Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
АУТИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АУТИЗМ

АУТИЗМ - состояние погруженности в мир внутренних переживаний с уходом от реальности, замкнутостью, бедностью выражения эмоций, потерей эмоционального контакта с окружающими. Наблюдается главным образом при шизофрении; легкие проявления аутизма встречаются при шизоидном складе личности (шизоидной психопатии).

* * *

(греч. autos - сам) - отрыв от действительности, погружённость в фантазии, склонность принимать воображаемое за реальное, желаемое или вызывающее страх - за осуществившееся на самом деле, лелеемое в мечтах и надеждах - за уже воплотившееся в действительность. Как указывает сам автор термина, Е.Блейлер (1911), аутизм есть потеря контактов с действительностью, состояние, при котором пациенты «живут в воображаемом мире, полном осуществлённых желаний и идей преследования. Однако оба эти мира представляют для них реальность; иногда они могут сознательно их различать...Аутистический мир может быть для больных более реальным, чем действительный и тогда последний воспринимается только как кажущийся...». Е.Блейлер рассматривал аутизм как характерный признак шизофрении. Согласно К.Ясперсу, аутизм есть «самозаточение в собственном изолированном мире». Термин имеет ряд коннотаций в зависимости от клинического контекста и по-разному представляется различными авторами, с позиций разных направлений исследования. Так, этот термин в МКБ-10 употребляется преимущественно для обозначения синдрома Каннера. В целом можно с большой долей вероятности утверждать, что многочисленные симптомы аутизма, причём нередко полярные, имеют, повидимому, единый источник происхождения. Основные проявления аутизма, согласно классической литературе и суждениям ряда современных исследователей, таковы:

1. социальный аспект аутизма - это склонность индивида к самоизоляции, отгороженность, закрытость, недостаточная доступность или недоступность продуктивному контакту, нежелание вступать в контакты с другими людьми в силу недоверия к ним, боязни таких контактов, безразличия или даже оппозиционного, негативистического отношения к окружающим. Или напротив, чрезмерная общительность, склонность к многословным монологам, неадекватная откровенность, вплоть до шокирующей обнажённости, тенденция к идеализации или демонизации кого-то из людей;

2. тенденция субъективно-психологические феномены, такие, как мечты, фантазии, сновидения, принимать за нечто эквивалентное действительности или даже более актуальное, нежели реально происходящее;

3. неприятие или отчуждение принятых в обществе ценностей, норм, традиций, обычаев или напротив, фанатизм, с которым пациенты добиваются неких заимствованных целей вопреки их реальному значению;

4. безразличие, эмоциональная блокада по отношению ко всему тому, что у здорового человека вызывает участие и живые эмоции или вызывало их у пациента ранее либо, напротив, чрезмерная эмоциональность, экзальтированность, пафосность, безоглядная влюбчивость не в человека, а в своё обычно далёкое от действительности представление о нём;

5. необычное, странное, чудаковатое, непредсказуемое поведение, поскольку оно не согласуется с реальными обстоятельствами, не принимает их во внимание;

6. склонность фантазировать и получать от этого удовольствие порой едва ли не большее, чем от контактов с действительностью; более того, эмоционально насыщенные воображаемые успехи и осуществлённые в воображении желания могут повлечь отказ от побуждений что-то реально менять в себе или вокруг себя, если они мнимые успехи служат стимулом, подкрепляющим фантазирование. Некоторые аутичные пациенты, указывает Е.Блейлер, ограничивают свои контакты с реальностью лишь удовлетворением физиологических потребностей;

6. фантазии, связанные с тревогой, страхами; такие фантазии могут проецироваться на реальность таким образом, что пациенты предпочитают избегать контактов с действительностью, не представляющей никакой действительной угрозы (как происходит, например, это при навязчивых страхах, когда пациенты панически боятся самых обычных, повседневных объектов и ситуаций и обычно их избегают, будучи не в состоянии преодолевать воображаемые опасности);

7. негативизм, упрямство, отторжение влияния окружающих, отчего последнее не принимается, не включается в систему Я или, напротив, чрезмерная впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость;

8. неспособность к глубоким и прочным привязанностям или утрата последних, отсутствие интересов и увлечений, их поверхностность и недолговечность либо напротив, склонность попадать в слепую, бессмысленную и безропотную зависимость от кого-либо;

9. ригоризм, утрированная правильность, неестественная образцовость и прямолинейная, неправдоподобно утрированная или даже абсолютная правдивость;

10. аутистическое мышление, контролируемое не логикой, а эмоциями, желаниями и опасениями, а также искажение работы памяти, когда ложные воспоминания принимаются за подлинные.

Данное представление аутизма определённо свидетельствует о том, что в его развитии значительную, если не определяющую роль играют механизмы апперсонализации и деперсонализации в разных их сочетаниях (см.). Самое раннее описание аутизма принадлежит, повидимому, Ф.М.Достоевскому (роман «Братья Карамазовы», 1879-1880, где с научной достоверностью автор представляет аутичный характер одного из главных своих героев).

Расстройство имеет 2 стороны, в крайних, полярных своих проявлениях представленных "бедным" и "богатым" вариантами аутизма (К.Leongard, Е. Mynkowski). Бедный аутизм характеризуют такие дефицитарные симптомы, как социальная отгороженность, закрытость, недоступность контакту, эмоциональная монотонность и холодность, обеднение привязанностей, оскудение интересов и увлечений, негативизм и т.п. Синоним: Дефицитарный аутизм. Богатому аутизму, напротив, свойственны противоположные черты: фантазирование, склонность к идеализации, крайняя впечатлительность, влюбчивость (при этом «любовь» на самом деле является болезненной зависимостью от другого человека, наделённого воображаемыми качествами личности), жертвенность, чрезмерная внушаемость, восторженность, патетика, увлечённость оккультизмом и тайными явлениями, чрезмерная доверчивость и обнажённость, чрезмерная откровенность или "аутизм наизнанку" (А.С.Тиганов, 1999). Синоним: Продуктивный аутизм. См. также Самоосознавания нарушения. Аутистические черты личности в определённой степени свойственны и здоровым лицам. Граница между нормой и патологией, как и всюду, весьма относительна; в том, что касается аутизма, она пролегает там, где происходит разграничение желаемого и необходимого, субъективного и объективного, воображаемого и реального.

* * *

(от греч. auto «сам») - стремление уйти в себя; болезненное состояние, при котором мысли, чувства и желания управляются собственным внутренним мироощущением; занятость своими фантазиями и мечтами. Ср. образ Степана Головлева в романе «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина.

Бежали дни за днями, из них составлялись недели и месяцы - Долинский никуда не показывался… Как только m-me Бюжар подавала ему конверт, написанный рукою Веры Сергеевны, он судорожно сжимал его в своей руке, уходил в угол. Тщательно сжигал нераспечатанный конверт, растирал испепелившуюся бумагу и пускал пыль за свою оконную форточку. Он боялся всего, что может хоть на одно мгновение отрывать его от его дум, сетований и таинственного мира, создаваемого его мистической фантазией. Наконец, все его оставили. Он был очень рад этому. Окончив работу, он с восторженностью начал изучать пророков и жил совершенным затворником (Н. Лесков, Обойденные).

Ср.:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои.

(Ф. Тютчев)

* * *

(от греч. autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя.

Понятие «аутизм» было введено швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857-1939) для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление аутизма рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им «шизофренией». В работе «Аутическое мышление» (1912) он подчеркивал, что наряду с другими симптомами для шизофрении характерно преобладание внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира.

Аутизм не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью, в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки окружающей действительности.

Для аутизма характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При аутизме отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее.

«Аутическая психика» находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью.

В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный аутизм, связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном аутизме ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство, в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными предметами, которые наделяются им качествами «хороших» объектов. Общение с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своего существования, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить.

Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей.

Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни.

Трудность аналитической работы с аутичными детьми заключается в том, что наряду с «аутичной психикой», характерной для одних из них, встречаются случаи шизофренических расстройств, связанных с извращениями других, которые время от времени впадают в аутизм.

* * *

Ослабленные связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость. Мышление больного при этом приобретает абстрактный характер и теряет связь с реальной действительностью (аутистическое мышление). Больной живет, замкнувшись в собственном внутреннем, душевном мире. Возможное проявление шизофрении.

* * *

(от греч. auto - сам) - сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной ее самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.

* * *

нарушение нормального, целенаправленного логического мышления. Аутизм отличается нелогичной, случайно возникающей последовательностью не связанных друг с другом мыслей. Такое нарушение может быть следствием общего низкого уровня интеллектуального развития человека, результатом болезни, следствием воздействия на организм психотропных средств: лекарств, наркотиков, алкоголя и т.п. Аутизмом иногда называют уход человека от реальности в мир фантазий и грез.

В начало словаря