Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Б" (часть 8, "БИЛ"-"БИХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 8, "БИЛ"-"БИХ")

БИЛИНГВИЗМ

БИЛИНГВИЗМ (bilingualism) - двуязычие, при котором человек владеет двумя языками в равной степени. Ранее считалось, что билингвизм тормозит умственное развитие (Сэйерс). Позднее (после 1960-х годов), однако, было показано, что при правильном обучении и в благоприятных социальных условиях билингвизм не только не тормозит, но даже способствует развитию определённых интеллектуальных сторон личности, таких, как гибкость и креативность. Вместе с тем, указывает М.Сигуан (2005), «слишком часто двуязычные дети относятся к непривилегированным социальным группам, поэтому социальные проблемы и педагогические упущения в данных случаях - не редкость».

БИНА СИНДРОМ

БИНА СИНДРОМ (описан американским гематологом W. B. Bean, 1909-1989) - вариант синдрома голубых невусов: врожденные множественные кавернозные гемангиомы кожи и желудочно-кишечного тракта. На коже выявляют синюшно-фиолетовые узлы («винные пятна»), мягкие и безболезненные; гемангиомы в тонкой кишке обусловливают кишечные кровотечения. Типична вторичная постгеморрагическая анемия. Возможно аутосомно-доминантное наследование. Лечение хирургическое.

W. B. Bean. Vascular spiders and related lesions of the skin. Springfield, Illinois, Thomas, 1958; p. 178-185.

БИНАУРАЛЬНОЕ ВРЕМЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ

БИНАУРАЛЬНОЕ ВРЕМЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ (лат.bini - два, auris -ухо) - различие в поступлении во времени звука в оба уха. Является важным фактором определения локализации звука в пространстве.

БИНЕ-СИМОНА ПСИХИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

БИНЕ-СИМОНА ПСИХИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - определяемый по результатам многократного тестирования (с первого года жизни до 18 лет) психологический возраст интеллектуального уровня развития, определяемый по результатам теста Бине-Симона. Частное от деления показателей этого возраста на паспортный (биологический) возраст, умноженное на 100, называется интеллектуальным коэффициентом (JQ). Норма показателей интеллекта находится в диапазоне JQ от 80 до 120%.

БИНЕ-СИМОНА ТЕСТ

БИНЕ-СИМОНА ТЕСТ (Binet-Simon, 1917) - тест на исследование уровня развития интеллекта, используемый в возрасте испытуемых до 18 лет. Наиболее основательной ныне считается версия теста Бине-Симона, разработанная А.Терменом из Стенфордского университета США (1960) - тест интеллекта Стенфорд-Бине. К сожалению, тестирование на интеллект в нашей стране используется сравнительно редко и бессистемно, отчего на практике возникают достаточно сложные проблемы, особенно касающиеся разграничения нормального и задержанного умственного развития (олигофрении, пограничной умственной отсталости, а также умственной осталости, вызванной влиянием других причин).

БИНЕ-СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА

БИНЕ-СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА [лат. scala - лестница] - тест интеллекта, являющийся родоначальником современных тестов диагностики уровня интеллектуального развития. Первая редакция Б. -С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. в целях выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. Б.-С. у. р. ш. в первоначальном виде содержала 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически, на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3-11 лет и незначительного количества слабоумных. Обследуемые с различными видами слабоумия не могли решить задания за пределами определенного уровня сложности. На этой основе и проводиласьдифференциация. Авторами при отборе заданий в соответствии с их теоретическими положениями был сделан акцент на «сложные интеллектуальные процессы». Созданный тест рассматривался в качестве вспомогательного инструмента изучения интеллекта, общий показатель интеллекта не рассчитывался. В 1908 г. Б.-С. у. р. ш. была существенно пересмотрена. Количество тестов-заданий увеличилось, были устранены неудачные. Значительно расширена стандартизационная выборка. В этом варианте теста авторами ставилась более широкая задача - помимо дифференциации детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни интеллектуального развития нормальных детей. Тестызадания группировались по возрастным уровням,вводилось понятие умственного уровня, которое в различных переводах и переработках теста было заменено термином «умственный возраст». Несомненной заслугой А. Бине и Т. Симона являются выдвинутые ими важнейшие принципы измерения интеллекта, которые положены в основу современных тестов. Л.С. Выготский (1927), резко критикуя практическую и теоретическую ценность шкалы Бине и подобных тестов, отмечал, что «как идея, как методологический принцип, как задача, как перспектива это огромно». Б.-С. у. р. ш. привлекла внимание психологов всего мира. Она переводилась на многие языки и очень широко использовалась в начале XX в. Ее дальнейшее развитие было осуществлено в работах Л. Термена. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов

БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ

БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ - (от лат. bini - два и oculus - глаз), построение картины мира, приобретающей стереоскопический признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса.

* * *

(от лат. bini - два, oculus - глаз) - видение одного и того же объекта обоими глазами. Этим определяется возможность восприятия глубины, удаленности и объемности предметов. При этом стереоскопический эффект Б. з. обеспечивается бинокулярным параллаксом - перспективным (кажущимся) смещением видимых объектов, вызываемых различием точек зрения правого и левого глаза. Б. з. характеризуется слиянием воедино изображения одного и того же предмета, проецируемого на сетчатки обоих глаз, и истинным стереоскопическим восприятием рельефа предмета. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в единый образ возможно лишь в том случае, если они попадают на соответствующие точки сетчатки, называемые корреспондирующими. При нарушении Б. з. (напр., при параличе одной из наружных глазных мышц) изображение предмета в обоих глазах падает на несоответствующие точки сетчатки, что приводит к удвоению изображения.

БИНОКУЛЯРНЫЙ

БИНОКУЛЯРНЫЙ (лат. bini - два, oculus - глаз) - 1. относящийся к обоим глазам; 2. бинокулярное зрение - зрение двумя глазами, дающее возможность видеть внешние объекты рельефнымм, расположенными в трёхмерном пространстве.

БИНОКУЛЯРНЫЙ ПАРАЛЛАКС

БИНОКУЛЯРНЫЙ ПАРАЛЛАКС - построение объемного зрительного образа на основе различий проекций трехмерного пространства на сетчатку левого и правого глаза.

БИНСВАНГЕР

БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (1881 - 1966) - швейцарский психиатр, психолог и философ. Создатель экзистенциального анализа. Ученик и друг Э. Блей-лера, 3. Фрейда и К. Г. Юнга. Действительный и почетный чл. около 10 медицинских академий. Родился в семье врача. Медицинское образование получил в Лозанне, Гейдельберге и Цюрихе. Работал в клинике Бургхельцли и был одним из первых психоаналитиков-клиницистов. В 30-е гг. XX в. Б., опираясь на идеи, теорию и методологию экзистенциальной философии М. Хайдеггера, феноменологию Э. Гуссерля и данные антропологии, переосмыслил психоаналитические идеи 3. Фрейда и создал собственную версию психоанализа - экзистенциальный анализ. Использование идей последнего произвело антропологический и феноменологический поворот в психиатрии того времени. Б. сосредоточил внимание на бытие-в-мире как принципиальном феномене человеческого существования, исследовал его разнообразные формы, сделал ряд феноменологических описаний субъективных переживаний в процессе лечения. Главные труды Б.: Основные формы и познание человеческого существования (1942), где изложены основные идеи экзистенциального анализа; Введение в проблемы общей психологии (1922), краткий анализ этого труда содержится в работе Л. С. Выготского Исторический смысл психологического кризиса; Феноменологическая антропология (1947); Генрик Ибсен и проблема самореализации в искусстве (1949), в которой развиваются некоторые положения патографических исследований 3. Фрейда; Воспоминания о 3. Фрейде (1956) и др. В последнем периоде творчества Б. уделил особое внимание проблемам любви, считая, что быть человеком - значит любить. Б. усматривал в любви тайну человека и полагал, что подлинное человеческое бытие есть бытие-в-любви. В. И. Овчаренко

БИНСВАНГЕР ЛЮДВИГ

БИНСВАНГЕР ЛЮДВИГ (1881-1966) - швейцарский психиатр, психоаналитик, философ. Родился в 1881 году в семье психиатра, возглавлявшего частную лечебницу «Бельвью». Получил медицинское образование, обучаясь в Лозанне, Гейдельберге и Цюрихе. В 1906 году поступил на работу в Цюрихскую университетскую клинику Бурхгольцли. Во время работы ассистентом у Э. Блейлера в Цюрихе познакомился с К.Г. Юнгом и проявил интерес к психоаналитическим идеям. Под руководством К.Г. Юнга защитил диссертацию «Психогальванический рефлекторный феномен». В 1907 году вместе с К.Г. Юнгом принял участие в заседании венских психоаналитиков, проходившем в доме З. Фрейда. После отъезда К.Г. Юнга остался на неделю в Вене.

Между ним и З. Фрейдом установились дружеские отношения, сопровождавшиеся обширной перепиской, насчитывающей более ста писем и открыток. Он входил в правление Цюрихской психоаналитической группы и играл роль посредника между З. Фрейдом и К.Г. Юнгом в тот период их отношений, когда в 1912 году между ними наметился разрыв. Когда в том же году Л. Бинсвангер решился на операцию по удалению злокачественной опухоли, З. Фрейд был единственным человеком, с кем он поделился своими чувствами. В мае того же года основатель психоанализа нанес визит к Л. Бинсвангеру в Кройцлинген. Несмотря на расхождения по некоторым вопросам, З. Фрейд дружески относился к своему младшему коллеге.

В 1910 году Л. Бинсвангер был избран президентом швейцарского психоаналитического общества. В 1911 году стал руководить санаторием в Кройцлингене, который до этого возглавлял его отец. В 20-е годы познакомился с основателем феноменологии Э. Гуссерлем и одним из основателей экзистенциальной философии М. Хайдеггером. Их идеи оказали предопределяющее воздействие на становление его собственного экзистенциального анализа как теории и практики, используемой при лечении психических заболеваний. В 1936 году по случаю празднования 80-летия З. Фрейда он выступил с докладом «Фрейдовская концепция человека в свете антропологии», в котором дал высокую оценку основателю психоанализа и в то же время высказал ряд критических соображений, связанных с психоаналитическим пониманием человека. В 1956 году Л. Бинсвангер был награжден медалью Крапелина за выдающиеся заслуги в области психотерапии. Умер в 1966 году.

Л. Бинсвангер - автор ряда книг и статей, опубликованных в различных психиатрических и психоаналитических журналах. Его перу принадлежат такие работы, как «Основные формы и познание человеческого существования» (1942), «Генри Ибсен и проблема самореализации в искусстве» (1949), «Фрейд: воспоминания о дружбе» (1957), а также материалы, связанные с описанием и разбором клинических случаев Эллен Вест, Лолы Фосс, Юрга Цюнда, Сюзанн Урбан.

БИНСВАНГЕРА СИНДРОМ

БИНСВАНГЕРА СИНДРОМ (описан немецким психиатром O. L. Binswanger, 1852-1929; синоним - подкорковая артериосклеротическая энцефалопатия) - заболевание, в основе которого лежит диффузное ишемическое поражение белого вещества в глубинных отделах больших полушарий, вызванное артериосклерозом мелких пенетрирующих артерий головного мозга. В большинстве случаев возникает у больных с длительной артериальной гипертензией и является вариантом дисциркуляторной гипертонической энцефалопатии. Клинически проявляется нарастающей деменцией, нарушением ходьбы и постуральной неустойчивостью, акинетикоригидным синдромом, псевдобульбарным параличом, нарушением функций тазовых органов. Заболевание стали широко диагностировать с 1970-х, с появлением компьютерной и магнитно-резонансной томографии, способной прижизненно выявлять диффузное поражение белого вещества мозга.

O. L. Binswanger. Die Abgrenzung der allgemeinen progressiven Paralyse. Berliner klinische Wochenschrift, 1894; 31: 1103-1105.

БИНЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ПСИХОЛОГИИ

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ПСИХОЛОГИИ [греч. bios - жизнь genetikos - относящийся к рождению, происхождению) - перенос на психическое развитие ребенка соотношения, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем между онтогенезом (индивидуальным развитием организма) и филогенезом (историческим развитием организмов). Б. з. служит основой теории рекапитуляции, согласно которой в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и/или этапы культурно-исторического развития человечества (Д. Болдуин, К. Бюлер, С. Холл, В. Штерн и др.). А. И. Подольский

БИОГЕННЫЕ АМИНЫ

БИОГЕННЫЕ АМИНЫ - несколько групп аминов (см.), играющих роль нейромедиаторов: катехоламины, индоламины и гистамины (см.).

БИОГЕННЫХ АМИНОВ ГИПОТЕЗА

БИОГЕННЫХ АМИНОВ ГИПОТЕЗА - главное положение настоящей теории состоит в том, что нарушение метаболизма некоторых биогенных аминов является основным компонентом патогенеза и процесса симптомообразования некоторых психотических расстройств (в основном, галлюцинаций и бреда).

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ -

в психологии (от греч. bios - жизнь,grapho - пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Б.м. начали разрабатывать в первой четверти XX (Н.А. Рыбников, Ш. Бюлер). Использование Б.м. предполагает получение информации, источником к-рой являются автобиографические методики (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев (опрос близких людей. воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений.

* * *

(в психологии развития) [греч. bios - жизнь graphs - пишу] - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Б. м. начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н.А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные Б. м. основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование Б. м. предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контентанализ дневников, писем и т. п. А.А.Кроник

* * *

(от греч. bios - жизнь, grapho - пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Современные Б. м. основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование Б. м. предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п. Б. м. в основном связаны с изучением биографии человека, как истории развития личности, описания наиболее важных событий жизненного пути человека. В конфликтологии применение Б. м. важно для более глубокого понимания и прогнозирования поведения основных участников конфликта. Биография человека - мощный источник разносторонней, глубокой и достоверной информации о нем. Знакомясь с биографией участника конфликта, конфликтолог прежде всего обращает внимание на проявление конфликтогенных свойств личности в фактах биографии, имеющийся опыт взаимодействия с людьми в конфликтах и т. п.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (В ПСИХОЛОГИИ)

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (В ПСИХОЛОГИИ) -

методы исследования личности, групп людей базирующиеся на анализе их жизненного пути, биографий.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД -

способы исследования,диагностики,коррекции и проектирования жизненного пути личности.В профессиологии биографический метод включает ретроспективное описание прошедших этапов профессиональной жизни человека,анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий с целью:

· диагностики и коррекции сценария профессионального развития личности,

· пространственно-временной организации ее профессиональной жизни.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД (к анализу ошибок) - вспомогательный прием, используемый при клиническом анализе ошибок и несчастных случаев; заключается в изучении биографий их виновников. Как следует из психологических исследований, предпосылки для возникновения ошибок зачастую необходимо искать в личных качествах человека, сформировавшихся еще в детские годы вследствие черствости родителей, чрезмерной строгости, отсутствия любви и других ненормальных условий детства, а также в прочих обстоятельствах, сказавшихся на формировании личности человека. Особенно важно учитывать события, которые пережил человек непосредственно перед совершением ошибки (М.А. Котик). Б. п. является одним из проявлений применения личностного подхода в инженерной психологии при анализе деятельности оператора (см. также Анамнез, Надежность личности).

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ (от греч. bios - жизнь и grapho - пишу) - уникальная совокупность событий, обстоятельств и фактов личной жизни человека. Ш. Бюлер назвала жизненный путь индивидуальной историей, точно сохранив его индивидуальный характер и одновременно подчеркнув его закономерность как всякой истории. По мнению Б. Ананьева, акмеология при комплексном изучении человека должна придавать особое значение изучению его жизненного пути, биографии биографическим методом.

* * *

(от греч. bios - жизнь и grapho - gbie) - 1. Наиболее важные события жизненного пути личности, истории ее развития. 2. Жизнеописание человека, история развития его личности.

БИОЛОГИЗАТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

БИОЛОГИЗАТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ - преувеличение роли и значения биологических, врожденных, природно-обусловленных факторов в формировании и развитии психики.

БИОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

БИОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ -

абсолютизация биологических факторов в понимании развития личности.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ - (от лат. аdaptatio - приспособление), процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды в процессе эволюции, включающий комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий: 1) успех в конкуренции с другими видами, популяциями и особями; 2) устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды. Способность к адаптации имеет определенные пределы, характерные для каждого вида. В составе адаптации различают две группы приспособлений: аккомодацию и адаптивную радиацию.

У человека - приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.). Для него характерно то, что его биологическая адаптация может осуществляться с помощью различных вспомогательных средств (жилище, одежда), кроме того ему доступна произвольная психическая регуляция ряда биологических процессов и состояний.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - информационная обратная связь относительно функционирования тела. Большей частью осуществляется через обычные сенсорные каналы. Например, обратная связь позволяет определить положение руки при закрытых глазах. Посредством обратной связи можно в некоторой степени контролировать свои альфа-волны (с помощью ЭЭГ), частоту сердечных сокращений, АД, приток крови в конечности и т.д.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ - направление в психиатрии, которое придаёт решающее значение биологическим, физическим и неврологическим аспектам развития психиатрической патологии, а также психофармакотерапии и иным методам терапии, таким, как ЭСТ, инсулинкоматозное лечение и т.п.. См. Психиатрия.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ШИЗОФРЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ - гипотетический механизм, отвечающий за регуляцию периодически протекающих процессов жизнедеятельности, например, биоритмов (см.), циркадианнего (суточного) ритма. Циркадианные сутки у многих животных составляют 25 часов (как если бы некогда именно столько времени на Земле длились сутки). Не следует смешивать изучение данного явления с биоритмологией, которая рассматривается как паранаука.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ (ЭНДОГЕННЫЕ) ЧАСЫ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ (ЭНДОГЕННЫЕ) ЧАСЫ - ощущение времени человеком, умение определять с большей или меньшей точностью, сколько прошло времени без часовых приборов и механизмов. Ср. психологическое время.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРАЦЕПЦИИ (БМК)

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРАЦЕПЦИИ (БМК) - метод контрацепции, основанный на установлении времени овуляции у женщины и ориентировочном расчете периодов менструального цикла, в течение которых зачатие не происходит. Выход яйцеклетки из яичников происходит один раз в месяц, за 11-18 дней до очередной менструации. Поскольку неоплодотворенная яйцеклетка существует недолго, то оплодотворение может произойти в момент выхода ее из яичника или вскоре после этого. Время, в течение которого яйцеклетка может быть оплодотворена, составляет всего 12-18 часов. К этому надо прибавить еще двое суток, в течение которых сперматозоиды сохраняют свою жизнеспособность, находясь в половых путях женщины. Таким образом, опасный период зачатия составляет 2 дня до овуляции и 1 день после нее. Однако из-за значительных колебаний длительности менструального цикла и периодов овуляции из-за перегрузок, болезней, предшествующего аборта безопасный период для зачатия значительно укорачивается. С учетом сказанного он продолжается с 1-го по 7-й день и с 22-го по 28-й день каждого менструального цикла. Соответственно, опасное время приходится на период с 8-го по 21-й день от начала очередной менструации. Опыт показывает, что мало кто может длительное время строго соблюдать указанные сроки, поэтому нежелательная беременность при БМК наступает очень часто. БМК вообще не рекомендуется женщинам, у которых по результатам наблюдения за год наиболее длительный и наиболее короткий периоды менструального цикла отличаются более чем на 10 дней. См. также Контрацептивы, Контрацептивы оральные, Спираль внутриматочная.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИЗМ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИЗМ - концепция, согласно которой между живой и неживой природой нет существенного различия (иногда обозначается как концепция натуралистического монизма).

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения (Г.И. Бондаренко, 2003).

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ - соотношение природных и культурных факторов в человеческом поведении, в его естестве. Выделяют две тенденции в понимании проблемы. Одна сводится к утверждению примата социального над природным. Эта позиция разносторонне обоснована в работах K. Маркса и Ф. Энгельса, в трудах советских исследователей. Другая предполагает, что именно природа человека обусловливает его социальное поведение. Эта т. зр.

представлена сегодня социобиологией, которая вновь остро поставила принципиальные для человекознания вопросы о соотношении Б. и C., психологического и физиологического в развитии человека. Обе тенденции объединяет представление о том, что человек все-таки природное существо. B современных научных дискуссиях отвергаются биологизация личности и вульгарная ее социологизация. Человека формирует с первых дней его жизни искусственно внедренная социальная программа. Социальность человека не рождается сама по себе. Она не обусловлена наследственностью. Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии генетических факторов на формирование психики человека. На принципиально новое истолкование «человеческой природы» претендуют социобиологи, выдвинувшие теорию «генно-культурной коэволюции». Согласно этой концепции, процессы органической и культурной эволюции протекают совместно и синхронно, т. е. природное и социальное выступают в неком единстве. Социобиологи считают, что протосоциальные модели поведения запрограммированы биологически, т. е. знание генома человека позволяет предсказать его поведение в будущем. Но их допущение о том, что между генами и социальными феноменами существуют непосредственные причинные связи, требует критической проверки. Б. и C. формирует две группы факторов, оказывающих существенное влияние на поведение человека в конфликтах. Комплексное исследование воздействия Б. и C. на конфликты выступает важным условием разработки адекватной объяснительной модели последних.

БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ТЕРАПИЯ

БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ТЕРАПИЯ - использование биологической обратной связи в терапевтических целях (например, для снижения повышенного АД). В психиатрии она может быть полезной для достижения мышечного расслабления, устранения аффективного напряжения.

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕРАПИЯ

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕРАПИЯ (греч. bios - жизнь, лат. мedicina - врачебная наука, греч. therapeia - уход, забота, лечение) - общее название биологических методов лечения психиатрической патологии: лекарственного, электрошоков, инсулиновых шоков, психохирургии и т.п.. Синоним: Биологическая терапия.

БИОМЕХАНИКА

БИОМЕХАНИКА - раздел биофизики, исследующий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления.

* * *

(от греч. bios - жизнь и mechanike - машина) - раздел биофизики, в котором изучаются механические свойства тканей, органов и систем живого организма и механические явления, сопровождающие процессы жизнедеятельности. Пользуясь методами теоретической и прикладной механики, Б. исследует деформацию структурных элементов тела, течение жидкостей и газов в живом организме, движение во времени и пространстве различных частей тела, устойчивость и управляемость движений, а также другие вопросы, доступные указанным методам. На основе этих исследований могут быть составлены биомеханические характеристики органов и систем организма. Важнейший для инженерной психологии и психологии управления раздел общей Б.- это Б. движений, которая занимается изучением движений человека как, механических процессов. Методы Б. движений применяются здесь при изучении психомоторики человека-оператора, а также при организации его рабочих движений. Близким по значению к Б. движений является термин «эргономическая биомеханика».

БИОН УИЛФРЕД

БИОН УИЛФРЕД - представитель Британской школы психоанализа, внесший значительный вклад в развитие психоаналитической теории и практики.

Родился в 1897 году в Индии (г. Маттре) в семье британского служащего. В восьмилетнем возрасте был отправлен родителями в Англию. В годы Первой мировой войны участвовал в военных действиях, командовал танковым взводом, был награжден орденом «За выдающиеся заслуги». В 1930-х годах изучал медицину, заинтересовался психоанализом, учился у таких психоаналитиков, как Дж. Рикман и М. Кляйн. Во время Второй мировой войны был директором реабилитационного центра военного психиатрического госпиталя.

На начальном этапе своей психоаналитической деятельности У. Би-он проводил терапию в группах, разработал методику отбора офицерского состава в вооруженных силах, способствовал становлению Тэви-стокской школы групповой терапии в Лондоне. В 1946 году опубликовал свою первую статью, посвященную группам, в которых нет лидеров. Став психоаналитиком, он присоединился к той части британских психоаналитиков, которые разделяли взгляды М. Кляйн, и в 1950 году выступил в Британском психоаналитическом обществе с докладом «Воображаемый двойник». В 1954 году на психоаналитическом симпозиуме У. Бион выступил с докладом по проблеме шизофрении и опубликовал статью «Заметки о теории шизофрении». На протяжении 1950-х годов он выдвинул ряд идей, касающихся понимания различий между психотическими и непсихотическими частями личности, нормальной и патологической формами проективной идентификации.

В 1960-х годах У. Бион сосредоточил свое внимание на проблемах мышления, переживания, трансформации, взаимодействия между психоаналитиком и пациентом, а также процессах контейнирования, послуживших созданию теории эмоционального контейнирования личности. Им была выдвинута теория функций личности, включающая в себя представления об альфа-функции, изначально лишенной конкретного смысла, задействующей чувственные впечатления, эмоциональные переживания и преобразующей их в альфа-элементы, в отличие от бета-элементов, то есть нетрансформируемых чувственных впечатлений и эмоциональных переживаний, воспринимаемых как вещь в себе и изгоняемых посредством проективной идентификации.

В 1962 году У. Бион был избран президентом Британского психоаналитического общества, которым руководил на протяжении четырех лет. В 1968 году в Буэнос-Айресе он прочитал цикл лекций для членов Аргентинской психоаналитической ассоциации, в которых изложил свои основные понятия, относящиеся к психоаналитической технике. В 1970-х годах он переехал в США, несколько лет работал в Калифорнии, затем вернулся в Англию, где вскоре умер в Оксфорде в 1979 году.

У. Бион - автор ряда работ, включая «Опыт в группах» (1961), «Научение через опыт переживания», «Элементы психоанализа» (1963), «Трансформация» (1965), «Вторичные мысли», «Внимание и интерпретация» (1970) и др.

БИОРИТМЫ МОЗГА

БИОРИТМЫ МОЗГА - один из видов фоновой, или спон- г-, тайной, электрической активности мозга человека и животных. Б. м. представляют регулярную или ритмическую активность, характеризующуюся длительными повторениями той или иной волны при незначительной вариации частоты ее повторения. В ЭЭГ человека различают следующие основные ритмы: альфа, бета, дельта, гамма, тета. С изменением состояния человека (в результате умственной нагрузки, эмоционального напряжения, сна и т. п.) в ЭЭГ происходит смена доминирующего ритма: с пробуждением и активизацией деятельности усиливаются более высокочастотные ритмы, а с переходом ко сну они заменяются низкочастотными. Помимо Б. м. различают нерегулярную, или аритмическую, активность, состоящую из волн различной длительности и амплитуды, и параксизмальную активность в виде групп волн и комплексов, амплитуда которых внезапно нарастает и падает.

БИОРИТМЫ СЕКСУАЛЬНЫЕ

БИОРИТМЫ СЕКСУАЛЬНЫЕ - индивидуальные ритмические колебания половой активности в зависимости от возраста человека, его половой конституции, факторов внешней среды и др. Различают суточные ритмы (например, более сильное возбуждение у одних мужчин утром, у других - вечером), а также более длительные циклы продолжительностью до 7 дней). Внешние проявления Б. с. наиболее выражены у женщин в силу циклического характера их половой активности, связанного с менструальной функцией. Нарушение Б. с. (например, моряков, вахтовиков, геологов и др.) может приводить к значительным нарушениям потенции.

БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА - ритмическое чередование интенсивности жизненных процессов, присущих живым организмам. Изучением Б. ч. занимается специальный раздел биологии - биоритмология. Любой организм как колебательная система является носителем многочисленных ритмов с различной частотой, амплитудой, уровнем, формой кривой, отражающими конкретные особенности ритма. Каждая клетка, ткань, орган также имеют собственный, так называемый рабочий ритм (напр., биоритмы мозга, сердца и т. д.). Эти рабочие ритмы связаны друг с другом на основе ритма с периодом 24 часа (суточный, или циркадиальныи, ритм). В организме человека установлено более 300 различных ритмов. Классификация их построена на основе ведущей характеристики ритма - частоты. По этому параметру выделяют высокочастотные (с периодом до 0,5 часа), среднечастотные (с периодом от 0,5 до 60 часов) и низкочастотные ритмы (с периодом более 60 часов). Для инженерной психологии, психологии труда и управления наибольшее значение имеют следующие Б. ч. Из высокочастотных - ритмы головного мозга, сердца, дыхания и т. п. Они являются показателем работоспособности и функционального состояния человека. Из среднечастотных Б. ч. наибольшее значение имеет суточный (циркадиальныи) ритм, влияющий на периоды наибольшей работоспособности и утомляемости человека: максимальная активность утром (8 - 12 часов) и вечером (16 - 2 часа), минимум- днем (12-16 часов) и наиболее выражено- ночью (2 - 8 часов). Чередование максимума-минимума активности физической и психической деятельности человека в течение суток соответствует схеме напряжение - расслабление. Такая схема согласуется с изменением внутренних Б. ч., проявляющихся в активности некоторых биохимических систем (напр., симптоматико-адреналовой). При нарушении соответствия между внутренними Б. ч. и внешней организацией его деятельности возможны различные заболевания нервной системы (нарушения сна, неврозы и т. п.). В более тяжелых случаях это может привести к возникновению адаптационного синдрома. Из низкочастотных ритмов наибольшее значение для трудовой деятельности имеют физический (с периодом 23 дня), эмоциональный (с периодом 28 дней) и интеллектуальный (с периодом 33 дня) ритмы. Совпадение положительных полупериодов двух или всех трех ритмов способствует повышению работоспособности человека. Дни, на которые приходится совпадение отрицательных полупериодов, называются критическими. Для них характерно существенное понижение психофизиологических возможностей человека, что приводит к снижению работоспособности, увеличению числа случаев производственного травматизма, неэффективному решению производственных и управленческих задач. Однако эти данные не могут считаться окончательно установленными и требуют поэтому дополнительной проверки.

БИОСОЦИАЛЬНОЕ

БИОСОЦИАЛЬНОЕ -

(от лат. bios - жизнь и socicetas - общество) понятие, которое находит все большее применение в современной науке и выражает сложные, диалектические взаимоотношения социального и биологического в личности. Биологизация личности связана с недооценкой социального фактора в ее развитии и функционировании, переоценкой биологического. Социологизация личности, наоборот, связана с недооценкой биологического фактора. Последняя тенденция стала более опасной для развития современной прикладной психологии у нас в стране в 80-е - 90-е годы.

БИОСОЦИАЛЬНЫЙ

БИОСОЦИАЛЬНЫЙ - имеющий двойную природу детерминации: от природной и от социальной среды, обусловленный врожденными и приобретенными факторами.

* * *

(греч. bios лат. socialis - общественный) - гипотетическая характеристика свойств поведения, являющихся результатом взаимодействия социальных и биологических факторов. Например: сексуальное поведение.

БИОТА ДЫХАНИЕ

БИОТА ДЫХАНИЕ (по имени французского врача C. Biot) - форма периодического дыхания: чередование нерегулярных периодов апноэ и серий из 4-5 вдохов - выдохов одинаковой глубины. Наблюдается при поражениях головного мозга.

M. C. Biot. Contribution a letude de phenomene respiratoire de Cheyne-Stokes. Lyon Med, 1876; 23: 517-528.

БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА

БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА -

типология людей по нейро-гуморальному основанию исходя из особенностей симпатико-адреналиновой системы (САС). Выделяют три типа б.ч.: 1. А-тип (адреналиновый); 2. НА-тип (норадреналиновый); 3. А НА-тип (смешанный). А-тип характеризуется повышенной тревожностью, обостренным чувством ответственности, серьезным отношением к делу. Обычно эти люди не умеют расслабляться, отдыхать. Избыточные, неадекватные возможностям организма нервные нагрузки часто приводят к различным сердечно-сосудистым заболеваниям. Более 1/3 мужчин относятся к А-типу. НА-тип характеризуется повышенной внутренней напряженностью, некоторой замкнутостью, немногословностью, серьезностью, скрытностью, властностью, целеустремленностью. Подавление эмоций людьми на-типа также приводит к нервным перегрузкам, срывам. К НА-типу относится около 1/6 части всех мужчин. Представители А НА-типа (смешанного) характеризуются постоянными колебаниями настроения, артистичностью, стремлением быть на виду, привлекать к себе внимание, у них богатое воображение, хорошо развитая способность к эмпатии, они чаще относятся к художественному типу личности (по классификации И.П. Павлова). Среди мужчин таких более 1/3. Б.ч. различаются между собой психическими, биохимическими, иммунологическими и другими показателями. Определяют б.ч. с помощью метода "адренограммы", предложенного В.Н. Васильевым.

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ (греч. biote - жизнь лат. factor - делающий) - совокупность влияний на организм со стороны других организмов, живых существ (микроорганизмов, домашних животных, растительности, других людей).

БИОТРОПНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ

БИОТРОПНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ЭМП) - характеристики ЭМП, изменение которых при сохранении неизменными других характеристик ЭМП вызывает изменение каких-либо биологических процессов. Различают следующие основные Б. п. ЭМП: 1) интенсивность (определяется плотностью потока мощности электромагнитного излучения СВЧ-диапазона, либо значениями электрической или магнитной составляющих в более длинноволновых диапазонах); 2) экспозиция (в радиобиологии, изучающей влияние на биологические объекты неонизирующих излучений, имеется понятие дозовой зависимости, выражающей зависимость эффекта от интенсивности и длительности воздействия); 3) частота (в зависимости от номинала частоты излучения возможны принципиально различные по характеру проявления биологические эффекты); 4) вид модуляции (проведенные многочисленные исследования показали, что вид модуляции играет роль самостоятельного значимого фактора, зачастую усиливающего действие биологических эффектов или порождающего собственные эффекты); 5) поляризация излучения; 6) градиент электромагнитного поля; 7) локализация (данные опытов показывают, что наиболее значимым является воздействие ЭМП нац. н. с ) . Хотя самым важным Б. п. ЭМП следует считать интенсивность, другие можно описывать как ее вариации в пространстве (градиент, поляризация, локализация) или во времени (экспозиция, частота излучения, вид модуляции) (Г.А. Ляшенко).

БИОФИЛИЯ

БИОФИЛИЯ - любовь к жизни, ко всему живому.

Биофилия не является отдельной характеристикой человека, а представляет собой внутреннюю ориентацию, определяющую образ мышления и действия человека. Она противоположна некрофилии - любви к смерти, ко всему мертвому.

Психоаналитические представления о биофилии были изложены Э. Фроммом (1900-1980) в работе «Душа человека» (1964). В противоположность представлениям З. Фрейда о влечении к смерти он высказал точку зрения, в соответствии с которой сохранение жизни - имманентное свойство любого живого организма. По словам Э. Фромма, тенденция к сохранению жизни и борьбе против смерти «является элементарной формой биофильного ориентирования и присуща любой живой материи». Сохранение жизни и борьба против смерти - один аспект стремления к жизни. Тенденция к интеграции, объединению, росту - другой ее аспект. Продуктивное ориентирование, включающее влечение к процессу жизни и росту во всех сферах, - полное развитие биофилии. Цель человеческой жизни как раз и состоит в том, чтобы ощущать влечение ко всему живому и отказаться от всего мертвого.

Проявление биофилии в чистой форме - это жизнь святого. Как правило, у большинства людей наблюдается смешение биофильной и некрофильной тенденций. У кого преобладает некрофильное ориентирование, у того имеет место постепенное уничтожение биофильной тенденции. У кого любовь к жизни берет верх, у того становится ярко выраженной биофильная ориентация.

Э. Фромм исходил из того, что для ребенка важной предпосылкой развития биофильной ориентации является его совместное проживание с людьми, которые любят жизнь. Биофилия ощущается в общей атмосфере семьи, а не в правилах, устанавливаемых родителями. «Она находит свое выражение скорее в поведении, чем в идеях, скорее в интонации голоса, чем в словах». К необходимым для развития биофилии специфическим условиям Э. Фромм отнес следующие: теплые, основанные на любви контакты с людьми в период детства; отсутствие угроз и свобода созидать, строить, удивляться и на что-то отваживаться; атмосфера, ведущая к внутренней гармонии; обустройство жизни, определяемое искренними отношениями и подлинными интересами; безопасность и справедливость, предполагающие наличие материальных основ достоинства человеческого существования и невозможность использования человека в качестве средства для целей других людей.

Одна из задач психоаналитической терапии заключается в том, чтобы, вскрыв регрессивные тенденции в психике пациента, способствовать ослаблению его некрофилийной ориентации и усилению его биофилийной ориентации.

БИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

БИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - методы психотерапии, признающие первичность функций тела и вторичность психологических характеристик человека. Например, лечение некоторых психиатрических расстройств методами кинезиологии. Обычно эта терапия осуществляется частными медицинскими фирмами.

БИПОЛЯРНАЯ УСТАНОВКА

БИПОЛЯРНАЯ УСТАНОВКА - установка, основанная на двух социальных ценностях, что чревато возникновением конфликта ценностей.

БИПОЛЯРНОЕ АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО (БАП)

БИПОЛЯРНОЕ АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО (БАП) - аффективный психоз, проявляющийся маниакальными, депрессивными и смешанными фазами, развитие которых не связано с влиянием иных определённых психических, неврологических, соматических заболеваний, расстройств и воздействием внешних факторов. Распространённость среди населения составляет от 0,3 до 1,5%. Начинается у мужчин чаще с мании (гипомании), у женщин - с депрессии. Пик заболеваемости приходится на возраст 21 год. Заболевание в значительной степени бывает вызвано наследственными факторами, оно относится к болезням предрасположения. Риск развития заболевания у близких родственников достигает 10-15%; у детей, один из родителей которых им страдает, - 50% (включая также шизоаффективное расстройство и шизофрению). Конкордантность по данному расстройству для монозиготных близнецов, по разным данным, вариирует от 33 до 90% (столь значительные расхождения вызваны, повидимому, большими различиями диагностической практики), для дизиготных близнецов она составляет около 23%. В патогенезе расстройства существеную роль играют нарушение метаболизма нейротрансмиттеров (норадреналина, дофамина, серотонина), глюкокортикоидов и других «стрессовых» гормонов, механизмы киндлинга (см.). У значительной части пациентов, по данным отдалённого катамнеза, в виде БАМ протекают начальные стадии шубообразной, периодической шизофрении, шизоаффективного психоза. Синоним: Маниакально-депрессивный психоз. См. Мания, Депрессия, шизофрения, Шизоаффективный психоз. Лечение: тимоаналептические средства, антиманикальные препараты, нормотимики, нейролептики, симптоматическое лечение.

БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО ДЕПРЕССИВНОЕ

БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО ДЕПРЕССИВНОЕ - аффективное расстройство с депрессивными фазами, но при котором хотя бы однократно наблюдалась маниакальная фаза. Ср. Депрессия монополярная.

БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО МАНИАКАЛЬНОЕ

БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО МАНИАКАЛЬНОЕ - аффективное расстройство, проявляющееся маниакальными фазами, но при котором хотя бы однократно наблюдалась депрессивная фаза. Ср. Мания монополярная.

БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО СМЕШАННОЕ

БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО СМЕШАННОЕ - аффективное расстройство с чередованием маниакальных и депрессивных фаз, со смешанными картинами аффекта или аффекты сменяются каждые несколько дней или даже часов полярным образом.

БИПОЛЯРНЫЙ

БИПОЛЯРНЫЙ (bis - дважды, греч. polos - ось вращения, полюс) - 1. имеющий два полюса; 2. описание черт личности, которые можно представить как противоположные полюса одного измерения (например, доминирование и подчинение, лидерство и исполнительность, негативизм и внушаемость, алчность и расточительность); 3. электрод с двумя полюсами, положительным и отрицательным. Такие электроды часто используют при нервной стимуляции (например, при проведении электрошоковой терапии) и для записи потенциалов нервной ткани.

БИПОЛЯРНЫЙ НЕЙРОН

БИПОЛЯРНЫЙ НЕЙРОН - нервная клетка с двумя отростками: аксоном и дендритом.

БИРНБАУМА СВЕРХЦЕННЫЙ БРЕД

БИРНБАУМА СВЕРХЦЕННЫЙ БРЕД - бредовая идея, возникшая путём трансформации сверхценной идеи в бредовую. Статистики, характеризующей частоту упомянутой трансформации, не существует. Вероятно, бред «вырастает» из сверхценной идеи отнюдь не чаще, чем из любой другой, так как механизмы развития сверхценных образований и бредообразования рассматриваются ныне как совершенно разные. Чаще всего бред развивается минуя этап сверхценных образований, но в некоторых случаях бред в самом начале своего формирования, может иметь некоторое сходство со сверхценной идеей.

БИРША - ХИРШФЕЛЬДА ОПУХОЛЬ

БИРША - ХИРШФЕЛЬДА ОПУХОЛЬ - см. Вильмса опухоль.

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ ИЛИ АМБИСЕКСУАЛЬНОСТЬ

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ ИЛИ АМБИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (лат. bis - дважды, sexus - пол) - 1. ориентация либидо на лиц обоего пола, одновременная либо периодически меняющаяся, последнее, предположительно, наблюдалось у Г.Мопассана; 2. гермафродитизм (см.).

БИТ

БИТ (от англ. bi(nary digi)t - двоичная единица) - двоичная единица измерения энтропии и количества информации. Источник с двумя возможными сообщениями, имеющими вероятность 0,5, обладает энтропией в 1 бит. Энтропия сообщения, выраженная в Б., определяет среднее число двоичных символов, необходимых для записи данного сообщения. В электронно-вычислительной технике для измерения количества информации используется байт (англ. bite). Один байт соответствует группе 8 соседних двоичных разрядов (битов).

БИТО ПЯТНА

БИТО ПЯТНА (описаны французским врачом P. Bitot, 1822-1888) - ранний признак кератомаляции при недостаточности витамина А: появление небольших серебристо-серых бляшек с тусклой поверхностью на периферии белочной оболочки глаза, приподнятых над уровнем конъюнктивы. После удаления бляшек обнажается ксеротический участок конъюнктивы с шероховатой поверхностью. Как правило, пятна исчезают при лечении ретинолом.

Bitot. Sur une lesion conjunctivale non encore decnte, coincidant avec lhemeralopie. Gazette Hebdomadaire de Medecine et de Chirurgie, 1863; 10: 284-288.

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (англ. behavior - поведение) - психотерапия неадаптивного поведения методами классического и оперантного научения. Основными методами бихевиоральной терапии являются: 1. тренинг (тренировка) уверенности в себе и другие групповые тренинги, проводимые под руководством психотерапевта; вообще же их достаточно много (десятки), все они расчитаны на преодоление различных психологически проблем. Нередко в группах оказываются психиатрические пациенты, многим из которых занятия в какой-то степени помогают, но серьёзных результатов обычно не достигается; 2. методы десенсибилизации (например, постепенное приучение пациента с фобией к стимулам, вызывающим чрезмерный страх). Собственно фобии, то есть навязчивые страхи, к десенсибилизации оказываются обычно резистентными; 3. имплозивная терапия дурных привычек (курильщика, например, побуждают накуриваться до отвращения к табачному дыму в надежде, что он после этого прекратит курение. Алкоголики, у которых наблюдается симптом потери контроля и которые всякий раз напиваются до «положения риз», редко из-за этого прекращают употребление алкоголя); 4. взаимное или реципрокное торможение (например, подавление влечения к алкоголю посредством аверсивной терапии); 5. собирание жетонов (положительных и отрицательных подкреплений). Синонимы: Терапия поведения, Бихевиорально ориентированная терапия.

Предыдущая страница Следующая страница