Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Г" (часть 15, "ГРУ"-"ГЯУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 15, "ГРУ"-"ГЯУ")

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ (от нем. gruppe) - относительно устойчивая, складывающаяся в рамках исторически определенного общества совокупность людей, объединенных единством интересов (а также культурных, национальных ценностей и норм поведения), находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.

ГРУППА ТРЕНИНГОВАЯ

ГРУППА ТРЕНИНГОВАЯ -

специальная малая группа, создаваемая в -практике социально-психологического тренинга для оказания положительного психотерапевтического воздействия на личность в межличностные взаимоотношения.

ГРУППА УСЛОВНАЯ

ГРУППА УСЛОВНАЯ -

условно выделенное, искусственное объединение людей, которые в действительности не связаны друг с другом определенными отношениями.

ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ -

малая группа, с которой проводится психологический эксперимент и в которой производятся те или иные целенаправленные изменения для систематического изучения их последствий.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - осознание движения как субъекта в социальной структуре общества, самооценка роли в историческом процессе, основанная на общих ценностях, мировоззрении и взаимодействии между участниками движения.

ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ - вынужденное длительное пребывание групп Людей в условиях ограниченного пространства, скудости сенсорных раздражителей и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях Г. и. люди находятся во время космических полетов, подводного плавания, на гидрометеорологических станциях, маяках и т. п. С течением времени в условиях Г. и. во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой психической деятельности (см. Психология труда в особых условиях) начинает проявляться эмоциональная напряженность, могут1 возникать конфликты, которые в ряде случаев имеют опасность закончиться трагически. Г. и. может привести к нарушению общения, что не позволяет адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные действия. К специфическим психогенным факторам Г. и. относятся постоянная «публичность» и информационная истощаемость партнеров по общению. Эмоциональная напряженность, обусловливаемая необходимостью в течение длительного времени удерживать себя в определенной ролевой функции, стремление скрыть от окружающих свои мысли, чувства и переживания актуализируют потребность в уединении. При невозможности удовлетворения этой потребности человек перестает скрывать свои мысли, чувства, что является одной из форм защитной реакции. В отличие от единичной изоляции, переживания «физической обнаженности», «открытости мыслей» на этапе неустойчивой психической деятельности, возникающие под влиянием фактора «публичности», четко персонифицируются, т. е. приписываются действиям конкретных партнеров, провоцируя конфликтность и отчуждение от партнеров. Типичной для Г. и. особенностью по сравнению с другими формами измененных условий существования являются комплексность психических состояний, их единство, трудность отделения одного симптома от другого. Для предотвращения отрицательных последствий Г. и. используются меры специальной профилактики, осуществляется тщательный психологический отбор.

ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) -

вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях г.и. проявляется эмоциональная напряженность, видоизменяется характер общения, нарастают предконфликтные и конфликтные ситуации и др. Нередко эффекты г.и. проявляется в условиях длительного плавания и др.

ГРУППОВАЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ

ГРУППОВАЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ -

(от лат. norma - норма, образец) - социально-психический феномен нивелирования, усреднения крайних точек зрения в результате групповой дискуссии. Противоположностью г.н. является групповая поляризация.

ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ

ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ -

(от лат. polarisatia - сдвиг к краю, смещение к полюсу) - социально-психический феномен разделения мнений дискутирующих на две противоположных, взаимоисключающих позиции.

* * *

это эффект, суть которого состоит в том, что после обсуждения в группе мнения всех ее членов как бы сливаются в единое мнение.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППОВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

ГРУППОВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ -

социально-психическое явление, отражающее степень эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу.

ГРУППОВАЯ СТРУКТУРА

ГРУППОВАЯ СТРУКТУРА - система групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой.

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ - 1. распространённый психотерапетический метод, при котором составленная по определённым признакам группа пациентов (клиентов) регулярно или по мере необходимости встречается с психотерапевтом и в его присутствии и с его помощью обсуждает волнующие её участников проблемы, осваивает социальные навыки и др., при этом в группе царит атмосфера свободного и безоценочного высказывания мнения каждым её участником; 2. использование какого-либо метода психотерапии одновременно с рядом пациентов.

* * *

Групповая терапия приводится как центрированная на клиенте, при этом используется так называемая техника «горячего стула» («места»). Терапевт при этой технике работает с одним из участников группы, который согласился занять «горячее место» для проработки своего конфликта. Когда идет работа один на один, то других членов группы просят воздерживаться от интеракций, пока работа не закончится. Напротив «горячего стула» располагают простой стул. Пациента часто просят сыграть роль - поговорить с важным лицом в его жизни, прошлой или настоящей; как если бы этот человек сидел на пустом стуле. Обычно пациента просят быть и этим другим лицом. Пациента просят развить диалог по своему собственному сценарию и меняться с воображаемым собеседником местами, когда тот начинает говорить. После этой работы другие участники группы делятся тем, что они испытывали и как реагировали, пока проходила работа один на один. Эта обратная связь является источником групповой интеракции. Становится очевидным, что другие члены группы идентифицируются с участником, работающим с терапевтом, и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая незаконченные ситуации или фрагментированные части себя.

Группа может рассматриваться со следующих позиций.

1. Группа как источник получения поддержки:

1) роль «работающего» члена группы - следовать указаниям руководителя;

2) роль «наблюдателя», свидетеля - сопереживание.

2. Группа как возможность осознания своего опыта «здесь и теперь». Можно обращаться к группе.

3. Группа как драматизирующий фактор. Вовлекаются члены группы в управляемые эксперименты (игры).

4. Группа как динамичный, всегда имеющий место, процесс. Члены группы учатся просить и получать обратную связь.

ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ

ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ - социально-психологический феномен в виде тенденции индивида соглашаться с мнением или отношением (не обязательно принимая их за свои собственные), если ему известно, что оно поддерживается большинством людей или той группой, членом которой он себя считает. Такое соглашательство есть проявление конформизма, но нередко и осторожности, поведенческой гибкости. Явного принуждения и тем более физического или психологического насилия сама группа к своим членам при этом не допускает.

* * *

воздействие группы на мнение и поведение отдельного ее члена. Г. д. является одной из форм социального контроля. Эффективность воздействия Г. д. на человека определяется степенью его конформности. В зависимости от сложившихся норм и ценностных ориентации Г. д. может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

ГРУППОВОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

ГРУППОВОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - быстрое распространение эмоциональной реакции среди членов группы. Ср. как быстро распространилось и взволновало всех известие о сумасшествии Чацкого (А. Грибоедов, Горе от ума). Ср. внушаемость, паника.

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ - согласованные совместные действия животных (многих высших беспозвоночных и позвоночных), выполняемые при жизни в сообществах, т. е. постоянных или временных объединениях (стадах, стаях, семьях и т. п.). Г. п. ж. включает все формы межиндивидуальных отношений между животными (в том числе между половыми партнерами, родительскими особями и детенышами и т. д.) и осуществляется непременно в условиях общения между членами сообщества. К.Э.Фабри

ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ - осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура Г. п. р. предполагает обязательное согласование мнений членов группы - в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая Г. п. р. В отдельных случаях Г. п. р. используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. От Г. п. р. следует отличать переход от индивидуальных решений к групповым без взаимодействия участников. Экспериментальное изучение процесса Г. п. р. было начато К. Левиным, рассматривавшим влияние групповой дискуссии на характер принимаемых решений. В рамках этого направления были установлены феномены сдвига к риску и групповой поляризации, свидетельствующие о том, что групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия. Имеются данные о более высоком качестве групповых решений по сравнению с индивидуальными. В то же время отмечается, что в процессе дискуссии могут возникать некоторые деформации (в частности, сдвиг к риску), снижающие качество групповых решений. Г. п. р. может способствовать предотвращению значительного числа конфликтов, вызванных тем, что при единоличном решении трудно учесть всех, чьи нужды оно затрагивает.

* * *

осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура Г. п. р. предполагает обязательное согласование мнений членов группы, в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая Г. п. р. В отдельных случаях Г. п. р. используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. От Г. п. р. следует различать переход от индивидуальных решений (см. Принятие решения) к групповым без взаимодействия участников. Экспериментальные исследования Г. п. р. свидетельствуют о том, что групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия. Имеются данные о более высоком качестве групповых решений по сравнению с индивидуальными. В то же время отмечается, что в процессе дискуссии могут возникнуть некоторые деформации (в частности, сдвиг к риску), снижающие качество групповых решений. При изучении вопроса и сравнительной ценности индивидуального и Г. п. р. необходимо принимать во внимание уровень группового развития. Развитие навыков Г. п. р. является важнейшим компонентом эффективности управленческой деятельности.

ГРУППОВОЕ САМОУБИЙСТВО

ГРУППОВОЕ САМОУБИЙСТВО - 1. случаи множественного и сходного по исполнению самоубийства, совершаемые на ограниченной территории в течение относительно короткого интервала времени вскоре после того, как становится широко известным факт суицида некоего индивида с определёнными физическими и/или социально-психологическими характеристиками (возраст, пол, социальная принадлежность, обстоятельства, ситуация и др.); 2. одновременный суицид группы людей, совершаемый большей частью по религиозными мотивам и/или под психологическим влиянием извне. Даже ныне случается, когда в одно и то же время, одним и тем же образом, решительно и без колебаний убивали себя и своих детей заранее подготовленные к этому сотни людей (индуцированные, например, идеей конца света и возрождения после смерти). Синоним: Коллективное самоубийство.

ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ

ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ - термин, связанный с гипотезой о том, что существует надиндивидуальное сознание у группы индивидов, которое не является арифметической суммой сознательных тенденций отдельных её членов. Синонимы: Коллективное сознание, Народное сознание, Социальное сознание.

* * *

дух или сознание определенной группы или общества, «коллективное сознание», не зависимое от любого отдельного члена группы, но разделяемого им.

[Ромашов] вдруг почувствовал себя молодым, сильным, ловким, гордым от сознания, что и он принадлежит к этой стройной, неподвижной, могучей массе людей, таинственно скованных одной незримой волей (А. Куприн, Поединок).

Ср.:

Надуть товарищество считалось преступлением, надуть начальство - подвигом и добродетелью (Н. Помяловский, Очерки бурсы).

Ср. Солидарность, Социальная установка.

ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ

ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ - групповая терапия, при которой терапевт ограничивает свою активность интерпретацией процессов групповой динамики.

ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ МЕТОД

ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ МЕТОД - 1. Применяемый в практике руководства коллективами способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. 2. Прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения. Использование Г. д. м. позволяет: сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации; нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров; выработать групповое решение, придать ему статус групповой нормы (если решение разделяется всеми участниками, происходит групповая нормализация, если же нет, то возможна групповая поляризация); использовать механизм возложения и принятия ответственности, увеличивая включенность участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений; повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников дискуссии в решении групповой задачи, предоставляя им возможность проявить компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении. Существуют различные формы организации Г. д. м. - от простых производственных совещаний до специально подготовленных форм типа «мозговой атаки». Сфера применения Г. д. м. - любые формы совместной деятельности, требующие согласованных групповых действий. Г. д. м. эффективен при выработке решений, направленных на профилактику и урегулирование конкретных конфликтов. Использование данного метода практически неизбежно при разрешении масштабных конфликтов, т. к. в таких случаях участвуют специалисты, представляющие разные отрасли конфликтологии.

* * *

способ практического, социально-психологического воздействия, позволяющий повысить качество принимаемых решений и заинтересованность членов группы в их реализации.

ГРУППОВОЙ СЕКС

ГРУППОВОЙ СЕКС - см. Плюрализм сексуальный.

ГРУППОВОЙ СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕГРАТОР

ГРУППОВОЙ СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕГРАТОР -

специальный прибор, позволяющий исследовать группу до 6 человек в совместной и согласованной деятельности.

ГРУППОВОЙ ЭФФЕКТ

ГРУППОВОЙ ЭФФЕКТ -

устойчивые изменения в сознании, поведении и результатах деятельности людей, происходящие вследствие того, что они начинают работать вместе.

ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ - конфликты, возникающие в Системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ - правила, образцы поведения, способы мышления и переживания, принятые в качестве норм в данной социальной группе, разделяемые и активно защищаемые большинством ее членом.

* * *

- совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

* * *

правила поведения для членов группы, выражающие их коллективное мировоззрение.

ГРУППОВЫЕ САНКЦИИ

ГРУППОВЫЕ САНКЦИИ - принятые в группе Ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

ГРУППЫ «ОТКРЫТОСТЬ-ЗАКРЫТОСТЬ»

ГРУППЫ «ОТКРЫТОСТЬ-ЗАКРЫТОСТЬ» - социально-психологическая характеристика меры обособленности общности, проявляющейся в степени ригидности групповых границ, в уровне обостренности чувства «мы» и жесткости противостояния сообщества и его социального окружения, в степени безусловности внутригрупповых контактов каждого с каждым. Г. «о.-з.» либо создает условия для возможных конфликтов, либо может выступать их непосредственной причиной. Нарушение членом закрытой группы групповых норм может приводить к жестким конфликтам между нарушителем и остальной группой. Преступника, пытающегося порвать с преступной группой, могут убить. Закрытые группы конфликтогенны. Конфликтогенность открытых групп гораздо меньше. Поэтому снижение степени закрытости групп, как правило, является условием профилактики конфликтов.

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ - организации самого разного типа (профсоюзные, профессиональные, религиозные, культурные, феминистские, молодежные, ветеранские и т. п.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть, пытаются влиять на нее в целях обеспечения своих специфических интересов. Кроме формально организованных, Г. и. включают в себя и такие, как спонтанные или стихийные, эфемерные и частично ориентированные на насилие (манифестации, бунты и пр.).

ГРУСТЬ

ГРУСТЬ (предполагают родство со словом грызть) - чувство печали, уныния.

Письмо это навеяло на меня много грустных размышлений, а потом экзальтировало меня, как осьмнадцатилетнего мальчика (А. Дружинин, Полинька Сакс).

К тебе грезой лечу,

Твое имя я шепчу.

Милый друг, нежный друг,

По тебе я грущу.

(Романс)

Ср. осенние пейзажи художников, песню В. Мурадели «Журавли» («Высоко летят под облаками»), песню И. Дунаевского «Школьный вальс». Ср. печаль, тоска.

ГРЫЖА

Выпячивание органа или его части через отверстие в тканях в межмышечные пространства, во внутренние карманы и полости или под кожу.

ГРЫЖА МЕЖПОЗВОНКОВОГО ДИСКА

ГРЫЖА МЕЖПОЗВОНКОВОГО ДИСКА - Следствие дегенеративно-дистрофического процесса в межпозовонковом диске, который при остеохондрозе позвоночника пролабирует (выдвигается) назад в сторону позвоночного канала. При этом он может перфорировать заднюю продольную связку и тогда проникает в эпидуральное пространство позвоночника. В таком случае обычен выраженный болевой синдром в связи с непосредственным раздражением спинальных корешков или их вовлечением в возникающий в таких случаях асептический эпидурит. Кроме того, межпозвонковая грыжа может обусловить компрессию корешковой или корешково-медуллярной артерии, вызывая при этом соответствующие расстройства чувствительности и движений.

ГРЫЖА ШМОРЛЯ

Внедрение хрящевой ткани подвергшегося дегенерации межпозвоночного диска через замыкательную пластинку в губчатую ткань тела прилежащего к этому диску позвонка. Косвенный рентгенологический признак остеохондроза позвоночника (см.).

ГРЫЖИ ЖИВОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЫЖИ СПИНАЛЬНЫЕ

Врожденные грыжевые выпячивания содержимого позвоночного канала, возникающие в связи с незаращением дужек позвонков и расщеплением мягких тканей: менингоцеле - грыжевое выпячивание из мозговых оболочек, заполненное ликвором; менингорадикулоцеле - грыжа, состоящая из мозговых оболочек, спинальных корешков и ликвора; миелорадикуломенингоцеле - грыжа, включающая структуры спинного мозга, спинальные корешки, мозговые оболочки и ликвор.

ГРЭМА СИНДРОМ

ГРЭМА СИНДРОМ - то же, что Брока синдром.

ГРЯЗНИТЬ

ГРЯЗНИТЬ - отзываться о ком-то сугубо отрицательно и только отрицательно. Недостойное поведение. Ср. пословицы Других чернить - не себя обелять; Прилетела муха-шлюха к мухе-грязнухе (о сплетницах).

ГРЯЗНЫЕ СЛОВА

ГРЯЗНЫЕ СЛОВА - пошло-отвратительные. Грязно говорить - вести пошлую, безнравственную беседу (Словарь Даля). Грязный язык - склонность к грубо-циничным словам. Сталкиваясь с такими проявлениями, следует выражать свое нравственное неприятие, лучше всего многозначительным молчанием.

ГУБКООБРАЗНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

ГУБКООБРАЗНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА - зоонозная медленная инфекция, характеризующаяся поражением клеток серого вещества головного мозга. Относится к прионовым болезням. Прион - низкомолекулярный белок, обладающий инфекционными свойствами. Он проходит через бактериальные фильтры, не культивируется на питательных средах, разрушается под действием фенола и эфира, при нагревании до 80 °C.

Источник возбудителей инфекции - крупный рогатый скот, среди которого наблюдаются эпидемии (Англия) и спорадические случаи; болеют и другие животные, например кошки. Больной человек не заразен. Заражение человека происходит при употреблении в пищу инфицированных мозгов, мяса, внутренних органов крупного рогатого скота, не прошедших достаточной термической обработки. Не исключается попадание возбудителя через микротравмы кожи и слизистых оболочек при приготовлении пищи из зараженного мяса, разделке туш зараженных животных. Восприимчивость человека не изучена, полагают, что болезнь развивается только у генетически предрасположенных лиц.

Инкубационный период составляет от 5 до 35 лет. Болезнь характеризуется нарастающей слабостью, деменцией, нарушениями двигательных функций, приводящими через 6 - 12 мес к летальному исходу. Эффективные методы лечения не разработаны.

Профилактика сводится к отказу от употребления в пищу мяса и мясопродуктов животных из неблагополучных районов, соблюдению правил личной гигиены и техники безопасности при уходе за животными и контакте с мясом (ношение спецодежды, использование перчаток).

ГУБЫ ПОЛОВЫЕ БОЛЬШИЕ

ГУБЫ ПОЛОВЫЕ БОЛЬШИЕ - то же, что Большие половые губы.

ГУБЫ ПОЛОВЫЕ МАЛЫЕ

ГУБЫ ПОЛОВЫЕ МАЛЫЕ - внутренние, пронизанные множеством кровеносных сосудов складки кожи, окружающие вход во влагалище женщины.

ГУВЕРА СИМПТОМ

ГУВЕРА СИМПТОМ (описан американскимо врачом Ch. F. Hoover, 1865-1927) - усиление давления пятки здоровой ноги на подложенную под нее руку исследующего при попытке больного поднять вверх паретичную ногу или удержать ее против сопротивления врача. Отсутствие этого симптома - характерный признак истерического паралича.

ГУГ-ГЕЛЬМУТ

ГУГ-ГЕЛЬМУТ (Hug-Hellmuth) Гер-мин (1871 - 1924)- австрийский психоаналитик. Одна из создательниц детского психоанализа. Д-р философии. Была первым психоаналитиком, осуществлявшим систематическое психоаналитическое изучение детей. В 1912 г. опубликовала материалы первого психоаналитического анализа пятилетнего мальчика. В 1921 г. издала книгу Новые пути к познанию детского возраста, в которой изложила теоретические, методические и терапевтические идеи и результаты психоаналитического исследования детей. Активно занималась педагогическим психоанализом. Создала игровую технику детского психоанализа. Оказала влияние на становление и развитие психоаналитического изучения и лечения детей. В. И. Овчаренко

ГУДДЕНА ОПЬЯНЕНИЕ СНОМ

ГУДДЕНА ОПЬЯНЕНИЕ СНОМ (описано в 1905 немецким врачом H. Gudden) - неполное пробуждение, внезапно наступающее среди глубокого сна, с выраженным аффектом страха, неясным сознанием, нередко - с агрессией. Некоторые авторы выделяют «алкогольное опьянение сном» (при употреблении алкоголя перед сном), «аффективное опьянение сном» (яркие переживания накануне сна) и «сновидное опьянение сном» (в результате кошмарных сновидений). Аналогично так называемым просоночным состояниям.

ГУДДЕНА СИМПТОМ

ГУДДЕНА СИМПТОМ (Gudden) - сочетание нарушения конвергенции глаз с «хищниозрачковыми симптомами» (такими, как миоз, анизокория, ослабление или отсутствие фотореакции зрачков). Симптом Гуддена описан у пациентов с тяжёлой белой горячкой и алкогольной энцефалопатии.

* * *

(описан немецким психиатром B. A. Gudden, 1824-1886) - признак хронического алкоголизма: вялая реакция зрачков на свет после приема алкоголя на фоне низкой толерантности к нему.

ГУДИНАФ

ГУДИНАФ (Godenough) Флоренс Лаура (1886-1959)- американский психолог, специалист в области психологии развития и психометрики. В 1924 г. получила докт. степень в Стенфордском унте. Была профессором Миннесотского университета. Профессиональная исследовательская деятельность Г. была связана с проблемами детской психологии и психологического тестирования. Ею была разработана методика Нарисуй человека, позволявшая измерять интеллектуальное развитие детей. Основные труды Г.: The Measurement of Intelligence by Drawing, 1926; Developmental Psychology, 1934; Mental Testing, 1949. И.М. Кондаков

ГУДКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

ГУДКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор медицинских наук, профессор. В 2001 г. в Томске защитил докторскую диссертацию по теме: Комплексный подход к лечению пациентов с сосудисто-чашечно-лоханочными конфликтами. Работа посвящена изучению аномалий сосудов, вызывающих нарушение уродинамики в чашечно-лоханочной системе. Автор, основываясь на анализе большого числа клинических наблюдений различных вариантов аномалий сосудов, являющихся причиной чашечно-лоханочного конфликта, представил собственную классификацию аномалий. Рентгенологические, радиоизотопные, ультразвуковые и морфологические исследования позволили раскрыть вопросы этиологии и патогенеза этих заболеваний. В работе представлены методы диагностики и обоснованы показания к применению консервативного и оперативного лечения. Высокий процент положительных результатов, полученных в длительные катамнестические сроки, подтверждает правильность выбранной лечебной тактики.

ГУДПАСЧУРА СИНДРОМ

ГУДПАСЧУРА СИНДРОМ (описан американским патологом E. W. Goodpasture, 1886-1960) - редкое аутоиммунное заболевание с тяжелым поражением легких (геморрагический альвеолит) и почек (быстропрогрессирующий гломерулонефрит), развитие которого связывают с продукцией антител против антигенов базальных мембран этих органов. Чаще встречается у мужчин тридцатилетнего возраста. Проявления: лихорадка, кашель, одышка, кровохарканье, повторные легочные кровотечения, гломерулонефрит с быстрым развитием почечной недостаточности. Как правило, поражение легких предшествует развитию гломерулонефрита. При лабораторном обследовании выявляют протеинурию, гематурию, признаки прогрессирующей почечной недостаточности, железодефицитную анемию. Диагноз подтверждают, выявляя в сыворотке крови антитела к базальной мембране клубочков почек и при биопсии почек. Является одним из наиболее тяжелых и прогностически неблагоприятных аутоиммунных заболеваний. Лечение: пульс-терапия глюкокортикоидами и иммунодепрессантами (циклофосфан), плазмаферез.

E. W. Goodpasture. The significance of certain pulmonary lesions in relation to the etiology of influenza. American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1919; 158: 863-870.

ГУЖЕРО - ХЕЙЛИ - ХЕЙЛИ ПУЗЫРЧАТКА

ГУЖЕРО - ХЕЙЛИ - ХЕЙЛИ ПУЗЫРЧАТКА (описана французским врачом H. E. Gougerot и позднее американскими дерматологами W. H. Hailey, 1898-1967, H. E. Hailey, род. в 1909; синоним - доброкачественная хроническая семейная пузырчатка) - наследственное заболевание кожи, характеризующееся конституциональной хрупкостью эпидермиса (конституциональный акантолиз). Проявления: склонные к слиянию симметричные пузыри диаметром до 10 см на неизмененной или слабо гиперемированной коже, преимущественно в естественных складках кожи и на шее; покрышка их рвется с образованием эрозий неровных очертаний, покрывающихся серозно-гнойной слоистой коркой. Симптом Никольского положительный. В мазках-отпечатках выявляют акантолитические клетки, в которых отсутствуют дегенеративные изменения. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Лечение: глюкокортикоиды в период обострения, витаминотерапия, рентгенотерапия, местно - мази с глюкокортикоидами, антибиотиками, дезинфицирующие средства и др. Течение длительное, прогноз благоприятный.

H. Gougerot, Alle. Forme de transition entre la dermatite polymorphe douloureuse de Brocq-Duhring et le pemphigus congenital familial hereditaire. Annales de dermatologie et de syphiligraphie, Paris, 1933; 5: 255.

H. Hailey, and other. Familial benign chronic pemphigus. Report of 13 cases in four generations of a family and report of 9 additional cases in 4 generations of a family. Archives of Dermatology and Syphilology, Chicago, 1939; 39: 679-685.

ГУЖЕРО - ШЕГРЕНА СИНДРОМ

ГУЖЕРО - ШЕГРЕНА СИНДРОМ - см. Шегрена синдром.

ГУЖЕРО СИНДРОМ

ГУЖЕРО СИНДРОМ (Гужеро Дюперра трехсимптомная болезнь, описана французскими дерматологами Н. Е. Gougerot, 1881-1955, с соавт.; синоним - дермальный полиморфный ангиит) - аллергический васкулит, характеризующийся появлением на коже бедер и голеней высыпаний трех типов: нерезко отграниченные диссеминированные пурпурные пятна до 2-10 см в диаметре, эритематозно-уртикарные высыпания (бледно-розовые отечные пятна-волдыри с западением в центре), болезненные маленькие розоватые круглые плотные узелки. Появлению сыпи нередко сопутствуют лихорадка, артралгии.

H. Gougerot, В. Duperrat, C. Micol. Trisymptome atypique. Bulletin de la Societe francaise de dermatologie et de syphiligraphie, Paris, 1951; 58: 386.

ГУЛЕНИЕ

ГУЛЕНИЕ - разновидность предречевых вокализаций ребенка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «аа-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу» и т.п. Обычно появляется в конце первого - начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев). С. Ю. Мещерякова

* * *

(вероятно, связано с лит. guliu - лежу, латышск. gulet - лежать, спать; или от «гулить», издавать звуки «гуль-гуль» /о голубях/) - речь младенцев на первом месяце после рождения в виде продуцирования гласных и губных согласных фонем, выражающая удовольствие, благодушие). Синоним: Воркование.

ГУЛИ СИНДРОМ

ГУЛИ СИНДРОМ (описан американским врачом B. А. Gouley; синоним - констриктивный перикардит с сужением легочной артерии) - стеноз легочной артерии вследствие ее сдавления перикардиальными сращениями, возникшими в результате перенесенного адгезивного перикардита. Проявления: бледность, одышка, пульсация в I - II межреберьях слева, расширение границ сердца, систолический шум на легочной артерии, физикальные и электрокардиографические признаки легочной гипертензии. При рентгенологическом исследовании выявляют увеличение правых отделов сердца. Лечение хирургическое: проводят стернотомию и перикардэктомию.

B. А. Gouley. Constrictiont of the pulmonary artery by adhesive pericarditis. American heart journal, 1937; 13: 470.

ГУЛЛИВЕР - ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

ГУЛЛИВЕР - ГАЛЛЮЦИНАЦИИ - зрительные обманы, образы которых представляются пациентам, согласно их сообщениям, несоразмерно увеличенными в размерах относительно реальных наглядных образов. Синоним: Макроптические галлюцинации ( греч. makros - большой, optikos - относящийся к зрению).

ГУЛЛИВЕР-ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

ГУЛЛИВЕР-ГАЛЛЮЦИНАЦИИ - макротические галлюцинации, при которых галлюцинаторные образы значительно больше своих реальных прототипов (в отличие от так называемых лилипутовых, или микротических, галлюцинаций).

ГУМАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ГУМАНИЗАЦИЯ ТРУДА (от лат. humanus - человечный) - такая организация труда, которая направлена на профилактику переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития работника, расцвета его способностей. Для решения этих задач могут применяться технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Напр., замена станков более современными или введение новой технологии приводит к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения на рабочих местах благотворно сказывается на здоровье работающих. Психология при решении задач Г. т. использует собственный арсенал средств. Оптимальное использование свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих. Все эти задачи психология труда решает совместно с научной организацией труда. Решающими условиями выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач по Г. т. являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности.-методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний работающих. Большое значение имеет также изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией.

ГУМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - теоретическое представление о том, что люди рождаются с естественной склонностью быть дружелюбными, сотрудничающими друг с другом и конструктивными, склонными к коллективизму и что они стремятся при этом к максимально возможной степени самореализации.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ (humanistic therapy) - недирективная или клиентцентрированная групповая психотерапия, которая реализует в качестве главных принципов работы эмоциональную теплоту, принятие и адекватное отражение представлений и чувств клиента с тем, чтобы устранить его внутренние препятствия на пути самовыражения и самоактуализации (Роджерс).

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМАНИСТИЧЕСКИ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

ГУМАНИСТИЧЕСКИ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (humanistic-existenzial model) - теоретическое представление, подчёркивающее роль ценностей и свободного выбора в определении человеческой индивидуальности и реализации собственно человеческих возможностей.

ГУМАННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГУМАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (в детском возрасте) [лат. humanus - человеческий, человечный, человеколюбивый] - 1) форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; 2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и с самим собой. Закономерности и феноменология развития Г. о. к другому человеку как к ценности явились предметом изучения в концепции деятельностного опосредствования, где показано, что Г. о. не могут быть сведены к явлениям альтруизма, эмпатии и так наз. «Помогающего поведения». В онтогенезе Г. о. формируются в процессе совместной деятельности детей со взрослым и сверстником и зависят от ее содержания и ценностных характеристик. Опосредствованные совместной деятельностью Г. о. в детских группах имеют уровневую организацию, которая включает функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Становление Г.о. в онтогенезе подчинено общепсихологической закономерности развития высших форм поведения, обозначенной как параллелограмм генезиса опосредствования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Г. о. в детской группе развиваются от непосредственных реакций на чужое неблагополучие в дошкольном возрасте, через внешнее опосредствование содержанием совместной деятельности у младших школьников и затем к отношениям внутренне опосредствованным гуманными смысловыми установками в подростковом возрасте. Рассмотрение Г.о. в широком контексте обретения гармонии отношений субъекта с миром продиктовано необходимостью формирования экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде в современных условиях. В. В.Абраменкова

ГУМАФОБИЯ

ГУМАФОБИЯ -1. навязчивый страх испытывать вкусовые ощущения; 2. любой страх испытывать вкусовые ощущения, вызванный болезненными причинами. Синоним: Гумофобия.

ГУМИЛЕВ Л. Н.

ГУМИЛЕВ Л. Н. (1914-1992) - советский историк и этнограф, разработавший своеобразную концепцию происхождения этносов и психологии людей, к ним принадлежащих, отраженную в целом ряде работ ("Этногенез и биосфера земли" (1989), "География этноса в исторический период" (1990), "От Руси к России" (1994) и др.).

Г. считал, что этнос (группа, противопоставляющая себя другим общностям и обладающая едиными стереотипами поведения и своей внутренней структурой) -есть явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего активность ряда особей - "пассионариев". Вместе с тем он всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, определяя последний как устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразными стереотипами поведения, которые закономерно меняются в историческом времени.

Для Г. этногенез и этническая история - понятия не идентичные. По его мнению, этногенез не только начальный период этнической истории, но и четырехфазный процесс, включающий возникновение, подъем,, упадок и умирание этноса. Жизнь этноса подобна жизни человека, и, как и человек, этнос смертен. Эти представления Г. вызывают споры и критику со стороны ряда ученых, однако если жизнь подтвердит цикличность развития этноса, то это позволит по-новому взглянуть на формирование и передачу национально-психологических особенностей представителей конкретных этносов.

Этническая история, по Г. дискретна (прерывна). Импульсом, приводящим в движение этносы, считает он, является пассионарность (см.)-способность к преодолению инерции агрегатного состояния среды.

Концепция Г. в целом достаточно специфична, но психологи находят в ней немало нового в силу того, что пассионарность помогает понять многие феномены, которые они изучают.

ГУМОРЫ

ГУМОРЫ (лат. humor - жидкость) - согласно античным и средневековым представлениям, это некие элементарные жидкие субстанции, которые влияют на психическое и физическое функционирование организма. Эти ранние и умозрительные представления ныне рассматриваются как предшественники нейрогуморальной теории регуляции физиологических функций.

ГУМПРЕХТА ТЕНИ

ГУМПРЕХТА ТЕНИ (в отечественной литературе - Боткина - Гумпрехта тельца, по именам терапевта С. С. Боткина, 1859-1910, немецкого врача F. Gumprecht, 1864-1947) - остатки разрушенных клеток лимфоидного ряда (лимфоцитов и др.), обнаруживаемые при микроскопии мазков крови; количество их отражает интенсивность процесса разрушения лимфоцитов.

F. Gumprecht. Leukozytenzerfall im Blute bei Leukamie und bei schweren Anamien. Deutsches Archiv fUr klinische Medizin, Leipzig, 1896; 57: 523-548.

ГУНТЕРОВСКИЙ ЯЗЫК

ГУНТЕРОВСКИЙ ЯЗЫК - то же, что Хантера глоссит.

ГУРЕВИЧ

Константин Маркович (p. 1906) - российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психологии труда, психометрики. Д-р психологических наук (1971), профессор, поч. чл. РАО. Закончил психотехническое отделение педагогического фак-та Л ГП И им. А. И. Герцена (1931) и аспирантуру Московского государственного института психологии (1940). С 1949 г. Г. -сотрудник НИИ ОиПП АПН СССР, где с 1968 по 1983 г. руководил лабораторией психофизиологических основ профессиональной деятельности, а в 1983-1985 гг. лабораторией психологической диагностики. Начав работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б. М. Теплова над проблемами индивидуальных психофизиологических различий человека, Г. обращается к исследованию профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. В 1971 г. выходит его книга Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы, удостоенная Первой премии АПН СССР. В этом же году за эту работу ему была присуждена ученая степень д-ра психологических наук. Основные идеи в этой области получили дальнейшее развитие в трудах Г. и его учеников (Психофизиологические вопросы становления профессионала, 1974, 1976). В 1980-1990-х гг. основным направлением научных исследований Г. становится изучение проблем психологической диагностики (Что такое психологическая диагностика, 1985; Индивидуально-психологические особенности школьников, 1988; Умственное развитие школьников (совм. с Е.И. Горбачевой), 1992). Им проведен глубокий и всесторонний критический анализ основных теоретических и методологических концепций зарубежной психодиагностики, в частности тестирования интеллекта, по-новому поставлены многие вопросы тестологии (проблема статистической нормы как критерия сравнения результатов тестирования и др.). Г. теоретически обосновал новый подход к созданию методик, получивший название нормативного. Суть его в том, что при разработке психодиагностических методов осуществляется ориентация на социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, предъявляемую той или иной общностью каждому из ее членов. Эти требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, социальных норм, отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и др. Этот подход реализован при разработке Школьного теста умственного развития (ШТУР) , теста умственного развития Для старшеклассников и абитуриентов (АСТУР), серии коррекционно-развива-ющих программ и т.п. По инициативе Г. и под его редакцией (совместно с В.И. Лу-бовским) вышел перевод книги известного американского тестолога А. Анаста-зи Психологическое тестирование, М., 1982. Совместно с Е.М. Борисовой были подготовлены учебные пособия Психологическая диагностика, М., 1993; Психологическая диагностика детей и подростков , М., 1995. Е. М. Борисова

ГУРЕВИЧА СИМПТОМ

ГУРЕВИЧА СИМПТОМ (1938) - нарушение стояния при движении глазных яблок: при конвергенции и взгляде вверх пациент падает вперёд, при дивергенции и взгляде вниз - назад, при взгляде в сторону - в одноимённую сторону. Расстройство описано при сотрясении головного мозга, стенозировании сосудов продолговатого мозга, а М.С.Маргулис обнаружил его также у пациентов с вестибулярной формой энцефалита (1940). Симптом сохраняется на протяжении длительного времени, иногда, как указывают упомянутые авторы, он является единственным объективным признаком перенесённого ранее сотрясения головного мозга.

ГУРЛЕР СИНДРОМ

ГУРЛЕР СИНДРОМ (Пфаундлера - Гурлер болезнь, описана педиатрами - австрийским G. Hurler, 1889-1965, и немецким M. V. Pfaundler, 1872-1947; синонимы - мукополисахаридоз I типа, синдром Шейе, фенотип Гурлер - Шейе) - тяжелое наследственное заболевание; характеризуется недостаточностью альфа-L-идуронидазы - фермента, участвующего в катаболизме кислых мукополисахаридов, которые составляют основу межклеточного вещества соединительной ткани. Выделяют две аллельные формы синдрома. Первая форма - собственно синдром Гурлер, проявляется в первые месяцы жизни грубыми чертами лица (гаргоилизм), запавшей переносицей, помутнением роговицы, гепатоспленомегалией, тугоподвижностью суставов, деформацией позвоночника; на 2-м году жизни появляются короткая шея, широко расставленные глаза, широкий нос, толстые губы и язык, открытый рот, маленькие редкие зубы; череп нередко имеет форму киля лодки. Типичны помутнение роговицы; тугоподвижность суставов, деформации скелета; макроглоссия, гепатоспленомегалия; клапанные пороки сердца, аномалии коронарных артерий, поражение миокарда по типу гипертрофической кардиомиопатии; задержка роста. Психомоторное развитие до 2 лет, как правило, нормальное, далее отмечается выраженная умственная отсталость, развиваются глухота, слепота. Прогноз неблагоприятный, больные редко доживают до 10 лет. Вторая форма - синдром Шейе (описан американским офтальмологом Н. G. Scheie, 1909-1990), проявляется в школьном возрасте незначительным отставанием в росте, укорочением шеи и туловища, тугоподвижностью суставов, поражением аортального клапана, помутнением роговицы. Течет более доброкачественно, интеллект обычно не страдает. При обследовании выявляют вакуолизированные лимфоциты в мазках крови и повышенную экскрецию мукополисахаридов (дерматансульфат, гепарансульфат) с мочой. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Возможна пренатальная диагностика с помощью исследования обмена мукополисахаридов в культуре клеток амниотической жидкости, получаемой с помощью трансабдоминального амниоцентеза. Лечение включает трансплантацию роговицы, применение диуретиков и вазодилататоров при сердечной недостаточности, антибактериальную профилактику инфекционного эндокардита при поражениях клапанов сердца, при необходимости - их протезирование.

G. Hurler. Uber einen Typ multipler Abartungen, vorwiegend am Skelettsystem. Zeitschrift fUr Kinderheilkunde, Berlin, 1919; 24: 220-234.

M. Pfaundler. Demonstrationen Uber einen Typus kindlicher Dysostose. Jahrbuch fUr Kinderheilkunde und physische Erziehung, Berlin, 1920; 92: 420.

H. G. Scheie, G. W. Hambrick Jr., L. A. Barnes. A newly recognised forme fruste of Hurlers disease (gargoylism). American Journal of Ophthalmology, 1962; 55: 753-769.

ГУРЛЕРА СИНДРОМ

ГУРЛЕРА СИНДРОМ - генетическое расстройство, проявляется выраженной умственной отсталостью, гипертелоризмом, множеством других дисгенетических признаков.

ГУРУ

ГУРУ (санскр. - духовный наставник, учитель) - 1. глава религиозной общины сикхов в Пенджабе; 2. наставник, учитель, непререкаемый авторитет в учении о чём-либо; 3. основатель, руководитель сектантского движения индуистского толка; 4. иронически - индивид, считающий себя самым компетентным в чём-либо и претендующим на безусловное превосходство в своих суждениях.

ГУСЕВ

Николай Карпович (1891-1943) -российский психолог, специалист в области психологии труда, проблем психологии производственного обучения, психологии профессии и психофизиологии потребностей. Закончил естественное отделение физико-математического фак-та Петроградского ун-та (1916) и научно-исследовательские курсы при Московском институте психологии. Работал в 1920-е гг. в Центральном институте труда под руководством А.А. Толчинского, занимался изучением трудовых движений рабочих при холодной обработке металла и внес ряд предложений по рационализации методов их производственного обучения. В Ленинградском ин-те организации и охраны труда в 1930-е гг. исследовал вопросы упражнения профессионально значимых качеств. Экспериментально выявил динамику работы в процессе упражнения и зависимость ее успешности от волевых усилий испытуемых. Под его руководством осуществлялось изучение профессий в целях профконсультации, для чего разрабатывались специальные схемы и инструкции, основанные на тесной взаимосвязи характеристики психологических компонентов профессии с ее производственным содержанием и санитарно-гигиеническими условиями труда (Схема для изучения профессий в целях профконсультации (в соавт.), 1935). Г. были сформулированы теоретические принципы классификации профессий в целях профконсультации. Критерием классификации служила обусловленность психики работающего человека объективными характеристиками осуществляемого им процесса деятельности (орудия труда, характер предмета и продукта труда, особенности производства: индивидуального, среднесерийного, массового). Работая заведующим лабораторией вкуса и обоняния в отделе психологии Ленинградского института мозга им. В.М. Бехтерева, занимался разработкой теории вкусовой чувствительности, которая увязывалась им с проблемой потребностей (Психофизиология вкусовой чувствительности, 1940). Изучая изменения вкусовой чувствительности в связи с динамикой потребности в пище, Г. обнаружил феномены обострения или притупления чувствительности к сладкому, соленому, горькому и кислому при переходе от сытого состояния к голодному; установил, что состояние жажды переживается труднее, чем состояние голода и заметно изменяет колебания чувствительности к сладкому и соленому. Им анализировалось расстройство вкусовой чувствительности в связи с различными заболеваниями (при операции среднего уха, после припадков эпилепсии, при туберкулезных поражениях верхних дыхательных путей и заболеваниях пищеварительных органов). В годы войны (1941) исследовал причины потери аппетита у летчиков (эмоциональное возбуждение, кислородное голодание, жажда), разработал рекомендации по рациональному питанию с учетом индивидуального подхода (К вопросу о потере аппетита у летчиков,1941). Умер в 1943 г. в Ленинграде от тяжелых последствий блокадной дистрофии. О. И. Галкина, О. Г. Носкова 150

ГУТЬЕРРЕСА СИНДРОМ

ГУТЬЕРРЕСА СИНДРОМ (описан американским врачом R. Gutierrez, род. в 1895) - симптомокомплекс, иногда наблюдающийся у больных с врожденной подковообразной почкой: боль в эпигастральной или пупочной области, хронические запоры, диспепсия, протеинурия, гематурия.

R. Gutierrez. The clinical management of the horshoe kidney. II. [The] American journal of surgery, 1932; 15: 132-165.

ГЭМБЛИНГ

ГЭМБЛИНГ (от англ. gamble «играть в азартную игру, рисковать») - игромания, патологическое пристрастие к азартным играм. Как считают, игрок-гэмблер постоянно проверяет, насколько к нему благосклонна судьба, для внутреннего комфорта ему необходима убежденность, что судьба «улыбается» ему. В отсутствие игры игрок пребывает в плохом настроении, у него возникает тревожное состояние.

Что же касается до меня, то я весь проигрался до тла и очень скоро. Я прямо сразу поставил на четку двадцать фридрихсдоров и выиграл, поставил пять и опять выиграл и таким образом еще раза два или три. Я думаю, у меня сошлось в руках около четырехсот фридрихсдоров в какие-нибудь пять минут. Тут бы мне и отойти, но во мне родилось какое-то странное ощущение, какой-то вызов судьбе, какое-то желание дать ей щелчок, выставить ей язык. Я поставил самую большую позволенную ставку, в четыре тысячи гульденов, и проиграл (Ф. Достоевский, Игрок).

…С каким трепетом, с каким замиранием сердца я выслушиваю крик крупера: trente et un, rouge, impaire et passe… С какою алчностью смотрю я на игорный стол, по которому разбросаны луидоры, фридрихсдоры и талеры, на столбики золота, когда они от лопатки крупера рассыпаются в горящие, как жар, кучи, или на длинные в аршин столбы серебра, лежащие вокруг колеса (там же).

Ср. азарт.

ГЮНТЕРА СИНДРОМ

ГЮНТЕРА СИНДРОМ (описан немецким терапевтом Н. GUnther, 1884-1956; синоним - уропорфирия эритропоэтическая) - наследственное заболевание, характеризующееся снижением активности уропорфириноген-III-синтетазы с накоплением и усилением экскреции порфиринов. Манифестирует до 5 лет ярко-розовой или красной окраской мочи, фотодерматозом (образование под влиянием солнечного света пузырей, язв, атрофических изменений, рубцов); кожные повреждения часто инфицируются, повторные изъязвления и рубцы приводят к тяжелым деформациям лицевых структур, пальцев; характерны конъюнктивиты, кератиты, гемолитическая анемия со спленомегалией и образованием богатых порфиринами желчных камней. За счет содержания порфирина в эмали и дентине зубы окрашены в желто-коричневый, красно-коричневый или фиолетовый цвет. Содержание уропорфиринов I и III в крови и моче повышено, порфобилиноген в моче отсутствует. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение симптоматическое, включает охранительный режим для кожи (ограничение ее травматизации и воздействия солнечного света); по показаниям - переливание эритроцитарной массы, спленэктомия.

H. GUnther. Die Hamatoporphyrie. Deutsches Archiv fUr klinische Medizin, 1912; 105: 89-146.

ГЯУР

ГЯУР (ар.) - презрительное название иноверцев у фанатично исповедующих ислам, истребление гяуров - это и есть священная война, газават, джихад или более точно - геноцид по религиозным мотивам.

Д

Предыдущая страница Следующая страница