Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Ш" (часть 4, "ШИЗ"-"ШКА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 4, "ШИЗ"-"ШКА")

ШИЗОФРЕНИЯ РЕЗИДУАЛЬНАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ РЕЗИДУАЛЬНАЯ - шизофрения после прекращения активного её периода, проявляется симптомами психического дефицита и остаточными продуктивными психопатологическими нарушениями.

ШИЗОФРЕНИЯ РЕКУРРЕНТНАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ РЕКУРРЕНТНАЯ - см. Шизофрения периодическая.

ШИЗОФРЕНИЯ РЕМИТТИРУЮЩАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ РЕМИТТИРУЮЩАЯ - см. Шизофрения периодическая.

ШИЗОФРЕНИЯ С НАЧАЛОМ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ

ШИЗОФРЕНИЯ С НАЧАЛОМ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ -

После 50 лет шизофрения развивается сравнительно редко. Среди форм шизофрении преобладает параноидная. Реже возникает приступообразная шизофрения. Возможность манифестации у пожилых вялотекущей и злокачественной форм сомнительна.

В целом для клинической картины поздней шизофрении свойственны стертость, атипичность симптоматики, ее возрастная окраска, относительно благоприятное течение.

Параноидная шизофрения проявляется мелкомасштабным бредом материального ущерба, ревности, отравления, ипохондрическим. Вербальные галлюцинации сочетаются с обонятельными и тактильными. Из психических автоматизмов в основном выявляются сенестопатические.

Для приступообразной шизофрении особенно характерны затяжные тревожные, бредовые и ипохондрические депрессии. Реже возникают атипичные мании.

В межприступных промежутках сохраняются аффективные колебания, резидуальные бредовые нарушения.

Шизофрения с поздним началом, как правило, не приводит к глубокому психическому дефекту. Негативные изменения личности в значительной мере нивелируются, перекрываются стойкими психическими изменениями сосудисто-возрастного генеза.

ШИЗОФРЕНИЯ СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ - термин H. Krisch (1920), E. Herz (1928), обозначает шизофреноподобный психоз экзогенной этиологии.

ШИЗОФРЕНИЯ ФЕБРИЛЬНАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ ФЕБРИЛЬНАЯ - приступы онейроидной кататонии при рекуррентном и шубообразном течении шизофрении, характеризующиеся высокой температурой (39-40 С и более) и соматическими нарушениями. Лихорадочный период болезни длится несколько недель (чаще 1-2). На высоте приступа развиваются аментивно-подобное помрачение сознания, некоординированное двигательное возбуждение или возбуждение с хореиформными гиперкинезами. Крайне неблагоприятным признаком, предвещающим фатальный исход, является карфология - движения обирания или ловли чего-то в воздухе (А.С.Тиганов). В тяжёлых случаях к высокой температуре присоединяются множественные геморрагии, гипертоксическая картина крови, трофические нарушения, землисто-желтушный цвет кожных покровов, а также появление пузырей с серозным содержимым чаще в области логтевых сгибов, пяточных костей и крестца. При рекуррентной шизофрении фебрильные приступы являются обычно первыми, в отдельных случаях возможно их повторение. При шубообразной шизофрении такие приступы не обязательно бывают манифестными, в дальнейшем они также могут повторяться. Лечение: наиболее эффективной является интенсивная ЭСТ (по 2 сеанса в день), начатая в первые несколько суток после начала психоза. Рекомендуют также аминазинотерапию. В любом случае присоединяется симптоматическая терапия (спазмолитики, антипиретики, гемостатические средства, мочегонные, литические смеси, реанимационные мероприятия).

ШИЗОФРЕНИЯ ХРОНИЧЕСКАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ ХРОНИЧЕСКАЯ - общее название форм шизофрении, которым свойственны длительное течение и резистентность к терапии.

ШИЗОФРЕНИЯ ЦЕНЕСТЕЗИЧЕСКАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ ЦЕНЕСТЕЗИЧЕСКАЯ - термин Huber (1971), обозначает вариант ипохондрической шизофрении с преобладанием в клинической структуре разнообразных сенестопатий.

ШИЗОФРЕНИЯ ЦИРКУЛЯРНАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ ЦИРКУЛЯРНАЯ - см. Шизофрения периодическая.

ШИЗОФРЕНИЯ ШИЗОАФФЕКТИВНАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ ШИЗОАФФЕКТИВНАЯ - см. Шизофрения приступообразно-прогредиентная.

ШИЗОФРЕНИЯ ШИЗОКАРНАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ ШИЗОКАРНАЯ - см. Шизофрения злокачественная юношеская.

ШИЗОФРЕНИЯ ШУБООБРАЗНАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ ШУБООБРАЗНАЯ - см. Шизофрения приступообразно-прогредиентная.

ШИЗОФРЕНИЯ ЯДЕРНАЯ

ШИЗОФРЕНИЯ ЯДЕРНАЯ - см. Шизофрения гебефренная, Шизофрения кататоническая, Шизофрения параноидная, Шизофрения простая.

ШИЗОФРЕННОГЕННАЯ МАТЬ

ШИЗОФРЕННОГЕННАЯ МАТЬ - в психоанализе - тип матери, предположительно, холодный, доминирующий и незаинтересованный в потребностях других. Ранее считалось, что мать такого типа своим отношением к ребёнку приводит к развитию у него шизофрении.

ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ

ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ - имеющий отношение к любому из факторов, которые, как предполагается, причинно связаны с развитием шизофрении. Различают два класса таких факторов, генетический и средовой, представляющих три модели этиологии заболевания. 1. Теория специфического гена (генов), в которой считается, что шизофрения обусловлена одним или рядом дефектных генов (до 11 генов - полигенная модель этиологии шизофрении), вызывающих нарушение обмена веществ, в частности, нейротрансмиттеров. 2. Теория среды, которая рассматривает шизофрению как реакцию выхода из стрессогенного окружения, изобилующего вызывающими у индивида тревогу условиями. 3. Теория конституциональной предрасположенности, которая объединяет первые два фактора и утверждает, что наследуется не само заболевание, а лишь предиспозиция к ней, вероятность же развития шизофрении зависит от степени выраженности этого предрасположения и диапазона, в котором оно активизируется, «поощряется» определёнными условиями внешней среды. Последняя теория традиционно имеет наибольшее число сторонников.

* * *

- термин, используемый для описания личности или семьи, оказывающих такое патогенное воздействие на окружающих, в результате которого у последних может возникнуть шизофрения.

Многие психоаналитики исходят из того, что душевный беспорядок у пациентов часто отражает тот беспорядок, который имеет место в их семье. Первоначально психоаналитические исследования взаимоотношений между матерью и ребенком способствовали установлению связи между проявлением шизофрении у взрослого человека и его тревожным развитием в детстве, обусловленным недостаточным вниманием со стороны матери или ее невротическим поведением. В психоаналитическую литературу был введено представление о «шизофреноген-886 ной» матери, порождающей душевный беспорядок в своем ребенке. В дальнейшем исследования сосредоточились не только на шизофреногенных материях, но и на мужьях несчастных женщин, на ядре семейной группы и той сети взаимоотношений, которые складываются между членами семьи, включая бабушек, дедушек пациентов.

Изучение семей шизофреников выявило, что личность является частью широкой сети крайне беспорядочных отношений между близкими людьми, становящихся моделью общения человека в обществе. Как заметил Р. Лэйнг (1927-1989), «любой исследованный шизофреник с беспорядочной моделью общения показал, что он представляет собой отражение беспорядочных или вызывающих беспорядок моделей (или реакцию на них), характеризующих его семью». В контексте подобного понимания возникло представление о «шизофреногенной» семье.

ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ - термин, обозначающий холодного, отвергающего, отстранённого, дистанцированного от ребёнка и в то же время доминирующего, авторитарного родителя. Теоретически, такой родитель помещает ребёнка как бы в ловушку своими противоречивыми требованиями. Термин считается очень спорным потому, что родители такого типа являются существенным фактором развития шизофрении, если, разумеется, они сами не являются носителями наследственной предрасположенности к болезни или, что ещё более верояьно, больными шизофренией. Термин «шизофреногенный» применяется также для характеристики некоторых семей и ситуаций.

ШИЗОФРЕНОФОРМНОЕ РАССТРОЙСТВО

ШИЗОФРЕНОФОРМНОЕ РАССТРОЙСТВО - психотическое расстройство, характеризующееся наличием шизофренической симптоматики на протяжении минимум двух недель, но не более 6 месяцев.

ШИКА РЕАКЦИЯ

ШИКА РЕАКЦИЯ (предложена австрийским педиатром B. Schick, 1877-1967) - кожная проба, применяемая для оценки восприимчивости человека к дифтерии; основана на оценке выраженности местной реакции (покраснение, отек), развивающейся через 3-4 суток после внутрикожного введения разведенного активного дифтерийного токсина. Пробу используют главным образом для выявления детей, подлежащих прививкам против дифтерии.

B. Schick. Die Diphtherietoxin-Hautreaktion des menschen als vorprobe der prophylaktischen Diphtherieheilseruminjektion. MUnchener medizinische Wochenschrift, 1913; 60: 2608-2610.

ШИКАНИРОВАНИЕ

ШИКАНИРОВАНИЕ (франц.) - придираться, преследовать кого-либо интригами. Недостойное поведение.

ШИКАТЬ

ШИКАТЬ - отрицательное, некультурное поведение. Ср. освистать.

- Онегин полетел к театру, Где каждый, вольностью дыша, Готов охлопать entrechat, Обшикать Федру, Клеопатру, Моину вызвать (для того, Чтоб только слышали его) (А. Пушкин, Евгений Онегин).

ШИЛЛЕРА СИМПТОМ

ШИЛЛЕРА СИМПТОМ (описан австрийско-американским гинекологом и патологом W. Schiller, 1887-1960) - ранний признак рака женских половых органов: при смазывании раствором Люголя шейки матки или влагалища пораженные раковой опухолью участки не окрашиваются, а нормальные участки слизистой оболочки приобретают коричневый цвет.

W. Schiller. Early diagnosis of carcinoma of the cervix. Surgery, Gynaecology and Obstetrics, Chicago, 1933; 56: 210-222.

ШИЛЬДЕР

ШИЛЬДЕР (Schilder) Пауль (1886-1940) - австро-американский психиатр, психоаналитик, психотерапевт. Д-р медицины, профессор. Изучал медицину, психиатрию и философию. Во время пандемии энцефалита (1915-1920) изучал и описал периаксиальный энцефалит (болезнь Шильдера). Осуществил исследование динамики шизофрении. С 1919 г. работал в клинике Венского ун-та. Заинтересовавшись психоанализом, установил контакт с 3. Фрейдом и вступил в Венское психоаналитическое общество. В 1927 г. в целях наркопсихотерапии использовал мединал. В 1928 г. эмигрировал в Америку. Работал профессором психиатрии Нью-Йоркского ун-та. Исследовал проблемы либидо, психологии сновидений, маний, психосоциологии коммуникаций и др. Развивал идеи теории образа тела и изложил некоторые новации ее в статье Образ тела и социальная психология (1933). В 1934 г. одним из первых психиатров и психоаналитиков начал практиковать и развивать групповую психотерапию и групповой психоанализ. Пытался дать психоаналитическое описание условных рефлексов. Стремился использовать идеи и результаты феноменологических исследований для развития психоаналитической теории и практики. Автор книги Образ и внешний вид человеческого тела. Исследование конструктивных энергий психики (1935) и др. работ по проблемам психиатрии, психоанализа и психотерапии. В. И. Овчаренко

ШИЛЬДЕРА БОЛЕЗНЬ

ШИЛЬДЕРА БОЛЕЗНЬ (Schilder, 1912) - редкое заболевание неизвестной этиологии, обусловленное прогрессирующим демиелинизирующим процессом в веществе головного мозга (полушария, мозжечок). Начало заболевания относится к молодому и детскому, реже более позднему возрасту. Характерными признаками заболевания являются: 1. нарастающая деменция; 2. расстройства речи, зрения и слуха (до глухоты и амавроза); 3. эпилептические припадки; 4. очаговая неврологическая патология; 5. спастические параличи; 6. псевдобульбарная симптоматика. Спустя 2-3 года пациенты погибают при явлениях кахексии и децеребрационной ригидности. Предполагается близость заболевания к рассеянному склерозу. Синонимы: Диффузный склероз нервной системы, Прогрессирующая мозговая лейкопатия, Диффузный прогрессирующий склеротический периаксиальный энцефалит, Прогрессирующая склеротическая энцефалолейкопатия.

ШИЛЬДЕРА СИНДРОМ

ШИЛЬДЕРА СИНДРОМ (лейкоэнцефалит Шильдера, описан американским неврологом и психиатром австрийского происхождения P. F. Schilder, 1886-1940; синонимы - диффузный склероз, диффузный периаксиальный энцефалит) - редкое заболевание, характеризующееся массивной деструкцией миелина белого вещества головного мозга; встречается преимущественно в детском и юношеском возрасте.

Развивается подостро или постепенно и в последующем неуклонно прогрессирует вплоть до летального исхода; у части больных отмечают более или менее длительные периоды стабилизации, продолжающиеся от нескольких месяцев до нескольких лет. Характерно формирование крупного очага в глубинных отделах одного из больших полушарий, который нередко распространяется через мозолистое тело и на другое полушарие; иногда встречаются два симметричных очага. У большинства больных возникают деменция, спастические параличи, атаксия, нарушения зрения, псевдобульбарные и тазовые нарушения. Кроме спорадических случаев, описаны и семейные формы заболевания. Предположительно оно имеет аутоиммунный характер и обычно рассматривается как особый вариант рассеянного склероза. Близость к рассеянному склерозу проявляется и в существовании так называемого диффузно-диссеминированного (или переходного) склероза, при котором крупные очаги демиелинизации сочетаются с мелкими рассеянными очагами. В прошлом под термином «болезнь Шильдера» нередко ошибочно описывали любые случаи наследственной патологии белого вещества головного мозга, прежде всего адренолейкодистрофии, которая также встречается преимущественно в детском и юношеском возрасте и характеризуется массивным двусторонним поражением больших полушариев, но, в отличие от болезни Шильдера, сопровождается надпочечниковой недостаточностью и признаками полиневропатии. Эффективность лечения высокими дозами кортикостероидных средств и курсовым применением плазмафереза в большинстве случаев невелика.

P. F. Schilder. Zur Kenntnis der sogenannten diffusen Sklerose (Uber Encephalitis periaxialis diffusa). Zeitschrift fUr die gesamte Neurologie und Psychiatrie, 1912; 10: 1-60.

ШИЛЬДЕРА-ШТЕНГЕЛЯ СИНДРОМ

ШИЛЬДЕРА-ШТЕНГЕЛЯ СИНДРОМ (Schilder, Stengel, 1928) - вариант аутометаморфопсии в виде неспособности локализовать болевой стимул и отсутствия естественной рефлекторной на этот стимул реакции. Наблюдаются также элементы апраксии. Наблюдается при повреждении теменной доли. Синоним: Болевая асимболия.

ШИММЕЛЬБУША СИНДРОМ

ШИММЕЛЬБУША СИНДРОМ - то же, что Реклю синдром.

ШИНДЛЕРА БИФОКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ШИНДЛЕРА БИФОКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (Schindler, 1959) - вариант групповой психотерапии, параллельно проводимой с пациентами и их родственниками.

ШИНКАРЕНКО-МОХОВА ПРОБА

ШИНКАРЕНКО-МОХОВА ПРОБА (Шинкаренко, Мохов, 1955) - метод диагностики алкогольного опьянения в выдыхаемом воздухе по изменению цвета реактива (хромовый ангидрид, силикагель, серная кислота) из оранжевого в синий.

ШИНЦА СИНДРОМ

ШИНЦА СИНДРОМ - то же, что Хаглунда - Шинца синдром.

ШИНЦЕЛЯ СИНДРОМ

ШИНЦЕЛЯ СИНДРОМ (описан австрийским врачом A. Schinzel, род. в 1904; синоним - акрокаллезный синдром) - наследственное заболевание: глубокая задержка психомоторного развития; макроцефалия; выступающий лоб; гипертелоризм; агенезия мозолистого тела; полидактилия (преаксиальная - дополнительные пальцы со стороны I пальца; реже постаксиальная - дополнительные пальцы со стороны V пальца); нанизм; расщелины губы и (или) нёба; грыжи различной локализации; судорожные припадки; пороки внутренних органов не характерны. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение симптоматическое.

A. Schinzel, U. Kaufman. The acrocallosal syndrome in sister. Clinical genetics, 1986; 30: 399-405.

ШИПИЛОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ

ШИПИЛОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ - доктор психологических наук, профессор. Один из ведущих конфликтологов России. Проблемами конфликтологии занимается около 20 лет. Кандидатская и докторская диссертации посвящены теоретико-прикладным психологическим проблемам конфликтологии. В 1993 г. в Гуманитарной академии Вооруженных сил защитил кандидатскую диссертацию по теме: Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении» Специальность: 19.00.05 - социальная психология, а в 2000 г. - докторскую диссертацию на тему: Социально-психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях» Специальность: 19.00.05 - социальная психология. Автор первого в России и странах СНГ базового учебника «Конфликтология» для студентов вузов (совместно с А. Я. Анцуповым), а также более 60 публикаций по теоретическим и прикладным проблемам социальной психологии, современной конфликтологии, а также политического консультирования. Активно занимается педагогической деятельностью и прикладными проблемами психологического обеспечения избирательных кампаний. В настоящее время - профессор Современной гуманитарной академии, вице-президент информационно-аналитического агентства «Клуб «Экология общественного сознания».

ШИПКОВЕНСКОГО ОСВОБОЖДАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ШИПКОВЕНСКОГО ОСВОБОЖДАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (Шипковенский, 1965) - основана на следующих принципах: 1. освобождение от патогенной ситуации; 2. освобождение от тревоги и страхов; 3. освобождение от самонаблюдения и самоисследования, что приводит к повышению порога восприятия интероцептивных стимулов и ослаблению интенсивности психопатологической симптоматики (например, при ипохондрии); 4. освобождение от разговоров о своих и чужих болезнях («лечебное молчание»).

ШИРОКОПОЛОСНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

ШИРОКОПОЛОСНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - термин обозначает субъективные процедуры тестирования и оценки, такие, как проективные методы и интервью. Термин подразумевает, что упомянутые процедуры обеспечивают широкий спектр охвата ценой относительно малой точности и надёжности.

ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ

ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ - свобода от узких ограничений в действии установок, понимании установок, убеждений, мнений и др., которые должны рассматриваться не как «точки» на шкале, а скорее «диапазоны» с некоторой средней «точкой», представляющей ядро или доминирующую позицию. Например, установки нормального индивида функционирует с достаточной для успешной адаптации степенью гибкости или широты.

ШИРОТА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

ШИРОТА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ - диапазон действия лекарственного средства от минимального эффективной до максимально токсичной.

ШИСТОМАТОЗ

ШИСТОМАТОЗ - паразитарное заболевание человека. Возбудитель - паразиты типа плоских червей. Заболевание встречается у лиц, приехавших из Африки, Азии, Австралии, Америки. Личинки паразита, проникая в периферические вены, заносятся затем в лёгкие, портальные сосуды, где достигают половозрелой стадии и распространяются в другие органы, включая ЦНС. Острый церебральный шистоматоз проявляется нарушением сознания, парезами, параличами, другими очаговыми и общемозговыми симптомами. Лечение: препараты сурьмы (антимонил натрия тартрат).

ШИФ

Жозефина Ильинична (1904-1978) - российский психолог, дефекто-лог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофрено-психологии. Д-р психологических наук (1968), профессор (1970). Награждена орденом Знак почета (1954), была отмечена премиями АПН СССР. После окончания Ленинградского педагогического ин-та им. А.И. Герцена (1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы. В 1930-1932 гг. училась в аспирантуре Ленинградского педагогического ин-та, проводила исследования под руководством Л.С. Выготского и защитила канд. дис. на тему Развитие научных понятий у школьников (1934). В 1935 г. опубликовала книгу с тем же названием с предисловием Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с разгромом педологии была лишена ученой степени канд. педагогических наук (восстановлена в 1946). Вся последующая научная деятельность Ш. (1934-1978) была связана с НИИ дефектологии АПН (с 1993 - Институт коррекционной педагогики РАО). Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. В 1941 - 1942 гг., находясь в эвакуации в г. Куйбышеве, заведовала Методическим кабинетом детских Домов, организовывала детские дома для Детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. В 1943-1945 гг. Участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений (руководитель - академик Н.Н. Бурденко), восстанавливала речь раненым. В послевоенные годы уделяла большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, аграм-матизмы глухих, их отношение к овладению словесной речью, влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей, потенциальные возможности глухих учащихся. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихо-логии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг. Наряду с исследовательской занималась преподавательской деятельностью: более четверти века (с 1945 г.) читала лекции по общей и специальной психологии в Городском педагогическом ин-те им. В.П. Потемкина и Государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей - педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения. Основные труды: Развитие научных понятий у школьников , М-Л., 1935; Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками, М., 1954; Усвоение языка и развитие мышления глухих детей, М., 1968; Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы , М., 1965, соавтор и ред.; Психология глухих детей, М., 1971, соавт. и ред. Многие работы Ш. переведены на ряд иностр. языков. Т.Ф. Костина

ШИХЕНА СИНДРОМ

ШИХЕНА СИНДРОМ (Schechen, 1937) - симптомокомплекс тотальной гипофизарной недостаточности, развивающийся у женщин после родов. В начале заболевания выпадают волосы на лобке, в подкрыльцовых ямках, затем бровях и на голове. Позднее наступает атрофия половых органов, нарушается менструальный цикл, прекращается лактация, снижается основной обмен, возникают гипогемоглобинемия, гипотермия, снижение АД, возможны коллаптоидные и коматозные состояния. Характерны жалобы на сонливость, вялость, зябкость и склонность к запорам, типичны также апатия, безинициативность, эмоциональное обеднение, снижение памяти. Иногда наблюдаются нарушения поведения, агрессивные тенденции, галлюцинаторно-параноидные явления. Лечение: заместительная гормональная терапия, симптоматическое лечение.

* * *

(описан британским патоморфологом H. L. Sheehan, 1900-1988) - гипоталамо-гипофизарная недостаточность (пангипопитуитаризм), возникающая чаще вследствие некомпенсированной массивной кровопотери и коллапса во время родов: резкое падение артериального давления приводит к ангиоспазмам, гипоксии и некрозу передней доли гипофиза. Клиническая картина развивается постепенно, иногда спустя годы после родов; по сравнению с синдромом Симмондса, протекает более доброкачественно. Проявляется отсутствием лактации, аменореей, атрофией половых органов, общим истощением, депрессией, астенией. Возможно импульсивное ажитированное поведение. При обследовании выявляют низкие уровни гормонов периферических эндокринных желез (Т4, тестостерон, эстрадиол, снижение суточной экскреции свободного кортизола с мочой), тропных гормонов, гормона роста. Проводят заместительную гормональную терапию глюкокортикоидами, половыми, тиреоидными гормонами и др.

H. L. Sheehan. Postpartum necrosis of anterior pituitary. The Journal of Pathology and Bacteriology, Chichester, 1937; 45: 189-214.

ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА - небольших размеров структура, расположенная у «географического» центра головного мозга. Именно такое её положение навело Галена на мысль, что именно она регулирует потоки мыслей, а Декарта - на предположение, что она выполняет функцию той области мозга, где происходит взаимодействие между телом и рациональной душой. Ныне известно, что эта железа выделяет у детей гормон мелатонин, который тормозит половое созревание. В пубертатном периоде секреция этого гормона прекращается, после чего и начинается процесс полового развития. Также имеются свидетельства того, что эта железа играет значительную роль в регуляции сна у людей, а у многих других видов она участвует в осуществлении контроля над полным суточным циклом. У ящериц железа содержит светочувствительные нейроны. Синоним: Эпифиз мозга.

ШКАЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ

ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ - одна из основных измерительных шкал в конфликтологии, применяемая тогда, когда можно оценить не только степень выраженности измеряемого свойства, но и меру этой степени. Классической Ш. и. в физике является шкала температур Цельсия. Если днем температура воздуха была 18 градусов, а ночью - 9 градусов Цельсия, то можно сказать, что днем было на 9 градусов теплее, чем ночью. Однако сделать вывод, что днем было вдвое жарче (18: 9 = 2), чем ночью, было бы неверно. Для интервальной шкалы нулевая точка произвольна и не означает полное отсутствие измеряемого свойства, в нашем примере - температуры воздуха. Равные разности чисел в данной шкале отражают равные различия в количествах измеряемого свойства. В Ш. и. числа можно складывать, вычитать, а также умножать или делить на константу. Делить и умножать числа друг на друга неправильно.

ШКАЛА ИНТЕРВАЛЬНАЯ

ШКАЛА ИНТЕРВАЛЬНАЯ -

одна из основных шкал измерения, квантификации в социальных науках, психологии, которая отличается от порядковой шкалы допускаемым предположением определенного соотношения между значениями шкалы, дающим возможность производить над этими значениями арифметические и алгебраические действия. Например, трудовую дисциплинированность, как черту характера, можно квантифицировать следующим образом:

5 - в высшей степени дисциплинирован, пример для всех;

4 - дисциплинирован;

3 - есть мелкие нарушения трудовой дисциплины (опоздания на работу, не выполнение задания в срок и др.;

2 - есть нарушения дисциплины, наложены взыскания (за прибытие на работы в нетрезвом состоянии, невыход на работу и др.);

1 - есть грубые нарушения, потенциальный нарушитель трудовой дисциплины (не выполняет требования начальников, является инициатором употребления алкоголя в рабочее время и др.).

По этой шкале не совсем ясно, на какую точную величину отличаются интервалы между 4-5, 3-4, 2-3 и 1-2, но различие между ними есть. Однако в этой шкале нельзя вводить значение О, так как оно качественно несоизмеримо со значениями 1,2,3,4,5. Арифметические действия при этом были бы менее оправданы.

ШКАЛА МАКЕВИАЛЛИЗМА (К. CRHRISTE, F. GEIS, 1970)

ШКАЛА МАКЕВИАЛЛИЗМА (К. CRHRISTE, F. GEIS, 1970) -

шкала для измерения отношения человека к власти. За основу при создании шкалы взяты высказывания из трактатов Макиавелли. Например:

А. Люди становятся столь ленивыми и снисходительными к себе, что это добром для нашей страны не кончится.

В. Лучший способ иметь дело с людьми - это говорить им то, что они хотят услышать.

С. Было бы хорошо, если бы люди стали добрее к менее удачливым, чем они есть.

Смотря что выбрал обследуемый по 20 подобным троек утверждений ему выводится индекс макиавеллизма.

ШКАЛА МИМИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ (Р. ВУДВОРТС, Г. ШЛОСБЕРГ)

ШКАЛА МИМИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ (Р. ВУДВОРТС, Г. ШЛОСБЕРГ) -

круговая графическая шкала, отражающая шесть групп эмоций человека, которые выражаются его лицом: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страдание, страх; 4) решительность, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Согласно Шлосбергу, мимические выражения на этой круговой шкале можно описать при помощи двух координат: I удовольствие - неудовольствие и II принятие - непринятие. В центре круга находится нейтральная точка (нейтральная эмоция), к карю круга - отмечают более выраженные эмоции. Позднее появилась и третье измерение (координата): III сон - напряженность. Ш.м.в. опирается на представление о существовании континиума различных мимических выражений, а также на возможность использования при их оценке 3-х измерений (координат).

ШКАЛА НАИМЕНОВАНИЙ

ШКАЛА НАИМЕНОВАНИЙ - одна из измерительных шкал, используемых в конфликтологии, применяемая при группировке характеристик явления с последующим приписыванием этим группам чисел. В строгом смысле измерение в Ш. н. вряд ли можно назвать измерением. Она основывается на словесном описании свойств явления, но при этом ничего нельзя сказать о степени их выраженности. Напр., конфликты между подчиненным и непосредственным начальником можно обозначить как 1. А конфликты между подчиненным и прямым начальником обозначим как 2. Конфликты между сотрудниками организации, находящимися в отношениях косвенной подчиненности, - 3. И конфликты между сотрудниками, не находящимися в отношениях подчиненности, - 4. В Ш. н. с числами нельзя производить никаких арифметических действий. В данном случае число выступает в качестве маркера (метки) измеряемого свойства. Поэтому то, что номер одной группы конфликтов больше или меньше номера др. группы конфликтов, ничего не говорит о свойствах этих групп конфликтов за исключением того, что они отличаются друг от друга.

ШКАЛА НАИМЕНОВАНИЙ (НОМИНАЛЬНАЯ ШКАЛА)

ШКАЛА НАИМЕНОВАНИЙ (НОМИНАЛЬНАЯ ШКАЛА) -

одна из основных шкал в социальных науках, психологии, допускающая группировку разнокачественных явлений, поиск их процентных, вероятностных зависимостей. Пример ш.н. - квантификация типов темпераментов:

1 - сангвиник;

2 - флегматик;

3 - холерик;

4 - меланхолик;

5 - иные значения.

Эта шкала не допускает проведения арифметических, алгебраических действий. Для поиска зависимостей, например, между типами темпераментов и национальностью обследуемых (они также квантифицируются в шкале наименований) могут быть использованы только процентные (вероятностные) зависимости и коэффициенты сопряженности. Эти зависимости бывают содержательны и весьма полезны: связь типов темперамента с национальной принадлежностью, с уровнем дисциплинированности и др.

ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ

ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ - одна из основных шкал измерения, применяемых в гуманитарных науках, в т. ч. конфликтологии, отличающаяся от шкалы интервалов тем, что нулевая точка на ней не произвольна, а действительно указывает на отсутствие измеряемого свойства. Ш. о. аналогична шкале натуральных чисел. Над числами в этой шкале можно производить все арифметические операции. Напр., можно подсчитать число трудовых и др. конфликтов, произошедших в течение года в каждом из 7 структурных подразделений завода. Если в металлургическом цехе было 16 конфликтов, а в штамповочном - 5, то можно сказать, что в первом цехе было в 3,2 раза больше конфликтов, чем во втором.

* * *

одна из основных шкал измерения, квантификации в психологии, которая отличается от интервальной шкалы точным, вполне конкретным, соизмеримым значением между показателями шкалы, наличием нулевой точки отсчета; ш.о. аналогична шкале натуральных чисел. Квантификация показателей в ш.о. допускает наиболее широкий диапазон применения математических методов. Пример ш.о. - время реакции обследуемого на стимулы, его возраст, количество выполненных однотипных заданий в тесте и др.

ШКАЛА. ОЦЕНОК

ШКАЛА. ОЦЕНОК - методический прием, позволяющий распределять совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усредненных по группе экспертов. Простейшим примером такой Ш. о. является обычная школьная система баллов. Ш. о. имеют обычно от пяти до одиннадцати интервалов, которые могут быть обозначены числами либо сформулированы вербально (словесно). Большее число позиций выбирать не рекомендуется, поскольку считается, что психологические возможности человека позволяют ему производить классификацию объектов не более чем по 11 - 13 позициям. Возможность построения Ш. о. базируется на предположении, что каждый эксперт способен непосредственно давать количественные оценки изучаемым объектам. К основным процедурам шкалирования с помощью Ш. о. относятся парное сравнение объектов, отнесение их к категориям и т. д.

ШКАЛА ПОРЯДКА

ШКАЛА ПОРЯДКА - одна из основных шкал измерения, используемых в конфликтологии, применяемая тогда, когда можно определить степень выраженности измеряемого свойства. Ш. п. часто называют ранговой шкалой, а сам процесс измерения - ранжированием. В Ш. п. нельзя производить никаких арифметических операций за исключением их сравнения по величине. Напр., с помощью модульного социотеста можно оценить количественно индекс конфликтности взаимоотношений у всех учителей школы. Затем можно присвоить 1-й ранг учителю, имеющему самый высокий уровень конфликтности, 2-й ранг - учителю, имеющему второй по величине индекс конфликтности, и т. д. Проранжировав всех учителей школы по индексу конфликтности, мы измерим конфликтность их взаимоотношений по Ш. п.

* * *

одна из основных шкал квантификации в социальных науках, психологии, допускающая ранжирование обьектов по степени выраженности у них того или иного свойства, качества. Например, можно ранжировать обследуемых по быстроте выполнения ими тестовых заданий, по степени их дисциплинированности, по выраженности других черт характера. Для поиска количественных связей между параметрами, выраженными в ш.п., применяются коэффициенты ранговой корреляции (Спирмена, Кендалла и др.).

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ (англ. Social Distance Scale) - порядковая шкала, с помощью которой можно оценить уровень выраженности социальной установки в отношении представителей различных рас и национальностей. Фактически, аттитюд оценивается на основе уровня толерантности, который определяется при помощи тех социальных дистанций, которые респондент предпочитает установить между собой и представителями др. этносов. Социальная дистанция фиксируется на основании согласия респондента с тем, чтобы представитель др. национальности (расы) занимал одну из 6 позиций: 1) близкого родственника (по браку); 2) личного друга; 3) соседа по улице; 4) коллеги; 5) гражданина моей страны; 6) туриста. Была предложена Е. Богардусом (1925). Ш. с. д. в конфликтологии может использоваться для оценки установки межэтнического восприятия и прогнозирования вероятности межэтнических конфликтов.

ШКАЛА УСТАНОВОК

ШКАЛА УСТАНОВОК - любой из ряда приёмов, разработанных для выявления установок человека. Обычно это бланковые тесты, в них испытуемым предлагается выразить своё отношение к некоторым утверждениям, для которых установлена определённая шкала оценки. Среди специалистов ведутся дискуссии относительно степени соответствия между оценкой установок людей, выполняющих такие тесты, и тем, как они ведут себя в реальной ситуации.

* * *

прием, позволяющий сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. В прикладной социологии и социальной психологии Ш. у. применяются в качестве одного из главных средств анализа, т. к. объектом измерения являются здесь, прежде всего, личностные качества людей. Построение Ш. у. связано с подбором таких суждений, которые выражают весь спектр возможных отношений субъектак изучаемому явлению. Если по шкале оценок каждое суждение оценивается группой экспертов и получает свой усредненный балл, то в Ш. у. входят те суждения, которые имеют наиболее высокую оценку: обычно из 300 суждений в готовую Ш. у. входит не более 25. С этими суждениями знакомят лиц, чьи установки предполагается изучить. Соответственно по тому, какие суждения выбирает индивид, ему присваивается суммарный балл, который и является его баллом по данной установке.

Предыдущая страница Следующая страница