Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛАМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛАМ")

ЛА КРОСС-ЭНЦЕФАЛИТ

ЛА КРОСС-ЭНЦЕФАЛИТ (вирус был выделен в местности Ла Кросс, Калифорния, США) - острая природно-очаговая вирусная инфекция. Встречается в летнее время. Источник вируса - бурундуки и серые белки, переносчик - комары. Болезнь проявляется лихорадкой, головной болью, рвотой, нарушениями сознания, судорогами, очаговыми неврологическими симптомами. Диагноз устанавливают с использованием вирусологических методов. Лечение симптоматическое.

ЛАБИАЛЬНЫЙ

ЛАБИАЛЬНЫЙ (лат. labialis - губной) - относящийся к губам. Например, губные звуки речи "б", "п".

ЛАБИЛЬНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (ХАРАКТЕРА)

ЛАБИЛЬНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (ХАРАКТЕРА) -

тип акцентуации, носителю которого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации.

ЛАБИЛЬНОСТЬ

ЛАБИЛЬНОСТЬ - адаптивность, приспособляемость субъекта к различным жизненным ситуациям, в том числе к речевым. Он ведет себя по-разному в зависимости от конкретного собеседника.

Ср. Чичиков в «Мертвых душах» Н. Гоголя говорит с Маниловым в стиле Манилова, с Ноздревым - в стиле Ноздрева, с Плюшкиным - в соответствии с характером Плюшкина и т. д. В определенной степени выраженности это положительное и необходимое явление (если это не доходит до лицемерия). Ср. ладить. Противоположное явление - ригидность, персеверация.

* * *

(лат. labialis - подвижный, скользящий) - 1. максимальное число импульсов, которое нервная клетка или иная функциональная структура могут без искажений продуцировать в одну единицу времени; 2. нестойкость, нестабильность, неустойвость чего-либо, например, настроения.

* * *

1) (от лат. labilis «нестойкий») - адаптивность. Обычно расценивается как достоинство.

Я сумею себя держать в каком угодно обществе, во мне есть - я не знаю, как это выразить - есть такая гибкость души, что я всюду найдусь, ко всему сумею приспособиться (А. Куприн, Поединок).

Ср. образ Чичикова в поэме «Мертвые души» Н. Гоголя.

2) эмоциональная неустойчивость, тенденция к резкой смене настроения в зависимости от ситуации. Типичная реакция - недовольство, раздражение, растерянность. Ср. циклотимическое расстройство.

* * *

Подвижность, неустойчивость.

* * *

(от лат. labilis - скользящий, неустойчивый) - максимальное число импульсов, к-рое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажения. Термин предложен Н.Е. Введенским. В дифференциальной психофизиологии Л. - одно из основных свойств нервной системы, характеризующей скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

* * *

(от лат. labilis - скользящий, неустойчивый) - одно из свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Л. проявляется в способности нервных клеток переходить из возбужденного состояния в тормозное и наоборот. С физиологической точки зрения Л. представляет максимальное число волн возбуждения, которые данная ткань или нервная клетка способны воспринимать в единицу времени в точном соответствии с ритмом стимуляции. Л. может изменяться как при прямых (физических или химических) воздействиях на возбудимую ткань, так и под влиянием приходящих к ней импульсов. Кроме того, под Л. часто понимают неустойчивое психическое и физиологическое состояние человека.

ЛАБИЛЬНОСТЬ АФФЕКТА

ЛАБИЛЬНОСТЬ АФФЕКТА - неустойчивость настроения, его постоянные колебания, частая смена по незначительным поводам или без видимой на это причины. В клинически значимых случаях рассматривается как проявление эмотивно-лабильной психопатии. Синонимы: Эмоциональная лабильность, Эмоциональная неустойчивость.

ЛАБИЛЬНОСТЬ АФФЕКТИВНАЯ

Неустойчивость настроения. Избыточные эмоциональные реакции.

ЛАБИЛЬНОСТЬ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ

ЛАБИЛЬНОСТЬ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ - термин Д.Е.Мелехова (1963), обозначает неустойчивость внимания, мышления и активности во время трудовой активности и иных, требующих напряжения и упорства занятий, у пациентов с шизофреническим психическим дефицитом.

ЛАБИЛЬНОСТЬ РЕАКТИВНАЯ

ЛАБИЛЬНОСТЬ РЕАКТИВНАЯ (греч. labialis лат. re - против, actio - действие) - термин К. Kleist (1920), обозначает конституциональную готовность к развитию психогенных реакций, в частности, реактивных психозов. Синонимы: Ремиттирующая активность, Чрезмерная реагибельность.

ЛАБИЛЬНОСТЬ СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ

ЛАБИЛЬНОСТЬ СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ - термин К.Кleist (1920), обозначает конституциональную предрасположенность к симптоматическим психозам, то есть к психотическим нарушениям, возникающим при соматических, в частности, инфекционных заболеваниях.

ЛАБИЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ

ЛАБИЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ - термин К.Ясперса, обозначает изменчивость границ, разделяющих внутриличностную область от представлений внешнего мира.

ЛАБИЛЬНЫЙ

ЛАБИЛЬНЫЙ (лат. labilis - подвижный, скользящий) - 1. неустойчивый, изменчивый, нестабильный. В психопатологии термин чаще используется для характеристики эмоций с негативной коннотацией, в которой подразумевается психическое расстройство; 2. функционально подвижный, адаптивный.

ЛАБИО-ДЕНТАЛЬНЫЙ

ЛАБИО-ДЕНТАЛЬНЫЙ (лат. labialis dentis - зуб) - класс звуков речи, производимых с использованием нижней губы и верхних зубов (например, «ф» в слове «филин»).

ЛАБИОМАНСИЯ

ЛАБИОМАНСИЯ (labialis греч. mansio - место пребывания) - связанная с врождённой глухонемотой и развитая в достаточной для коммуницирования степени способность понимать высказывания по движению губ («читать по движениям губ»). Раннее и успешное развитие такой способности определённо указывает на то, что потребность человека в общении является генетически детерминированной, хотя о существовании «гена общения» ничего неизвестно. Повидимому, существует возможность «читать» сказанное «голосами» галлюцинирующих пациентов, если их вербальные обманы также сопровождаются соответствующими идеомоторными актами (см.).

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИНТ (греч. labyrintus) - 1. внутреннее ухо, где содержатся сенсорные органы слуха и равновесия. Название указывает на анатомическую сложность, запутанность его костных и мембранных конструкций; 2. в эеспериментальной практике - любой экспериментальный прибор, состоящий из проходов и тупиков, ведущих от его входа по направлению к целевой коробке. Конструируется с целью изучения инструментального поведения.

ЛАБИРИНТИТ

ЛАБИРИНТИТ - воспаление, гнойное или негнойное, внутреннего уха (ушного лабиринта) с диффузным или ограшиенным поражением периферических отделов звукового и вестибулярного анализаторов. По этиологии разломают тимпаногенный, менингогенный и гематогенный лабиринтиты.

Клиническая картина зависит от локализации процесса во внутреннем ухе. В начальных стадиях заболевания отмечаются явления раздражения лабиринта (шум в углах, головокружение, тошнота, падение слуха, спонтанный нистагм, расстройство равновесия, рвота). Спонтанный нистагм (самопроизвольное ритмичное подергивание глазных яблок) направлен в больную сторону, когда наступает угнетение лабиринта - в здоровую сторону. Головокружение весьма различно по интенсивности. Расстройство равновесия наблюдается в покое и при движении.

При негнойном (серозном) лабиринтите патологические изменения заключаются в образовании экссудата и отека во всех мягких частях лабиринта. При благоприятном течении болезни происходит постепенная резорбция экссудата. Ограниченные лабиринтиты могут быть с фистулой или без нее. Фистула чаще находится на горизонтальном полукружном канале. При гнойном лабиринтите может повышаться температура тела. При диффузном гнойном лабиринтите наступает полная потеря слуха.

Диагноз. При типичном течении болезни диагностика не сложна. Затруднения возникают в тех случаях, когда лабиринтит сопровождается осложнениями, абсцессом мозжечка, менингитом. Частичная сохранность функции кохлеарного и вестибулярного аппаратов говорит об ограниченном или серозном лабиринтите. Полное выпадение функций кохлеарного и вестибулярного аппаратов указывает на диффузно-гнойный лабиринтит.

Лечение. Показана срочная госпитализация больного. При серозном и ограниченном гнойном лабиринтите, когда имеются остатки функций лабиринта, проводят консервативное лечение. Применяют дегидратационную терапию, назначают антибиотики; необходим постельный режим. При лабиринтитах с фистульным симптомом и сохранившейся функцией лабиринта, если антибиотикотерапия не дала эффекта, показана общеполостная трепанация. Безусловными показаниями к операции на лабиринте одновременно с операцией на среднем ухе является гнойный лабиринтит с лабиринтогенными внутричерепными осложнениями.

ЛАБИРИНТИТ ОСТРЫЙ

ЛАБИРИНТИТ ОСТРЫЙ - Острый приступ боли в ухе, сопровождающийся головной болью, острейшим вестибулярным головокружением с тошнотой, рвотой; при этом возможны снижение слуха, лихорадка. Встречается редко и имеет инфекционное (бактериальное или вирусное) происхождение. Является серьезным заболеванием, которое может осложниться менингитом.

ЛАБИРИНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ЛАБИРИНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - путаное, с логически необоснованными переходами от одной темы сообщения на другую мышление. См. Мышление лабиринтное.

ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАБУТКИНА АЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ЛАБУТКИНА АЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА (род. в 1983 г.), выпускник и аспирант кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В 2005 году защитила диплом по теме «Особенности электоральной мотивации партийного и индивидуального выбора». В настоящее время работает над кандидатской диссертацией по теме «Особенности политического поведения в условиях изменения избирательной системы».

ЛАГАШ

ЛАГАШ (Lagache) Даниэль (1903 - 1972) - французский врач, психоаналитик и психолог. Д-р медицины (1934), профессор (1947). Изучал философию в Высшей педагогической школе в Париже. После окончания школы (1924) увлекся медициной и занялся психиатрией. С 1937 г. преподавал психологию в Страс-бургском ун-те. Во время Второй мировой войны занимался психокриминологией. С 1947 г. работал в Париже профессором Сорбоннского ун-та, где создал лабораторию социальной психологии и руководил кафедрой. В 1949 г. опубликовал программную книгу Единство психологии. Стремился осуществить синтез психологического знания, в том числе теоретической и прикладной психологии. Сформулировал три основных принципа клинической психологии: тотальность, динамизм и генетическое исследование. Активно разрабатывал теорию личности. Исследовал проблемы дискриптивной психологии. С 50-х гг. занимался психоанализом. Принимал психоанализ в качестве методологии современного человековедения и ультраклинического метода исследования . Стремился модернизировать психоанализ и использовал в этих целях идеи А. Адлера, К. Юнга, Э. Гуссерля и др. Разработал собственную версию психоаналитической психологии. Основал и возглавил Библиотеку психоанализа и клинической психологии. В. И. Овчарен ко

ЛАГЕРЕЙ УНИЧТОЖЕНИЯ СИНДРОМ

ЛАГЕРЕЙ УНИЧТОЖЕНИЯ СИНДРОМ - проявления посттравматического стрессового синдрома у лишённых всякой перспективы освобождения жертв нацистских концлагерей. Их обстановка, намеренно и на научной основе создаваемая с определёнными целями, представляет собой дистресс особого рода. Выработка какой-то позитивной программы действий по его преодолению требует исключительного напряжения духовных и физических сил человека. В.Франкл, например, сообщает, что его волю к жизни спасли только усилия по восстановлению уничтоженной нацистами рукописи книги, позднее вышедшей под названием «Человек в поисках смысла». Советские военопленные совершали попытки к бегству, вооружённые восстания, вообще продолжали борьбу с нацистами любыми доступными средствами, включая в некоторых случаях смерть под видом самоубийства (как, например, Яков, сын Сталина, офицер Красной Армии). Обычно же это хроническое психическое и личностное расстройство, оно выявляется в той или иной его форме и спустя многие годы после освобождения из концлагеря. Симптомокомплекс расстройства включает следующие основные признаки: 1. стойкое субдепрессивное настроение с тревогой и страхами; 2. непроизвольные психотравмирующие воспоминания впечатлений пережитого в лагере, появляющиеся как наяву, так и в сновидениях; 3. замкнутость, недоверчивость и настороженность о отношениях к окружающим людям (исключая таких же узников, которых, напротив, объединяют взаимопонимание и очень прочные эмоциональные связи); 3. различные и обычно хронические нарушения сна и сновидений; 4. нарушения аппетита, большей частью его снижение; 5. расстройства сексуальности и вегетативной регуляции; 6. общее снижение активности, работоспособности и ресурсов адаптивности. Наряду с упомянутыми известны другие, относительно редкие и труднообъяснимые случаи поразительной и в то же время вдохновляющей, вселяющей веру в человека устойчивости к нечеловеческим условиям существования в нацистских лагерях смерти. Так, В.Ульбрихт, Э.Хонекер, В.Пик, сумевшие в них не только выжить, но ставшие впоследствии руководителями ГДР (Германской Демократической Республики), отличались высокой и целенапрвленной активностью, глубокой личной порядочностью, редким чувством социальной ответственности и справедливости, отсутствием озлобленности и мстительности, хотя они (как, впрочем, и многие другие жертвы нацизма) были достаточно суровыми, непреклонными и принципиальными людьми, непримиримыми ко всему тому, что являлось или могло бы стать источником нацистского реванша либо характеризовало проявления нового, теперь уже послевоенного англосаксонского расизма. Несравненно более тяжёлым, нежели пребывание в лагере уничтожения, оказался для них сильнейший дисстресс, вызванный предательской политикой «демократизации» времён горбачёвской «перестройки», но и в этой кризисной ситуации эти исключительно стойкие люди идеи вели себя более чем достойно. См. также Концентрационных лагерей синдром.

ЛАГНИЯ

ЛАГНИЯ (греч. lagneia - похоть, страсть, вожделение) - составная часть слов, означающая сладострастие, похотливую жажду.

ЛАГОФТАЛЬМ

См. Феномен Белла.

ЛАДОННАЯ ПРОВОДИМОСТЬ

ЛАДОННАЯ ПРОВОДИМОСТЬ (общеславянск. «долъ» - низ) - электрическое сопротивление кожи ладоней.

ЛАДОННАЯ РЕАКЦИЯ

ЛАДОННАЯ РЕАКЦИЯ - 1. хватательный рефлекс у новорождённых, исчезающий на 4-5 месяце их жизни после родов; 2. симптом пирамидной дисфункции.

ЛАДЫГИНА-КОТС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАЗАРЕВ

Валерий Семенович (р. 1947) - российский психолог, специалист в области психологии образования и управления. Д-р психологических наук (1995), чл.-кор. РАО (1996), директор Института управления образованием РАО (1992). Окончив в 1972 г. Московский ин-т инженеров транспорта, Л. с 1975 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР (в настоящее время ПИ РАО) в отделе прикладных проблем психологии. С 1977 г. - зав. лабораторией проблем психологии управления. Защитив в 1980 г. канд. дис, посвященную проблемам психологии управления, Л. сосредоточивается на исследованиях, посвященных изучению психологических механизмов стратегического мышления руководителей, а также разработке методов их развивающего обучения. Полученные им материалы вошли в 1991 г. в первую Федеральную программу стабилизации и развития российского образования. Являлся одним из соруководителей разработки этой программы. Результаты исследования легли в основу докт. дис: Психология стратегических решений (1995). В настоящее время Л. является одним из ведущих специалистов в области стратегии развития образования и психологии управления. Автор книг: Психология стратегических решений , М., 1994; Деятельностный подход к формированию целей педагогического образования, М., 1999; Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования, М., 2000. Т.Д. Марцинковская

ЛАЗАРУС (LAZARUS) АРНОЛЬД АЛЛАН

ЛАЗАРУС (LAZARUS) АРНОЛЬД АЛЛАН (р. 1932) - американский психолог южноафриканского происхождения. Специалист в области психологического консультирования, психотерапии, экспериментального анализа поведения. Член АРА с 1972 г. Получил награды: За выдающиеся достижения (Психологическая ассоциация штата Аризона, 1980); За отличную службу (Американского совета профессиональной психологии, 1982); Выдающемуся психологу (отдела психотерапии АРА, 1992). Является членом редколлегий около десятка научных психологических журналов. Образование получил в ун-те Витватерсренда (бакалавр, 1956; магистр, 1957; д-р философии, 1960). В 1958 г. Л. опубликовал в Южно-Африканском медицинском журнале статью, посвященную новым методам психотерапии, и тогда впервые в научной литературе появились термины бихевиоральная терапия и бихевиоральный терапевт. Затем пополнил список новых приемов, впервые использовав систематическую десенсибилизацию в группе и эмоционально-образные методики применительно к детям (совместно с Арнольдом Абрамовичем); впервые использовал поведение широкого спектра в группе и одним из первых применил теорию научения для лечения депрессий. В 1960-1963 гг. Л. - профессор ун-та Ратджерса. В 1963-1964 гг. - президент Южного отделения Южно-Африканского общества клинического и экспериментального гипноза. В 1968- 1969 гг. - президент Ассоциации За прогресс в бихевиоральной психотерапии . Л. считал бихевиоральную терапию 1960-х и начала 70-х гг. неадекватной и в своей книге Behavior Therapy and Beyond ( 1971) доказывал необходимость более широкой концептуализации. Эта книга была предвестницей того, что позднее получило название когнитивно-бихевиоральной терапии. Но даже этой книги не было достаточно. Вскоре обнаружился высокий уровень рецидивов бихевиоральной терапии, особенно среди людей, лечившихся от депрессии, беспокойства и панических расстройств, навязчивых идей, супружеских и семейных проблем. Постепенно Л. ввел мультимо-Дальный подход (Multimodal Behavior Therapy, 1976), подчеркивая необходимость оценивать и лечить семь интерактивных измерений или модальностей: поведение, эмоциональную реакцию, ощущение, образность, познание, межличностные отношения и биологические причины. В этом случае действительно получалась комплексная психотерапия, использующая знание индивидуальных особенностей и приспосабливающаяся к каждому пациенту. Л. проконсультировал более двух тысяч пациентов индивидуально, парами, в группах, а также проводил семейную терапию. Свой опыт он изложил во многих статьях и монографиях: The Practice of Multimodal Therapy, 1981; In the Mindстиs Eye, 1984; The Practice of Multimodal Therapy, 1989; Donстиt Believe it For a Minute (with C.N. Lazarus and A. Fay), 1993. Л.А. Карпенко

ЛАЗУРСКИЙ

Александр Федорович (1874-1917) - российский врач и психолог. Профессор Психоневрологического ин-та в Петрограде и Педагогической академии. Сотрудник В.М. Бехтерева. Интересовался проблемами влияния естествознания на развитие психологической науки (Влияние естествознания на развитие психологии / Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии, 1900). Был одним из организаторов и активных участников российских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разработал Программу исследования личности (СПб., 1908) и на ее основе характерологию - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров (Очерк науки о характерах, 1909, 1917). Л. одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности, разработав методику естественного эксперимента, 1911). В ряде работ (Общая и экспериментальная психология, 1912 и др.) он подчеркивал, что психология должна быть не философской, а биологической, т.е. экспериментальной наукой. Анализ собранных Л. материалов психологических наблюдений и составленные им характеристики школьников позволил выстроить систему классификации личностей (Школьные характеристики , СПб., 1913; Классификация личностей, Л., 1924). Основу классификации составляло различие во всякой личности эндопсихики (основной нервно-психической организации, включающей темперамент, характер и ряд других психофизиологических особенностей) и экзопсихики (психики, взятой в ее отношении к среде). Л. автор также монографий: К учению о психической активности , М., 1916; Очерк науки о характерах , Пг., 1917; Естественный эксперимент и его школьное применение , Пг., 1918; Психология общая и экспериментальная , Л-, 1923. А.В.Петровский

ЛАЙЕЛЛА СИНДРОМ

ЛАЙЕЛЛА СИНДРОМ (описан шотландским дерматологом A. Lyell; синонимы - токсический эпидермальный некролиз, синдром ошпаренной кожи, некротический дерматит, пемфигоподобный дерматоз) - буллезное поражение кожи и слизистых оболочек с отслойкой эпидермиса и явлениями тяжелой интоксикации. Наиболее распространенный лекарственный некролиз наблюдается чаще у взрослых и возникает как реакция на прием лекарственных средств - сульфаниламидов, антибиотиков, противосудорожных средств, нестероидных противовоспалительных средств, аллопуринола. Стафилококковый некролиз у детей грудного и раннего детского возраста манифестирует после короткого продромального периода, протекающего с явлениями крапивницы, диссеминированных эритематозных высыпаний, рвоты и поноса. Внезапно повышается температура тела; на лице, спине и конечностях появляются ограниченные рожеподобные покраснения кожи с мокнутием, наличием трещин; быстро развиваются пузыри, которые сливаются друг с другом и достигают больших размеров, лопаются с отторжением эпидермиса; пузыри по своему виду напоминают ожоговые; на кистях и стопах эпидермис может отторгаться по типу «перчаток»; отмечают нарушение роста ногтей или их потерю, положительный симптом Никольского (надавливание на пузырь сбоку приводит к увеличению его площади). Возможно поражение слизистых оболочек полости рта, глотки, гортани, половых органов, где также развиваются пузыри, эрозии, налеты фибрина с последующим формированием стриктур; наблюдается гиперемия периорбитальных областей, затем развиваются конъюнктивит, кератит, эрозии, серо-белые налеты фибрина, симблефарон. Нарушается общее состояние больного - лихорадка, боль, недомогание, потеря жидкости и электролитов. Стафилококковый некролиз у детей старшего возраста и взрослых напоминает обширный ожог I - II степени. При тяжелом течении возможно присоединение внешней бактериальной или вирусной инфекции, развитие сепсиса и токсического шока, наблюдается симптоматика поражения внутренних органов. В крови первоначальный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево сменяется лейкопенией, увеличение содержания альфа- и ?-глобулиновых фракций, резко увеличена СОЭ. В моче часто альбуминурия, эритроцитурия, лейкоцитурия, цилиндрурия. Посев крови выявляет рост золотистого или белого стафилококка. Прогноз неблагоприятный, летальность составляет от 25 до 35 %. Патоморфологическое исследование выявляет не столько поражение поверхностного слоя кожи, сколько поражение паренхиматозных органов - бронхопневмония, очаги некроза надпочечников, гломерулонефрит, пиелонефрит, гипертрофия миокарда и дилатация полостей сердца, абсцессы головного мозга и селезенки. Лечение - введение глюкортикоидов, трансфузионная терапия и др.

A. Lyell. Toxic epidermal necrolysis: eruption resembling scalding of the skin. The British Journal of Dermatology, Oxford, 1956; 68: 355-361.

ЛАЙКЕРТА ШКАЛА

ЛАЙКЕРТА ШКАЛА - шкала Р. Лайкерта, разработанная с целью измерения установок. Респонденту даётся серия утверждений об установках и предлагается проранжировать их согласно степени его согласия или несогласия с ними. Важность методики заключается в том, что полученные данные легко поддаются факторному анализу, позволяющему оценивать основные измерения выявляемых установок.

ЛАЙМА БОЛЕЗНЬ

ЛАЙМА БОЛЕЗНЬ (син.: лайм-боррелиоз, клещевой боррелиоз) - инфекционное трансмиссивное природноочаговое заболевание, протекающее с поражением кожи, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и сердца. Возбудитель - Borrelia Burgdorferi - грамотрицательная подвижная спирохета.

Природные очаги заболевания совпадают с таковыми для клещевого энцефалита, и заболевание регистрируется на значительной территории Российской Федерации. По некоторым данным, заболеваемость лайм-боррелиозом в 2 - 4 раза выше, чем клещевым энцефалитом. Резервуар возбудителей инфекции - грызуны, кровью которых питаются иксодовые клещи. Источником возбудителя инфекции могут быть копытные животные, птицы, крупный и мелкий рогатый скот, собаки. От человека человеку возбудитель этого заболевания не передается, однако есть данные о передаче возбудителя инфекции от матери плоду. Заболеваемость связана с жизненным циклом иксодовых клещей, что определяет летнюю сезонность (май - август).

Клиническая картина. Инкубационный период от 3 до 30 дней с момента укуса клеща. В большинстве случаев (около 60 %) на месте укуса появляется красное пятно или папула, кольцевидно расширяющаяся до 20 и более сантиметров в диаметре. Иногда наблюдается несколько пятен. В центре кольцевидной эритемы формируется первичный аффект (место укуса) в виде корочки, затем рубца. Во всех случаях у больных наблюдаются лихорадка, слабость, боли (головные, мышечные, суставные), лимфаденопатия, длящиеся несколько недель. Через несколько недель или месяцев появляются поражения нервной системы (неврит лицевого нерва, серозный менингит, двигательные и чувствительные корешковые расстройства, миелит, энцефалит), сердца (тахи- или брадикардия, увеличение границ сердца, приглушение тонов сердца, иногда миокардит, перикардит, панкардит), суставов (боль и ограничение подвижности одного или двух суставов, небольшая отечность). Системные поражения могут стихнуть и вновь появиться после длительного скрытого периода.

Диагноз. В типичных случаях заболевание распознается на основании сезона активности клещей, укуса клеща, кольцевидной мигрирующей эритемы, лихорадки, интоксикации (миалгии, артралгии, головная боль), наличия первичного аффекта, развития в последующие месяцы системных органных поражений. Выделение культуры возбудителя возможно из крови и цереброспинальной жидкости. Используется реакция непрямой иммунофлюоресценции (титры 1:40 и выше считаются диагностическими). Применяют и иммуноферментный анализ.

Лечение проводят в стационаре. Применяют пенициллин, препараты тетрациклинового ряда, левомицетин, эритромицин в течение 7 - 10 сут.

Профилактика включает само- и взаимоосмотры после посещения леса в период активности клещей, использование защитной одежды, репеллентов. При пребывании в неблагоприятной по лайм-боррелиозу местности после укуса клеща показан 5-дневный курс тетрациклина по 0,5 г 4 раза в сутки. При нахождении клеща кожу обрабатывают спиртом (одеколоном) и осторожно извлекают его пинцетом или прокаленной иглой.

ЛАЙМ-БОРЕЛЛИОЗ

ЛАЙМ-БОРЕЛЛИОЗ (современное название - иксодовые клещевые боррелиозы) - группа спирохетозов, распространенных в зоне смешанных лесов Северной Америки и Евразии. Впервые описана в г. Лайм, штат Коннектикут, США, где в 1975 была зарегистрирована необычно высокая заболеваемость ювенильным ревматоидным артритом, который развивался после присасывания клещей в лесу и часто сочетался с кольцевидной эритемой. Возбудитель болезни - Borrelia burgdorfеri, выделенная в 1982 Бургдорфером (В. Вurgdorfеr), и близкие к ней Borrelia garinii, Borrelia afzelii. Переносчиком и резервуаром боррелий являются различные виды иксодовых клещей. Инкубационный период - от 2 до 32 суток. В развитии болезни важна роль аутоиммунных процессов. Длительность болезни - от нескольких дней до 2 лет и больше. В острой фазе болезни наблюдаются первичный аффект в месте присасывания клеща в виде папулы, покрытой коркой, и кольцевидная эритема диаметром 10-20, иногда до 60 см, которая формируется вокруг первичного аффекта. Общие симптомы (лихорадка, головная боль, миалгия) выражены умеренно. В части случаев через 1-3 месяца развивается вторая, подострая, фаза болезни, которая характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, радикулоневрит), сердца (миокардит, перикардит) и суставов (артралгии, артриты, бурситы). Возможны высыпания на коже. У 10 % больных через 6-24 месяца появляются симптомы хронической фазы болезни: полиартрит, хронический энцефаломиелит, спастический парапарез, полирадикулоневрит, деменция, атрофический акродерматит, очаговая склеродермия. Лечение проводят доксициклином, азитромицином, при поражении центральной нервной системы применяют пенициллин, ампициллин, цефтриаксон, при поражении суставов назначают нестероидные противовоспалительные средства и антигистаминные препараты. Прогноз для жизни благоприятный, но возможна инвалидизация в связи с поражением центральной нервной системы и суставов. Основная мера профилактики - защита от клещей, немедленное удаление присосавшихся клещей.

A. C. Steere, S. E. Malawista, D. R. Snydman et al. Lyme arthritis: an epidemic of oligoarthritis in children and adults in three Connecticut communities. Arthritis and rheumatism, 1977; 20: 7-17.

W. Burgdorfer, A. G. Barbour, S. F. Hayes, J. L. Banach, E. Grunwald, J. P. Davis. Lyme disease - a tick borne spirochetosis? Science, 1982; 216: 1317-1319.

ЛАЙТВУДА СИНДРОМ

ЛАЙТВУДА СИНДРОМ (описан английским педиатром R. Lightwood, 1898-1985, синоним - почечный тубулярный ацидоз, тип II проксимальный) - наследственное заболевание из группы тубулопатий, характеризующееся снижением канальцевой реабсорбции бикарбонатов, гиперхлоремией при нормальной величине гломерулярной фильтрации и сохранной функции дистальных канальцев. С первых месяцев жизни возникают рвота, жажда, субфебрилитет, отмечаются задержка физического развития, рахитоподобные изменения скелета. Тип наследования - предположительно Х-сцепленный рецессивный. Применяют диетотерапию, щелочные минеральные воды, коррекцию ацидоза (бикарбонат натрия), гипокалиемии; при остеопорозе и остеомаляции - препараты витамина D. Прогноз благоприятный.

R. Lightwood. Calcium infarction of the kidneys in infants. Communication, Proc Br Paediatr. Soc. Archives of Disease in Childhood, London, 1935; 10: 205-206.

ЛАЙТМАТОФОБИЯ

ЛАЙТМАТОФОБИЯ - 1. навязчивый страх упасть с морского судна; 2. любой страх упасть с морского судна, вызванный болезненными причинами.

ЛАКАН

ЛАКАН (Lacan) Жак (1901-1981) -французский психоаналитик и психиатр. Создатель структурного психоанализа. Д-р наук, профессор. Занимался практической медициной. В 1936 г. наблюдал и исследовал стадию зеркала (начало узнавания себя ребенком 6-18-месячного возраста в зеркале), выступающую как начало идентификации субъекта. В 1949 г. изложил результаты и концепцию в работе Стадия зеркала как образующая функцию Я (как она представляется нам в психоаналитическом опыте). С 1953 г. профессор психиатрического госпиталя Сент-Анн. В связи с идеями и опытом структурной лингвистики и структурной антропологии развивал идеи 3. Фрейда об особой роли языка и символики в структуре и функциях бессознательного. Создал ряд психоаналитических графов. В 1950-1960-х гг. разрабатывал новые ориентации психоанализа. Критиковал американизированный психоанализ. Призывал вернуться назад, к Фрейду, т.е. к подлинному смыслу психоаналитического учения, адекватной формой выражения которого считал структуралистскую интерпретацию идей классическо-Го психоанализа. Осуществляя синтез психоаналитической и лингвистической проблематики, сместил фокус исследований в область различных языковых структур. Разработал концепцию структурного психоанализа, основные положения которой изложил в работах: Функция и поле речи и языка в психоанализе, 1953 и Тексты. Избранное, 1966. В качестве программных тезисов выдвинул положения о том, что: 1) бессознательное структурировано как язык и 2) бессознательное субъекта - это речь Другого. Провозгласил опосредованность языком мысли и существования и их нетождественность. Интерпретировал желание человека как желание Другого. В середине 1960-х гг. организовал и возглавил школу структурного психоанализа (иногда именуемую Лакановской школой психоанализа и Парижской школой фрейдизма). Был исключен из нескольких психоаналитических организаций, в том числе из Французского психоаналитического общества. Исследовал функции языка в культуре, психоаналитическую триаду разрядов психики (реального, воображаемого и символического), проблемы означаемого и означающего, образа, желания, идентификации, Я, Другого, трансфера, структуры личности, сна и сновидений, фантазий, ансамблей поведения и др. В собственной версии психоаналитической терапии особое внимание уделял речи пациента, свободному обмену словами, языковой проработке душевного опыта пациента, переходу от пустой речи к полной и восстановлению символического ряда. Оказал влияние на современные течения психоанализа и фрейдизма и развитие психоанализа во Франции. Автор книги Четыре фундаментальные концепции психоанализа (1979) и др. работ по различным проблемам психоанализа и структурализма. В. И. Овчаренко

ЛАКАН ЖАК-МАРИ-ЭМИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАКОНИЗМ

ЛАКОНИЗМ - немногословие в беседе, реплики диалога в виде кратких, но насыщенных смыслом фраз. Может восприниматься положительно («не болтлив»), но это не должно быть постоянной манерой речи во время общения. Хороши отдельные лаконичные реплики на фоне высказываний (своих и собеседника) обычной, средней длительности. Постоянный лаконизм внушает мысль о том, что субъект плохо владеет речью, не привык говорить и размышлять.

Храбры воины Речи любят лаконически (А. Пушкин, Бова).

* * *

(греч. lakonismos - приверженец лакедемонян) - краткость и чёткость в выражении мыслей, указывающая на ясность понятий и свободное владение логическими процедурами интеллектуально одарёнными людьми. Этим качеством, по преданию, славились спартанцы, жители древней Лаконии.

ЛАКТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАКТОРЕЯ-АМЕНОРЕЯ

Персистирующая лакторея и стойкая аменорея, не связанные с беременностью и родами, обычно обусловлены избыточной продукцией гипофизом пролактина. Вероятной причиной избытка выработки этого гормона является аденома гипофиза - пролактинома.

ЛАКТОТЕРАПИЯ

ЛАКТОТЕРАПИЯ (лат. lac - молоко, therapeia - уход, лечение) - вариант биологической терапии путём подкожного или внутримышечного введения стерилизованного молока. Метод применялся ранее для преодоления резистентности к инсулину и нейролептикам, но возлагаемых на это надежд метод не оправдал.

ЛАКУНА

ЛАКУНА (лат. «углубление, впадина, пробел») - провал в памяти или в сознании.

Но когда он приехал в Варшаву, кто вынес его чемодан, каким образом он очутился в пролетке - этого он не помнил… (Б. Прус, Кукла).

Это состояние изображено в повести А. Куприна «Поединок».

* * *

(лат. lacuna - пробел, ущерб, урон; углубление, выемка, полость, яма) - промежуток, отверстие, пустое пространство. Чаще употребляется для обозначения провалов в памяти или в сознании.

ЛАКУНАРНАЯ АМНЕЗИЯ

ЛАКУНАРНАЯ АМНЕЗИЯ - см. Амнезия эпизодическая.

ЛАКУНАРНЫЙ

ЛАКУНАРНЫЙ (лат. lacuna) - неравномерный, частичный, ущербный. Например, лакунарное слабоумие - значительное снижение интеллекта с неравномерным выпадением познавательных функций, не достигающее степени деменции, но нередко являющееся предшествующим этапом развития последней. Термин часто используется в отечественной психопатологии.

ЛАКУНЫ СУПЕР-ЭГО

ЛАКУНЫ СУПЕР-ЭГО - в психоанализе - провалы в нравственности пациента.

ЛАЛАЯН

Александр Арцрунович (1925- 1984) - армянский психолог, специалист в области психологии спорта. Д-р медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Армении. После окончания Ереванского педагогического и медицинского ин-тов и аспирантуры посвятил себя психологической науке. С 1949 г. вел педагогическую и научно-исследовательскую работу. Один из первых в стране начал заниматься исследованиями психологических особенностей соревнования и психологии тренера. Автор большого числа научных трудов, более 30 лет заведовал кафедрой психологии и педагогики Армянского государственного ин-та физической культуры. СВ. Ильина

ЛАЛИЯ

ЛАЛИЯ (греч. lalia - речь) - составная часть слов, указывающих на речь.

ЛАЛЛЯЦИЯ

ЛАЛЛЯЦИЯ (греч. lalia) - 1. лепетная, непонятная, как у младенца, речь; 2. постоянное использование в речи звука "л" вместо "р" (ср. Ламбдацизм). Синоним: Ротацизм.

ЛАЛОНЕВРОЗ

ЛАЛОНЕВРОЗ (греч. lalia neuron - нерв, osis - суффикс, обозначает заболевание) - невротическое расстройство речи (Kussmaul, 1876).

ЛАЛОПАТИЯ

ЛАЛОПАТИЯ (греч. lalia pathos - страдание, болезнь) - общее название нарушений речи (анартрии, дизартрии, косноязычия, специфических расстройств развития речи, заикания, речи взахлёб - см.).

ЛАЛОФОБИЯ

ЛАЛОФОБИЯ (греч. lalia phobos - страх) - 1. страх говорить у пациентов с заиканием; 2. навязчивый страх заикаться, способный повлечь дисфункцию речи.

* * *

Навязчивый страх - боязнь говорить, опасаясь неверного произношения слов, возникновения заикания.

ЛАМАЗА МЕТОД

ЛАМАЗА МЕТОД - модификация Ф. Ламазом основанной на принципах Павловского обусловливания методики психологической подготовки к родам, впервые введённой в СССР. Метод состоит в сообщении соответствующих анатомо-физиологических знаний, в научении дыхательным техникам, обусловленному расслаблению, в когнитивном контроле и создании специальной системы поддержки.

Предыдущая страница Следующая страница