Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. ambi - вокруг, с обеих сторон; valens - сильный) - 1. в психопатологии - двойственность проявлений воли, чувств, мышления при шизофрении (Блейлер, 1911): а) в сфере воли это сосуществование противоположных побуждений к деятельности и одновременное выполнение действий полярного направления; б) в аффективной сфере - наличие антагонистических и существующих изолированно друг от друга эмоций и чувств по отношению к одному и тому же объекту; в) в сфере мышления - сосуществование взаимоисключающих и никак не взаимодействующих по своему содержанию направления течения мыслей. Не рекомендуется амбивалентность смешивать с «двойным потоком переживаний» или феноменом редупликации самовосприятия (см.). Амбивалентность, предположительно, характеризует расщепление личности на две независимые и противоречащие одна другой субличности, при этом сам пациент идентифицирует себя, повидимому, с обеими в одинаковой степени, не отдавая особого предпочтения никакой из них и не осознавая при этом самого факта собственной раздвоенности; 2. в психологии - термин часто используется в более широком смысле - для обозначения противоречивых тенденций здоровых людей в ситуации выбора. Эта противоречивость может достигать степени клинически значимого расстройства, что особенно свойственно психопатическим личностям психастенического склада. Например, девушка никак не может решить, любит она молодого человека или нет, то привлекая его к себе, то, напротив, отталкивая от себя. Она объясняет это тем, что «плохо знает себя»..

* * *

- (от лат. ambo - оба и valentia - сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.

* * *

- противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Данное понятие введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857-1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей.

З. Фрейд рассматривал амбивалентность как введенное Э. Блейлером удачное название противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать друг с другом, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из амбивалентных переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению З. Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо.

Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З. Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект. В случае маленького Ганса противоречивые чувства к отцу проявились в двойственном отношении ребенка к лошади.

В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд соотносил амбивалентность с одновременным проявлением у ребенка пассивных и активных стремлений. Анализ случая, названного им человеком-волком, позволил выявить картину соответствия интенсивной и длительной амбивалентности больного с развитием противоположных влечений, связанных с активно-садистскими целями и мазохистскими намерениями.

Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления, как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов. Во многих работах он подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни и неопубликованной после его смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркивал, что «перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позиции в отношении психоаналитика».

Последователи З. Фрейда внесли изменения в психоаналитическое понимание амбивалентности. К. Абрахам (1877-1925) связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной стадии психосексуального развития ребенка. В статье «Опыт описания истории либидозного развития на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) он провел различие между доамбивалентной (ранней оральной) стадией, связанной с сосанием ребенком материнской груди, амбивалентной (поздней оральной и анально-садистской) стадией, на которой наблюдается враждебное отношение ребенка к объекту, и постамбивалентной (фаллической) стадией, характеризующейся способностью ребенка к сохранению, обереганию объекта от его разрушения.

Согласно М. Кляйн (1882-1960), сексуальное влечение человека амбивалентно по своей природе. Оно присуще ему изначально и связано с противоположными установками человека, направленными на овладение объектом и в то же время на его разрушение. Так, в виде психического представления грудь матери воспринимается младенцем как «хорошая», когда удовлетворяет его, и как «плохая», поскольку является источником фрустрации. Подобному восприятию, «амбивалентному отношению к первому объекту», способствуют, по ее мнению, процессы проекции и интроекции. Младенец проецирует свои любовные и деструктивные импульсы, приписывая их удовлетворяющей или фрустри-рующей его груди. Одновременно с этим посредством интроекции внутри психики младенца формируются представления о «хорошей» и «плохой» груди.

Понятие амбивалентности широко используется в современной психоаналитической литературе.

* * *

(от лат. amphi- кругом, с обеих сторон valentia - сила) -сложное противоречивое состояние личности, двойственность ее переживаний, обычно принимающие характер внутреннего конфликта и выражающиеся в том, что одни и те же явления или объект (напр. образ кого-то) вызывают у человека одновременно противоположные чувства: удовольствие - неудовольствие, солидаризм - антагонизм, симпатию- антипатию, эталитаризм - иерархизм и т. п.

А. нередко сопровождает сложный процесс включения личности в новую этническую среду, взаимодействия национально-психологических особенностей этнической группы с моральными и социальными ценностями и установками личности, врожденными или приобретаемыми по мере накопления опыта межнационального общения и взаимодействия. Так, в национальной культуре и этнопсихологии некоторых стран Азии и Ближнего Востока отражены стремление к равенству, справедливости, традиция богатых делиться с бедными, приверженность к аскетизму. Однако проникновение в эти страны духа наживы, накопительства, утверждение капиталистических рыночных отношений приводят к деформации устоявшихся нравственных норм, заставляют людей менять свои национальные установки, представления и ориентироваться на нормы-ценности, принятые в международном бизнесе. Этот процесс проходит сложно, внутренне противоречиво и вызывает при столкновении различных моральных установок амбивалентность национальных чувств.

А. - одна из предпосылок подготовки и последующего незамедлительного начала процесса трансформации национально-психологических особенностей в масштабе нации.

* * *

Возникновение противоположных чувств, мыслей, побуждений к одному и тому же объекту, событию, человеку и в связи с этим двойственное отношение к ним. Возможна при психических заболеваниях, в частности при шизофрении.

* * *

(от греч. amphi - приставка со значением двойственности, и от лат. valentia - сила) - сложное состояние личности, связанное с одновременным проявлением противоположных эмоций и чувств. Данное психическое состояние личности обычно носит характер внутреннего конфликта.

В начало словаря