Приглашаем посетить сайт
МЕТОДИКИ ПСИХОТЕРАПИИ
МЕТОДИКИ ПСИХОТЕРАПИИ (psychotherapy techniques) - основными считаются следующие (Пейзер, 2005).
А. Разговор с фокусироваием на интеллекте:
1. свободные ассоциации (см.);
2. анализ сновидений - изучение сюжетов сновидений, в которых, как предполагается, имеется некое скрытое желания, то есть желание, часто связанное с какой-то психотравмирующей ситуацией, имевшей место в прошлом. Скрытое значение сновидений может быть рекомендацией внутреннего Я сознательной личности. Многие сновидения завершаются решением актуальной проблемы;
3. недирективное интервью - пациент получает возможность высказываться обо всём, что представляется ему имеющим значение. Психотерапевт ограничивается повтором или перефразированием его высказываний и описанием выраженных им эмоций. Пациенту предлагается скорректировать или подтвердить правильность его понимания психотерапевтом;
4. воображение - при проведении эйдетической психотерапии или имаготерапии пациенту предлагают мысленно представлять нечто для него важное. Например, унижение при неудаче, а затем гордость в связи с успехом. Потом от него требуется детальное описание эмоций в обоих случаях. Скрытое послание к нему состоит в том, что он может контролировать ситуацию и может сам делать выбор в пользу чувства успеха или чувства неудачи;
5. директивное интервью - пациенту предлагают ответить на фиксированную последовательность вопросов или заполнить опросник;
6. анализ видеозаписей поведения - пациенту предлагается интерпретировать показанный ему видеоматеривал с заранее оговорёнными характеристиками (обычно его собственного поведения);
7. интерпретация - в терапии разрешения конфликтов пациенту предлагают концептуализировать природу конфликта, лежащего в основе его проблемы, а затем найти её решение.
8. румпельштильцхен (гном в немецкой мифологии) - магия «правильного слова» или интерпретативной фразы, адекватного названия проблемы, после чего пациент может оказаться способным продемонстрировать значительную положительную динамику;.
9. конфронтация - внимание пациента центрируется на его отказе взять на себя ответственность за лечение. Менее существенные его ошибки маркируются как иррациональные;
10. юмор - используются различные стили юмора: преувеличение до абсурда, пародирование обречённого на неуспех поведения, тактичное высмеивание неразумных поступков и сарказм, тщательно сбалансированный с невербальными проявлениями эмоционального тепла и принятия пациента;
11. противоречивые сообщения - согласие на словах с пессимизмом пациента, но с невербальным выражением желания ему помочь. Далее его негативные высказывания доводятся до логического завершения или немедленного и поверхностного согласия с высказыванием «я никуда не гожусь»;
12. беседа по телефону - особенно показана тревожным пациентам, воспринимающим психотерапевта как некую угрозу, а также подросткам;
13. молчание - важный технический приём в психотерапии. А.Адлер, например, часто скрещивал руки на груди и ничего не говорил пациенту с тем, чтобы побудить его к пересмотру своих выводов и мотиваций.
Б. Разговор - фокусирование на объекте:
1. поддержка - пациент рассматривается и как упавший духом человек, которому надо вернуть веру в себя. Поддержка может повысить его способность к совладающему поведению;
2. эмоциональный разговор - в тренинге ассертивности клиента учат произвольному выражению своих спонтанно возникающих эмоций, при этом поощряется намеренное использование местоимения «Я»;
3. поэзия - пациент поощряется к тому, чтобы выражать свои эмоции посредством чтения стихов, подобранных как им самим, так и психотерапевтом;
4. домашние животные - использование на сеансах психотерапии домашних животных пациентов;
5. смещение - замещение одной потребности какой-то другой, более адаптивной. Например, в программе АА приём алкоголя замещается дружеской поддержкой других участников;
6. релаксация - обучение упражнениям на расслабление мышечного тонуса;
7. гипноз - используется как вспомогательная процедура для снижения торможения или «интрапсихической цензуры» материала, вызывающего тревогу;
8. оживление эмоциональных воспоминаний - многие психотерапевты отмечают позитивный эффект ярких воспоминаний деталей психотравмирующей ситуации;
9. «стрижка» - в течение некоторого оговорённого периода времени пациент выслуживает тирады психотерапевта о своих недостатках, при этом никак не защищаясь;
10. «вопль» - в процессе поиска новой идентичности пациента обучают демонстрировать свои эмоции голосом.
В. Разговор - фокусирование на репетиции поведения:
1. воображение - представление в состоянии мышечной релаксации градуированных сцен, вызывающих наибольшую тревогу;
2. последствия - представление себе положительных, отрицательных и нейтральных последствий специфических поведенческих актов;
3. групповая терапия - используется как репетиция на на группе его повседневного поведения;
4. психодрама - широко использует театральные приёмы.
Г. Активация поведения:
1. моделирование - демонстрация адекватного поведения с целью отработки специфических навыков (например, спросить о том, сколько сейчас времени или пройти собеседование при трудоустройстве);
2. игровая терапия - психотерапевт, наблюдает за игрой (чаще всего детей), он может задавать вопросы о персонажах и событиях в игре;
3. физическая активность - включает массаж, бег трусцой, осознание движений и физическое нападение с безопасными дубинками (надувными резиновыми);
4. арт-терапия - использование рисования и иных творческих заданий. Например, рисование настенных фресок вместе с другими участниками группы;
5. негативная практика - повторное воспроизведение дезадаптирующего поведения или размышления о нём до наступления состояния утомления.
Д. Факторы окружающей среды:
1. перенесение - обращение к психотерапевту, как к человеку, которому вполне можно доверять решение своих проблем;
2. социальная роль - психотерапевту следует избегать заведённых в обществе условностей (брать подарки и т.д);
3. триадное консультирование - участие в сеансах психотерапии других специалистов, играющих роль «подсадных уток», «адвокатов дьявола» и т.п..
Е. Непрямой контакт с пациентами:
1. тренинг, проводимый родителями или непрофессионалами - такие вмешательства планируются профессионалами, но выполняются людьми из естественного окружения пациента;
2. библиотерапия - психотерапия с помощью специально подобранных литературных тестов;
3. профилактика - консультации непрофессионалов по вопросам профилактики невротических расстройств.