Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

* * *

- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Одним из компонентов Н. л. является ориентация человека на тот или иной стиль в организации межличностных отношений. Есть люди, стремящиеся отдавать окружающим больше, чем получать от них. Др. люди хотят получать больше, чем отдавать. Третьи стремятся поддерживать примерный баланс взаимных услуг во взаимоотношениях с окружающими. Стремление получать от окружающих больше, чем отдавать им, является эгоистической Н. л. и чревато конфликтами.

* * *

- термин Рубинштейна С.Л. (1946), обозначает динамические аспекты личности, такие, как потребности, установки, интересы и наклонности, которые определяют мотивацию деятельности индивида и его поведение в соответствии с конкретными жизненными целями. Патология динамизирующих структур личности встречается у подавляющего большинства психиатрических пациентов, это, например, усиление, ослабление потребностей, появление аномальных потребностей и способов их удовлетворения.

* * *

- интегральное высшее свойство личности - система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В Н. л. выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность. В акме личности входят компоненты направленности, способствующие высшим достижениям человека в избранном виде деятельности.

* * *

сложное психологическое свойство, представляющее собой устойчивую систему внутренних побуждений и жизненных целей человека. Н.л. показывает, к чему стремится человека в своей жизни и что его к этому побуждает. Структура Н.л. включает: потребности, мировоззрение, интересы, склонности, идеалы, убеждения и цели.

* * *

Мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются имеющиеся потребности, общественные требования и пр.

* * *

понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

* * *

система мотивов (побуждений), устойчиво присущих данному человеку и обеспечивающих некоторую предсказуемую типичность его целей, поступков в самых разных, в том числе и неожиданных ситуациях. Если у человека сложилась индивидуалистическая или, наоборот, деловая коллективистская Н. л., то можно с большой степенью вероятности предсказать, как он поведет себя в предполагаемых ситуациях. Это важно, в частности, при решении вопросов подбора и расстановки кадров, комплектовании производственных бригад, управленческих команд, экипажей, боевых расчетов. Воспитание Н. л .- важнейшая и сложная задача семьи, школы и системы профессионального образования (Е. А. Климов). Важное значение в проблеме Н. л. имеет также определение профессиональной направленности, профессиональной мотивации, определяющей выбор наиболее предпочтительного типа будущей профессии. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности под руководством Е. А. Климова разработан специальный дифференциально-диагностический опросник (ДДО). В основу методики ДДО положена схема классификации профессий, в соответствии с которой по признаку «предмет труда» все профессии делятся на пять типов: 1) «человек-человек» (предмет труда- человек, группы людей); 2) «человек-техника» (предмет труда - машины, технические устройства); 3) «человек-природа» (предметтруда - животные, растения); 4) «человек-знаковая система» (предмет труда - тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, коды); 5) «человек-художественный образ» (предметтруда - литература, живопись, искусство). Близкой к рассмотренной является и классификация профессий Йовайши, модифицированная в Хабаровском краевом центре занятости населения. В соответствии с этой классификацией разработана методика определения сферы профессиональных предпочтений кандидатов на работу (опросник Йовайши). Представляет интерес и разработанная Дж. Холландом типология личности, согласно которой различают шесть психологических типов людей (реалистический, интеллектуальный, социальный, стандартный, предприимчивый, артистический). Каждому типу соответствуют профессии, в которых человек может добиться наибольших успехов. Отнесение конкретного человека к тому или иному типу осуществляется с помощью специальной методики Дж. Холланда.

В начало словаря