Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АМОСОВА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АМОСОВА

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АМОСОВА -

теоретические взгляды на сущность личности, человека известного украинского ученого Н. Амосова. Их суть: Биология человека пока сильнее разума. От клетки всех живых систем до общества в целом проявляется Общий Алгоритм Разума. Разум это аппарат для оптимального управления обьектами через действия с моделями. Разум управляет обьектами, а чувства - разумом. Через тренировки корковые нейроны "могут выйти из подчинения" биологически детерминированных чувств, но это случается не часто. Разум действует отдельными "порциями" - Функциональными Актами. Каждый из которых состоит из элементов: восприятие, анализ, прогнозирование, целеполагание, планирование действий, сами действия. Все переходы от предыдущего элемента к последующему осуществляются с помощью чувств, которые весьма противоречивы, но имеют свойство суммироваться в Интегральном Чувстве - "приятное - неприятное". Разум разрабатывает разные варианты поведения, но чтобы какой-то из них был реализован до конца - нужна система доминирования. Три качества делают разум неразумным: 1) его ограниченность (модель всегда проще оригинала); 2) его субьективность (оценки и действия зависят от изменчивости чувств в данный момент времени); 3) его увлекаемость, выводящая за пределы обьективного отражения. Модели в сознании человека статичны и отрывочны. По своей природе человек стадное животное, наделенное творческим разумом. Изучение личности - это задача на выбор оптимальной ее сущности идеологии. У человека, как и у всех животных, действуют три генеральные программы: сохранить себя, продолжить род, улучшить вид. По своим индивидуальным особенностям люди различны. По силе характера 10% самых сильных отличаются от 10% самых слабых в 3 раза. У разных людей по-разному актуализированы потребности в зависимости от степени их удовлетворения. Сильнейшие из них - избегание боли, голода, потребность в обладании чем-либо (собственностью); затем - секс, любовь, принадлежность роду, общности; затем - общение, лидерство, свобода, подражание, подчинение авторитету. Кроме того проявляется потребность правды, веры и др. Высоко развита в человеке и потребность в любознательности. По Амосову соотношение чувств и идеологии как факторов детерминации поведения человека количественно выражается в пропорции 70 : 30. Возможность воспитания, как предел изменения врожденных потребностей, оценивается им в 25%. Эгоизм и альтруизм согласно исследованиям Амосова соотносятся как 10 : 1. Отсюда он делает вывод: в ангелочков людей силами воспитания, идеологии не переделать. Но будущее общества не безнадежно. Это обусловлено тем, что лидеров и крайних эгоистов - меньшинство. В то же время большинсчтво слабых и средних стремятся к обьединению против властолюбивцев. Кроме того, существуют лидеры - альтруисты, которые способны, используя различные методы, в том числе страх, обман, создавать общества, где существует порядок. Разум не всегда обьективен, поэтому нужна наука - для правящей элиты, а образование - для всех граждан. Как итог, Амосов делает вывод: человек скорее плох, чем хорош. Из данного вывода вытекают следствия: сильные и лидеры всегда счастливее, особенно при капитализме; социализм не дает им развернуться, от этого и проигрывает вся система; слабым лучше при социализме: мало платят, но жить надежнее, а работать на износ не приходится; социализм детренирует и разлагает общество.

В начало словаря