Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ТВОРЧЕСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТВОРЧЕСТВО

ТВОРЧЕСТВО - продуктивная форма интеллектуальной активности, ее высший уровень. Результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т. д.

Т. как процесс складывается из осознанных и неосознанных компонентов: постановка вопроса, мобилизация необходимых знаний, личного опыта, выдвижение гипотезы, определение путей и способов решения задачи, специальные наблюдения, эксперименты, обобщение получаемых фактов, оформление в виде логических образных, математических, графических, предметных моделей (художественное произведение, конструирование прибора и т. п.).

Т. предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место и догадки, интуитивные предположения и логический анализ и синтез. Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть внезапно, например, при взгляде на что-то, являющееся аналогом искомого.

В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал Т. по результату как создание нового. С. Л. Рубинштейн определял Т. как деятельность, созидающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А.В. Брушлинский, реализуя подход к Т. С.Л. Руинштейна, раскрыл природу так называемого «немгновенного» инсайта, показав его скрытую детерминацию предшествующим мыслительным процессом. О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Т. личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

В научном Т. большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном Т. - наглядные образы, их яркость. Т. основано не только на воображении, но и на мышлении, оно также следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.

* * *

(creativity) - 1. способность приходить к новым, нетривиальным и при этом обоснованным решениям; способность создавать вещи с явственной печатью продуктивного воображения, оригинальные, неотразимые, значительные, убедительные и т.д.; 2. классический психоанализ, напротив, рассматривает отмеченную творческим воображением деятельность как примитивную, инфантильную и как функцию Ид, или как результат психологической регрессии. Наиболее простой пример этого подхода - показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как Эдипову фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность - это форма невротических мечтаний (Фрейд, 1908). В конце своей жизни З.Фрейд отверг вывод о том, что психоанализ внёс какой-либо вклад в эстетику. В других направлениях психоанализа предпринимались попытки показать, что творческая деятельность является депрессивной или шизоидной, то есть она или представляет попытку репарации деструктивных фантазий (Klein, 1948; и др.) или каким-то образом аналогична бредовому симптомообразованию. Существуют расхождения во мнениях о том, является ли творчество способностью, свойственной всем людям (Kubie, 1958), либо творческие люди являются с самого начала жизни «другими», что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что при проведении аналитической терапии им требуется иная техника, нежели другим (Gretnacre, 1957); 3. в психопатологии - имеется в виду патологическое творчество, патография, которую характеризуют плоды болезненного воображения, обычно являющиеся прямым порождением и выражением психического расстройства. Вообще говоря, психопатология творчества разработана недостаточно, обычно имеются в виду пациенты с явными, манифестными психическими расстройствами и плоды их болезненного воображения (бред изобретательства, патологическое фантазирование и др.), но большее социальное значение, безусловно, имеет патография, авторы которой лишены очевидных признаков душевного заболевания или расстройства личности; 4. с позиций теории В.П.Симонова, вступающей в открытое противостояние с психоанализом по ряду принципиальных позиций, творчество связано с активностью «сверхсознания», некоей неосознаваемой ментальный структуры, в которой подспудно, скрыто от самого индивида создаются новые алгоритмы решения возникающих проблем, к чему структуры сознания, по мнению В.П.Симонова, не способны, последние могут лишь воспроизводить прежний опыт, не создавая ничего оригинального. См. Бессознательное.

В начало словаря