Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДИА"-"ДИЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДИА"-"ДИЗ")

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОБЩИХ И МОЗГОВЫХ ИНФЕКЦИЯХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА (от грёч. diagnosis - распознавание) - отнесение текущего функционального состояния оператора к одному из заранее выбранных классов; одно из направлений психодиагностики в инженерной психологии. В простейшем случае Д. с. о. ведется по принципу «норма - не норма», в более сложных случаях учитываются и некоторые промежуточные градации, либо пытаются диагностировать различные виды состояний, напр., «норма - утомление - эмоциональное напряжение» и т. п. Такая Д. с. о. может влиять на выбираемые методы коррекции (нормализации) состояния в случае отклонения его от нормы, поскольку эти методы зависят от вида текущего состояния. Напр., методы нормализации состояния при возникновении утомления или эмоционального напряжения могут быть различными. Наиболее просто задача Д. с. о. решается, когда контроль ведется только по одному параметру и четко определены допустимые границы его изменения. Однако такой случай на практике встречается крайне редко, поскольку контроль, как правило, ведется по симптомокомплексу показателей. При этом изменения этих показателей даже у одного оператора могут носить разнонаправленный характер. Данное обстоятельство усложняет процедуру Д. с. о. и требует разработки специальных методов диагностики. Большинство из них основано на использовании теории распознавания образов. Детальный анализ этих методов провел Г. Г. Маныиин, суть их сводится к следующему: 1) метод «R - не R» заключается в том, что множество всех возможных состояний разбивается на два взаимно противоположных подмножества работоспособных и неработоспособных состояний и оценивается вероятность принадлежности текущего состояния к одному из этих подмножеств; 2) сравнение текущего состояния с эталоном с помощью т. н. «скользящего правила» путем использования специальной диагностической матрицы; 3) метод определения минимального расстояния, при котором осуществляется сравнение структур текущего состояния со структурами элементов множества эталонных состояний; 4) метод допустимых отклонений, при котором критерием Д. с. о. служит допустимое значение расстояния «эталон- текущее состояние», в общем случае зависящее от времени; 5) использование решающего правила Байеса, применение которого возможно при условии знания априорных сведений о диагностируемых состояниях, стоимости штрафов за неправильную диагностику, стоимости проведения диагностики (Г.Г. Маньшин).

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -

теория и практика выявления и измерения социально-психических особенностей личности, групп людей с помощью специальных психодиагностических методик; раздел психодиагностики.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ - значимость симптома, биохимического и иного исследования для распознавания болезненного состояния или какого-то его качества (степени остроты или хронификации, динамике, направлении течения и т.п),

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МАТРИЦА - основной элемент в процедуре диагностики состояния оператора методом сравнения текущего состояния с эталонным с помощью т. н. «скользящего правила». Для реализации метода строится Д. м„ в которой столбцами являются диагнозы, а строками - признаки (симптомы). Если симптом при данном состоянии встречается, в Д. м. ставится 1, если не встречается- 0. Искомый диагноз определяется по полному совпадению симптомов. При графовом представлении структуры состояния оператора это эквивалентно совпадению (тождеству) эталонного и исследуемого графа деятельности или структуры СЧМ (Г. Г. Маньшин).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ (греч. кriterion - средство для суждения, решения) - важнейшие клинические признаки и/или лабораторные данные, на основании которых может быть установлен диагноз какого-либо расстройства. Принятые в МКБ-10 клинические диагностические критерии являются статичными, характеризующими лишь один из этапов формирования психопатологического синдрома или течения болезни (обычно развитое их состояние или представленные преимущественно в классическом варианте), отчего ранняя диагностика делается весьма проблематичной или выявленные расстройства шифруются наиболее подходящим на данный момент, как бы сиюминутным образом. Особенно это касается длительно текущих заболеваний, таких, как шизофрения, протрагированные или хронические депрессии, хронические интоксикационные психозы, протрагированные психогенные расстройства, органические процессы, длительное прогнозирование течение части которых остаётся пока что труднодоступным. На разных этапах течения таких расстройств, как известно, могут возникать различные симптомокомплексы, как отвечающие рекомендуемым МКБ-10 диагностическим критериям, так и не совпадающие с ними. Кроме того, статичные критерии не способны учитывать возраст пациента и, следовательно, возрастные особенности симптомообразования, в них не находит отражение влияние сопутствующих расстройств, которые могут существенно изменить проявления психического расстройства, а также значительное участие в развитии и проявлениях болезни конституциональных факторов. Например, депрессия у истерической, шизоидной или паранойяльной личности может значительно различаться как некоторыми психологическими, так и, вероятно, соматовегетативными симптомами.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПСИХОПАТИИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПСИХОПАТИИ -

В настоящее время диагностика психопатий основывается на разработанных ВОЗ диагностических критериях согласно Международной классификации болезней (МКБ-10). В ней приводятся 7 основных диагностических критериев для всех типов расстройств (психопатий) и изменений (психопа-топодобных) личности. Таковыми являются: явно дисгармоничное поведение и отношение к другим, совершенно не соответствующее принятому в данной субкультуре; оно не ограничено эпизодами или отдельными ситуациями; оно не соответствует реальной обстановке; его признаки проявляются длительно, начиная с детства или подросткового возраста; это поведение приводит к личностному дистрессу или вызывает неприязнь окружающих; оно же обычно (но не обязательно) наносит ущерб социальному и профессиональному функционированию. Считается, что для диагноза любого расстройства личности достаточно наличия 3-4 из 7 перечисленных признаков.

В Международной классификации болезней-10 выделено 8 определенных типов психопатии: параноидный, шизоидный, диссоциальный, эмоционально-неустойчивый (с подразделением на импульсивный и пограничный типы), истерический, ананкастный (обсессивно-компульсивный), тревожный (уклоняющийся) и зависимый.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ - сомнения в существовании болезненных форм в психиатрии, основанные на том, что нет одинаковых пациентов и что каждый случай болезни сугубо индивидуален в силу неповторимого сочетания вызывающих его патогенных факторов. Термин Клейста, фиксирующий указанную позицию К.Ясперса.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ - личностный профиль, устанавливаемый путём тестирования (например MMPJ). Совпадение паттерна профиля испытуемого с паттерном какой-нибудь патологии, позволяет, полагают, предложить описательный диагноз расстройства пациента. Ни упомянутый, ни любой другой тест не способны, однако, отразить всё многообразие и индивидуальный характер психопатологии, какая может быть у конкретного пациента; более того, тестирование может существенно исказить реальную картину психического расстройства, представить его в прокрустовом ложе той или иной гипотезы или теории.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ - общий термин для обозначения любого теста или процедуры, используемых с целью точного определения характера и, возможно, происхождения нарушения способности или генезиса расстройства (речи, чтения, сенсорно-моторной координации и др.). Относится, скорее, к определению конкретного источника проблем индивида в какой-то области его жизнедеятельности.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И СТАТИСТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И СТАТИСТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders DSM) - издаётся Американской психиатрической ассоциацией и содержит клинические критерии для диагностики психических расстройств. Последнее издание - DSM - 4.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ (англ. interviev - встреча, беседа) - клиническая беседа с целью установить факт, характер, природу того или иного расстройства, определиться со стратегией и тактикой лечения..

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА (греч. diagramma - рисунок, чертёж) - чертёж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами.

ДИАЗЕПАМ

ДИАЗЕПАМ (седуксен и др.) - транквилизатор, обладает противосудорожным и гипноседативным действием. См. Сибазон.

ДИАЛЕКТ

ДИАЛЕКТ (греч. dialektos) - местная или социальная разновидность общенародного языка. Ср. Арго (см.).

ДИАЛЕКТИЗМ

ДИАЛЕКТИЗМ -

характерная для какой-либо местности особенность общего национального языка, имеющая фонетическое, лексическое или словообразовательное выражение и отличающая данную разновидность от других разновидностей этого же языка.

ДИАЛЕКТИКА

ДИАЛЕКТИКА - [от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г.В.Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии XIX-XX вв. нашла воплощение в учениях В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии XX в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

* * *

(греч. dialektike (techne) - (искусство) вести беседу, спор) - 1. рассуждения, имеющие основанием обширные дедуктивные (общие, теоретические) познания и логику; 2. в теории познания Георга В.Ф. Гегеля - представление о том, что действительность развивается благодаря взаимодействию противоположностей (тезис и антитезис порождают синтез). Основоположником диалектики считается Гераклит, учение которого его современники находили весьма путаным и непонятным; 3. требование диалектической логики к мышлению не выбирать одно из двух полярных суждений, а находить такое третье, которое их объединяет, устанавливает или фиксирует их единство; 4. способность рассуждать беспристрастно, реалистически и гибко, в равной степени принимая при этом во внимание самые разные аспекты действительности, включая противоречащие один другому.

ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - философия построенная на принципах диалектики (см. Диалектическая методология) и материализма (см. Материализм).

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ - связь между явлениями, характеризующаяся свойствами, типичными для диалектических систем и подчиняющаяся диалектическим закономерностям (см. Диалектика).

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в XX в. разрабатывались В.И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики Компартии. Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

ДИАЛОГ

ДИАЛОГ (греч. dia - раз..., пере...; logos - речь) - 1. разговор между двумя или несколькими лицами. Предполагает овладение рядом речевых навыков (например, соблюдение очерёдности в разговоре, умение слушать, использование уточняющих, наводящих и других вопросов и мн. др. Ортега-И-Гассет (1883 - 19550 утверждает, что речь человека в сущности своей диалогична. При некоторых психических расстройствах способность вести диалог может быть значительно нарушена или полностью утрачена; 2. переговоры, свободный обмен мнениями между двумя сторонами, В виде диалога может быть построена и внутренняя речь; 2. в психопатологии - речь, построенная по модели диалога, но адресованная мнимому собеседнику, персонифицированныму в вербальной галлюцинации, воображаемому в сновидении собеседнику во время сноговорения и др. См. также Диалоголалия.

* * *

(от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субьектов. Д. характеризуется ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью, чаще малой степенью организованности. Обычно д. оказывает большее психическое воздействие на окружающих, чем монолог.

* * *

(от греч. dialogos) - попеременный обмен репликами, разговор между двумя или несколькими лицами. В ходе конфликта Д. характеризуется словесным противодействием, высокой эмоциональной насыщенностью, жесткой ориентацией на предмет конфликта, зависимостью от состояния межличностных отношений.

ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ

ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ - наивысшая форма взаимодействия человека с ЭВМ, при которой осуществляется их интерактивное (двухстороннее) взаимодействие в режиме разделения времени. Отличительной особенностью диалоговых систем является оперативный обмен между человеком и ЭВМ относителвно небольшими порциями информации, причем очередная команда (запрос) формируется пользователем на основе анализа результатов выполнения предыдущей команды. Такая организация взаимодействия позволяет условно рассматривать человека и машину как партнеров. Различные этапы решения задачи выполняются как одним, так и другим партнером. Д. ч. с ЭВМ целесообразно использовать в следующих случаях: при изменении хода решения задачи в зависимости от промежуточных результатов; при поиске возможных путей решения задачи. От других форм взаимодействий Д. ч. с ЭВМ отличают следующие особенности: непосредственный обмен сообщениями между партнерами; удобство для пользователя при обмене информацией; определенная степень равноправия между партнерами, высокий уровень взаимопонимания между партнерами, достигаемый за счет взаимного управления, помощи и обучения. К числу основных психологических факторов, обеспечивающих эффективный Д. ч. с ЭВМ, относятся «взаимопонимание» между человеком и ЭВМ, психологическая готовность человека к ведению диалога, доступность ЭВМ для человека, удобство общения, время реакции ЭВМ. Последнее зависит от характера решаемых задач, однако в большинстве практических случаев оптимальное время ожидания ответа составляет 2 - 4 с. Большое значение для психологического ощущения комфорта имеет также вариация времени ответа: установлено, что стабильное время ожидания предпочтительнее переменного.

ДИАЛОГА ПРИНЦИПЫ

ДИАЛОГА ПРИНЦИПЫ (Грайс) - 4 принципа продуктивной коммуникации: 1. принцип количества - не предоставлять слишком много (или слишком мало) информации собеседнику; 2. принцип качества - быть искренним, не говорить того, что является сомнительным и тем более заведомо ложным; 3. принцип соотношения - говорить по существу, по делу, конкретно; 4. принцип манеры - говорить чётко, кратко, понятно, с учётом того, кем является собеседник и в каком он находится состоянии (ребёнок, взрослый человек, он встревожен, волнуется и т.д.). В порядке уточнения можно, вероятно, добавить 5. принцип экономии - не расходовать слишком много времени, ни своего, ни времени собеседника на повторения, споры, оценки, рисовку, выяснение того, кто из беседующих «главнее», «умнее», на выражения личного отношения к собеседнику.

ДИАНЕТИКА

ДИАНЕТИКА - см. саентология.

* * *

наука о душевном здоровье, о разуме человека,о методах влияния разума на душу, бессознательное, методах управления жизненной энергией в целях повышения эффективности духовной, созидательной деятельности человека; это наука о технологии духовного излечения. Основатель данного научного направления Л. Рон Хаббард. Основные термины дианетики: динамика выживания, инграмма, защитник, клир, кейс и др. В соответствии с выводами дианетики основная цель существования человечества и каждого человека - выживание. Выживание имеет как бы четыре составляющих (четыре динамики). Первая динамика - стремление человека к выживанию ради самого себя, это как бы индивидуальное самовыживание. Вторая динамика - выживание человека через продление рода (секс, воспитание детей, забота о них и др.). Третья динамика - стремление к групповому выживанию (национальности, народности, профессиональной группы, социальной группы, родственников, друзей и др.). Четвертая динамика - выживание человечества. Абсолютная цель выживания - бессмертие, бесконечное выживание как процесс совершенствания человечества. Инграмма - моменты бессознательного, впитавшиеся в личность человека и предопределяющие его развитие через болезненные, неприятные психические переживания, эмоции. Инграмма в большинстве своем не доступна для осмысления. Защитник - личность, защищавшая или защищающая более слабого человека на его жизненном пути, траке времени. Более слабая личность бессознательно тянется к защитнику, эмоционально сильно зависима от него. Клир - человек, освободившийся от инграмм, то есть достигший высокой степени свободы от своего прошлого. Кейс - личность проходящая дианетические процедуры в процессе которых снимается негативное влияние инграмм на человека.

ДИАНЫ КОМПЛЕКС

ДИАНЫ КОМПЛЕКС - термин, обозначающий в психоанализе вытесненное желание женщины быть мужчиной (женщина предпочитает мужские занятия, манеры, избегает близких отношений с мужчинами, отвергает роли жены и матери). Синонимы: Нарушение половой и Нарушение полоролевой идентификации.

* * *

по психоанализу, подсознательное желание женщины быть мужчиной. Ср. зависть к пенису. Ср. гендерная дисфория.

ДИАПАЗОН

ДИАПАЗОН - /(греч. dia pason (chordon) - через все (струны)/ - 1. область изменений какой-либо величины; 2. объём, охват, размер (знаний, интересов).

ДИАПАЗОН ПРИЕМЛЕМОСТИ

ДИАПАЗОН ПРИЕМЛЕМОСТИ (Консторум) - модели сексуального поведения, не порождающие у партнёров реакции взаимного отторжения.

ДИАПАЗОН ПРИЕМЛЕМОСТИ ЛАСК

ДИАПАЗОН ПРИЕМЛЕМОСТИ ЛАСК - индивидуальный набор форм сексуального поведения (собственного или партнера), которые не вызывают протеста.

ДИАПАЗОН РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЙ

ДИАПАЗОН РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЙ - диапазон значений по тесту, имеющих надёжную прогностическую значимость.

ДИАПАЗОН СЛЫШИМОСТИ

ДИАПАЗОН СЛЫШИМОСТИ - у человека чувствительность к звуковым колебаниям воздуха колеблется в диапазоге от 20 до 20 000 Гц. Максимальная чувствительность приходится на частоты 1000-4000 Гц.

ДИАТЕЗНО-СТРЕССОВАЯ ГИПОТЕЗА

ДИАТЕЗНО-СТРЕССОВАЯ ГИПОТЕЗА - обобщение в отношении того, что многие патологические модели поведения являются результатом наследственной восприимчивости в соединении с особенно стрессовой средой и недостатком приобретённых умений преодолевать стрессы.

ДИАТЕТИЧЕСКАЯ ПРОПОРЦИЯ

ДИАТЕТИЧЕСКАЯ ПРОПОРЦИЯ (лат. diathesis proportio - соразмерность, соотношение) - термин Э. Кречмера (1920), обозначает определённое соотношение приподнятого и подавленного настроения, свойственное характеру пациентов с циклотимией (см.).

ДИВЕРГЕНЦИЯ

ДИВЕРГЕНЦИЯ (лат. divergere - отклоняться, расходиться) - 1. термин Ч. Дарвина, обозначающий расхождение признаков организмов в процессе их эволюции в силу искусственного или естественного отбора; 2. отведение глазных яблок кнаружи от средней линии. Антоним: Конвергенция; 3. расхождение глазных яблок при удалении точки фиксации взгляда, выполняет функцию бинокулярного сигнала для восприятия глубины пространства; 4. в нейропсихологии - ответвление и распространение нескольких отростков от одного нейрона или волокон нервного пути; 5. характеристика движения от центральной точки или расположения в любом другом направлении.

* * *

(от лат. divergentio - расхождение) - возвращение глаз к параллельному положению (зрительных осей). Д. имеет место при рассматривании удаленных объектов (при фиксации близких "объектов глаза более или менее конвергированы). В качестве наименьшей удаленности объекта, при которой зрительные оси могут считаться параллельными, принимается расстояние в 6 м.

ДИВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ

ДИВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ - Расхождение зрительных осей глазных яблок.

ДИВЕРСАНТ ВНУТРЕННИЙ

ДИВЕРСАНТ ВНУТРЕННИЙ - в психоанализе - термин Фэрнбэрна, обозначает третью часть Эго - антилибидное Эго, которое способствует образованию Супер-Эго.

ДИГЛОССИЯ

ДИГЛОССИЯ (греч. буквально «двуязычие») - явление, когда один из языков, которым владеет индивид, осознается им как «высокий», а другой (подчас родной) как «низкий». Русские дворяне XVIII-XIX веков соответственно относились к французскому и русскому языку. Это связано с увлечением иноязычной культурой (см. галломания, англомания).

Он [князь] говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды… (Л. Толстой, Война и мир)

Ср. языковая лояльность.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ (греч. didaktikos - поучительный) - 1. поучительный, наставительный; 2. относящийся к теории обучения и образования, а также воспитания в процессе обучения.

ДИДАКТОГЕНИЯ

ДИДАКТОГЕНИЯ (греч. didakticos genesis - происхождение) - термин Платонова К.И. (1937, 1946), означающий психотравмирующее детей и их родителей поведение педагога (систематически неуважительное, пренебрежительное, равнодушное отношение, прилюдное высмеивание, занижение способностей и оценок и т.п., а также подчёркивание негативных сторон явлений, которые педагог при изложении учебного материала представляет учащимся). Важное значение приобретает ныне тенденция в политике образования, которую защищают власти и некоторые школьные учителя, - разделение школы на два потока: для детей элиты, избранных, материально обеспеченных родителей и для детей простых людей - риск дидактогении для последней категории детей существенно возрастает. Синоним: Дидаскогения (Катков, 1938).

* * *

[греч. didaktikos- поучительный gcnos - род, происхождение] - негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.). Д. проявляется в угнетенном настроении, страхе, фрустрации и др., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях ребенка. Она может являться причиной неврозов. А. В. Петровский

* * *

(от греч. didaktikos - поучительный, genos - происхождение) - возникновение негативных психические процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, руководителя, тренера и т.д., отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащегося.

* * *

негативное психическое состояние ребенка, возникающее из-за нетактичности, других неправильных действий педагога.

Из классов уходил

И все читал такие книги, книги,

Которые мне памятны теперь, 

И каждый раз все больше ненавидел

Я этих всех моих учителей…

(Н. Огарев, Исповедь лишнего человека)

ДИДРО

ДИДРО (Diderot) Дени (1713-1784) -французский философ, писатель, теоретик искусства, основатель, редактор и один из издателей французской Энциклопедии . Основоположник материалистического направления во французской психологии. Трактовал все психические проявления как функцию мозга, пропагандируя эту концепцию в работе Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел. Д. считал, что по всей материи рассеяны живые молекулы - носители чувствительности, от которых в процессе естественноисторического развития человека тянется цепь возрастающих по сложности явлений до максимального расцвета разума человека (Мысли об объяснении природы, 1754). Признавая роль биологических предпосылок развития психики (телесной организации), отмечал, что умственное состояние народа в целом зависит не от биологических, а от социальных обстоятельств. Д. - автор ряда конкретно-психологических исследований поведения, в частности особенностей психики слепых и глухих, переживаний актера и др. Его идеи сыграли важную роль в приобщении европейской интеллигенции к передовым взглядам на природу человека. В рус. переводе изданы собр. соч., т.1-10, М. -Л., 1935-1947. М.Г. Ярошевский

ДИЕТА

ДИЕТА (греч. diaita - образ жизни, режим) - 1. любая специальная программа приёма пищи с определёнными ограничениями (с низким содержанием холестерина и т.п.); 2. любая программа сокращения приёма пищи с целью похудания; 2. пищевые продукты, употребляемые в повседневной жизни; 3. суточное или месячное содержание депутатов парламентов в ряде стран.

ДИЕТИЧЕСКАЯ НЕОФОБИЯ

ДИЕТИЧЕСКАЯ НЕОФОБИЯ (греч. diaita neos - новый, phobos - страх) - наблюдаемое у детёнышей многих биологических видов, включая некоторую часть детей явление, при котором они не едят незнакомую пищу, пока её не поест родитель и не покажет тем самым, что она съедобна и безопасна. У детей с ранним детским аутизмом демонстрация съедобности чего-либо родителями чаще всего не оказывает на пациентов значительное влияние.

ДИЗАВТОНОМИЯ РЕЙЛИ-ДЕЯ СЕМЕЙНАЯ

Син.: Невропатия сенсорно-вегетативная, наследственная. Проявляется множественными надсегментарными и сегментарно-периферическими вегетативными нарушениями и расстройствами функций аномальной нервной системы. Патогенез не уточнен. С раннего детства трудности при кормлении, временами рвота, склонность к инфекционным заболеваниям верхних дыхательных путей, рецидивирующая пневмония. Характерны эмоциональная лабильность, недостаточное слезо- и слюноотделение, вестибулопатия, гипергидроз, расстройства терморегуляции, вкуса, неустойчивость артериального давления, энурез, костные аномалии. Возможны атаксия, отставание в психическом развитии. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Описали американские врачи Riley и Day.

ДИЗАЙН

ДИЗАЙН -

(от англ. dezign - проект, чертеж, замысел) - вид проектировочной деятельности, направленный на конструирование предметной среды по законам эстетики, с учетом особенностей восприятия ее человеком. Психический механизм воздействия д. на психику людей исследуется экспериментальной, инженерной психологией. В настоящее время можно говорить и о появлении психологии дизайна.

* * *

(от англ. design - проектировать, чертить, задумывать, а также проект, план, рисунок) - комплексная системно упорядоченная и научно обоснованная творческая проектная деятельность (и продукты этой деятельности) по формированию предметной среды, обслуживающая материальные и духовные потребности человека путем создания различных форм потребительских структур (промышленные изделия, сооружения, элементы визуальной коммуникации и др.). Основной целью Д. является создание гармоничной природной среды. Основным объектом Д. являются вещи и связи между ними, взятые в отношении к людям, или человеко-вещевые отношения, рассматриваемые во всевозможных системных связях с социально-культурной средой. Своеобразие Д. как проектной междисциплинарной деятельности определяется особым - эстетическим способом целостного осмысления и формирования объектов, в отличие от инженерных, научных или логических методов их осмысления, Благодаря этому Д., являясь соединительным звеном между наукой, техникой и искусством, может быть причислен к видам художественной деятельности, поскольку одним из основных его критериев в оценке явлений выступает эстетическое совершенство. Д. в зависимости от своих объектов представляет открытую систему взаимосвязанных областей: системный Д., комплексный Д., модернизация, стайлинг, городской Д., графический Д. и др.

ДИЗАКУЗИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

ДИЗАКУЗИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ - простая иллюзия слуха в виде нарушения способности различать тональность звуков, то есть существующие акустические субмодальности ( высокие и низкие тона); например, пациенту кажется, что женщины говорят басом или, напротив, мужчины говорят женским или детским голосом.

ДИЗАРТРИЯ

ДИЗАРТРИЯ (греч. dys arthroo - членораздельно произносить) - 1. дефект речи, нарушение артикуляционной способности в силу неврологической патологии (чаще всего вследствие бульбарного и псевдобульбарного паралича), чаще всего сочетается с афонией. Патологический процесс обычно локализуется на уровне нижних отделов ствола головного мозга. Дизартрия может возникать при поражении 12-й, 5-й и 7-й пар черепных нервов, мозжечка, при прогрессивном параличе и нейролюэсе, а также, что не является общепринятым, при врождённых уродствах развития структур артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа и др.). Невнятность речи особенно касается произношения согласных звуков. Нерезко выраженная дизартрия выявляется с помощью произношения скороговорок (например, «сыворотка из под простокваши»), как это делается, например, при прогрессивном параличе. При повреждении мозжечка речь становится скандированной, при паркинсонизме - замедленной. Дизартрия считается относительно лёгкой степенью анартрии, при последней нечленораздельная речь делается мало- или вовсе непонятной; 2. нарушение артикуляции, вызванное патологией мышц языка, губ и нижней челюсти. Дизартрия, как бы её не понимать, способна повлечь вторичные психологические и психические нарушения (ограничения сферы контактов, комплекс неполноценности, подавленность настроения и др.).

* * *

Одна из форм расстройства экспрессивной речи, которая является следствием расстройства функций исполнительного речевого аппарата. При полной сохранности понимания речи окружающих, письма и чтения про себя нарушается артикуляция собственной речи (ее звукового состава), тогда как словарь и грамматический строй ее остаются ненарушенными. Особенно страдает артикуляция согласных. Синдромы дизартрии подробно описаны в 1973 г. отечественным нейропсихологом и нейролингвистом Е.Н. Винарской (род. в 1927 г.). Ею выделены 5 форм дизартрии: бульбарная (см.), псевдобульбарная (см.), мозжечковая, подкорковая и корковая.

ДИЗАРТРИЯ БУЛЬБАРНАЯ

ДИЗАРТРИЯ БУЛЬБАРНАЯ - Расстройство речи при бульбарном синдроме (см.), обусловленное вялым парезом или параличом обеспечивающих ее мышц (мышц языка, губ, мягкого нёба, глотки, гортани, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, и дыхательной мускулатуры). При этом голос слабый, глухой, с истощающейся звучностью. Гласные и звонкие согласные оглушены. Обычно упрощена артикуляция щелевых согласных (д, б, т, п). Возможны избирательные расстройства произношения отдельных звуков в связи с вариабельностью степени вялого пареза отдельных мышц речедвигательного аппарата. Речь замедлена, быстро утомляет больного. Дефекты речи им осознаются, но преодоление их невозможно.

ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ

Фонетико-артикуляторные расстройства, обычно возникающие при поражении премоторного отдела коры доминантного полушария.

ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ

Син.: Скандированная речь. Атаксия артикуляторная. Дизартрия (см.), возникающая из-за атаксии мышц, обеспечивающих артикуляцию речи, по причине поражения мозжечка и его связей. Речь при этом замедлена, затруднена, толчкообразна с подчеркнутым разделением на слоги (скандированная речь). Модуляции голоса обычно не соответствуют смыслу произносимых слов. Ударение ставится ритмично, через равные промежутки времени. Изменено речевое дыхание.

ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ

ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ - Следствие нарушения функций подкорковых ядер и их связей. Характеризуется изменением тонуса мышц, участвующих в речевом акте, по пластическому типу, а также самопроизвольное сокращение мышц речедвигательного аппарата. Голос напряженный, резкий, хриплый, тембр и громкость речи изменчивы. Обычно сочетается с другими подкорковыми двигательными расстройствами.

ДИЗАРТРИЯ ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ

Возникает при псевдобульбарном синдроме (см.) в связи с двусторонним поражением кортико-нуклеарных путей, идущих к ядрам черепных нервов бульбарной группы, и кортико-спинальных путей, направляющихся к передним рогам шейно-грудного отдела спинного мозга. При этом возникает повышение тонуса мышц, участвующих в речевом акте по спастическому типу. Мышечных атрофий нет. Язык напряжен и оттянут кзади. Глоточный и нижечелюстной рефлексы высокие. Особенно грубо расстроены тонкие произвольные движения кончика языка. Голос слабый, сиплый и хриплый. Темп речи замедлен. Тембр речи гнусавый, особенно затруднено произношение гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (Р, Л, Ш, Ж, Ч, Ц). При этом смычные согласные и «Р» нередко заменяются щелевыми. Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких. Концы слов нередко больными не договариваются. Больной осознает дефекты артикуляции, активно старается их преодолеть, но при этом только повышается тонус мышц, обеспечивающих речь, и происходит нарастание проявлений псевдобульбарной дизартрии.

ДИЗЕНТЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЗЕСТЕЗИЯ

Спонтанные или вызванные определенным стимулом неадекватные ему, извращенные ощущения. Например, прикосновение воспринимается как боль, болевой раздражитель - как температурный и т.п.

ДИЗЕСТЕЗИЯ РУК НОЧНАЯ

См. Брахиалгия Вартенберга.

ДИЗЛЕКСИЯ

ДИЗЛЕКСИЯ (греч. dys lexus - слово, выражение, оборот речи) - нарушение способности обучаться письму и чтению (Morgan, 1898). Дизлексия является одной из самых частых школьных проблем детей, которые затрудняются или не могут звуки речи переводить в графемы и обратно. Обозначается также термином спеллингования расстройство (см.). Синоним: Дислексия.

ДИЗЛЕКСИЯ ПРИОБРЕТЁННАЯ

ДИЗЛЕКСИЯ ПРИОБРЕТЁННАЯ - приобретённая дизлексия у пациента, который ранее читал нормально.

ДИЗЛЕКСИЯ ПРЯМАЯ

ДИЗЛЕКСИЯ ПРЯМАЯ - вариант приобретённой дизлексии, при которой пациент может вслух правильно читать слова, но при этом не понимает их значения.

ДИЗЛЕКСИЯ РАЗВИТИЯ

ДИЗЛЕКСИЯ РАЗВИТИЯ - неспособность к обучению чтению, не связанная с такими причинами, как умственная отсталость, органическое повреждение головного мозга, эмоциональные проблемы, аутизм, культуральные факторы. Относится к специфическим нарушениям развития школьных навыков.

ДИЗЛЕКСИЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ

ДИЗЛЕКСИЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ (греч. phone - звук, голос; logos - слово, понятие, учение) - вариант приобретённой дизлексии, при которой серьёзной проблемой для пациента становится произношение слов при чтении. Пациент может научиться читать, используя метод целых слов, но у него всё равно возникают трудности с чтением тех слов, которых прежде он не встречал.

ДИЗЛЕКСИЯ ФОРМЫ СЛОВА

ДИЗЛЕКСИЯ ФОРМЫ СЛОВА - вариант приобретённой дизлексии. Объединяет симптомы поверхностной дизлексии (см.) и фонологической дизлексии (см.). Такие пациенты могут всё же медленно и ошибками читать, при этом они вынуждены тщательно произносить каждое слово.

Предыдущая страница Следующая страница