Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИНСТИНКТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНСТИНКТ

ИНСТИНКТ - врожденное побуждение, унаследованная схема поведения, предопределяющая жизнедеятельность животного и человека. В психоанализе объектом исследования является не столько инстинкт как таковой, сколько влечения человека.

З. Фрейд проводил различие между инстинктом (Instinkt) и влечением (Trieb). Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное побуждение, имеющее место в животном мире, биологически наследуемое поведение животного. Под влечением - внутреннее побуждение, являющееся представителем соматического в психике человека и приводящее в движение психические процессы. В работах З. Фрейда редко использовались такие понятия, как «инстинктивная склонность», «инстинкт». В основе его психоаналитических представлений о человеке лежали, как правило, размышления о влечениях, составляющие остов его дуалистической концепции влечений, которая по мере развития психоанализа претерпела изменения: от рассмотрения сексуальных влечений и влечений Я в начальный период становления психоаналитической теории и практики до признания влечения к жизни и влечения к смерти в более поздний период его исследовательской и терапевтической деятельности.

В таких работах, как «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Недовольство культурой» (1930), З. Фрейд далеко не всегда осуществлял четкое разделение понятий «инстинкт» и «влечение». Подчас оба эти понятия использовались им в одном и том же контексте. Речь могла идти о консервативном характере инстинктивной жизни и влечениях человека («По ту сторону принципа удовольствия»), о «гипотетическом инстинкте смерти» и «влечении к агрессии и деструкции» («Недовольство культурой»).

В работе «Почему война?» (1932) З. Фрейд выразил согласие с А. Эйнштейном, полагавшим, что в людях наличествует некий инстинкт ненависти и уничтожения. Но если А. Эйнштейн говорил именно об инстинкте ненависти и уничтожения, то основатель психоанализа предпочел использовать такие понятия, как «агрессивное влечение», «деструктивное влечение». Правда, у него встречались такие высказывания, в которых фигурировало понятие «инстинкт»: «инстинкт самосохранения является, без сомнения, эротическим по своей природе, но именно он нуждается в агрессивности, чтобы претвориться в жизнь». Тем не менее раскрытие явлений агрессивности, деструктивности, смерти осуществлялось им главным образом через призму рассмотрения соответствующих влечений человека. Другое дело, что при переводе с немецкого и английского языков на русский язык не всегда учитывается специфика фрейдовского использования понятий «инстинкт» и «влечение», в результате чего в русскоязычных изданиях одной и той же работы основателя психоанализа можно встретить разночтения, обусловленные самим переводом.

Фрейдовская теория влечений в определенной степени противостояла предшествующему инстинктивизму с его опорой на биологически унаследованное поведение животных и человека, так как психоаналитические исследования и терапия ориентировались прежде всего на учет и раскрытие бессознательного психического. Не случайно он подчеркивал, что проявление инстинкта у животных происходит под действием «навязчивого повторения, в котором выражается консервативная природа инстинктов», в то время как навязчивое повторение у человека обусловлено «архаическим наследием», охватывающим не только предрасположенности влечений, но «также и содержания, следы памяти о переживаниях прошлых поколений».

В работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) основатель психоанализа рассмотрел вопрос об остаточной памяти в архаическом наследии, тем самым, с одной стороны, перекинув мостик между индивидуальной и массовой психологией, а с другой стороны, уменьшив пропасть между человеком и животным. В частности, он исходил из того, что инстинктам животных у человека соответствует «его собственное архаическое наследие, пусть даже оно имеет другие объем и содержание».

Последующие психоаналитики более четко, по сравнению с З. Фрейдом, поставили вопрос о необходимости осуществления различий между инстинктами и влечениями. Так, американский психоаналитик Э. Фромм заменил понятие «инстинкт» термином «органическое влечение» и провел разграничение между естественными влечениями, которые коренятся в физиологических потребностях, и человеческими страстями, которые наличествуют в характере. В работе «Анатомия человеческой агрессивности» (1973) он подчеркнул, что «инстинкты - это ответ на физиологические потребности человека, а страсти, произрастающие из характера (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власть), - все это ответ на экзистенциальные потребности, и они являются специфически человеческими».

* * *

(в психологии развития) [лат. instinctus - побуждение] - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В начале XX в. в психологии получила широкое распространение предложенная К. Бюлером схема трех стадий развития психики у животных и человека (И., навык, интеллект). В рамках этой схемы И. выступал как исходная форма психической регуляции поведения, характерная для низших животных и маленьких детей. Вместе с тем, в концепции Бюлера отсутствовало достаточно четкое определение самого понятия «И.». Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия И. в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т. п. К.Э.Фабри

* * *

(лат. instinctus - побуждение; наитие) - 1. врождённые реакции данного биологического вида; 2. предрасположенность реагировать определённым образом, свойственная данному виду; 3. сложный набор последовательных действий, совершаемых в ответ на стимулы определённого рода насекомыми, птицами, рыбами или, по словам К.Лоренца, «поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включёнными в филогенез вида»; 4. в психоанализе - мотивационная сила, побуждения к действиям, вытекающие из инстинктов жизни и смерти. Как предполагалось, инстинкты не определяют специфические поведенческие проявления, основной акцент сам З.Фрейд делал скорее на том, что именно является инстинктивным, чем на самих инстинктах. Согласно классической теории, инстинкт имеет: а) биологический источник; б) запас энергии этого источника; в) цель, то есть инстинкт осуществляет специфические для него действия, ведущие к его удовлетворению и к разрядке заключённой в нём энергии и г) объект, в отношении которого цель может быть достигнута. Неудача в нахождении объекта и способа достижения инстинктной цели влечёт фрустрацию инстинкта и к увеличению инстинктного напряжения, субъективно переживаемого как страдание. Согласно З.Фрейду (1915), инстинкт может подвергаться превратностям четырёх видов: а) обращению в свою противоположность, обычно к замене его активной роли на пассивную; б) повороту против себя, то есть использованию себя в качестве инстинктного объекта; в) вытеснению - этот термин ещё в 1915 году обозначал все защитные психологические механизмы и г) сублимации, в результате которой инстинктная энергия в конечном счёте разряжается в просоциальных действиях, лишь символически связанных с первичной инстинктной целью; 5. динамизирущее влияние врождённых факторов поведения у человека. Полагают, что цель и последовательность действий у человека его инстинкты не определяют, они являются лишь источником психической энергии, которая используется социально детерминированным образом (Обуховский, 1975). Вообще значение инстинктов в организации внутренней жизни и поведения человека остаётся столь неопределённым, что время от времени предлагается вообще отказаться от использования этого понятия в научных текстах.

* * *

Врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей. Основные инстинкты, свойственные человеку: пищевой, самосохранения и половой.

* * *

врожденный вид поведения, Передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной, достаточно жесткой программе и мало изменяется под влиянием приобретаемого жизненного опыта.

* * *

1) сложная врожденная форма безусловно-рефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды; относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения; 2) врожденный импульс к действию, сочетающийся со специфическим эмоциональным возбуждением.

* * *

(от лат. instinctus - побуждение) - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. B понятие «И.» в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях И. противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку термин «И.» служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, животного начала в человеческой психике и т. д.; в др. случаях И. назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и т. п. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия «И». в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т. п. И. играют весьма важную роль в регуляции поведения человека вообще и конфликтного поведения в особенности. В конфликтах роль И. в детерминации поведения людей значительно усиливается по сравнению с обычными ситуациями. Стресс, обычно сопровождающий конфликты, в первую очередь воздействует на высшие психические функции (мышление, чувства, речь и др.). И., являясь гораздо более устойчивым к стрессу образованием, часто определяет действия человека в конфликтных ситуациях. Особенности и характер влияния И. на возникновение и развитие социальных и внутриличностных конфликтов в конфликтологии пока не исследованы.

В начало словаря