Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
РЕФЛЕКСИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ - форма психической деятельности, проявляющаяся стремлением анализировать свои мысли, чувства, действия. Особенно свойственна интровертированным личностям, а в наиболее развитой форме, согласно А.Маслоу, присуща самоактуализирующимся личностям.

* * *

(от лат. reflexio - обращение назад, отражение) - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни субъектом.

К Р. относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Без Р. невозможно устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми.

Смысл Р. - переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы Р.- выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р.- это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.

Благодаря Р. собственный «образ Я» более адекватно отражает реальное «Я».

Термин «рефлексировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Р. понимали по-разному. Локк считал ее источником особого знания. Для Лейбница Р. - внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи - это Р. над впечатлениями, полученными извне. Для Гегеля Р. - взаимное отображение одного в другом. В социальной психологии под Р. понимали осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р. - не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает рефлексирующего индивида.

В настоящее время наиболее изучена Р., сопровождающая собственную индивидуальную деятельность человека по решению нестандартных (творческих) задач. Такую Р. называют интеллектуальной. Исследуется Р. в процессе общения, а также некоторые аспекты Р. в педагогической деятельности.

* * *

1) (лат. «отражение») - «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» (Ребер); анализ собственного психического состояния. Рефлексия во многом свойственна лермонтовскому Печорину («Герой нашего времени»); рефлектирующей личностью является Ромашов в повести А. Куприна «Поединок», Александр Адуев в романе И. Гончарова «Обыкновенная история».

Он вдумывается, всматривается в себя непрестанно, по всякому поводу… Этот вечный самоанализ, эта работа механизма мысли, вращающегося в пустоте, сделалась опасной привычкой, которая, как он говорит, «часто вредит ему в жизни» (Р. Роллан, Жизнь Толстого).

2) осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими, партнерами по общению.

«Не обращайте внимания, Лизавета Прокофьевна, у меня не припадок; я сейчас уйду. Я знаю, что я… обижен природой. Я был двадцать четыре года болен, до двадцатичетырехлетнего возраста от рождения… я убежден, что в этом доме меня не могут обидеть и любят меня более, чем я стою, но я знаю (я ведь наверно знаю), что после двадцати лет болезни непременно должно было что-нибудь да остаться, так что нельзя не смеяться надо мной… иногда… ведь так?» (Ф. Достоевский, Идиот).

* * *

сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Рефлексия - это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения.

* * *

(от позднелат. refflexio - обращение назад, отражение) - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

* * *

(лат. reflecto, reflexum - поворачивать, обращать назад). Самонаблюдение за собственными психическими процессами и действиями, самопознание. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего и телесного. В социальной психологии рефлексия выступает еще и в форме осознания действующим лицом или общественностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидуумами или обществами.

* * *

(от лат. refexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующими субъектами - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Р. - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится др., и те же самые три позиции, но со стороны др. субъекта. P., т. о., это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

В начало словаря