Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "З" (часть 4, "ЗАК"-"ЗАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 4, "ЗАК"-"ЗАР")

ЗАКС ГАНС

ЗАКС ГАНС (1881-1947) - венский психоаналитик, один из учеников и соратников З. Фрейда. Родился в Вене, был отпрыском раввинов. Получил юридическое образование, проявлял значительный интерес к истории, поэзии, искусству. Заинтересовался психоаналитическими идеями и в течение нескольких лет посещал лекции З. Фрейда в Венском университете. В начале 1910 года познакомился с З. Фрейдом, подарив ему переведенную им на немецкий язык книгу, включавшую в себя некоторые из «Песен казармы» Киплинга.

Весной 1911 года З. Фрейд организовал журнал «Имаго», название которого было предложено Г. Заксом. Посвященный немедицинским аспектам психоанализа данный журнал стал выходить в свет под их редакцией совместно с О. Ранком (первый номер журнала вышел в 1912 г.). В сентябре 1911 года после завершения III Международного психоаналитического конгресса в Веймаре (Германия) Г. Закс (вместе с Э. Джонсом) посетил сестру Ф. Ницше, которой он рассказал о сходстве между некоторыми идеями З. Фрейда и немецкого философа. В 1913 г. Г. Закс стал членом тайного Комитета и был самым остроумным среди них.

В 1918 году из-за туберкулеза был вынужден поехать в Давос, где на протяжении двух лет проходил курс лечения. В 1919 году он решил сменить профессию адвоката и стать практикующим психоаналитиком. Год спустя Г. Закс переехал из Швейцарии в Берлин, чтобы оказать помощь К. Абрахаму в обучении соответствующих специалистов в первом Институте психоанализа. В 1922 году он приехал в Вену и прочитал две лекции по психоанализу перед американскими и английскими студентами, изучающими у З. Фрейда основы психоаналитического учения. Одним из первых Г. Закс стал выступать в качестве обучающего психоаналитика. В 1933 году он эмигрировал в США и сменил в Бостоне Ф. Александера, который переехал на постоянную работу в Чикаго.

Летом 1939 года Г. Закс приехал из США в Англию к своему учителю и другу З. Фрейду, чтобы проститься с ним. Он оказался одним из последних посетителей основателя психоанализа, который ушел из жизни 23 сентября того же года. В 1939 году Г. Закс основал журнал «Американ имаго» и был его издателем до своей кончины, последовавшей в 1947 году в день своего 66-летия.

Г. Закс опубликовал ряд работ, включая «Значение психоанализа в науках о духе» (1913, совместно с О. Ранком), «Фрейд: учитель и друг» (1945), «Маски любви и жизни. Философские основания психоанализа» (1948).

ЗАКСА-ВИТЕБСКОГО РЕАКЦИЯ

ЗАКСА-ВИТЕБСКОГО РЕАКЦИЯ (Sachs, Witebsky, 1938) - ускоренная реакция преципитации для серодиагностики сифилиса. Синоним: Цитохолевая реакция.

ЗАКСА-ГЕОРГИ РЕАКЦИЯ

ЗАКСА-ГЕОРГИ РЕАКЦИЯ (Sachs, Georgy) - один из ранних методов серодиагностики сифилиса с цитохолевым антигеном малой концентрации.

ЗАЛАДИТЬ

ЗАЛАДИТЬ - упорно говорить одно и то же. Производит очень дурное впечатление. Нельзя этого допускать. Например, в прошлом при приеме в компартию одного из принимаемых спросили: «А почему вы раньше не вступили в партию?» Тот ответил что-то вроде, что до этого, наверное, еще не дозрел. Тогда тот же человек спросил снова: «Нет, вы все-таки скажите нам честно: почему вы до сих пор не вступили в партию?!!» Спустя некоторое время он же сказал: «А я знаю, почему вы до сих пор не вступили в партию! Потому что вы часто меняли место работы, и у вас не было такой возможности». Ср. прибаутку: Заладила сорока Якова одно про всякого.

ЗАЛАМЫВАТЬ ЦЕНУ

См. запрашивать.

ЗАЛЕВСКИЙ

Генрих Васильевич (р. 1938) - российский психолог, специалист по проблемам психологии личности и охраны психического здоровья учащихся. Д-р психологических наук (1990), профессор (1991), засл. деятель науки РФ (1997), чл.-кор. РАО (1992). Окончил фак-т иностранных языков Иркутского государственного педагогического ин-та (1966). Учился в аспирантуре при кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина, которую окончил, защитив канд. дис. (1971) на тему Психологические особенности ригидности. Работал в качестве старшего преподавателя, доцента, зав. кафедрой психологии в Иркутском и Тернопольском государственных педагогических ин-тах (1971 - 1982), руководил лабораторией патопсихологии в Институте психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения РАМН (1983-1993). Директор Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (1993-1999), зав. кафедрой Томского государственного ун-та (с 1993). Является гл. ред. Сибирского психологического журнала. Сфера научных интересов и практической деятельности 3. касается исследований личности в норме и патологии, фиксированных форм поведения и психической ригидности, современной бихевиорально-когни-тивной психотерапии, ее теории и практики. 3. разработан опросник ригидности и психофизиологический аппаратурный компьютерный комплекс. Исследования направлены на создание моделей медико-психологической службы в традиционных и новых общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Данной проблематике исследований посвящены основные труды: Фиксированные формы поведения, Иркутск, 1976; Генетические и эволюционные проблемы психиатрии , Ярославль, 1985, в соавт.; Теоретические основы психологического и психопатологического исследования, Томск, 1988; Психическая ригидность в норме и патологии, Томск, 1993. СВ. Ильина

ЗАЛКИНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК - лицо, насильственно задерживаемое с целью заставить государство, организацию или др. лиц выполнить определенные требования или обязательства. В ходе межгрупповых или международных конфликтов З. - граждане одной из противоборствующих сторон из числа мирных жителей, военнопленных, раненых или больных, противоправно задерживаемые противником, чтобы обеспечить выполнение его требований.

ЗАЛП

ЗАЛП (лат. salve - здравствуй, будь здоров) - синхронизированный запуск ряда нервных импульсов. Например, мощный разpяд нервного потенциала из эпилептического очага.

ЗАЛЬЦМАНА ДИСТРОФИЯ РОГОВИЦЫ

ЗАЛЬЦМАНА ДИСТРОФИЯ РОГОВИЦЫ (синдром описан в 1916 немецким офтальмологом M. Salzmann, 1862-1954; синоним - бугорковая дегенерация роговицы) - невоспалительное, медленно прогрессирующее заболевание аллергической природы, наблюдающееся преимущественно у женщин, перенесших фликтенулезный кератит: в поверхностном слое роговицы возникают от 1 до 8 голубовато-белого цвета бугорков вначале пролиферативного, а затем дегенеративного характера; какие-либо симптомы раздражения отсутствуют, единственная жалоба - снижение остроты зрения; поражение одностороннее.

M. Salzmann. Uber eine Abart der Knotchenformigen Hornhautdystrophie. Z Augenheilkd, 1925; 57: 92-99.

ЗАМАНИВАНИЕ

ЗАМАНИВАНИЕ - манипулятивный приём заручиться согласием. В начале формулируется просьба, которая обычно легко выполняется. За ней следуют другие, со всё более возрастающим запросом, на которые объект манипуляции отвечает согласием с большей вероятностью, чем если бы они формулировались в самом начале.

ЗАМЕДЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

ЗАМЕДЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ - нарушение темпа мышления в сторону его уменьшения. Проявляется как замедление темпа мыслительной деятельности (во время депрессивной фазы при МДП) или как тугоподвижность, ригидность (при эпилепсии).

ЗАМЕНА СИМПТОМОВ

ЗАМЕНА СИМПТОМОВ - появление вместо исчезнувшего нового симптома в ходе терапии. Явление, считающееся типичным для истерии. Пациент, не стремящийся к выздоровлению, таким образом адаптируется к ситуации лечения: на уровне сознания он поддаётся терапии и уилиями своей устраняет хотя бы внешние проявления симптома, сотрудничая с психотерапевтом, но подсознательно он стремится остаться больным, вследствие чего продолжает упорно продуцировать новые признкаки желаемой болезни.

ЗАМЕЧАНИЕ

ЗАМЕЧАНИЕ - критическое высказывание в адрес собеседника или присутствующего. Для этого должна быть серьезная необходимость. Плохо, когда делается несколько замечаний подряд. Не надо делать замечаний по пустякам или, наоборот, по слишком сложным вопросам (о состоянии опьянения, о недостаточности культуры); если возможно, лучше делать замечания добродушным, мягким тоном, в виде шутки, доброго, доверительного совета или не слишком явного намека. Лучше воспринимаются замечания, делаемые не на публике, без свидетелей. Юноши и девушки, получив замечание, должны вести себя сдержанно. Женщинам лучше не делать никаких замечаний: это почти всегда вызывает болезненную реакцию. Ср. экивоки.

ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО

ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО - смущение, недоумение, беспокойство и растерянность от недоумения. Ср. выражение смешаться. Возможное проявление - теребление вещей, находящихся под рукой. Ср. ситуацию в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (замешательство следователя Порфирия в конце сцены допроса Раскольникова).

Уста их слились в беззвучном и долгом поцелуе. Закрыв глаза, оба пили дыхание друг друга. А когда наконец открыли глаза, то в замешательстве увидели, что Флора, бесшумно проскользнувшая в дверь, стоит рядом и смотрит на них (Э. Золя, Человек-зверь).

Офицер Бойко достал из ящика два пистолета: один подали фон Корену, другой Лаевскому, и затем произошло замешательство… Оказалось, что из всех присутствовавших ни один не был на дуэли ни разу в жизни и никто не знал точно, как нужно становиться и что должны делать секунданты (А. Чехов, Дуэль).

ЗАМЕЩАЮЩАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ

ЗАМЕЩАЮЩАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ - значимость объекта, который стал по каким-то причинам замещать в сознании индивида недостижимый объект. Ср. ситуацию в рассказе А. Новикова-Прибоя «Рассказ боцманмата», когда герой рассказа был резко отвергнут любимой девушкой, спасенной им, но оказавшейся недоступной для него, и, полюбив другую, простую девушку, женился на ней и был счастлив.

Ср. ситуацию в кинофильме «Шербургские зонтики». Ср. описание плохого действия замещающей валентности:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня очей твоих блистанье…

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои черты вникая долгим взором,

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие…

(М. Лермонтов, Нет, не тебя так пылко я люблю)

ЗАМЕЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТА

ЗАМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТА - перенесение чувства с одного объекта на другой. Индивид сознательно отвергается, но бессознательно он остается источником чувства, и эти эмоции чувствуются и переносятся на другую личность как возбудителя вместо другого (будто бы возбудителя) - любовь или ненависть. Это связано с амбивалентностью, проявляется, например, в браках «назло». Ср. замещающая валентность.

ЗАМЕЩЕНИЕ (СУБЛИМАЦИЯ)

ЗАМЕЩЕНИЕ (СУБЛИМАЦИЯ) - один из психологических защитных механизмов, представляющий собой Бессознательную замену одного, достаточно Привлекательного, но не достижимого объекта, другим, достижимым, но менее привлекательным. Замещение-это также замена более желательного вида деятельности на менее желательный, но доступный. При этом человек, совершающий замещение, склонен завышать ценность избранного доступного объекта или деятельности и одновременно занижать ценность того, от чего ему пришлось отказаться.

ЗАМЕЩЕНИЕ (ТЕРМИН ПСИХОАНАЛИЗА)

ЗАМЕЩЕНИЕ (ТЕРМИН ПСИХОАНАЛИЗА) -

защитный механизм от угрозы разрушения, целостности "Я" личности, от психического перенапряжения заключающийся в спонтанном изменении объекта актуализированной потребности (например, агрессия, раздражительность по отношению к начальнику может вымещаться на членах семьи и т.д.) или в видоизменении, трансформации самой потребности (например, мотивы поступления в технический вуз могут заместиться после неудачи на мотивы поступления в гуманитарный вуз или же на отказ от получения высшего образования вообще). З. может проявляться и в изменении чувств, мотивов, отношений личности на противоположные (любовь, не нашедшая ответа, может превратиться в ненависть; неудовлетворенная сексуальная потребность в агрессию и т.д.). В процессе з. происходит трансформация, перевод активности, энергии из одного вида деятельности в другой, сопровождаемый катарсисом.

ЗАМЕЩЕНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ЗАМЕЩЕНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - механизм психологической защиты (см. "Защита психологическая"), действующий бессознательно, при котором недосягаемая или неприемлемая цель, эмоция или какой-либо объект замещаются более приемлемыми.

При этом та или иная потребность удовлетворяется путем переноса активности субъекта с неприемлемого объекта на приемлемый. Так, ненависть, негативные чувства к господствующей нации подменяются у представителей малых наций и народностей критикой своих вождей за недостаточно эффективную борьбу в интересах национальной независимости и др.

ЗАМЕЩЕНИЯ ГИПОТЕЗА

ЗАМЕЩЕНИЯ ГИПОТЕЗА - предположение о том, что один симптом, если лечить его поверхностно, то есть не воздействуя на причину расстройства, может смениться другим, подобным симптомом. Частое возражение психодинамически ориентированных клиницистов в адрес бихевиоральной и когнитивно-поведенческой терапии.

ЗАМКА И КЛЮЧА МОДЕЛЬ

ЗАМКА И КЛЮЧА МОДЕЛЬ - гипотеза о том, что нейромедиатор воздействует только на такие рецепторы постсинаптической мембраны, которые подходят для конкретной молекулы как замок подходит к ключу.

ЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА

ЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА - система, фактическая или теоретическая, которая ограждена от других систем и действует или мыслится как действующая аутохтонно, независимо от воздействий извне. В психопатологии это, например, бредовая структура, функционирующая автономно от сознательных процессов.

ЗАМКНУТОСТЬ

ЗАМКНУТОСТЬ (общеславянск., от замъкнути - запереть) - патологическое отсутствие потребности общаться, болезненная склонность к самоизоляции. Свойственна личностям с аутистическим расстройством личности. Ср: Закрытость.

ЗАМОЛВИТЬ СЛОВО

ЗАМОЛВИТЬ СЛОВО - сказать что-либо в пользу кого-либо (заступаясь, рекомендуя принять на работу и др.). Целесообразно при этом использовать аргумент к человеку (к жалости), аргумент к пользе, представить соответствующее лицо в положительном свете. Лучше такой разговор вести наедине, без свидетелей.

ЗАМОРАЖИВАНИЕ КОНФЛИКТА

ЗАМОРАЖИВАНИЕ КОНФЛИКТА - один из консервативных методов управления конфликтом, который заключается в обеспечении прекращения конфликтных действий участников без каких-л. уступок с обеих сторон. З. к. может предприниматься для обсуждения вариантов его продуктивного разрешения или же в случае, если оппонирующие стороны сталкиваются с внешней угрозой и вынуждены превратиться из противников во временных союзников, не отказываясь при этом от своих притязаний друг к другу.

* * *

отсрочка конфликта, Отказ его участников от открытой борьбы при сохранении основного противоречия между ними.

ЗАНГВИЛЛА СИНДРОМ

ЗАНГВИЛЛА СИНДРОМ - апрактоагнозия (см.).

ЗАНИМАТЬ РАЗГОВОРОМ

ЗАНИМАТЬ РАЗГОВОРОМ - развлекать гостей интересной беседой. В частности, это должен делать мужчина, находясь в обществе дамы в ситуации отдыха (в гостях, в парке и т. п.), а также юноша в отношении девушки. Продолжительное молчание в таком случае - следствие коммуникативных недостатков кавалера. Необходимо найти подходящие темы для разговора, которые могли бы быть интересны для дамы - о текущих событиях в той или иной сфере искусства, об общих знакомых, о посещенных зарубежных странах и др.

- Наконец хозяин, видя, что время занять гостей приятною беседою, оборотился и спросил: «А где же Екимовна [шутиха в боярском доме]? Позвать ее сюда» (А. Пушкин, Арап Петра Великого).

ЗАНКОВ

Леонид Владимирович (1901 - 1977) - российский психолог, дефектолог, педагог, ученик и последователь Л. С. Выготского. Д-р педагогических наук (1943). Д. чл. АПН РСФСР (1955). Окончил фак-т общественных наук Московского ун-та (1925). С 1918 г. работал учителем сельской школы, воспитателем, затем - заведующим детской сельскохозяйственной колонией в Тамбовской области (1919- 1922). С 1929 по 1951 г. работал в психологической лаборатории Института дефектологии АПН РСФСР, где в 1941 г. защитил докт. дис: Психология воспроизведения . С 1944 по 1947 г. -директор института. С 1951 по 1977 г. работал в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (в 1951-1955 гг. - зам. директора по науке, с 1955 г. - зав. лабораторией экспериментальной дидактики). Наряду с научной занимался преподавательской работой, возглавлял кафедру дефектологии МГПУ им. В.И. Ленина. Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития. Одним из первых стал употреблять этот термин по отношению к тем детям, которых было принято называть умственно отсталыми, подчеркивая тем самым качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во вспомогательной школе не должно быть цензовым, т.е. приравниваться к классам обычной школы. В соответствие со взглядами Л.С. Выготского рассматривал проблему взаимоотношения обучения и развития. Разрабатывал систему начального обучения, направленную на повышение качества усвоения знаний и разностороннее развитие ребенка. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно 3., - повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс. Во время ВОВ занимался вопросами восстановления функций у раненых. В 1940-е гг. изучал проблемы психологии памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания. Автор трудов: Очерки психологии умственно отсталого ребенка, М., 1935; Память школьника, ее психология и педагогика, М., 1944; Память, М., 1949; Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении , М., 1958, ред.; О предмете и методах дидактических исследований, М., 1962; Дидактика и жизнь, М., 1968 и др. Л.А. Карпенко, И.Е. Сироткина

ЗАНОСЧИВОСТЬ

ЗАНОСЧИВОСТЬ - горделивость, склонность легко забываться, ставить себя выше других, преувеличенно оценивать свои качества и недооценивать чужие. Может быть следствием успеха или благополучия, каких-л. преимуществ перед партнерами по общению. Типичная реакция - досада, осуждение, презрение.

Г-на Полевого нельзя упрекнуть в низком подобострастии пред знатными, напротив, мы готовы обвинить его в юношеской заносчивости, не уважающей ни лет, ни звания (А. Пушкин, Дневники).

Не многим известна стихотворная перепалка его [Ломоносова] с Дмитрием Сеченовым по случаю Гимна бороде. Она может дать понятие о заносчивости поэта (А. Пушкин).

Смирение - подражание Христу, а превозношение, вольномыслие и бесстыдство - подражание диаволу (Исихий).

Ср. задор, самонадеянность.

ЗАНОСЧИВЫЙ ТОН

Нарушение культуры общения. Может быть обусловлен желанием показать свою значительность, быть выражением обиды, возмущения, быть результатом чванливости. В любом случае от заносчивости лучше воздержаться, заменив ее сухостью или строгостью тона, ироничностью или подчеркнутой вежливостью.

- Полевого нельзя упрекнуть в низком подобострастии пред знатными, напротив; мы готовы обвинить его в юношеской заносчивости не уважающей ни лет ни звания (А. Пушкин, Заметка в журнале).

ЗАНУДЛИВОСТЬ

ЗАНУДЛИВОСТЬ - надоедливость, вызывающая скуку. Отрицательное коммуникативное качество, не осознаваемое субъектом. Производит скуку и раздражение и снижает эффективность речевого общения. Однако это качество субъект должен осознавать по его характерным проявлениям (допускаемые длинноты в рассуждениях, манера «начинать от Адама», сообщая о чем-то, нравоучительность, банальные фразы, пустословие, длинные отклонения от темы и возвращения к ней) и искоренять в себе.

ЗАНЯТИЙ ИЕРАРХИЯ

ЗАНЯТИЙ ИЕРАРХИЯ (греч. hieros - священный, arche - власть) - любое ранжирование занятий по степени их важности для индивида или согласно набору определённых критериев. Наиболее часто используются такие критерии: а) требования к интеллекту, квалификации, уровню образования, подготовки, необходимых для успешного выполнения какого-либо занятия; б) социально-оценочные, такие, как престиж, социальный статус, ассоциируемые с любым из занятий; в) индивидуально-психологические, отражающие актуальную для индивида иерархию потребностей и ценностей существования; г) в психопатологии - иерархия поведенческих моделей, преобладающая из которых определяется характером доминирующего психического расстройства, оказывающего наибольшее воздействие на мотивацию и поведение пациента, нежели воздействия со стороны других расстройств.

ЗАОСТРЕНИЕ

ЗАОСТРЕНИЕ - стремление индивида представлять события, ситуацию и др. так, что какие-то детали, моменты подчеркиваются и усиливаются. Это мы найдем, например, в речи обвинителя в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Ср. сглаживание.

ЗАПАД

ЗАПАД - термин, широко используемый в социальной философии и культурологии для обозначения специфической цивилизации, фундаментом которой является романо-германская культура.

Специалисты обычно выделяют четыре основных начала для его характеристики: византийское христианство, германское рыцарство, эллинская эстетика и философия, римская муниципальность (городское начало). В различных взаимоотношениях этих начал на протяжении длительного времени оформились специфические мировоззренческие и социально-психологические установки западной цивилизации: в области христианской религии - забота о всеобщем практическом благе, в области морали - идея одинаковых личных прав каждого, а в области государственного устройства -ориентация на демократию, экономическое, умственное, половое равенство.

ЗАПАДАНИЕ ЯЗЫКА

ЗАПАДАНИЕ ЯЗЫКА - Смещение языка к задней стенке глотки, создающее препятствие для поступления воздуха в гортань. Может возникать при эпилептическом припадке, в коматозном состоянии, во время пребывания под наркозом.

ЗАПАДНИЧЕСТВО

ЗАПАДНИЧЕСТВО - направление в русской общественной мысли (сер. XIX в.), представители которого: выступали за развитие России по западноевропейскому пути; критиковали официальную теорию народности, крепостничества, самодержавия; выдвигали проекты освобождения крестьян с землей.

Представителями 3. были виднейшие деятели русской науки и культуры: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.

ЗАПАДНОГО НИЛА ЛИХОРАДКА

ЗАПАДНОГО НИЛА ЛИХОРАДКА (возбудитель заболевания впервые выделен в 1937 от лихорадящей женщины в районе Западного Нила, в Уганде; синоним - энцефалит Западного Нила) - острая инфекционная болезнь, вызываемая арбовирусом. До выделения возбудителя болезнь была известна под другими названиями (например, во Франции - «утиная лихорадка»), ареал ее распространения оказался значительным (Африка, Евразия, включая Поволжье). В конце XX - начале XXI в. стали регистрироваться крупные вспышки (до 3000 человек), значительно утяжелилась клиническая картина, болезнь распространилась на территории США и Южной Америки. Источник возбудителя - птицы, переносчик - комары. Может протекать в виде гриппоподобных заболеваний, а также с поражением центральной нервной системы. Основные проявления: лихорадка, головная боль, боли в мышцах, в тяжелых случаях картина менингита, менингоэнцефалита. Летальность до 5 %. Лечение симптоматическое. Профилактика направлена на борьбу с комарами и защиту от их укусов.

K. C. Smithburn, T. P. Hughes, A. W. Burke, J. H. Paul. A neurotropic virus isolated from the blood of a native of Uganda. [The] American journal of tropical medicine and hygiene, 1940; 20: 471-492.

ЗАПАЛЬЧИВОСТЬ

ЗАПАЛЬЧИВОСТЬ - склонность к раздражению, гневу, вспыльчивость.

Я мог быть обвинен в излишней запальчивости, а не в ослушании (А. Пушкин, Капитанская дочка).

«Покорно благодарю за заботливость, - подхватил запальчиво Литвинов, - только я вовсе не нуждаюсь в ней…» (И. Тургенев, Дым).

ЗАПАХИ ВОЗБУЖДАЮЩИЕ

ЗАПАХИ ВОЗБУЖДАЮЩИЕ - запахи, которые, по общественному мнению или мнению исследователей, способны стимулировать интимные чувства, внимание со стороны противоположного пола. Считается, что на мужчин возбуждающе действуют запахи гвоздики, мускуса, а на женщин - резеды, жасмина, фиалки, розы. Не следует забывать, что вкусы, особенно в этой сфере, могут расходиться. Самый естественный возбуждающий запах - запах здорового, чистого тела.

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (ИМПРИТИНГ)

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (ИМПРИТИНГ) -

(от англ. impriting - запечатлевать) - специфическая форма научения, процесс фиксации определенной информации в памяти; врожденная фиксация в памяти животных отличительных признаков обьектов, некоторых поведенческих актов.

ЗАПИРАТЕЛЬСТВО

ЗАПИРАТЕЛЬСТВО - упорный отказ признать свою вину (будучи виновным). Отрицательное коммуникативное явление. Производит впечатление «детскости» поведения. В речи субъекта не хватает доказательств своей непричастности, невиновности. Если субъект, совершивший не слишком серьезный проступок, имеет основание думать, что никто не верит в его невиновность, лучше признаться и извиниться.

ЗАПОЗДАЛОЙ РЕАКТИВНОСТИ ФЕНОМЕН

ЗАПОЗДАЛОЙ РЕАКТИВНОСТИ ФЕНОМЕН - отставленная реакция индивида на психотравмирующее событие. Задержка реакции может длиться недели и месяцы (максимум, как считается, до полугода), в это время происходит подспудная переработка впечатлений, осознание их значения, смысла, не сразу являющихся очевидными последствий и только затем появляется симптоматика расстройства (посттравматическое стрессовое расстройство или, что более вероятно, нарушение приспособительных реакций). Повторимся, что пациенты реагируют не на само психотравмирующее событие, как таковое, а на своё собственное его представление, отчего психологически понятные связи между событием и ответной реакцией организма нередко являются не слишком очевидными или бывают относительными (по интенсивности, качеству, длительности).

ЗАПОЛНИТЕЛИ ПАУЗ (СЛОВА-ПАРАЗИТЫ)

Заполнители пауз присутствуют в речи, если говорящий затрудняется в выборе слова или не решается высказать какую-то мысль. Заполнители пауз - это вставки в речь, но в отличие от характеризаторов (см.) вполне языковые, фонетические. Это определенные слова или стандартные звуки речи, которые как бы устраняют вынужденную и нежелательную паузу в речи: - э-э-…, -м-м-м-…, как это?… это…, вот…, так сказать… и др. Это вопрос… - м-м-м-…спорный, Ваше поведение… - э-э-э-… неадекватное. Ср. выражения жать и мэкать. Синонимом к термину заполнители пауз является тоже, по существу, терминологическое, хотя и стилистически окрашенное выражение слова-паразиты.

Если в чьей-то речи через малые ее промежутки все время мелькают заполнители пауз (Я, значит, прошел в подвал, а там, значит, сидит компания, подростки, и играют, значит, в карты), это внушает мысль, что человек или малообразованный, или почему-то очень взволнован.

ЗАПОМИНАНИЕ

ЗАПОМИНАНИЕ - фиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти, в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным (произвольным, намеренным) и имплицитным (непроизвольным). Методы изучения запоминания соответствуют тому, какой именно вид или форма памяти изучаются.

* * *

Запечатлевание в памяти образов, предметов, явлений, мыслей, информации. Может быть произвольным и непроизвольным.

* * *

обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. - важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З.

* * *

один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе 3. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей. В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное и непроизвольное, механическое и осмысленное, непосредственное и опосредованное 3. Основное различие непроизвольного и произвольного 3. состоит в том, что первое происходит без специально поставленной цели, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала и применения каких-либо приемов. При произвольном запоминании человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить какой-то материал. Поэтому произвольное запоминание является специальным мнемическим действием. Противопоставление механического и осмысленного 3. основывается на его рассмотрении в связи с процессами понимания. Установлено превосходство осмысленного 3. перед механическим заучиванием, не опирающимся на понимание. В противоположность непосредственному 3., предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное 3. характеризуется сознательным использованием вспомогательных средств для 3., поэтому оно является более совершенным, чем непосредственное. Важное значение при опосредствованном 3. принадлежит использованию приемов мнемотехники. На процесс 3. влияет ряд факторов, среди которых основными являются: 1) особенности самого материала, подлежащего 3.; чем более осмысленной и значимой является для субъекта информация, тем лучше она запоминается: 2) контекст, в котором находится запоминаемый материал: 3. осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его заучивания; 3) повторение: оно позволяет увеличивать время обработки поступающего в память материала.

ЗАПОРОЖЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПРАШИВАТЬ

ЗАПРАШИВАТЬ - просить слишком дорого за продаваемое. Отрицательное коммуникативное явление, выдающее порок алчноети, сребролюбия. Если это очевидно для покупателя, можно сделать попытку убедить продающего снизить цену («Это чересчур дорого!»), но несолидно долго торговаться.

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЛЬНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЛЬНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ -

форма коркового торможения, разновидность безусловного торможения возникающая в клетках головного мозга при чрезмерном увеличении силы, длительности или частоты возбуждения соответствующих корковых структур. З.т. развивается при углублении парабиоза нервных клеток, превышении предела их работоспособности, функциональной подвижности (лабильности); в биологическом плане играет охранительную роль.

ЗАПРЕЩАТЬ

При запрещении делать что-либо целесообразно мотивировать запрещение, кратко разъяснив возможные отрицательные последствия какого-то поступка. Не следует злоупотреблять запрещениями: запрещать очень многое, произносить запрещения очень часто, запрещать то, что очень желательно и что не несет большого вреда, ущерба. Сообразуйте ваше запрещение с вашей личностью: если вы не имеете достаточного авторитета, ваше запрещение, скорее всего, не подействует и поэтому следует быть мягче в этом отношении.

ЗАПРУДСКИЙ ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЗАПРУДСКИЙ ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - доктор философских наук, профессор. В 1992 г. в Ростовском государственном университете защитил докторскую диссертацию по теме: Социальный конфликт (политологический анализ)» Специальность: 09.00.10 - философия политики. Им доказано, что причинная обусловленность социальных конфликтов в обществе многомерна. Политическая философия, рассматривающая социальные конфликты как следствие несовершенной организации общества, впадает в иллюзию возможности преодоления социальных конфликтов на основе политического преобразования общественных отношений. Совершенствование общественных отношений представляет собой процесс совершенствования конфликтных отношений. Состояние социальной конфликтности имманентно процессу общественного развития и присутствует в условиях любого образования. Обосновал, что феномены политики и социального конфликта связаны генетически и функционально. Они взаимопроникают друг в друга. Институты политики предполагают конфликтность, а крупные социальные конфликты требуют политических средств решения. Формы проявления конфликтности в обществе зависят от особенностей материальной и духовной культуры общества, исторических и политических традиций, норм организации общественной и политической жизни. Методы предупреждения и регулирования конфликтов дают эффект в том случае, когда они учитывают особенности общественной среды, в которой происходят.

ЗАПУГИВАТЬ

Можно запугивать прямыми угрозами расправы, организовать большую неприятность (ср. шантажировать) или умело подаваемой информацией (например, при агитации: если будет избран мэром города такой-то кандидат, то он приостановит строительство начатых жилых домов как незаконное, что тяжело ударит по интересам многих дольщиков). Последнего рода запугивание нередко строится на преувеличении или на лжи.

ЗАПУСК

ЗАПУСК - 1. вообще - процесс представления события, подготавливающий организм к функционированию; 2. в бихевиоризме - предоставление животному определённого опыта, который повышает его чувствительность к более широкому диапазону стимулов; 3. в когнитивной психологии - активация определённых блоков памяти каким-либо стимулом. Например, слово «река» запускает одно значение слова - «коса», а слово «причёска» - совсем другое. Этот процесс нередко происходит помимо сознания, так что индивид не может позднее вспомнить, почему он понял что-то именно так, а не иначе; 4. в психопатологии - а) активизация болезненного процесса неким фактором, который сам по себе патогенным может и не быть. Например, манифестация ранее скрыто протекавшей шизофрении, толчком к которому послужила острая эмоциональная реакция; б) начало болезни, инициированное случайным событием, но оказавшее адресованным определённому патогенетическому звену патологического процесса. Синонимы: Провокация, Провоцирование.

ЗАПУСК ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

ЗАПУСК ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - 1. в когнитивной психологии - процесс, обратный запуску в значении 3. Например, индивид во время эксперимента медленнее и менее точно реагирует на тот стимул, который ранее ему предписывалось игнорировать; 2. в психопатологии - замедляющее начало болезни или задерживающее её манифестирование воздействие под влиянием неких вроде бы случайных обстоятельств.

ЗАПУСТИТЬ ШПИЛЬКУ

См. уколоть словом.

ЗАР

ЗАР - культурно-специфический синдром с такими диссоциативными симптомами, как пение, плач, крик, битьё головой о стену. Некоторые местные жители (Северная Африка, Средний Восток) считают, что пациентом в это время овладевает дух, с которым тот может поддерживать тесную и длительную связь. См. Культурно определяемый синдром.

ЗАРАЖЕНИЕ

ЗАРАЖЕНИЕ - психологический механизм бессознательной (невольной) подверженности индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.

* * *

психологическое понятие, обозначающее прямую, непосредственную передачу от человека к человеку каких-либо образов, мыслей, чувств, а также побуждений и действий без разъяснения их смысла и логического обоснования.

ЗАРАЖЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)

ЗАРАЖЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ) -

процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы сигнальной системы, то есть без решающего смыслового влияния (знакового, вербального и др.).

ЗАРАЖЕНИЕ, ИНДУКЦИЯ

ЗАРАЖЕНИЕ, ИНДУКЦИЯ - реакция собеседника на поведение партнера по общению в виде уподобления ему: один собеседник говорит на повышенных тонах, и другой следует его примеру, один иронизирует - и другой подхватывает эту манеру и т. п. Следует воздерживаться от этого.

ЗАРАЖЕНИЕ ОБОЮДНОЕ

ЗАРАЖЕНИЕ ОБОЮДНОЕ - см. Индукция взаимная.

ЗАРАЖЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ (ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ)

ЗАРАЖЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ (ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) - распространение любой деятельности или настроения в группе людей. Например, обморок одного ребёнка при вскрытии животного на уроке биологии может повлечь обморок у других детей, на которых зрелище обморока оказало болезненно острое впечатление. Возникает, повидимому, у особо ранимых детей, то есть по механизмам, связанным с самовнушением. Впервые описано при массовых индуцированных психозах, ставших известными уже в Средние века..

ЗАРАЖЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ)

ЗАРАЖЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) - распространение настроения в группе, передача эмоционального состояния от одного индивида к другому. Ср. если кто-то покупает какую-то вещь, то стоящие рядом посетители магазина тоже могут ее купить по его примеру, как и знакомые, которым он ее показал. Такой же механизм действует и при распространении любой моды. Ср. если в классе во время урока один ученик отпрашивается в туалет, то следом за ним отпрашиваются и другие.

Общий хохот покрыл его голос. Напрасно он силился досказать историю своего падения: хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичьей, объял весь дом, все вспомнили забавный случай, все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские боги. Только начнут умолкать, кто-нибудь подхватит опять - и пошло писать (И. Гончаров, Обломов).

Так иногда пройдет полчаса, разве кто-нибудь зевнет вслух и перекрестит рот, промолвив: «Господи помилуй!» За ним зевнет сосед, потом следующий, медленно, как будто по команде, отворяет рот, и так далее, заразительная игра воздуха и легких обойдет всех, причем иногда прошибет слеза (там же).

Ср. массовое самоубийство, Вертера синдром.

ЗАРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

ЗАРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ - социально-психологический механизм воздействия, когда психическое состояние и формы поведения одного человека передаются др. Осуществляется в основном с опорой на бессознательную и подсознательную сферу психики. В ходе З. п. происходит передача разного рода психических состояний - паники, тревоги, азарта, экстаза, радости, смелости и т. д., которые бесконтрольно воспринимаются и воспроизводятся в ситуации непосредственного общения. Влияние З. п. на массовое поведение очень значительно в ходе восстаний, бунтов, революций и др. социальных конфликтов. Нередко З. п. используется в религиозных ритуалах.

ЗАРАТУШТРА (ЗАРАТУСТРА)

ЗАРАТУШТРА (ЗАРАТУСТРА) - пророк, основатель зороастризма (ок. 6 в. до н.э.). Оставил после себя древнейшую часть Авесты - собрания священных книг древнеиранских племён, где проповедуется триада благих мыслей, слов и поступков. Заратустра - иранское имя пророка, Зоротастр - греческое. Ф.Ницше в своих текстах «Так говорил Заратустра» (1883-1885) пытался формулировать жизнеспособную идеологию грядущего времени по образцу учения Заратуштры, предчувствуя, что прежняя и настоящая ему Европа переживают глубокий духовный кризис.

ЗАРЕКАТЬСЯ

ЗАРЕКАТЬСЯ - давать зарок не делать что-либо. Ср., например, заявления: Я никогда не сопьюсь!; Я никогда не брошу жену, с которой прожил столько лет! Такие заявления и суждения серьезный собеседник расценит как легкомысленные, немудрые, делаемые человеком, имеющим недостаточный жизненный опыт. Худа не делай, а зароку не давай (Словарь Даля).

Предыдущая страница Следующая страница