Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИНТУИЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНТУИЦИЯ

ИНТУИЦИЯ (лат. «пристальное смотрение») - постижение истины путем озарения без посредства логических действий мышления. Ср. инсайт, озарение.

* * *

(лат. in-tuitus - взгляд, зрение, точка зрения, отношение) - 1. в психологии - малоизученный способ решения какой-либо проблемы, когда оно, решение, внезапно и как бы само собой является в сознании наяву или во сне и при этом нередко бывает близким к окончательному или даже готовым решением задачи, обычно сопровождаясь непосредственной уверенностью индивида в его адекватности. Обычно интуитивному прозрению предшествует долгий период напряжённого обдумывания проблемы, само же прозрение зачастую является в тот момент, когда мысли заняты чем-то другим. Некоторые психологи, впрочем, склонны рассматривать интуицию лишь как «быстрое умозаключение» (М.Бунге). К.Юнг представляет интуицию как одну из четырёх психических функций (другими являются ощущения, мышления и чувство). Батик в обзоре ряда определений и описаний интуиции пришёл к выводу о том, что ей присущи 20 свойств, таких, как эмоциональная вовлечённость, быстротечность, эмпатия, субъективная достоверность и др. В целом континуум представлений интуиции выглядит так: интуиция суть: а) внесенсорный процесс познания неэмпирической истины, например, познания Бога (Спиноза); б) внесенсорный процесс познания эмпирической истины, как в восприятии возможностей (Юнг); в) вывод или оценка, основанная на частичной или неясной инфомации или процессах (Нисбетт и Росс, Весткотт); г) шаг за пределы рассудка и логического вывода к полному пониманию или постижению (Олпорт, Бастик, Денис); д) раскрытие некоей истины в понимании последней Спинозой; д) процесс, подверженный ошибкам (Нисбетт и Росс); 2. реакция на имплицитные, бессознательные стимулы; 3. иногда в непрофессиональной среде термин используется с несколько мистической коннотацией и им нередко злоупотребляют; 4. в философии - интерпретации понятия вариируют от понимания интуиции как простейшей психологической функции до возведения интуиции в ранг самой высшей интеллектуальной функции, а отводимая роль колеблется от обычного осознавания существования до схватывания окончательных истин (Весткотт, 2005); 5. в психопатологии - скрыто протекающий болезненный процесс, результатом которого является внезапное формирование бредовой структуры (Сумбаев, 1954).

* * *

(от позднелат. intuitio - пристально смотреть) - специфическая способность личности постигать истину без непосредственного логического обоснования, доказательства, апроксимально; своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли - истина. И. бывает достаточной для достижения истины, но чтобы убедить в ее истинности других людей необходимо доказательство.

* * *

способность быстро находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без предварительного анализа и сложных логических рассуждений.

* * *

(от позднелат. intuitio - пристально смотреть) - специфическая способность личности постигать истину без непосредственного логического обоснования, доказательства, аппроксимально; своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли - истина. И.бывает достаточной для достижения истины, но чтобы убедить в ее истинности других людей необходимо доказательство.

* * *

(от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть и от позднелат. intuition - созерцание) - способность непосредственного постижения истины, без обоснования ее с помощью доказательств. Чувственная И. выражается независимо от мышления в образах и ощущениях. Интеллектуальная И. проявляется в форме непосредственного интеллектуального схватывания сущности воспринимаемого явления. Мистическая И. понимается как бессознательный результат божественного откровения, знание, полученное при общении с Абсолютом. И. нельзя считать каким-то принципиальным отклонением от обычных путей постижения истины. Она является закономерной формой их проявления, опосредованной логическим мышлением и практикой. За способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят приобретенные знания, опыт, природные задатки. В основе И. предположительно лежит способность человека в процессе познания окружающего отражать не только осознаваемую информацию, но и неосознанную. При определенных условиях эта ранее не осознанная информация становится ключом к решению творческой задачи (Г. Буш, Я. А. Пономарев, Ю. И. Стельмаков). Наличие И. позволяет субъекту быстро и правильно оценить неожиданно возникший и быстро развивающийся конфликт, найти, как говорят, единственно правильное решение возникшей проблемы. В современной конфликтологии доля интуитивно полученных знаний достаточно велика и пока превосходит максимально допустимую величину для сформировавшейся науки. Поэтому задача дня - не столько генерирование новых идей, сколько эмпирическая проверка уже выдвинутых.

В начало словаря