Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Л" (часть 11, "ЛУЧ"-"ЛЯУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 11, "ЛУЧ"-"ЛЯУ")

ЛУЧИАНИ СИНДРОМ

ЛУЧИАНИ СИНДРОМ (Luciani, 1907) - триада мозжечковых симптомов - мышечная астения, мышечная атония и астазия (может быть также атаксия).

ЛУЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ

ЛУЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ - энергия электромагнитных волн. Полный спектр лучистой энергии вариируется от самых длинных волн (например, радиоволн с длиной от пика до пика до 3 (умноженной на 10 в 15-й степени) нанаметра до самых коротких (например, космические лучи с длиной 3, умноженной на 10 в 9 степени) нанаметра. Видимой человеком является узкая область в диапазоне приблизительно от 400-750 нм, она и называется светом, созданный Богом (о лучистой энергии в целом он, видимо не имел ясного представления). Влияние лучистой энергии на организм человека велико, оно способно повлечь значительные негативные последствия для его здоровья, включая психическое. См. Психические расстройства при воздействии электромагнитных излучений.

ЛЬСТИВОСТЬ

ЛЬСТИВОСТЬ (от лесть - в более раннем значении «обман») - склонность к лицемерному, угодливому восхвалению кого-л., к корыстной похвале. Возможное проявление - приторная (чрезмерная) улыбка. Ср. образ Глумова в комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Льстец есть служитель демонов (Симеон Новый Богослов).

ЛЬСТИТЬ

См. лесть.

ЛЭДДА - ГРОССА СИНДРОМ

ЛЭДДА - ГРОССА СИНДРОМ (по именам американских детских хирургов W. E. Ladd и его ученика R. Gross, 1905-1988) - врожденное сочетание гемолитической желтухи новорожденных с атрезией желчных протоков.

W. E. Ladd, R. E. Gross. Abdominal surgery in infancy and childhood. Philadelphia, 1941.

ЛЭДДА СИНДРОМ

ЛЭДДА СИНДРОМ (по имени американского детского хирурга W. E. Ladd, 1880-1967) - разновидность кишечной непроходимости у детей, вызванная заворотом тонкой кишки в сочетании с пережатием двенадцатиперстной кишки тяжами, идущими от париетальной брюшины справа к слепой кишке и натягивающимися при завороте. Причиной синдрома является врожденная аномалия кишечника - незаконченный поворот средней кишки, вследствие чего тонкая и слепая кишка имеют общую брыжейку. Петли тонкой кишки при этом находятся справа от средней линии, а слепая кишка - слева, под желудком. Характеризуется симптомами острой высокой кишечной непроходимости. Лечение оперативное.

W. E. Ladd. Congenital obstruction of the duodenum in children. [The] New England journal of medicine, 1932; 206: 277-283.

ЛЭДДА-ФРАНКЛИНА ТЕОРИЯ

ЛЭДДА-ФРАНКЛИНА ТЕОРИЯ - не являющаяся общепринятой ныне теория цветового зрения, предполагает существование сложной фоточувствительной молекулы, по-разному реагирующей на красный, зелёный, синий и жёлтый цвета и выделяющей вещества, которые стимулируют соответствующие нервные окончания. Имеется при этом в виду, что менее высокоразвитая молекула обеспечивает двуцветную систему зрения, а ахроматическое зрение, в свою очередь, является ещё более примитивным.

ЛЭЙНГ РОНАЛЬД ДЭВИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮБВИ ШКАЛА

ЛЮБВИ ШКАЛА - шкала З.Рубина для измерения «романтической» любви. Оценивает 3 компонента последней: 1. потребность в аффилиации/зависимости, 2. предрасположенность оказывать помощь и 3. исключительность объекта привязанности.

ЛЮБЕЗНОСТИ (ЛЮБЕЗНИЧАТЬ)

ЛЮБЕЗНОСТИ (ЛЮБЕЗНИЧАТЬ) - похвально-приятные или учтивые фразы, в том числе комплименты. Правило культурного общения. Обычно посредством этого имеют целью заручиться расположением собеседника. Часто подразумевает желание понравиться лицу другого пола. У культурных людей правило общения между собой, но не с «низшими»…

- Ср. Есть такие неловкие личности, которые всегда говорят любезности тяжелые, преувеличенные, неуместные, неприятные, хуже глупости. Любезность должна быть тонка и не переходить в лесть… Любезностями обмениваются между собой только равные… Это выражение симпатии и дружелюбия (Жизнь в свете, дома и при дворе, СПб., 1890)

- Она окружена была поклонниками; с нею любезничали, - но она скучала (А. Пушкин, Рославлев).

ЛЮБЕЗНОСТЬ

ЛЮБЕЗНОСТЬ - обходительность, предупредительность, учтивость.

Ермолов принял меня с обыкновенной своей любезностью (А. Пушкин, Путешествие в Арзрум).

ЛЮБЛИНСКАЯ

Анна Александровна (1903-1983) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук(1958), профессор. Засл. деятель науки РСФСР. Окончила Ленинградский ин-т дошкольного воспитания и с 1925 г. работала на кафедре психологии ЛГПИ им А.И. Герцена. В годы войны оставалась в блокадном Ленинграде, где работала воспитателем в доме ребенка. Имеет правительственные награды: орден Знак Почета, медаль За оборону Ленинграда, За доблестный труд в Великой Отечественной войне. Научные заслуги Л. отмечены медалью Н.К. Крупской. После войны продолжала работать в ЛГПИ им. А.И.Герцена, защитив в 1958 г. докт. дис: Мышление ребенка. С 1963 по 1975 г. - зав. кафедрой педагогики и методики начального обучения. Научная работаЛ. была связана с экспериментальными исследованиями развития мышления и его связи с языком и действиями ребенка, ролью речи в чувственном познании, в практике и в умственной деятельности детей. Под ее руководством проводился длительный эксперимент по перестройке системы начального обучения. Изучались общие закономерности психического развития детей дошкольного возраста (Очерки психического развития ребенка , 1959). В ходе исследования ставились и решались важные практические задачи обучения: соотношение знаний и действий с ними; межпредметные и внут-рипредметные связи; роль терминов в усвоении понятий, повышение развивающих возможностей обучения. Опираясь на дальнейшую разработку концепции отношений В.Н. Мясищева, исследовала проблемы нравственного воспитания. Подготовила учебные пособия по психическому развитию ребенка (Детская психология, 1971). В.А. Кольцова

ЛЮБОВНИК

ЛЮБОВНИК - мужчина, состоящий в половой связи с женщиной, не находящейся с ним в официальном браке.

ЛЮБОВНИЦА

ЛЮБОВНИЦА - женщина, состоящая в половой связи с мужчиной, не находящимся с ней в официальном браке.

ЛЮБОВНЫЕ ФАНТАЗИИ

ЛЮБОВНЫЕ ФАНТАЗИИ - эротические или сексуальные мечты, которым предаются люди. Как пишет X. Дейч, иногда в подростковом возрасте девочки сочиняют о себе фантастические любовные истории и утверждают, что это правда; сами себе пишут любовные письма, покупают себе цветы за любовников, пишут посвящение на добытых их фотографиях; имеют фантазии изнасилования, преодоления их воли. Т. Рейк пишет, что в своих фантазиях женщина представляет, как мужчина восхищается ею, ухаживает, желает ее, говорит сладкие и льстивые слова, называет нежными именами, целует и приближается сексуально; часто фантазия не достигает сексуальной фазы. В случае чисто сексуальной фантазии воображается сопротивление и затем согласие.

ЛЮБОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮБОВЬ ЖЕНЩИНЫ К МУЖЧИНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ - человеколюбие.

Не только явно, но и тайно люби ближнего своего (Марк Подвижник). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Евангелие).

Благодарить Бога должно не только за свои успехи в добре, но и за успехи других (Иоанн Златоуст).

ЛЮБОВЬ К БОГУ

ЛЮБОВЬ К БОГУ - благоговение перед Богом.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… (Библия)

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня… Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Евангелие, слова Иисуса Христа).

Образцом пламенной любви к Богу является святой апостол Петр.

Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она [Лиза] любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно (И. Тургенев, Дворянское гнездо).

Прости же, Создатель,

Слезу моей грешной

Вечерней молитвы;

Во тьме она светит

Любовью к Тебе.

(А. Кольцов)

Кто познал Бога Духом Святым, у того дух горит любовью к Богу и день и ночь (Силуан Афонский).

Умереть за Господа - для нас величайшая награда (Иоанн Златоуст).

Ср. благочестие.

ЛЮБОВЬ К МАТЕРИ

ЛЮБОВЬ К МАТЕРИ - нежные чувства к матери, включая благодарность, желание сделать добро и самоотверженность. Ср. изображение любви Долохова к своей матери в романе «Война и мир» Л. Толстого, в романе «Обломов» И. Гончарова. Ср. чилийскую песню «Подарок» («В этот твой день рождения, милая мама…»).

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ - чувство своего единения с природой, желание быть на природе, любоваться ею.

Пусть бесконечная любовь владеет мною 

И побреду куда глаза глядят путем Природы 

Счастлив с ней, как с женщиной земною.

(А. Рембо, Ощущение)

Калинин стоял ближе к природе; Хорь же - к людям, к обществу (И. Тургенев, Хорь и Калиныч).

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ - привязанность к месту, где родился, патриотизм.

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнёмся в ратном строе…

Там друг зовет на битву друга,

Жена, рыдая, шлет супруга

И матерь в бой своих сынов!..

И громче труб на поле чести

Зовет к отечеству любовь.

(Ф. Глинка, Военная песнь…)

…Судьба нам меч вручила,

Чтобы покой отцов хранить.

Мила за родину могила,

Без родины поносно жить!

(В. Раевский, Песнь воинов перед сражением)

ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ К ЖЕНЩИНЕ

ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ К ЖЕНЩИНЕ - различного вида сильная увлеченность мужчины женщиной духовного и/или чувственного характера.

В том саду, где мы

С вами встретились,

Ваш любимый куст

Хризантем расцвел.

И в душе моей расцвело тогда

Чувство нежное первой любви.

(Романс)

Безумная любовь мужчины к женщине изображена А. Куприным в рассказе «Гранатовый браслет» и А. Писемским в рассказе «Старческий грех».

Никто не любит женщину за юность или зрелость, за красоту или уродство, за глупость или ум; любят не за что-нибудь, а просто потому что любят (О. Бальзак, Дело об опеке).

Порой мне непонятно, как может и смеет другой любить ее, когда я так безраздельно, так глубоко, так полно ее люблю, ничего не знаю, не ведаю и не имею, кроме нее! (В. Гёте, Страдания юного Вертера)

Мужская любовь уменьшается с наслаждением, а женская - увеличивается (А. Шопенгауэр).

ЛЮБОВЬ ПЛАТОНИЧЕСКАЯ

ЛЮБОВЬ ПЛАТОНИЧЕСКАЯ - дружба, привязанность, любовь без половых контактов.

ЛЮБОВЬ ЭРОТИЧЕСКАЯ

ЛЮБОВЬ ЭРОТИЧЕСКАЯ - высшее развитие сексуальности человека, зависящее от уровня культуры и сексуального здоровья; стимулирует сексуальное возбуждение, расширяет круг возможностей достижения сексуального удовольствия.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ - активное познавательное отношение к действительности. Л. ребенка проявляется по отношению ко всему, что его окружает, особенно ко всему новому. Л. начинает проявляться с первых месяцев жизни, выражаясь в ориентировочно-исследовательских действиях по отношению к окружающим предметам, экспериментировании с ними (ранний возраст). В младшем дошкольном возрасте Л. проявляется в большом количестве вопросов, направленных на познание чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. В старшем дошкольном возрасте предметом Л. становится познание социального мира, взаимоотношений между людьми. Развитие Л. продолжается в школьном возрасте путем познания скрытых от непосредственного наблюдения законов природы и социального мира. Л. является основой возникновения устойчивых интересов. Развитию Л. способствует внимательное отношение взрослых к познавательным потребностям детей, организация соответствующих им ситуаций и занятий, стимуляция познавательной активности в совместных и индивидуальных занятиях детей. Л. Н. Гал игу зова

ЛЮБОНАЧАЛИЕ

ЛЮБОНАЧАЛИЕ - желание быть начальником.

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей…

(А. Пушкин, Отцы пустынники и жены непорочны…)

ЛЮБОПЫТСТВО

ЛЮБОПЫТСТВО - интерес к чему-л. без цели и пользы, желание все видеть и знать, «предрасположенность к поиску нового» (Ребер). Возможное проявление - более, чем обычно, раскрытые глаза (ср. пялить глаза), застывшая поза, затаенное дыхание. Типичная реакция на любопытство - раздражение, презрение, эмпатия (включая индуктивную заинтересованность). Может быть следствием увлеченности, ревности, зависти, беспокойства.

Любопытство - это то же тщеславие. Очень часто хотят знать для того, чтобы говорить об этом (Б. Паскаль, Мысли о религии).

Татьяна шла рядом с теткой и с спокойным любопытством осматривалась кругом (И. Тургенев, Дым).

Любопытство, которое некоторые люди называют врожденной страстью, является у нас результатом желания быть счастливым и все более и более улучшать свое положение. Оно есть лишь дальнейшее развитие физической чувствительности (Гельвеций, О человеке).

Любопытство изображается в виде женщины с вытянутой вперед головой, поднятыми ушами в неподвижной позе, а на ее одежде нарисованы уши и лягушки (символ любопытства у древних египтян). Ср. интерес, любознательность, миксоскопия.

* * *

(рус. «любить», лат. putare - думать, полагать, взвешивать, подсчитывать) - 1. любознательность, проявление поверхностного интереса к чему-либо, стремление знать о чём- или ком-либо как можно больше мелких подробностей относительно внешних проявлений происходящего; 2. врождённая предрасположенность к поиску чего-то нового, ранее неизвестного, рассматрииваемая как некий биологический предшественник свойственных злелой личности любознательности, пытливости, исследовательской активности. Любопытство в некоторой степени может быть свойственно и умственно отсталым пациентам, у них, однако, оно не развивается до степени устойчивого и осознанного исследовательского интереса.

ЛЮБРИКАЦИЯ

ЛЮБРИКАЦИЯ - увлажнение влагалища женщины, возникающее под влиянием эротической стимуляции. Л., как правило, начинается через 10-30 секунд после начала стимуляции эрогенных зон и физиологически указывает на готовность женщины к половому акту, обеспечивая скольжение полового члена. При снижении полового возбуждения происходит всасывание выделившегося секрета стенками влагалища, после чего оно становится сухим.

ЛЮДВИГА АНГИНА

ЛЮДВИГА АНГИНА (по имени немецкого хирурга W. F. Ludwig, 1790-1865; синоним - флегмона дна полости рта) - острое быстро прогрессирующее инфекционное воспаление клетчаточного пространства под нижней челюстью и на дне ротовой полости. Наблюдается в молодом возрасте, основная причина - инфекции зубов или периодонта. Проявления: боль в шее и двусторонняя опухоль под нижней челюстью, дисфония, слюнотечение и затруднение глотания, тризм, одышка и стридор вследствие отека языка и гортани и смещения языка назад и вверх, а также общие симптомы воспаления (лихорадка, тахикардия). При несвоевременном лечении течение заболевания может осложниться развитием медиастинита, сепсиса. На ранней стадии заболевания эффективна антибиотикотерапия, при нарушении проходимости дыхательных путей выполняют трахеостомию, проводят оперативное лечение.

W. F. von Ludwig. Uber eine in neuerer Zeit wiederholt hier vorgekommene Form von HalsentzUndung. Medicinisches Correspondenzblatt des WUrttembergischen arztlichen Vereins, Stuttgart, 1836; 6: 21-25.

ЛЮДИОМИЛ

ЛЮДИОМИЛ (Ladiomil, Ludiomil, Ludionil, Maprotilin, Мапротибене, Мапролу, Ретинил и др.) - тетрациклический антидепрессант из группы дибензодицикло-октадинов. Ингибитор реаптейка медиаторных моноаминов, особенно норадреналина и в меньшей степени серотонина, лёгкий холинолитик. Обладает мощным тимолептическим действием, которое сопровождается выраженным анксиолитическим, умеренным седативным и слабо стимулирующим эффектами. Людиомил показан к применению при лечении выраженных и неглубоких депрессий разного генеза с заторможенностью, а также со страхом, ажитацией и раздражительностью. Отмечается высокая эффективность препарата при лечении маскированной депрессии. Обнадёживающие результаты получены при лечении депрессии с навязчивостями и психической анестезией, а также депрессии с апато-адинамическим синдромом. Первые признаки тимолептического действия людиомила появляются уже на первой неделе лечения. Обострения продуктивной психопатологической симптоматики препарат обычно не вызывает. В целом он хорошо переносится, в том числе детьми, подростками и пожилыми пациентами. Людиомил не совмещается с ингибиторами МАО, бета-блокаторами, симпатомиметическими аминами. Препарат не назначается при нарушении функций печени и почек, закрытоугольной глаукоме, аденоме простаты, атонии мочевого пузыря, эпилепсии, а также в первом триместре беременности.

ЛЮДОТЕРАПИЯ

ЛЮДОТЕРАПИЯ ( лат. ludus - игра, therapeia - лечение, уход, забота) - общее название методов психотерапии, центральное место в которых занимает игровая деятельность, имитирующая реальные конфликтные ситуации и модели преодолевающего проблемные ситуации копинг-поведения. Особенно часто и эффективно используется при обследовании и психотерапии детей.

ЛЮКС

ЛЮКС - единица измерения освещенности (см. Световые единицы).

ЛЮМБАГО

ЛЮМБАГО (син.: прострел) - внезапно возникающая резкая боль в поясничной области и тоническое напряжение поясничных мышц, обусловленные чаще всего остеохондрозом поясничных межпозвонковых дисков. При дистрофическом процессе в межпозвонковом диске резкие движения позвоночника (сгибание туловища кпереди или поворот его в сторону), физические нагрузки могут приводить к образованию трещин, смещениям частей диска, что раздражает рядом расположенные нервные образования, вызывая боль и тоническое напряжение мышц поясничной области.

Люмбаго чаще наблюдается у мужчин в возрасте 30 - 50 лет и старше. Боль при этом носит рвущий, прокалывающий, простреливающий характер. Она локализуется глубоко в мышцах, связках и костях - так называемые глубинные боли. Во время приступа люмбаго человек обычно застывает в вынужденной позе, поскольку любое движение усиливает боль. Сильная боль продолжается несколько минут, часов, затем она постепенно уменьшается, полностью исчезая обычно к 7 - 10-му дню. Иногда резкая боль («прострел») исчезает так же внезапно, как и возникла. Объективным признаком люмбаго является ограничение подвижности поясничного отдела позвоночника. В отличие от радикулита параличей и парезов не бывает, коленные и ахилловы рефлексы вызываются, чувствительность сохранена. Умеренно выражен симптом Ласега.

При стойкой боли в пояснице, особенно если она сочетается с другими симптомами, показано обследование в стационаре.

При люмбаго необходим строгий постельный режим на твердом ложе (на деревянном щите, положенном под тонкий матрац) в течение 5 - 10 дней. Назначают ненаркотические анальгетики (анальгин, реопирин, баралгин), препараты, снижающие мышечный тонус (мидокалм, скутамил); местно применяют эритемные дозы ультрафиолетового облучения, диадинамические токи, орошение хлорэтилом, горчичники, перцовый пластырь. В кожу поясничной области втирают мази и жидкости, обладающие болеутоляющими свойствами, - финалгон, меновазин, эфкамон, камфорный спирт и др., применяют методы рефлексотерапии.

В целях профилактики рецидивов необходимо избегать физического перенапряжения, работы в неудобной рабочей позе, в сырых и холодных помещениях. Целесообразны занятия лечебной физкультурой для тренировки мышц поясничной области.

* * *

Боль в поясничной области. Условно отличается от люмбалгии (см.) меньшей степенью выраженности и длительности.

ЛЮМБАЛГИЯ

Острые поясничные боли обычно после резких движений или поднятия тяжести как проявление дискогенной патологии. При этом характерны уплощение поясничного лордоза и напряжение (дефанс) поясничных мышц. Признаки люмбаго исчезают спонтанно или в процессе лечения за несколько дней. Люмбаго может рассматриваться как начальный этап хронического рецидивирующего дискогенного болевого синдрома. Объясняется как следствие раздражения рецепторного аппарата задней продольной связки пролабирующим межпозвоночным диском. Напряжение мышц при этом имеет рефлекторный характер.

ЛЮМБАЛИЗАЦИЯ S1 ПОЗВОНКА

ЛЮМБАЛИЗАЦИЯ S1 ПОЗВОНКА - Аномалия развития. Отсутствие сращения S1 позвонка с основным массивом крестцовой кости, в связи с чем на спондилограмме выявляется шесть поясничных позвонков. При этом подвздошно-поясничные связки удлинены и менее прочны, что ведет к нарушению фиксации поясничного отдела позвоночника и может вести к появлению поясничной боли.

ЛЮМБАЛЬНАЯ ПУНКЦИЯ

ЛЮМБАЛЬНАЯ ПУНКЦИЯ (лат. lumbus - поясница, punctio - укол) - поясничный прокол между 3 и 4 или 4 и 5 (у детей 5 поясничным и 1 крестцовым) позвонками чаще всего с целью извлечения ликвора и последующего его изучения при подозрении на сифилитический, опухолевый, воспалительный процессы в ЦНС.

ЛЮМБОИШИАЛГИЯ

Пояснично-крестцовый радикулит (см.) на уровне L4 - S3, проявляющийся корешковыми болями с иррадиацией по седалищному нерву и его ветвям. При этом обычен сколиоз, чаще выпуклостью в больную сторону, напряжение поясничных мышц, преимущественно на стороне поражения, положителен симптом Ласега (см.).

ЛЮМЕН

ЛЮМЕН - единица измерения светового потока (см. Световые единицы),

ЛЮОФОБИЯ

ЛЮОФОБИЯ (лат. lues - сифилис, греч.. phоbos - страх) - 1. навязчивый страх заболеть сифилисом; 2. любой страх заболевания сифилисом, вызванный болезненными причинами.

ЛЮСИ ФРЕЙ СИНДРОМ

ЛЮСИ ФРЕЙ СИНДРОМ - см. Фрей синдром.

ЛЮСТА СИМПТОМ

ЛЮСТА СИМПТОМ (по имени немецкого врача F. Lust, род. в 1880) - непроизвольное тыльное сгибание стопы с одновременным отведением ее кнаружи при поколачивании молоточком у головки малоберцовой кости; наблюдается при тетании.

ЛЮТЕИНИЗИРУЮЩИЙ ГОРМОН

ЛЮТЕИНИЗИРУЮЩИЙ ГОРМОН - гормон, который регулирует продуцирование прогестерона у женщин в течение последних стадий менструального цикла и выработку андрогена у мужчин.

ЛЮТЕМБАШЕ СИНДРОМ

ЛЮТЕМБАШЕ СИНДРОМ (описан французским врачом R. Lutembacher, 1884-1968) - сочетание врожденного дефекта межпредсердной перегородки (ДМПП), митрального стеноза и увеличенных в размерах правого предсердия и правого желудочка. Встречается у 4-6 % больных с ДМПП, чаще у женщин. Относят к так называемым бледным порокам сердца со сбросом крови слева направо и легочной гипертензией. В анамнезе - жалобы на одышку, сердцебиение, частые бронхопневмонии и отставание в физическом развитии. При осмотре области сердца выявляют деформацию грудной клетки («сердечный горб»). Характеризуется систолическим шумом, акцентом и раздвоением II тона на легочной артерии, «хлопающим» I тоном и пресистолическим шумом на верхушке сердца, низким систолическим давлением крови. Рентгенологически выявляют увеличение тени сердца за счет правых отделов, выраженный легочный рисунок, расширение легочной артерии. На ЭКГ - декстрограмма, «легочный» зубец Р, нередко - нарушение внутрижелудочковой проводимости (частичная или полная блокада правой ножки пучка Гиса). При зондировании сердца определяют повышенное давление в правом желудочке и легочной артерии, постоянно увеличенную сатурацию венозной крови, при ультразвуковом исследовании - сброс крови через дефект перегородки слева направо, малое наполнение левого желудочка, переполнение правого предсердия и правого желудочка.

Лечение оперативное: закрытие септального дефекта и митральная комиссуротомия.

R. Lutembacher. De la stenose mitrale avec communication interauriculaire. Archives des maladies du coeur et des vaisseaux, Paris, 1916; 9: 237-260.

ЛЮТРАФОБИЯ

ЛЮТРАФОБИЯ - 1. навязчивый страх выдр; 2. любой страх выдр, вызванный болезненными причинами.

ЛЮТЦА-СПЛЕНДОРЕ-АЛЬМЕЙДЫ СИНДРОМ

ЛЮТЦА-СПЛЕНДОРЕ-АЛЬМЕЙДЫ СИНДРОМ (по именам французского врача A. Lutz, 1855-1940, итальянского врача А. Splendore, 1871-1953, бразильского врача F. P. Almeida, 1898-1977, изучивших клинику и диагностику заболевания; синонимы - паракокцидиоидоз, бластомикоз южноамериканский, паракокцидиомикоз, бластомикоз бразильский) - тяжелый эндемический микоз, распространенный в Бразилии, реже в других странах Южной и Центральной Америки. Возбудитель - диморфный гриб Paracoccidioides brasiliensis. Характерны гранулематозно-язвенные поражения слизистых оболочек кожного покрова и внутренних органов. Течение болезни хроническое прогрессирующее. Исход без лечения неблагоприятный. Диагноз подтверждают обнаружением возбудителя в патологическом материале. Лечение проводят амфотерицином В внутривенно. Профилактика не разработана.

A. Lutz. Uma mycose pseudococcidioidica localizada no boca e observada no Brasil. Contribuicao ao conhecimento das hypoblastomycoses americanas. Imprensa medica, Rio de Janeiro, 1908; 16: 151-163.

A. Splendore. Zimonematosi con localizzazione nella cavita della bocca osservata nel Brasile. Bulletin de la Societe de pathologie exotique, Paris, 1912; 5: 313-319.

F. P. De Almeida. Lesoes cutaneas da blastomicose en cabaios experimentalmente infeetados. Anais da Faculdade de medicina de Univesidade da Sao Paulo, 1928; 3: 59-64.

ЛЮФТА СИНДРОМ

ЛЮФТА СИНДРОМ (описан шведским эндокринологом R. Luft) - разновидность митохондриальных энцефаломиопатий, связанная с нарушением окислительного фосфорилирования в митохондриях мышц и характеризующаяся миопатией и резким увеличением основного обмена при нормальной функции щитовидной железы. Проявления: непереносимость повышения температуры воздуха, гипертермия, полифагия, полидипсия, развивающаяся с детства мышечная слабость вследствие нарушения выработки энергии.

R. Luft, D. Ikkos, G. Palmieri, L. Ernster, B. A. Afzelius. A case of severe hypermetabolism of nonthyroid origin with a defect in the maintenance of mitochondrial respiratory control: a correlated clinical, biochemical, and morphological study. The Journal of clinical investigation, 1962; 41: 1776-1804.

М

ЛЮЦИДНЫЙ

ЛЮЦИДНЫЙ (лат. lux - свет) - 1. не сопровождающиейся помрачением сознания. Например, люцидная кататония; 2. свободный от болезненных переживаний. Например, люцидный интервал.

ЛЮШЕРА ТЕСТ ВЫБОРА ЦВЕТОВ

ЛЮШЕРА ТЕСТ ВЫБОРА ЦВЕТОВ (Luscher, 1948) - метод исследования, основанный на гипотезе, согласно которой субъективные цветовые предпочтения обусловлены актуальным эмоциональным состоянием индивида, за которыми стоят определённые личностные качества. Сам Люшер полагал, что его метод пригоден, в основном, для изучения текущего, сиюминутного эмоционального состояния обследуемых, нежели их личностных качеств. С.Н.Боков (1988) показал целесообразность применения этого метода при обследовании пациентов с шизофренией.

ЛЮЭС

ЛЮЭС (лат. lues - заразная болезнь, зараза) - сифилис. Нейролюэс - сифилис нервной системы.

М

ЛЯМБДА-ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТОРА

ЛЯМБДА-ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТОРА - условное название интенсивности ошибок оператора; название произошло потому, что интенсивность ошибок оператора и отказов технических устройств обозначается, как правило, греческой буквой X (лямбда). Подход к определению надежности с использованием Л.-х. о. называется лямбдаподходом.

ЛЯМБЛИОЗ

ЛЯМБЛИОЗ - протозойная инвазия, характеризующаяся нарушением функции тонкой кишки или (чаще) бессимптомным носительством возбудителя. Встречается повсеместно.

Возбудитель - лямблия (Lamblia intestinalis); существует в виде вегетативной формы (трофозоит) и цисты (неподвижная форма). Длина лямблии около 16 мкм. Вегетативные формы подвижны, обитают в верхней трети тонкой кишки, прикрепляясь к клеткам эпителия с помощью присасывательного диска. Лямблии размножаются продольным делением надвое, часть из них превращается в цисты, которые выделяются с фекалиями. Цисты овальной формы, длиной 8 - 14 мкм, шириной 6 - 8 мкм; хорошо сохраняются в окружающей среде; в почве выживают до 3 нед, в воде - до 5 недель.

Источник инвазии преимущественно человек - больной или лямблионоситель. Продолжительность жизни лямблий в организме человека при отсутствии повторного заражения (реинвазии) колеблется от 3 до 40 дней, в среднем 4 нед. Передача возбудителей происходит через загрязненную фекалиями, содержащими цисты лямблий, пищу, не подвергающуюся термической обработке (овощи, ягоды), или воду, а также через загрязненные руки и предметы обихода. Наиболее часто поражаемым контингентом являются дети в возрасте от 1 года до 5 лет, а также лица, имеющие тесный контакт с инвазированными детьми, особенно члены их семей.

Клиническая картина. В большинстве случаев лямблиоз протекает в виде бессимптомного лямблионосительства. У 10 - 12 % инвазированных после инкубационного периода, составляющего 10 - 15 дней, отмечаются расстройства функции тонкой кишки, которые проявляются ноющими, реже приступообразными болями в животе, тошнотой, метеоризмом, неустойчивым стулом. Болезнь длится несколько дней, при нарушениях в иммунной системе возможно хроническое течение. При вторичном инфицировании бактериальной флорой желчевыделительной системы присоединяются нарушение функции желчных протоков, холецистит.

Диагноз устанавливают на основании клинической картины и результатов лабораторного исследования. Цисты лямблий обнаруживают у инвазированных лиц в нативных и окрашенных раствором Люголя мазках фекалий, вегетативные формы - при исследовании мазков из свежевыделенного содержимого двенадцатиперстной кишки.

Лечение проводится амбулаторно. Необходимо соблюдать диету, включающую вареное мясо, кефир, творог, капусту, морковь, бруснику, клюкву, следует ограничить употребление сладких и мучных блюд. При лямблиозе эффективны метронидазол по 0,25 г 3 раза в день в течение 7 дней, фуразолидон по 0,1 г 4 раза в день в течение 5 дней.

Прогноз благоприятный. Профилактика заключается в проведении санитарно-гигиенических мероприятий в детских учреждениях и семьях инвазированных (дезинфекция детских горшков, стульчаков, ручек дверей, кранов умывальников), охране окружающей среды от загрязнений фекалиями, повышении санитарной культуры населения, соблюдении правил личной гигиены (мытье рук перед едой и после посещения уборной). Нельзя использовать для питья, умывания, мытья посуды необеззараженную воду из открытых водоемов, употреблять в пищу немытые овощи, ягоды, фрукты.

Необходимо раннее выявление и лечение больных лямблиозом, в частности обследование на носительство лямблии детей с неустойчивым стулом. Инвазированных лиц не изолируют, от работы не отстраняют, а детей допускают в детские учреждения.

ЛЯПНУТЬ

ЛЯПНУТЬ - сказать что-то очень некстати или что-то шокирующее. Ср. С вами нужно говорить гороху наевшись (Н. Гоголь, Повесть о том, как Поссорился Иван Иванович…) - реплика Ивана Никифоровича; На месте этого памятника [Я.М. Свердлову] нужно поставить памятник Петлюре! (предложение одного из митинговавших в 90-х годах XX в., прозвучавшее без каких-либо пояснений). Вызывает ошарашенность, растерянность присутствующих; нужно что-то возразить, но в корректном стиле. Не следует производить таких неожиданных высказываний, никак не подготовив к ним слушателей; напротив - продумать мысль и возможную реакцию на нее, как-то подвести к ней.

ЛЯУДИС

Валентина Яковлевна (р. 1932) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии развития, общей и социальной психологии. Автор концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти. Д-р психологических наук (1979), профессор (1984). Зам. председателя Совета по психологии УМО университетов России (1988-2000). Засл. профессор МГУ (1996). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1955). В 1960-70-е гг. занималась исследованием проблем психологии памяти. Под руководством П.И. Зинченко выполнила и защитила канд. дис: Структура мнемического действия (1967). Продолжая исследования в этом направлении, в 1978 г. защитила докт. дис: Развитие памяти в процессе обучения. В работах Л. были выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти: 1) бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; 2) переходной, внешне опосредованной памяти; 3)осознаваемых произвольных процессов памяти; 4) метапамяти. Установлена специфика процесса функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему, посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи в начальной школе, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школах (Память в процессе развития, М., 1976; Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ (М., 1983, в соавт.). С 1980-х гг. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками. Проектирование сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения, осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения как предпосылок взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения (Инновационное обучение и наука, М., 1992). Л. разрабатывает также общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Занимается анализом методики преподавания психологии, психологическими основами инновационного обучения (Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников (Кишинев, 1983, в соавт.); Методика преподавания психологии, М., 1984). Автор и ред. ряда научных трудов и уч. пособий, в том числе: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся , М., 1980, соред. совм. с А.А. Бодале-вым; Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, ред. и соавт, (т.1. -1980; т.2. -1981); Изучение и проектирование работы школы в социологическом аспекте (Место и функции социолога в школе), М., 1993. О. Г. Носкова

Предыдущая страница Следующая страница