Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИСТЕРИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИСТЕРИЯ

ИСТЕРИЯ - невротическое заболевание, имеющее многообразные клинические проявления и характеризующееся разнообразным расстройством телесных (моторных, сенсорных, визуальных) функций и психических состояний человека.

Представления об истерии уходят своими корнями в далекую древность, а этимологическое значение термина «истерия» восходит к греческому слову «матка». В Средние века истерия ассоциировалась с одержимостью бесом, а в ХVI веке появились суждения, в соответствии с которыми это заболевание связывалось с патологией мозга. Тем не менее на протяжении многих столетий среди части врачей поддерживалось мнение, что истерия свойственна только женщинам. Отголоски этого мнения сохранились вплоть до ХIХ века, когда некоторые врачи соотносили истерию с особой болезнью матки, которая лечилась посредством удаления клитора или использования валерьянки, сдерживающей движения «блуждающей матки».

Значительный вклад в понимание истерии внес французский невропатолог Ж. Шарко (1825-1893), практическая деятельность которого в знаменитой больнице Салпетриер принесла ему всемирную славу. Он не только исследовал различные проявления истерии, включая параличи и боли в области тазобедренного сустава, но и продемонстрировал искусство того, как посредством гипноза можно вызывать истерические симптомы (потеря чувствительности, дрожь, параличи), которые совпадают с симптомами спонтанной истерии. Театрализованные представления, устраиваемые «великим Шарко» в Салпетриере, когда при помощи гипнотического воздействия он исцелял истерические параличи и припадки, открывали путь к новому пониманию психогенного происхождения истерии. Ему удалось также показать, что многие болезни, которым ранее приписывались неврологические причины, являются психическими по своей природе. Кроме того, Ж. Шарко продемонстрировал случаи мужской истерии, тем самым отвергнув ранее расхожие представления об истерии как специфическом женском заболевании.

Исследовательская и терапевтическая деятельность Ж. Шарко произвела значительное впечатление на З. Фрейда, проходившего шестимесячную стажировку в Салпетриере в 1885-1886 годах. Наибольшее впечатление на него произвели исследования случаев истерии у мужчин и демонстрация путем гипноза возможностей вызывать истерические параличи и устранять истерические симптомы. По возвращении из Парижа в Вену в обществе врачей З. Фрейд сделал доклад «Об истерии у мужчин», в котором изложил результаты того, что увидел и чему научился у Ж. Шарко. Его доклад не вызвал энтузиазма у венских врачей, а австрийский психиатр Т. Мейнерт (1833-1892), у которого ранее З. Фрейд изучал гистологию нервной системы, предложил ему продемонстрировать симптомологию мужской истерии, представив на рассмотрение врачей случай, подтверждающий взгляды Ж. Шарко. Старшие врачи, в отделении которых он находил подобные случаи, не разрешали З. Фрейду осуществлять клиническое наблюдение. Когда ему все же удалось найти за пределами государственных клиник случай классической полуанестезии у одного мужчины и продемонстрировать его в обществе врачей, то он был разочарован тем, что венские врачи не проявили дальнейшего интереса ни к этому случаю, ни к нему самому. Вспоминая об этом эпизоде в своей «Автобиографии» (1925), он писал: «Впечатление, что крупные авторитеты отклонили мои новинки, оставалось непоколебимым; я со своей мужской истерией и возможностью вызывать истерические параличи внушением оказался в оппозиции».

На протяжении 1892-1895 годов З. Фрейд уделял пристальное внимание изучению истерии. Намеченная им у Ж. Шарко во время стажировки в Париже программа сопоставления органических и психических оснований истерии получила свое отражение в его публикации «Некоторые соображения по поводу сравнительного изучения двигательных парезов - органических и истерических». В 1893 году вышла в свет написанная им совместно с Й. Брейером (1842-1925) статья «Психические механизмы истерических феноменов», где наряду с освещением других вопросов рассматривалась проблема «неотреагированной истерии». В этой же статье был изложен катартический метод лечения истерии, заключавшийся в том, что «отдельные истерические симптомы сразу же исчезали и больше не возвращались, если удавалось полностью восстановить в памяти событие, послужившее причиной этих симптомов». В 1894 году он опубликовал работу «Защитные невропсихозы», в которой провел различие между «гипноидной истерией», «неотреагированной истерией» и «истерией защиты», а также высказал мысль о том, что при истерии преобладают неприемлемые для личности сексуальные помыслы.

В написанной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд внес уточнение в свое предшествующее понимание истерии: он подчеркнул то обстоятельство, что хотя истерия является самым старым заболеванием среди тех, которые относят к неврозам, тем не менее «не годится «штемпелевать» невроз как истерический только потому, что в его симптомах обнаруживаются некоторые признаки истерии». Исходя из этого, З. Фрейд начал изучать этиологию и психические механизмы всех неврозов, а вопрос об оправданности диагноза истерии поставил в зависимость от результатов исследования. Выделив такие заболевания, как неврастения, невроз навязчивости, невроз тревоги, он высказал мысль, согласно которой встречающиеся обычно неврозы представляются смешанными и чистые случаи истерии являются редкими. Тем не менее при исследовании истерии следует, на его взгляд, иметь в виду следующее: истерию вряд ли возможно рассматривать вне связи с сексуальностью; она представляет собой, как правило, лишь один аспект сложного невротического случая; истерия «может быть найдена и лечена как изолированный невроз, по-видимому, только в пограничном случае»; очищенную от всех примесей истерию можно рассматривать в качестве самостоятельного феномена с теоретической точки зрения, но не в отношении терапии, так как при терапии «речь идет о практических целях, об устранении всего состояния страдания», в то время как истерия чаще всего встречается в качестве компонента смешанного невроза.

С точки зрения З. Фрейда, «истерия возникает благодаря вытеснению невыносимого представления по мотиву отпора». Вытесненное представление не исчезает, оно остается как слабый след воспоминания. Оторванный от этого воспоминания аффект способствует конверсии возбуждения. Благодаря своему вытеснению представление становится патогенным, порождает болезненные симптомы. Возникает то, что З. Фрейд назвал «истерией отпора», отличающейся от «гипноидной истерии», не связанной с сопротивлением и характерной для случая Анны О., с которым имел дело Й. Брейер в 1880-1882 годах и на основе которого был введен катартический метод терапии. Говоря о различии между «истерией отпора» и «гипноидной истерией», З. Фрейд признавался в том, что в своей терапевтической деятельности ему не приходилось сталкиваться с истинной «гипноидной истерией» и что во многих случаях гипноидное состояние проявлялось в качестве психического образования, ранее отщепившегося благодаря сопротивлению. Он не мог избавиться от ощущения, «что гипноидная истерия и истерия отпора сближаются где-то в области своих корней и что при этом первичным является отпор».

В процессе дальнейшей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд отказался от гипноза как «мистического средства», стал использовать метод свободных ассоциаций, сосредоточил свое внимание на явлениях вытеснения и сопротивления. Собственно говоря, именно на идее сопротивления основывалось его психоаналитическое понимание психических процессов при истерии. Тем самым был осуществлен переход от катартического метода лечения к психоанализу.

В начале 1896 года З. Фрейд ввел в научный оборот термин «психоанализ», а несколько месяцев спустя сначала выступил перед венским обществом психиатров и неврологов с сообщением на тему «Этиология истерии», а затем опубликовал статью «К вопросу об этиологии истерии». Приступая к построению общей теории истерии, он подчеркнул важность своего открытия, в соответствии с которым «в основе каждого случая истерии могут быть обнаружены одно или несколько переживаний примитивного сексуального опыта, относящихся к первым годам детства, переживаний, которые могут быть воспроизведены путем аналитической работы».

С момента возникновения психоанализа и по мере его развития З. Фрейд неоднократно обращался к проблеме истерии. В работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) он провел различие между фобией и истерией. Для связанной с тревожным состоянием фобии он дал название «истерии страха», ранее предложенного им австрийскому психоаналитику В. Штекелю (1868-1940), который взялся за описание невротического состояния страха и использовал этот термин в одной из своих работ, опубликованной в 1908 году. Говоря о психических механизмах фобии и истерии, З. Фрейд отметил одно важное, на его взгляд, различие между ними. В отличие от истерии при фобии освобожденное (благодаря вытеснению) от патогенного материала либидо не переходит из сферы психики на телесную организацию, а остается свободной в форме страха. Эта «истерия страха» может сочетаться с «конверсионной истерией», имеющей телесные симптомы, то есть с тем, что он назвал «истерической конверсией», когда аффект душевного процесса направляется в иное русло, нежели психический процесс. И если ранее З. Фрейд предпочитал говорить о смешанных неврозах, то в работе о маленьком Гансе он заметил, что «существуют как чистые случаи конверсионной истерии без всякого страха, так и случаи чистой истерии страха, выражающиеся в ощущениях страха и фобиях без примеси конверсии». При этом он полагал, что истерия страха является наиболее частым психоневротическим заболеванием, проявляющимся на ранних этапах жизни человека и относящимся к «неврозам периода детства».

Исследование истериков и других невротиков привело З. Фрейда к убеждению, что хотя путем вытеснения они устраняют из сознания и памяти несовместимые с этическими и эстетическими взглядами личности желания, тем не менее эти желания продолжают существовать и ждут первой возможности сделаться активными. Как только появляется такая возможность, вытесненные бессознательные желания посылают в сознание искаженного заместителя, замещающее представление которого выступает в качестве симптома. Тем самым вместо кратковременного конфликта, смягченного вытеснением, наступает «бесконечное страдание». Средствами психоанализа можно вскрыть пути, по которым произошло замещение. Если удается преодолеть сопротивление страдающего истерией больного, то можно достичь того, чтобы симптом был переведен в вытесненную идею. Затем, преодолевая другие виды сопротивления больного и создавая благоприятные условия для воспроизведения оживших и вновь возникших у него переживаний путем установления эмоциональной связи с аналитиком (перенос), достигается то, что «психический конфликт, которого хотел избежать больной, получает под руководством врача лучший выход, чем он получил с помощью вытеснения». Как подчеркивал З. Фрейд в своей работе «Конструкции в анализе» (1937), целью аналитической работы является приведение больного в такое состояние, которое бы позволило ему упразднить вытеснение своего более раннего развития, чтобы заместить его реакциями, более соответствующими состоянию «психической зрелости».

При жизни З. Фрейда некоторые врачи упрекали основателя психоанализа в том, что его теория истерии была чисто психологической и поэтому неспособной разрешить серьезные патологические проблемы. В ответ на эти упреки он замечал, что «чисто психологической является лишь терапевтическая техника». Что касается психоаналитической теории истерии, то она не оставляет без внимания органические основания психических заболеваний, хотя и не ищет их в патолого-анатомических изменениях. Не случайно эта теория придает такое большое значение сексуальной функции, в которой З. Фрейд усматривал «фундамент истерии, как и вообще всех неврозов».

* * *

- симптомокомплекс, включающий функциональные психические, соматические и неврологические расстройства; больные характеризуются повышенной внушаемостью, стремлением привлечь к себе внимание. Особая форма невроза.

* * *

(в течение многих веков считалось расстройством, свойственным исключительно женщинам и возникающим вследствие «отвязывания», «блуждания матки» по их организму, отчего возникают самые разные симптомы этой болезни) - до сих пор во многом непонятное и нередко весьма трудное для распознавания психическое расстройство, наиболее часто упоминаемыми признаками которого являются галлюцинации, сомнамбулизм, функциональная анестезия, функциональный паралич и психическая диссоциация. Существуют сомнения в том, что истерия - это единое и самостоятельное расстройство. Высказывается предположение о том, что истерический синдром существует только в сознании врачей, которые, за неимением иных концептуальных схем, его особенно часто диагностируют. Основными считаются следующие признаки истерии:

1. чрезмерная самовнушаемость, т.е. склонность желаемое, воображаемое принимать за нечто реальное;

2. парадоксальная внешняя внушаемость, т.е. сочетание повышенной внушаемости в одних ситуациях и оппозиционности, негативизма, в других;

3. повышенная потребность во внимании со стороны других людей - в одобрении, поощрении, признании, восхищении, любовании (даже и в порицании, но только не в таком к себе отношении, которое пациент расценивает как равнодушное, безучастное, индифферентное);

4. конверсионно-диссоциативная симптоматика, возникающая, предположительно, в силу патологической способности пациентов непроизвольно и посредством аутосуггестии продуцировать весьма многообразные психологические, неврологические, вегетативные и соматические симптомы (отсюда проистекает старое выражение: "истерия - великая симулянтка"), такие, как функциональные параличи, парезы, гиперкинезы, боли, выпадения чувствительности, обманы восприятия, нарушения походки, провалы памяти, фуги, множественная личность и др. Сюда же относятся истерические психозы, природа которых рассматривается как полифакториально обусловленная;

5. нозофильность, т.е. непроизвольное желание при определённых обстоятельствах включаться в роль больного человека и упорное нежелание выздоравливать, если эти обстоятельства сохраняются или возникают новые, не менее травматичные;

6. демонстративность поведения с явным налётом нарочитости, искусственности, экзальтации, игры на публику, вызванное бессознательным побуждением оказывать на других людей по возможности наибольшее эмоциональное воздействие, что не лишённым артистизма пациентам поначалу нередко вполне удаётся, - пациенты могут разжалобить, вызвать желание им помочь, могут очаровать, увлечь, подкупить своей искренностью, непосредственностью, открытостью, они способны обольстить, даже влюбить в себя или кого-то поставить в зависимость от себя. Жертвами истеричных пациентов обычно становятся простодушные, слишком доверчивые индивиды или непритязательные, аутентичные, чуждые притворства и потому с трудом распознающие чей-то обман люди («чистым всё кажется чисто»). Создать сильное о себе впечатление пациентам нередко помогает их подчёркнуто нарочито яркая, броская, чем-то выделяющаяся внешность, являющееся обычно предметом их исключительно большого внимания, Вероятно, это связано с тем, что внешний облик значительно облегчает перевоплощение в ту или иную роль (как это известно из опыта артистов, дикарей);

7. манипулятивные тенденции, то есть склонность эксплуатировать чувства окружающих, особенно такие, как сочувствие, сострадание, благодарность, обязательность. В в силу этой тенденции к психологическому паразитизму (и паразитизму в других его проявлениях), истерики производят на многих других людей в конечном итоге отталкивающее впечатление;

8. стремление не быть кем-то, а им только казаться (Ганнушкин, 1933), то есть постоянное пребывание в той или иной личностной оболочке, обычно это перманентная смена воображаемых ролей. Истерики - это лица, которые одновременно и/или последовательно перевоплощаются из одного образа в другой так, как они себе его представляют. При этом они не просто играют, не теряя из виду своё подлинное Я, но нередко и «заигрываются», то есть могут столь легко и прочно вжиться в придуманный образ, на некоторое время отождествлять себя с ним, что осознавать себя в это время именно тем человеком, которого в тот или иной момент изображают. Если пациент произносит пафосную речь, изображает обиду или удивление, то он, действительно, испытывает эти чувства, как и настоящие актёры на сцене, сумевшие глубоко принять какую-то роль. Трудно утверждать, что пациенты способны присваивать тот или иной образ надолго, как бы интернализовать, делать его своей натурой и тем самым останавливаться в поисках своей идентичности на чём-то определённом, как это в норме делается в юношеском возрасте. Но нельзя этого и исключать, истеричный индивид позднее может предстать в совершенно другом личностном качестве. Не следует, однако, считать, что истерикам совершенно чужды иные личностные качества, как это предписывают считать каноны классической характерологии. Ничего неожиданного поэтому не происходит, если в силу каких-то внутренних и/или внешних причин истеричный пациент свой модуль поведения постепенно или внезапно меняет на какой-то иной, более устойчивый, или воображаемую роль дополняет качествами личности другого типа.

9. некритичность пациентов к патологическим проявлениям истерии, явная тенденция включать свои воображаемые качества и нарочитые действия в структуру собственного Я, тем самым теряяя осознание их неестественности, искусственности (например, лживость или вспышки ярости со временем становятся со временем как бы устойчивой чертой характера пациента, вполне нормальной, с его точки зрения);

10. отсутствие реакции страдания на возникающие и даже достаточно серьёзные симптомы психического или соматоневрологического расстройства - «прекрасное равнодушие», по П.Жане;

11. незрелость личности, например, отсутствие серьёзных интересов, увлечений, идеалов, глубоких и прочных привязанностей, продуманной и разумной системы личностных ценностей, способности к самоограничениям и определённой, последовательной линии поведения, неразвитость чувства ответственности долга, эстетических, интеллектуальных нравственных чувств, сиюминутное существование и неготовность к формированию долгосрочных целей и планов и т.п.

Некоторые авторы, в частности, Осипов В.П.(1923) указывают на сходство или даже тождественность ряда симптомов истерии и шизофрении. Ныне такие симптомы рассматриваются как диссоциативные. Термин «истерия» давно стал оценочным, для многих авторов неприемлемым, однако отказаться от него в настоящее время сложно как из-за «семантической инерции», так и за отсутствием ясности в понимании подлинного существа дела, как указывает на это К.Ясперс. В частности, термины «диссоциативный», «конверсионный» являются скорее метафорическими, чтобы остановить на них окончательный выбор. Кроме того, термин «диссоциация» без уточняющих его коннотаций большей частью тавтологичен, так как он определяет следствие, симптом какого-то расстройства, а не подлинную его причину (например, истерическая слепота есть симптом диссоциации, так как её природа состоит в психической диссоциации). Ныне истерия формально относится к группе нарушений с конверсионно - диссоциативной симптоматикой и искусственному расстройству. В психоанализе отсутствует определённая теория истерии, например, З.Фрейд никогда не давал точных формулировок своих взглядов на истерию, не делали этого и его последователи. Согласно Veith (1965), истерия представляет собой почти «вымершее» заболевание, которое возникает только среди «необразованных из низших социальных слоёв», на которых «не оказало влияние распространение психоаналитических идей» (на практике аналитики особенно хорошо знакомы именно с истерическими явлениями). Едва ли истерия является «вымершим» и к тому же всегда «заболеванием», история полна свидетельствами того, что то и дело умирают лишь те или иные представления истерии, а сама она остаётся, меняя лишь свои внешние проявления в зависимости от того, что о ней думают. В лечении истерических расстройств основное значение имеет психотерапия, при истерических психозах назначаются транквилизаторы, мягкие нейролептики, антидепрессанта, растормаживающие средства..

* * *

душевная болезнь типа невроза, Отличающаяся специфическими нарушениями психики и поведения человека. Типичными для таких нарушений являются повышенная эмоциональная возбудимость, капризность, изменчивое настроение, непредсказуемость поступков, рассчитанных на привлечение внимания Окружающих людей, на изменение их отношения. Истерия, Нередко сопровождается припадками, которые выражаются в чрезмерном двигательном возбуждении, бурном проявлении эмоций (в плаче, крике, падении, иногда -во временной потере сознания). Подобные реакции, однако, почти никогда не влияют сколько-нибудь серьезно на здоровье истерика, не влекут за собой его телесных повреждений. В психоанализе истерия объясняется причинами психологического характера, связанными с тяжелыми эмоциональными переживаниями, конфликтами человека, имевшими место в прошлом, особенно в детстве.

* * *

патологическое состояние психики человека, характеризуемого повышенной внушаемостью, слабой регулируемостью своего поведения, несоответствием внешнего выражения переживаний их глубине, с мнимыми обмороками, плачем, громкими криками, театральными движениями и позами в стремлении любым способом привлечь к себе внимание.

«Уйди, Рогожин, тебя не нужно!» - кричала она почти без памяти, с усилием выпуская слова из груди, с исказившимся лицом и с запекшимися губами, очевидно, сама не веря ни на каплю своей фанфаронаде, но в то же время хоть секунду еще желая продлить мгновение и обмануть себя. Порыв был так силен, что, может быть, она бы и умерла, так, по крайней мере, показалось князю. «Вот он, смотри! - прокричала она наконец Аглае, указывая рукой на князя. - Если он сейчас не подойдет ко мне, не возьмет меня и не бросит тебя, то бери же его себе, уступаю, мне его не надо!..» (Ф. Достоевский, Идиот).

* * *

Син.: Невроз истерический. От греч. hystera - матка, исторически связывается с представлением о «бешенстве матки» как о причине заболевания. Представляет собой невроз (см.), возникающий у людей с истерическим чертами личности, действия и поступки которых определяются эмоциями в большей степени, чем рассудком. При этом обычны преувеличенное выражение эмоций, самодраматизация, театральность поведения, стремление подчеркнуть свою «неотразимость», иногда откровенно провокационное сексуальное поведение. Такие люди обычно жаждут повышенного внимания к себе, стремятся к признанию своей исключительности. Они легко внушаемы, склонны к вымыслам, эгоцентричны, проявляют повышенную требовательность к окружающим и весьма невысокую - к себе. Клинические проявления истерии разнообразны. Нередко встречаются функциональные парезы или параличи, расстройства чувствительности, слепота, глухота, мутизм, заикание, гиперкинезы, истерические припадки (см.). Возможны сумеречные состояния сознания, псевдокатотонический ступор, выраженные вегетативные реакции (истерический «комок» в горле, истерические рвота, метеоризм, задержка мочи и т.п.). Имитация органической патологии нередко имеет шаржированный характер. Создается впечатление, что больных не тяготят проявления болезни, что у них нет желания избавиться от недуга. Проявления истерии нередко ведут к уходу от возникающих житейских сложностей, «бегство в болезнь», имеющую, как говорил И.П. Павлов, «условную приятность». Нередко клинические проявления истерии напоминают признаки того или иного органического заболевания. Это привело к тому, что Сиденгам назвал истерию «хамельоном», а Шарко - «великой симулянткой».

* * *

(от греч. hystera - матка; считалось, что И. - следствие болезни матки) - форма психопатии. Обусловлена чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением. При И. наблюдается явно демонстративное поведение, особенно в ситуациях межличностных противоречий и конфликтов: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение имеет чрезмерное утрирование (крики, плач, обмороки), что ориентировано на привлечение к себе внимания др. людей.

В начало словаря