Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "М" (часть 11, "МЕТ"-"МИК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 11, "МЕТ"-"МИК")

МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - совокупность исследовательских процедур, позволяющих получить научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Искажение информации может иметь несколько причин: неосознанность респондентом своих истинных мотивов и установок; стремление респондентов к рациональному, логическому поведению; несоответствие между нормами и ценностями, существующими в обществе, и реальными установками и мотивами респондентов; влияние на стиль предоставления информации субкультуры респондентов. Выделяются четыре основных способа получения информации с помощью М. п.: ассоциация, фантазия, концептуализация и классификация. Основные процедуры М. п.: тест на завершение предложений; метод карикатур; метод интерпретации картин; метод дидактических историй; метод псевдофактуальных вопросов; игровые методы (М. С. Мацковский, 2003). В конфликтологии М. п. позволяют выявлять истинные мотивы действий участников конфликтов, и поэтому они являются необходимым и важным элементом многих исследований.

МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (англ. methods of psychological selfregulation) - комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. М. п. с. ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно. К числу основных групп М. п. с. относятся: техники нервно-мышечной релаксации, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов, эзотерические методы изменения состояния сознания, самогипноз. Современные программы обучения М. п. с. имеют комплексный характер и включают элементы различных методов. В качестве дополнительных приемов, способствующих более эффективному овладению М. п. с., используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды специализированной гимнастики (дыхательной, общеукрепляющей). Обучение М. п. с. наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий. Форма организации занятий по обучению М. п. с. может существенно варьироваться в трех основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия с помощью специальной методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под непосредственным руководством психолога (гетеротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных средств. Последние две формы используются в практике работы т. н. кабинетов психологической релаксации, организуемых на производстве, в медицинских, учебных и воспитательных учреждениях. Овладение М. п. с. весьма важно не только для конфликтолога, но и для каждого человека. Навыки психической саморегуляции являются обязательным элементом психологической культуры личности. Знакомство с М. п. с. способствует профилактике конфликтов и более конструктивному поведению человека в них.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ - единство трех взаимосвязанных способов получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Во-вторых, это оценка возможного и желательного в будущем состояния того или иного явления (прежде всего экспертной оценки). В-третьих, это моделирование прогнозируемых явлений. Все три способа выделяются условно, ибо образуют органическое единство (И. В. Бестужев-Лада, 2003). М. с. п. очень важны для конфликтологии. Без прогнозирования социальных конфликтов трудно говорить об их эффективном регулировании. Собственные методы прогнозирования в отечественной конфликтологии пока слабо разработаны.

МЕХАНИЗМ «КИСЛОГО ВИНОГРАДА»

МЕХАНИЗМ «КИСЛОГО ВИНОГРАДА» (название от басни Эзопа «Лиса и виноград», в которой лиса делает вид, что виноград плохой, после того, как понимает, что не может до него дотянуться) - девальвация человеком цели, которой он не может достигнуть.

Ср.:

«Не то лучше совсем не выходить замуж», - подхватила Эльза. Но здесь они разошлись во взглядах. Гретхен подумала: «Ну, милочка моя, это ты говоришь просто потому, что на тебя не нашлось охотника» (Г. Манн, Гретхен).

Ср. бытовое замечание женщины о том, что ее дочери еще рано выходить замуж (хотя в действительности это для нее желательно), или замечание человека, у которого недостаточно средств, чтобы поехать за границу для отдыха: «А что там особенного за границей? Здесь можно еще лучше отдохнуть и не тратя таких денег!» Ср. эффект труднодостижимости.

МЕХАНИЗМ ДА - НЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ

МЕХАНИЗМ ДА - НЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ -закономерность, при которой в эмоционально насыщенной ситуации этническая психика человека пытается как бы рассортировать все факты на положительные и отрицательные, "белые" и "черные".

Эмоции, бессознательное порой реагируют по принципу: "за - против". При этом первая эмоциональная реакция может оказаться ошибочной по своей сути, но тем не менее предопределять некоторое время активность представителей той или иной нации, народности.

МЕХАНИЗМ РЕАКТИВНОЙ РЕАКЦИИ (ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ)

МЕХАНИЗМ РЕАКТИВНОЙ РЕАКЦИИ (ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ) - явление, заключающееся в формировании, функционировании, демонстративном проявлении таких черт представителей той или иной нации, народности, которые противоположны вытесненным в бессознательное и существующим в скрытом виде.

Так, за внешним проявлением крайней любезности может скрываться как осознанная, так и неосознаваемая интенсивная враждебность и т. д. Такие примеры встречаются не всегда, не часто, но это в принципе характерно для человеческой психики.

Вероятность проявления механизма реактивной реакции увеличивается при применении элементов принуждения. Обстоятельства могут заставить представителя конкретной нации, народности быть внешне терпимым, лояльным по отношению к тем, кто применяет принуждение, но в то же время в глубине души будет копиться, аккумулироваться ненависть к субъекту принуждения. Причем это может не осознаваться самими людьми.

МЕХАНИЗМ ТРАНССИТУАЦИОННОГО НАУЧЕНИЯ

МЕХАНИЗМ ТРАНССИТУАЦИОННОГО НАУЧЕНИЯ - исторически сложившийся у различных народов способ непроизвольного формирования их представителями целостного жизненного (этнокультурного) опыта, регулирующий межличностное и межгрупповое общение и взаимодействие.

М.т.н. проявляется только коллективно и время его интенсивного освоения приходится на период раннего и позднего детства, когда научение протекает неосознанно и осуществляется в контексте реальной жизнедеятельности через непосредственное участие в межличностных ситуациях, составляющих воспитывающую ребенка среду.

МЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (от греч. psyche - душа logos - учение) - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа «Я». З. Фрейд трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. За счет реализации М. п. з., как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, т. к. человек лишает себя возможности воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Позитивную роль М. п. з. имеют тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься. В результате многочисленных исследований, проведенных, прежде всего, в рамках клинической практики, были выделены различные виды М. п. з.: вытеснение, идентификация, изоляция, интроекция, компенсация, образование реакций, отрицание, перенос, проекция, рационализация, регрессия, сублимация, фантазия, эмоциональная изоляция.

МЕХАНИЗМЫ САМОЗАЩИТЫ ПСИХИЧЕСКИЕ

МЕХАНИЗМЫ САМОЗАЩИТЫ ПСИХИЧЕСКИЕ -

в значительной степени бессознательные способы избежания конфликтов в сознании, внутренних конфликтов (реально конфликты могут оставаться) в случае, когда они ущемляют "Я" личности, оказывают негативное воздействие на ее психику. М.с.п. проявляются обычно в трех основных формах: а/. Рационализация - создание системы оправданий морально неприемлемых поступков, неправильного поведения; б/. Перцептивная защита - замедление ответных реакций, бессоззнательное неопознавание гиперстрессогенных стимулов, ведущих к нравственным перегрузкам, психическим расстройствам; в/. Проекция - бессознательное стремление переложить вину на другое лицо или даже другой обьект.

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - одна из исторических форм материализма (см. Материализм). Ламетри (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен де Офре (1709-51), французский философ и врач, первым во Франции изложил систему механистического материализма. В сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Представителями М.м. были Дюбуа-Реймон (Du Bois-Reymond) Эмиль Генрих (1818-96), немецкий физиолог и философ и некоторые другие ученые.

МЕХАНИЧЕСКАЯ КАУЗАЛЬНОСТЬ

МЕХАНИЧЕСКАЯ КАУЗАЛЬНОСТЬ (греч. mechane лат. causa - причина) - 1. класс объяснений, в которых возникновение событий представляется в терминах физической механики; 2. в теории Ж.Пиаже - стадия в развитии понимания причинности у детей, когда они могут анализировать различные компоненты цепи причинных событий. Когда один шар ударяется о другой, это является, в глазах ребёнка, причиной движения второго шара.

МЕХАНОРЕЦЕПТОРЫ

МЕХАНОРЕЦЕПТОРЫ (греч. mechane лат. recipere - получать) - общее название рецепторов, которые воспринимают механическое воздействие (прикосновение, давление, растяжение и сжатие, акустические волны, нарушение равновесия, ускорение движения тела).

МЕЧТА

МЕЧТА (первоначальное значение «призрак, видение») - мысленное представление, воображение, создание образа желаемого.

Его тянуло к неге и мечтам… Ему представилось, как он сидит в летний вечер на террасе, за чайным столом, под непроницаемым для солнца навесом деревьев, с длинной трубкой, и лениво втягивает в себя дым, задумчиво наслаждаясь открывающимся из-за деревьев видом, прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце спускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд… Услужливая мечта носила его, легко и вольно, далеко в будущем. Теперь его поглотила любимая мысль: он думал о маленькой колонии друзей, которые поселятся в деревеньках и фермах, в пятнадцати или двадцати верстах вокруг его деревни, как попеременно будут каждый день съезжаться друг к другу в гости, обедать, ужинать, танцевать; ему видятся все ясные дни, ясные лица, без забот и морщин… будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень… «Боже, Боже!» - произнес он от полноты счастья и очнулся (И. Гончаров, Обломов).

Днем я заискивал перед швейцарами, тщательно прятал под стул, на котором сидел, свои дырявые сапоги, страдал, когда мне пренебрежительно не подавали руки, и стыдливо избегал улиц. Но зато вечером, под моими любимыми окнами - о! вечером я бывал и ловок, и красив, и умен. Я одерживал победы над женщинами и влиял на биржу. Какие у меня были лошади и какой великолепный стол!… Женщины в такие вечера особенно сильно овладевали моим воображением. А днем я ни за что не осмелился бы сказать любезность простой судомойке (А. Куприн, Первый встречный).

О волшебная страна мечтаний, где все возможно в обольщениях своевольной мысли! Как прекрасна жизнь под золотым налетом грез! (Г. Мопассан, Продается)

См. картину О. Ренуара «Девушка на голубом фоне». Ср. воображение.

МЕЧТЫ

МЕЧТЫ - фантазии, планы на будущее, Представленные в воображении человека и мысленно реализующие наиболее важные для него потребности и Интересы. Мечты окрашены преимущественно в Эмоционально-положительные тона.

МЕШОЧЕК

МЕШОЧЕК - меньший из двух вестибулярных мешков, почти круглый, как и маточка (второй мешок). Содержит рецепторы, которые реагируют на изменение положения головы.

МЕЩЕРЯКОВ

Александр Иванович (1923-1974) - российский психолог, де-фектолог, д-р психологических наук (1971), профессор, специалист в области обучения слепоглухих детей. Закончил психологическое отделение философского фак-та МГУ (1950) и аспирантуру Института психологии АПН СССР (1953). Ученик А.Р. Лурия. С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССР, сначала в секторе клинического и патофизиологического изучения учащихся специальных школ, возглавляемом Лурия, а с 1957 г. являлся сотрудником И.А. Соко-лянского. Организовал (1960) и возглавил (1961)лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей. Сотрудниками его лаборатории были выявлены и отобраны слепоглухие дети, разработаны первые учебные материалы для их обучения, организованы курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей. В 1963 г. благодаря усилиям М. был открыт Детский дом для слепоглухих детей в Загорске (г. Сергиев Посад). В 1970-е гг. в лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей под руководством М. и при содействии факультета психологии МГУ был начат эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы. После шести лет обучения они успешно защитили дипломные работы, сдали госэкзамены и получили дипломы о высшем психологическом образовании. За научные работы М. с И.А. Соколянским были удостоены Государственной премии (1980). В научных работах М. разрабатывал теорию формирования потребностей человека и, продолжая традицию Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухонемого ребенка - жестов - из собственно предметного действия. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка при инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передаче инициативы действия самому ребенку. Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей, становится главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка. Совместная со взрослым деятельность - условие Для формирования общения. Первым неспециальным средством общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком становится начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия самим Ребенком, оно уже обслуживает функцию общения. В дальнейшем реальные действия с предметами преобразуются в жесты его изображающие - так появляются специальные средства общения. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменяются дактильными словами. М. автор трудов: О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых / Дефектология, 1969; Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи / Вопросы философии, 1968; Слепоглухонемые дети, 1974; Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения), 1974. Т.А. Басилова

МЕЯ - ХЕГГЛИНА АНОМАЛИЯ

МЕЯ - ХЕГГЛИНА АНОМАЛИЯ (синдром Мая, описан немецким врачом R. May, 1863-1937, позднее - швейцарским R. M. Hegglin, 1907-1969) - редкое наследственное заболевание, характеризующееся лейкопенией, наличием в гранулоцитах и моноцитах больших базофильных включений (телец Деле), тромбоцитопенией, появлением в периферической крови гигантских тромбоцитов. Протекает в большинстве случаев бессимптомно, но у некоторых больных проявляется повышенной кровоточивостью. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Лечение симптоматическое.

R. May. LeukocyteneinschlUsse. Kasuistische Mitteilung. Deutsches Archiv fUr klinische Medizin, Leipzig, 1909; 96: 1-6.

R. Hegglin. Uber eine neue Form einer konstitutionellen Leukozytenanomalie, kombiniert mit Throbopathie. Schweizerische medizinische Wochenschrift, Basel, 1945; 75: 91-92.

МИАСТЕНИЯ ВРОЖДЕННАЯ

Проявляется при рождении (слабый крик, затруднение сосания) у детей, матери которых миастенией не болеют. В последующем клинические проявления М. приобретают перманентный характер. Обычно значительны птоз верхних век и различные формы косоглазия, возможны умеренные проявления бульбарного синдрома. В меньшей степени страдают мышцы лица, конечностей, туловища. Нередко стертые формы заболевания распознаются с запозданием. Иногда болеет несколько членов одной семьи. В сыворотке крови больного антитела к холинорецепторам выявить не удается. Антихолинестеразные препараты и плазмоферез обычно не эффективны.

МИАСТЕНИЯ ДЕТСКАЯ РАННЯЯ

Проявляется признаками миастенического синдрома (см.) в первые годы жизни. При этом возможны нарушения функций дыхательных мышц, элементы бульбарного синдрома (см.), возможно опущение верхних век. Наружные мышцы глаз в процесс вовлекаются редко. Спонтанные ремиссии не характерны.

МИАСТЕНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ. МИАСТЕНИЯ НЕОНАТАЛЬНАЯ

Преходящие проявления миастенического синдрома (см.) у новорожденных, матери которых страдают миастенией (см.). При этом характерны мышечная слабость, гипотония мышц, затруднены, в частности, сосательные движения, возможны дыхательные расстройства. Птоз верхних век и офтальмопарез относительно редки. Проявляется обычно на вторые сутки после рождения и продолжается в течение 4-6 первых недель жизни.

МИАСТЕНИЯ СЕМЕЙНАЯ. МYASTENIA GRAVIS PSEUDOPАRALYTICA

Проявляется эпизодически возникающей повышенной утомляемостью мышц, их слабостью, провоцируемой физической нагрузкой. Сначала обычно возникает слабость век и наружных глазных мышц: развивается птоз, страбизм, позже - офтальмоплегия. В дальнейшем проявляется слабость жевательных мышц, мышц, иннервируемых черепно-мозговыми нервами бульбарной группы (паралич миастенический бульбарный). В последующем в процесс могут вовлекаться шейные мышцы, мышцы конечностей, дыхательные мышцы. На ЭМГ - миастеническая реакция. Диагностике помогает проба с прозерином. После его введения при миастении временно восстанавливается или улучшается функция пораженных мышц. Заболевание хроническое, ремитирующее, при этом со временем ремиссии обычно укорачиваются. Дебютирует в любом возрасте. Тип наследования различный. Возможны спорадические случаи болезни. Описали: в 1878 г. Erb, в 1893 г. Goldflam.

МИАСТЕНИЯ ЮНОШЕСКАЯ

Проявляется признаками миастенического синдрома (см.) в пубертатном периоде. При этом преимущественно страдают наружные мышцы глаз, возможны проявления бульбарного синдрома (см.), парезы дыхательной мускулатуры, генерализованная мышечная слабость. Возможна гипотрофия мышц. Чаще отмечается у девочек.

МИГАНИЕ

Кратковременное рефлекторное или произвольное смыкание век.

МИГРАЦИИ

МИГРАЦИИ (от лат. migratio - переселение) -перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства.

Понятие М. включает разнообразные типы переселения, движущие силы, мотивы и организационные формы которых чрезвычайно разнообразны: от расселения этносов (напр, восточных славян по Восточно-Европейской равнине в 1-2 тыс. н.э.); или переселения их на дальние расстояния (напр, тюркских племен в степи Евразии) и до движения значительных групп населения СССР на целинные земли Казахстана и на новостройки; или современного процесса притока населения из сел местности в города. Иногда под М. понимаются любые передвижения, в том числе не связанные с переменой района жительства, напр. кочевничество, маятниковые перемещения из пригородов в города и обратно трудового и культурно-бытового характера, поездки делового назначения и др.

Важнейшим основанием для классификации М. являются временной и географический признаки. По первому из них М. делятся на постоянные ("переселенческие"), т.е. совершаемые с целью окончательной смены места жительства и временные, совершаемые на ограниченный срок. Одним из распространенных видов временных М. являются сезонные М. на заработки (отходничество), напр. из сел местности в города в европейской России в IX в. По второму признаку М. подразделяются на межконтинентальные, межгосударственные и внутригосударственные. Первые два вида М, связанные с необходимостью пересечения государств границ в новое время, регулируются эмиграционным и иммиграционным законодательством, поощрительным или рестрикционным. Внутригосударственные М., в свою очередь, могут быть разделены на межрайонные и внутрирайонные, а также из сел местности в города.

Третьим существенным признаком для классификации М. являются их мотивы. Наиболее распространены М. по экономическим мотивам. Их вызывают, как правило, кризисные явления в экономике, напр. аграрные М. второй половины XIX в. из европейской части Российской империи в Сибирь вследствие отмены крепостного права и последовавшего за ней массового разорения крестьян.

Экономические причины лежат в основе большинства этнических М., особенно характерных для раннего Средневековья (напр. т.н. "Великое переселение народов"). М. внеэкономического характера могут иметь разнообразные мотивы (политические, религиозные и др.), напр. в СССР массовые депортации этнических и социальных групп 1930-40-х гг., эмиграция евреев 1970-90-х гг., в последнее время русских из получивших суверенитет национальных республик и др. М. приводят к территориальному перераспределению населения и могут существенно менять его этническую структуру. Они усиливают этнические контакты и активизируют этнические процессы. М. в пределах этнического ареала способствуют консолидации этноса и устранению партикуляризма отдельных его частей. М. части этноса за пределы этнической территории могут привести к этнической сепарации.

МИГРАЦИЯ

МИГРАЦИЯ (лат. migratio - переселение) - 1. перемещение населения (внутри страны - внутренняя миграция, из одной страны в другую - внешняя миграция, то есть эмиграция и иммиграция). Чаще всего бывает способом преодоления социально-экономического кризиса массами людей, но и сама она, в свою очередь, порождает серьёзные психотравмирующие обстоятельства (межэтнические конфликты, жестокую эксплуатацию местными «деловыми» людьми и мн.др.). В психиатрическом плане привлекает интерес также в связи с пространственным перемещением душевнобольных. Нередко бывает, например, связана с бредом персекуторного содержания - бредовая миграция. Такие пациенты в поисках безопасного места неоднократно меняют место жительства в своей стране или, при возможности, устремляются за границу. Чаще болезненная миграция наблюдается у психопатических личностей, склонных к перемене мест из-за неспособности формировать устойчивые привязанности, у наркоманов, меняющих лечебные учреждения в поисках доступных одурманивающих субстанций, у маниакальных пациентов, склонных к авантюризму. 2. массовое передвижение животных на значительное расстояние.

МИГРЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИГРЕНЬ АБДОМИНАЛЬНАЯ

МИГРЕНЬ АБДОМИНАЛЬНАЯ (лат. abdominem - живот) - длительные (часы) приступы диффузной боли в животе, сопровождающиеся явлениями диспепсии и лёгкой оглушённостью сознания. Рассматривается как проявление фокальной эпилепсии. См. Мура синдром.

МИГРЕНЬ АССОЦИАТИВНАЯ

Мигрень (см.), при которой до появления или в период кульминации приступа головной боли возникает различная очаговая неврологическая симптоматика, сохраняющаяся обычно некоторое время и после прекращения головной боли. Ее характер зависит от того, в бассейне какого из мозговых сосудов возникают функциональные нарушения. Формы ассоциативной мигрени: офтальмоплегическая, гемиплегическая, гемипарестетическая, афатическая, вестибулярная, мозжечковая, вегетативная (см.), базилярная (см.), дисфреническая (см.).

МИГРЕНЬ БАЗИЛЯРНАЯ

Пароксизмальные состояния, при которых остро проявляются головная боль, головокружение, двустороннее снижение остроты зрения, офтальмопарез, фотопсии, расширение зрачков, гемианопсия, атаксия, парезы, дизартрия, парестезии. На этом фоне характерно расстройство сознания от спутанности его или кратковременного обморока до сопора, редко - комы. Нарушение сознания может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Большинство приступов проходит самостоятельно без остаточных явлений, однако возможны и смертельные исходы в связи с развитием инфарктного очага в стволе мозга. Рассматривается как вариант мигрени асссоциативной (см). У большинства больных четкий семейный анамнез. Описал врач Bickenstaff.

МИГРЕНЬ БЕЗ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Мигрень (см.), при которой приступы исчерпываются транзиторными сенсорными, в частности зрительными или вестибулярными расстройствами. Приступы этой формы мигрени обычно продолжаются до 20 мин.

МИГРЕНЬ БРЮШНАЯ

МИГРЕНЬ БРЮШНАЯ - Вариант эквивалента мигрени (см.). Проявляется у детей пароксизмами пульсирующей боли в животе, часто сочетающимися с гемикранией, характерной для мигрени (см.). Иногда сопровождается диареей. При определении диагноза необходимо исключить заболевания пищеварительного тракта.

МИГРЕНЬ ВЕГЕТАТИВНАЯ

МИГРЕНЬ ВЕГЕТАТИВНАЯ - Форма мигрени ассоциативной (см.), при которой во время приступа возникает вегетативно-сосудистый криз (см.), обычно симпато-адреналового или смешанного характера. Описал в 1981 г. отечественный невропатолог А.М. Вейн.

МИГРЕНЬ ГРОЗДЕПОДОБНАЯ

См. Боль головная пучковая.

МИГРЕНЬ КЛАССИЧЕСКАЯ

См. Мигрень офтальмическая.

МИГРЕНЬ ЛИЦЕВАЯ

Проявляется приступами односторонней боли в лице (нос, нёбо, ухо, щека), часто сопровождающимися тошнотой, рвотой.

МИГРЕНЬ МЕНСТРУАЛЬНАЯ

Предменструльные головные боли, напоминающие по характеру мигрень (см.) или боли напряжения (см.), могут составлять часть предменструального синдрома. Обычно они исчезают на второй день menses.

МИГРЕНЬ ОБЫЧНАЯ

См. Мигрень простая.

МИГРЕНЬ ОСЛОЖНЕННАЯ

Стериотипные приступы мигрени ассоциирующей (чаще офтальмоплегическая или гемиплегической ее формы) иногда могут быть обусловлены врожденными аномалиями соответствующих мозговых сосудов (артериальная аневризма, артериовенозное соустье и т.п.), результаты КТ-обследований позволяют в отдельных случаях обнаруживать после затянувшегося приступа М.а. инфарктные или геморрагичесакие очаги в головном мозге, чаще в его полушариях. Очаговая симптоматика в таких случаях может оказаться стойкой.

МИГРЕНЬ ОФТАЛЬМИЧЕСКАЯ

Приступу боли обычно предшествует стадия предвестников, для которой характерны подавленность настроения, депрессия, иногда чувство голода, зевота, нарастание вегетативной лабильности. Во время ауры, возникающей обычно за 10-20 мин. до появления головной боли, характерны преходящие глазные симптомы - фотопсии, скотомы сцинтиллирующие (см.), гомонимная гемианопсия (см.), затуманивание, искажение зрения, реже - локальные нарушения чувствительности и двигательных функций. Головная боль чаще односторонняя (гемикрания), пульсирующая, лобно-орбитальной локализации, обычно начинается утром или днем, достигает максимума в течение получаса, длится от 1 до 6 часов и более, часто сопровождается свето- и звукобоязнью, тошнотой, иногда рвотой и заканчивается сном. В период беременности обычно нарастает частота и выраженность приступов.

МИГРЕНЬ ОФТАЛЬМОПЛЕГИЧЕСКАЯ

Одна из форм ассоциативной мигрени (см.). Проявляется возникающими во время приступа нарушениями функции глазодвигательного нерва на стороне болевого синдрома. При этом возможны птоз верхнего века, различные варианты страбизма, анизокория, нарушение зрачковых рефлексов. Следует иметь в виду, что мигрень офтальмологическая может провоцироваться артериальной аневризмой в области внутричерепного отрезка внутренней сонной артерии или задней соединительной артерии.

МИГРЕНЬ ПРОСТАЯ

Мигрень без выраженных продромальных явлений и ауры. Боль в начале приступа локализуется в лобно-височной области, обычно ей сопутствуют заложенность носа, тошнота, рвота, инъецированность сосудов конъюнктивы, параорбитальный отек. Приступы чаще возникают ночью или утром, длятся от нескольких часов до суток, иногда трансформируются в мигренозное состояние, которое затягивается на несколько суток. Между приступами нерегулярный интервал от недели до нескольких месяцев. В среднем возрасте приступы повторяются реже, во время беременности степень их выраженности уменьшается. Мигрень обычная встречается чаще других форм мигрени.

МИГРЕНЬ РЕТИНАЛЬНАЯ

Пароксизмальная боль в лобно-орбитальной области, сочетающаяся с расстройством зрения (снижение зрения, скотома, изменение границ полей зрения) в связи с преходящей ишемией сетчатой оболочки глаза. Длительность подобных ощущений, обычно возникающих в гомонимных половинах полей зрения, от 3 до 20 мин.

МИГРЕНЬ ХОРТОНА

Син.: Боль головная пучковая. Приступообразная интенсивная односторонняя головная боль, сопровождающаяся припухлостью век, слезотечением, ринореей с той же стороны. Чаще наблюдается у женщин.

МИГРЕНЬ ШАВАНИ

Постоянная умеренная головная боль, приступообразное нарастание которой провоцируют эмоциональное напряжение, переутомление, иногда длительная фиксация головы в положении ротации или запрокидывания. Сопровождается нарушением сна, вегетативными расстройствами. Отмечено, что нередко возникает у людей с обызвествлением большого серповидного отростка. Возможно, имеет наследственный характер. Описал современный французский невропатолог J. Chavany.

МИГРЕНЬ ШЕЙНАЯ

См. Синдром позвоночной артерии.

«МИГРЕНЬ» ОТОГЕННАЯ БАРАНИ

См. Синдром Барани отогенный.

МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ (1863- 1931) - американский философ, социолог, социальный психолог. Образование получил в Оберлин-Колледже (бакалавр, 1883), Гарвардском ун-те (1888). Изучал психологию и философию в Европе (1888- 1889) и Чикагском ун-те (1894). Вклад М. сосредоточен в основном в трех научных сферах: 1) систематический прагматизм (вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи М. выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде); 2) история идей; 3) социальная психология и философия. Наиболее известны его труды в области социальной психологии, в частности в анализе происхождения самости. М. полагал, что человеческое Я изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее значение при этом принадлежит языку (овладению системой символов) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком, первоначально не имеющим самосознания, в ходе игры), а в дальнейшем - обобщенного другого. Высшей стадией социализации, согласно М., является формирование социального рефлексивного Я, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль врастает в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля. Концепция М. оказала значительное влияние на развитие социальной психологии, в частности заложив основы символического интер-акционизма (Mind, Self and Sosiety/ed C.W. Morris, 1934; On Social Psychology: Selected Papers, 1977). Л.А. Карпенко, В. В. Умрихин

МИД М.

МИД М. (1901-1978) - американский антрополог, профессор Иельского и Колумбийского университетов, ученица Ф. Боаса (см.) и Р. Бенедикт (см.).

Центральной темой научного поиска М. было исследование своеобразия культурного характера общественного сознания этноса, под которым она понимала совокупность закономерностей психической жизни людей, обусловленных культурой. Ради этого М. в течение 25 лет осуществляла полевые исследования архаических культур и народов с помощью специально разработанных ею методик.

М. показала большое разнообразие культур различных народов, а также решающую роль культуры в формировании социальных установок и поведении людей. М. была первым антропологом, изучившим практику воспитания детей у различных народов.

Рассматривая взаимоотношения между культурой и миром детства, М. выявила и описала три типа культуры: пост фигуративный (дети прежде всего учатся у своих предшественников), конфигуративный (дети и взрослые учатся у своих сверстников) и префигуративный (взрослые также учатся у своих детей).

В 1944 г. М. основала Институт сравнительной культурологии, который представлял некоммерческую организацию, где исследовались поведение, обычаи, психологическая и социальная организация во всех культурах мира.

В окончательном итоге М. пришла к выводу о том, что характер общественного сознания в конкретной культуре определяется набором ключевых для этой культуры типичных норм и их интерпретацией, воплощенных в традициях, привычках и способах национально своеобразного поведения людей.

МИД МАРГАРЕТ

МИД МАРГАРЕТ (1901-1978) -американский этнопсихолог, этнограф и социолог. Получила образование в Колумбийском ун-те (1924). Ученица Ф. Бо-аса и Рут Бенедикт. В 1929 г. защитила докт. дис, работала сотрудником, а позднее куратором отделения этнологии Американского музея естественной истории. Профессор антропологии Колумбийского ун-та (1954) и ун-та Фордем (1968). Исследовала проблемы социализации детей в разных культурах. Проводила полевые этнографические исследования на Самоа, островах Адмиралтейства, в Новой Гвинее, на Бали. Исследовала целый круг проблем - от развития половой идентификации и особенностей дето-ро-дительских отношений до структуры национального характера и причин конфликтов между разными поколениями. Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, показала, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Ввела в психологию термин инкультурация. Развивая теорию модальной личности Р. Бенедикт, показала, что существует ограниченный набор типов темперамента, каждый из которых характеризуется определенным сочетанием врожденных качеств и способов поведения (в частности, выражения эмоций), одобряемых в данном обществе. При этом социально одобряемое поведение (главным образом половое поведение) стилизуется культурой в соответствии с контрастирующими моделями темперамента. Поэтому те люди, чей темперамент не совместим с типом социальных эмоций, требуемым данной культурой, оказывается в уязвимом положении и его отчуждение от общества является, с точки зрения М., вполне закономерным и прогнозируемым. Автор трудов: Взросление на Самоа, 1928; Как растут на Новой Гвинее, 1930; Пол и темперамент в трех примитивных обществах, 1935; Исследования национального характера, 1951; Культура и преемственность, 1970. Т.Д. Марцинковская

МИЕЛИНОВАЯ ОБОЛОЧКА

МИЕЛИНОВАЯ ОБОЛОЧКА -

(от греч. myelos - костный мозг мозг) - оболочка нервных волокон, которая состоит из липопротеидов и прерывается в так называемых перехватах Ранвье. Она предотвращает рассеивание нервных импульсов и их переход на другие нервные волокна, выступая в роли изолятора.

МИЕЛИНОЛИЗ ПОНТИННЫЙ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

Двусторонняя демиелинизация главным образом эфферентных проводящих путей на уровне моста мозга: пирамидных, фронто-понто-церебеллярных и кортико-нуклеарных. Проявляется быстро нарастающим в течение нескольких дней или недель центральным тетрапарезом, признаками псевдобульбарного синдрома и мозжечковой недостаточности. Возможны офтальмопарез, зрачковые расстройства - обычно стойкий миоз, глазодвигательные расстройства, иногда развитие синдрома изоляции (синдром замкнутого человека - locked-in синдром), тонические судороги, снижение активности психических процессов. Со временем возможно развитие сопора, комы. Летальный исход может наступить через несколько недель. Возникает в связи с нарушениями метаболизма при голодании, хронической интоксикации (при хроническом алкоголизме, инфекционных заболеваниях, тяжелой соматической патологии). Существует мнение о том, что М. п. может быть спровоцирован избыточной гидратацией, ведущей к тяжелой гипонатриемии с отеком мозговой ткани, чаще возникающим у больных алкоголизмом, так как у них воздержание от алкоголя ведет к увеличению содержания в крови антидиуретического гормона и вероятность развития гипонатриемии при внутривенном вливании жидкостей и лечении диуретиками особенно велика. На КТ и МРТ - очаги пониженной плотности в центральной части моста и в прилежащих отделах ствола мозга. Избирательность поражения основания моста объясняется особенностями его миелоархитектоники.

МИЕЛИТ ОСТРЫЙ ПОПЕРЕЧНЫЙ

МИЕЛИТ ОСТРЫЙ ПОПЕРЕЧНЫЙ - Синдром, связанный с полным или частичным поражением поперечника спинного мозга на уровне одного или нескольких его сегментов. Следует дифференцировать со спинальным инсультом.

МИЕЛИТ ПОДОСТРЫЙ НЕКРОТИЧЕСКИЙ ФУА-АЛАЖУАНИНА

МИЕЛИТ ПОДОСТРЫЙ НЕКРОТИЧЕСКИЙ ФУА-АЛАЖУАНИНА - Заболевание с неясным патогенезом, поражающее преимущественно пояснично-крестцовый и грудной отделы спинного мозга и проявляющееся нарастанием в течение нескольких месяцев, смешанной (амиотрофической) нижней параплегией, чувствительными и тазовыми расстройствами, повышением содержания белка в ЦСЖ при нормальном цитозе.

МИЗАНТРОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ

МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ - выделяемые в реальном масштабе фазы актуального становления зрительного образа объекта (см. Фазность восприятия). Восприятие развивается от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей. Последовательность фаз, реализующих М. в., может быть достаточно лабильной. В зависимости от задач и установок субъекта М. в. может не проходить все фазы, а заканчиваться на любой из них. Каждая фаза М. в. может инициировать действие субъекта, в т. ч. и ошибочное. Установление фаз М. в. особенно необходимо для оптимизации трудовой деятельности, связанной с управлением различными транспортными системами, когда человек имеет дело не с отображаемой информацией, а с ориентированием в реальном пространстве среди других движущихся объектов.

Предыдущая страница Следующая страница