Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
АМНЕЗИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АМНЕЗИЯ

АМНЕЗИЯ - нарушение памяти; может выступать как изолированное нарушение (амнестический синдром) или сочетаться с афазией, апраксией, агнозией. Нередко за жалобой на нарушение памяти скрываются другие нейропсихические расстройства (нарушение внимания, речи, мышления) или аффективные нарушения (например, тревога или депрессия). Нарушение памяти особенно часто возникает при двустороннем поражении лимбической системы, прежде всего гиппокампа, диэнцефальной области и медиально-базальных отделов лобной коры. При этом премущественно страдает запоминание нового материала. В результате больной не помнит событий, произошедших после начала заболевания (антероградная амнезия). Интеллект, внимание, речевые функции у таких больных сохранены, поэтому при первой беседе они часто производят впечатление вполне здоровых людей. Однако если беседу с больным пришлось прервать хотя бы на несколько минут, то, вернувшись к ней, можно обнаружить, что больной не помнит ни слова из того, о чем только что с ним говорили. В меньшей степени страдает память на события, произошедшие до начала заболевания (ретроградная амнезия), при этом обычно лучше вспоминаются более отдаленные события, нежели те, что имели место сравнительно недавно. Иногда больные с ретроградной амнезией заполняют образовавшиеся провалы в памяти ложными воспоминаниями (конфабуляциями). Особенно устойчива к амнестическим процессам информация, касающаяся самоидентификации (например, больные даже с очень грубой амнезией помнят свое имя). Выраженная ретроградная амнезия с невозможностью вспомнить свое имя или наиболее значимые события своей жизни - обычно признак психогенной амнезии, наблюдающейся при истерии или других психических заболеваниях.

Причиной остро возникшей амнезии могут быть черепно-мозговая травма, инсульт, герпетический энцефалит, метаболические энцефалопатии, интоксикации. Гиппокамп крайне чувствителен к гипоксии и ишемии и может страдать при остановке кровообращения, удушении или отравлении окисью углерода. Постепенно нарастающая амнезия бывает проявлением дегенеративного заболевания головного мозга, опухоли, психической болезни и др. Преходящие нарушения памяти могут быть обусловлены эпилепсией, нарушениями мозгового кровообращения, приступами мигрени.

Транзиторная глобальная амнезия встречается у женщин среднего и пожилого возраста. Эпизод такой амнезии обычно продолжается несколько часов и характеризуется внезапной полной утратой способности запоминать новую информацию и умеренной ретроградной амнезией в основном на сравнительно недавние события. Больные дезориентированы в пространстве и времени и выглядят растерянными. Они настойчиво пытаются выяснить у окружающих, где находятся, как оказались здесь, но, будучи не в состоянии запомнить ответы, постоянно задают одни и те же вопросы. Спустя несколько часов память восстанавливается, амнезируется лишь сам эпизод. В отличие от эпилепсии и преходящих нарушений мозгового кровообращения, транзиторная глобальная амнезия в подавляющем большинстве случаев остается однократным эпизодом.

Подострое развитие изолированной преимущественно антероградной амнезии возможно на фоне хронического алкоголизма или нарушений питания (корсаковский амнестический синдром) и связано с дефицитом витамина Bj. Постепенно развивающаяся амнезия может быть признаком болезни Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии или опухоли мозга. Часто встречается возрастное снижение памяти, которое отражает процессы «нормального старения мозга», имеет доброкачественный характер и не вызывает социальную дезадаптацию больного (доброкачественная старческая забывчивость).

Лечение. При непрогрессирующих заболеваниях эффективны методы нейропсихологической реабилитации. Медикаментозное лечение включает средства, направленные на основное заболевание, препараты, усиливающие холинергическую передачу в мозге - пирацетам по 2 - 4 г/сут, глиатилин 400 - 800 мг 3 раза в сут, пиритинол (энцефабол) по 300 - 600 мг/сут, церебролизин по 10 - 20 мл внутривенно, семакс.

* * *

- нарушение, расстройство, потеря, провалы памяти, связанные с пробелами в воспоминаниях человека.

Амнезия может быть обусловлена органическими (физическая травма, сотрясение мозга, нарушение церебральных функций) и психическими (расстройство психических функций) факторами. Она может быть также результатом интоксикации (алкоголь, наркотики) или возрастных изменений в старости. Различают ретроградную амнезию (неспособность вспомнить события, предшествующие заболеванию), анте-роградную амнезию (неспособность вспомнить события, имевшие место после начала заболевания) и парамнезию (расстройство памяти, сопровождающееся смешением реальных событий и фантазий).

В психоанализе объектом рассмотрения являются, как правило, выделенные З. Фрейдом два вида амнезии: инфантильная и истерическая.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал, в частности, об амнезии, охватывающей первые годы детства (до пяти лет жизни ребенка). Инфантильная (детская) амнезия связана не с функциональными расстройствами памяти, а с недопущением в сознание ребенка его ранних переживаний. Соответствующие переживания, как правило, полностью забываются, они недоступны для памяти. Инфантильная амнезия прерывается большей частью лишь отдельными фрагментами воспоминаний, так называемыми маскирующими, покрывающими воспоминаниями.

Согласно З. Фрейду, относящиеся к инфантильной амнезии воспоминания связаны с впечатлениями сексуального и агрессивного характера. Они включают ранние травмы, наносящие урон Я и ведущие к возникновению личных обид. Травмами являются или переживания, связанные с изучением собственного тела, или чувственные восприятия, большей частью от увиденного и услышанного. Маленькие дети не способны различать сексуальные и агрессивные действия. Они воспринимают увиденные им, например сцены сексуального акта родителей, как проявление насилия, садизма.

Преобладание сексуальных мотивов становится важной составной частью детских впечатлений и переживаний. Именно с ними связана инфантильная амнезия. Речь идет о вытеснении детских впечатлений сексуального характера, которые, будучи забытыми, тем не менее оставляют глубокий след в душевной жизни ребенка и влияют на его дальнейшее развитие.

С точки зрения З. Фрейда, период инфантильной амнезии совпадает с проявлением ранней сексуальности. В этом отношении важным представляется период от двух до четырех лет. Именно в это время создаются предпосылки для возникновения неврозов, которые, по выражению основателя психоанализа, в известном смысле являются, в отличие от животного, «привилегией человека».

Последствия пережитой в детстве травмы могут быть двоякого рода - положительные и отрицательные. Положительные последствия связаны с усилиями взрослого человека вспомнить забытое инфантильное переживание или снова сделать его реальным, пережить его повторение, дать ему возродиться в аналогичном отношении к другому лицу. Происходит фиксация на травме, выражающаяся в навязчивом повторении того, что имело место ранее. Так, девушка, которая в раннем детстве была объектом сексуального совращения, может направить свою позднейшую сексуальную жизнь на то, чтобы вновь провоцировать подобные посягательства.

Реакции, связанные с отрицательными последствиями травмы, преследуют противоположную цель. Они направлены на то, чтобы не было никаких воспоминаний и повторений забытой травмы. Речь идет о защитных реакциях, о стремлении избежать ранее пережитое, что может принять форму всевозможных фобий (страхов).

Согласно З. Фрейду, невротические симптомы - это компромиссные образования, включающие в себя вызванные в детстве травмой положительные и отрицательные реакции, стремления человека. Оба вида стремлений присущи взрослому, но проявление каждого из них может стать доминирующим. Из-за противонаправленности этих стремлений, из-за разнонаправленности реакций возникают конфликты, неспособность разрешения которых ведет к чрезмерной интенсивности и независимости их от других психических процессов. Когда это происходит, то достигается господство внутренней психической реальности над реальностью внешнего мира. Таким образом, открывается путь к неврозу или психозу.

Сравнивая душевную жизнь ребенка и психоневротика, З. Фрейд исходил из того, что инфантильная амнезия тесно связана с истерической амнезией. По его словам, без инфантильной амнезии не было бы и истерической амнезии, которая наблюдается у невротиков в отношении более поздних переживаний. Истерическая амнезия является непосредственным продолжением детской амнезии, имеющей место в душевной жизни нормальных людей. Задача психоаналитического лечения заключается в заполнении всех пробелов в воспоминаниях больного, то есть в устранении его амнезии.

Подобная ориентация классического психоанализа вытекала из представлений З. Фрейда о том, что невроз является следствием своего рода незнания, неведения о душевных процессах, о которых следовало бы знать. Это незнание обусловлено инфантильной и истерической амнезией. У невротика как бы прервана связь, которая способствует воскрешению воспоминаний.

С точки зрения З. Фрейда, у нормального, здорового человека процесс познания и воспоминания совершается автоматически, сам собой. В случае необходимости он всегда может восстановить в своей памяти события прошлого, последовательно пробегая мысленным взором по следам воспоминаний. Даже если он не осознает своих внутренних психических процессов, не понимает смысла происходящего, не видит логических связей между прошлым и настоящим, это никак не сказывается на его жизнедеятельности, поскольку всевозможные конфликтные ситуации находят свое разрешение на уровне символических представлений, активизирующихся в сновидениях или в художественном творчестве и не вызывающих каких-либо отрицательных эмоций.

Другое дело - невротик, психика которого находится во власти вытесненного бессознательного. В этом случае конфликтные ситуации получают только видимость разрешения. В действительности же у невротика нарушаются логические связи между прошлым и настоящим, в результате чего незнание становится у него патогенным (болезненным), вызывая сомнения, мучения и страдания, так как смысл происходящего и причины, породившие внутреннее беспокойство, ускользают из его сознания.

Для того чтобы превратить это патогенное незнание в нормальное знание, перевести вытесненное бессознательное в сознание, необходимо, как считал З. Фрейд, восстановить нарушенные внутренние связи, помочь невротику уяснить смысл происходящего и тем самым подвести его к пониманию подлинных причин, обусловивших его страдания. В принципе все это возможно, так как в психике человека нет ничего произвольного, случайного. Согласно З. Фрейду, каждый психический акт, каждый бессознательный процесс имеет определенный смысл, включает в себя смысловые связи, выявление которых представляется важной задачей психоанализа. Восполнение пробелов в памяти, устранение амнезий - необходимая составная часть этой задачи.

* * *

- расстройство памяти, при котором нарушается способность запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

* * *

(а - приставка отрицания, греч. mnesis - воспоминание) - выпадение памяти на впечатления определённого промежутка времени либо событий определённого рода. Различают несколько клинических форм амнезии, упоминаемых далее.

* * *

(греч. amnesia - забывчивость). Расстройство памяти. После черепно-мозговых травм возможны: ретроградная амнезия - выпадение из памяти определенного периода жизни, непосредственно предшествовавшего заболеванию или травме, антероградная амнезия - выпадение из памяти событий, происходящих после восстановления расстройства сознания. Антероретроградная амнезия - сочетание вышеописанных форм амнезии. В большинстве случаев встречается репродукционная амнезия - затруднение или невозможность воспроизведения в нужный момент имеющихся в анналах памяти сведений, имен, дат, формулировок и т.п., которые, однако, как правило, вспоминаются в последующем. Эти формы амнезии, а также прогрессирующая амнезия обычно объясняются двусторонним временным или стойким и нарастающим расстройством функций медиобазальных отделов височной доли, входящих в состав гиппокампова круга (круга Папеца), включающего также форникс (свод), ядра таламусов, мамиллярные тела. Их причиной чаще является дисциркуляторная энцефалопатия (см.). Кроме того, в психиатрии выделяются фиксационная амнезия - основное проявление синдрома Корсакова (см.) и постгипнотическая амнезия - выпадение из памяти всего, что связано с пребыванием в гипнотическом состоянии, а также диссоциированная амнезия (см.).

* * *

общее понятие, обозначающее различные нарушения памяти человека. Амнезии могут относиться к процессам запоминания и припоминания материала, быть связанными с прошлым, настоящим и будущим, включать в себя частичную или полную утрату памяти. Амнезии бывают временными (функциональные нарушения памяти) и постоянными (хронические нарушения памяти).

Существует множество различных причин амнезии. Наиболее часто встречающиеся среди них следующие: болезнь, актуальное физическое (например, усталость) или психическое (например, аффект) состояние человека,

* * *

(от греч. а - отрицательная частица и mneme -память) - патологическое состояние психики, связанное с провалами в памяти, вызванными различными локальными поражениями мозга.

В начало словаря