Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВАНГЕЛИСТЫ

ЕВАНГЕЛИСТЫ (греч. euangelion - благая весть) - евангельские христиане, секта, близкая к баптистам. Евангелисты веруют в личное перевоплощение и искупление через смерть Христа как средство своего спасения. Политическое и социальное влияние массового евангелизма обычно консервативно. В России они ранее назывались редкокистами, пашковцами, в 1944 г. сомкнулась с баптистами, которые ныне в ряде стран причисляются к сектантам.

ЕВГЕНИКА

ЕВГЕНИКА (греч. eugenes - благородный, хорошей породы). Теория улучшения генофонда человечества путем отбора и тщательного контроля за передачей наследственных факторов.

* * *

(греч. eugenes - породистый) - теория Ф. Гальтона (1870) о возможности улучшения человеческого вида методами отборного размножения (например, стерилизации, препятствия к деторождению лицами с признаками дегенерации, искусственных браков и др.). Позитивная евгеника сосредоточена на поощрении деторождения индивидами с желательными, адаптивными чертами, а негативная евгеника - на предупреждении появления детей от родителей с нежелательными качествами или передающимися по наследству болезненными признаками. В США с 1905 по 1980 год в двадцати штатах приняты законы, запрещающие лицам с ограниченными умственными способностями, эпилепсией и преступными наклонностями иметь детей, было стерилизовано около 8000 человек. Гуманные в общем-то цели евгеники были основательно дискредитированы людьми с весьма специфическими взглядами на то, каким должен быть человек и какими должны быть способы улучшения его природы. Так, прямолинейно действующие гитлеровские нацисты создали в своё время специальный институт размножения «арийцев», однако опыт его деятельности оказался совершенно разочаровывающим: породистые самцы и отборные самки после спаривания продуцировали, вопреки ожиданиям, худосочное и болезненное потомство. В настоящее время в связи с поразительными достижениями генетики появились более совершенные технологии, например, генная инженерия, клонирование, но на пути их практического использования, исключающего «социальный террор», стоят весьма сложные проблемы, в том числе и этические.

* * *

( от греч. eugenes - хорошего рода) - научное направление, возникшее в недрах зарубежной психологии, основной тезис которого заключается в необходимости улучшения человечества посредством соответствующих браков в течение ряда поколений. Ее основатель английский психолог, математик Ф. Гальтон.

* * *

учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения, а также о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям.

ЕВДОКИМОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

ЕВДОКИМОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор политических наук. В 2007 г. в Уральском государственном университете им. А. М. Горького защитил докторскую диссертацию по теме: Роль СМИ в политизации социального конфликта». Специальность: 10.01.10 - политические науки.

ЕВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ

ЕВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ (Евклид, древнегреческий математик 3 в. до н.э.; греч. geometria - землемерие) - представление пространства на уровне наглядно-образного мышления (например, прямая линия - натянутая нить). В геометрии Н.И Лобачевского (1826) пространство представлено на уровне отвлечённого мышления, то есть искривлённым (например, сумма углов треугольника всегда оказывается меньше двух прямых углов, а параллельные линии в реальности таковыми вовсе не являются).

ЕВНУХ

ЕВНУХ (греч. eunuchos - скопец) - препубертатно кастрированный мужчина со слабым мышечным тонусом, отсутствием волос на теле, гипогенитализмом и бесплодием. Реже этим термином обозначают женщин с удалёнными яичниками.

* * *

мужчина, подвергнутый кастрации.

ЕВНУХОИДИЗМ

ЕВНУХОИДИЗМ (греч. eunuchos eidos - образ, вид, подобие) - состояние мужчин, обусловленное недоразвитием половых желёз и гениталий. Типичными признаками расстройства являются: 1. короткое туловище с длинными конечностями; 2. избирательное ожирение (обычно в области груди, живота и/или бёдер); 3. астенические либо эпилептоидные черты характера; 4. иногда - умственное недоразвитие, эпилептические припадки. Пубертатный евнухоидизм характеризуют преходящие явления элективного ожирения и диспропорционального гигантизма, возникающие в период полового созревания; поздний евнухоидизм - регрессия полового аппарата и ожирение.

* * *

эндокринное заболевание, которое характеризуется нарушением функции половых желез, недоразвитием половых органов, диспропорцией скелета, ожирением. Мужчины, больные Е., отличаются высоким ростом, непропорциональным телосложением (длинные конечности, относительно укороченное тело), отложением жира по женскому типу. Для женщин с этим заболеванием также характерны высокий рост и непропорциональное телосложение. Часто они страдают нарушением менструального цикла, бесплодием. Своевременная диагностика и гормональная терапия позволяют сгладить, а иногда и совсем устраняют многие клинические проявления Е.

ЕВПОФОБИЯ

ЕВПОФОБИЯ - 1. навязчивый страх услышать хорошую новость; 2. любой страх узнать хорошую новость, вызванный болезненными причинами.

ЕВРИСИОФОБИЯ

ЕВРИСИОФОБИЯ - 1. навязчивый страх собственных оригинальных идей; 2. любой страх собственных оригинальных идей, вызванный болезненными причинами.

ЕВТЕНИКА

ЕВТЕНИКА (лат. eu - хорошо, teneo - владеть, обладать, обязывать) - созданная в противовес евгенике теория, согласно которой природу человека следует улучшать, контролируя условия окружающей его среды.

ЕГИДЕС АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ

ЕГИДЕС АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ - доктор психологических наук, профессор. В 2004 г. в Москве в Институте социологии и управления персоналом Государственного университета управления защитил докторскую диссертацию по теме: Психология конфликтов в деловом общении (концепция, технология)» Специальность: 19.00.05 - социальная психология. Им разработана авторская психолого-конфликтологическая концепция оптимизации психотехники делового общения. Автор нескольких книг по психологии конфликта в общении.

ЕГОРОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЕГОРОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор юридических наук, профессор. В 1999 г. в Москве в Дипломатической академии МИД РФ защитил докторскую диссертацию по теме: Вооруженные конфликты и международное право» Специальность: 12.00.10 - международное право. Предложил оригинальную типологию вооруженного конфликта. Считает, что отсутствие у России устойчивых и надежно охраняемых границ, стабильных и предсказуемых отношений между субъектами РФ, открытости и предсказуемости поведения политических субъектов (партии и движения, отдельные группы граждан и т. д.), возможности разрешать неизбежные конфликты в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры, наличие незаконно существующих сил, способных вмешиваться в политический процесс, свидетельствует о наличии угрозы безопасности РФ. Предложил для государств, включая РФ, предусмотреть во внутреннем законодательстве уголовную ответственность за серьезные нарушения права вооруженных конфликтов, перечисленные в Женевских конвенциях 1949 г. и квалифицируемые как «военные преступления». Доказал, что общим для современных этнополитических конфликтов является стремление сепаратистских группировок решить свои проблемы посредством насильственного изменения признанных международным сообществом государственных границ. Вопрос о самоопределении, связанный с сецессией и образованием нового независимого государства, должен рассматриваться международным сообществом в исключительных случаях и решаться с соблюдением др. принципов международного права.

ЕДИНИЦА

ЕДИНИЦА - 1. нечто одно, рассматриваемое как целое; 2. количество, принятое за основу измерения.

ЕДИНИЦА АНАЛИЗА

ЕДИНИЦА АНАЛИЗА - минимальная часть целого, сохраняющая все его основные свойства. Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, которые не обладают основными свойствами целого и, напротив, проявляют свойства, которые в исходном целом не м. б. обнаружены (Л. С. Выготский). Выделяемые в ходе анализа объекта единицы не следует абсолютизировать, поскольку их характер определяется конкретными задачами исследования. Постановка вопроса о поиске универсальной Е. а., не зависящей от характера исследовательской задачи, не имеет под собой оснований. Обоснованный и удачный выбор Е. а. явления дает возможность существенно продвинуться в изучении последнего. Е. а. всегда осознанно или неосознанно выбирается ученым перед проведением эмпирического исследования. Без выбора Е. а. можно провести изучение одного конкретного эпизода в развитии исследуемого явления, т. е. зафиксировать научный факт. Проблема обоснования выбора Е. а. конфликтов является важнейшей методологической, теоретической и методической проблемой конфликтологии. В психологии проблема выбора Е. а. деятельности наиболее системно и глубоко решена Б. Я. Швединым (1984). Использование его идей позволило обосновать и апробировать в качестве Е. а. конфликтов конфликтную ситуацию.

ЕДИНИЦА АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ

ЕДИНИЦА АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ - минимальная, далее неразложимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами. Е. а. к. всегда системна. Выступая как интегральное синтетическое понятие, она позволяет описывать конфликтное противодействие более целостно и глубоко, чем это можно сделать при детальном анализе по элементам. Критерием правильности выбора Е. а. к. является то, насколько она позволяет выявить целостные свойства конфликта - его структуру, динамику, функции. Е. а. к. дает возможность осуществлять системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ конфликта. В отечественной и зарубежной конфликтологии большинство исследований конфликтов проводятся по элементам конфликтного противодействия, а не по единицам. В качестве относительно простой Е. а. к. была обоснована и апробирована конфликтная ситуация. Такая Е. а. к. позволяет изучать конфликты всех уровней и видов. Возможности системно-ситуационного анализа конфликтов, как и всякого метода, ограничены. Вместе с тем, использование в качестве Е. а. к. конфликтной ситуации представляется перспективным во многих отраслях конфликтологии.

ЕДИНИЦА АНАЛИЗА ПСИХИКИ

ЕДИНИЦА АНАЛИЗА ПСИХИКИ -

предполагаемое структурное или функциональное психическое образование, выступающее как минимальный, исходный элемент психического и сохраняющего основные свойства последнего. На разных этапах развития психологии, в разных психологических школах в качестве е.а.п. выступали: ощущение, восприятие, представление, идея; рефлекс, реакция, поведенческий акт; соотношение фигуры и фона; проба и проверка; ситуация; схема; действие; операция (обратимое действие); функция; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение и др.

ЕДИНИЦА ДВИГАТЕЛЬНАЯ

Функциональная единица нейромоторного аппарата. Представляет собой периферический мотонейрон, его отростки и группу иннервируемых им мышечных волокон. При этом аксон мотонейрона, идущий к мышце, обеспечивающей тонкие движения, иннервируют по 5-12 нервных волокон, тогда как крупные мышцы, осуществляющие массивные движения, получают импульсацию по аксонам, каждый из которых иннервирует 100-500 экстрафузальных мышечных волокон. Понятие о двигательной единице ввел английский нейрофизиолог Шеррингтон (Ch. Sherrington, 1857-1952).

ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ

ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ - минимальная доза вещества, препарата, способная вызвать регистрируемый эффект.

ЕДИНИЦА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕТЧАТКИ ГЛАЗА

Участок рецепторного поля сетчатки, представляющий собой совокупность ее фоторецепторных и промежуточных клеток, сопряженных с одной ганглиозной клеткой, аксон которой участвует в формировании зрительного нерва, хиазмы и зрительного тракта.

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИКИ

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИКИ - структурные и функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее неразложимых (в рамках решаемой задачи) частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Это понятие употребляется в психологии в трех взаимосвязанных смыслах: 1) как универсальная составляющая различных психических процессов; 2) как генетический источник этих процессов; 3) как универсальное понятие при их описании. Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, не обладающие основными свойствами целого, но проявляющие свойства, в исходном целом не обнаиует абсолютизировать, т. к. их характер определяется конкретными задачами исследования. Поэтому постановка вопроса о поиске универсальных Е. а. п., не зависящих от характера решаемой задачи, лишена оснований. В психологии сформулирована система требований к Е. а. п.: они должны иметь внутренне связанную структуру, где представлены свойства целого, способность к развитию и саморазвитию; способность к образованию открытого таксомонического (соподчиненного) ряда и др.. На разных этапах развития психики в функции Е. а. п. выступали: ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура-фон; поведенческий акт или навык; проба и проверка; схема; действие, операция; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и др.

ЕДИНИЦЫ ЖИЗНЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

ЕДИНИЦЫ ЖИЗНЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (life change units) - система определений тяжести стресса, связанного с разными неблагоприятными событиями в жизни человека.

ЕДИНОДУШИЕ

См. компромисс, личностный смысл.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ

ЕДИНОНАЧАЛИЕ - 1. Форма организации управления, при которой глава организации (фирмы, компании) правомочен принимать юридически обязательные решения для всех работников, занятых в данных организациях. 2. Принцип управления, означающий предоставление руководителю какого-л. органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты работы. Последовательное соблюдение принципа Е. является основным способом предупреждения конфликтов по вертикали.

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЁНОК

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЁНОК - ребёнок, у которого нет сибсов, или, если кто-то из них у него есть, то с большой разницей в возрасте (более 7 лет). А.Адлер о таких детях говорит:»Единственный ребёнок является проблемным уже в силу своего положения. У него есть соперник, но это не брат и не сестра. Он интуитивно чувствует вызов со стороны отца и вступает с ним в с состязание. А мать опекает своё единственное чадо и ни в чём ему не отказывает». Адлерианцы предполагают, что единственные дети могут испытывать затруднения в межличностных отношениях, соревновании и совместной жизни и деятельности. См. Порядок рождения и личность.

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ЭКСПЕРИМЕНТА

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ЭКСПЕРИМЕНТА - методологический принцип современной психологии, предполагающий взаимообусловленность теоретических построений (концепций, теорий и т.д.) и экспериментальных (эмпирических) данных.

ЕЖЕГОДНИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

ЕЖЕГОДНИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (mental meauserement yearbooks) - ежегодные (до 1978 г.) публикации психометрических тестов, оказавшие «неоценимую помощь широкой массе пользователей тестов» (Робертсон, 2005).

ЕЖЕДНЕВНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ

ЕЖЕДНЕВНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ (лат. variatio - изменение) - в психопатологии - неустойчивое психическое состояние пациента со значительными колебаниями, изменениями его интенсивности от одного дня к другому или даже в течение одного дня. Синоним:: эмоциональная неустойчвость.

ЕЛЕЙНЫЙ ТОН

ЕЛЕЙНЫЙ ТОН - умильный, слащавый. Это сопровождается и елейным выражением лица. Вызывает раздражение и недоверие.

ЕЛЛИНЕКА СИМПТОМ

ЕЛЛИНЕКА СИМПТОМ (Jellinek, 1960) - утрата способности контролировать количество выпитого спиртного, наступающая после приёма начальной дозы алкоголя. Симптом алкогольной зависимости. Синоним: Утрата количественного контроля.

* * *

(по имени канадского нарколога E. M. Jellinek, 1890-1963; синоним - симптом первой рюмки) - проявление усиления влечения к спиртному в начальной стадии формирующегося алкоголизма: утрата способности контролировать количество употребляемых спиртных напитков после первой же порции алкоголя.

ЕМЕЛЬЯНОВ

Юрий Николаевич (1933-1996) - российский психолог, специалист в области социальной психологии и культур-антропологии. Д-р психологических наук (1991 ), профессор фак-та социологии Санкт-Петербургского гос. ун-та. Закончил филологический фак-т Пятигорского государственного пед. ин-та (1958). Работал учителем, завучем в ленинградских школах, затем трудился в ЦНИИ технологии судостроения. В 1971 начал публиковать статьи по материалам зарубежной социальной психологии. С 1972 работал в ЛГУ преподавателем на фак-те психологи и более 13 лет-с.н.с. в лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. В 1976 защитил канд., а в 1991 - докт. дис. по социальной психологии: Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности . Изучал проблемы руководства в трудовом коллективе, разрабатывал концепцию активного социально-психологического обучения руководителей и специалистов деловому общению, совершенствованию их коммуникативной компетентности и организационного потенциала. Был одним из пионеров внедрения активных методов обучения в отечественную практику. (Руководитель и коллектив/ в соавт., 1974; Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга/ всоавт., 1983; Активное социально-психологическое обучение, 1985; Обучение паритетному диалогу, 1991). В последние годы занимался разработкой общих и психологических проблем культурантрополо-гии. Был одним из создателей и первым заведующим кафедрой культурантропологии на фак-те социологии СПбГУ. Автор монографии: Введение в культурантрополо-гию,сПб., 1992. Л.А. Карпенко, В.Е. Семенов

ЕНСЕНА СИНДРОМ

ЕНСЕНА СИНДРОМ (описан датским офтальмологом E. Z. Jensen, 1861-1950; синонимы - околососковое воспаление сосудистой оболочки, юкстапапиллярный ретинохориоидит, юкстапапиллярная ретинопатия) - заболевание сосудистой оболочки глаза: на глазном дне рядом с диском зрительного нерва или в нем появляется белый пушистый инфильтрат, выступающий в направлении стекловидного тела, прикрывающий сосуды сетчатки; при глубоком расположении инфильтрата может развиться ретробульбарное воспаление зрительного нерва; одновременно появляется легкое помутнение стекловидного тела с небольшим осадком на задней поверхности роговицы; в поле зрения обнаруживается клиновидный дефект (клиновидная скотома Енсена); после исчезновения инфильтрата на глазном дне остается атрофическое пятно, дефект в поле зрения; рецидивы по сравнению с другими формами хориоидитов наблюдаются редко. Развивается в возрасте 15-35 лет у лиц с аллергической и конституциональной предрасположенностью.

Е. Jensen. Retino-chorioiditis juxtapapillaris. Albrecht von Graefes Archiv fur Ophthalmologie, 1909; 69: 41-48.

ЕРГАСОНА СИМПТОМ

ЕРГАСОНА СИМПТОМ (описан американским хирургом R. М. Jergason, род. в 1885) - признак повреждения плеча: попытка произвести супинацию предплечья из положения пронации согнутого под прямым углом предплечья и активном сопротивлении врача, который держит больного за руку, вызывает боль в двуглавой мышце плеча.

ЕРЕСЬ

ЕРЕСЬ (греч. hairesis - особое вероучение) - ложное, с позиций господствующего, вероучение, религиозная форма общественного протеста. Ессейская ересь в иудаизме стала, например, одной из основ раннего христианства.

* * *

Елена Павловна (1904-1985) - белорусский, российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии. Канд. психологических наук (1937) доцент. Ученица К.Н. Корнилова. Закончила Нежинский ин-т народного образования (1926) и аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина, где под руководством Корнилова провела оригинальное исследование особенностей темперамента школьников, явившееся основой ее канд. дис. В этом же исследовании дан подробный анализ истории развития учения о темпераментах от Гиппократа до И.П. Павлова. Работала доцентом кафедры психологии МГПИ. После войны переехала в Минск и до 1973 г. работала доцентом кафедры педагогики и психологии Белорусского Государственного ун-та. Е. была одним из организаторов и заведующей созданного в 1947 г. на филологическом фак-те Белорусского гос. ун-та отделения логики, психологии и русского языка (существовавшего до 1955 г.). Исследовала проблемы психологии обучения и воспитания, индивидуально-психологические и личностные особенности учащихся, проблемы способностей, характерологии, темперамента, внимания и воли, их проявления у детей и пути формирования. Автор книг: Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы, (1955); Способности и их развитие, (1957); Темперамент и его воспитание у школьников, (1960); Воспитание характера/ в соавт., (1961); Внимание и его воспитание у детей, (1963); Организация внимания в учебно-воспитательном процессе, (1974). Е. - соавтор учебников по психологии под ред. К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова, Л.М. Шварца (1941) и под редакцией А.А. Зарудного (1970).

ЕРЛАХЕРА - БЛАУНТА СИНДРОМ

ЕРЛАХЕРА - БЛАУНТА СИНДРОМ - см. Блаунта синдром.

ЕРМАКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕРШОВ

Петр Михайлович (1910-1994) -русский актер, режиссер, теоретик театра, исследователь психологии человеческого поведения. Кандидат искусствоведения (1947). В 1935 г. окончил Театрально-литературную мастерскую под руководством А.А. Дикого. С 1936 по 1944 г. Е. -актер Театра-студии А.А. Дикого, БДТ им. М. Горького, Фронтового театра и др. С 1944 г. целиком посвятил себя научно-исследовательской, режиссерской и педагогической работе. Поставил более двадцати спектаклей в разных театрах страны. Преподавал в театральных вузах Москвы и Владивостока. Е. внес значительный вклад в разработку идей К.С. Станиславского о специфике творчества актера, разработал оригинальную классификацию действий, опираясь на естественнонаучные представления о выразительности человеческого движения, исследовал природу режиссерского искусства как борьбу (общение), раскрыл закономерности взаимосвязи потребностей, мотивации и выразительных особенностей поведения. Исследуя проблему выразительности действий, Е. настаивал на неразрывности связи психического и физического, внутреннего и внешнего (Технология актерского искусства, 1959, 1992). В каждом действии он предлагал видеть три слагаемых элемента: оценку, пристройку и воздействие, что вооружало актера технологией актерского искусства. Суть ее состояла в технике бессловесных действий, технике словесных действий и параметров взаимодействий (борьбы). По мнению Е., как музыка складывается из нот, так человеческая речь состоит из одиннадцати простых способов словесных воздействий: звать, объяснять, отделываться, удивлять, предупреждать, просить, приказывать, узнавать, утверждать, упрекать, ободрять. При этом общение людей может быть измерено по пяти основным параметрам - шкалам: наступление - оборона, дело - позиция, сила - слабость, дружественность - враждебность, добыча информации - выдача информации (Режиссура как практическая психология, 1972). С начала 60-х годов Е. совместно с физиологом, академиком П.В. Симоновым приступил к изучению связи поведения с мотивами и потребностями человека. (Темперамент. Характер. Личность., 1984, в соавт. с П.В. Симоновым; Потребности человека , 1990). В своей последней работе Искусство толкования: Режиссура, как художественная критика(1973, 1992) Е. исследует вопросы толкования поведения и переживаний человека, взаимосвязи желаний, целей, нужд и потребностей. Называя истоки многообразия желаний, Е. в классификацию потребностей человека включает не только биологические, социальные и идеальные, но и потребность в преодолении препятствий (воля), в вооруженности, этнические и идеологические потребности. Открытия и разработки Е. имели большое значение для изменения понимания жизни человеческого духа (К.С. Станиславский), очищения театрального искусства от рутинных представлений о творческом процессе, для использования науки о театре в смежных областях человековедения: философии, педагогике, психологии, литературоведении и т.п. А. П. Ершова

ЕСКЕЙПИЗМ

ЕСКЕЙПИЗМ (англ. escape - бежать, спастись) - невротическое стремление спрятаться от психотравмирующей действительности в воображаемом, вымышленном мире или в области каких-либо отвлекающих занятий (таких, например, как компьютерные игры, чтение лёгкой литературы, увлечение телесериалами и т.п.). Синоним: Эскапизм.

ЕСТЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЕСТЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - сбор данных посредством тщательного наблюдения за событиями, протекающими в естественных условиях. В психопатологии это традиционный и один из основных и наиболее информативных методов изучения болезненного поведения пациентов, особенно находящихся в стационаре. Наблюдение за пациентами в психиатрической больнице ведётся круглые сутки специально обученным для этого средним и младшим медицинским персоналом, при этом результаты наблюдения вносятся в специальный журнал, поступающий в дальнейшем на длительное хранение. По возможности некоторые палаты отделения (особенно с пациентами, находящимися в остром психотическом состоянии) оборудуются видеотехникой. Наблюдение в домашних условиях осуществляется родственниками, которые получают для этого специальные инструкции врача (например, за пациентами, проявляющими признаки агрессии и аутоагрессии, с фазно или приступообразно протекающими психотическими состояниями).

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и не зависимых от социальных условий. Идея Е. п. получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение Е. п. приобрело в XVII-XVIII вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др. Ключевое Е. п. - право человека на жизнь.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД - подход в психологии, ориентированный на критерии естественно-научного знания и использующий эксперимент и другие методы естественных наук для исследования психической реальности.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ (старославянск. естьство - природа, сущность) - природный, сущностный, подлинный, неподдельный, искренний, аутентичный. Естественность, открытость, искренность и простота в поведении рассматривается как качество зрелой, самоактуализирующейся личности.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР - 1. впервые сформулированная Ч.Дарвиным и А.Р. Уоллисом теория естественного отбора, которая считается ныне одним из трёх основных механизмов эволюции живых существ (наряду с наследственностью и изменчивостью организмов). Согласно этой теории, из всего диапазона наследственных вариаций черт в популяции следующему поколению с наибольшей вероятностью передаются те из них, которые способствуют выживанию организма. Следовательно, вклады в генофонд последующих поколений со стороны предыдущих отнюдь не случайны, они отфильтрованы естественным процессом отбора жизнеспособных характеристик организма. Из этого вытекает, среди прочего, предположение о том, что шизофрения, повсеместная заболеваемость которой является достаточно высокой и на протяжении веков остаётся как будто стабильной, имеет прямое отношение к неким качествам организма, способствующим выживанию человека, так что это заболевание является своеобразной «данью» за его существование и развитие; 2. сам природный процесс естественного отбора свойств организма, повышающих его жизнеспособность, неизбежным его спутником являются разнообразные и, по определению, неустранимые в настоящее время патологии. См. Дарвинизм.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ - метод изучения национально-психологических явлений в обычных, типичных условиях.

Начало его использованию положил Ла Пьер, в-1934 г. путешествовавший с китайской супружеской парой по США, останавливавшийся с ними в 67 гостиницах и обедавший в 184 ресторанах. По прошествии шести месяцев он разослал 250 писем владельцам тех же гостиниц с единственным вопросом: как они отнесутся к тому, чтобы принять у себя представителей китайского этноса? 92 ответов были отрицательными. Установленное таким образом несоответствие между предполагаемыми и реальными действиями получило название "парадокс Ла Пьера".

Впоследствии были разработаны другие методики, Для изучения характера отношений в той или иной этнической группе часто используют технику, реализованную исследованием Р. Бохнера (1972), которая состоит в следующем. В один день в газетах публикуют два аналогичных объявления типа: "Молодая семья без детей хочет снять небольшую квартиру..." Объявления отличаются только указанной в них национальностью и в них даются разные телефоны, по которым сидят помощники экспериментатора, фиксирующие количество звонков по данным объявлениям. Чем больше их будет по какому-либо объявлению, тем, с точки зрения экспериментатора, лучше отношение к указанной в нем этнической группе.

Достаточно широкое распространение за рубежом получила "методика потерянных вещей". В первоначальном варианте она заключалась в разбрасывании в публичных местах большого количества якобы потерянных писем - запечатанных конвертов с написанным адресом и указанным адресатом. По замыслу авторов, тот выбор, который сделает поднявший письмо, является индикатором того, как относится он к персоне, которой оно адресовано. Варьируя данные адресата (и. прежде всего его фамилию, имя и отчество, типичных для того этноса, отношение к которому подлежит изучению) , можно выяснить отношение к любой этнической группе в его реальном проявлении.

Есть и другие методики и способы изучения национально-психологических особенностей во время наблюдения за поведением, действиями и поступками людей, которые являются естественной реакцией на ситуации, искусственно созданные исследователем, например, методики исследования этнической толерантности личности, методики "множественной идентификации" в группе и др.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

* * *

- наука о природе; совокупность естественных наук; одна из трех основных областей знания (наряду с науками об обществе и мышлении). Предмет Е. - различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе. Общий ход развития Е. - от непосредственного созерцания природы (в древности), через ее аналитическое расчленение (XV-XIX вв.), к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности. Этапы развития Е. - классический, неклассический, постнеклассический (Б. М. Кедров, В. Г. Борзенков, 2001). Естественные науки - медицина, социобиология, физика, математика, технические науки, в последние годы география исследуют различные виды или аспекты конфликтов. Использование достижений Е. в интересах конфликтологии поможет заметно ускорить развитие этой науки. Конфликт - не только общественное, но и природное явление. Поэтому конфликтолог должен быть знаком не только с основами, но и с современным состоянием Е.

ЕУМОРФОМАНИЯ

ЕУМОРФОМАНИЯ (греч. eu - хорошо, morphe - форма, mania - влечение, страсть, безумие) - бред физического совершенства, красоты, необычайной привлекательности.

ЕУТИМИЯ

ЕУТИМИЯ (греч. eu thymos - настроение) - ровное, нормальное, соразмерное обстоятельствам жизни настроение.

Ж

ЕУФУНКЦИЯ

ЕУФУНКЦИЯ (лат. eu - хорошо, хороший; functio - исполнение) - любая нормальная, здоровая функция организма. Синоним: Евфункция.

ЕХИДНИЧАТЬ

ЕХИДНИЧАТЬ - зло насмехаться над кем-либо. Отрицательное речевое поведение, даже в отношении друзей. Может вызвать серьезные обиды и ухудшение отношений, снизить уважение к такому индивиду. Можно расценивать как сублимированный нравственный садизм. Совершенно недопустимо по отношению к старшим по возрасту и по положению. Очень нетактично со стороны начальника по отношению к подчиненному. Ср. высмеивать.

ЕХИДНОСТЬ (ЕХИДСТВО)

ЕХИДНОСТЬ (ЕХИДСТВО) (от ехидна в значении «змея») - злобная язвительность.

«Такому умнице, как Саша, давно бы тысяч пять получать, если бы у нас места по заслугам давали!» - воскликнул не без пафоса полковник…; «Саша, верно, лучшее место получил. С его умом не сидеть же ему на пятидесяти рублях, кандидату естественных наук», - проговорил полковник с едва слышной иронической ноткой в своем вкрадчивом, тонком голоске (К. Станюкович, Женитьба Пинегина).

ЕХИДНЫЙ

ЕХИДНЫЙ (греч. echidna - змея) - злонамеренный, склонный говорить колкости, делать мелкие уколы самолюбию, говорить мелкие неприятности, умалять достоинства кого-либо из чувства зависти, причём всё это делать, насмехаясь и скрывать мотивы своего поведения...

ЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

ЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем Gestalt - образ, структура, целостная форма) - одно из направлений в психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип целостности. Г. считает первичными и основными элементами психики не ощущения, а целостные образы - гештальты. Принципы их образования таковы: они возникают будто бы вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать «хорошие», т. е. простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры. Последние обладают константностью, устойчивостью, определенной степенью расчлененности. Г. выдвинула на передний план качественно своеобразный, целостный характер восприятия, для анализа которого введен ряд новых понятий - фигура, фон и др. Однако целостный характер восприятия она объясняет не целостностью предметов, с которыми имеет дело человек, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию. Г. принадлежат фундаментальные исследования в области восприятия, мышления и личности, однако в целом ей свойственны черты ограниченности: внеисторичность понимания психики, абсолютизация некоторых положений, не исследуется и не принимается во внимание роль практики в формировании восприятия.

Предыдущая страница Следующая страница