Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИНТРОВЕРСИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНТРОВЕРСИЯ

ИНТРОВЕРСИЯ - ориентация, установка человека, в соответствии с которой жизненные интересы направлены на его внутренний мир. В психоанализе под интроверсией понимается направленность либидо (сексуальной энергии) человека не на внешние объекты, а на его собственный внутренний мир.

Понятие интроверсии было введено в научный оборот швейцарским психологом К.Г. Юнгом (1875-1961). В работе «О конфликтах детской души» (1910) он писал о грезах четырехлетней девочки, выражающих то, что «часть любви, которая прежде принадлежала реальным объектам и должна была им принадлежать, интровертируется, то есть направляется внутрь, в субъект, и там порождает преувеличенную деятельность фантазии». Рассматривая вопрос о том, что представляет собой интроверсия и откуда она происходит, К.Г. Юнг исходил из того, что этот процесс является типичным: «Когда жизнь сталкивается с препятствиями и человеку не удается приспособиться, а поэтому переход либидо в реальность застопоривается - происходит интроверсия, то есть вместо действия в реальности возникает усиленная деятельность фантазии».

На примере рассмотрения поведения четырехлетней девочки К.Г. Юнг показал, как на детский вопрос «Откуда берется ребенок?», стереотипный ответ родителей «Аист приносит» может породить недоверчивое отношение вопрошающего ребенка к родам матери, вызвать адресованные матери упреки и привести к той «невротической интроверсии», которая в раннем возрасте не нужна и не благоприятствует развитию маленького ребенка. Неудовлетворительное объяснение со стороны родителей и фантастические конструкции ребенка, относящиеся к факту рождения и сексуальной жизни, в более позднем возрасте могут стать, как считал К.Г. Юнг, важным детерминирующим симптомом при неврозе или бредовых идеях при психозе.

В 1913 году, на Международном психоаналитическом конгрессе в Мюнхене К.Г. Юнг выступил с докладом «К вопросу об изучении психологических типов», в котором провел различие между истерией и шизофренией. По его мнению, характерным признаком истерии является центробежное движение либидо, в то время как при шизофрении это движение центростремительное. В процессе развития болезни у человека возникает компенсация, в результате которой происходит обратное явление. В случае истерии либидо тормозится и обращается вовнутрь, больной отстраняется от участия в общественной жизни и погружается в свои мечты. При шизофрении наблюдается обратный процесс: в инкубационный период, то есть во время развития болезни, человек отворачивается от внешнего мира, чтобы сосредоточиться на себе и своим экстравагантным поведением привлечь к себе внимание других людей. Эти два противоположные устремления К.Г. Юнг предложил обозначить терминами экстраверсия и интроверсия. По его словам, «интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счет». В этом же докладе он высказал идею, в соответствии с которой и в нормальном состоянии могут быть психологические типы, отличающиеся преобладанием того или другого психического механизма - интроверсии или экстраверсии. Эта идея получила подробное обоснование в его работе «Психологические типы» (1921), после чего понятие интроверсии получило широкое распространение в психологии, а рассмотрение интровертированного и экстравертированного типов личности легло в основу различных типологий, которые используются и в настоящее время.

З. Фрейд настороженно отнесся к введенному К.Г. Юнгом понятию «интроверсия». В работе «О нарциссизме» (1914) он отметил, что у К.Г. Юнга нет строгого различения выражения «интроверсия либидо», которая, на его взгляд, может быть отнесена только к таким случаям заболевания (истерия, невроз), при которых эротическое отношение больных к людям и предметам не утрачивается вообще, а сохраняется в области фантазии. В случае других заболеваний, названных З. Фрейдом «парафренией», характерными чертами которых являются бред величия и потеря интереса к внешнему миру, следует говорить, на его взгляд, не столько об интроверсии, сколько о вторичном нарциссизме. Критикуя взгляды К.Г. Юнга, связанные с излишне широким толкованием понятий «либидо» и «интроверсия», основатель психоанализа исходил из того, что при шизофрении больной может потерять сексуальный интерес к человеку, но сублимировать его, проявляя новый интерес к божественному, природе или животному миру, причем «его либидо не подвергается интроверсии на область фантазии и не возвращается к «Я».

На протяжении своей последующей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд скептически относился к юнговской типологии личности. В одном из писем Ромену Роллану (от 19 января 1930 года) он признавал, что различие между «интровертированным» и «экстравертированным» идет от К.Г. Юнга. Вместе с тем он подчеркнул, что не придает особого значения подобному различию, поскольку «люди могут одновременно являться и тем, и другим и, как правило, так оно и есть».

* * *

- свойство или стремление индивида направлять свою личность не вовне, а внутрь себя, не слишком раскрываться перед другими.

Ср.:

Страдай один!.. В себе носи

Свои правдивые мученья

И, точно нищий, не проси

У встречных взора сожаленья.

Следы унынья глубже спрячь,

И в день тоски, закрывши двери,

В тиши ночной один оплачь

Свои утраты и потери.

(П. Якубович, Страдай один!..)

Ср.:

Нашел - молчи, и потерял - молчи (пословица).

Ср. закрытая личность, экстраверсия.

* * *

(лат. intro - внутрь, vertere - обращать, поворачивать) - термин К.Юнга, обозначает созерцательное, пассивное отношение к происходящему вне себя, сочетающееся с преобладающим интересом к тому, что происходит в себе самом. Это может означать, что имеет место а) притупление восприятия внешних впечатлений либо б) обострение восприятия и усиление значимости субъективных впечатлений (фантазий, сновидений, грёз). Некоторые авторы крайней, клинически значимой степенью интроверсии считают аутизм (см.). Термин интроверсия чаще употребляются с коннотацией расстройства, нежели термин «экстраверсия»

* * *

направленности личности на себя, на собственные ощущения, переживания, чувства и мысли.

* * *

(от лат. intro - внутрь, versio - поворачивать) - направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей; типическое (в противоположность экстраверсии) свойство темперамента или характера. Для интровертированной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интровертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совмещает в себе в определении пропорции черты И. и экстраверсии.

* * *

(от лат. intro - внутрь, versio - поворачивать, обращать) - индивидуально-психологическая характеристика человека, отражающая преимущественную направленность личности на явления ее собственного субъективного мира. Понятие «И.» было введено К. Юнгом для обозначения одного из двух противоположных типов личности: экстраверта и интроверта. Для интроверта характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым он придает высшую ценность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, повышенная внутренняя конфликтность, затруднение социальной адаптации. Разработка проблемы И. осуществлялась в факторных теориях личности (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др.), в которых она рассматривалась не в плане типа личности, а как полюс непрерывной шкалы, выражающей количественное соотношение свойств И. - экстраверсии у конкретного субъекта.

* * *

обращенность внимания, сознания и интересов человека на самого себя; психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. Интроверсия является одной из базовых черт личности и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.

В начало словаря