Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Р" (часть 15, "РИТ"-"РОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 15, "РИТ"-"РОМ")

РИТМЫ ЭЭГ

РИТМЫ ЭЭГ (от греч. rythmikos - равномерный, соразмерный...) - гармонические составляющие ЭЭГ; основу их у взрослого здорового бодрствующего человека составляют альфа-ритм (частота 8-13 Гц) и бета-ритм (14 - 30 Гц). Кроме них в записи ЭЭГ обычно присутствует небольшое количество нерегулярных низкоамплитудных медленных волн (дельта-ритм, тета-ритм), а также ряд других периодичностей. К их числу относятся, напр., сверхмедленные колебания мозговых потенциалов с периодами от секунд до нескольких часов. Эти колебания отражают деятельность медленной управляющей системы мозга, обеспечивающей регуляцию функционального состояния, изменение уровня активности и поддержание гомеостазац. н. с. (см. также Биоритмы мозга).

РИТУАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТУАЛЫ НАВЯЗЧИВЫЕ

Комбинации навязчивых действий (компульсий), которые производятся больным, вопреки разуму, в связи со стремлением не допустить таким образом возможной неудачи, беды или продиктованные надеждой обеспечения желаемого успеха. Попытки невыполнения привычных ритуальных действий ведут к усилению неуверенности, опасения, тревоги, страха, что само по себе может вести к неудаче и вместе с этим к закреплению тенденций к Р.н. Формируются Р.н. обычно постепенно, в основе их лежит формирование ложной предпосылки «если после этого значит от этого» и в итоге образование комбинаций своеобразных условных рефлексов. Характерны при обсессивно-фобическом неврозе (см.), но возможны и при других формах невроза, а также у больных шизофренией (см.).

РИТУАЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

РИТУАЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ - одна из форм поведения, часть культуры этнической общности, тесно связанная с ее традициями и обычаями, образующая вместе с ними нормативную систему поведения, принятую в данной общности.

РИТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

РИТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совместная (двух и более лиц) и стереотипная деятельность условного характера, несущая в себе особый эмоциональный заряд и часто сакральный смысл, фокусирующаяся вокруг чётко определённого набора социальных объектов и дарующая участникам специфическое чувство торжественности и выхода за пределы обыденной реальности (Дензин, 2005).Э.Дюркгейм подразделяет ритуалы на две категории: 1 положительные или сакральные ритуалы (sacred), например, акты дарения, приветствия, и 2. отрицательные, мирские ритуалы (profane), защищающие одних людей и их собственность от посягательств других, то есть табу. Ритуалы находятся на пересечении границ между конкретными людьми и обществом, они требуют всестороннего изучения силами социальной антропологии, социологии, социальной психологии, религии и философии.

РИФТ-ВАЛЛИ ЛИХОРАДКА

РИФТ-ВАЛЛИ ЛИХОРАДКА - то же, что долины Рифт лихорадка.

РИХТЕРА СИНДРОМ

РИХТЕРА СИНДРОМ (описан американским патологом M. N. Richter; синоним - диффузная В-крупноклеточная лимфома) - развитие крупноклеточной злокачественной лимфомы при наличии хронической лимфатической лейкемии В-клеточного типа. Характерны внезапное ухудшение состояния с лихорадкой, похуданием, со спленомегалией, снижением гемоглобина и количества тромбоцитов в крови; быстро прогрессирующее увеличение лимфатических узлов, часто внеузловое поражение; высокая парапротеинемия, повышение уровня лактатдегидрогеназы. При обширном поражении костного мозга и селезенки появляются признаки цитопении и нарушения иммунитета. Возможны аутоиммунные осложнения - гемолитическая анемия, тромбоцитопения и др. Прогноз неблагоприятный, средняя выживаемость составляет 5 месяцев.

M. N. Richter. Generalized reticular cell sarcoma of lymph nodes associated with lymphatic leukemia. [The] American journal of pathology, 1928; 6: 285-299.

РИХТЕРА УЩЕМЛЕНИЕ ГРЫЖИ

РИХТЕРА УЩЕМЛЕНИЕ ГРЫЖИ (описано немецким хирургом A. G. Richter, 1742-1812) - пристеночное ущемление стенки кишки, противолежащей брыжейке, иногда сопровождается сильным болевым синдромом, припухлостью в месте ущемления и картиной непроходимости кишечника; часто наблюдается при грыжах белой линии живота.

A. G. Richter. Abhandlung von den BrUchen. Gottingen, 1778-1779, 24: p. 596-597.

РИШЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОБЕРТСОН-СМИТ

РОБЕРТСОН-СМИТ (Robertson-Smith) Уильям (1846-1894) - английский историк, востоковед и семитолог. Исследовал возникновение и распространение дохристианских культов, в том числе и культ дохристианского Иисуса. Рассматривал культ как субстанцию любой религии. Квалифицировал магию как особый вид первичного религиозного и дологического чувства и начальную ступень развития религии. Исследовал религию семитов, происхождение и развитие религиозных верований, жертвенных (тотемистических) трапез и ритуалов. Выдвинул идею о приоритете ритуала перед мифом, которая составила основу концепции ритуального происхождения культуры, в дальнейшем развивавшуюся его учеником и другом Дж.Фрэзером и их последователями. Оказал воздействие на формирование и разработку 3. Фрейдом психоаналитических теорий культуры и религии. Автор книги Религия семитов, 1889 и др. работ. В.И. Овчаренко

РОБОСТЬ

РОБОСТЬ (от роб «раб» и от робя «ребенок», т. е. «поведение раба или ребенка») - нерешительность, упадок духа. Отмечают такие признаки робости, как частое мигание глаз, слабый, дрожащий голос.

Стройная пятнадцатилетняя Наташа… как-то и доверчиво, и неуверенно, и робко протягивала свою изящную ручку гостям (Н. Гарин-Михайловский, Гимназисты).

Опасно упрекать в робости тех, кого хотят от нее исцелить (Ларошфуко).

Образ робкого человека - Акакий Акакиевич в повести Н. Гоголя «Шинель». Ср. застенчивость.

РОД

РОД - 1. в биологии - классификация, включающая родственные виды; 2. в Аристотелевой логике - широкая категория, содержащая подклассы видов.

РОД ЗАНЯТИЙ

РОД ЗАНЯТИЙ - 1. - призвание (в теологических текстах); 2. работа, которая позволяет зарабатывать на жизнь; 3. любая деятельность, которой человек, в основном, занят.

РОДЖЕРС КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДЖЕРС НАТАЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДЖЕРСА СИНДРОМ

РОДЖЕРСА СИНДРОМ (описан L. E. Rogers с соавт.) - редкое наследственное заболевание, характеризующееся нарушением поступления тиамина в клетки. Проявляется сочетанием тиаминзависимой мегалобластной анемии с нейросенсорной тугоухостью и сахарным диабетом; описаны поражения сердца (врожденные пороки, кардиопатия, аритмии), ретинопатия, атрофия зрительного нерва. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение - витамин В1.

L. E. Rogers, F. S. Porter, J. B. Sidbury Jr. Thiamineresponsive megaloblastic anemia. [The] Journal of pediatrics, 1969; 74: 494-504.

РОДИТЕЛИ-ОДИНОЧКИ

РОДИТЕЛИ-ОДИНОЧКИ (single parenthood) - родители, представляющие неполные семьи. Число таких семей в ряде стран мира велико и оно продолжает неуклонно возрастать. Так, в США, начиная с 1960 г. и по 1978 г., оно увеличилось на 131%, вследствие чего каждый пятый ребёнок оказался членом неполной семьи. Для детей из таких семей характерны тенденции к: а) недостаточной степени социализации; б) когнитивному дефициту; в) обеднению опыта взаимодействий с родителем (Нистал, 2005). Установлено также, что дети в течение первого года развода родителей становятся более агрессивными, конфликтными, мнительными и требовательными (в сравнении с детьми из полных семей). В свою очередь, родитель-одиночка ощущает себя депрессивным, обиженным, одиноким, реже он испытывает чувство облегчения.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПЕРМИССИВНОСТЬ

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПЕРМИССИВНОСТЬ (parental permissiveness) - осознание родителем своих обязанностей в том, что ему необходимо где-то ограничивать, но более всего надлежит увеличивать степень свободы для своего ребёнка. О «демократическом» воспитании детей Р.Дрейкурс, ученик А.Адлера, пишет следующее: «Распространённая практика предоставления неограниченной свободы превратила детей в тиранов, а родителей - в рабов». Большинство исследователей считает, что наиболее адекватным является «авторитетный» стиль родительского поведения.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ХОЛОН (ОН ЖЕ И СУПРУЖЕСКИЙ)

РОДИТЕЛЬСКИЙ ХОЛОН (ОН ЖЕ И СУПРУЖЕСКИЙ) -

Взаимодействия в пределах этого холона включают воспитание ребенка и формы общественных взаимоотношений в семье. Ребенок также учится тому, что ему следует ожидать от людей, имеющих больше ресурсов и силу. Он учится формам эффективной коммуникации с каждым. Адекватность его поступков определяется тем, как взрослые реагируют на них, соответствуют ли его реакции его возрасту. Ребенок узнает, какое поведение поощряется, какое нет. И, наконец, в родительской семье ребенок получает опыт семейного стиля преодоления конфликтов и ведения переговоров.

Родительский холон может быть разнообразен по своему составу ( дедушка или тетя). Он может включать ребенка, наделенного властью охранять и дисциплинировать братьев и сестер.

Терапевту в этих случаях надо узнать, кем являются члены подсистемы: мало толку учить мать ребенка, если истинным родителем ребенка является бабушка.

По мере роста ребенка родительская подсистема должна меняться. С ростом способностей ребенка ему следует давать больше возможностей для принятия решений и самоконтроля. Семьи с детьми-подростками должны с их помощью решать проблемы младших. Родители должны предоставлять старшим детям больше власти и требовать от них большей ответственности.

Взрослые в семьях (подсистеме) несут ответственность за воспитание, защиту и социализацию детей, но также имеют права: принимать решения, связанные с выживанием общей системы (перемена места жительства, выбор школы, правил защиты детей). В связи с этим следует сказать: «Ребенок должен иметь свободу, чтобы познавать и расти, но это будет тогда, когда он будет чувствовать себя в безопасности», т. е. если у него есть ощущение, что его мир предсказуем. Взрослые также имеют право на защиту независимости супружеской подсистемы.

Проблемы контроля в семье решаются спорадически - путем проб и ошибок. Контроль в семье должен изменяться в процессе роста и развития ребенка. Терапевт должен обращать внимание на тех в семье, кто создает дисфункциональные проблемы в этом смысле.

РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАРУШЕНИЯ - отклонения в поведении родителей, вызванное их психическими и личностными расстройствами, способные нарушить нормальное развитие детей до степени, имеющей клиническое значение. Это: 1. сверхзаботливость (гиперопека), 2. отсутствие или недостаток заботы о детях, 3. двойственное или амбивалентное отношение к детям и 4. жестокое, в том числе и садистическое отношение к детям. Многие дети страдают от родительской некомпетентности, пермиссивности и вообще неадекватного поведения родителей, значительной степени обусловленного социально-психологическими факторами.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - характеристика поведения родителя (отца или матери) или обоих родителей.

РОДОВАЯ ТРАВМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДОВАЯ ТРАВМА НОВОРОЖДЁННЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДОВАЯ ТРАВМА (ТРАВМА РОЖДЕНИЯ)

РОДОВАЯ ТРАВМА (ТРАВМА РОЖДЕНИЯ) (англ. birth trauma) - по психоанализу, один из подсознательных психических комплексов человека, суть которого в том, что в течение всей своей жизни он подсознательно переживает резкое изменение своего благополучного состояния в утробе матери на неприятное состояние при появлении на свет.

До рождения ребенок ото всего защищен и испытывает полное удобство. Травма рождения заключается в том, что он испытывает удушение и холод. Это скоро проходит, но у него после этого приобретается чувство неуверенности, которое уже не покидает его никогда до смерти (Р.Э. Мани-Кирль, Развитие сексуальных импульсов). Этим психоаналисты объясняют такие распространенные идеи индивидов, как несовершенство земного мира, его неприятие, желание уйти от него.

Дом - это тоже символ чрева матери - место блаженства. Отсюда и желание сделать его как можно уютнее изнутри, и уединенные сады. Дом или комната часто символизируют чрево, где человек в фантазии может скрыться от испытаний и беспокойств жизни (там же).

РОДОПСИН

РОДОПСИН - фотопигмент палочек, состоит из опсина и ретиналя. При попадании света родопсин распадается на свои составные части, что и вызывает гиперполяризацию фоторецептора.

РОДОСЛОВНАЯ

РОДОСЛОВНАЯ - подробное генеалогическое «древо» со сложной системой обозначений различных аспектов генетических связей. Традиции прослеживать родословие свойственны, в основном, племенным культурам, в которых положение индивида в обществе существенно зависит от того, кто были его предки. Для болезненно честолюбивых натур и авантюристов их родословная, как некий атавизм, имеет столь важное значение, что она фальсифицируется или, как ныне в РФ, делается на заказ и покупается.

* * *

См. Генеалогия.

РОДСТВЕННЫЙ ОТБОР

РОДСТВЕННЫЙ ОТБОР (kin selection) - гипотеза, согласно которой поведение, идущее на пользу генетически родственным особям, предпочтительно с точки зрения естественного отбора.

РОДСТВО РИТУАЛЬНОЕ

РОДСТВО РИТУАЛЬНОЕ - отношения родства, основанные на определяемых обществом связях (например, «крёстный отец»).

РОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЖДАЕМОСТИ КОНТРОЛЬ

РОЖДАЕМОСТИ КОНТРОЛЬ - общее название любой процедуры или практики, применяемой с целью контроля зачатий и рождений детей. Методами контроля рождаемости являются контрацепция, внутриматочные средства, аборт. Некоторые авторы относят сюда, кроме того, методы планирования и помощи в зачатии и родах.

РОЖДАЕМОСТЬ

РОЖДАЕМОСТЬ - показатель числа родившихся за определённый период времени (обычно за 1 год) на 100 000 человек населения. Во многих развитых странах мира рождаемость неуклонно и угрожающе быстрыми темпами снижается, что вызывает серьёзную обеспокоенность демографов относительно будущего коренного населения этих стран. В РФ в 2011 г. наметилась тенденция к увеличению рождаемости, особенно в национальных республиках.

РОЖДЕНИЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ

РОЖДЕНИЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ - рождение до завершения полного нормального цикла беременности, то есть до 37 недели. См. Недоношенный ребёнок.

РОЖДЕНИЯ ПОРЯДОК

РОЖДЕНИЯ ПОРЯДОК - хронологический порядок рождения детей в данной семье. Существует, полагают, некоторая связь между порядком рождения и некоторыми психологическими и социальны ми показателями, такими, как, например, коэффициент интеллекта, достигаемое положение в обществе и социально-экономические успехи. Имеются некоторые свидетельства того, что дети, рождённые первыми, обычно достигают в своей жизни средних успехов. См. Порядок рождения и личность.

РОЖНОВА КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

РОЖНОВА КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (Рожнов, 1979, 1980) - опирается на представления о «лечении идеалами» А.И.Яроцкого (см. Яроцкого аретотерапия) и теорию H. Selye о благотворном влиянии стресса (не смешивать с дисстрессом). В.Е.Рожновым разработана методика эмоционально-стрессовой гипнотерапии, включающая элементы научения и используемая при лечении алкогольной зависимости. Метод развивается в исследованиях М.Е.Бурно (1982), Л.П.Баканевой и Ю.В.Мельникова (1982).

РОЖНОВА УДЛИНЁННЫЙ ГИПНОЗ

РОЖНОВА УДЛИНЁННЫЙ ГИПНОЗ (Рожнов, 1953) - метод лечения длительными гипнотическими сеансами (до 1,5 часов), в течение которых терапевт каждые 15-20 минут проводит лечебные внушения по 2-3 минуты. Рекомендуется для групповой гипнотерапии в стационаре и амбулатории.

РОЗАНОВА СИМПТОМЫ

РОЗАНОВА СИМПТОМЫ - описанные российским хирургом В. Н. Розановым (1872-1934) признаки внутрибрюшного кровотечения.

1. Симптом «ваньки-встаньки» при разрыве селезенки (чаще всего) или других органов брюшной полости - нарастание одышки в положении лежа вынуждает больного сесть; однако в этом положении быстро развивается обморочное состояние вследствие кровопотери, вынуждающее больного снова лечь; через некоторое время он снова садится, затем снова ложится и т. д.

2. Фиксированная поза больного на левом боку с поджатыми к животу ногами; при попытке изменить эту позу больной тотчас вновь занимает прежнее положение.

РОЗЕНТАЛЯ ЭФФЕКТ

РОЗЕНТАЛЯ ЭФФЕКТ - термин, происходящий из исследований Р.Розенталя того, каким образом убеждения, предубеждения и ожидания могут оказывать влияние на исследуемые явления. В частности, этим термином часто обозначают механизм самореализующегося пророчества, посредством которого индивид, сам того не замечая, ведёт себя так, чтобы его ожидания сбывались.Например, метод лечения в руках его автора часто являтся значительно более эффективным, чем при его применении беспристрастными терапевтами.

РОЗЕНЦВЕЙГ

РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Саул (p. 1907) - американский психолог, специалист по проблемам личности, психологической диагностики, шизофрении. Профессор ун-та Сент-Луис. Разработал теорию фрустрации, в которой постулировалось, что защита от фрустрации, возникающая у индивида на пути к достижению цели, при столкновении с труднопреодолимыми препятствиями, может осуществляться на трех уровнях: 1) клеточном (активация иммунной системы); 2) организмическом (физиологические и психологические реакции на стресс, такие как, например, страх); 3) кортикальном, на котором проявляются те или иные реакции личности (прежде всего афессия). фрустрирующие ситуации, в ответ на которые возникают реакции кортикального уровня, бывают двух типов: 1) ситуации - препятствия (эго-блокинговые) и 2) ситуации - обвинения (суперэго-блокин-говые). Личностные же реакции могут быть следующего типа: 1) экстрапуни-тивные (афессия направлена против других людей или на предметы); 2) интропу-нитивные (самоафессия в форме, например чувства вины); 3) импунитивные (афессия минимальна, т. к. препятствие воспринимается как в принципе преодолимое. Кроме того, в данных личностных реакциях могут делаться акценты: препят-ственно-доминантные (на препятствиях), самозащитные (на самого себя) или необходимо-упорствующие (на целях). В рамках этой теории создал тест - рисуночную методику фрустрации (тест Розенцвейга). Автор книг: The picture-assotiation method and its application in a study of reactions to frustration//.), of Personality, 1945; Psychodiagnostics . 1949. И.М. Кондаков

РОЗЕНЦВЕЙГ САУЛ

РОЗЕНЦВЕЙГ САУЛ - американский психолог, профессор университета Сент-Луис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест - рисуночную методику фрустрации.

РОЗЕНЦВЕЙГА МЕТОДИКА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ

РОЗЕНЦВЕЙГА МЕТОДИКА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ - экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Предложена С. Розенцвейгом в 1944 г. Стимулирующая ситуация метода - 24 рисунка, на которых изображены персонажи во фрустрационных ситуациях (ситуации «препятствия» и ситуации «обвинения»). Дает возможность определить направление и тип фрустрации, степень социальной адаптации испытуемого.

РОЗЕНЦВЕЙГА ТЕСТ ФРУСТРАЦИИ

РОЗЕНЦВЕЙГА ТЕСТ ФРУСТРАЦИИ (Rosenzweig, 1945) - согласно теории С.Розенцвейга, фрустрация возникает при столкновении индивида с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели. Способность преодолвать такие препятствия - важный показатель стрессоустойчивости, определению и измерению чего тест и служит. Испытуемому показывают картинки с изображением ситуаций фрустрации, которые он должен прокомментировать от лица оказавшихся в них людей. Эти его реакции различают по направленности, действенности, склонности прибегать к защитам и т.д., на основании чего делаются выводы о его готовности бороться с превратностями жизни или преодолевать их в своём воображении, а иногда не вполне лгальными путями.

РОЗЕРА-НЕЛАТОНА ЛИНИЯ

РОЗЕРА-НЕЛАТОНА ЛИНИЯ (предложена хирургами - немецким W. Roser, 1817-1888, и французским A. Nelaton, 1807-1873) - условная линия, соединяющая верхнюю переднюю ость крыла подвздошной кости с наиболее выдающейся частью седалищного бугра. В норме, при согнутом под углом 135° бедре, эта линия должна проходить через верхушку большого вертела бедренной кости. Отклонение большого вертела кверху или книзу от этой линии позволяет выявить смещение бедра, которое может быть следствием различных патологических изменений в тазобедренном суставе (например, врожденного вывиха бедра).

A. Nelaton. Elements de pathologie chirurgicale, Paris, 1844-1859; 2: 441.

W. Roser. Archiv fUr physiologische Heilkunde, Stuttgart, 1846; 5: 142.

РОЛАНДО ПЕРЕЛОМ

РОЛАНДО ПЕРЕЛОМ (описан итальянским хирургом S. Rolando) - многооскольчатый перелом основания I пястной кости: припухлость, деформация и резкая боль в области I запястно-пястного сустава, ограничение отведения большого пальца. Рентгенологически линия перелома принимает форму перевернутой буквы «Y».

S. Rolando. Fracture de la base du premier metacarpien et principalement sur une variete non encore decrite. [La] Presse medicale, 1910; 33: 303-304.

РОЛЕВАЯ ДИФФУЗИЯ

РОЛЕВАЯ ДИФФУЗИЯ (лат. diffusio - распространение) - в психопатологии - принятие ролей, неадекватных конкретной жизненной ситуации.Например, пациент воображает себя кондуктором автобуса и во всеуслышание объявляет его остановки. В старой литературе этот феномен обозначается термином "ситуационное слабоумие", а сам этот симптом рассматривается как свойственный шизофрении. Нечто подобное происходит, повидимому, в описываемых отечественными исследователями у детей патохарактерологических реакциях: адекватная в анормальных ситуациях модель поведения переносится в ситуации, где она становится явно дезадаптивной и воспринимается окружающими как совершенно неуместная. Психотические роли, которые пациенты принимают под влиянием бреда и галлюцинаций, могут, повидимому, сохранять своё влияние и после того, как исчезают бред, обманы восприятия, то есть оказываться надолго или навсегда включёнными в личность пациента.

РОЛЕВАЯ ИГРА

РОЛЕВАЯ ИГРА - 1. разыгывание или выполнение определённой роли («игра в роли»). Процедура широко распространена в психотерапии, в образовании и даже в индустриальных условиях; 2. разыгрывание в соответствующей манере роли, которую индивид воспринимает как характерную для себя; 3. развитая форма игры у детей дошкольного возраста. В психопатологии отмечается, что именно в этом возрасте могут возникать игровые перевоплощения.

РОЛЕВАЯ МАСКА

РОЛЕВАЯ МАСКА - тот или иной способ поведения индивида с другими людьми и в целом в зависимости от конкретных типичных социальных обстоятельств, в конкретной типичной ситуации, что во многом обусловливает варьирование своего психического состояния в каждом случае, управление им. Типичная реакция - эмпатия и одобрение, экспектационное удовлетворение; возмущение и презрение, если это приближается к лицемерию.

Часто, проводив знакомую покупательницу вежливыми поклонами и любезными словами, они [хозяева магазина] говорили о ней грязно и бесстыдно… (М. Горький, В людях).

Ср.:

В важных случаях люди являют себя такими, какими им надлежит казаться; в мелких же они являют себя такими, какие есть на самом деле (С. Шамфор).

Ср. роль фальшивая, роль предписанная.

РОЛЕЙ КОНФЛИКТ

РОЛЕЙ КОНФЛИКТ - ситуация, в которой от индивида ожидается выполнение двух и более ролей, которые находятся в значительном противостоянии друг с другом. Классический случай: ситуации, с которыми сталкивается военный священник, когда он, противник войны, обязан, к примеру, благословлять уезжающих кого-то убивать или освящать новый боевой корабль, способный одним ракетным залпом стереть с лица земли полдюжины мегаполисов заодно со всеми проживающими там вурующими людьми. Подобного рода конфликты могуь быть существенным психотравмирующим фактором, если индивид оказывается способным осознать несовместимость таких ролевых конфликтов.

РОЛЕЙ РЕВЕРСИРОВАНИЕ

РОЛЕЙ РЕВЕРСИРОВАНИЕ - изменение социальных ролей двух людей, включённых в отношения, предполагающие реципрокные роли. Например, преподаватель становится учеником, руководитель - подчинённым, врач - больным.

РОЛИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ

РОЛИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ -

Роль - это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы, которые реализуются в соответствующем социальном контексте в данной конкретной ситуации. Гибкость ролевой тактики требует от участников группы принятия ролей, отличных от ролей вне группы.

Очень важно руководителю группы определить в первых сеансах, кто и какую роль будет исполнять или исполняет.

Это ведь бессознательное проигрывание ролей, бессознательно выбранное поведение. Кого-то следует ограничить, кого-то стимулировать - тактика руководителя по отношению к каждому должна быть разной. Ниже приводятся основные характеристики ролевого поведения в группе.

Обычно бессознательно в группе одни члены принимают на себя роли, важные для выполнения задачи, другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных межличностных отношений. Такие социально-эмоциональные лидеры обычно предпочитаются в группе.

Роли по выполнению задачи и оказанию поддержки.

I. Роли, связанные с групповой задачей.

1. Инициирующая роль: участник предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и решения задач.

2. Разрабатывающая: развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками.

3. Координирующая: объединяет идеи и координирует работу группы.

4. Ориентирующая: направляет группу к цели, выявляя отклонения от повестки дня.

5. Оценивающая: критикует за любые отклонения от главной задачи группы.

6. Побуждающая к действию: подталкивает группу к принятию решений.

II. Роли, связанные с групповой поддержкой - озабоченность сохранением гармоничных межличностных отношений.

1. Поощряющая роль: поощряет других, демонстрирует понимание.

2. Гармонизирующая: посредник при расхождении мнений. Снижает напряженность при конфликте.

3. Идущий на компромисс. Роль, направленная на сглаживание конфликтов в группе путем поиска взаимоприемлемых мнений, суждений в ущерб развитию группового процесса.

4. Охраняющая и выполняющая роль: осуществляет эмоциональную поддержку и поощряет других.

5. Устанавливающая стандарты, для оценки качества группового процесса.

6. Пассивно следующий слушатель.

РОЛИ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ

РОЛИ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ - процесс выполения роли без фактического её принятия, а как бы по обязанности или исходя из некоторых других мотивов. Иными словами, в этом случае интернализации ролевых предписаний не происходит.

РОЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ТЕОРИЯ

РОЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ТЕОРИЯ - теория гипноза, согласно которой загипнотизированный человек, в основном, разыгрывает некую навязываемую ему роль. Теория не признаёт утверждения, по которому индивид в это время находится в «изменённом состоянии сознания», она указывает на то, что он «просто так» оказался столь глубоко вовлечённым в исполнение предложенной ему роли, что его действия совершаются без «осознаваемого намерения» ей следовать. В таком предствлении теория отождествляет поведение загнипнизизорованно индивида с чем-то аналогичным игровому перевоплощению ребёнка.

РОЛИ ПРЕРЫВАНИЕ

РОЛИ ПРЕРЫВАНИЕ - термин для обозначения ситуации, когда требуется внезапное и часто имеющее драматические последствия изменение основной жизненной роли человека. Например, уход на пенсию.

РОЛИ РЕПЕТИЦИЯ

РОЛИ РЕПЕТИЦИЯ - предварительное проигрывание роли взрослого человека ребёнком. Чрезвычайно распространённое явление, рассматриваемое как важный компонент социализации детей. Репетиция роли обычно отсутствует у пациентов с ранним детским аутизмом и выражена в недостаточной степени у личностей с аутистическими чертами характера, у психопатических личностей.

РОЛИ ЭТНИЧЕСКИЕ

РОЛИ ЭТНИЧЕСКИЕ - а) социальные функции представителей национальных общностей; б) способы их поведения в соответствии с их позицией в системе межэтнических отношений.

Р.э. включены в систему других многочисленных социальных ролей, которые выполняет индивид в системе общественных отношений (экономических, правовых, семейных, профессиональных и т. д.). Р.э. выполняются как на межличностном, так и на индивидуальном уровнях, в зависимости от конкретной социальной системы связей и отношений. Также имеет значение, в каком окружении осуществляет свои функции индивид: в своей, родной или чужой этнокультурной среде. Реализация Р.э. может принимать открытую или латентную формы. В последнем случае Р.э. не проявляется в данной конкретной ситуации. Выполнение Р.э. индивидом во многом зависит от статуса данной этнической группы в обществе (см.: Статус этнический).

Если в многонациональном государстве преобладают негативные характеристики, заниженные оценки данного этноса, его статуса, индивид, как правило, либо не стремится к активному выполнению Р.э., либо заботится о повышении их статусной значимости. Принятие позитивных положительных оценок Р.э. способствует повышению значимости индивида в глазах окружающих. Выполнение Р.э. зависит от их значимости для индивида, а также от оценок и ожиданий окружающих, в той мере, насколько индивид ориентируется на их мнение. Осуществление Р.э. тесно связано с процессом этнической идентификации (см.: Идентификация этническая).

Выполнение Р.э. может сопровождаться ролевой напряженностью, возникновением ролевого конфликта, когда индивид сталкивается с требованиями людей, выполняющих другие роли, к мнению которых он вынужден прислушиваться в возникшей ситуации. Содержание и функции Р.э. обусловлены как этническими, так и социальными факторами.

РОЛЛЕ СИНДРОМ

РОЛЛЕ СИНДРОМ (описан французским неврологом J. Rollet, 1824-1894) - симптомокомплекс, обусловленный воспалительными, травматическими или опухолевыми процессами в области верхушки глазницы. Характерные признаки: сенсомоторная офтальмоплегия, птоз верхнего века, диплопия, неврит и атрофия зрительного нерва, гипер- или анестезия кожи лба, роговицы и верхнего века, вазомоторные расстройства.

J. Rollet, Colrat. Syndrome de lapex orbitaire (ophthalmoplegie sensorio-sensitivo-motrice dorigine traumatique). Bulletin de la Societe dOphtalmologie de Lyon, 1926-1927; 16: 13-14.

РОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЛЬ БОЛЬНОГО ИЛИ РОЛЬ ПАЦИЕНТА

РОЛЬ БОЛЬНОГО ИЛИ РОЛЬ ПАЦИЕНТА (sick role or patient role) - болезнь, рассматриваемая в качестве особого статуса и основы социальной идентичности, отличающаяся от недуга как биомедицинская категория (Парсон, 1951). Характеризуется тем, что пациент: 1. освобождается от принятых на себя социальных обязанностей; 2. не в состоянии в полной мере о себе заботиться; 3. как правило, желает возвратиться к нормальной жизни; 4. обычно обращается за компетентной профессиональной помощью. Лица, обращающиеся за помощью целителей, знахарей, шаманов и т.п., не рассматриваются находящимися в роли пациента, как и клиенты психологов..

РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ

РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ (spectator role) - в сексологии - состояние сознания, испытываемое некоторыми людьми во время секса, когда они сосредоточиваются на своём сексуальном поведении до такой степени, что занимаются сексом без удовольствия и не испытывают оргазма.

РОЛЬ ПРЕДПИСАННАЯ

РОЛЬ ПРЕДПИСАННАЯ - поведение индивида в соответствии с усвоенным им социальным предписанием. Например, роль, полученная при рождении - человек понимает, что он должен вести себя как мужчина, будучи мужчиной, как представитель высшего класса, если относится к нему; роль высокообразованного человека, которая требуется и ожидается от индивида, если он имеет докторскую степень или профессорское звание.

РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ДИАГНОСТИКЕ ОПУХОЛЕЙ МОЗГА

РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ДИАГНОСТИКЕ ОПУХОЛЕЙ МОЗГА -

В тех случаях, когда на первый план выступают психические нарушения, обусловленные повышением внутричерепного давления, диагностика не вызывает затруднений.

В случаях, когда другие психические нарушения выступают на первый план или речь идет о пожилом больном с атеро-склеротическими или невротическими расстройствами, могут возникать значительные диагностические затруднения.

Нарушения психики при опухолях мозга редко приобретают характер какой-либо определенной нозологической формы, поэтому все случаи неопределенного нетипичного расстройства должны подвергаться тщательному анализу на основании имеющихся неврологических симптомов и результатов исследования глазного дна.

По поводу топико-диагностического значения психических нарушений нет единого мнения. Нарушения психики, в основе которых лежит водянка мозга, вызванная опухолью, не имеют топико-диагностического значения. В тех случаях, когда оглушенность и другие психические нарушения возникают в связи с повышенным внутричерепным давлением, вызванным массой самой опухоли, они могут иметь известное диагностическое значение. Это относится к опухолям лобных, левой височной долей и мозолистого тела.

При опухолях - менингиомах базальной коры лобных долей наблюдается псевдопаралитический синдром с постепенным нарастанием амнестических расстройств. Аналогичные расстройства могут носить вторичный характер при опухолях гипофиза. Обычно в этих случаях появляются инфундибуло-туберальные симптомы с расстройствами функций сна и бодрствования, явлениями булимии, сексуальными нарушениями и изменениями терморегуляции.

В дальнейшем при росте опухоли наблюдаются дурашливость, эйфория и слабоумие с нелепыми поступками.

Изменения психики при поражении коры лобных долей качественно и количественно разнообразны. Наблюдается широкий диапазон изменений - от легкого нарушения активности и спонтанности до грубых изменений, которые известны только при исходных состояниях прогрессивного паралича и шизофрении.

При поражении коры лобных долей, особенно выпуклой поверхности, ближе к полюсу лобной доли, наблюдаются аффективно-волевые нарушения по типу апатико-акинетико-абулического синдрома. Больные становятся медлительными, тупыми, аспонтанными, бедными в движениях.

При поражениях левого полушария все эти нарушения более массивны, за счет нарушений речи и мышления понятие об окружающей жизни сужено и уплощено.

При поражении коры лобных долей премоторной зоны выступают сложные моторные и психомоторные автоматизмы, эпилептиформные припадки и сумеречные состояния сознания. При очень медленном росте опухоли могут наблюдаться психические изменения личности по типу эпилептических.

При локализации опухолей в височных долях часто наблюдаются различные галлюцинации с преобладанием обонятельных, эпилептиформные припадки, нарушения памяти и раздражительность. Диагностическая ценность галлюцинаций оценивается неоднозначно.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ - понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе или в социальной группе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т.п.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКАЯ)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКАЯ) -

(от франц. role) - совокупность норм поведения, а также само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности.

РОЛЬ ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

РОЛЬ ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ -

Профессиональная реабилитация психически больных - важнейшая и конечная цель этой длинной цепочки. Необходима психологическая подготовка к возвращению в трудовую жизнь. При этом важно учесть все социально-психологические характеристики больного, ценностные ориентации, семейную ситуацию, обоснованность и сроки возвращения к труду. Больные, вернувшиеся к труду, лучше адаптированы в семье, их физическое самочувствие более хорошее, они являются психологически устойчивее.

Работа в лечебно-трудовых мастерских зачастую вырабатывает у больных негативное отношение к труду. Факторы, способствующие этой тенденции:

1) плохо оплачиваемый труд;

2) монотонный, без творчества;

3) отталкивающее окружение;

4) плохо подобранный персонал;

5) интерьер;

6) отсутствие престижа;

7) примитивность труда.

Необходимо решать вопрос о вынесении за пределы лечебного учреждения трудовых процессов с ощущением полноправности здорового члена коллектива (Красик Е. Д., 1974).

При лечении психически больных применяются:

1) методы прямой конфронтации;

2) метод Глоссера - терапия реальностью;

3) духовно ориентированная терапия;

4) психодрама;

5) метод дианализа (Завьялов В. Ю.) - на основании философии Лосева.

Контакт врача с психически больным имеет свои особенности. Психотерапевтический контакт обуславливается особенностями психопатологии психически больного.

Типологию отношений больных шизофренией описал И. Я. Завилянский (1964):

1) активно избегающие контакты;

2) пассивные в этом отношении;

3) ищущие контакта с врачом;

4) холодные;

5) агрессивные;

6) эротические в контакте;

7) дурашливые;

8) вычурные и манерные.

РОЛЬ ФАЛЬШИВАЯ

РОЛЬ ФАЛЬШИВАЯ - поведение индивида, неадекватное его подлинной душевной сущности, что является следствием желания приспособиться к определенным обстоятельствам и избежать какого-то дискомфорта, непонимания со стороны окружающих.

Диц хороший человек… Но он стыдится иначе говорить о женщинах, стыдится из боязни потерять свое реноме циника, развратника и победителя. Тут какой-то общий обман, какое-то напускное мужское молодечество, какое-то хвастливое презрение к женщине (А. Куприн, Поединок).

Роскошь не могла скрыть пустоты ее жизни и страданий тоскующей души; несмотря на вспышки притворной веселости, ее красивое лицо по большей части выражало затаенную печаль (О. Бальзак, Загородный дом).

Пресыщенный пороками Парижа, он умеет надеть на себя личину провинциального простодушия (О. Бальзак, Прославленный Годиссар).

В пансионе мне приходилось прикидываться страдающей - уж такую я себе придумала роль… (Р.Н. Гюнтекин, Птичка певчая)

Мне кажется ребячеством, когда все маскируются и притом в совершенно одинаковые маски, - когда все одинаково переодеваются, отнюдь не обманывая друг друга и превосходно друг друга зная (Дж. Леопарди, Диалоги и мысли).

РОМАНЕНКО ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

РОМАНЕНКО ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА - доктор политических наук, профессор. В 1999 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова защитила докторскую диссертацию по теме: Социально-политические технологии разрешения конфликтов гражданского общества: экзистенциальные альтернативы современной России» Специальность: 23.00.04 - политические проблемы международных систем и глобальные процессы. Обосновала, что российский социум не является «отсталым» или «неразвитым» вариантом социальных систем демократических стран. Он представляет собой своеобразный, во многом альтернативный западным аналогам и самоценный в культурно-историческом смысле социальный организм, в основе которого лежит властно-правовая иерархия как базовый принцип организации социального пространства. Считает, что российский социум принципиально не м. б. превращен в социум западного типа, генеральной осью ориентации которого является институт частной собственности. Вместе с тем, функциональная стабильность российского социума предполагает реальную возможность использования опыта западных стран. В процессе своей исторической эволюции российский социум выработал общесистемные механизмы поддержания социальной стабильности. Одними из таких важнейших механизмов стали институты структуры и субъекты гражданского общества как особой (внегосударственной) сферы социума, имеющие целью легитимным образом обеспечивать базовые демократические права и свободы личности, защищать ее от диктата государства и позволяющие эффективно корректировать деятельность властных структур, оперативно преодолевать недостатки государственного управления. Считает, что для многообразных и разноуровневых конфликтов гражданского общества России и применяемых для их разрешения социальных технологий приоритетной является восточная специфика (опора на вертикальные социальные связи и взаимодействия, эмоции (иррациональный план) как ведущий структурирующий компонент конфликтного поля. В ситуации, когда государство потеряло и пока не может восстановить свою первенствующую роль, субъекты и структуры национального гражданского общества функционируют в качестве реального социального механизма, препятствующего окончательному развалу российского социума. Однако обеспечить его восстановление при помощи социальных технологий, базирующихся на демократических принципах, они, скорее всего, окажутся не в состоянии. Доказала, что российский социум начинает возвращаться к традиционно биполярной форме организации, в которой роль институтов гражданского общества как медиатора, стоящего между участниками разноуровневых конфликтов и пытающегося с помощью разнообразных технологий разрешения конфликта не допустить открытых столкновений, не предусматривается.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ (romantic love) - усиление и идеализация любовного отношения, в котором объект любви наделяется какоми-то исключительными положительными качествами, внешней привлекательностью, внутренней красотой, обаянием и т.д. настолько, что это отношение к объекту привязанности верх над всеми иными, включая сексуальные .

РОМАНТИЧЕСКАЯ НАСТРОЕННОСТЬ

РОМАНТИЧЕСКАЯ НАСТРОЕННОСТЬ - мечтательная созерцательность с идеализацией действительности.

Она (Юлия) любила в первый раз… но беда была в том, что сердце у ней было развито донельзя, обработано романами и приготовлено не то, что для первой, но для той романтической любви, которая существует в некоторых романах, а не в природе… Она не могла никак представить себе тихой, простой любви без бурных проявлений, без неумеренной нежности (И. Гончаров, Обыкновенная история).

Ср. подобное в изображении Татьяны Лариной («Евгений Онегин» А. Пушкина), Софьи («Горе от ума» А. Грибоедова). Такая настроенность заметна во многих русских романсах. Ср. арию Надира («В сиянье ночи лунной») из оперы Ж. Бизе «Искатели жемчуга».

РОМБЕРГА ПРОБА

РОМБЕРГА ПРОБА (предложена немецким терапевтом M. H. Romberg, 1795-1873) - тест для выявления статической атаксии: больному предлагают встать, плотно сдвинув ступни и вытянув руки вперед. Вначале он стоит с открытыми глазами, затем закрывает их. При атаксии больной неустойчив, покачивается из стороны в сторону и может упасть. При одностороннем поражении мозжечка или вестибулярного аппарата больной может отклоняться преимущественно вправо или влево. Резкое усиление неустойчивости при закрывании глаз характерно для сенситивной или вестибулярной атаксии.

M. H. von Romberg. Tabes dorsalis. Lehrbuch der Nervenkrankheiten des Menschen. Berlin, 1846; vol. I, p. 795.

РОМБЕРГА СИМПТОМ

РОМБЕРГА СИМПТОМ (Romberg, 1846) - неспособность стоять прямо с опущенными вниз руками и сдвинутыми стопами. У пациентов с положительным симптомом уже в одной только такой позе появляется заметное покачивание туловища, которое значительно усиливается, когда обследуемый закрывает глаза, смотрит вверх, протягивает вперёд руки, стоит на одной ноге или располагает стопы по одной саггитальной линии. Симптом является выражением нарушений статической координации тела и наблюдается при поражении различных областей нервной системы, принимающих участие в поддержании равновесия тела (полиневриты, повреждение задних корешков и задних столбов, мозжечка, преддверно-улиткового нерва и др.).

РОМБОВИДНЫЙ МОЗГ

РОМБОВИДНЫЙ МОЗГ - эмбриональная и филогенетически наиболее древняя мозговая структура, из которой затем формируются продолговатый мозг, Варолиев мост и мозжечок.

РОМЕНА МЕТОДИКА АКТИВНОГО САМОВНУШЕНИЯ

РОМЕНА МЕТОДИКА АКТИВНОГО САМОВНУШЕНИЯ (Ромен, 1964) - психотерапевтическая методика, в которой пациент обучается в начале работы с ним технике самовнушения, а затем самостоятельно использует её для осуществления направленной лечебной аутосуггестии.

Предыдущая страница Следующая страница