Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Э" (часть 13, "ЭТН"-"ЭФИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 13, "ЭТН"-"ЭФИ")

ЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ)

ЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ) - а) эмоционально-когнитивный процесс разъединения людей по этническим признакам; сопровождающийся индифферентным (а иногда и отрицательным) отношением к истории, культуре, национальным традициям, интересам и ценностям других народов; б) негативно ценностное отношение личности, этнических групп к представителям других национальных общностей и к проявлениям их традиций, привычек, психологии.

Э.д. является антиподом этнической идентичности (см.), способствует разобщению представителей разных общностей или сближению членов одной и той же.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ)

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ) - эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности.

В годы советской власти в нашей стране искусственно развивалась и поддерживалась тенденция роста Э. и., которую представляли как интернационализацию культур и унификацию образа жизни разных народов. В 80-90-е-годы этнические процессы в России и за рубежом активизировались вследствие объективных и субъективных причин. Люди не желают "стричься под одну национальную гребенку", активно функционирует процесс "этнического ренессанса". В настоящее время во многих государствах, выделившихся из состава СССР, растут обиды, безнадежность, вызванные неудовлетворенностью политикой руководства по отношению к предста-вителям славянских народов. В этих условиях национальность воспринимается как последняя надежда, наиболее доступная форма идентификации для больших масс людей. Рост Э. и. может приводить и к усилению этноцентризма (см.), который в условиях падения нравственности в обществе чреват негативными последствиями: усиливается и абсолютизируется разница между "своими" и "чужими", что приводит к росту национальной неудовлетворенности, всплеску межнациональной конфликтности.

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА - это совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности.

Э. к. м. выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию, ценностные ориентации и интересы и т. п. представителей той или иной нации, в основе функционирования которых лежат проявления традиционного сознания этноса (см.).

Э. к. м. обнаруживает себя через поступки и действия людей, а также через их объяснение своих намерений и поведения.

ЭТНИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

ЭТНИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - отношения соревнования между этническими группами, общностями за. ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности и развития.

Э. к. может привести к возникновению межэтнического конфликта (см.: Межэтнические конфликты), который будет развиваться деструктивным или конструктивным путем.

Э. к. обусловлена политическими факторами и ограниченностью ресурсов. В процессе этнической истории возникают и формируются новые потребности и интересы, для удовлетворения которых этнические группы, общности вынуждены искать ресурсы, создавать новые, либо добиваться их перераспределения. Процесс Э. к. тесно взаимосвязан со стремлением к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

Если Э. к. возникает между этносами, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным законодательством, заключенными соглашениями. Внутри отдельных государств Э. к. создает условия соревнования и борьбы как между отдельными этническими группами, общностями, так и региональной и центральной властью.

Признавая друг друга конкурентами, этносы прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, соперничество, соревнование. Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений этносов в силу того, что в обществе ограничено наличие ресурсов. Среди этносов идет постоянное соревнование за развитие торговли, экономики, производства и сбыта продукции, обладания и использования природных ресурсов. Каждый этнос в процессе Э. к. стремится защитить свои интересы.

Отношения сотрудничества между различными этносами являются противоположными по своему содержанию, методам и средствам взаимодействия отношениям Э.к.

ЭТНИЧЕСКАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ЭТНИЧЕСКАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. identificare - отождествлять) - 1) отождествление, уподобление себя членам данной этнической группы; 2) процесс сопоставления и сравнения субъекта данной этнической группы с субъектами своей и другой группы.

Понятие "идентификация" было введено 3. Фрейдом и являлось одним из основных понятий психоанализа, затем оно стало широко использоваться в других общественных науках, в частности, в социальной психологии, социологии, политологии.

Э.и. является результатом процесса этнической социализации и означает осознание индивидуумом своей этнической принадлежности, приобщение к ее этническим признакам, а также принятие индивидом статуса и роли данной этнической общности.

Э. и. предполагает: во-первых, что этнические нормы, ценности, стереотипы являются неотъемлемыми элементами внутреннего содержания личности; во-вторых, ожидание от другого индивида, принадлежащего к этой же этнической общности, сходных этнических оценок, моделей действия и реакции, в-третьих, моделирование действий другого субъекта путем постановки себя на его место и, таким образом, достижения эффективных результатов во взаимопонимании с ним.

Э. и. достаточно устойчива и обладает защитно-психологическими механизмами, т. к. содержит в себе кри терий деления по этническому признаку (этнической принадлежности) на "своих" и "чужих", и, соответственно, на этой основе моделирует образец поведения: солидарность со "своими", оппозиция по отношению к "чужим".

Трудности, которые могут возникнуть в процессе действенной Э.и., рассматриваются как внутренний конфликт идентификации. Субъект, испытывающий трудности в этническом самоопределении, вынужден пересматривать свои позиции. Крайние формы переживания конфликта могут привести к диффузии личностной идентификации, но при успешном преодолении конфликта субъект способен успешно адаптироваться к новой иноэтнической среде.

Многие психологи рассматривают социальную идентификацию (в том числе и этническую) как одну из важнейших потребностей личности, от степени удовлетворения которой во многом зависит ее жизненное состояние.

ЭТНИЧЕСКАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

ЭТНИЧЕСКАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ - результат внутриэтнических отношений, консолидации этнической группы, общности.

Э.с. противоположна процессу этнокультурной диффузии (см.). Она изменяется в зависимости от внешних и внутренних факторов. Появление внешней угрозы способствует усилению Э. с., объединению усилий для противостояния угрозе. В таких условиях мобилизующим фактором является стремление к этноцентризму, поляризация по признаку "свой"-"чужой" и резко негативное отношение к "чужим". Э. с. возрастает при условии решения сложной внутренней проблемы, когда необходимо объединение усилий для ее выполнения. Например, послевоенные восстановительные периоды знаменуются возрастанием Э.с.

В условиях эволюционного развития Э.с. проявляется опосредованно в конкретных отношениях и видах жизнедеятельности этнической группы, общности (отношение к этнической истории, культуре, традициям, уровень овладения ими и т. д.) Э. с. представляет собой энергетический потенциал этноса, обеспечивающий возможности качественных изменений в его жизни, а также условия выживаемости в сложной ситуации.

Индикаторами Э.с. являются: частота внутриэтнических контактов и связей; степень распространения этнических отношений за пределы внутренней жизни и деятельности этноса; показатель количества внутриэтнических браков; соблюдение этнической культуры, традиций, обычаев, этикета (см.: Этикет национальный) на уровне этнической группы, общности и т. д.

Э.с., являясь положительным фактором, при излишнем акцентировании и самоизоляции приводит к трудностям как во взаимоотношениях с другими этническими группами, общностями (этническая изолированность, этноцентризм как противопоставление себя другим), так и для самого этноса (снижение числа контактов с другими этносами, излишняя самоизоляция и консервация собственных форм жизнеобеспечения).

ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - изменения, происходящие в жизни и деятельности этноса и вызывающие трансформацию различных ее компонентов: отдельных элементов культуры, языка, социальной структуры, традиций, норм поведения, существенно влияющие на психологию его представителей.

Э.п. могут носить этноэволюционный и этнотрансформационный характер. В первом случае происходит изменение отдельных компонентов этнической системы, которое не приводит к ломке системы в целом, и она сохраняется как таковая, переходя во многом в качественно новое состояние с сохранением этнического самосознания. Во втором случае, этническое самосознание значительно изменяется. Наконец, в зависимости от доминирования центробежных или центростремительных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое разделение и этническое объединение.

Процессы, сопровождающие каждое из этих явлений, могут быть и этноэволюционными, и этнотрансформационными, и смешанными, т.е. эволюционно-трансформационными.

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ - относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании Э. с., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании Э. с. могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Э. с. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т. е. совокупность оценочных суждений о др. народах, м. б. как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Э. с. часто являются социально-психологическим механизмом этнических конфликтов. В содержании Э. с. следует различать относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках - и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания Э. с. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что Э. с. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали.

ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ - готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Э. у. фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с др. народами, людьми иных национальностей. Э. у. играют большую роль в пусковом механизме межэтнических конфликтов. В современных условиях усилия ученых направлены на выявление механизмов, способных гармонизировать межэтнические отношения, оптимизировать Э. у.

ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - разного рода воздействия, оказываемые на индивида со стороны этнической группы, к которой он принадлежит. Этнопсихиатрия или транскультуральная психиатрия изучает психологические и иные факторы этноса, способные значительным образом модифицировать психологические проявления психического расстройства, а также обусловленные такими факторами особенности психопатологии (например, культурно -определяемые психические расстройства).

ЭТНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

ЭТНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР - термин, употребляемый в основном в культурологии для обозначения определенного характера взаимодействия между различными этническими общностями.

В нем отчетливо просматриваются следующие основные тенденции, иногда противоречивые: во-первых, усвоение элементов культуры другой этнической общности, способствующих интенсивным интеграционным процессам, взаимному обогащению, взаимопроникновению, обмену между народами и т. д.,- во-вторых, взаимодействие, сопровождающееся непременным усилением этнического самосознания и этнической самобытности конкретной этнической общности (см.: Национальный уровень взаимодействия культур).

ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ИНДИВИДА

ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ИНДИВИДА - понятие, предложенное Л. Н. Гумилевым и определенное им как "поле поведения и активности членов этнической системы".

Э. п. и. существует в виде трехуровневой структуры. Первый ее компонент охарактеризовать как "этническое для себя" и оно выражает наличие у любого человека общей для его народа системы иерархий и этнических ценностей. Эта система не обязательно является вербализованной и осознаваемой. Но субъект, вступающий з контакт с другим субъектом, в случае опознания его этнической несхожести, в своем поведении будет вести себя в соответствии со своими этническими нормами и ценностями.

Второй компонент Э. п. и. - "этническое для социума"- отражает в себе проявление двойственности этнической принадлежности человека, когда он помнит, что по отцу он, например, украинец, а по матери - эстонец.

Третья составная часть Э.п.и. - "этническое для государства"- отражает в личности ее государственную принадлежность. Так, жители России или США, оказавшись за рубежом, независимо от своей подлинной национальности, предстают для окружающих соответственно как "русские" и "американцы", хотя могут быть соответственно "удмуртского" или "мексиканского" происхождения.

ЭТНОГРАФИЯ

ЭТНОГРАФИЯ - раздел антропологии, посвящённый сравнительному изучению различных аспектов отдельных культур.

ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА

ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА [греч. ethnos - народ grapho - пишу] - междисциплинарная область исследования на стыке культурологии, социологии и психологии, изучающая особенности культуры, быта и методов воспитания ребенка у различных народов мира. Основателем Э. д. по праву считается выдающийся этнограф современности М. Мид, которая ставила своей задачей понять, как варьируют различные типы социализации и их элементы в зависимости от уровня социально-экономического развития, типа культуры и т.д. в сравнительно-историческом аспекте. Выявить закономерности социализации детей в единстве ее содержания и методов можно только в контексте целостного образа жизни того или иного народа, в рамках которого осуществляется межпоколенная передача культуры. В. В.Абраменкова

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ (от лат. diffusio - распространение, растекание) - процесс распространения этнической культуры.

Этническая культура является одним из системообразующих признаков этнической общности. Ее сохранение и развитие выступает условием сохранения этноса. Э. д. в высшем этапе своего развития может стать началом разрушения этнической культуры и, таким образом, этническая группа, общность будет терять свою этническую идентичность (см.: Этническая идентификация).

В многонациональном государстве происходит взаимосвязь и взаимопроникновение различных этнических культур. Культура многочисленной нации оказывает влияние на культуру малочисленной этнической группы или общности. Если в государстве отсутствуют правовые акты и институты, закрепляющие самостоятельность развития культуры малочисленной этнической группы, то со временем Э.д: приведет к окончательной ликвидации этнокультуры последней. Проблема сохранения и развития своей этнокультуры является предметом многочисленных межэтнических конфликтов (см.: Межэтнические конфликты).

Потребность в развитии и совершенствовании своей этнокультуры является базисной потребностью этнической группы, т. е. пользоваться своим языком, социокультурными ценностями, традициями, материальной и духовной этнической культурой означает для индивида не потерять свои "национальные корни". Позитивная социальная идентичность личности основана на благоприятных для собственной этнической группы результатах сравнения.

Процесс взаимодействия этнических культур сопровождается, помимо Э.д., интеграцией, адаптацией, дискриминацией, поглощением. Он также может приносить как положительные, так и негативные последствия. В многонациональных обществах над процессом Э.д. осуществляется контроль со стороны государства, а также общественных, политических и др. организаций с целью предупреждения возможности негативных последствий и возникновения на почве Э.д. межэтнических конфликтов.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия.

Э. к. реализуется прежде всего в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций, выражающейся в тщательной фиксации и учете:

а) потребностей, мотивов и ценностных ориентации представителей конкретных национальных регионов, этническая специфика проявления которых существенно влияет на общение с ними;

б) фактов, свидетельствующих о наличии несоответствия между потребностями и мотивами представителей конкретных национальных общностей и функционирующими в общественном сознании населения традиционными нормами делового, политического и межнационального взаимодействия между людьми;

в) своеобразия проявления национального самосознания представителей конкретных национальностей;

г) специфики форм защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма, шовинизма в ходе межнациональных отношений.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ - понятие, принятое для обозначения результатов совместной жизнедеятельности представителей одной этнической общности, отражающих их национальное своеобразие.

Э.о. подобен родному языку, которому ребенок не может не научиться и не может произвольно утратить. Освоение Э.о. своего народа неотвратимо и необратимо, поскольку оно протекает как на подсознательном, так и на сознательном уровнях.

Специфика Э.о. состоит в том, что каждая личность им овладевает, а накапливает и распространяет его весь этнос. В основе формирования Э. о. лежит механизм транситуативного научения.

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ (от греч. ethnos - народ cultura - развитие logos - учение) - отрасль культурологии, представители которой в качестве определяющего фактора появления и функционирования этнопсихологических характеристик народов выделяют влияние культурной среды.

По мнению ученых, культура начинается с того, что н.а поведение людей накладываются определенные ограничения, т. к. целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей этноса.

В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего этнического сознания.

ЭТНОМАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

ЭТНОМАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - личность, занимающая по своему социальному статусу промежуточное, переходное положение между двумя нациями или народностями. В психологии это следствие проявления защитного механизма психики - пограничной ситуации, при которой формирование индивида происходит под пересекающимся воздействием различных культур. Э. Л. страдает раздвоенностью, внутренней противоречивостью, порой трагическим разладом с собой в силу невозможности сочетаний якобы несовместимых особенностей воздействующих на нее различных национальных культур. Такая внутренняя дисгармония личности объясняется практической непреодолимостью этнических и культурных различий. Человек, находящийся на рубеже двух или более культур, тяготеет сразу к нескольким национальным или расовым группам, не будучи в состоянии полностью реализовать мировосприятие ни одной из них. Отсюда у него появляется ощущение двойственности своего положения, внутреннее беспокойство, чувство оторванности, отчужденности от людей. Дискриминация, предрассудки, делают переход таких людей из одной национальной группы в другую трудным, длительным и разлагающим процессом. Вместе с тем длительное пребывание Э. л. в однонациональной социокультурной среде облегчает ее существование (см.: также: Маргинал; Маргинальная личность; Маргинальность этническая).

ЭТНОПЕДАГОГИКА

ЭТНОПЕДАГОГИКА (от греч. ethnos -народ pedagogike - наука о воспитании детей) - отрасль педагогической науки, занимающаяся:

1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов (народная педагогика);

2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания, существующей у различных народов;

3) анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей;

4) учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия.

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ (от греч, ethnos - народ paidogogike - воспитание axia -ценность logoc - слово, учение) - научное направление в этнопедагогике, обосновывающее педагогическое значение словесных средств воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве представителей той или иной этнической общности.

Э. а. призвана дать ответ на вопрос: "Что есть благо в воспитательной системе конкретного народа?"

Э. а. как самостоятельная область исследования возникает тогда, когда понятие педагогического бытия (процесса воспитания) расщепляется на два элемента: педагогическая реальность и воспитательная ценность (значение) как объект разнообразных человеческих устремлений и желаний, связанных с воспитанием подрастающего поколения представителей конкретных этнических общностей. Воспитательная идея, содержащаяся в каком-либо явлении, и воспитательное значение какой-либо информации о ней находятся в тесной взаимосвязи.

К народной педагогике и исследующей ее функционирование этнопедагогике имеет прямое отношение, прежде всего, воспитательная (педагогическая) идея. В то же время, несомненно, информация, содержащая педагогическую идею, имеет наибольшее воспитательное значение (по значению с другой информацией). С другой стороны, нет "демаркационной" линии между воспитательной идеей и воспитательным значением. Это яснее всего прослеживается в произведениях Л. Н. Толстого для детей: рассказ или сказка, имеющие воспитательное значение, завершаются выводом в виде какого-либо изречения, концентрированно представляющего конкретную педагогическую идею.

Педагогическая идея в традиционной культуре воспитания функционирует в разных формах: изречение, характеризующее глубинные педагогические процессы, афоризмы и крылатые фразы, выражающие здравый смысл, назидания, наставления, советы и пожелания. А сама воспитательная ценность, собственно аксиология, чаще всего представляется эпизодами, ситуациями, событиями и мыслями, ими порождаемыми. Педагогическая идея любого явления (эпистемия) однозначно усиливает воспитательное значение информации. Воспитание на основе учета национально-психологических особенностей должно основываться на закономерностях этнопедагогической аксиологии.

ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА

ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА (от греч. ethnos -народ psyche - душа от лат. linqua - язык) -отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики этноса рассматривает влияние языка, накапливающего и отражающего его исторический опыт.

По мнению представителей Э., любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка детерминирует и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка (речи) определяет и своеобразие развития и функционирования их психических процессов.

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ - совокупность направлений развития этнопсихологических взглядов и кросскультурных исследований, предпринятых российскими социологами и этнологами (этнографами).

Социология имеет свой, более масштабный подход к этническим общностям и психологии их представителей. Она рассматривает эти общности как определенное единство, объединенное сходством жизни и интересов их членов. Вместе с тем в понимании этнического сознания, его динамики в социологии и этнопсихологии много общего, особенно в методах исследования.

В свою очередь этнология (этнография) и этнопсихология имеют один объект - это национальные общности, но первая изучает быт и культуру, демографические характеристики народов, а этнопсихология - закономерности и особенности функционирования психики, самосознания, черт национального характера и т. д. их представителей, которые проявляются в быту, культуре, традициях, поведении людей. В то же время именно социологи и этнографы после критики культа личности Сталина с начала 60-х гг. вновь поставили вопрос о необходимости изучения национальной психологии, предложили направления анализа ее теоретических и методологических проблем, призвали к сотрудничеству в решении этих проблем других ученых, в частности и психологов. Затем они активно развернули исследования этносоциологических и национально-психологических характеристик населения страны.

Наиболее продуктивно работали научные коллективы под руководством Ю. В. Бромлея и Л, М. Дробижевой, обращавшие главное внимание на изучение психологических аспектов национальных отношений, роли национальных традиций в социальной регуляции поведения, влияния многообразия культурной среды на психику представителей различных этнических общностей. По результатам этой многогранной деятельности регулярно проводились научные конференции и семинары и Москве, Тарту, Казани, Баку, Ростове-на-Дону.

В 70-е годы стали активно включаться в этот процесс представители национальных регионов государства, что, безусловно, принесло большие положительные результаты, т. к. исследовались национально-психологические явления и процессы в той среде, представителями которой были сами ученые. А. X. Гаджиев возглавил изучение национальных стереотипов и установок представителей народов Северного Кавказа. А. Ф. Дашдамиров продуктивно работал над проблемами исследования национально-психологического своеобразия проявлений личности индивида в условиях Закавказья. Под руководством Н. Д. Джандильдина изучались этнопсихологические характеристики народов Средней Азии и Казахстана. Не остались без внимания ученых и: вопросы культуры межнационального общения в государстве; классовые и человеческие аспекты в национальной психологии; специфика проявления национального характера в общественной жизни; национальные и интернациональные формы социального бытия, национального сознания и самосознания, своеобразия их функционирования.

Результаты проведенных исследований получили широкое освещение на страницах журналов "Советская этнография", "Вопросы философии", "Психологического журнала", прошедших в 90-е годы научных конференциях в Москве, Твери и Владикавказе.

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР (в конфликте) - одна из ведущих детерминант любого социального конфликта, где оппоненты различаются (или убеждены в том, что такое различие есть) по этническому признаку. Роль Э. ф. в международных и межэтнических конфликтах зависит в каждом конкретном случае от реальных причин конфликта, исторических условий, политической и экономической обстановки. Напр., в контексте арабо-израильского конфликта этнопсихологические факторы не являются решающими, они составляют дополнительный, производный момент от причин политического характера. Этнопсихологические факторы, прежде всего этнические стереотипы и автостереотипы, оказывают значительное влияние на общественное мнение, на позиции влиятельных социальных групп, на установки отдельных политических лидеров. В национальном характере участников большинства этнических конфликтов нет таких черт, которые обусловливали бы их воинственность и нетерпимость друг к другу. Но в силу исторических и политических условий они испытывают взаимную настороженность и подозрительность, которые носят временный характер и должны исчезнуть вместе с породившими их причинами.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ethnos - народ psyche - душа logos - слово, учение) - отрасль научного знания, возникшая на стыке социологии, социальной психологии и этнологии (этнографии), изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях.

Э. как особая научная дисциплина зародилась в середине XIX века сначала в России (как психологическая этнография), а затем на Западе (как "психология народов") и была ориентирована на изучение психологического своеобразия национального характера, национального самосознания, национальных традиций и поведения представителей различных этнических общностей и групп.

Современная Э. вобрала в себя тематику, проблематику и методы исследования многих наук (социологии, психологии, этнологии, культурологии, педагогики и др.) и занимается исследованием:

1) национальных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, в также состояний и свойств личности представителей конкретных этнических общностей;

2) своеобразия социально-психологических процессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов (особенностей взаимодействия, общения и взаимоотношений; социальных установок и стереотипов поведения; специфики социальной перцепции и адаптации);

3) этнического сознания и самосознания, национальных ценностей и ориентации, национальных ожиданий, национального характера;

4) социально-психологических факторов этногенеза (детерминации национальной психики, этнопсихологических характеристик культуры, экономики, политики и т. д.).

Основная трудность, которая сейчас стоит на пути развития Э., выражается в том, что представители многих наук, занимающиеся ее изучением, стремятся объяснять психологические явления не психологическими, а иными закономерностями, что вносит определенный диссонанс в согласование совместных усилий ученых.

* * *

(от греч. еthnos - племя, народ) - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания этнических стереотипов. Э. начала формироваться с середины XIX в. В современных условиях особое внимание в Э. уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, путей их разрешения.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОС

ЭТНОС (от греч. ethnos - народ) - исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием. Термин близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Следует различать Э. и этническую группу.

ЭТНОС (ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ)

ЭТНОС (ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ) (от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.

Непременными условиями возникновения Э. являются общность территории, языка и единство психического склада, а его характерными чертами считаются:

1) самоназвание (этноним), в определенных случаях

связанное с наименованием территории проживания (топонимом);

2) территориальная целостность как условие формирования и существования Э.;

3) наличие антропологических (расовых) признаков;

4) проявление особенностей культуры (материальной культуры - орудия труда, жилье, одежда и т. д.; духовной культуры - система образования, наука, литература, искусство и т. п.).

Формирование Э. обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения Э. не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. Поэтому а отечественной науке делается различие между понятиями Э. в узком смысле слова (называемого этникосом) и этносоциального организма. К единому этникосу относятся все группы данного Э., где бы они ни проживали. Этносоциальный же организм обязательно сопряжен с государством.

К признакам, выражающим системные свойства существующего Э. и отделяющим его от другого этноса, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. Важнейшей отличительной чертой этноса является наличие самосознания, т. е. Э. является только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других общностей.

В отечественной науке принято делить Э. на три стадиальных типа. К самому раннему типу относятся племена, характерные для первобытнообщинного строя. Второй тип Э. - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями. Третий тип Э. - нация возникает с развитием капиталистических отношений и интенсификацией экономических связей. Однако подобное трехчленное деление Э. не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей.

ЭТНОСА ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ЭТНОСА ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - совокупность проявлений бессознательных механизмов психики человека - представителя конкретной этнической общности, обеспечивающих стабилизацию его внутренних состояний и ограждение сознания от негативных и деструктивных влияний внешней и внутренней среды во взаимоотношениях с другими людьми. Э. з. п. обеспечивает нормальные, бесконфликтные жизнь, поведение и деятельность представителей конкретных наций во взаимодействии с другими народами. В ее основе лежат представления об этнической картине мира (см.). В целом процветание этноса зависит не от меры конфликтности его членов с другими людьми, а от того, насколько хорошо функционируют психологические защитные механизмы этноса. Так, в критических ситуациях этнос с хорошо налаженной психологической защитой может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций и поступков, которые в прошлом, в схожих ситуациях, давали возможность пережить их с наименьшими потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической судьбой, но в целом относится ко всем.

Обычно в психологической науке выделяют следующие типы защитных механизмов психики: репрессию, посредством которой травмирующий опыт изымается из сознания; проекцию, когда собственные переживания человека приписываются другим лицам и объектам; интроецию, в результате которой человек приписывает себе черты значимого для него другого лица (частным случаем этого механизма выступает идентификация с агрессором); замещение, когда человек переносит свои чувства и эмоции с неприемлемого, с точки зрения его сознательных установок, объекта на другой, легитимный; регрессию, когда человек, столкнувшись с травмирующей ситуацией, использует способ поведения, характерный для более раннего, безопасного периода его развития; формирующую реакцию, когда осуществляется замещение негативных чувств и эмоций противоположными; рационализацию, снимающие конфликт истолкования событий и др. Однако их проявление в межнациональных отношениях представителей различных этнических общностей носит специфический характер.

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ - научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии и занимающаяся изучением социальных явлений, происходящих в различных этнических общностях.

Некоторые представители Э. считают, что она должна заниматься изучением этнопсихологических явлений и процессов, психологического своеобразия национальных отношений, психологии межличностного общения, факторов, определяющих формирование и развитие национального самосознания, некоторых этнических особенностей в психике людей разных национальностей, т. е. охватывать большую часть предмета этнопсихологии.

На самом же деле необходимо видеть четкую грань между понятиями "социальное" и "психологическое" и объяснять их соответственно социологическими и психологическими закономерностями.

ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ

ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ - распространённые в традиционных обществах психические расстройства, как и методы их терапии. Так, в шаманизме делается акцент на методах изменения сознания и использовании психоделических средств, в било - на включении индивида в новые социальные отношения, в цар - в активизации религиозных представлений. См. Культурно-определяемый синдром.

ЭТНОТЕРАПИЯ

ЭТНОТЕРАПИЯ - термин Z. Kosova, M Hausner (1979), обозначает вариант психотерапии, в котором пациенты на групповых занятиях погружаются в своё «коллективное», природное детство. Методика основана на глубинно-психологической концепции К.Юнга.

ЭТНОФОР

ЭТНОФОР (от греч. ethnos - племя, народ итальянск. fora - наружу, вне, вперед) - индивидуальный носитель определенной этнической культуры и национальной психики.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТО (ИТ)

ЭТО (ИТ) - 1. первоначально - психосоматическая нерасчленённость, внутренняя мощь, психическая сила, которая, как предполагалось, формирует тело и психику в их неразрывном единстве; 2. позже, в психоанализе - сфера бессознательного (Оно, Ид).

»ЭТО НЕ ВСЁ» МЕТОДИКА

»ЭТО НЕ ВСЁ» МЕТОДИКА - двухступенчатая методика получения согласия, в которой индивид начинает с повышенного запроса, а затем его снижает с тем, чтобы получить согласие. Фактически это модель поведения рыночного спекулянта, используемая в манипулятивных целях.

ЭТОГРАММА

ЭТОГРАММА (греч. ethos - привычка, обыкновение; характер, нрав, суть грамма) - исчерпывающее описание поведения животного в естественных условиях его существования. Предполагается, что его образует определённое число повторяемых моделей поведения.

ЭТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТОСУКСИМИД

ЭТОСУКСИМИД (Ethosuximidum, Pemalin, Zarontin, Асамид, Заротин, Пикнолепсин, Ронтон, Суксилеп, Эмезид, Этомал и др.) - антиконвульсант с миорелаксирующим и аналгезирующим свойствами. Угнетает моторные центры коры, повышает порог судорожной готовности. Этосуксимид показан к применению при лечении эпилепсии преимущественно с малыми, пикнолептическими и миоклоническими припадками. Возможные побочные эффекты терапии: диспепсия, снижение аппетита, боли в животе, головокружение, раздражительность, эйфория, тревога, агрессивность, фотофобия, гирсутизм, кожная сыпь, нарушение сна, отвлекаемость внимания, редко - нейтропения, агранулоцитоз, эозинофилия, панцитопения, апластическая анемия, альбуминурия, микрогематурия, лекарственная системная красная волчанка, паркинсонизм, миопия, крайне редко - бред, галлюцинации, большие судорожные припадки. При передозировке препарата могут возникать тошнота, рвота, расстройство дыхания, кома (требуется промывание желудка, приём активированного угля, слабительного, гемодиализ). По ходу лечения желательно регулярно определять концентрацию этосуксимида в плазме крови. Препарат не показан к назначению при почечной и печёночной недостаточности, беременности, вскармливании грудью, сверхчувствительности.

ЭУМОРФОМАНИЯ

ЭУМОРФОМАНИЯ (греч. eu - хорошо, morphe - форма, mania - влечение, страсть, безумие) - бред физического совершенства (в противоположность дисморфомании - бреду физического недостатка).

ЭУПАРЕЙНИЯ

ЭУПАРЕЙНИЯ (греч. eu - хорошо, pareunos - сожитель) - сексуальная гармония, одновременное наступление оргазма у половых партнёров во время их совокупления.

ЭУПСИХЕЯ

ЭУПСИХЕЯ (эу греч. psyche - душа) - термин А.Маслоу, обозначает гуманистическую утопию типа коммунистической, в которой все люди представлены психологически зрелыми и здоровыми, то есть самоактуализирующимися, творческими и ответственными личностями.

ЭУСТРЕСС

ЭУСТРЕСС (еу стресс) - 1. позитивный стресс, эмоциональное состояние, связанное с приятными, радостными событиями; 2. любой стресс, который мобилизует человека преодолевать те или иные проблемы.

ЭУТИМИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

ЭУТИМИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ (еу греч. thymos - настроение, чувство) - нормальное, ровное настроение. Изменение настроения в сторону клинически значимого его расстройства первым определяет, как правило, сам индивид, объективно регистрируются обычно лишь значительные нарушения настроения. См. Эутимия.

ЭУТИМИЯ

ЭУТИМИЯ - ровное, спокойное, субъективно комфортное настроение, адекватное рассматриваемым индивидом как нормальные для него обстоятельствам существования, его желаемой жизненной ситуации.

* * *

(греч. euthymia «хорошее расположение духа, радость, веселье») - спокойствие, приятное расслабленное состояние.

Ср.:

Мне грустно и легко:

Печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою.

(А. Пушкин, На холмах Грузии)

ЭФЕБОПСИХИАТРИЯ

ЭФЕБОПСИХИАТРИЯ - редко употребляемый термин для обозначения фрагмента возрастной психиатрии, изучающей психические расстройства в подростково- юношеском возрасте.

ЭФЕБОФИЛИЯ

ЭФЕБОФИЛИЯ (греч. ephebos - юноша, philia - любовь) - 1. вариант мужского гомосексуализма, сексуальное влечение к подросткам и юношам; 2. сексуальное влечение немолодых женщин к мальчикам и юношам.

ЭФЕБОФОБИЯ

ЭФЕБОФОБИЯ (эфебо фобия) - неприязненное, вплоть до ненависти, отношение к подросткам и юношам.

ЭФЕДРОН

ЭФЕДРОН - наркотик с психостимулирующим действием, производное эфедрина. Эфедроновая наркомания напоминает алкогольную зависимость тем, что приём наркотика нередко приобретает циклическую форму.

ЭФЕДРОНОВАЯ И ПЕРВИТИНОВАЯ НАРКОМАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФЕМЕРНЫЙ

ЭФЕМЕРНЫЙ (греч. ephemeros - однодневный) - мимолётный: призрачный, нереальный.

ЭФИРОМАНИЯ

ЭФИРОМАНИЯ (эфир мания) - вариант наркомании, пристрастие к этиловому эфиру, средству для наркоза.

Предыдущая страница Следующая страница