Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
МАЗОХИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАЗОХИЗМ

МАЗОХИЗМ - 1. качество или склад личности, склонной направлять деструктивное, болезненное или оскорбительное поведение против себя, причинять себе боль и страдание и при этом испытывать непосредственное чувство удовлетворения (облегчения, морального удовольствия). Предполагается, что посредством самомучения индивид освобождается от чувства вины подобно тому, как исповедующийся в грехах или кающийся грешник испытывает облегчение на исповеди. Впервые этот личностный феномен описал Ф. М. Достоевский в повести «Записки из Мёртвого дома (1861-1862), указав, что самомучение определённо может доставлять и «сладостные» ощущения". В романе «Бесы» Ф.М. Достоевский пишет:»…Знаете ли, почему вы тогда женились, так позорно и подло?...Вы женились по страсти к мучительству, по страсти к угрызениям совести, по сладострастию нравственному»; 2. сексуальное нарушение, при котором пациент испытывает половое возбуждение и удовлетворение в ситуациях, когда его партнёр причиняет ему физические и моральные страдания. Первым, кто описал это нарушение, был австрийский прозаик Захер-Мазох (1836-1895), у которого оно внезапно возникло в отрочестве при чтении им книг о пытках и мучениях святых; 3. в психоанализе - а) черта характера, представленная у людей, навлекающих на себя жестокое обращение, унижения и страдания; б) моральный махохизм, термин З.Фрейда, обозначающий тенденцию к подчинению своему садистическому Супер-Эго. Предполагается, что последнее черпает моральную силу из инстинктивной агрессивной энергии, которая разряжается посредством самомучения. Кроме того, существует тенденция объяснять мазохизм с позиций: а) обращения садизма; б) идентификации с партнёром-садистом; в) облечения вины путём переживания наказания и страдания одновременно с удовольствием; г) эротизации подчинительной роли, первоначально принятой для умиротворения авторитетных фигур; д) инстинкта смерти.

* * *

- склонность к поведенческой деятельности, ориентированной на получение сексуального возбуждения и удовлетворения путем унижений, физических или психических страданий. Для достижения эротического наслаждения мазохист стремится стать жертвой своего партнера, который должен причинять ему физическую боль, издеваться над ним, оскорблять и унижать человеческое достоинство.

Понятие мазохизма связано с именем австрийского писателя Л. фон Захер-Мазоха (1836-1895), опубликовавшего скандально известный роман «Венера в мехах» (1869). Автор этого романа имел специфические эротические наклонности, связанные с потребностью в наказании, унижении, травле, физическом ощущении боли и душевных страданиях.

Впервые понятие мазохизма было употреблено психиатром Р. Крафт-Эбингом. Он использовал его для характеристики перверсии, клинического поведения, связанного со сладострастным переживанием боли.

В классическом психоанализе проблеме мазохизма уделялось большое внимание. Для З. Фрейда мазохизм представлял собой как реальное стремление человека к получению сексуального удовлетворения путем бития и унижения, так и сферу фантазий, в которых ребенок переживает воображаемые сцены насилия над собой. Рассмотрение мазохизма осуществлялось в двух плоскостях: в плане трактовки его как одной из форм сексуального извращения человека; с точки зрения понимания мазохизма как типичного проявления детской сексуальности, включающего в себя элементы нормального психосексуального развития ребенка.

З. Фрейд считал, что у мужчин мазохизм совпадает с их установкой на женственность (ощущением себя безвольным, слабым существом), а у женщин - с их пассивным поведением (подчинением силе мужчины, покорностью, уступчивостью). В обоих случаях мазохизм возникает на основе инцестуозной, то есть кровосмесительной, привязанности к родителям. У девочек бессознательные мазохистские фантазии соотносятся с нормальной эдиповской установкой, когда девочка испытывает эротически окрашенные эмоциональные чувства к своему отцу. У мальчиков они связаны с извращенной установкой, когда привязанность к отцу включает в себя скрытые гомосексуальные наклонности.

По мнению З. Фрейда, мазохистские наклонности уходят своими корнями в бессознательную деятельность человека. Чаще всего они проявляются в трех формах: как условие сексуального возбуждения; как выражение женской сущности; как некая норма поведения. В соответствии с этим З. Фрейд различал три типа мазохизма - эрогенный, женский и моральный.

Эрогенный мазохизм связан с получением сексуального удовлетворения от боли определенных участков тела. Он лежит в основе двух других форм мазохизма.

Женский мазохизм характеризуется стремлением человека быть беспомощным, зависимым от другого. Он включает в себя женскую установку, в соответствии с которой человек ощущает себя неполноценным, кастрированным существом.

Моральный мазохизм основывается на бессознательном чувстве вины или потребности в наказании. Он примечателен тем, что страдания не обязательно должны исходить от любимого человека. Они могут быть вызваны безличными силами или обстоятельствами жизни. Смысл морального мазохизма состоит в том, что благодаря ему мораль вновь сексуализируется и открывается путь от морали к эдипову комплексу.

В понимании З. Фрейда моральный мазохизм тесно связан с влечением человека к смерти. То есть, подавляя направленные вовне агрессивные влечения, человек как бы вбирает их вовнутрь себя. Происходит саморазрушение человека, способствующее возникновению и усилению морального мазохизма.

Моральный мазохизм может служить источником влечения к смерти. Будучи разрушительным по своей природе, он тем не менее ориентирован на получение сексуального удовлетворения. В конечном счете в рамках классического психоанализа мазохизм играет не последнюю роль в процессах столкновения влечений к жизни и смерти.

На ранних этапах развития психоанализа З. Фрейд полагал, что, являясь существенным элементом сексуальности, мазохизм представляет собой вторичное образование, возникшее на основе садизма. Такое понимание мазохизма нашло отражение в его работах «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Влечения и их судьба» (1915).

Позднее, в работе «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений» (1919) З. Фрейд рассмотрел природу детских фантазий бития и выделил в них несколько фаз: предварительную, бессознательно-мазохистски окрашенную у мальчиков; первую, которую нельзя причислить к чисто сексуальной и садистской у девочек; вторую - мазохистскую, имеющую гедонистический характер у девочек и соответствующую предварительной стадии у мальчиков; третью - садистскую с явно выраженными чертами сексуального возбуждения. Из такого понимания детских фантазий о битии вытекало два следствия.

Во-первых, мазохизм оказался результатом проявления эдипова комплекса. В фантазиях избиения ребенка З. Фрейд усмотрел отражение психического представления об инцестуозной привязанности к отцу, столкновение вины и эротики, стремление к наказанию за запретное желание и компромисс, выраженный в регрессивном замещении этого желания. Последний источник служит питательной почвой для либидозного возбуждения, находящего разрядку в актах онанизма. Только в этом, по мнению основателя психоанализа, «заключается сущность мазохизма».

Во-вторых, раннее представление З. Фрейда о мазохизме, не являющемся выражением первичного влечения, но возникающем в силу обращения садизма против самого человека, претерпело изменение. На основе анализа фантазий детей об избиении основатель психоанализа пришел к заключению, что у девочек «изначально мазохистская (пассивная) интуиция обратилась благодаря вытеснению в садистскую», а у мальчиков «она осталась мазохистской». Словом, он признал существование изначального, эрогенного мазохизма.

В конечном счете З. Фрейд высказал предположение, согласно которому действующее в организме влечение к смерти (своего рода «первосадизм»), тождественно мазохизму. После того как его главная часть оказалась перенесенной вовне, на объекты, в качестве остатка сохранился собственно эрогенный, первичный мазохизм. При определенных обстоятельствах разрушительное влечение (садизм) может быть обращено вовнуть и регрессировано на свою более раннюю ступень, результатом чего является, по мнению З. Фрейда, «возникновение вторичного мазохизма, добавляющегося к первоначальному».

Сформулированные З. Фрейдом идеи о мазохизме нашли свое дальнейшее развитие и переосмысление в работах некоторых психоаналитиков. С. Нахт предложил выделить «органический мазохизм», характерный для доэдиповских стадий психосексуального развития ребенка. В своей работе «Мазохизм» (1938) он рассмотрел это явление с точки зрения аффективного состояния, возникающего в результате неудачной попытки защиты от агрессии извне. Р. Лёвенштейн усмотрел в мазохизме одно из средств убежища человека в том случае, когда ему не удается разрешить внутрипсихический конфликт иными путями. В статье «Источник мазохизма и теория инстинктов» (1938) он высказал мысль, что мазохизм является своеобразным приспособлением психического аппарата в борьбе влечений против либидозной фрустрации и угрозы для жизни. Согласно К. Хорни, проблема женского мазохизма во многом обусловлена социокультурными факторами, и мазохизм изначально является не сексуальным феноменом, а следствием «определенных конфликтов в межличностных отношениях». В книге «Новые пути в психоанализе» (1939), включающей в себя главу «Мазохистские феномены», она подчеркнула, что обнаруживаемые в неврозах мазохистские проявления представляют собой «патологическую модификацию дионийских тенденций», мазохистская перверсия не объясняет мазохистский характер, однако характер объясняет перверсию, а задача терапии заключается «в распутывании базальных мазохистских тенденций характера, исследовании их во всех их разветвлениях и выявлении их конфликтов с противоположными наклонностями».

В современном психоанализе объектом дискуссий остаются вопросы, касающиеся первичности или вторичности мазохизма, доэдипаль-ных (связанных с матерью) истоков его возникновения, типологизации мазохистских склонностей и проявлений мазохистского характера, соотношений между деструктивностью, нарциссизмом, идентичностью и мазохизмом. Проблематика мазохизма нашла свое отражение в работах Ш. Панкен «Радость страдания: психоаналитическая теория и терапия мазохизма» (1973), Э. Менакер «Мазохизм и эмержентное Эго» (1979), П. Каплан «Миф о женском мазохизме» (1985), «Мазохизм: современные психоаналитические перспективы» (1988, под ред. Р. Глика и Д. Мейерс), Р. Баумейстера «Мазохизм и самость» (1989) и других.

Некоторые психоаналитики придают мазохизму не узкий, ограниченный эротичностью, а более широкий смысл. Так, А. Кац в статье «Парадоксы мазохизма» (1900) исходила из того, что под мазохизмом можно понимать любой выраженный в словах, поступках или фантазиях поведенческий акт, который «реализуется через саморазрушение, унижение или неразумное самопожертвование личности и отрицательно сказывается на физическом или психическом состоянии человека». Придерживаясь широкого понимания мазохизма, американский исследователь Д. Ранкур-Лаферрьер в работе «Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания» (1995) пришел к выводу, что «традиционное смирение и саморазрушение, конституирующие менталитет русских, является формой мазохизма».

* * *

(от фамилии писателя Захер-Мазоха, страдавшего этим заболеванием) - склонность получать удовольствие от собственных страданий (в сексуальных отношениях и др.).

…Знаете ли, почему вы тогда женились, так позорно и подло? Именно потому, что тут позор и бессмыслица доходили до гениальности! О, вы не бродите с краю, а смело летите вниз головой. Вы женились по страсти к мучительству, по страсти к угрызениям совести, по сладострастию нравственному. Тут был нервный надрыв… (Ф. Достоевский, Бесы)

Я страдала, я хотела страдать, я опьяняла себя всяким новым лишением, намеренно усиливая им главное лишение: невозможность видеть тебя (С. Цвейг, Письмо незнакомки).

Один из видов мазохизма - когда муж просит жену изменить ему на его глазах. Исследователи считают, что Золушка - мазохистский образ. К проявлениям мазохизма относят и желание женщины, чтобы было преодолено ее сопротивление мужской любви.

Ср.:

Я знаю, что женщины, даже горя желанием отдаться, обычно притворяются, разыгрывая испуг или возмущение, которые надо преодолевать настойчивыми просьбами, ложью, клятвами и обещаниями (С. Цвейг, Письмо незнакомки).

Она уступила не сразу, Жак должен был упрашивать ее целые две недели, прежде чем она согласилась на эту ночную прогулку, хотя в душе пылко мечтала о ней (Э. Золя, Человек-зверь).

Он грубо сжал Флору в объятиях и неистово впился губами в ее рот… Она и желала его и не уступала, испытывая тайную потребность быть побежденной (там же).

Мазохистское начало и соответствующее поведение женщины не следует путать со скромностью, нерешительностью.

Она смотрит между нами,

Кто помог бы ей упасть.

(А. Пушкин)

Милый побьет - только потешит (пословица).

Ср.:

И нет для сердца слаще горькой доли

Жестокость милосердную сносить;

О, сладость муки! О, блаженство боли!

(Л. Камоэнс, Элегия)

Как пишет X. Эллис, один человек в США, которого подозревали в садизме, был посажен в тюрьму; он получал там множество писем от женщин с предложениями жениться и другими, менее скромными выражениями чувства.

Мазохистский элемент у женщины бессознателен, он - источник или условие удовольствия (X. Дейч, Психология женщины).

Ср.:

Женщины более удовлетворены, если они дарят сексуальную интимность после долгого ухаживания. Этим самым выполняются два условия женского эротизма - мазохистское условие, потому что женщина хочет, чтобы за нее боролись и чтобы ее победили, и ожидает своего «поражения» в радостном возбуждении; и нарциссическое условие, потому что эта борьба увеличивает желание мужчины, что так удовлетворяет женщину (там же).

Ср.:

Женщина хочет быть низведенной, а не вознесенной. Мужчина должен с изящной галантностью дать ей понять, как низко он ее ставит… (О. Вейнингер, Пол и характер)

* * *

(пассивная алголагния, алгофилия) - расстройство влечений, характеризующееся желанием переносить боль, подчиняться насилию.

* * *

(по имени австрийского писателя L. Sacher-Masoch, 1836-1895, описавшего это явление в романе «Венера в мехах»; термин предложен немецким психиатром R. Krafft-Ebing, 1840-1902; синонимы - пассивная алголагния, алгомания, алгофилия, пассивизм) - сексуальная девиация, при которой для достижения полового удовлетворения необходимо испытывать физическую боль или моральное унижение, причиняемые половым партнером. Обычно этому сопутствует состояние полной подчиненности и покорности ему. Вне контекста полной подчиненности вплоть до утраты индивидуальности и свободы боль и унижение воспринимаются мазохистами, как и другими людьми, как неприятное переживание. В широком смысле, мазохизм не ограничивается сферой сексуальности и проявляется в целом в стремлении к зависимости от другого человека. Некоторые авторы как одну из форм личности выделяют мазохистскую личность, для которой характерна выраженная тенденция к психологическому самоистязанию, самоунижению. Ряд авторов выделяют «моральный мазохизм», проявляющийся стремлением испытывать страдания не только от сексуального партнера, но и от других людей и даже вследствие влияния внеличностных факторов, например неблагоприятных стечений обстоятельств, ситуаций. Сочетание алгомании с садизмом определяют как садомазохизм. Элементы мазохизма (как и садизма) могут присутствовать и в нормальной сексуальности. Алгоманию не относят к собственно половым извращениям.

R. Krafft-Ebing. Psychopathia Sexualis. Stuttgart,1886.

* * *

самобичевание, наказание себя; Склонность человека к совершению действий, причиняющих вред ему самому; получение удовольствия от таких действий.

* * *

половое извращение, при котором у индивидуума возникает сексуальное удовольствие от причиняемой боли или унижения, доставляемых партнером. М. может сочетаться с садизмом (см. Садомазохизм).

В начало словаря