Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЭТОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭТОЛОГИЯ

ЭТОЛОГИЯ (это логия) - 1. исследования этики, в особенности сравнительное изучение этических систем; 2. эмпирическое иследование характера человека; 3. изучение культурных традиций. Все 3 указанные значения ныне используются редко; 4. межотраслевая наука, изучающая поведение животных в их естественной среде обитания (Лоренц, Тинберген, Торп, фон Фриш и др.). Основным методом изучения является наблюдение и анализ образцов поведения биологических видов. Попытки использовать данные этологии применительно к человеку встречаются с интересом преимущественно теми исследователями, которые убеждены в существовании у человека ряда врождённых форм поведения; 5. в психоанализе - наличие отношений между этологией и психоанализом обусловлено: а) возможностью того, что этология обеспечит психоанализ теорией инстинктов, базирующейся на наблюдениях за животными; б) возможностью того, что некоторые из её приёмов окажутся применимыми в изучении младенцев и детей, что позволит проверить психоаналитические гипотезы о развитии младенцев прямым наблюдением. Психоаналитические авторы, которые больше опираются на прямые наблюдения за младенцами, чем на терапевтическую работу, относятся, скорее, к этологам, изучающим человека, чем к собственно психоаналитикам.

* * *

[греч. ethos - привычка, характер, нрав logos - наука, учение] - научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) онтогенез и 4) эволюцию. В центре внимания Э. видоспецифичное (характерное для данного вида животного) поведение в естественных условиях обитания. Основателями Э. являются зоологи К. Лоренц и Н. Тинберген. В развитии выделяют классический период (середина 30-х - середина 50-х гг. XX в.) и современный этап (с конца 50-х гг.). В Э. применяется морфологический подход к поведению, при котором поведение во многих отношениях исследуется по аналогии с тем, как морфология изучает строение тела. Согласно Лоренцу, основу видоспецифического поведения составляют инстинктивные движения или комплексы фиксированных действий (КФД), форма которых является врожденной, генетически закрепленной. Сравнительное исследование поведения у различных видов животных легло в основу этологического изучения эволюции поведения. По аналогии с морфологией Лоренц ввел понятие гомологичного поведения, имеющего общее происхождение и аналогичного, выполняющего сходные функции, но различного происхождения. Лоренц предложил модель инстинктивного поведения, основанную на гипотезе о физиологических механизмах нерефлекторной природы. Основные понятия этой модели, а также гипотеза Лоренца об изначальной координации поведения на уровне центральной нервной системы - все это во многом определило направление исследований Э., которые стремились подтвердить, скорректировать или опровергнуть эту модель. Лоренц также сформулировал концепцию импринтинга (запечатления). Тинберген создал на базе концепции Лоренца модель иерархической организации инстинктивного поведения. В середине 50-х гг. классическая Э. подверглась резкой критике со стороны бихевиористски ориентированных исследователей поведения, которые отрицали существование врожденного, генетически зафиксированного поведения и утверждали, что, несмотря на несомненное влияние наследственности, практически все поведение животных формируется под воздействием внешней среды и научения. Эта критика оказала серьезное влияние на развитие Э. на современном этапе. Постепенно между Э. и американской сравнительной психологией возникли тесные контакты и активный обмен идеями. В современной Э. классическая концепция подверглась значительному пересмотру, видоизменениям и усложнениям. Этологи представляют все видоспецифичное поведение в виде спектра, на одном краю которого находится жестко стереотипное поведение по типу КФД, а на другом - изменчивое поведение, связанное с научением. Хотя в Э. появилась тенденция к резкой критике и даже отказу от ряда идей и понятий, относящихся к классической теории поведения, но другой общей теории, заменяющей классическую, не возникло, а с 80-х гг., на новом уровне знаний, вновь начинает расти интерес к классическим представлениям, которые переосмысляются и усовершенствуются. В современной Э. используются различные экспериментальные методы: изучение животных в природе без вмешательства в их жизнь, а также постановка экспериментов непосредственно в природе; проведение наблюдений и экспериментов в условиях, имитирующих естественную среду; чисто лабораторные исследования, отличительными особенностями которых являются предварительное детальное изучение поведения данного вида животного в естественных условиях и нацеленность на объяснение именно этого естественного видоспецифичного поведения. Одна из самых интенсивно разрабатываемых тем в Э. - социальное поведение и коммуникация междуживотными. Важным феноменом в этой области является ритуализация - эволюционный процесс, в ходе которого поведение, первоначально не связанное с коммуникацией, видоизменяется и превращается в социальные сигналы. В конце 60-х гг. из Э. в отдельную дисциплину выделилась этология человека. В настоящее время существует целый ряд направлений на границе между Э. и другими дисциплинами: нейроэтология, генетика поведения, поведенческая экология (на русском языке термин не устоялся, англ. - behavioral ecology). С 70-х гг. этологи вместе с психологами обратились к изучению психических способностей животных, и начало развиваться новое направление, названное «когнитивной этологией». После появления в середине 70-х гг. социобиологии, нацеленной на изучение социального поведения во всем животном мире, включая человека, и разделявшей с Э. постулат о существовании генетической основы поведения, включая самое сложное, социальное, между Э. и социобиологией возникла конкуренция, но позже установились тесные контакты. Многие этологи склонны рассматривать социобиологию в качестве раздела Э. Е.А. Гороховская

* * *

(от греч. ethos - привычка, характер, нрав, манера вести себя logos - учение) - научная дисциплина, изучающая поведение животных c общебиологических позиций и исследующая его аспекты: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) онтогенез и 4) эволюцию. B центре внимания Э. видоспецифичное (характерное для данного вида животного) поведение в естественных условиях обитания. Основателями Э. являются зоологи К. Лоренц и H. Тинберген. Этологи представляют все видоспецифичное поведение в виде спектра, на одном краю которого находится жестко стереотипное поведение по типу комплексов фиксированных действий, а на др. - изменчивое поведение, связанное с научением. Этологи были первыми учеными, которые использовали социальное взаимодействие животных, в т. ч. такие его важные для конфликтологии виды, как внутривидовую и межвидовую агрессию. В современных условиях все знания о зооконфликтах аккумулирует более молодая наука - социобиология. Хотя в отечественной социобиологии агрессия исследуется главным образом как процесс, а не в виде дискретных конфликтных ситуаций. Термин «зооконфликт» стал использоваться российскими этологами с 2000 г., возможно, под влиянием конфликтологии, в которой данное понятие введено в 1992 г.

В начало словаря