Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ГИПНОЗ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГИПНОЗ

ГИПНОЗ - (от греч. hypnоs - сон), создание избирательного реагирования с помощью внушения.

* * *

- искусственно вызванное, похожее на сон состояние человека, имеющее повышенную чувствительность к внушению.

Во второй половине ХVIII века австрийский врач Ф. Месмер (1734-1814) предложил новую психотерапию, основанную на использовании «жизненной силы» при лечении больных, что открывало возможности применения гипноза и внушения в медицине. Его успех, сопровождавшийся паломничеством пациентов, вызвал негативную реакцию академической медицины, в результате чего Венский медицинский совет объявил его обманщиком, а Французская академия наук, осуществившая проверку месмеровского метода лечения по указу короля Людовика ХVI, пришла к заключению об отсутствии экспериментальных данных относительно существования «жизненной силы» («флюидов» и «животного магнетизма») и объявила магнетические сеансы вредными и опасными.

Несмотря на негативное отношение академической медицины к сомнительным методам лечения, столетие спустя некоторые врачи стали использовать гипноз в качестве средства, способствующего устранению симптомов ряда заболеваний. К их числу относился и З. Фрейд, который в начале своей терапевтической деятельности пытался использовать различные методы лечения больных и на которого оказали влияние результаты работы с гипнозом таких врачей, как Ж. Шарко (1825-1893), И. Бернгейм (1837-1919), Й. Брейер (1842-1925).

В 1886 году после возвращения из Франции, где в больнице Сальпетриер он проходил стажировку у Ж. Шарко, З. Фрейд прочитал две лекции о гипнотизме в венском Психологическом клубе и Психиатрическом обществе. Одновременно он начал активно использовать гипноз в своей частной практике. Несмотря на то, что многие венские врачи рассматривали гипнотическое воздействие на больного в качестве опасного, подавляющего его волю, для З. Фрейда гипноз стал важным средством, используемым им при лечении невротических заболеваний. Достигнутые с помощью гипноза успехи настолько его вдохновили, что он заметил: «Впервые я не чувствовал себя бессильным, слава чудодея была лестной».

В то время у З. Фрейда было несколько пациентов, по отношению к которым он использовал гипнотическое внушение. Одна из пациенток страдала конвульсивными приступами. Другая, предшествующее лечение которой со стороны ряда врачей не дало никакого результата, была подвержена истерии. В обоих случаях с помощью гипноза З. Фрейд добился временного улучшения. Вместе с тем, будучи трезво мыслящим и критичным по натуре, он не мог успокоиться на достигнутом. Частичное выздоровление, при котором не исключалась возможность повторения болезненных рецидивов, не устраивало З. Фрейда. Наряду с этим он столкнулся с тем реальным обстоятельством, что далеко не все больные поддавались гипнозу. Некоторых из них не удавалось загипнотизировать. Кроме того, если даже гипнотическое внушение оказывалось действенным, тем не менее в ряде случаев он был не в силах погрузить больного в глубокое гипнотическое состояние, которое позволяло работать с пациентом без оглядки на его «бодрствующее сознание».

Эти ограничения гипнотического воздействия на больных З. Фрейд соотнес с недостаточностью собственной квалификации в области гипноза. Поэтому для усовершенствования техники гипноза в 1889 году он поехал в Нанси, где существовавшая в то время французская школа гипноза считалась одной из лучших в Европе. В течение нескольких недель З. Фрейд наблюдал за работой О. Льебо и И. Бернгейма, применявших гипнотическое внушение при лечении пациентов. Годом раньше он перевел на немецкий язык книгу И. Бернгейма «О внушении и его применении в терапии».

З. Фрейд ездил в Нанси не один. Он взял с собой страдающую истерией пациентку, которую показал И. Бернгейму. Надежда на то, что французскому специалисту удастся путем гипнотического внушения довести эту пациентку до глубоко транса (именно этого не мог достичь З. Фрейд), не оправдалась. И. Бернгейм был вынужден признать, что не все пациенты способны впасть в глубокий транс. Не исключено, что этот инцидент повлиял на его последующее изменение отношения к гипнозу. Тем не менее в тот период он не сыграл какой-либо существенной роли, поскольку по возвращении из Нанси З. Фрейд продолжал прибегать к гипнотерапии. Во всяком случае использование гипноза позволило ему достичь успеха при лечении некоторых пациентов. В частности, он опубликовал статью «Случай исцеления гипнозом вместе с замечаниями о возникновении истерических симптомов из-за «противоволия» (1892), в которой сообщил о том, что при лечении женщины, испытывавшей из-за рвоты и бессонницы затруднения с кормлением ребенка грудью, двух сеансов гипноза оказалось достаточным для того, чтобы устранить истерические симптомы. Достигнутые при помощи гипнотерапии частичные успехи привели к тому, что гипноз использовался З. Фрейдом на протяжении ряда лет, по крайней мере в период с 1887 по 1892 год.

После 1892 года З. Фрейд стал воспринимать гипноз как «капризное и, так сказать, мистическое средство». Пытаясь обойтись без гипнотического внушения, он ввел новый технический прием, который назвал «сосредоточением». Придерживаясь его, З. Фрейд освободил ранее использованный им катартический метод Й. Брейера от элементов гипноза. Цель оставалась прежней - дойти в воспоминаниях пациента до травмирующей ситуации, чтобы, благодаря выявлению истинной причины, устранить невротический симптом. Технический прием иной - не введение пациента в гипнотическое состояние, а работа с ним в бодрственном состоянии. Вначале для воскрешения в памяти пациента забытых им воспоминаний З. Фрейд прибегал к «методической уловке», то есть наложению руки и давлению пальцев на лоб лежащего на кушетке пациента. Затем он стал использовать метод свободных ассоциаций, основанный на произвольном говорении пациента. Возникновение психоанализа как раз и было связано с отказом от гипноза и использованием метода свободных ассоциаций или, как подчеркивал З. Фрейд в работе «К истории психоаналитического движения» (1914), «собственная история психоанализа начинается с такого технического новшества, как отказ от гипноза».

В докладе «О психотерапии», прочитанном в Венской медицинской коллегии в декабре 1904 года, З. Фрейд специально остановился на проведении различий между суггестивной техникой (гипнотическим внушением) и аналитическим лечением. Между ними существует большая противоположность, аналогичная, по его мнению, той противоположности, которую Леонардо да Винчи выразил в отношении различных видов искусства: живопись работает путем наложения, она накладывает маски красок на бесцветное полотно там, где их раньше не было; скульптура, напротив, действует путем отнятия, она отнимает от камня настолько, насколько он скрывает находящуюся в ней статую. Точно так же и суггестивная техника действует внушением, не задумываясь над происхождением, силой и значением симптомов болезни и полагая, что оно окажется достаточно сильным, чтобы помешать проявлению патогенной идеи. Аналитическая терапия, напротив, не старается ничего накладывать, а отнимает, устраняет и для этой цели «задумывается над происхождением болезненных симптомов и психической связью патогенной идеи, устранение которой составляет ее цель». Говоря об этих различиях, З. Фрейд подчеркнул, что с введением психоанализа он «оставил технику внушения, а вместе с ней и гипноз». Кроме того, он упрекнул их в том, что они закрывают от врача «понимание игры психических сил», не показывают «сопротивления, при помощи которого больные сохраняют свою болезнь».

Не используя гипноз в терапевтическом плане, З. Фрейд тем не менее неоднократно обращался к проблеме гипноза с целью рассмотрения его природы и особенностей. Это было связанно как с обнаружением в процессе психоаналитической терапии явления трансфера, то есть переноса на врача нежных или враждебных чувств пациента, испытываемых им в прошлом или настоящем по отношению к другим, как правило, близким ему людям, так и с выявлением либидозных связей, лежащих в основе образования различных масс людей. В частности, обсуждая проблему переноса, в котором можно обнаружить элементы внушения, близкие по духу гипнотическому внушению, З. Фрейд был вынужден согласиться с тем, что «результаты психоанализа покоятся на внушении». Правда, при этом он подчеркнул, что применительно к психоанализу под внушением следует понимать воздействие на человека благодаря проявляющемуся у него переносу и что в отличие от гипнотизера пользующийся внушением аналитик «заботится об окончательной самостоятельности больного». Кроме того, в отличие от других методов психотерапии «суггестивное» влияние аналитика на пациента применяется не для подавления его невротических симптомов, а для того, чтобы «побудить Я больного преодолеть свои сопротивления».

В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) З. Фрейд рассмотрел вопрос об отношениях между гипнозом и влюбленностью и нашел между ними очевидные сходства и различия: гипнотическая связь - «неограниченная влюбленная самоотдача», исключающая сексуальное удовлетворение, в то время как при влюбленности таковое временно оттеснено и остается на заднем плане как «позднейшая целевая возможность». Вместе с тем он отметил, что гипноз содержит такие черты, которые не поддаются рациональному объяснению, многое в нем следует признать непонятным и мистическим, его сопряженность со сном неясна. По его мнению, гипнотизер занимает место Идеала-Я и будит у человека часть его архаического наследия.

К теоретическому осмыслению гипноза обращались и другие психоаналитики. Так, венгерский психоаналитик Ш. Ференци (1873-1933) в работе «Интроекция и перенесение» (1909) провел различие между двумя видами гипноза: вкрадчивым и успокаивающим, то есть соответствующим материнскому прототипу; напористым и угрожающим - соответствующим отцовскому прототипу. З. Фрейд выразил свое согласие с точкой зрения Ш. Ференци, согласно которой гипнотизер занимает место родителей того человека, на которого он оказывает воздействие.

* * *

(греч. hypnos) - термин Д.Брада (1852), обозначает состояние изменённого сознания, внешне напоминающее сон. Начало изучения гипноза связывают с именем Ф.А.Месмера («теория животного магнетизма», опровергнутая королевской комиссией под руководством Б.Франклина, указавшей, что излечение посредством гипноза суть следствие «только воображения»). Ж.Шарко считал гипноз проявлением истерии, И.Бернгейм - внушаемости. Основные характеристики гипнотического транса таковы:

1. картина ЭЭГ не похожа ни на одну из стадий физиологического сна, в целом она остаётся аналогичной ЭЭГ в состоянии бодрствования;

2. спонтанное психическое функционирование практически полностью прекращается, загипнотизированный человек проявляет психическую активность исключительно по распоряжениям извне и исходящим только со стороны единственного человека, а именно гипнотизирущего индивида;

3. крайняя избирательность внимания: произвольное внимание блокируется, доминирует пассивное внимание, которое становится прикованным лишь к одному человеку, а именно гипнотизёру, и тому, что тот говорит, делает ;

4. индивид полностью принимает на себя ту роль, которую предлагает ему гипнотизёр, и в это время отождествляет себя с этой ролью вплоть до утраты сознания собственной идентичности (аутопсихическая дезориентировка);

5. индивид ощущает себя полностью погружённым ту обстановку и ситуацию, которую представляет ему гипнотизёр (аллопсихическая дезориентировка);

6. индивиду, находящемуся в состоянии гипнотического сна, могут быть внушены разнообразные психопатологические феномены, включая, в частности, ложные воспоминания, галлюцинации, симптомы кататонии. Например, пациент, под влиянием внушения, принимает, что его друг сидит справа от него, он видит его там и в эту же сторону он адресует свою речь, тогда как на самом деле этот его друг сидит по левую от него сторону. Но слева пациент его не видит и не слышит слева его голос (отрицательные зрительные и слуховые галлюцинации). Если внимание пациента обратить внимание на то, где в действительности находится его друг, пациент будет поддерживать двойственность реального и галлюцинаторного друга, пребывая одновременно в реальном и воображаемом мирах. Если пациента об этом просят, он легко сможет определить, что из того, что он видит, является галлюцинацией, а что - нет, он легко это сделает, но продолжает воспринимать галлюцинаторный образ как бы безо всякой критики, как некую реальность. Тем самым пациент, помимо галлюцинаций, обнаруживает феномен, известный под названием «двойной поток переживаний» (см. Редупликация самоосознавания);

7. индивид под влиянием внушения может ощущать себя в гипнотическом состоянии другой в том или ином отношении личностью, находящимся в другом возрасте, в ином физическом состоянии (например, чувствет себя соврешенно здоровым человеком, будучи на самом деле чем-то больным). Ему может быть внушено критическое отношение к своему заболеванию, в частности, к алкогольной зависимости, но такое отношение редко когда бывает непоколебимым;

8. выпадение памяти на внешние впечатления и впечатления самовосприятия на период гипнотического сна, то есть фактически конградная амнезия (амнезия возникает спонтанно, как это свойственно состояниям помрачения сознания, в результате глубокого погружения в состояние гипнотического транса - фазу сомнамбулизма);

9. факт последействия гипнотического внушения, когда индивид, находящийся уже в ясном сознания, некоторое время мыслит, чувствует или ведёт себя в соответствии с тем, что было внушено ему во время гипнотического состояния. Длительность последействия гипнотического внушения - от нескольких минут до ряда дней, недель и более);

10. кумулятивное влияние гипносуггестии, то есть возрастание готовности впадать в состояние гипнотического сна, принимать внушающее воздействие от одного сеанса гипноза к другому и, возможно, удлинение периода действия внушённых инструкций думать или действовать определённым образом по выходе из состояния гипнотического транса.

Существует теория, согласно которой гипноз есть специфическое проявление чрезмерной внушаемости, в той или иной мере свойственной значительной части населения. Иногда гипнотический тран обозначают термином «парциальный сон», хотя может быть несколько точнее было бы сказать «парциальное бодрствование», которому соответствует клинически значимое сужение сферы сознания и самоосознавания. Высокая степень внушаемости в гипнотическом состоянии, повидимому, аналогична или идентична индуцированному нарушению самоосознавания, при котором внешние влияния и/или нечто воображаемое самим индивидом на определённое время, иногда на годы включается в структуру собственного Я, воспринимаемое им как нечто свойственное его идентичности. См. Апперсонализация. Терапевтическое значение гипносуггестии относительно некоторых непсихотических психических расстройств (в основном, навязчивостей, алкогольной зависимости) в целом оценивается как незначительное, так как при этом не устраняются их подлинные, глубинные причины, но время от времени надежды на гипноз вновь и уже в который раз возрождаются. Существуют психотерапевты, которые рассматривают гипносуггестивное лечение как наиболее эффективное и безвредное. Проведение гипносуггестивной терапии противопоказано при психотических состояниях. В обыденном сознании явления гипноза окутаны плотным туманом таинственности и мистицизма, чему немало способствуют шарлатаны, знахари и выступающие на широкой публике и в ночных клубах непрофессиональные бизнес-гипнотизёры.

* * *

(от греч. hypnos - сон) - сноподобное психическое состояние, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Г. вызывается специальным воздействием гипнотезера или целенаправленным самовнушением, в результате чего сужается обьем сознания, которое фокусируется на содержании внушения. Внушенные человеку во время гипноза идеи проявляются в сфере мотивации, внимания, ожиданий, установок, межличностных отношений и в обычном состоянии.

* * *

особое психологическое состояние человека, возникающее в результате оказываемого на него гипнотического внушения. Гипноз представляет собой частичное временное отключение сознания человека и контроля с его стороны над мыслями, образами, чувствами и поведением. Гипноз вызывается воздействием монотонных раздражителей на органы чувств, внушением или самовнушением. По своим внутренним признакам и внешним проявлениям состояния гипноз чем-то напоминает промежуточные моменты между бодрствованием и сном. Многими учеными гипноз считается одной из разновидностей сна.

* * *

психофизическое состояние, вызывается внушением и сопровождается подавлением психики субъекта и подчинением воли другого человека; состояние, похожее на сон или полусон, искусственная каталепсия.

«O! Я еще много чего умею, - самоуверенно заявила Олеся. - Например, я могу нагнать на вас страх». «Что это значит?» «Сделаю так, что вам страшно станет…» Ее тонкие брови вдруг сдвинулись, глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели. Мне тотчас же вспомнилась виденная мною в Москве, в Третьяковской галерее, голова Медузы - работа уж не помню какого художника. Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного (А. Куприн, Олеся).

Ср.:

А Мари, рискуя привлечь к себе внимание зала, устремила на него тот острый и пристальный взгляд, в котором воля излучается из глаз, как световые волны из солнца, и которые, как утверждают магнетизеры, пронизывает того, на кого он направлен (О. Бальзак, Дочь Евы).

По мнению О. Вейнингера, женщины легче поддаются гипнозу, чем мужчины. Ср. ситуацию в рассказах Э. По «Месмерическое откровение» и «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» - о том, как загипнотизировали умирающих людей.

В начало словаря