Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
РЕГРЕССИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕГРЕССИЯ

РЕГРЕССИЯ - 1. вообще - возвращение назад, движение вспять, отступление (в противоположность прогрессу). Например, возврат в трудных или определённых социальных ситуациях к таким формами поведения, как безответственность, зависимость от других людей, бегство в мир фантазий.

Например, главный редактор радио «Эхо-Москвы», как бы оправдываясь перед критически настроенными слушателями, утверждает, что «журналистика - профессия безответственная». Этот товарищ не говорит, правда, что безнравственными являются профессии врача, учителя, воспитателя или что мораль пора бы вытравить и их этих люлей. Он явно лукавит, лукаво не уточняя, перед кем именно журналисты (или может быть только он один) чувствуют свою безответственность. Скорее всего, что не перед аудиторией но вовсе не перед теми, кто их (или его) финансирует. И политика, как часто повторяют и даже считают аксиомой говорят, это «грязное дело», что-то вроде сродни древнейшей профессии. В действительности речь следовало бы вести в подобных случаях о профессиональной деформации личности, снижении уровня её функционирования на ту ступень, на которой профессиональная деятельность воспринимается как отвечающая личным качествам павшего ангела, либо об изначальном нравственном дефиците. В конце концов имморализм - это не отсутствие морали, а специфическая, антисоциальная разновидность нравственности;

2. возвращение к более ранней (более примитивной, детской) модели поведения, при этом не обязательно, чтобы индивид ранее демонстрировал такое поведение. Например, если ребёнок в 12 лет сосёт палец, это не значит, что он это делал будучи младенцем (в протипоставление ретрорегрессии). Коннотация рецидива при этом присутствует, так как понятие о регрессии не относится к примитивным моделям поведения, которые никогда ранее не утрачивались;

3. в психоанализе - а) представление о том, что стресс или тревога заставляют индивида бежать от действительности в более инфантильное состояние, к более раннему состоянию или образу действия. Стадия, на которую происходит регрессия, определяется наличием точек фиксации, то есть сохранившимися в качестве альтернативных более ранних паттернов поведения. Существуют сомнения в том, что регрессия выполняет функцию защиты от тревоги, поскольку индивид возвращается к той тревоге, которую он испытывал в той стадии, на которую он регрессировал. б) в более специальном значении - защитный процесс, при помощи которого субъект избегает или пытается избежать тревогу путём частичного или полного возврата на раннюю стадию либидного и Эго развития, когда, как, повидимому считается, он чувствовал себя в полной безопасности. Сублимации также могут претерпевать регрессию, то есть возвращаться к своим инфантильным прототипам реагирования. Так, рисование становится пачкотней, интеллектуальная любознательность превращается в вуайеризм или естественное желание обладать чем-то полезным трансформируется в жадность. По поводу ценности терапевтической регрессии существуют сомнения. С одной стороны, утверждается, что это может обеспечить аналитику доступ к ранним фазам и уровням развития и способствовать перестройке личности по новому образцу. С другой стороны, что также утверждается, это может создать необратимую зависимость от аналитика и противодействовать вербализации и сублимации инфантильных тенденций; в) понятие регрессии используется также в теории сновидений, согласно которой психическая энергия, которая в состоянии бодрствования обеспечивает мускулатуру способностью к деятельности, в силу свойственному сну торможению высших функций регрессирует к органам чувств и тем самым вызывает галлюцинации;

4. в когнитивистике - временный возврат к более ранней форме мышления, чтобы сызнова начать изучать, как именно преодолеть новую степень сложности, поскольку прежний опыт этому помочь не в состоянии. Рассматривается в целом как этап прогрессивного когнитивного развития;

5. в статистике - отношение между отобранными значениями одной переменной («х») и наблюдаемыми значениями второй парной переменной («у»), позволяющее предсказать значение второй для любого значения («х»);

6. в генетике - закон регрессии потомков;

7. в чтении - любое движение глаза по уже прочитанному материалу;

8. в исследованиях обусловливания - повторное возникновение приобретённой ранее реакции, чаще наблюдается при отрицательном подкреплении доминирующей реакции.

* * *

- в общем плане возвращение от более высокой ступени развития к более низкой, в психоаналитическом смысле возвращение к ранее пройденным этапам психосексуального развития, к первоначальным примитивным способам мышления и поведения.

Интерес к проблеме регрессии проявился у З. Фрейда в связи с рассмотрением природы и специфики сновидений. В работе «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул положение, согласно которому «регрессия является, безусловно, одной из важнейших психологических особенностей процесса сновидения». Образование сновидения как раз и соотносилось им с процессом регрессии внутри предполагаемого психического аппарата, когда все соотношения мыслей исчезают или находят смутное выражение, а представления превращаются обратно в чувственные образы, на основе которых они ранее сформировались. В понимании З. Фрейда в бодрственном состоянии возбуждения и раздражения ориентированы на последовательное прохождение систем бессознательного, предсознательного и сознания. Во время же сна они протекают обратным путем, устремляются к актам восприятия. Тем самым сновидение, в котором, как считал З. Фрейд, осуществляется желание человека, регрессивным путем сохраняет образец примитивной и отвергнутой в виду ее нецелесообразности работы психического аппарата. «В ночную жизнь как бы изгнано то, что некогда господствовало в бодрствующем состоянии, когда психическая жизнь была еще молода и неопытна».

В «Толковании сновидений» З. Фрейд обратил внимание также на то, что регрессия свойственна не только сновидению, но и нормальному мышлению, когда, например, намеренное воспоминание соответствует обратному ходу какого-либо сложного акта представления к более простому материалу восприятия. Различные видения психически нормальных людей тоже соответствуют регрессиям, не говоря уже о галлюцинациях при истерии и паранойе, которые действительно являются регрессиями и представляют собой мысли, превратившиеся в образы. В этом смысле З. Фрейд различал регрессию нормальной душевной жизни и патологические случаи регрессии.

Впоследствии он неоднократно обращался к осмыслению феномена регрессии. В одном из дополнений к переизданию «Толкования сновидений» в 1914 году З. Фрейд выделил три вида регрессии: топическую, связанную с функционированием психического аппарата со свойственными ему системами бессознательного, предсознательного и сознания; временную, включающую в себя регрессии по отношению к либидозным объектам и стадиям психосексуального развития; формальную, соотнесенную с заменой обычных, развитых форм и способов образного представления и мышления более примитивными, древними.

По мере углубления психоаналитических представлений о психосексуальном развитии человека и этиологии невротических заболеваний З. Фрейд стал уделять все большее внимание процессам регрессии. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он выделил два вида регрессии: возвращение к первым либидозным объектам нарциссического характера и возвращение общей сексуальной организации на более ранние ступни развития. Оба вида регрессии воспринимались им как типичные, характерные и играющие значительную роль в неврозах перенесения.

Рассматривая регрессию с точки зрения возвращения сексуальной организации на ранние ступени развития, З. Фрейд предостерегал аналитиков против того, чтобы они не путали регрессию и вытеснение. В общем плане, то есть в смысле возвращения на более раннюю, глубинную ступень развития психического акта, регрессия и вытеснение являются аналогичными друг другу процессами, которым он дал название топических. Но если понятия «регрессия» и «вытеснение» используются в специальном (психоаналитическом) значении, то следует иметь в виду, что между ними имеется, по мнению З. Фрейда, принципиальная разница, суть которой можно свести к следующему: регрессия - чисто описательное понятие, вытеснение - топически-динамическое; регрессия не является всецело психическим процессом, значительную роль в нем играет органический фактор, в то время как вытеснение - сугубо психический процесс, не имеющий «никакого отношения к сексуальности».

Подобные представления З. Фрейда о различии между регрессией и вытеснением носили не только теоретический характер, но и имели практическую направленность, связанную с пониманием этиологии неврозов и лечением невротических заболеваний. В частности, он исходил из того, что при истерии чаще всего наблюдается регрессия либидо к первичным инцестуозным объектам, но нет регрессии на более раннюю ступень сексуальной организации и, следовательно, при изучении истерии значение регрессии становится ясным позднее, чем роль вытеснения в этом заболевании. При неврозе навязчивых состояний, напротив, наряду с вытеснением регрессия либидо на раннюю стадию садистско-оральной организации является решающим фактором симптомообразования. «Регрессия либидо без вытеснения никогда не привела бы к неврозу, а вылилась бы в извращение».

В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд дал метапсихологическое объяснение регрессии, в соответствии с которым определяющую роль в ее образовании играют расщепленные, разъединенные влечения и выделенные эротические компоненты, с начальной фазы своего развития присоединяющиеся к деструктивным влечениям садистской фазы. В этой же работе он рассмотрел регрессию в качестве одного из защитных механизмов Я.

Фрейдовское понимание регрессии вызвало необходимость в дальнейшем изучении этого явления. Наряду с концептуальными разработками, лежащими в русле классического психоанализа, отдельными исследователями высказывались и такие соображения, которые свидетельствовали о пересмотре традиционно психоаналитического взгляда на феномен регрессии. Так, основатель аналитической психологии К.Г. Юнг (1875-1961) поставил вопрос о признании телеологического значения регрессии. Он считал, что возврат к инфантильному уровню - это не только регрессия, но и возможность нахождения нового жизненного плана, то есть «регрессия, по существу, есть также основное условие для творческого акта».

В современной психоаналитической литературе проблема регрессии обсуждается с точки зрения причин ее возникновения, этапов развития, глубины проявления, объекта и субъекта цели, результатов работы, целесообразности сдерживания или активизации в процессе аналитической терапии. Наряду с негативным значением регрессии, ведущей к симптомообразованию, рассматриваются и ее позитивные значения в качестве побуждения к восстановлению нарушенного равновесия, промежуточного состояния к осуществлению адаптивной переориентации. В центре внимания аналитиков оказывается также регрессия как механизм защиты Я, «плохая» регрессия как состояние дезинтеграции и «хорошая» регрессия как прогрессивный процесс, необходимый для жизнедеятельности человека.

* * *

- психологический механизм: а) возврата личности в трудной ситуации к прежним шаблонам поведения, которые в прошлом были адекватны для разрешения возникавших трудностей, но в настоящее время уже являются неадекватными ситуации, возрасту личности, уровню ее развития и т.д.; б) стремления заменить трудные задачи более легкими; в) процесса возврата личности к более раннему этапу ее развития. По своим проявлениям регрессия может быть ПАРЦИАЛЬНОЙ и ТОТАЛЬНОЙ,

* * *

(в теории вероятностей и математической статистике) - зависимость среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от совокупности факторов. В отличие от функциональной зависимости в регрессионной одному и тому же значению Х могут соответствовать разные значения Y.

* * *

(от лат. regressio - движение назад) - 1. Переход от более высоких форм развития к более низким, процесс деградации, понижение уровня организации, утрата способности к тем или иным функциям, движение назад, изменение к худшему. В ходе развития конфликта наиболее отчетливо проявляется Р. сознания и поведения как индивидуального, так и группового. При массовых проявлениях социальных конфликтов Р. затрагивает основные социальные институты, само государство. 2. Форма психологической защиты, которая характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны более ранней стадии онтогенетического развития. Формируется в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Р. предполагает возвращение в ситуации конфликта к детским стереотипам поведения. Принцип Р. - «плачь об этом».

В начало словаря