Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "К" (часть 14, "КОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 14, "КОН")

КОНСТИТУЦИЯ КУШИНГОИДНАЯ

КОНСТИТУЦИЯ КУШИНГОИДНАЯ - тип телосложения с повышенным развитием подкожной жировой клетчатки, отчего внешний облик приобретает некоторое сходство с таковым при болезни Иценко-Кушинга.

КОНСТИТУЦИЯ НЕВРОПАТИЧЕСКАЯ

КОНСТИТУЦИЯ НЕВРОПАТИЧЕСКАЯ - астенический тип телосложения с соответствующими чертами характера и психофизиологического реагирования, особенностями которых являются выраженные и стойкие явления вегетодистонии, а нередко и нарушения сна, аппетита, сексуальной сферы, склонность к развитию так называемых системных неврозов (снохождение, сноговорение, заикание, энурез, энкопрез, профессиональные дискинезии и др.).

* * *

Характеризуется склонностью к эмоциональным реакциям, вегетативной лабильности, раздражительной слабости, плохой переносимости сильных раздражителей.

КОНСТИТУЦИЯ НОРМОСТЕНИЧЕСКАЯ

Нормальное, чаще атлетическое телосложение, устойчивость психических процессов, энергичность.

КОНСТИТУЦИЯ ПИКНИЧЕСКАЯ

КОНСТИТУЦИЯ ПИКНИЧЕСКАЯ - см. Конституция гиперстеническая.

КОНСТИТУЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ

КОНСТИТУЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ - см. Конституция гиперстеническая.

КОНСТИТУЦИЯ ПСИХАСТЕНИЧЕСКАЯ

КОНСТИТУЦИЯ ПСИХАСТЕНИЧЕСКАЯ - психологический тип конституции с такими чертами личности, как тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к постоянным сомнениям и педантизму, начётничеству, формализму (тенденции к неукоснительному следованию инструкциям и указаниям свыше, вызванная опасениями принимать на себя ответственность за сделанное). Синонимы: Психастения, Тревожно-мнительный склад личности.

КОНСТИТУЦИЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ

КОНСТИТУЦИЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ - психологический тип конституции, лежащий в основе психопатии (незрелость, дисгармония развития нервно-психических функций).

КОНСТИТУЦИЯ СТАТОТИМИЧЕСКАЯ

КОНСТИТУЦИЯ СТАТОТИМИЧЕСКАЯ (греч. statos - остановленный, неподвижный; thymos - настроение, чувство) - психологический тип конституции с такими чертами личности, как постоянно сниженное настроение, пессимистическое мировосприятие, трудолюбие (скорее трудоголизм), сверхответственность, склонность к уединению. Рассматривается как предрасположенность к развитию эндогенной депрессии. Синоним: Меланхолический тип личности.

* * *

Характерны серьезность, трудолюбие, психическая устойчивость, любовь к порядку, склонность к эндогенным депрессиям.

КОНСТИТУЦИЯ ЦИКЛОИДНАЯ

КОНСТИТУЦИЯ ЦИКЛОИДНАЯ - пикническое телосложение с такими чертами личности, как неустойчивость настроения, тенденция к спонтанной смене подавленного настроения приподнятым, нередко к сезонным изменениям настроения. Рассматривается как предрасположенность к развитию циклотимии и биполярному аффективному расстройству. Синоним: Конституция тимопатическая.

КОНСТИТУЦИЯ ЦИКЛОТИМИЧЕСКАЯ

Характеризуется значительными колебаниями настроения, экстравертированностью и пикническим телосложением.

КОНСТИТУЦИЯ (ЧЕЛОВЕКА)

КОНСТИТУЦИЯ (ЧЕЛОВЕКА) - 1. генотипические свойства человека, проявляющиеся в его фенотипе; 2. врождённый тип телосложения. Существует точка зрения, согласно которой выделение определённых конституциональных типов является искусственным, на самом деле «чистые» типы телосложения встречаются редко, в подавляющем большинстве случаев речь может идти о смешанных или переходных типов; 3. врождённая структура физических и функциональных качеств человека, складывающаяся, в основном, в результате взаимодействия генотипических факторов и условий развития организма во внутриутробном периоде, а также в первые 2-3 года жизни после рождения. Эта структура в последующем отличается чрезвычайно высокой степенью устойчивости, определяя особенности реагирования организма на различные внешние и внутренние стимулы. Многочисленные попытки разграничить и систематизировать различные конституциональные типы не привели к ожидаемым результатам в значительной степени потому, что «чистые конституциональные типы» встречаются столь же редко, как и определённые типы характера.

КОНСТИТУЦИЯ ШИЗОИДНАЯ

КОНСТИТУЦИЯ ШИЗОИДНАЯ - лептосомный или диспластический тип телосложения с такими чертами личности, как замкнутость, закрытость, интровертированность, эмоциональная монотонность и невыразительность, склонность к мечтательности и фантазированию. Рассматривается как предрасположенность к развитию шизофрении.

КОНСТИТУЦИЯ ШИЗОТИМИЧЕСКАЯ

Для нее свойственны аутизм и рационализм, повышенная сенситивность и ранимость, слабость эмоциональных контактов, бесчувственность, диспластическое телосложение. Склонность к шизофрении.

КОНСТИТУЦИЯ ЭМОТИВНАЯ

КОНСТИТУЦИЯ ЭМОТИВНАЯ (Dupre, 1910) - психологический тип конституции с такими чертами личности, как эмоциональная нестабильность, лёгкие и частые перепады настроения, впечатлительность, постоянные смены установок, отношений, ожиданий и оценок. Отмечают, кроме того, оживление рефлексов, явления сенсорной гиперестезии, неуравновешенность двигательных и секреторных реакций, тенденцию к спазмам гладкой мускулатуры, дрожание тела и вытянутых рук. Синонимы: Эмотивно-лабильный тип личности, Реактивно-лабильная психопатия, Аффективно-лабильная акцентуация личности.

КОНСТИТУЦИЯ ЭПИЛЕПТОИДНАЯ

КОНСТИТУЦИЯ ЭПИЛЕПТОИДНАЯ - см. Конституция иктафинная.

КОНСТОРУМА МЕТОД АКТИВИРУЮЩЕЙ ПСИХОТЕРАПИИ

КОНСТОРУМА МЕТОД АКТИВИРУЮЩЕЙ ПСИХОТЕРАПИИ (Консторум, 1930) - трудовая терапия, устроенная таким образом, что она способствует компенсации, преодолению психических нарушений, гармонизации мировосприятия пациента, консолидации его сознания.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕТСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТРУКТ

КОНСТРУКТ (лат. constructio - построение) - 1. логическое или интеллектуальное образование, аналогичное понятию. Обычно используется выражение гипотетический конструкт, под которым подразумевается представление того или иного отношения между отдельными явлениями и объектами, установленное путём рассуждения; 2. в тестировании - качество или черта.

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ - манипулирование предметами, в результате которого животное при помощи хватательных эффекторов сооружает комплексный объект (гнезда некоторых улиток, рыб, лягушек и птиц; разнообразные жилища грызунов; хатки и дамбы бобров; спальные гнезда шимпанзе и др.). К. д. ж. в некоторых случаях является важной частью интеллектуального поведения животных (например, решение животным экспериментальной задачи при помощи орудия для доставайия приманки, удлиняемого им путем вставления дополнительных сегментов). К. Э. Фабри

КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА - положительное влияние конфликта на социальные и психологические процессы в системе, где произошел конфликт.к. ф. к. по отношению к основным участникам выражаются в следующем. 1. Устраняются противоречия (в 65 % случаев) в организации деятельности и управлении. Диагностируются факты недостаточной деловитости и порядочности. 2. Более глубоко оцениваются личностные особенности участников конфликта. 3. Ослабляется психическая напряженность, являющаяся реакцией участников на столкновение. 4. Конфликт служит источником развития личности. Он позволяет человеку расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими, приобрести новый опыт решения трудных ситуаций. 5. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликтов по вертикали в 28 % случаев улучшается деятельность руководителя. 6. При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. 7. Конфликты служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими (Е. Первышева, 1988). К. ф. к. по отношению к социуму заключаются в следующем. 1. Конфликт активизирует социальную жизнь группы, общества, способствуя предотвращению застоя, внедрению нововведений. 2. Он высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С его помощью руководитель (группа) регулирует поведение отдельных лиц, превентивно пресекая недобросовестность. Конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно. 3. Зондируется общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализируются гуманистические ценности. 4. Создаются новые, более благоприятные условия адаптации членов коллектива к новым целям. 5. Происходит сплочение группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл). 6. В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения и способствует поиску продуктивных решений проблем. 7. Конфликт оптимизирует межличностные отношения. В коллективе обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, устанавливается более доброжелательная обстановка. Это происходит почти в каждом втором конфликте.

КОНСТРУКЦИЯ (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСУЛЬТАНТ

КОНСУЛЬТАНТ (лат. consultare - совещаться, советоваться) - опытный, искушённый специалист в какой-либо области знания, дающий советы по вопросам своей компетенции. Синоним: Эксперт (лат. expertus - опытный).

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПСИХИАТРИЯ ПО СВЯЗЯМ

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПСИХИАТРИЯ ПО СВЯЗЯМ - психиатрическая специальность, изучающая общие проблемы организации системы здравоохранения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ - в медицине и психологии - установление диагноза и составление плана лечения или психологической помощи совместными усилиями двух или более специалистов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - форма руководства профессиональным самоопределением личности путем оказания ей научно обоснованной психолого-педагогико-акмеологической помощи в самооценке способностей и выборе профессии. Стихийная К. п. осуществляется родителями, знакомыми. Научная К. п. дается психологом, прошедшим специальную подготовку, владеющим методами индивидуальной психологической диагностики. К. п. работающих преследует цель помочь «найти себя», адаптироваться к профессии, коллективу и обрести индивидуальный стиль в работе. К. п. включает ряд методов и среди них особенно важный - профессиональная беседа. В ней различают ряд аспектов - психодиагностический, педагогический, информационно-ознакомительный и некоторые другие.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -

одна из форм функционирования психологической службы, заключающаяся в специальной организации профессиональной деятельности психолога, направленной на оказание помощи лицам, испытывающим потребность в оптитмизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний, психических затруднений, чувства безисходности, в организации самовоспитания и др.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТАГИОЗНЫЙ МОЛЛЮСК

КОНТАГИОЗНЫЙ МОЛЛЮСК (сил.: заразительный моллюск) - вирусное контагиозное заболевание кожи. Заражение происходит путем прямого контакта с больным или через инфицированные предметы общего пользования (полотенца, губки, игрушки). Наблюдается чаще в детском возрасте. Возможны эпидемические вспышки в детских коллективах.

Инкубационный период от 2 недель до нескольких месяцев. Преимущественно на коже лица, шеи, тыла кистей, а также на туловище, в подмышечных впадинах появляются мелкие резко очерченные полушаровидные узелки диаметром 2 - 5 мм цвета нормальной кожи или бледно-розовые. В центре узелка имеется углубление с небольшим отверстием, из которого при сдавлении узелка выделяется кашицеобразная масса, состоящая из ороговевших клеток эпидермиса и моллюсковых телец (овоидных включений, содержащих множество вирусных частиц).

Лечение заключается в удалении узелков хирургическим пинцетом или ложечкой Фолькмана с последующим смазыванием 5 - 10 % спиртовым раствором йода, прижиганием жидким азотом или нитратом серебра. Крупные узелки удаляют с помощью диатермокоагуляции, криодеструкции.

Профилактика заключается в соблюдении правил личной гигиены, ранней диагностике, изоляции и лечении заболевших. Заболевшие дети подлежат изоляции от детских коллективов до полного излечения.

КОНТАКТНЫЙ АНАЛОГ

КОНТАКТНЫЙ АНАЛОГ (конаналог) (от лат. contactus - прикосновение, заражение и analogos- соответственный, соразмерный) - устройство отображения информации, дающее целостное изображение состояния системы, объекта управления или внешней обстановки. Различают горизонтальные и вертикальные К. а. В первом случае на индикаторе отображается как бы вид сверху на объект (напр., с самолета). Такие К. а. применяются преимущественно в авиации при решении штурманских задач. На вертикальных К. а. обстановка изображается во фронтальной плоскости (напр., вид с наблюдательного пункта подводной лодки или из кабины самолета при взлете и посадке). Вертикальные К. а. применяются для управления скоростью, направлением, пространственным положением и другими параметрами движущегося объекта. Отображение информации на К. а. может производиться по принципам внешнего наблюдения, когда оператор смотрит на управляемый объект как бы со стороны, и внутреннего - оператор как бы движется вместе с объектом относительно фиксированного ориентира. Различие между этими принципами незначительно и проявляется обычно лишь в начале тренировки. Отличительным свойством К. а. является наличие координатной системы, в которой одновременно представлена информация о нескольких параметрах объекта. Преимущества К. а. по сравнению с обычными (стрелочными) приборами: 1) один К. а. заменяет несколько отдельных индикаторов по каждому параметру; 2) используются те же особенности восприятия человека, которые сформировались у него в естественных условиях.

КОНТАКТЫ КУЛЬТУРНЫЕ

КОНТАКТЫ КУЛЬТУРНЫЕ - взаимодействие культур различных наций и народностей, в результате которого происходит обмен научными, художественными и другими ценностями.

Уникальность опыта культурного развития каждого народа создает благоприятные предпосылки взаимообмена и взаимообогащения национальными идеалами, ценностями и достижениями. Масштабы, направление и характер К. к. зависят от ряда объективных и субъективных факторов, среди которых значение имеют: а) экономические и социальные, в которых взаимодействуют культуры; б) социально-психологические особенности, влияющие на характер восприятия и усвоения норм и ценностей иной культуры.

К.к. могут сопровождаться заключением значительного числа межэтнических браков и, следовательно, переходить во все области жизни, включая внутрисемейную, либо обходиться без них и быть ограниченными лишь отдельными, относительно узкими областями общения.

Наиболее явное и очевидное последствие практически любого К.к. - появление односторонних, а чаще обоюдных заимствований. Причем может заимствоваться как производство новых предметов, так и исключительно их потребление. Это относится не только к материальной культуре, но и духовной, в частности к ритуальному обслуживанию. К.к. сопровождаются не только заимствованием, но и трансформацией культуры. К.к. не бывают исключительно на одном уровне. И если уровень развития культуры какого-то народа ниже, то в результате возникает кризис традиционной культуры, комплекс культур, неполноценности, образование маргинальных групп и т. д.

К.к. в целом играют огромную прогрессивную роль в истории, способствуя широкой диффузии культур, инновации, поднятию социально-экономического развития общества. Общество, лишенное возможностей К.к., обычно находится в состоянии стагнации, т. е. упадка. В то же время К.к., в особенности в колониальную эпоху, привели к разрушению и регрессу большого числа этносов (особенно в Австралии, Океании, Америке).

КОНТАКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

КОНТАКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ - любые формы взаимодействия или соприкосновения детей. Различают К. физические, познавательные, эмоциональные, предметно-практические и игровые, которые в свою очередь могут быть коммуникативными и некоммуникативными, или объективными. Внешним признаком коммуникативных К. считается взгляд в глаза с характерной мимикой ожидания ответного взгляда, а некоммуникативных - отсутствие взгляда. Уже в конце первого года жизни появляются специфические для отношений со сверстниками действия: повышенная эффективность, эмоциональность и особая непринужденность, свобода действий. На третьем году жизни происходит становление потребности в общении со сверстником и место контактов занимает общение. Содержательность К. между детьми, их количество, интенсивность зависят от возраста детей, уровня психического развития и присутствия взрослого. К. м. д. оказывают влияние на их психическое состояние, улучшая или ухудшая их настроение и самочувствие. Радостное чувство, возникшее при взаимодействии с другим ребенком, может затем перейти в настроение, которое будет как бы окрашивать в радостные тона все, с чем встретится ребенок. Конфликт, возникший в К. м. д., может вызвать раздражительность, подавленность, агрессию, которые будут переноситься на другие объекты и деятельности и отрицательно сказываться на отношении к людям. Л. М. Царегородцева

КОНТАКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТАКТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ

КОНТАКТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ - более широкое понятие, чем контакты межэтнические, охватывающее все виды взаимодействия этносов.

К.э. делятся на пограничные, происходящие в зоне соседского проживания этносов (см.: Территория этническая) и проникающие, связанные с миграциями этноса или его части на территории другого этноса или с взаимопроникновением этносов в процессе колонизации.

К.э. приводят обычно к межэтническим бракам, заимствованиям языка другого народа, элементов культуры (см.: Аккультурация) и другим видам этнических процессов.

КОНТАМИНАЦИИ

КОНТАМИНАЦИИ (от лат. contaminatio - смешение). Расстройство памяти, приводящее к смешению деталей или фактов, относящихся к разным жизненным эпизодам. Например, смешение содержания нескольких ранее прочитанных книг, пережитых в разные годы жизни событий.

КОНТАМИНАЦИЯ

КОНТАМИНАЦИЯ (лат. contaminatio - смешение) - 1. любая экспериментальная или методологическая ситуация, в которой уже имеющееся знание, неконтролируемые переменные, информация относительно ожиданий и др. оказывают существенное влияние на процедуру сбора данных и их интерпретацию. Например, если врач, изучающий наследственные данные о предполагаемой шизофрении пациента, знает, что кто-то ещё в семье последнего страдает этим заболеванием, то диагностические суждения психиатра будут, вероятно, контаминированы этим знанием, то есть он может быть склонным интерпретировать любой признак нарушения у пациента как симптом шизофрении; 2. сплавление частей несколько слов в одно новое слово или частей фраз в новую фразу (например, "играть значение", «иметь роль». В патологии встречается а) у пациентов с шизофренией, продуцирующих неологизмы; б) при оговорках, как бы вскрывающих тайные мысли, а также в) в рамках параафатических расстройств при афазии; 3. смешение двух и более событий прошлого при их описании. Нередко таким же образом проявляются нарушения памяти, когда воспоминания о двух и более событиях, имевших место в разное время, объединяются в одно целостное воспоминание лишь об одном событии.

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ [лат. contextus - тесная связь, сцепление, сплетение] - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиега (А.А. Вербицкий). Основное противоречие профессионального обучения состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной - учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в К. о., представляющем собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, например) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности с помощью, соответственно, семиотической, имитационной и социальной обучающих моделей. В формах собственно учебной деятельности реализуются главным образом процедуры передачи и усвоения студентами знаковой информации (семиотическая обучающая модель); в квазипрофессиональной деятельности в аудиторных условиях и на языке наук воссоздается предметное и социальное содержание усваиваемой деятельности (имитационная обучающая модель). В учебно-профессиональной деятельности студенты, оставаясь в позиции обучающихся, выполняют профессиональные действия и поступки; формы организации такой деятельности практически воспроизводят формы реальной профессиональной деятельности (социальная обучающая модель). Основной единицей задания содержания образования в К. о. выступает проблемная ситуация во всей своей предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Система таких ситуаций позволяет развертывать содержание образования в динамике путем задания сюжетной канвы моделируемой профессиональной деятельности, создает возможности интеграции знаний всех других научных дисциплин, необходимых для разрешения этих ситуаций. Основной единицей деятельности студента является поступок, посредством которого будущий специалист не только выполняет предметные действия в соответствии с требованиями и нормами профессии, но и получает нравственный опыт, поскольку действует в соответствии с нормами отношений, принятых и данном обществе и в данном профессиональном сообществе. Тем самым решается проблема единства обучения и воспитания в рамках целостного образовательного процесса. А.А.Вербицкий

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (от англ, contents - содержание) - в психологии метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписях,, радиопередачах, интервью и т. д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности.

К.-а., как метод исследования, должен отвечать таким требованиям, как объективность, надежность, представительность информации (полученных результатов). Он предполагает использование методов многомерного статистического анализа, в том числе и факторный анализ.

К.-а. широко используется в современной науке. Его суть состоит в статистической обработке смысловых единиц текста. Применительно к изучению национальной психологии это заключается в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: черты характера, темперамента народа, др. национально-психологических особенностей. При этом объектом анализа может быть информация, почерпнутая из сообщений газет, радио, телевидения, из художественной литературы, научных статей, материалов социологических и иных исследований.

В настоящее время существуют специальные программы для ЭВМ, которые помогают автоматически проводить такой анализ при условии ввода соответствующего текста в ЭВМ. В условиях широкой компьютеризации, создания соответствующего банка данных (уже сегодня газеты могут высвечиваться на дисплее, многие книги печатаются с помощью ЭВМ и т. д.) такой метод анализа становится все более доступным и перспективным. Так, с помощью контент-анализа многие ученые-психологи различных стран исследуют особенности психологии и черты характера различных народов.

КОНТИНГЕНТ

КОНТИНГЕНТ (лат. contingentis - соприкасающийся, достающийся на долю) - 1. однородная в том или ином отношении группа людей (например, пациенты с определённым заболеванием); 2. установленное для какой-либо цели предельное количество, норма чего-либо (например, количество медикаментов, планируемых на экспорт).

* * *

(от лат. contingentis - достающийся на долю) - совокупность людей, образующих однородную в каком-то отношении группу; установленная норма, определенное, предельное количество (контингент приема в ввузы). При исследовании к. выступает как генеральная совокупность.

КОНТИНУУМ

КОНТИНУУМ (лат. continuum - непрерывное, сплошное) - 1. непрерывность, неразрывность явлений, процессов, любая постепенная последовательность значений; 2. любая переменная, которую можно представить как непрерывный ряд соответствующего качества (например, ряд последовательно меняющихся состояний страха); 3. в математике - непрерывное (связное) множество (например, совокупность точек на прямой).

* * *

(от лат. continuum - непрерывное) - ограниченное множество, обладающее известным свойством непрерывности.

КОНТИНУУМЫ ШИЗОФРЕНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

КОНТИНУУМЫ ШИЗОФРЕНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ (Koehler, 1979) - три группы симптомов, представляющих симптомы первого ранга Шнейдера в соответствии с закономерной их динамикой: 1. континуум бредовой - а) бредовое настроение; б) бредовые представления, связанные с восприятием, то есть провоцируемые им; в) собственно бредовые восприятия (чувственный бред); 2. континуум воздействия, отчуждения, овладения: а) чувство овладения; б) общее чувство воздействия; в) специфическое чувство воздействия; г) ощущение собственной изменённости под воздействием извне; д) переживание воздействия на себя с чувством замены собственных мыслей чужими; е) переживание воздействия на себя с ощущением утраты собственных мыслей и чувств; ё) аналогичные вышеперечисленным переживания внешнего воздействия с чувством растворения мыслей и чувств пациента во внешнем мире; 3. континуум обманов чувств: а) псевдогаллюцинаторные "голоса" и звучание собственных мыслей; б) истинные слуховые галлюцинации, включая "голоса", повторяющие мысли пациента. В целом данная систематика является более или менее структурированным представлением известных из описаний В.Х.Кандинского (1880) проявлений синдрома психического автоматизма.

КОНТРАКТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТРАКТУРА ДЮПЮИТРЕНА

КОНТРАКТУРА ДЮПЮИТРЕНА - перерождение ладонного апоневроза в фиброзную ткань с образованием контрактуры пальцев. Этиология не выяснена. Имеют значение наследственная неполноценность соединительной ткани, однократные и хронические травмы ладонного апоневроза.

В области поперечных складок ладони (чаще сначала на правой руке) появляется подкожное уплотнение в виде горошины, затем узелок увеличивается, образуются плотные тяжи. С переходом тяжей на основную фалангу пальца возникает сгибательная контрактура пястно-фалангового сустава. При этом дистальная фаланга не сгибается, а в далеко зашедших стадиях может быть в положении переразгибания.

Лечение в начальных стадиях консервативное: инъекции лидазы, ионофорез с гидрокортизоном. В стадии контрактуры пальцев показано оперативное лечение.

* * *

Утолщение и контрактура ладонного апоневроза с вторичным вовлечением в процесс кожи ладони и пальцев. В результате формируется сгибательная контрактура пальцев. Наблюдается обычно в возрасте 30-50 лет. Этиология неясна. Может рассматриваться как нейродистрофический синдром. Описал в 1831 г. французский хирург G. Dupuytren (1777-1835).

КОНТРАКТУРА ФИЗИОПАТИЧЕСКАЯ

Син.: Феномен Бабинского-Фромана. Парезы и мышечные контрактуры, обычно возникающие после небольших травматических повреждений периферических нервов, сопровождающиеся отеком тканей, каузалгией (см.), остеопорозом. Описали в 1918 г. у солдат с огнестрельными ранениями конечностей французские невропатологи J. Babinski (1857-1932) и J. Froment (1878-1946). Авторы считали, что неадекватность между интенсивностью травмы и выраженностью клинических проявлений указывает на истерический характер свойственных этому синдрому расстройств. Однако в дальнейшем получило распространение представление о том, что К.ф. есть следствие поражения главным образом вегетативных структур периферических нервов, что может вести к стойким вегетативно-трофическим расстройствам.

КОНТРАПУНИТИВНОСТЬ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ

КОНТРАПУНИТИВНОСТЬ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ (лат. contra - против, punctum - точка, пункт, аргумент, довод) - разнонаправленность, противоположность содержания бредовых идей у одного и того же пациента. Например, бред воздействия извне и бред воздействия на окружающих со стороны самого пациента. Характеризует расщепление личности на относительно автономные функциональные структуры.

КОНТРАРГУМЕНТ

КОНТРАРГУМЕНТ - довод, обоснование, аргумент, Приводимые в доказательство ошибочности утверждения оппонента, в ответ на довод или аргумент самого оппонента.

КОНТРАСТ

КОНТРАСТ (лат. contra-sisto - противиться, возражать) - 1. резко выраженная противоположность явлений, впечатлений, переживаний. Тенденция к появлению контрастных проявлений психического может оказывать существенное и неадекватное влияние на ход мышления, определяя его направление вопреки логике значений, так как одно впечатление имеет тенденцию вызывать из памяти прямо противоположное ему представление (как например, это бывает при контрастных навязчивостях); 2. осведомлённость о различии между стимулами. Контраст может быть одновременным (события и стимулы сосуществуют вместе во времени и пространстве) либо последовательным (один стимул следует сразу за другим). Одновременный контраст оказывает обычно большее впечатление и влияние.

КОНТРАСТА ЭФФЕКТ

КОНТРАСТА ЭФФЕКТ -

психическое явление, заключающееся в том, что амплитуда изменения ощущения, вызванного раздражителями полярного воздействия (жар - холод, сладкое - кислое и др.) , на противоположное кажется большей, чем его физическая основа. Так, например, если выйти из теплого помещения на мороз, то последний воспринимается как более резкий.

КОНТРАЦЕПТИВЫ

КОНТРАЦЕПТИВЫ - средства, применяемые для предупреждения беременности. Предотвратить овуляцию позволяют гормональные К. (см. Контрацептивы оральные). Оплодотворение яйцеклетки предотвращают прерванный половой акт, использование презерватива, а также предварительное хирургическое вмешательство врача (см. Стерилизация). Внутриматочные К. препятствуют вживлению оплодотворенной яйцеклетки в матку (см. Спираль внутриматочная). См. также Биологический метод контрацепции.

КОНТРАЦЕПТИВЫ ОРАЛЬНЫЕ

КОНТРАЦЕПТИВЫ ОРАЛЬНЫЕ - предупреждение беременности путем приема гормональных препаратов через рот в виде таблеток. Эффективность К. о. при правильном приеме достигает 99-100 %. Удобство применения обусловливает широкое распространение этого метода контрацепции. Женщины, пожелавшие использовать К. о., должны сделать необходимые анализы и пройти осмотр у гинеколога, так как при некоторых заболеваниях имеются противопоказания к применению гормональных препаратов. См. также Биологический метод контрацепции.

КОНТРАШОКОВАЯ ФАЗА

КОНТРАШОКОВАЯ ФАЗА - вторая фаза адаптационного синдрома, по Г.Селье.

КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА - совокупность принятых в Социальной группе культурных образцов, стандартов, норм и ценностей, противопоставляемых доминирующей в обществе культуре и бросающих ей вызов, что приводит к конфликтам в сфере культуры.

* * *

(от лат. contrа - против cultura - возделывание, обрабатывание) - форма выражения духовного протеста против современной западной культуры, получившая распространение среди части молодежи стран Запада в 60-70-х гг. ХХ в. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежит установка на респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие. Этот отказ, как правило, выражается в негативизме по отношению к культурным достижениям человечества и экстравагантной манере мышления, чувствования, общения. Культ разума и науки в их рационалистической трактовке заменяется культом бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души, пуританская мораль - открытостью интимных связей, трудовая деятельность - массовыми оргиями, наркоманией и т. п. Протест против «массового общества» и массовой культуры получает практическое завершение в организации различных коммун, члены которых стремились реализовать нормы истинно гуманного отношения человека к миру, др. людям и к самому себе. Т. о., К. м. б. рассмотрена как попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества. Однако, будучи своеобразной формой ухода от социальной реальности, она, в то же время, является неотъемлемой частью существующей социальной системы, потребительским продуктом «массового общества», против которых К. так «решительно выступает». Примечательно, что многие лидеры и адепты К. со временем отказались от своих идеалов (В. М. Лейбин). К., во-первых, служит индикатором серьезного конфликта и даже кризиса в традиционной культуре, во-вторых, приводит к конфликтам между наиболее активными представителями К. и массовой культуры.

КОНТРКУЛЬТУРА (АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА)

КОНТРКУЛЬТУРА (АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА) (counter culture or alternative culture) - любая из субкультур и оппозиционных культур, в которой образы жизни и ценности отличаются от господствующей культуры вплоть до полного отрицания главных убеждений, идеалов и институтов последней. В западных обществах, начиная с 1960-х гг., начался расцвет контркультур разного типа. В качестве иллюстрации из позитивных контркультур можно указать на движение зелёных, движение которых против энергетической политики привело в 2011 г. к запрету на использование атомных электростанций в Германии, из негативных контркультур - сектанство.

Предыдущая страница Следующая страница