Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Я

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Я

Я - вообще - осознающий себя и внешний мир индивид, фундаментальная, развивающаяся в социальных условиях и на основе предполагаемых врождённых способностей активная структура личности человека, интегрирующая в единое целое психологические и телесные функции, знания и интеллект, эмоции и мотивацию, сознание и бессознательное, исторический и личный опыт. Адекватное представление Я имеет чрезвычайно важное значение для понимания психопатологии человека, а последняя, в свою очередь, могла бы, вероятно, сыграть решающую роль в построении реалистической модели Я и её формирования в ходе индивидуального развития. См. Бессознательное. Существуют различные подходы к пониманию и определению данного термина:

а) Я суть внутренний агент или сила, наделённая контролирующими и направляющими функциями в отношении мотивов, страхов, потребностей и др. Я в таком его понимании представляет гипотетическое существо, признанный аспект души с предназначенной ему определённой ролью. Это значение фигурирует в понятии А.Адлера о творческом Я, в системе Я Г. Салливана, в ранних работах К.Юнга;

б) Я есть внутренний свидетель событий, компонент души, выполняющий интроспективные функции, такое Я, предположительно, может наблюдать за тем Я, которое представлено в значении «а». У.Джемс (1890) подчёркивает, что оба эти значения можно было бы лучше всего выразить словами «me» и «I», где «me» есть объект в первом значении, а «I» - знание о себе, Я во втором его значении. Другими словами, Я есть органическое объединение действующей и рефлектирующей частей личности. Обоснованность такой интерпретация Я подтверждают данные психопатологии, в частности, наблюдения о расщеплении единого Я на действующую и наблюдающую его стороны. См. также Редупликация самовосприятия;

в) Я как совокупность опыта личности и её выражения, Я как живое существо. Такие термины, как «эго», «личность», «индивид», «организм» и т.п. вполне могут быть синонимами Я в этом значении термина;

г) Я как синтез, как организованное персонализированное целое. Это значение подобно значению «б», но, в отличие от него, оно содержит коннотацию того, что человек концентрируется на интегративном аспекте своей личности. Те, кто использует термин в таком его значении, часто близком представляемой «личности», нередко понимают под ним некий логический конструкт, который выводится косвенно из ощущений индивидом своей личностной непрерывности, несмотря на объективные и значительные изменения его во времени;

д) Я как сознание, осведомлённость, концепция личности, Я как идентичность. Подходящим синонимом является здесь термин Г.Олпорта «проприум»;

е) Я как абстрактная цель или конечный пункт на некотором личностном измерении. Это значение встречается в более поздних работах К.Юнга, в которых Я понимается как самость, окончательный, развитый архетип, находящийся между сознательным и бессознательным, а достижения Я - заключительное выражение духовного развития человека. Косвенно такое же понимание Я выражает А.Маслоу термином «самоактуализация». Таким образом, значения «а-д» констатируют существующие аспекты личности, в значении «е» подчёркивается, скорее, потенциал личности;

ж) в психопатологии - психологическая структура, разрушение которой является основным источником симптомов психического расстройства. При этом преобладающей является тенденция, согласно которой упомянутое разрушение в первую очередь затрагивает наиболее сложные функции Я, связанные с самоосознаванием, сознанием, высшими чувствами, интеллектом и творчеством. В психоанализе и бихевиоризме на этот счёт существует прямо противоположная точка зрения, из которой вытекает, что нарушения высших функций является следствием повреждения более простых, элементарных.

* * *

- понятие, выражающее внутреннее единство, целостность, образующуюся из самых разнообразных ее стремлений, переживаний, проявлений и неповторимость личности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого. «Я» - понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения отношения и отнесения личности к самой себе различных представлений и образов своих качеств в настоящем и будущем.

Я-идеальное - совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Я-реальное - представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта.

Понятие «Я» не исчерпывает понятия о личности и шире понятия о самосознании. Различают Я-действующее и Я-рефлексивное. Сосредоточение внимания человека на первом способствует совершенствованию деятельности, сосредоточение на втором усиливает определенность индивидуальности. Личность не может осознать себя вне конкретной ситуации и системы отношений, в которой развивается ее деятельность. Только вся наша жизнь способна дать нам ответ, кто мы есть на самом деле.

Все существующие методы познания «Я» другого человека (самоотчеты, анализ продуктов творчества, наблюдение извне, эмпатическая идентификация) не дают исчерпывающего познавательного результата. Практическим критерием понимания чужого «Я» может быть способность предсказания действий, поступков. Более глубокое его понимание связано с проникновением в мысли и чувства людей.

Психологические исследования, посвященные особенностям формирования у человека образа «Я», позволяют выделить некоторые наиболее общие качества, составляющие его содержание. К ним относятся: интеллектуальность - неинтеллектуальность, инициативность - пассивность, эмоциональность - рассудочность, импульсивность - самообладание, выносливость - утомляемость, привлекательность - непривлекательность, тревожность - уверенность. Названные качества представляют собой своеобразные шкалы, по которым человек оценивает самого себя и других людей.

З. Фрейд выделял в структуре личности «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» и «Сверх-Я» выполняют функции восприятия и контроля. «Сверх-Я» не только контролирует проникновение бессознательного «Оно», но и препятствует его проникновению в сознание. Сопротивление цензуре («Я» и «Сверх-Я») приводит к тому, что «Оно» вынуждено обличаться или в символические образы сновидений, или проявляться в оговорках, описках и т. д. По мнению 3. Фрейда, именно бессознательное «Оно» является истинным стержнем личности. Он утверждал, что если заняться самоанализом, то всегда можно обнаружить, что есть какая-то причина, побуждающая нас поступать так или иначе. Основные причины наших действий подсознательны. В развитияя личности З. Фрейд особое значение придавал раннему детству.

С.Л. Рубинштейн считал, что первичным в развитии личности является не «Я», а «мы», доказывая этот тезис и философски и многочисленными примерами детской речи. В конкретно-писхологическом плане было доказано, что первичным для ребенка является нерасторжимое единство с матерью, которое и составляет эквивалент «мы». Поэтому процесс и момент становления «Я» как эпицентра личности ребенка, к которому он относит все впечатления, от которого исходят его действия и т. д. должен еще быть выявлен в специальном исследовании. Таких исследований не велось в отечественной психологии до самого последнего времени по идеологическим причинам.

На уровне взрослой личности проблема «Я» возникает в контексте «Я» - «другие». Многие психологи отмечают, что «Я» складывается из разнообразных оценок личности разными окружающими (родителями, друзьями, сверстниками, детьми). Это одновременно и проблема экспектакций (ожиданий), выражающих потребность в таких или иных оценках, мнениях о себе, представлениях о своей личности («Я - глазами других»). Здесь имеют место два противоположных стремления - стать собой, выявить и выразить свою индивидуальность, и, одновременно, принять оценки и характеристики окружающих для построения своего «Я». Повидимому, самым оптимальным является не только принятие этих оценок и включение в свое «Я», а выбор и выстраивание из них оригинального конструктора на основе реального самовыражения «Я» личности в жизни и деятельности и получения подтверждения тех или иных по принципу обратной связи.

* * *

- понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - как в отношении своего прошлого, так и настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с др. людьми, субъект отделяет свое «Я» от «не-Я», непосредственно переживая свою идентичность др. объектам. «Я» оценивается субъектом в «Я-концепции», образуя ядро человеческой личности. В конфликтологии понятие «Я» является одним из важных. Любой социальный конфликт - это противодействие между «Я» и «не-Я». В качестве «не-Я» может выступать др. человек, социальная группа, государство и т. п. Внутриличностный конфликт - это борьба между двумя подструктурами «Я». То, каким образом человек выделяет себя из окружающего мира, оказывает существенное влияние на характер его конфликтов с этим миром.

* * *

- понятие, используемое в психоанализе для обозначения личности или для характеристики одной из частей, инстанций, сфер человеческой психики. Это двойственное толкование Я находит свое отражение в трудах З. Фрейда. Под Я он понимал как особую психическую инстанцию, так и личность в целом.

Размышления З. Фрейда о Я содержались во многих его работах, включая «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Невроз и психоз» (1924), «Утрата реальности при неврозе и психозе» (1924), «Отрицание» (1925), «Проблема дилетантского анализа» (1926), «Симптом, торможение и страх» (1926), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), «Конечный и бесконечный анализ» (1937), «Расщепление Я в защитном процессе» (1940), «Очерк о психоанализе» (1940).

Начиная с работы «Я и Оно» (1923), З. Фрейд рассматривал человеческую психику под углом зрения функционирования в ней трех инстанций (сфер, частей, элементов) - Оно, Я и Сверх-Я. Каждая из этих инстанций обладает своей спецификой; каждая выполняет определенные функции, но все три инстанции тесно связаны между собой. Если Оно представляет собой страсти, то Я - олицетворение разума, здравого смысла, благоразумия.

Я - это такая психическая инстанция, которая стремится осуществить контроль над всеми процессами, протекающими в человеческой психике. Его психологическая функция состоит в приведении хода событий в Оно на более высокий уровень. Его конструктивная функция заключается в регулировании между запросом инстинкта и действием. В понимании З. Фрейда «Я руководствуется соображениями безопасности» и использует ощущения беспокойства «как сигнал об опасностях, которые угрожают его целостности».

Ночью деятельность Я ослаблена, но даже ночью Я управляет цензурой сновидения. В бодрственном состоянии человека Я способствует вытеснению его бессознательных влечений, желаний, стремлений. При психоаналитическом лечении Я выступает в качестве сопротивления пациента. Я олицетворяет собой сознание, однако во многих случаях Я оказывается по большей части бессознательным. По выражению основателя психоанализа, «один Бог знает, какая важная часть Я может быть бессознательной и является таковой».

Рассматривая взаимоотношения между Оно и Я, З. Фрейд исходил из того, что Я является измененной частью Оно. В функциональном отношении Я - представитель внешнего мира. Если в своей деятельности Оно руководствуется принципом удовольствия, то Я старается заменить его принципом реальности. Оно - безрассудно. Я характеризуется осмотрительностью.

З. Фрейд сравнивал Я и Оно с тем положением, которое занимает всадник по отношению к коню. Всадник (Я) должен обуздать превосходящего его по силе коня (Оно). Всадник определяет цель, конь дает энергию для движения. В идеале между ними наблюдаются согласованные действия. Однако нередко всаднику не остается ничего иного, как вести коня туда, куда непослушный конь хочет направиться. Я идет на поводу Оно, хотя и полагает, что движение совершается им по собственной воле.

Для З. Фрейда Я является не только частью Оно и представителем внешнего мира в психике человека. В нем не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным. Речь идет о выделении в Я как личности еще одной ступени, инстанции, которую основатель психоанализа назвал Сверх-Я.

В понимании З. Фрейда в онтогенезе, то есть в процессе развития человека, общая картина Я такова. До завершения первого периода детства (примерно до пятилетнего возраста) Я является посредником между Оно и внешним миром, принимает инстинктивные требования Оно, воспринимает от него информацию и использует ее как память, сосредоточивается на самосохранении, занимает защитную позицию от чрезмерных требований Оно и внешнего мира, руководствуется в своих решениях предписаниями модифицированного принципа удовольствия. Затем происходит важная перемена: «Фрагмент внешнего мира, по меньшей мере отчасти, оставляется как объект, и вместо него путем отождествления принимается в Я и, таким образом, становится интегральной частью внутреннего мира». Так, с точки зрения З. Фрейда, возникает новый психический элемент, выполняющий функции, которые ранее возлагались на людей во внешнем мире. Этот психический элемент занимает место родителей, наблюдает за Я и угрожает ему точно так же, как это делали раньше родители. Речь идет о возникновении Сверх-Я.

Я черпает Сверх-Я из Оно. Это Сверх-Я царит над Я как совесть, как бессознательное чувство вины. Сверх-Я противостоит Я как представитель внутреннего мира Оно. Стало быть, конфликты между Я и Сверх-Я отражают противоположность внешнего и внутреннего мира, телесного и психического.

Между Оно, Я и Сверх-Я устанавливаются сложные отношения. Я обороняется от многочисленных требований Оно, направленных на удовлетворение бессознательных желаний человека. Я обороняется также и от укоров карающей совести, то есть от суровых требований Сверх-Я. Но так как ему удается подавить только грубые посягательства со стороны Оно и Сверх-Я, то в Я наблюдаются бесконечные терзания по поводу своего бессилия. Таким образом, Я как бы «не является хозяином в своем собственном доме».

С точки зрения З. Фрейда, Я - это несчастное существо. Я страдает, поскольку подвергается опасностям и испытывает угрозы с трех сторон. Я подвергается воздействию со стороны внешнего мира, сексуальных влечений Оно и суровости Сверх-Я. Это означает, что Я оказывается «слугой трех господ».

Я стремится соотнести свою деятельность с принципом реальности: пытается остаться в добром согласии с аморальным Оно; делает все для того, чтобы ужиться с укорами совести гиперморального Сверх-Я. Движимое Оно, стесненное Сверх-Я и отталкиваемое внешним миром, Я прилагает неимоверные усилия для установления гармонии между силами, воздействующими на него.

Однако часто Я не справляется со своей задачей. Слабое и незрелое Я первого периода детства «необратимо травмируется нагрузками, выпадающими ему в попытках отразить опасности, характерные для этого периода жизни». Прекращение или ослабление связи с внешним миром приводит к возникновению патологического состояния Я. Избыточная сила инстинкта может также повредить Я, разрушить его динамическую организацию. Все это может привести к психическому расщеплению, к образованию двух психических позиций - нормальной, принимающей во внимание действительность, и патологической, под влиянием инстинктов отрывающей Я от действительности. Если вторая позиция становится сильнее, появляются, по мнению З. Фрейда, предпосылки для психоза. Если отношение меняется на противоположное, имеется явное излечение маниакального расстройства.

Я реагирует на исходящие со всех сторон опасности проявлением страха. Так, согласно З. Фрейду, если Я признает свою слабость, то в нем возникает страх - реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно. Стало быть, Я представляет собой очаг страха, способствующего его расщеплению и возникновению психических расстройств. Случаи расщепления Я - это «универсальная особенность неврозов», ведущая к противоположным друг другу двум различным позициям. При неврозе одна из этих позиций относится к Я, а противоположная, подавленная, относится к Оно. В своих попытках защититься Я ищет отречения от части внешней реальности или стремится отвергнуть инстинктивные требования внутреннего мира. Однако его успех не бывает полным и безоговорочным. В конечном счете, как полагал З. Фрейд, «исход всегда лежит в двух противоположных позициях, из которых более слабая, потерпевшая поражение, не меньше, чем другая, ведет к психическим осложнениям».

Терапевтические усилия психоанализа направлены на укрепление силы Я. В процессе психоаналитического лечения выявляются скрытые влечения Оно и строгие требования Сверх-Я. Выявленные с помощью психоаналитической техники бессознательные влечения и требования предстают перед сознанием человека. Тем самым открываются возможности для их осознания.

Психоанализ нацелен на то, чтобы сделать Я более независимым от Оно и Сверх-Я. Поскольку Оно и Сверх-Я являются сосредоточением бессознательного, то их содержание необходимо перевести в сознание. Иными словами, там, где было Оно, должно стать Я. Такова, по словам З. Фрейда, одна из основных задач психоанализа.

Однако само по себе это не приводит к исцелению, поскольку требуется не только осознание бессознательного, но и осуществление таких изменений в Я, благодаря которым оно окажется способным произвести ревизию стратегий разрешения внутрипсихических конфликтов, приведших к заболеванию, и обрести силы для выздоровления, осуществления конструктивных решений настоящих и возможных в будущем конфликтов. Поэтому не менее важной задачей психоаналитической терапии является анализ тех защитных механизмов Я, которые, будучи выстроенными против прежних опасностей, в ходе лечения повторяются в виде сопротивления излечению. Это означает, что в процессе лечения, по выражению З. Фрейда, «терапевтические усилия, подобно маятнику, постоянно раскачиваются от фрагмента анализа Оно к фрагменту анализа Я».

В конечном счете психоаналитическая терапия направлена на обогащение Я человека из его собственных глубин. Психоаналитик стремится к тому, чтобы предоставить Я пациента ранее недоступную ему энергию, которая из-за вытеснения лежит связанной в бессознательном, а также ту энергию, которую его Я непродуктивно растрачивало на поддержание вытеснений и других защитных механизмов. Что касается исхода лечения, то, как считал З. Фрейд, многое зависит от того, насколько прочно и глубоко укоренены сопротивления изменению Я.

В начало словаря