведение. Связано с психическим взаимным действием находящейся рядом массы людей, развязывающим в них низменные чувства с ослаблением контроля над ними. Не следует этому поддаваться, выражая свою неудовлетворенность выступлением артиста, политика и др. лишь молчанием, воздержиавясь от аплодисментов.

УМ

УМ - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле - индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека. У. играет главную роль в организации человеком межличностного взаимодействия с окружающими и формировании у него картины мира в целом. Однако в предконфликтных и особенно конфликтных ситуациях роль У. в определении поведения человека может снижаться, причем существенно, по сравнению с эмоциями. Рационализация конфликта направлена на компенсацию субъективной эмоциональной оценки ситуации оппонентами за счет повышения роли интеллектуального компонента, т. е. У. Очень важно сохранять в конфликте ясный У. В конфликтах чаще выигрывает умнейший.

* * *

обобщенная характеристика познавательных возможностей человека. В более узком смысле - индивидуально психологическая характеристика мыслительных способностей человека; Система знаний. Свойства У. - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, творчество.

УМАЛЯТЬ ДОСТОИНСТВО (ПРИНИЖАТЬ)

Ср. третировать, высмеивать. Некультурное речевое поведение, объясняемое более субъективными, чем объективными причинами. Проявляется непонимание или недостаточное понимание возможных последствий, причем таким действием не достигается никакой реальной пользы.

УМАНСКИЙ

Лев Ильич (1921-1983) - российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1969), профессор (1969). Закончил Курский государственный педагогический ин-т (КГПИ). В 1955 г. защитил канд. дис. и начал заниматься проблемами психологии организаторской деятельности и организаторских способностей. Результаты исследований были обобщены в докт. дис: Психология организаторских способностей, защищенной в 1969 г. До 1973 г. У. заведовал кафедрой психологии КГПИ, а затем Костромского Государственного пединститута (1973- 1983). Область научных интересов У. охватывала возрастную и педагогическую психологию, социальную психологию групп, психологию лидерства. Исследовал психологию ребенка, выделяя как общие особенности возрастного развития, так и их индивидуально-типологические проявления. Разрабатывал проблемы организаторской деятельности и организаторских способностей. Изучал социально-психологические проблемы первичных коллективов. Предложил параметромет-рическую концепцию коллектива, направленную на выделение и описание социально-психологической структуры коллектива. Значимые параметры коллектива объединяются, согласно этой концепции, в несколько блоков: общественная подструктура (направленность, организованность, подготовленность), личностная подструктура (интеллектуальная коммуникативность, эмоциональная коммуникативность, волевая коммуникативность), социально-психологические общие качества (эмоциональный микроклимат, референтность, сплоченность, различные виды активности во взаимодействии личности и группы) и социальная ценность и содержание деятельности . Представленность и характер проявления указанных параметров определяет соответствующий уровень и поэтапное развитие группы как коллектива, особенности организации интраколлек-тивных и интерколлективных отношений. Помимо изучения психологии лидерства, У. решал практические задачи подготовки лидеров молодежных коллективов. Автор книг: Организаторские способности и их развитие, 1967; Психология и педагогика работы комсорга/в соавт., 1972, 1975; Психология организаторской деятельности школьников, 1980. СВ. Ильина, В. А. Кольцова

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ - способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что-то делать при частом его повторении и закреплении превращается в автоматизированный навык. Термин имеет как положительные, так и негативные коннотации - в зависимости от того, насколько умение является просоциальным.

* * *

способность человека выполнять Определенные действия с высоким качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей в себя эти действия.

* * *

подготовленность к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний, навыков и жизненного опыта. У. - "способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшихся на основе ранее приобретенных знаний и навыков" (К.К. Платонов).

* * *

основной человеческий способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных им знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в измененных условиях. Когда говорят, что человек умеет что-либо делать, то имеется в виду, что он может самостоятельно выполнить определенную работу. У. представляет собой сложное психическое образование, базирующееся на приобретенных новых знаниях. Умелое действие - это всегда действие со знанием дела. При этом имеется в виду не только знание о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса; физических и иных Законов, определяющих этот процесс; машины, которой человек управляет, и т. д. Другими словами, У. формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда. У. проявляется при решении нестандартных задач. Оно предполагает хорошую ориентировку работника в новых условиях и выступает не как простое повторение прошлого опыта, а включает в себя момент творчества. Если человек освоит некоторую систему навыков, но не может применить ее в новых условиях, его нельзя называть умелым. У. и навыки развиваются в неразрывном единстве: с одной стороны, овладение определенным кругом навыков, необходимых для формирования У., с другой - человек, обладающий У., может более легко освоить и новые навыки.

УМЕРЕННАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ

УМЕРЕННАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ (moderate retardation) - уровень психической отсталости (IQ от 35 до 49), при котором пациенты могут научиться заботиться о себе и приобрести некоторую профессиональную подготовку.

УМИЛЕНИЕ

УМИЛЕНИЕ - чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности. Ср. умилиться, миловать, милый, тронуть, тронут. Типичная реакция - может быть ошибочно принята за сентиментальность и плаксивость, за притворство.

Божьи дела умиляют человека (Словарь Даля).

Простосердечное радушие умиляет (там же).

Умиление выше и духовнее жалости (там же).

В церкви, когда запоет на крылосе - умиление неизобразимое! растаял бы, казалось, весь!.. (Н. Гоголь, Вечера на хуторе близ Диканьки)

«Благодетель, отец родной!» - закричал Писаренко, бросаясь на Сакса с таким умиленным видом, что тот переконфузился… (А. Дружинин, Полинька Сакс)

Радушный привет Литвинова его видимо тронул (И. Тургенев, Дым).

Охваченный умилением и признательностью, словно желая раствориться в ней, Жак опять привлек ее к себе (Э. Золя, Человек-зверь).

Ср. радость, благодарность, милосердие.

УМИРОТВОРЕННОСТЬ (УМИРОТВОРЕНИЕ)

УМИРОТВОРЕННОСТЬ (УМИРОТВОРЕНИЕ) - состояние полного покоя, удовлетворения.

Помолившись Богу и вымывшись в баньке, Арина Петровна почувствовала себя умиротворенною (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы).

С сиротами остались две женщины высокой души. О первой из них - тетушке Татьяне - Толстой говорит: «У нее было две добродетели» - «умиротворенность и любовь к ближним» (Р. Роллан, Жизнь Толстого).

УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ - в этологии - любое поведение особи (индивида), которое останавливает нападение на неё со стороны со стороны другой особи (индивида) того же биологического вида. У личностей виктимного типа способность к умиротворяющему поведению утрачена либо изначально отсутствует.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - 1. логический вывод, составленный на основании предварительных суждений (посылок); 2. познавательный процесс, который приводит к такому выводу.

* * *

- одна из логических форм мышления (см. также Понятие). Умозаключение характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок). В логике разрабатываются классификации умозаключений. Психология рассматривает условия развития умозаключающего (дискурсивного) мышления и формы его нарушения (искажения). Примером исследований умозаключающего мышления в психологии может быть исследование доверия к посылкам силлогизма и следствиям из них. Умственное действие (см. Умственные действия) на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

* * *

общезначимая словесная форма, благодаря которой косвенным путем, а не на основе наблюдений могут быть выделены и обозначены предметы и их отношения. Необходимым условием правильности всякого У. является выполнение требования: если основания, посылки У. истинны, то должно быть истинным и заключение. Выполнение этого требования достигается построением У. соответственно логическим законам и правилам. На основе У. человек получает новые представления в категориях наличного бытия о более общих или менее общих свойствах предметов в зависимости от формы У. (индуктивные, дедуктивное). У. как форма получения знания возможно потому, что классы предметов, выявляемые органами чувств, и сами способы перцептивной деятельности получают устойчивые словесные наименования, которые становятся средством организации деятельности органов чувств. Организация перцептивной деятельности происходит с помощью речи и вещественных эталонов, применение которых позволяет опираться на представления о предметах труда не только в процессе труда, но и в общении - переработка представлений может стать самостоятельным видом деятельности. Для проверки правильности У. достаточно внимательно изучить предмет, сравнить представленное с фактом, с общим в фактах. Однако для того чтобы определить, принадлежит ли это общее (или частное) к вещам с необходимостью, заложенной в их природе, или не принадлежит, требуется не пассивное созерцание, а практическая деятельность, активно изменяющая вещь. Частным случаем У. является силлогизм. Решение задач такого типа часто встречается в деятельности операторов управляющего типа, у которых большой удельный вес занимают задачи, связанные с принятием решения.

Предыдущая страница Следующая страница