Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
СОН

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОН

СОН - психическое состояние, характеризующееся отрешенностью человека от окружающего мира.

В физиологическом отношении сон является условием для восстановления жизненных сил и запаса энергии в организме человека. В психологическом плане сон - это приостановление реагирования человека на окружающий мир посредством восприятия и действия. Для психоанализа сон представляет интерес с точки зрения не столько физиологии, сколько психологии.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд дал следующую психологическую характеристику сна. «Сон - это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему угасает. Я погружаюсь в сон, отходя от внешнего мира, задерживая его раздражения. Я засыпаю также, если я от него устал. Засыпая, я как бы говорю внешнему миру: «Оставь меня в покое, я хочу спать». Таким образом, если биологической целью сна является отдых, то его психологическим признаком - утрата интереса к миру. В состоянии сна происходит не только потеря интереса к миру, но и стремление обрести покой, который человек имел до своего рождения. «Наше отношение к миру, в который мы так неохотно пришли, кажется, несет с собой то, что мы не можем его выносить непрерывно. Поэтому мы время от времени возвращаемся в то состояние, в котором находились до появления на свет, то есть во внутриутробное существование. Мы создаем по крайней мере совершенно аналогичные условия, которые были тогда: тепло, темно и что не раздражает. Некоторые еще сворачиваются в клубочек и принимают во сне такое же положение тела, как в утробе матери». Пробуждение после сна напоминает собой рождение.

Принято считать, что если сон представляет собой прежде всего покой, не предусматривающий никакой психической деятельности, то единственно целесообразным является сон без сновидений. В этом смысле сновидение как бы не входит в программу сна и представляет собой реакцию на мешающее сну раздражение. Однако, как полагал З. Фрейд, это не так. Во-первых, существуют так называемые сны наяву, которые связаны с фантазиями и которые свидетельствуют не о покое, а о психической деятельности человека. Во-вторых, как показывают детские сновидения, их функция выступает в качестве «стража сна», возникающего из двух конкурирующих тенденций - желания сна и стремления к удовлетворению психического раздражения. Поэтому можно говорить о том, что «сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения».

З. Фрейд исходил из того, что в состоянии сна человек находится во власти эгоистических мотивов. Если под воздействием этих мотивов у человека возникают дурные намерения, то они не могут привести ни к чему иному, как к практически безвредному сновидению. Как заметил основатель психоанализа в работе «Толкование сновидений» (1900), «было бы уместно запомнить слова Платона, что добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает».

Первоначально З. Фрейд придерживался именно данного положения. Он полагал, что проявляющееся во сне находится во власти исключительно эгоистических мотивов. Однако после того, как предложенная им теория либидо была подвергнута пересмотру с точки зрения осмысления феномена нарциссизма, что нашло отражение в его работе «О нарциссизме» (1914), ему пришлось признать, что «сон есть состояние, в котором все привязанности к объектам, как либидозные, так и эгоистические, оставляются и возвращаются в Я». Тем самым он по-новому взглянул на состояние сна, считая, что у спящего восстанавливается полный нарциссизм, при котором либидо и интерес Я оказываются нераздельными в самоудовлетворяющемся Я. На этом основании З. Фрейд выдвинул предположение, в соответствии с которым вытесненное бессознательное получает независимость от Я, в результате чего оно не подчиняется желанию спать и сохраняет свои привязанности, даже если зависящие от Я привязанности к объектам оставляются ради сна.

В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что отход от реального внешнего мира в состоянии сна создает условие для развития психоза. Вместе с тем «безобидный психоз сновидения является следствием сознательно желаемого и лишь временного отхода от внешнего мира, и он исчезает при возобновлении отношений с этим миром».

Представления З. Фрейда о сне получили свое дальнейшее развитие и критическое переосмысление у ряда аналитиков. Так, К.Г. Юнг (1875-1961) пришел к мнению, что фрейдовское понимание сновидения, как служащего функции охраны сна, является ограниченным, хотя высказанная основателем психоанализа мысль о биологической компенсаторной функции остается верной. По его словам, эта компенсаторская функция «лишь в ограниченной мере имеет дело с самим состоянием сна»: сновидения поддерживают сон, но делают это автоматически под влиянием состояния сна; они могут нарушать сон, если этого требует их функция, то есть когда компенсаторные содержания интенсивны, то они могут прервать сон. Данная точка зрения была высказана им в докладе «Психология сновидений» (1916), текст которого был расширен и опубликован в 1928 г.

Э. Фромм (1900-1980) рассмотрел психологическую функцию сна не только с точки зрения ухода от внешнего мира, на что обратил внимание З. Фрейд, но и в плане свободы человека. По его мнению, во сне человек беспомощен (не случайно сон называют «братом смерти»), но в то же время он является более свободным, чем во время бодрствования. Во сне человек свободен от бремени труда, от необходимости защищаться или нападать, от необходимости наблюдать или действовать. В работе «Забытый язык» (1951) Э. Фромм заметил по этому поводу, что «во сне царство необходимости уступает место царству свободы, в котором «Я» - единственная система, являющаяся приложением мыслей и чувств». Словом, сон свободен от функции действия, характерной для бодрствования, и он связан с функцией восприятия человеком самого себя. Кроме того, состояние сна имеет двойственную функцию: при отсутствии контактов с культурой во сне проявляется как самое плохое, так и самое хорошее; «во сне мы можем быть не так разумны, не так мудры и не так пристойны, но мы можем быть и лучше, и мудрее, чем когда бодрствуем».

Если З. Фрейд соотносил состояние сна с внутриутробным существованием человека, а его предшественники рассматривали сон в качестве своеобразного эквивалента смерти (понятие «сон» - от греческого hipnos - восходит к мифу о Гипносе, сыну ночи, Никиты и брату смерти, Танатоса), то некоторые психоаналитики усматривают в состоянии сна прообраз бессмертия. В частности, французский психоаналитик Д. Анзье подчеркнул, что «в действительности видеть сон - значит отрицать факт, что человек смертен». Эта точка зрения нашла отражение в его книге «Кожное Я» (1985) в виде вопроса: «Разве можно было бы вынести дневную жизнь без этого ночного убеждения в бессмертии, хотя бы частичного?».

В современной психоаналитической литературе большее внимание уделяется рассмотрению природы сновидений, их толкованию и меньшее феномену сна как таковому. Тем не менее в некоторых исследованиях затрагиваются вопросы, связанные с пониманием сна. В частности, в статье Р. Гринберга и С. Перлмана «Континуум сна в психоанализе: источник и функции сновидения» (1975) нашли отражение результаты лабораторных методов изучения сна, на основе которых было сделано заключение, что сон связан с обработкой информации в целях эмоциональной адаптации.

* * *

- состояние покоя и отдыха с прекращением восприятия реальности органами чувств, естественное забытье чувств.

Во хмелю да во сне человек сам в себе не волен (пословица).

Ср.:

Сны - это такой момент, когда каждый из нас наиболее бывает самим собою (Э. Ренан, Мысли и афоризмы).

Сон смерти брат (поговорка).

В снах, как принято думать, нет никакой логики; но, как мне кажется, это ошибочно, - логика должна быть, но только мы ее не знаем. Может быть, это логика какого-нибудь иного, высшего порядка. Сны не только существуют, но и сильно действуют на нашу душу. Область нашей воли здесь кончается, и мы смутно предчувствуем границы какого-то иного, неведомого нам мира (Д. Мамин-Сибиряк, О книге).

* * *

(общеславянск. индоевропейского происхождения (ср латышское sapnis, санскритск. svapnas, лат. somnus/ - 1. естественная потребность организма в восстановлении жизненно важных функций мозга, проявляющаяся периодическими и до известной степени контролируемыми состояниями изменённого сознания и ограничения внешней активности. Субъективно нормальный сон воспринимается как естественный и необходимый процесс, доставляющий удовольствие и чувство отдыха, а не как утрата сознания, болезненное явление или некая угроза существованию. Наступлению сна обычно предшествует период засыпания с зевотой, желанием уснуть, расслабленностью и дремотой. Момент засыпания, когда его удаётся идентифицировать, ощущается как отключение потока внешних впечатлений и частично самовосприятия, однако мысли, воспоминания и представления при этом продолжают спонтанно возникать, сопровождаясь ощущением их контроля; они частично могут сохраняться в памяти, если имеют для индивида какую-то ценность. Существует мнение, что именно в эти минуты возникают творческие идеи и решения. Пробуждение от сна обычно совершается быстро, в доли секунды, оно может быть как спонтанным, так и контролируемым самим индивидом (индивид как бы программирует время своего пробуждения) или внешними факторами (индивид просыпается от воздействия некоторых стимулов). Сон характеризуется также определёнными поведенческими, метаболическими и нейрофизиологическими эффектами. В этом плане различают две формы сна: медленный сон (НФСБ-, Д- или МДГ-сон) и быстрый сон (ФСБ-, С- или БДГ-сон). Медленный (МДГ-сон - «медленные движения глаз») сон включает 4 фазы. В первой фазе на ЭЭГ отсутствуют дельта-волны, во второй фазе сна эти волны составляют до 20% от общего их числа, в третьей фазе - до 50%, в четвёртой - более 50% (последние две фазы определяются как собственно медленный сон - ФМС, фаза медленного сна). МДГ-сну свойственны также регулярное сердцебиение, ритмичное дыхание, снижение метаболической активности, повышение мышечного тонуса. К четвёртой фазе МДГ-сна приурочены, как предполагается, явления сомнамбулизма, ночного энуреза, ночные ужасы и, вероятно, сноговорение. Внезапное, включая принудительное, пробужение во время ФМС может сопровождаться появлением дезориентировки и дезорганизацией мышления, то есть состояниями «опьянения сном». БДГ-сон («быстрые движения глаз») характеризуют преобладанием бета-волн на ЭЭГ, расслаблением мышц, беспорядочным дыханием, колебаниями частоты сердечных сокращений и изменениями в гениталиях (эрекция клитора или полового члена). Считается, что именно в эту стадию сна возникает наибольшее число ярких сновидений. Весь период сна, как предполагается, состоит из пяти циклов продолжительностью по 90 минут каждый. На долю БДГ-сна у взрослых приходится около 15-20 минут в каждом цикле и в целом около 25% времени ночного сна, у младенцев и в раннем детском возрасте - до 80-90% времени сна. Норма суточного сна достаточно индивидуальна и колеблется у взрослых людей от 4-5 до 10-12 часов. С возрастом норма сна меняется, обычно уменьшаясь у пожилых людей. Цикл сон-бодрствования окончательно устанавливается в подростковом возрасте. Функция сна, несмотря на её чрезвычайную значимость, как это ни парадоксально, является достаточно хрупкой и подверженной нарушению. Очень часто, если не всегда, первым признаком начала психического расстройства является какое-либо нарушение сна, а также появление аномальных сновидений. Систематических исследований соматических и электроэнцефалографически эффектов при клинических нарушениях сна и аномальных сновидений, повидимому, не проводится или их крайне недостаточно в силу технической их сложности; 2. в психоанализе - в отличие от классической теории, где сон рассматривается как физиологическая потребность, в некоторых работах высказывается предположение, что сон сам по себе может содержать психопатологию, источником которой является бессознательное приравнивание его слиянию с грудью (первичной идентификацией с матерью). Вследствие этого чрезмерно длительный сон может быть проявлением регрессии на оральный уровень, а бессонница может быть обусловлена либо амбивалентностью к (внутренней) матери и страхом слияния с ней, либо, как при мании, наличием фантазии о происшедшем слиянии с матерью, что делает сон (психологически) ненужным.

* * *

Неоднородное, сложно организованное физиологическое состояние, в обеспечении которого принимают участие многие структуры и системы мозга. Выделяются фазы быстрого (см.) и медленного сна (см.), имеющие характерные нейрофизиологические и нейрохимические особенности. Во сне происходит активация эндокринных функций: увеличена секреция гормона роста (СТГ), усилено выделение АКТГ и кортизола, пролактина. Определенную роль в развитии сна и поддержания «циркадного ритма» выполняют пептиды. Продолжительность сна у здоровых людей различна - от 4 до 10 ч, в среднем 7,5 ч. В норме при засыпании наступает медленный сон. Соотношение продолжительности медленного и быстрого сна с возрастом меняется. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон, в последующем продолжительность быстрого сна уменьшается, и у взрослых он составляет приблизительно 20% от ночного сна. Общая длительность сна также зависит от возраста. В младенчестве сон продолжительнее, в последующем он становится короче. Смена бодрствования и сна, а также смена фаз сна зависят от состояния активирующей ретикулярной системы. В 1990 г. принята Международная классификация нарушений сна.

В начало словаря