Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯЗЫ"-"ЯЩУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯЗЫ"-"ЯЩУ")

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - хорошее знание системы данного языка, его фонетических единиц и законов, словарного состава, грамматических форм и моделей, стилей и стилистических средств. Достаточность - недостаточность языковой компетенции - один из факторов, обусловливающих степень речевой компетенции. Ср. бедный словарь.

ЯЗЫКОВАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ

ЯЗЫКОВАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ - см. Лояльность языковая.

Ср.: Марья Дмитриевна всегда говорила по-русски (Л. Толстой, Война и мир; имеется в виду, что она никогда не говорила по-французски, как было тогда принято среди дворян).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев, Русский язык)

ЯЗЫКОВАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ

ЯЗЫКОВАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ - неспособность детей в полной мере и своевременно овладевать языком, обусловленная, предположительно, специфической формой минимальной мозговой дисфукции.

ЯЗЫКОВОЕ РАССТРОЙСТВО РАЗВИТИЯ

ЯЗЫКОВОЕ РАССТРОЙСТВО РАЗВИТИЯ - общее название разных форм нарушений развития языковых умений в детском возрасте, не связанных с умственной отсталостью, известным неврологическим или анатомическим дефектом. Часто выделяются расстройство экспрессивного типа (неспособность пользоваться языком для выражения своих мыслей, желаний, ощущений и чувств) и смешанное рецептивно-экспрессивное расстройство, при котором ребёнок не умеет говорить и не понимает речи других людей. Возможные синонимы: Экспрессивная и Рецептивная и Экспрессивно-рецептивная дисфазии соответственно.

ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ

ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ - чувство языка, стиля, благодаря которому индивид стремится выражать свои мысли стилистично, грамотно и несниженно, нешаблонно и испытывает специфическую неловкость, замечая речевые ошибки собеседника, тонко чувствует малейшие речевые, стилистические неточности.

Ср. демонстрацию языкового чутья И.С. Тургеневым:

За ней [за Кукшиной] водилась привычка, свойственная многим провинциальным и московским дамам, - с первого дня знакомства звать мужчин по фамилии (И. Тургенев, Отцы и дети);

Военные танцевали усердно, особенно один из них, который прожил недель шесть в Париже, где он выучился разным залихватским восклицаниям… Он произносил их в совершенстве, с настоящим парижским шиком и в то же время говорил: «si j’aurais» вместо «si j’avais», «absolument» в смысле «непременно», словом, выражался на том великорусско-французском наречии, над которым так смеются французы… (там же)

ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ [лат. competens (competentis) - соответствующий, способный] - появление и совершенствование психологической системы, включающей два компонента: речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о языке, усваиваемые в обучении. Эта си стема развивается в результате изменения связей между ее компонентами. С изменением связей преобразуются сами компоненты и возникают новообразования внутри системы. В частности, в младшем школьном возрасте формируется «чувство языка», принципиально отличное от его предпосылок в дошкольном возрасте. Важным направлением дальнейшего Я. к. ф. является расширение функций «чувства языка» (контрольной, прогностической, эстетической). Основная единица анализа Я. к. - способ работы над языковым материалом в процессе решения нестандартных задач. Это задачи, требующие учета формализованных и неформализованных отношений в языке, поэтому они с неизбежностью предполагают обращение ребенка и к данным речевого опыта, и к знаниям о языке. Инвариантные компоненты способа работы с языковым материалом образуют структуру, релевантную (но не тождественную) структуре Я. к. Эти компоненты таковы: 1) ориентировочный - преимущественная и предпочитаемая ребенком ориентация на конкретные признаки и/или целостные характеристики языковой конструкции; 2) операциональный -отдельные операции и/или совокупности операций с материалом, выполняемые ребенком в ходе решения задач; 3) аффективно-волевой - избирательное отношение к материалу, эмоциональнорефлексивное отношение к собственным сомнениям и трудностям, подверженность или сопротивление стереотипам рутинных действий, адекватных стандартным грамматическим задачам. Е.Д.Божович

Я-ИДЕАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯИЧНИКИ

ЯИЧНИКИ - парные женские половые железы, расположенные по обеим сторонам от матки. В них созревают яйцеклетки и вырабатываются женские половые гормоны (см. Эстрогены).

ЯЙЦЕВОДЫ

ЯЙЦЕВОДЫ - то же, что Маточные трубы.

ЯЙЦЕКЛЕТКА

ЯЙЦЕКЛЕТКА - женская половая клетка, из которой после оплодотворения развивается зигота, а потом и зародыш. Если оплодотворения не наступило, Я. погибает через 5-6 дней после овуляции.

ЯКОБА-КРЕЙЦФЕЛЬДА БОЛЕЗНЬ

ЯКОБА-КРЕЙЦФЕЛЬДА БОЛЕЗНЬ (Jacob, Creutzfeldt, 1920) - заболевание, вызванное, предположительно, инфекционным белком, прионом. Возникает при употреблении в пищу мяса коров, овец и коз, болеющих «коровьим бешенством» и ставших носителями этого белка. Редкое заболевание, но частота его локально может иногда возрастать по разным причинам (например, при использовании медицинских препаратов из тканей инфицированных животных и людей; такие случаи стали известны в конце 20 века в некоторых странах Запада). Существуют также данные о наследственной, в частности, семейной природе болезни. Характерна атрофия коры мозга, в некоторых случаях поражаются также периферические мотонейроны. Проявляется быстро развивающимся слабоумием, атаксией, миоклониями, и, в итоге, децеребрационной ригидностью и комой. В начале и на последующих этапах болезни могут быть эйфория, бред, галлюцинации, спутанное сознание, явления кататонии, особенно ступор, а также припадки. Типичны трёхфазные волны на ЭЭГ. В течение нескольких лет от начала болезни пациенты погибают. Различают несколько форм болезни, классической считается дискинетическая, проявляющаяся деменцией, пирамидными и экстрапирамидными нарушениями. Лечение симптоматическое.

ЯКОБИ ПОЙКИЛОДЕРМИЯ

ЯКОБИ ПОЙКИЛОДЕРМИЯ (описана в 1906 австрийским дерматологом Е. Jacobi, 1862-1915; синонимы - сосудистая атрофическая пойкилодермия, сетчатая эритематозная атрофодермия) - комплекс дистрофических изменений кожи неясной этиологии, характеризующийся сетчатой гиперпигментацией, чередующейся с рассеянными участками атрофии кожи, телеангиэктазиямии и петехиями. Встречается редко, наблюдается в любом возрасте, течение заболевания хроническое; наряду с основными изменениями на коже лица, шеи, туловища и конечностей могут отмечаться шелушение, милиарные красновато-коричневые фолликулярные узелки; пораженная кожа на отдельных участках натянута (некоторое сходство со склеродермией). Возможны изъязвления кожи, поражение слизистой оболочки полости рта; общее недомогание, боль в суставах, небольшой отек лица и конечностей, зуд. Прогноз для жизни благоприятный.

ЯКОБСОН

Павел Максимович (1902-1979) - российский психолог, специалист в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества, мотивации поведения человека. Д-р психологических наук (1962). Окончил психолого-философское отделение Московского ун-та (1918-1922). Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания. В 1926 г. становится н.с. ГАХН, работает в Государственном институте театрального творчества. В июле 1941 г. добровольцем вступил в ряды 8-й Краснопресненской дивизии Московского ополчения, в составе которой участвовал в боях на Вязьменском плацдарме и под Ельней, где получил тяжелое ранение. После демобилизации работал доцентом кафедры психологии философского фак-та МГУ. С 1944 г. и до последних дней был с.н.с. ИОиПП АПН СССР. Работая в ГАХН, Я. занимается изучением психологии сценических чувств актера. Эта работа положила начало его многолетним исследованиям в области психологии творчества. Параллельно с художественным исследовалось и техническое творчество (на материале высказываний видных конструкторов и изобретателей). Используя методы наблюдения и психологической интерпретации высказываний, анализировал психологические механизмы творчества, дал подробную характеристику стадий творческого процесса (Процесс творческой работы изобретателя , 1934; Психология сценических чувств актера, 1936). В 1960 г. защитил докт.дис: Психология чувств, исследовал проблемы психологии чувств и эмоций, занимался изучением развития эмоционально-чувственной сферы у детей. Во второй половине 1960-х гг. разрабатывал проблемы мотивации поведения человека. В последние годы вел научную работу в области социальной психологии и психологии личности. Автор трудов: Психология чувств, 1955, 1961; Изучение чувств у детей и подростков 1961; Психология художественного восприятия, 1964; Эмоциональная жизнь школьника, 1966; Психологические проблемы изучения мотивации поведения человека , 1969, пер. на иностр. яз.; и др. Б.Н. Тугайбаева

Я-КОНЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ -

Сложившееся,относительно устойчивая,иерархически организованная,обобщенная система функционирования представлений,знаний индивида о себе, как о субъекте профессиональной деятельности. Включает компоненты :

· когнитивный - образ своих профессиональных качеств,способностей,социальной значимости,

· эмоциональный - самоуважение ,самоуничижеие и т.д.,

· оценочно - волевой.

Составляющие профессиональной "Я-концепции":

· Я-реальное,

· Я-идеальное,

· Я-зеркальное,

· Я-динамическое.

ЯКТАЦИЯ

ЯКТАЦИЯ - навязчивое, непроизвольное раскачивание головой или всем туловищем.

* * *

ЯКТАЦИЯ (лат. jactatio - разбрасывание в разные стороны) - 1. вариант психомоторного возбуждения в виде хаотических, некоординированных и близких к гиперкинезам движений с распадом способности совершать относительно простые действия, отчего пациенты не могут сесть, встать, пойти или что-то взять в руки («возбуждение в пределах постели»). Наблюдается при тяжёлых формах спутанного сознания (обычно это аментивное помрачение сознания); 2. в детской психопатологии - стереотипные действия, совершаемые пациентами чаще всего перед засыпанием (наклоны, повороты или вращения головой, раскачивание туловищем из стороны в сторону или вперёд и назад, круговые движения телом, движения конечностями и т.п.). Рассматривается как симптом невротического расстройства в младенческом и раннем детском возрасте. Некоторые двигательные стереотипии появляются очень рано. Так, биение головой о пол, спинку кровати наблюдается у некоторых младенцев в возрасте около 6 месяцев.

* * *

Хаотичное, беспорядочное двигательное возбуждение. Одно из проявлений аменции (см.) или делирия (см.).

ЯКУТЫ

ЯКУТЫ - представители древнего народа, проживающего в Сибири, на берегах рек Лены, Вилюй и Индигирка.

Якуты очень неприхотливы, выносливы и организованны. Исследователи дореволюционной России делали следующие зарисовки их жизни и быта: "Стужу и голод якуты могут переносить как ни один другой народ. Ночуя под открытым небом при 46-градусном морозе, они разводят костер и преспокойно укладываются спать. Якут с младенчества приучен к холоду. Новорожденных детей якуты по несколько раз в день натирают снегом, и те, которые от этой операции не умирают, становятся в высшей степени крепкими и выносливыми. Как правило, хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными организаторскими способностями. Якуты, бесспорно, самые даровитые из всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам: из них выходят хорошие музыканты и живописцы".

Современные якуты унаследовали лучшие черты национального характера своего народа.

Я-ЛИБИДО

Я-ЛИБИДО - понятие, использованное З. Фрейдом для описания психических процессов, при которых объектом любви человека становится он сам, а энергетический потенциал бессознательных либидозных влечений переносится с других лиц на его собственную личность.

Понятие «Я-либидо» было введено З. Фрейдом в работе «О нарциссизиме» (1914), в которой он провел различие между нарциссическим и объектным либидо. Он исходил из того, что в процессе своего первоначального развития либидо концентрируется на собственном Я человека, впоследствии большая часть либидозной энергии переносится на объекты, но в зависимости от различных обстоятельств жизни со временем эта энергия может закрепиться на внешних объектах или снова обратиться вовнутрь. В первом случае речь идет об объектном либидо или объект-либидо, во втором - о нарциссическом либидо или Я-ли-би до. «Чем больше расходуется и изживается одно, тем беднее переживаниями становится другое».

С введением различия между Я-либидо и объект-либидо З. Фрейд привлек внимание психоаналитиков к изучению нарциссических заболеваний. При этом он выразил свое понимание развития человека, состоящее в том, что развитие Я связано с отходом от «первичного нарциссизма» посредством перемещения либидо на внешние объекты, любовной привязанности к ним и интенсивным стремлением вернуться к самому себе, стать для себя объектом этих привязанностей, что служит питательной почвой для образования «вторичного нарциссизма». Последующая концентрация либидо на Я становится патогенной и может вызвать процесс, который в дальнейшем своем развитии наблюдается в форме психического заболевания.

В более поздний период своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд ввел в свои концептуальные представления о динамике развития человека понятия влечения к жизни и влечения к смерти. Ранее введенное им понятие Я-либидо не получило своего дальнейшего использования. Однако рассмотренные в контексте Я-либидо идеи о нарциссических заболеваниях привлекли к себе внимание психоаналитиков и, по сути дела, расширили границы практического использования психоанализа при лечении таких видов психических расстройств, которые на начальном этапе становления психоаналитической теории и практики представлялись недоступными и бесперспективными. Во всяком случае представления З. Фрейда о Я-либидо, с необходимостью приведшие к постановке вопроса о специфике нарциссизма и природе нарциссических заболеваний, способствовали возникновению новых направлений исследования в психоанализе и появлению, в частности, предложенного Х. Кохутом системного подхода к психоаналитическому лечению нарциссических личностей.

ЯМКА ЦЕНТРАЛЬНАЯ

ЯМКА ЦЕНТРАЛЬНАЯ - небольшая часть (углубление сетчатки), в которой сосредоточены колбочки (в ней нет палочек), являющаяся областью наиболее чёткого зрения. Синоним: Жёлтое пятно.

ЯНГА СИНДРОМ

ЯНГА СИНДРОМ (описан урологом D. Young) - сочетание обструктивной азооспермии и рецидивирующих риносинуситов, частых пневмоний, нередко с развитием бронхоэктазов. Не исключается генетическая основа синдрома, отмечена взаимосвязь между возникновением синдрома и наличием ртутных хлоридов в пищевых продуктах.

D. Young. Surgical treatment of male infertility. Journal of reproduction and fertility, 1970; 23 (3): 541-542.

ЯНСКИ - БИЛЬШОВСКОГО СИНДРОМ

ЯНСКИ - БИЛЬШОВСКОГО СИНДРОМ (описан чешским врачом J. Jansky, 1873-1921, немецким неврологом M. Bielschowsky, 1869-1940; синоним - нейрональный цероид-липофусциноз, поздний инфантильный тип) - наследственное заболевание, вариант липофусциноза. Манифестирует в возрасте 3-4 лет. Проявления: медленно нарастающее органическое слабоумие, прогрессирующее снижение зрения и слепота (пигментная дегенерация сетчатки и атрофия зрительного нерва), клонические судорожные припадки, атаксия, мышечная слабость. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение симптоматическое.

M. Bielschowsky. Uber spatinfantile familiare amaurotische Idiotie mit Kleinhirnsymptomen. Deutsche Zeitschrift fUr Nervenheilkunde, 1914; 50: 7-29.

ЯНУСА СИНДРОМ

ЯНУСА СИНДРОМ - то же, что Брета синдром.

ЯНЦА СИНДРОМ

ЯНЦА СИНДРОМ (по имени немецкого невролога D. Janz, род. в 1920; синоним - юношеская миоклоническая эпилепсия) - разновидность эпилепсии, проявляющаяся в возрасте 12-18 лет. Основное проявление - массивный эпилептический миоклонус, чаще в период после пробуждения, с молниеносными, двусторонними, симметричными, единичными или множественными миоклоническими подергиваниями с преимущественной локализацией в плечевом поясе, руках; у трети больных миоклонические приступы возникают в ногах и сопровождаются падением; возможно присоединение генерализованных судорожных приступов и абсансов. Возникновение приступов провоцируют недосыпание, неожиданное пробуждение, ритмическая светостимуляция, алкоголь, физическая и умственная нагрузка, менструация, стресс. На электроэнцефалограмме выявляют короткую генерализованную полипик-волновую активность, обычно превышающую 3 Гц. Интеллект не страдает. Лечение: препараты вальпроевой кислоты, в резистентных случаях в комбинации с другими противоэпилептическими средствами. Необходимо соблюдать режим сна и отдыха, избегать фотостимуляции в быту.

D. Janz, W. Christian. Impulsiv-Petitmal. Deutsche Zeitschrift fUr Nervenheilkunde, 1957; 176: 346-386.

ЯПОНСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ

ЯПОНСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ (комариный энцефалит) - впервые описан в 1871 в Японии. Возбудитель - вирус рода Flavir u s семейств а Flaviridae, выделен М. Хаяши (М. Hayashi) в 1934, в России - в 1938 A. К. Шубладзе, А. А. Смородинцевым и B. Д. Неустроевым. Очаги болезни встречаются также в Китае, Индии, Корее, на Филиппинах. В России природный очаг обнаружен в Приморском крае; в XXI в. болезнь не регистрируется. Источником возбудителя являются многие виды животных и птиц, переносчиком - различные виды комаров. Восприимчивость человека высокая. Сезонность заболеваниия - летне-осенний период. Инкубационный период 4-21 день. Характерны высокая лихорадка, тяжелое поражение центральной нервной системы с нарушением сознания, судорогами, параличами. Летальность до 33 %. Диагноз подтверждают серологическими методами. Лечение симптоматическое, используют иммуноглобулин. Профилактика направлена на защиту от комаров. В очагах проводят вакцинацию.

ЯПОНЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯРИША-ГЕРКСГЕЙМЕРА РЕАКЦИЯ

ЯРИША-ГЕРКСГЕЙМЕРА РЕАКЦИЯ (описана дерматологами - австрийским A. Jarisch, 1850-1902, позднее - немецким K. Herxheimer, 1861-1944) - аллергическая реакция, возникающая в первые сутки после начала лечения специфическими антибактериальными средствами больных спирохетозами (сифилисом, лайм-боррелиозом); связана с быстрым высвобождением большого количества спирохетозных антигенов. Проявляется повышением температуры, ознобом, снижением артериального давления, тахикардией, тошнотой, головной болью, болью в мышцах, усугублением существовавших или появлением новых симптомов основного заболевания. Глюкокортикоиды не предотвращают реакцию, но могут облегчать ее проявления.

A. Jarisch. Therapeutische Versuche bei Syphilis. Wiener medizinische Wochenschrift, 1895; 45: 720-721.

K. Herxheimer. Uber eine bei Syphilitischen vorkommende Quecksilberreaktion. Deutsche medizinische Wochenschrift, Berlin, 1902; 28: 895-897.

ЯРКОМЕТР

ЯРКОМЕТР - прибор для измерения яркости; один из видов фотометра. На практике применяются главным образом фотоэлектрические Я., содержащие светоизмерительный узел с приемником и индикатором фототока; шкала Я. градируется в кд. на кв. метр. С помощью таких Я. измеряют яркость свечения индикаторов и проекционных экранов. При необходимости в качестве Я. могут использоваться фотоэлектрические экспонометры.

ЯРКОСТЬ

ЯРКОСТЬ - сила света, излучаемая или отражаемая с единицы поверхности в перпендикулярном к ней направлении. Световой поток, излучаемый источником или отражаемый светящейся поверхностью, попадая в глаз наблюдателя, вызывает зрительное ощущение. Оно будет тем сильнее, чем больше плотность потока, излучаемого или отражаемого по направлению к глазу. Следовательно, источник света или освещенный предмет будут тем лучше видны, чем большую силу света излучает каждый элемент поверхности в направлении глаза. Это явление и учитывается с помощью такой световой характеристики, как Я.

ЯРКОСТЬ РЕЧИ

См. выразительность.

ЯРМОЛЕНКО

Августа Викторовна (1900-1972)- российский психолог, де-фектолог, д-р педагогических наук (1955), профессор ЛГУ, специалист в области исследования слепоглухонемоты. После окончания дошкольного фак-та Высшего педагогического института в Екатеринославле (Краснодар) продолжала обучение на психологическом фак-те Петроградского психоневрологического института, который закончила в 1924 г. Огромное значение на формирование ее научных взглядов оказал создатель и руководитель института - В. М. Бехтерев. С 1923 по 1948 г. работала в отделении психологии Института мозга, одновременно читала курс по общей психологии в вузах Ленинграда, в том числе в ЛГУ. С 1923 г. вела систематические наблюдения за восемью слепоглухими воспитанниками первой в России школы для слепоглухих, которая после революции вошла в состав Отофонетического ин-та (позднее- Института слуха и речи в Ленинграде). Слепог-лухие дети обучались здесь совместно с глухими и слабослышащими. Результаты этих исследований были обобщены Я. в докт. дис, посвященной проблеме познавательной деятельности слепоглухонемых (1931). В 1934 г. слепоглухие дети вновь были выделены в отдельную группу и Я. вела систематическое научное изучение этой группы до 1941 г. (К истории обучения и воспитания слепоглухонемых / Слепоглухонемота /подред. МЛ. Шкловского, 1947; Очерки психологии слепоглухонемых, 1961). В 1960-е гг. занималась проблемами логонев-розов и нарушениями речи при многоязычии. В соавторстве с Б. Г. Ананьевым и др. участвовала в создании монографии Осязание в процессе труда и познания (1961). Будучи профессором кафедры общей психологии ЛГУ, читала курсы общей, педагогической и юридической психологии, а также Основы дефектологии. Т. А. Басилова

ЯРОСТЬ

ЯРОСТЬ - крайняя степень гнева, неконтролируемый, исступлённый гнев с импульсивными проявлениями агрессивности.

* * *

- психическое состояние, выражающееся в сильном гневе, озлоблении, крайней устремленности, напоре в определенных действиях. Человек, находящийся в состоянии Я., практически не контролирует свои действия в конфликте. Я. гораздо легче предупредить, чем остановить. В боевых конфликтных ситуациях Я. может выполнять позитивную функцию, мобилизуя человека на проявление сверхусилий в борьбе с противником.

* * *

- сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением. Ср. разъяренный. Возможное проявление - удар кулаком по столу, пощечина собеседнику, хлопание дверью при уходе. Типичная реакция на ярость - страх, индукция.

Я бросилась вперед, в глазах потемнело от безумной, кровавой ярости, хотелось схватить за горло клятвопреступника, который так бесстыдно растоптал мое доверие, мое чувство, мою жертву! (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Гнев и ярость уменьшают дни (Нил Синайский, О злых осьми помыслах).

Ср. гнев, аффект, бешенство.

ЯРОШЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯСНОВИДЕНИЕ

ЯСНОВИДЕНИЕ - сверхчувственное восприятие, постижение чего-л. происходящего, случившегося на далеком расстоянии, сверхъестественная способность предвидеть будущие события.

И вот как-то ночью ребенок одного из этих моряков внезапно проснулся и крикнул: «Папа умер в море!» малютку успокоили, но он снова проснулся и завопил: «Папа утонул!». Действительно, спустя месяц узнали о смерти отца, смытого волной с палубы (Г. Мопассан, Магнетизм).

Ср. парапсихология.

ЯСНОСТЬ РЕЧИ

ЯСНОСТЬ РЕЧИ - логичность, четкость, последовательность высказываний. Положительное коммуникативное явление. Ясность речи может намеренно искусно устраняться в определенных случаях. См. дипломатичность речи.

ЯСПЕРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯСПЕРСА ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ЯСПЕРСА ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - прогредиентное течение заболевания, симптоматика которого не связана с преморбидными личностными качествами.

ЯСПЕРСА ТРИАДА

ЯСПЕРСА ТРИАДА (предложена в качестве диагностического критерия в 1913 немецким психиатром K. Jaspers, 1888-1969) - характерное сочетание признаков реактивной депрессии: обязательное наличие психотравмы, отражение ее в клинической картине, исчезновение депрессии при устранении психотравмы.

ЯСПЕРСА ТРИАДА КРИТЕРИЕВ РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

ЯСПЕРСА ТРИАДА КРИТЕРИЕВ РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ - главные признаки реактивного (вызванного психотравмирующей ситуацией или так воспринятой пациентом некоей ситуацией) психического расстройства, по К.Ясперсу (1913), таковы: 1. основной и обычно непосредственной причиной расстройства является психотравмирующая ситуация; 2. содержание болезненных переживаний психологически понятно, то есть оно целиком определяется данной ситуаций или, точнее, её представлением в сознании пациента; 3. выздоровление наступает после того, как психическая травма устраняется или преодолевается пациентом. Указанные критерии имеют относительное значение. Известно, во-первых, что существует возможность отставленного развития психогенного расстройства, то есть некоторое время спустя после психической травмы (Ганнушкин, 1933; Шевалёв, 1935). Во-вторых, психологически понятные связи расстройства и психотравмирующей ситуации могут быть и при других заболеваниях (например, при депрессии, особенно в начале заболевания). Нередко, в третьих, реактивное состояние является лишь маской начавшегося психического заболевания, без которого психическая травма не имела бы достаточной патогенной силы. Симптомы реактивного состояния, как правило, позже сменяются проявлениями основной болезни. В четвёртых, окончание психотравмирующей ситуации отнюдь не всегда приводит к выздоровлению. Например, острая реакция на стресс нередко имеет длительное продолжение в виде ПТСР в силу в том числе и физиологических нарушений. Кроме того, само понятие «психологически понятные связи» весьма уязвимо с логической точки зрения (если, например, это связи типа «мне эта связь понятна, значит, в качестве таковой она существует на самом деле и понятна всем другим»), оно даёт серьёзный повод для критики объективности некоторых положений клинической психиатрии, особенно со стороны сторонников антипсихиатрического движения и теории навешивания ярлыков.

ЯСПЕРСА ТРИАДА ПРИЗНАКОВ БРЕДА

ЯСПЕРСА ТРИАДА ПРИЗНАКОВ БРЕДА - типичные признаки бредовой идеи, по К.Ясперсу (1913): 1. субъективная уверенность пациента в адекватности содержания бредовой идеи; 2. недоступность коррекции бредовой идеи ни путём переубеждения, ни посредством суггестии; 3. ложность содержания бредовой идеи. К.Ясперс подчёркивает, что указанные признаки являются поверхностными, они не отражают сущности бредового расстройства.

ЯТРОГЕНИИ

ЯТРОГЕНИИ - вид психогенного расстройства, возникающий как следствие неправильного поведения медицинских работников (неосторожные высказывания или действия, научно-популярные лекции, построенные в пессимистическом плане и т. п.). Предполагают, что любое соприкосновение человека с медицинской сферой может быть чревато ятрогенией, если человек к ней предрасположен. Поэтому истинные причины ятрогении коренятся как в поведении медицинского работника, так и в личности больного. Отсутствие доверительных отношений с пациентом, пренебрежение психическими компонентами любой медицинской процедуры или своих рекомендаций, способствуют появлению ятрогенного заболевания. Иной раз важна даже не информация, которую врач сообщает больному и которая могла бы вызвать ятрогению, а тон, каким эта информация была сказана. Группу риска составляют женщины, лица переходных возрастов (подростки и лица в периоде климакса), а также люди пожилого возраста, ожидающие появление у себя «неизбежных старческих изменений». Существующие тенденции к увеличению лиц пожилого возраста и росту неврозов делают проблему ятрогенных заболеваний все более актуальной.

Ятрогении чаще всего проявляются невротическими реакциями и выражаются в форме различных вариантов вегетативной дисфункции. Особую осторожность надо проявлять при оказании медицинской помощи самим медработникам, у которых ятрогении относительно часты, а их лечение представляет трудности в связи с нередко повышенной устойчивостью к психотерапии.

Основной метод лечения - психотерапия, при необходимости дополняемая симптоматическими средствами (транквилизаторы, антидепрессанты); принципы терапии такие же, как при лечении неврозов. Позднее распознавание ятрогении способствует ее затяжному течению и ухудшает прогноз.

ЯТРОГЕНИЯ

ЯТРОГЕНИЯ (греч. iatros - врач genes - порожденный, возникающий). Болезни и патологические состояния, спровоцированные врачами или другими медицинскими работниками путем непроизвольного внушения или проведения неадекватного лечения.

* * *

(греч. iatros - врач, gennao - порождаю) - психическое расстройство, основной причиной развития которого является неадекватное информирование обычно тревожного, чрезмерно впечатлительного и мнительного пациента относительно причины, характера и последствий его болезни со стороны врача (Bumke, Gruhle, Bleuler и др.). Проявляется, в основном, депрессивными и ипохондрическими реакциями, известны отдельные случаи суицидов, будто бы связанные с ними (в частности, связанные с диагностикой неизлечимого заболевания. См. Ипохондрия ятрогенная.

* * *

(от греч. iatros «врач» и gennao «порождаю») - тревожное состояние, возникающее от неосторожных слов врачей, в том числе неправильно, мнимо понятых, истолкованных больным. Так, в рассказе Э. Хемингуэя «Ожидание в течение дня» больной мальчик тяжело переживает, услышав слова врача, о своей температуре, думая, что она чрезвычайно высокая и при ней нельзя выжить; врач, однако, имел в виду температуру тела по Фаренгейту, а мальчик - по Цельсию. Ср. ипохондрия.

ЯТРОПАТИЯ

ЯТРОПАТИЯ (ятро греч. pathos - страдание, болезнь) - физическая патология, вызванная медицинскими манипуляциями (инвазивными методами исследования, терапией, оперативными вмешательствами, прививками), последствия которых не были предусмотрены по халатности, некомпетентности врачей или в силу недостаточного знания. Например, известно около 200 случаев болезни Якоба-Крейцфельдта, возникших у пациентов после введения им препаратов гипофиза животных, больных «коровьим бешенством». Таким образом французские медики лечили детей, которые отставали в росте от своих сверстников. Судом врачи были оправданы, с чем близкие пациентов согласиться так и не смогли. Умысел нанести вред пациенту при ятрогении и ятропатии исключается.

ЯТРОСОМАТОПАТИЯ

ЯТРОСОМАТОПАТИЯ - термин Н. Шипковенского (1963), обозначает ущерб здоровью, причинённый неправильным назначением лекарств и другими медицинскими процедурами. Синоним: Ятропатия.

ЯФФЕ - ЛИХТЕНШТЕЙНА СИНДРОМ

ЯФФЕ - ЛИХТЕНШТЕЙНА СИНДРОМ (описан американскими патологами H. L. Jaffe, 1896-1979, и L. Lichtenstein, 1906-1977; синоним - фиброидная остеодисплазия) - доброкачественная опухоль, развивающаяся из хрящевой ткани. Локализуется преимущественно в зоне метафиза длинных трубчатых костей, в первую очередь, нижних конечностей. Клинические симптомы неспецифичны: медленно увеличивающаяся припухлость, умеренная боль; никогда не вовлекается в процесс близлежащий сустав (в отличие от хондробластомы); большая часть опухоли имеет очень плотную консистенцию, состоит из участков обызвествления и размягчения. Диагноз устанавливают при рентгенологическом исследовании. Лечение оперативное. Прогноз благоприятный, малигнизация опухоли наблюдается крайне редко.

H. L. Jaffe, L. Lichtenstein. Non-osteogenic fibroma of bone. American Journal of Pathology, Philadelphia, 1942; 18: 205.

ЯЧМЕНЬ

ЯЧМЕНЬ - острое гнойное воспаление волосяного мешочка ресницы или тарзальной (мейбомиевой) железы века.

Наблюдается преимущественно у лиц с пониженной сопротивляемостью организма к различного рода инфекции. Нередко ячмень возникает на фоне тонзиллита, воспаления околоносовых пазух, заболеваний зубов, нарушений функции органов желудочно-кишечного тракта, глистных инвазий, фурункулеза, сахарного диабета. Часто сочетается с блефаритом.

В начальной стадии развития процесса на крае века (при воспалении сальной железы на веке со стороны конъюнктивы) появляется болезненная точка. Затем вокруг нее образуется припухлость, отмечаются гиперемия кожи и конъюнктивы. Через 2 - 3 дня в области припухлости обнаруживается желтая «головка», после вскрытия которой выделяются гной и кусочки некротизированной ткани. Ячмень сопровождается отеком век, наиболее выраженным при локализации воспалительного процесса в области их наружной спайки. В ряде случаев наблюдается отек конъюнктивы. Возможно возникновение одновременно нескольких ячменей, которые могут слиться в один. В таких случаях наблюдается ухудшение общего состояния больного, появляется головная боль, повышается температура тела, увеличиваются подчелюстные и околоушные лимфатические узлы. Ячмень нередко носит рецидивирующий характер.

В начале процесса область болезненной точки на веке смачивают 70 % этиловым спиртом 3 - 5 раз в день, что нередко позволяет приостановить дальнейшее развитие заболевания. При развившемся ячмене применяют сульфаниламидные препараты и антибиотики в виде капель и мазей, используют сухое тепло, УВЧ-терапию. При повышении температуры тела и общем недомогании сульфаниламидные препараты и антибиотики назначают также внутрь. В случаях рецидивирующего ячменя показаны витаминотерапия, гипосенсибилизирующие средства, биогенные стимуляторы, аутогемотерапия. Не рекомендуются компрессы, влажные примочки, так как они способствуют местному распространению возбудителей инфекции. Своевременное активное лечение ячменя и сопутствующих заболеваний позволяет избежать развития осложнений.

ЯЩУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница