Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Н" (часть 5, "НАС"-"НАУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 5, "НАС"-"НАУ")

НАСЛЕДСТВЕННОЕ

НАСЛЕДСТВЕННОЕ - то, что передается по наследству от человека к человеку; то, что он получает генетическим путем (не в результате обучения и воспитания).

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - биологическая передача генетических характеристик от родителей потомству. Изучение наследственности базируется на нескольких фундаментальных положениях: 1. биологических принципах генетики и генетической передачи; 2. воздействии среды, условий, в которых организмы развиваются и функционируют; 3. сложных и во многом неизвестных современной науке способах, посредством которых оба указанных класса факторов взаимодействуют друг с другом. Таким образом, фактический набор проявляющихся физических, психических и поведенческих признаков (фенотипа) представляет собой сложный результат кумулятивных взаимодействий генетического материала, данного при оплодотворении (генотипа), и различных факторов среды, влияющих на развивающийся организм. Определить относительный вклад наследственности в рассматриваемую конкретную характеристику организма или функции часто бывает чрезвычайно трудно, особенно если речь идёт о столь сложных, многофакторных феноменах, каковыми являются психические и поведенческие признаки. Термин «наследственный» не следует смешивать с выражением конгенитальный или врождённый - значительная часть врождённых нарушений или предрасположенности к развитию определённой патологии связана преимущественно или исключительно с взаимодействием генотипа и не конгруэнтными ему или анормальными внутриутробными условиями развития организма, а не влиянием на это развитие со стороны определённых наследственных факторов.

* * *

способность живых организмов к передаче своих признаков и свойств от родителей к потомству.

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ - значительная группа (около 3000) заболеваний, обусловленных изменениями передачи генетической информации, передающихся от родителей детям.

НАСЛЕДУЕМОСТЬ (Н)

НАСЛЕДУЕМОСТЬ (Н) - та степень вариативности определённой характеристики в популяции, которая может быть связана с воздействием фактора наследственности. Коэффициент наследуемости выражает указанную степень вариативности следующей формулой: Н= V-0 / V-1, где Н - коэффициент наследуемости, V- 0 - различия в популяции, обусловленные генетическими факторами, V-1 - общие различия. При этом подразумевается три важных момента. 1) Даже если значение Н приближается к единице, это не обязательно означает, что имеются большие генетические различия между индивидами. Например, меры эффективной профилактики патологии устраняют общие различия и приводят, таким образом, к относительному увеличению роли генетических факторов, но это не значит, что патология становится всё более обусловленной наследственностью. 2) Значение Н является характеристикой только популяции личностей и не может использоваться для оценки индивидуальных случаев. Нельзя, например, утверждать, что в росте данного индивида какое-то число сантиметров обусловлено генетически, а какое-то - факторами среды. Правильно будет считать, что в настоящей популяции распределение индивидов по росту связано с определённой ролью наследственности. 3. Никакие наблюдаемые различия между группами не могут считаться отражением генетических причин независимо от значения Н, поскольку это значение основано на распределении внутри группы, а не между группами. Например, если одна этническая группа показывает высокие значения в тесте на интеллектуальный коэффициент, а другая группа - низкие значения, то это ещё не означает, что выявленные различия имеют генетическую природу.

НАСМЕХАТЬСЯ

Проявление коммуникативной некультурности - как в случае насмешничания над собеседником, так и в отношении отсутствующих лиц. Нередко указывает на комплекс неполноценности такого субъекта, на склонность к мизантропии, душевной низости. Это относится и к насмешливому третированию низших по положению и к насмешкам над людьми высокого уровня со стороны низших к ним, в том числе над лицами высшего эшелона власти. Необоснованные, лишенные объективности насмешки унижают не столько их объекты, сколько лиц - их субъектов.

НАСМЕШЛИВОСТЬ

НАСМЕШЛИВОСТЬ - склонность индивида (черта характера) унижать недоброжелательно-юмористической речью достоинство других людей, выставляя их в неприглядном виде. Рассматривается как проявление сублимированного садизма. Может сочетаться с презрением, обидой, ненавистью, самодовольством. Типичная реакция - чувство собственного достоинства, самообладание в сочетании с презрением, выражение презрения, гнева, раздражения, дистанцирование, отчужденность, стыд, избегание.

С насмешкой глядя, как от страсти злой

Горел один и угасал другой…,

Не уследила я, когда подкралась

Ко мне беда, над коей я смеялась…

(Луиза Лабе, Элегия)

«Опять где-то свадьба», - подумал насмешливо Матиец (С. Сергеев-Ценский, «Наклонная Елена»).

Ср. ироничность, язвительность, юмор.

НАСТАИВАТЬ

НАСТАИВАТЬ - усиленно просить, усиленно требовать. Это целесообразно делать в очень важных ситуациях, не следует настаивать на пустяках и только ради того, чтобы взять верх. Очень полезно, настаивая, убедительно и четко объяснить мотивы этого, а также пойти на какие-то уступки, оставив главное.

- Ср. Будем тверды в преследовании цели и мягки в средствах к достижению ее (Аквавива, иезуит позднего Средневековья).

НАСТОЙЧИВОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ - поведенческая тенденция упорно продолжаться или сохраняться в течение неопределённого времени. Существует два важных отличия настойчивости от персеверации или компульсивности. Во- первых, в понятии о настойчивости отсутствуют негативные коннотации, обычно присущие упомянутым терминам. Как правило, настойчивость предполагает заслуживающую восхищения борьбу личности с неким внешним или внутренния противодействием своим целям, возникающим жизненным и психологическим трудностям. Во-вторых, термин «настойчивость» по большей части относится к поведению и является характеристикой волевых качеств на стадии реализации принятых личностью планов действий. Термины «персеверация» и «компульсивоность» относится преимущественно к однообразной дискретной реакции на определённый стимул, которая непроизвольно повторяется и некоторое время сохраняется при предъявлении иных стимулов. Синоним: Упорство. Не рекомендуется настойчивость смешивать с упрямством, качеством личности, характеризующем её неспособность признавать свою неправоту и действовать под влиянием непосредственных желаний или ради сохранения самолюбия.

* * *

- склонность добиваться осуществления цели вопреки трудностям и препятствиям, склонность к длительному противодействию. Типичная реакция - одобрение, но подчас настойчивость может раздражать и приводит к желанию противодействовать; во многих случаях уступают, лишь бы только настойчивый индивид отстал.

В высшей степени обладал он терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью и умел передавать ее своим унтер-офицерам (А. Куприн, Поединок).

Настойчивость изображалась в виде женщины с гирляндой из амарантов, держащей вазу; изливая из нее воду капля за каплей, она увеличивает углубление в скале. Ср. настырность, персеверация.

* * *

волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

НАСТОРОЖЕННОСТЬ

НАСТОРОЖЕННОСТЬ - напряженная внимательность.

Невольно теперь он [Пьер] держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем-нибудь. Он на все вопросы, самые ничтожные, - отвечал одинаково неопределенно… (Л. Толстой, Война и мир).

Ср. бдительность.

* * *

В определенных случаях ее не только нужно иметь, но и проявлять заметно для собеседника для того, чтобы он лучше координировал свои просьбы, требования, оценки и т. п. с вашим мнением.

НАСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

НАСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ - термин Г.Мюррея, обозначает те аспекты среды, которые являются эффективными детерминантами поведения. Настоятельная необходимость исходит извне и представляет свойства объектов, которые имеют непосредственное значение для индивида в его усилиях реализовать потребности, которые осознаются им как внутренние. Тем самым образуются паттерны настоятельных потребностей, в виде действий для удовлетворения потребности, вызываемой настоятельной необходимостью. Например, необходимость, порождаемая бедностью, может вызывать потребность в финансовой защищённости, и индивид, в зависимости от конкретных обстоятельств, может прибегнуть к обману, воровству, будет упорно учиться или много работать.

НАСТРАИВАТЬ КОГО-ЛИБО ПРОТИВ КОГО-ТО

С точки зрения нравственности, это следует делать в случае, если критика какого-то лица полезна для вашего собеседника, а не в случае, когда в этом заинтересованы лично вы, а не ваш собеседник. Часто при этом наговаривают, преувеличивают. Собеседнику, слушающему такое сообщение, нужно мобилизовать свои критические, аналитические способности, в том числе и после данного разговора, постараться объективно оценить сообщение.

НАСТРОЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСТРОЕНИЕ БРЕДОВОЕ

НАСТРОЕНИЕ БРЕДОВОЕ - эмоциональное состояние, предшествующее появлению в сознании пациента бредовой идеи. 1. Бредовые идеи персекуторного содержания (с характером преследования) формируются и вторгаются в сознание обычно на фоне тревоги, эмоциональной напряжённости, неопределённого страха, растерянности, пугающего пациента ощущения изменений собственного Я и гнетущей изменённости окружающего его мира, который представляется пациенту враждебным, угрожающим, таящим опасности. В большинстве источников под бредовым подразумевается именно данный вариант болезненно изменённого настроения, такое понимание является, однако, сужающим значение понятия, если признать, что тип настроения может быть существенным признаком или фактором развития бреда любого содержания. 2. Бредовые идеи экспансивного содержания развиваются и проявляются («кристаллизуются») в сознании пациентов на фоне неадекватной аффективной приподнятости, ожидания чего-то необыкновенно привлекательного и чрезвычайно желаемого, сопровождаются приятным ощущением лёгкости и внутреннего просветления, радующей изменённости окружающего. 3. Бредовые идеи депрессивного содержания формируются и являются в сознание на фоне тревожно-депрессивного настроения, тягостного ощущения мрачной, угасающей изменённости мира, который воспринимается как потемневший, утративший краски, разнообразие или опустевший, теряющий смысл и обречённый на гибель. 4. Появлению острых бредовых идей фантастического содержания обычно предшествуют крайняя степень эмоциональной лабильности, резкие и непредсказуемые переходы от подавленности к тоске, тревоге, приподнятости, а также чувство изменённости окружающего мира, где всё кажется неестественным, искусственным, инсценированным. Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что бредовое настроение любого типа обычно содержит представленные в разной степени симптомы деперсонализации и дереализации, указывая тем самым на тот немаловажный факт, что в развитии бреда определённую роль играют не только аффективные нарушения, но и расстройства самовосприятия.

НАСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСТРОЕНИЕ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ ОСНОВНОЕ

НАСТРОЕНИЕ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ ОСНОВНОЕ - эмоциональное состояние пациентов с шизофренией в период, предшествующий манифестации типичной для болезни продуктивной психопатологической симптоматики (чаще всего галлюцинаторно-параноидной). В его описании обычно упоминаются чувство неудовольствия, тревога, утрата естественных эмоциональных реакций на происходящее, нарастающая отгороженность, ощущение обособленности от внешнего мира, другие симптомы деперсонализации и дереализации. Термин лишён достаточной определённости и используется на практике достаточно редко.

НАСТРОЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

НАСТРОЕНИЯ НАРУШЕНИЯ - категория расстройств, характеризующиеся нарушением преморбидного эмоционального равновесия или эмоционального тона до такой степени, что возникают чрезмерные и нарушающие поведение, когниции и социальную адаптацию отклонения в аффективной и мотивационной сфере. В МКБ-10 упоминаются следующие варианты нарушения настроения: биполярные нарушения настроения, циклотимия, дистимическое нарушение настроения, мания и депрессия. В отечественной психопатологии в рубрике нарушений настроения отмечаются, кроме того, апатия, дисфория, аффективная лабильность, тревога и растерянность.

НАСТЫРНИЧАТЬ

НАСТЫРНИЧАТЬ - настаивать, проявляя полное отсутствие деликатности, соблюдая личные интересы. Например, студент неотступно и долго упрашивает преподавателя поставить ему более высокую оценку. Недостойное коммуникативное поведение.

НАСЫЩЕНИЕ

НАСЫЩЕНИЕ - состояние организма, при котором желания или мотивации обладания неким объектом более не существует, они на некоторое время исчезают, так как потребность в нём была удовлетворена.

НАСЫЩЕНИЯ МЕХАНИЗМЫ

НАСЫЩЕНИЯ МЕХАНИЗМЫ - любой механизм, который сигнализирует специальным структурам организма о том, что некая потребность последнего в достаточной степени удовлетворена. Особенностью таких механизмов является то, что они действуют совместно с процессами предвосхищения удовлетворения потребности, даже если эта потребность является сугубо физиологической. Иначе сказать, организм каким-то образом научается определять определённый момент, некую меру удовлетворения своих потребностей, и это в значительной степени происходит благодаря психологическим механизмам. Например, жажда пропадает сразу же после того, как индивид быстро выпил стакан или два стакана воды, то есть в то время, когда эта вода ещё не успела восполнить недостаток жидкости в клетках организма. То же касается еды: чувство насыщения появляется в то время, когда практически вся пища всё ещё находится в желудке. Механизмы, сигнализирующие об удовлетворении психологических потребностей, изучены ещё в меньшей степени. Расстройства, касающиеся механизмов насыщения органических потребностей, встречаются достаточно часто и давно известны. Это, к примеру, невротическая и нервная анорексия, гиперлибидомия, неврогенная булимия, булимия умственно осталых. Значительно чаще наблюдаются нарушения механизмов удовлетворения психологических потребностей.

НАСЫЩЕНИЯ ЦЕНТР

НАСЫЩЕНИЯ ЦЕНТР - термин, иногда используемый для обозначения вентромедиальной области гипоталамуса, гипотетического центра насыщения пищей.

НАСЫЩЕННОСТЬ

НАСЫЩЕННОСТЬ - 1. в исследовании цвета - измерение, которое отражает чистоту или яркость цвета. Высоконасыщенный цвет ярок и богат, слабонасыщенный, напротив, воспринимается как тусклый или бледный; 2. в факторном анализе - степень, в которой любой определённый фактор коррелирует с тестом.

НАТАДЗЕ РЕВАЗ

Григорьевич (1903- 1984) - грузинский психолог, специалист в области общей психологии, психологии обучения и генетической психологии. Д-р психологических наук (1939), профессор (1940), д. чл. АН Грузинской ССР, чл.-кор. АПН СССР. Работал дека-П История психологии 321 ном философского фак-та Тбилисского государственного ун-та (ТГУ). Был председателем Координационного Совета по психологии при АН ГССР, чл. редкол. журнала Вопросы психологии. Засл. деятель науки ГССР. Окончил философский фак-т ТГУ (1927). Работал под руководством Д.Н. Узнадзе. С 1941 по 1961 гг. заведовал отделом генетической психологии Института психологии АН ГССР и отделением детской психологии Института педагогики. В 1950 г., после смерти Узнадзе, становится зав. кафедрой общей психологии в ТГУ. Исследовал проблемы психологии мышления, восприятия, установки. Изучая процесс формирования понятий у учащихся 7-17 летнего возраста, выявил общепсихологические закономерности понятийного мышления, установил различные генетические ступени в его развитии на протяжении всего школьного периода. Для решения этой задачи Н. разработал метод формирования реальных понятий. Исследования показали, что процесс формирования понятий состоит в объединении отдельных признаков в обобщенном родовом понятии. Обосновал принципиальное различие психологических процессов постижения общих и существенных признаков явлений, показал, что овладение существенными свойствами не означает овладения общими признаками (К онтогенезу формирования понятий, 1976). В работах Н. была экспериментально обоснована возможность выработки фиксированной установки без восприятия объектов или при восприятии противоположного содержания, опираясь исключительно на воображение; выделены факторы, определяющие способность осуществлять установочное воображение (в их числе - вчувствование в представляемое). С этих позиций Н. дает оригинальную трактовку процессов сценического перевоплощения, как представляющих собой способность вырабатывать установку на основе воображаемой сценической ситуации (Воображение как фактор поведения. 1972). Изучая факторы восприятия пространственного направления (правого и левого), Н. экспериментально доказал ведущую роль в этом процессе не стороны тела (как было принято считать ранее), а руки. Рассмотрение психологических основ константности восприятия привело его к выводу о том, что константность и аконстантность восприятия зависят от особенностей установки в восприятии одной и той же ситуации: фиксированная на нерасчлененную ситуацию установка на первых этапах до ее угасания обусловливает восприятие объектов аконстантно, несмотря на то, что обьективно они представлены в расчлененной ситуации. Д.Ш. Пардечинидзе

НАТИВИЗМ

НАТИВИЗМ (лат. nativus - врождённый) - 1. исторически - доктрина о том, что способность воспринимать время и пространство является врождённой. В крайнем выражении - доктрина о том, что способность к нормальному восприятию вообще не зависит от опыта; эта позиция в настоящее время практически никем не разделяется; 2. более свободное и современное значение: любое направление в психологии или философии, в котором подчёркивается приоритет генетического влияния на поведение и мышление над влиянием приобретённого, усвоенного или ставшего известным опытным путём. В центре внимания современных вариаций нативизма стоят такие проблемы, как язык и социальное поведение. См. Бессознательное.

НАТИСК ДВИЖЕНИЯ

НАТИСК ДВИЖЕНИЯ - термин К.Ясперса, обозначает обилие побуждений и повышенную двигательную активность маниакальных пациентов.

НАТИСК МЫСЛЕЙ

НАТИСК МЫСЛЕЙ - термин К.Ясперса, обозначает необычайную лёгкость появления мыслей, представлений и чрезвычайно ускоренное течение ассоциаций при маниакальном состоянии.

НАТРАВЛИВАТЬ

Ср. наговаривать.

НАТРИЙ АМОБАРБИТАЛ

НАТРИЙ АМОБАРБИТАЛ (sodium amobarbital, Amytal) - снотворное, обычно препарат используется для введения индивида в состояние неглубокого (медленного) сна, в котором он становится способным лучше вспоминать забытые события, воспроизводить вытесненные впечатления, преодолевать внутреннее сопротивление появлению в сознании тягостных представлений.

НАТРИЯ БРОМИД

НАТРИЯ БРОМИД - седативное и противосудорожное средство. В настоящее время как антиконвульсант используется редко.

НАТРИЯ ОКСИБУТИРАТ

НАТРИЯ ОКСИБУТИРАТ - натриевая соль оксимасляной кислоты, ноотроп. См. Ноотропы.

НАТУРА

НАТУРА - (лат. natura - природа),

1) (устар. выражение) природа, в частности растительный и животный мир;

2) характер, нрав, темперамент человека;

3) товары, продукты как платежное средство взамен денег;

4) в изобразительном искусстве реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.п.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

* * *

(лат. natura - природа) - 1. темперамент, характер человека; 2. то, что существует в действительности; 3. продукты, товары как платёжное средство.

НАТУРА ВТОРАЯ

НАТУРА ВТОРАЯ (лат. natura - природа) - 1. в психоанализе иногда так обозначается Супер-Эго; 2. неспециальная фраза, подразумевающая, что некий элемент поведения или мышления является привычным, воспроизводимым без видимых усилий, по привычке, как бы рефлекторно, автоматизированно.

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (лат. natura - природа) - 1. направление в искусстве, которому свойственно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни с его строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений, утверждение всесилия грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека. В философском контексте нарурализм означает преобладание редукционистских тенденций и игнорирование подлинной человеческой сущности; 2. внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений без их осмысления, нередко также откровенное изображение физиологической стороны человеческой жизни, от чего до порнографии остаётся всего один шаг.

НАТУРАЛЬНЫЙ

НАТУРАЛЬНЫЙ (лат. natura) - естественный, природный, прирождённый, не являющийся нарочитым, деланным, искусственным.

НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУКА О ПОВЕДЕНИИ

НАУКА О ПОВЕДЕНИИ - 1. бихевиоризм (англ. вehavior - поведение), в исследованиях которого внимание направлено, в основном, на изучение поведения животных и человека, представляющее реакции организма на определённые стимулы. Ортодоксальный бихевиоризм отрицает сознание и психику в целом как объект научного изучения, в настоящее время рассматривается как крайность; 2. вообще - любая наука, изучающая поведение организмов, включая психологию, социологию, социальную антропологию, этологию и др. Часто используется как синоним «социальной науки».

НАУКОВЕДЕНИЕ

НАУКОВЕДЕНИЕ - изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества. Зародилось в 30-х гг. XX в.; в 60-х гг. оформилось в самостоятельную отрасль исследований.

НАУЧАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧЕНИЕ

НАУЧЕНИЕ - 1. процесс усвоения знаний или фактического овладения ими, обучение; 2. в бихевиоризме - «относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики» (Кимбл).

* * *

- процесс приобретения индивидуального опыта человеком или животным в повторяющихся ситуациях поведения и деятельности; может быть как целенаправленным, специально организованным в процессах обучения, так и непроизвольным, стихийным. Понятие «Н.» возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л. Торндайка и др. и в дальнейшем стало одним из центральных понятий в бихевиоризме и необихевиоризме. Возможности Н. обнаруживаются уже у дождевого червя и развиваются по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Человек рождается лишь с несколькими врожденными рефлексами (сосательный, глотательный, мигательный и др.), в остальном развитие репертуара его поведения и деятельности, необходимого для жизни, полностью зависит от взаимодействия с физической и еще в большей мере - с социальной средой. Н. происходит на разных уровнях в зависимости от вовлекаемых в его процесс нейронных, психофизиологических и психических механизмов, важности и сложности участвующих в нем физиологических структур - от уровня рецепторов до коры головного мозга. Путем Н. человек может приобретать любой опыт практической и теоретической деятельности. У животных Н. является формой приобретения нового поведения и происходит либо при повторении поведенческих актов, либо сразу - по механизму запечатления (импринтинга). Концепции Н. можно разделить на физиологические и психологические. Естественнонаучной основой большинства физиологических концепций являются теория условных рефлексов (И.П. Павлов) и теория инструментальных условных реакций (Б.Ф. Скиннер). В более поздних концепциях предпринята попытка объединить отдельные типы Н. в единые схемы и объяснить более сложные типы Н.: теории «опосредования» (Ч. Осгуд), уравновешивания со средой (Ж. Пиаже) и др. Основным содержанием Н., согласно психологическим концепциям, является образование когнитивных, сенсомоторных и кинестетических структур, существенную роль в котором играют мотивация и эффекты достижения. А.А.Вербицкий

НАУЧЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЕ

НАУЧЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЕ - научение, основанное на установлении связей, ассоциаций разного рода (между мыслями, идеями, стимулами и реакциями, грамматическими предложениями и образами). Подлинное научение, в отличие от зубрёжки и дрессуры, состоит в высвобождение креативных способностей. Хороший учитель - это тот, кто учит самостоятельно думать.

НАУЧЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ

НАУЧЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ - усвоение того, что в действительности существуют не линейные каузальные зависимости, а лишь различные степени вероятности, с которыми происходит то или иное событие.

НАУЧЕНИЕ ИЗБЕГАНИЮ

НАУЧЕНИЕ ИЗБЕГАНИЮ - тип научения, при котором индивид учится какой-то реакции, позволяющей избежать воздействия вредного или аверсивного (вызывающего отвращение) стимула.

НАУЧЕНИЕ ИМПЛИЦИТНОЕ

НАУЧЕНИЕ ИМПЛИЦИТНОЕ (англ implicit - невыраженный, подразумеваемый) - термин А.Ребера, обозначает научение без осознания как процесса приобретения знания, так и содержания знания, приобретаемого таким путём. Классические примеры имплицитного научения: овладение языком и социализация.

НАУЧЕНИЕ КОНТЕКСТНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ

НАУЧЕНИЕ КОНТЕКСТНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ - общий принцип, который гласит: поскольку научение происходит в определённом контексте, то усвоенный материал лучше и вспоминается в том же самом контексте. Например, люди, усваивавшие некий материал находясь с дыхательной трубкой под водой, обнаруживали лучший результат научения, когда их тестировали под водой, чем когда они сидели возле бассейна. Синоним: Научение, определяемое положением.

НАУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ

НАУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ - научение, которое уже произошло, но ещё не проявилось в изменении эффективности поведения.

НАУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ

НАУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ - запоминание, которое происходит исключительно благодаря повторению, лишённому осознания смысла материала.

НАУЧЕНИЕ МОТОРНОЕ

НАУЧЕНИЕ МОТОРНОЕ - любое научение, при котором основные изменения в выполнении являются двигательными.

НАУЧЕНИЕ НАУЧЕНИЮ

НАУЧЕНИЕ НАУЧЕНИЮ - 1. факт, состоящий в том, что при предъявлении сходных проблем испытуемые начинают решать их всё более успешно; 2. теория о том, каким образом люди или животные учатся учиться. Согласно некоторым расчётам, научение научению основывается на формировании соответствующей установки на научение. Что касается человека, то в этом отношении он радикально отличается даже от самых «умных» животных. Отличие состоит в том, что человек не только что-то усваивает, например, алгоритмы решения задач, он сам способен создавать новые, ранее неизвестные и не существующие в природе алгоритмы, когнитивные схемы, гипотезы, теории.

НАУЧЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ

НАУЧЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ - научение, при котором обучающийся в ходе предъявления стимулов и практики начинает воспринимать стимулы по-иному.

НАУЧЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ «ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО»

НАУЧЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ «ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО» - научение, которое завершается с первой же попытки или успехом, или неудачей.

НАУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

НАУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ - научение, при котором стимулы запоминаются и воспроизводятся в определённой последовательности (в отличие от свободного запоминания и припоминания). Синоним: Последовательное усвоение списка.

НАУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ

НАУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ - термин употребляется тем же способом, что и «усвоение понятий», так как «правилом» считается формальное утверждение о структуре или паттерне, лежащих в основе понятия. Пока остаётся неяснымо, научаются ли правилам прежде всего через имплицитные средства или через осознание и сознательное знание самих правил.

НАУЧЕНИЕ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЧЕЛОВЕКУ)

НАУЧЕНИЕ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЧЕЛОВЕКУ) -

процесс приобретения знаний, навыков, умений. Иногда н. понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами тем, что способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление.

НАУЧЕНИЕ ПУТЁМ ПРОБ И ОШИБОК

НАУЧЕНИЕ ПУТЁМ ПРОБ И ОШИБОК - научение, которое характеризуется пробами и ошибками в реагировании с постепенным устранением неэффективных реакций. Мнение Торндайка о том, что это основной способ усвоения всех сложных действий, ныне отвергнуто. Противопоставляется некоторыми исследователями инсайту и научению через наблюдение. См. Научение научению.

НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ

НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ - термин А.Бандуры, обозначает научение, которое происходит просто при наличии «ученика», наблюдающего, как кто-то другой делает то, что должно быть усвоено. См. Моделирование, Теория социального научения.

НАУЧЕНИЯ КРИВЫЕ

НАУЧЕНИЯ КРИВЫЕ - графики зависимости уровня научения от времени или от числа повторений, используемые для количественного описания научения. Н. к. применяются для исследования различных методик научения, сравнения их эффективности, анализа индивидуальных различий и т.д. Наиболее распространенными являются: экспоненциальные (замедленно-асимптотические) Н. к., логистические (имеющие начальное плато и точку перегиба) Н. к. и сложные Н. к., представляющие собой комбинации двух предыдущих, ступенеобразные и любые другие, втом числе и немонотонные (см. рис). В зависимости от выбора критерия уровня научения, Н. к. могут быть как возрастающие, так и убывающие. Экспоненциальные Н. к. характеризуют простейшие виды научения - например, научение итеративное. Логистические Н.к. наблюдаются при сравнительно сложных видах научения, при которых наличие плато объясняется скрытыми поисками обучаемым новых путей совершенствования способов выполнения действий, подготовкой к переходу на качественно новый способ овладения деятельностью. Кроме того, несколько проб может быть потрачено на поиск наиболее целесообразной тактики поведения, что также приводит к наличию начального плато на кривой. В сложных видах научения: при последовательной ?"лубокой перестройке структуры действий, организации поэтапной отработки отдельных компонентов действий и т.д. могут наблюдаться сложные Н. к. Д.А.Новиков

НАУЧЕНИЯ ТЕОРИИ

НАУЧЕНИЯ ТЕОРИИ - любая попытка кодифицировать и систематизировать операции и гипотезы относительно механизмов научения.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Н. к. м. - особая форма научного теоретического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки. Является предметным, объективно истинным знанием, что отличает ее от вненаучных и донаучных картин мира (напр., мифологической, религиозной). Н. к. м. является важнейшим компонентом научного мировоззрения, хотя и не исчерпывает его, поскольку мировоззрение включает в себя не только знания, но и убеждения, ценностные ориентации, идеалы и нормы деятельности, не только интеллектуальное, но и эмоционально-ценностное отношение человека к миру. Н. к. м. формируется в контексте определенных мировоззренческих установок, оказывая на них активное обратное воздействие. По степени общности различают три типа Н. к. м.: 1) общенаучную, как форму систематизации знаний, вырабатываемых не только в естествознании, но и в социальных науках; 2) естественно-научную (картина природы) и научную картину социально-исторической действительности (картина общества), каждая из которых является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира; 3) специальные картины мира отдельных наук - дисциплинарные онтологии (физический, биологический мир, мир химических и астрономических объектов и т. п.). В современной науке создаются предпосылки формирования Н. к. м., включающей достижения естественных, общественных и технических наук на основе идей самоорганизации, глобального эволюционизма, методологии исторически развивающихся систем. Конфликт, выступая сегодня одной из двух главных угроз существованию цивилизации, является важным элементом современной Н. к. м. Понимание места конфликта в Н. к. м. связано не только с раскрытием его роли в развитии наиболее острых социальных противоречий современности, но и с выявлением места конфликта в эволюции социального взаимодействия в антропогенезе и развитии жизни на Земле в целом.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - управление производственным процессом на основе системного анализа, одно из направлений профилактики организационных и трудовых конфликтов. К задачам, которые решаются в рамках Н. о. т., относятся: совершенствование форм разделения труда, улучшение организации рабочих мест, рационализация методов труда, оптимизация нормирования труда, подготовка рабочих кадров. Впервые предложена Ф. Тейлором.

Предыдущая страница Следующая страница