Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Б" (часть 15, "БРЕ"-"БРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 15, "БРЕ"-"БРО")

БРЕД ОДЕРЖИМОСТИ

БРЕД ОДЕРЖИМОСТИ - патологическое убеждение пациента в том, что в него вселилось некое враждебное существо, злой дух, нечистая сила, дьявольское начало. Ср. с Бредом вдохновения.

БРЕД ОНИРИЧЕСКИЙ

БРЕД ОНИРИЧЕСКИЙ (греч. oneiros - сновидение) - образный бред в виде галлюцинаций в просоночном состоянии, сновидение с ощущением абсолютной реальности его сюжета (см. Ониризм, Сновидения).

БРЕД ОСТРЫЙ

БРЕД ОСТРЫЙ - остро возникающее психотическое состояние с выраженными или преобладающими бредовыми переживаниями (обычно это бред восприятия, образный бред).

БРЕД ОСЦИЛЛИРУЮЩИЙ

БРЕД ОСЦИЛЛИРУЮЩИЙ (лат. oscillum - колебание) - колеблющиеся в своей интенсивности бредовые переживания, к которым пациент относится то критически, то безучастно, то принимает их за безусловное отражение действительности.

БРЕД ОТКРЫТОСТИ ВНЕШНЕЙ

БРЕД ОТКРЫТОСТИ ВНЕШНЕЙ - патологическое убеждение пациента в том, что все его действия и высказывания тотчас и самым непосредственным становятся известными окружающим и/или находящимся на большом расстоянии людям, потусторонним существам (духам, душам умерших, ангелам и т.д.). Некоторыми авторами этот бред трактуется иначе, а именно: как убеждение пациента в том, что он сам оказывается способным непосредственно узнавать о событиях внутреннего мира других людей.

БРЕД ОТКРЫТОСТИ ВНУТРЕННЕЙ

БРЕД ОТКРЫТОСТИ ВНУТРЕННЕЙ - патологическое убеждение пациента том, что события его внутренней жизни (мысли, чувства, намерения) тотчас, самым непосредственным образом, в данный момент или даже наперёд становятся известными окружающим или находящимся на большом расстоянии людям, неким постусторонним существам. Так, пациент уверен, что всё, о чём он ни подумает, тотчас становится известным Богу.

БРЕД ОТНОШЕНИЙ КРЕЧМЕРА

Психогенно обусловленный паранойяльный бред отношения. Описал немецкий психиатр Kretschmer.

БРЕД ОТНОШЕНИЯ

БРЕД ОТНОШЕНИЯ - патологическое убеждение пациента в том, что происходящие вокруг него события каким-то образом связаны с ним, имеют к нему прямое, непосредственное отношение. О характере такой связи на стадии существования бреда отношения он ничего определённого пока что не знает, об этом он может только догадываться, он чувствует лишь эмоциональную модальность этого отношения (угроза, нечто приятное и др.). Общее содержание бредового отношения связано с преобладающим настроением пациента. Если настроение у него тревожно-бояливое, он предполагает недоброжелательное, если подавленное, - обвиняющее, осуждающее, если же приподнятое, - благожелательное отношение. Наиболее частый вид бреда, обычно предшествующий появлению бредовых идей другого содержания. В этом смысле можно сказать, что бред отношения играет роль родового пути для значительной части других видов бреда, в особенности для персекуторного бреда.

* * *

- склонность индивида интерпретировать нейтральные или относящиеся к другим лицам замечания, действия как имеющие отрицательное значение для него, как намеки на него (патологическое явление). Проявление этой склонности не в столь большой степени называется идеи отношения. Может сочетаться с комплексом неполноценности, мнительностью, нарциссизмом, недоверием, чувством вины. Типичная реакция - недоумение, удивление, объяснительные оправдания, дальнейшая осторожность при общении с данным индивидом. Cр. в повести «Поединок» А. Куприна Ромашов, засидевшийся в гостях, относит к себе замечания Николаева о том, что уже поздно, и его зевание. См. Идеи отношения.

БРЕД ОТНОШЕНИЯ СЕНСИТИВНЫЙ

БРЕД ОТНОШЕНИЯ СЕНСИТИВНЫЙ (лат. sensualis - чувствительный) - патологическое убеждение пациента в том, что нечто волнующее его в себе самом замечают также окружающие, которые испытывают аналогичные чувства, что и сам пациент. Обычно называется сенситивным бредом отношения Кречмера (данный феномен, напомним, задолго до Э.Кречмера описал Ф.М.Достоевский). Собственно бредом это расстройство часто не является, до известной степени этот феномен свойственен большинству здоровых, но застенчивых людей, особенно страдающих комплексом физической неполноценности, которые сами постоянно сосредоточены на таких мыслях и слишком сильно боятся обнаружить какой-то реальный, но сильно преувеличенный свой недостаток, или, что бывает значительно реже, пациентов, склонных к чрезмерному самолюбованию, чувствующих, что и окружающие восхищаются их привлекательной внешностью.

БРЕД ОТРАВЛЕНИЯ

БРЕД ОТРАВЛЕНИЯ - патологическое убеждение пациента в том, что его намереваются отравить, систематически подвергают интоксикации какими-то ядовитыми субстанциями либо окончательно, смертельно отравили, что он ощущает по своему физическому самочувствию.

БРЕД ПАРАНОИДНЫЙ

Обычно основан на идее преследования в сочетании с галлюцинациями или псевдогаллюцинациями, чаще вербального характера и явлениями психического автоматизма.

БРЕД ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ

Бред, основой которого является гипертрофированное представление об обычных жизненных ситуациях. При этом бредовые высказывания аргументированы, логично построены, систематизированы. К этой форме бреда относится бред изобретательства, реформаторства, ревности и т.п.

БРЕД ПАРАФРЕННЫЙ

БРЕД ПАРАФРЕННЫЙ (греч. para - рядом, вблизи, отклонение от чего-либо; phren- ум, разум) - образный бред мегаломанического, фантастического содержания, часто в сопровождении различных других психических нарушений (парамнезий, обманов восприятия, аффективных расстройств и др.).

* * *

Син.: Бред воображения Дюпре. Сочетание бреда преследования и величия. При этом высказывания больного имеют фантастический или полностью абсурдный характер. Он считает себя владыкой мира, творцом цивилизации и т.п. Настроение чаще приподнятое, возможны конфабуляции. Описал французский психоневролог Dupre.

БРЕД ПЕРВИЧНЫЙ

БРЕД ПЕРВИЧНЫЙ - бред, возникающий вне какой-либо связи с другими психическим нарушениями, психическими травмами, аффектами. К.Ясперс различает 3 клинических варианта первичного бреда. 1. Бред восприятия, чувственный бред - непосредственное переживание "иного значения" воспринимаемого в данный момент. Например, пациент видит незнакомого человека и в этот же момент чувствует, что последний является его преследователем; 2. Бредовые представления - воспоминания с бредовым их значением. Так, вспоминая, как последний раз разговаривала с ним жена, пациент ясно понимает, что этот разговор есть ничто иное, как свидетельство её измены; 3. Бредовые состояния сознания - новое, бредовое знание, которое как бы само собой внезапно вторгается в реальные впечатления, будучи не связанным с какими-либо чувственными впечатлениями. Например, в сознание пациента внезапно приходит мысль, что именно он является изобретателем ядерной бомбы.

БРЕД ПЕРСЕКУТОРНЫЙ

БРЕД ПЕРСЕКУТОРНЫЙ (лат. persecucio - преследование) - общее название различных видов бреда, содержанием которого является причинение пациенту со стороны кого-то другого (других) некоего страдания, вреда, ущерба или, что бывает особенно часто, ему, а иногда и его близким, угрожает скорая и неминуемая гибель. Всюду, где только появляется пациент, он тотчас замечает, что находится под пристальным наблюдением. Повидимому, такое убеждение вызвано отчуждением, приписыванием собственных аутоагрессивных тенденций известным или совершенно посторонним лицам. Обычно пациенты с персекуторными бредовыми убеждениями крайне неохотно делятся ими с окружающими, вероятно, из-за общего недоверия к людям или опасений увеличить число своих мнимых недоброжелателей.

БРЕД ПОБОЧНЫЙ

БРЕД ПОБОЧНЫЙ - логическое развитие содержания бредового убеждения, само по себе бредом не являющееся (Блейлер, 1920). Например, если пациент с бредом отравления почувствовал себя после приёма лекарства в больнице плохо, он может подумать, что ему и здесь дают яду, чтобы его отравить. То же, что объясняющий бред.

БРЕД ПОЛИТЕМАТИЧЕСКИЙ

БРЕД ПОЛИТЕМАТИЧЕСКИЙ - см. Бред.

БРЕД ПОРЧИ, БРЕД ОКОЛДОВАНИЯ

БРЕД ПОРЧИ, БРЕД ОКОЛДОВАНИЯ -

У больного человека появляется убежденность в том, что он стал жертвой колдовства, «на него наложили заговор», «дали выпить какого-то зелья», «сглазили дурные глаза». Такой бред не следует смешивать с суевериями, когда подобные идеи носят характер простого заблуждения и не являются следствием болезни.

Бред обвинения состоит в болезненном убеждении, что окружающие обвиняют человека в каких-то неблаговидных поступках, считают вором, насильником, клеветником, а он «никак не может доказать свою невиновность», ему «все равно не верят», либо больной без конца обращается к окружающим со словами: «Я никогда не писал анонимок, умоляю вас, поверьте мне, ну почему мне никто не верит», такой бред наиболее характерен для пресенильных психозов.

Бред ревности - больной или больная немотивированно ревнуют жену или мужа, без всякого повода убеждены в супружеской неверности, они в самых невинных вещах видят «неоспоримые доказательства» своей правоты. Бред ревности может встречаться при различных заболеваниях, в частности, при алкоголизме.

БРЕД ПОСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ

БРЕД ПОСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ - патологическое убеждение пациента в том, что в непосредственной близости с ним находится кто-то другой, кого он не видит, но ясно, отчётливо, почти физически ощущает его присутствие (подчас даже догадывается, что это мужчина, женщина, собака, дьявол и т.п., которые могут подавать ему определённые знаки жестами, позой). Чаще всего наблюдается в собственном доме, где человек, как правило, чувствует себя в большей безопасности. Обычно пациент добавляет, что ясно чувствует, как этот «кто-то» внимательно, пристально на него смотрит, относится к нему недоброжелательно, злобно, крайне враждебно, реже - благожелательно, с симпатией. Некоторые пациенты осознают, что на самом деле никого в помещении, кроме них, нет, и тем не менее, тщательно проверяют все скрытые от непосредственного восприятия места, чтобы в этом убедиться.

БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ - патологическое убеждение пациента в том, что за ним всюду ведётся слежка, он находится под постоянным наблюдением враждебных либо, что бывает реже, доброжелательно настроенных к нему лиц, неких организаций. См. Бред персекуторный.

БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ

БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ - патологическое убеждение пациента, оказавшегося в чуждой языковой среде, что за ним установлена слежка, ведётся неотступное наблюдение. Чаще, повидимому, собственно бредом данное расстройство не является.

БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ТУГОУХИХ

БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ТУГОУХИХ - патологичсеское убеждение пациента с ослабленным слухом в том, что за ним следят, зная о его акустическом дефекте. Скорее всего, у многих пациентов данное расстройство собственно бредовым не является.

БРЕД ПРИТЯЗАНИЯ

БРЕД ПРИТЯЗАНИЯ - патологическое убеждение пациента в том, что он обладает правами, которые окружающие умышленно и назло ему не признают и постоянно их нарушают. Чаще всего, повидимому, в таких случаях имеет место сверхценное образование пациентов с параноическим развитием личности, а не истинный бред. Синонимы: Бред сутяжничества, Бред ревендикации, Бред кверулянтства (лат. querulus - жалующийся).

БРЕД РЕВНОСТИ

БРЕД РЕВНОСТИ - патологическое убеждение пациента в том, что ему (реже ей) изменяют, нарушают долг верности (как правило, у большинства пациентов в таком бреде отражается сугубо сексуальный план отношений, хотя на платонической основе также могут встречаться серъёзные противоречия, но собственно бреда такого духовного содержания, повидимому, не существует). Бред ревности возникает относительно редко, особенно если иметь в виду то обстоятельство, что ревнивые люди составляют до 70-80% населенияи в глазах многих из них ревность не рассматривается как некое отклонение от нормы, скорее, преобладает обратное мнение. Известно, что развитию бреда с содержанием ревности способствует алкогольная зависимость, однако роль собственно алкогольной интоксикации в формировании такого бреда остаётся, по крайней мере, неоднозхначной..

БРЕД РЕЗИДУАЛЬНЫЙ

БРЕД РЕЗИДУАЛЬНЫЙ (лат. residuus - оставшийся, сохранившийся) - бредовые идеи, оставшиеся на некоторое время после окончания острого психотического состояния (Neisser, 1894).

БРЕД РЕИНКАРНАЦИИ

БРЕД РЕИНКАРНАЦИИ (лат. rе - приставка, указыает на возобновление, начало, сызнова; carno - плоть) - патологическое убеждение пациента в том, что ныне он находится лишь в одном из многих его физических воплощений, за которым, возможно или непременно последуют и другие. Чтобы ускорить предстоящее перерождение, отдельные пациенты могут совершать акты суицида. Некоторые пациенты насчитывают до 4-5 и более своих «прошлых» жизней в том или ином качестве (другого, часто известного или обладающим каким-то желаемым качеством человека, реже - животного, потустороннего существа). Идеи реинкарнации являются традиционными для некоторых восточных культур, там такие идеи, скорее всего, относительно редко встречаются в бредовом их виде. От первичного бреда реинкарнации рекомендуется отличать индуцированные идеи такого же содержания - ныне появились специалисты, готовы по году рождения или по числу букв в фамилии желающего определить, сколько и каких прошлых жизней у него было ранее.

БРЕД РЕФОРМАТОРСТВА

БРЕД РЕФОРМАТОРСТВА - патологическое убеждение пациента в том, что ему предстоит тем или иным образом реформировать устройство жизни (в политике, образовании и др.) либо он имеет на этот счёт определённые планы и пытается активно их осуществлять.

БРЕД СВЕРХЦЕННЫЙ

БРЕД СВЕРХЦЕННЫЙ (Birnbaum, 1915, 1928) - бред, развитию которого предшествуют сверхценные образования. На самом деле сверхценные идеи трансформируются в бред не чаще, чем обычные или нормальные суждения. Во всяком случае, убедительной статистики, которая указывала бы на то, что сверхценные идеи определённо предрасполагают к развитию бреда, не существует. См. Бирнбаума сверхценный бред.

БРЕД УТРАТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ

БРЕД УТРАТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ (лат. identitas - тождественность) - патологическое убеждение пациента в том, что он утратил собственное Я. Вариант нигилистического бреда (см.)

БРЕД ФИЗИЧЕСКОГО НЕДОСТАТКА

БРЕД ФИЗИЧЕСКОГО НЕДОСТАТКА - патологическое убеждение пациента в том, что он является «уродом», «калекой», «обезображенным» в том или ином отношении, «недоразвитым», что от него исходит дурной, отталкивающий запах и др. Любопытно, что реального физического дефекта одни пациенты часто при этом как бы не замечают, не придают им никакого значения, их внимание целиком сосредоточено на мнимом дефекте, другие пациенты крайне преувеличивают реальный, но не существенный, ровно ничем не мешающий им и не влекущий появления чувства неполноценности физический недостаток, подобный которому можно обнаружить едва ли не у каждого человека, а у некоторых и значительно более серьёзные. Обычно данное расстройство возникает в подростково-юношеском возрасте. От бреда физического недостатка следует отличать значительно чаще встречающиеся сверхценные идеи аналогичного содержания, когда внешняя привлекательность у взрослого или даже стареющего человека остаётся, как у подростков, в числе важнейших ценностей жизни. Синоним: Дисморфомания (греч. dis - разделение, отделение, отрицание; morphe - форма , mania - влечение, страсть, безумие).

БРЕД ФИЗИЧЕСКОГО ПРЕВОСХОДСТВА

БРЕД ФИЗИЧЕСКОГО ПРЕВОСХОДСТВА - патологическое убеждение пациента в том, что он необычайно красив, привлекателен и что окружающие его люди приходят от его неземной красоты в восторг, восхищение или ему завидуют, ненавидят, и даже могут его преследовать, так как он становится неподимым соперником в сексуальных отношениях. Синоним: Эуморфомания (греч. eu - хорошо, morphe - форма, mania - влечение, страсть, безумие).

БРЕД ЧУЖИХ РОДИТЕЛЕЙ

БРЕД ЧУЖИХ РОДИТЕЛЕЙ - патологическое убеждение пациента (обычно ребёнка) в том, что его родители - совершенно чужие ему люди, а настоящие родители скрываются от него или до поры до времени, как он надеется, скрывают своё родительство как от него, так и от окружающих.

БРЕД ЭКСПАНСИВНЫЙ

БРЕД ЭКСПАНСИВНЫЙ (лат. expansio - расширение, распространение) - общее название разных видов бреда, главным содержанием которых является бредовое повышение самооценки и болезненное стремление осуществить свои бредовые планы (реформаторства, величия и т.п. Обычно возникает на фоне гипоманиакального состояния..

БРЕД ЭРОТИЧЕСКОГО ПРЕЗРЕНИЯ

БРЕД ЭРОТИЧЕСКОГО ПРЕЗРЕНИЯ (греч. erotos - любовь) - патологическое убеждение пациента (чаще женщины) в том, что окружающие считают его человеком лёгкого поведения, презирают его за непристойные мысли, намерения и действия сексуального характера (Kehrer, 1922).

БРЕД ЭРОТИЧЕСКОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

БРЕД ЭРОТИЧЕСКОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ (греч. erotos - любовь) - патологическое убеждение пациента ( чаще женщины) в том, что окружающие домогаются его и преследуют с сексуальными намерениями.

БРЕДА ВИДЫ

БРЕДА ВИДЫ - разграничение бредовых идей по их содержанию. Конкретное содержание бредовой идеи характерирует преморбидное состояние личности пациента и/или её изменения на момент появления бреда (её интересы, ценности, мировоззрение, нравственные качества и т.п.). Вообще говоря, содержание бреда большей частью образуют основные, обычно дефицитарные потребности человека, его ценности и страхи: материальное благополучие, безопасность, здоровье, смерть, честолюбие и т.п., равно как и анормальные, психопатические побуждения и притязания. Что касается высших потребностей (по А.Маслоу), то нет оснований утверждать, что и они часто оказываются в зоне процессов бредообразования хотя бы уже потому, что людей, достигающих подлинной личностной зрелости существует не так много (по некоторым оценкам, их число не превышает 1-3% от всего населения). Альтруистическое по внешним признакам содержание бреда при более внимательном рассмотрении обычно таковым не является. Содержательные аспекты бреда нередко сменяются в определённой последовательности, однако они часто переплетаются, дополняют друг друга, нередко собственно бред как бы обрастает дополняющими, не являющимися бредовыми соображениями пациентов или одновременно возникают совершенно разные бредовые идеи, никак не связанные друг с другом общностью содержания, как если бы они появлялись из разных, изолированных один от другого источников (политематический бред). Нередко бред носит как бы разноплановый характер: одна форма бреда имеет одно содержания, другая - совсем иное. В ряде случаев на протяжении некоторого, порой длительного времени (годами) наблюдается монотематический бред - более или менее тщательно продуманный и систематизированный бред на какую-то одну тему). Фабула бреда обычно не содержит существенной информации о причинах его развития, тяжести или прогнозе имеющегося психотического расстройства, но осведомлённость относительно бредовых сюжетов может быть весьма полезной как в плане выявления бредового расстройства, так и прояснения патологической мотивации поведения или предупреждения опасного для окружающих и самого пациента поведения, а также выработки врачом адекватной тактики общения с пациентом. Некоторые виды бреда, однако, определённо указывают на возможные механизмы его образования.. Клинические формы бреда - см.: Бреда формы.

БРЕДА КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ

БРЕДА КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ - окончательное структурирование бредового образования, по Балинскому И.М. (1859). Первая стадия кристаллизации бреда - "первичное бредовое настроение": недоверчивость, подозрительность, ощущение изменённости окружающего, приобретающего особый, таинственный и зловещий вид. Вторая стадия - бредовое осознание, то есть бредовое понимание происходящего или, согласно К.Ясперсу, бред восприятия. Третья стадия - систематизация отрывочных бредовых идей, создание более или менее стройной бредовой концепции.

БРЕДА КРИТЕРИИ

БРЕДА КРИТЕРИИ - См. Бред.

БРЕДА СТАДИИ

БРЕДА СТАДИИ - этапы формирования бредовой структуры, по Conrad (1958). Первая стадия - трема (греч. trema - точка). Характеризуется бредовым настроением - тревогой, страхом, растерянностью. Вторая стадия - апофения (apophaino - высказывать суждение). Характеризуется бредовыми идеями отношения. Третья стадия - апокалипсис (apokalypsis - откровение). Характеризуется появлением бредовых идей другого содержания (преследования и т.д.).

БРЕДА ФОРМЫ

БРЕДА ФОРМЫ - термин, обозначающий клинико-психопатологические аспекты бредовой структуры, которые характеризуются причинами и обстоятельствами ей развития, определённой динамикой, степенью развития, а также локализацией бредовых событий во времени и внутри- и внеличностном пространстве.

БРЕДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

БРЕДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, мотивы которого связаны с бредовым убеждением. Такие мотивы внешне могут быть аналогичными адекватным, то есть отвечать социально приемлемым ценностям. Большей частью, однако, наблюдается регресс мотивации на уровень эгоцентризма. Соответственно этому бредовые пациенты в своём поведении не способны адекватно воспринимать и учитывать интересы других людей, отчего, по свидетельству окружающих, делаются отчуждёнными, странными, агрессивными. В случаях так называемого альтруистического бреда просоциальная мотивация поведения обычно является не более чем резонёрством, риторикой, словесным спутником или заимствованной из доболезненной личности маской бредового поведения.

БРЕДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

БРЕДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ - внезапные, немотивированные, бессмысленные или нелепые действия кататоников обычно с предметами социального назначения, отражающие, предположительно, регрессию мышления пациентов на наглядно-действенный уровень его функционирования.

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ - суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним.

* * *

Наиболее качественно выраженным расстройством мышления является бред.

Бредовые идеи - неправильные умозаключения, ложная убежденность, не соответствующие действительности. От обычных человеческих заблуждений бред отличается следующим:

1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;

2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;

3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;

4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки. Просто заблуждающийся человек при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений. Никакими фактическими доказательствами бредового больного разубедить не удастся. По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы:

5) бредовые идеи преследования;

6) бредовые идеи величия;

7) бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ ВЕЛИЧИЯ

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ ВЕЛИЧИЯ -

Бред изобретательства. Больной уверен в том, что он сделал выдающееся открытие, изобрел вечный двигатель, открыл причину рака, нашел средство для максимального продления человеческой жизни, изобрел «эликсир вечной молодости». Близок к этому бреду и бред реформаторства, когда больной убежден, что «открыл идею преобразования мира».

Бред высокого происхождения заключается в убежденности больного, что он сын всемирно известного писателя, кинозвезды, «последний отпрыск дома Романовых», а «те, кто считается сейчас родителями, всего лишь воспитатели», «подставные лица», «родители в условном смысле».

Бред богатства заключается в убежденности больного, что он «владелец несметных сокровищ», «обладает всеми золотыми запасами на земле», «ему ничего не стоит подарить каждому по миллиону долларов».

Любовный, эротический бред заключается в том, что больной или больная твердо убеждены в необыкновенно сильной любви к ним какого-то человека, возможно, даже и незнакомого, который «безумно любит его на расстоянии». Такие больные настойчиво добиваются встречи с «возлюбленным» или «любимой», буквально преследуют их, все поведение окружающих и особенно «предмета любви», по их мнению, подтверждает правильность их мысли: «Он делает вид, что мы незнакомы, потому что оберегает меня от нападок своей нелюбимой жены», «Она специально надела красное платье, чтобы показать, как сильна ее любовь ко мне», «Он специально женился, чтобы не бросить тень на мою репутацию».

Нелепый бред величия (так называемый мегаломаниче-ский). Такие больные утверждают, что «все дети на земле родились от него», «все книги, какие в мире есть, написал я, но только под разными именами», «я один могу сразу съесть десять быков». Данный вид бреда характерен для прогрессивного паралича.

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ -

Бред отношения заключается в патологическом убеждении человека, что все имеет к нему отношение: окружающие смеются над ним, перемигиваются по его адресу, он вызывает их насмешливое или даже брезгливое к себе отношение. Такие больные перестают посещать общественные места, пользоваться общественным транспортом, ходить в театр или на лекции, так как убеждены, что стоит им только появиться, как все тут же замечают их, насмешливо улыбаются, как-то подозрительно смотрят, плохо говорят о них. Разновидностью бреда отношения является бред особого смысла (особого значения). При этом самым обычным вещам больные придают особое значение, видят в них особый для себя смысл.

Больная, увидев на столе журнал с фотографией тигра в клетке, убежденно заявляет: «Все понятно. Специально положили эту картинку, чтоб подсказать, что скоро переправят меня в тюрьму».

Сенситивный (в переводе с латинского зешШуш - «чувствительный») бред отношения формируется на основе таких особенностей личности, как застенчивость, впечатлительность, ранимость, мнительность.

Бред отравления заключается в болезненной убежденности человека в том, что его хотят отравить, поэтому он отказывается от еды, считая, что ему постоянно в пищу подсыпают яд, не принимает лекарств.

Бред воздействия может иметь много различных вариантов: больной убежден, что на него на расстоянии воздействуют гипнозом, электричеством, атомной энергией, влияя таким образом на его мышление, поступки, вызывая у него сексуальное возбуждение.

Бред преследования в собственном смысле означает патологическую убежденность в том, что «преследователи» находятся в непосредственном окружении больного, ходят за ним по улице, подстерегают его под окнами дома, под видом больных проникают вслед за ним в клинику.

Бред материального ущерба характеризуется ложной убежденностью в том, что окружающие постоянно обворовывают больного, крадут его вещи и деньги, носят его одежду, получают за него его зарплату, портят его имущество, морят его голодом. Бред материального ущерба наиболее типичен для психозов старческого возраста.

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ САМОУНИЧИЖЕНИЯ (ДЕПРЕССИВНЫЙ БРЕД)

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ САМОУНИЧИЖЕНИЯ (ДЕПРЕССИВНЫЙ БРЕД) -

Бред самоуничижения, самообвинения, виновности - весьма близкие по клиническому содержанию патологические идеи о своих мнимых ошибках, несуществующих грехах, несовершенных преступлениях («я в жизни не сделал ничего хорошего», «я не на что не годный человек»). Данные больные очень часто уверены, что своими ошибками и поступками они погубили не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, что они «всем в тягость», «объедают окружающих». Для них характерно также ожидание наказания, убежденность в его необходимости или неизбежности («нет такой кары, которая бы соответствовала моим проступкам»). Подобные бредовые идеи особенно характерны для больных с пресенильными психозами.

Ипохондрический бред выражается в ошибочных умозаключениях по поводу состояния собственного организма, болезненной убежденности в наличии заболевания (рак, сифилис, СПИД, «воспаление всех внутренностей», нарушение обмена веществ), поражения всего организма или отдельных частей тела («кровь сгустилась, в сердце какие-то тяжи и пробки, скоро уже придет полный конец», «весь мочевой пузырь поражен, моча даже не идет»). Иногда больные утверждают, что они уже не существуют, у них нет желудка, нет кишечника («у меня уже нет желудка, да и кишечник весь сгнил», «сердце перестало работать, печень исчезла», «почки насквозь прогнили»). Такая разновидность ипохондрического бреда носит название бреда отрицания, или нигилистического бреда.

Реже бредовое отрицание касается не собственного организма, а внешнего мира: «все погибло», «солнце погасло», «земля провалилась».

У одного и того же больного может быть либо одна бредовая идея, либо сразу несколько (одновременно существование бреда величия и преследования). Также один вид бредовых идей может переходить в другой - трансформация бреда.

БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА

БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА - ложные умозаключения. Различают паройяльный бред - систематизированный бред; параноидный бред - характеризуется наличием бредовых идей, которые чаще не имеют достаточно стройной системы; парафренный бред - сочетается с нарушениями ассоциативного процесса (разорванность, резонерство и символизм).

БРЕДОПОДОБНЫЕ РАССТРОЙСТВА

БРЕДОПОДОБНЫЕ РАССТРОЙСТВА - ложные умозаключения, связанные с расстройством воли, влечений, эмоциональными нарушениями; отличаются от бредовых отсутствием тенденции к систематизации, кратковременностью, возможностью частичной коррекции методом разубеждения.

БРЕЗГЛИВОСТЬ

1) (от древнерус. бридъкъ «острый, кислый, горький») - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.). Ср. ситуацию в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» - Смердяков разглядывает кушанье, которое он ест, что вызывает неудовольствие присутствующих.

«Дед, а ты чего не ешь?» - спросил его Емельян. - «Не ем я раков… Ну их!» - сказал старик и брезгливо отвернулся (А. Чехов, Степь).

Типичная реакция - эмпатия или недовольство.

2) (брезгливое чувство) - привередливость, большая разборчивость в социальном, моральном плане (когда человек испытывает омерзение при общении или возможности общения с людьми, находящимися ниже его в социальном отношении, с нравственно неполноценными лицами). Является часто следствием чванства, самомнения. Ср. выражение гнушаться кем-либо. Возможное проявление: ср. выражения поморщиться, поводить носом, воротить нос. Типичная реакция - эмпатия или, наоборот презрение, досада, неловкость; может сочетаться у субъекта с презрением, стыдом, дискомфортом.

[Литвинов] не только не интересовался Биндасовым, но даже гнушался им (И. Тургенев, Дым).

Он серьезно размышлял о грошовом предложении Иосифа, из которого, по его расчетам, можно бы было извлечь выгоду, и только все еще несколько оставшийся в нем аристократический взгляд на вещи помешал ему в том. «Какая-то Костырева, которой мужа он знал за гадкого пьяницу; наконец, этот неуклюжий, шершавый ходатай, и связаться с этими господами… Нет, черт с ним!» - решил он мысленно… (А. Писемский, Старческий грех).

Таня в один прекрасный день повалилась в ноги Аглаиде Васильевне, призналась в своей беременности и открыла - от кого. Что говорила ей Аглаида Васильевна и на чем они с Таней порешили - осталось тайной. В тот же день Таня исчезла, появилась в доме новая горничная… Некоторое время мать как-то брезгливо избегала сына, но потом все пошло по-старому (Н. Гарин-Михайловский, Гимназисты).

«Фу, в какой грязи выкупался, в какой гадости!» - все время болезненно морщась, думал Матиец, вспоминая ночь (С. Сергеев-Ценский, Наклонная Елена).

…Она смотрела на Коростылева и думала: «Неужели не скучно быть простым, ничем не замечательным, неизвестным человеком, да еще с таким помятым лицом и с дурными манерами?» (А. Чехов, Попрыгунья).

Ср. презрение.

БРЕЙЕРА МЕТОД КАТАРСИСА

БРЕЙЕРА МЕТОД КАТАРСИСА (Breuer, 1893) - метод психотерапии, основанный на предположении о том, что воспоминание вытесненной психической травмы может иметь лечебное значение. Аналогичные методы предлагались другими авторами (Иванов, 1973; и др.).

БРЕЙНСТОРМИНГ, ИЛИ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

БРЕЙНСТОРМИНГ, ИЛИ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» - метод группового решения творческих задач, предложенный А. Осборном.

БРЕННЕРА ОПУХОЛЬ

БРЕННЕРА ОПУХОЛЬ (описана немецким патологом F. Brenner) - своеобразная, редко встречающаяся фиброэпителиальная опухоль яичника: опухоль плотной консистенции округлой формы с гладкой или узловатой поверхностью, от микроскопических до гигантских размеров; клинически может протекать бессимптомно.

F. Brenner. Das Oophoroma folliculare. Frankfurter Zeitschrift fUr Pathologie, 1907; 1: 150-171.

БРЕНТАНО

БРЕНТАНО (Brentano) Франц (1838-1917)- австрийский философ и психолог, профессор философии Вюрцбург-ского ун-та (1872) и Венского ун-та (с 1874), в котором преподавал философию в течение 20 лет. Учитель 3. Фрейда. Начинал свою деятельность в качестве католического священника. После принятия доктрины о непогрешимости Римского папы отказался от сана и занялся философией. Считался одним из лучших знатоков философии Аристотеля (384-322 до н.э.) и Фомы Аквинского (1226-1274). Особое внимание уделял исследованию проблем философской психологии и непосредственно психологии. В 1874 г. опубликовал книгу Психология с эмпирической точки зрения, оказавшую влияние на формирование нового понимания возможностей психологии как науки и ее состояния на тот момент. В 1874- 1875 гг. университетский цикл его лекций по философии прослушал 3. Фрейд, который впоследствии изучал философию у Б. в приватном порядке. По рекомендации Б. 3. Фрейду доверили осуществить перевод с английского языка сочинения философа Дж.Стюарта Милля (1806-1873). Б. проводил четкую границу между физическими и психическими феноменами. Полагал, что родовым (общим) признаком психических феноменов (в отличие от физических) является интенциональность, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо. Основной задачей психологии считал исследование психических феноменов. Подразделял психологию на дескриптивную (описывающую и классифицирующую последние элементы, из которых строится сознание) и генетическую (устанавливающую законы сознания). Придавал большое значение внутреннему опыту человека. Был учителем и предшественником основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и ряда других мыслителей своего времени. Оказал влияние на развитие различных психологических и философских школ, в том числе на экзистенциальную философию Мартина Хайдеггера (1889-1976) и др. Автор книг: О происхождении нравственного сознания (1889), Четыре фазы философии (1895) и др. В.И. Овчаренко

БРИССО-МАРИ СИМПТОМ

БРИССО-МАРИ СИМПТОМ (Brissaud, Marie) - односторонний тик мышц губ и языка. Считается установленной его органическая природа (Жиль де ла Туретта синдром, см.).

БРИФИНГ

БРИФИНГ (англ. brief - короткий) - короткая официальная встреча с представителями средств массовой информации для обсуждения отдельных вопросов, например, журналистов с некоторыми врачами..

БРОДИ - ТРЕНДЕЛЕНБУРГА ПРОБА

БРОДИ - ТРЕНДЕЛЕНБУРГА ПРОБА (в отечественной литературе - Броди - Троянова - Тренделенбурга проба, по именам хирургов - В. С. Brodie, отечественного А. А. Троянова, 1849-1916, и немецкого F. Trendelenburg, 1844-1924) - метод оценки состояния клапанного аппарата поверхностных вен при варикозной болезни: пациент в положении лежа на спине поднимает ногу, после опорожнения поверхностных вен место впадения большой подкожной вены бедра в бедренную прижимают пальцем или накладывают жгут на верхнюю треть бедра. Больного просят встать, и через 60 секунд сдавление прекращают. Быстрое, в течение нескольких секунд, заполнение варикозно-расширенных вен бедра и голени после прекращения сдавления свидетельствует о недостаточности остиального клапана, расположенного в месте перехода большой подкожной вены в бедренную (проба положительная); если до устранения сдавления поверхностные вены быстро (менее чем за 35 секунд) наполняются с периферии и наполнение их не увеличивается после устранения сдавления, проба считается отрицательной и говорит о несостоятельности клапанов соединительных вен.

B. С. Brodie. Lectures Illustrative of Various Subjects in Pathology and Surgery. London, 1846.

F. Trendelenburg. Uber die Unterbindung der Vena saphena magna bei Unterschenkelvaricen. [Bruns] Beitrage zur klinischen Chirurgie, 1891; 7: 195-210. Reprinted, with translation, in Med. Classics, 1940; 4: 989-1023.

БРОДИ АБСЦЕСС

БРОДИ АБСЦЕСС (по имени британского хирурга B. С. Brodie, 1783-1862) - остеомиелит в области эпифизов длинных трубчатых костей (чаще - большеберцовой, реже - лучевой, бедренной и плечевой). Вызывается золотистым стафилококком (Staphylococcus aureus), который попадает в очаг воспаления гематогенным путем. Течение хроническое, реже - бессимптомное, чаще - с обострениями без повышения температуры. Появляются ноющая, распирающая боль в области очага воспаления, гиперемия и отек мягких тканей. Диагноз подтверждают рентгенологически: в области эпифизов находят ограниченное очаговое разрежение костной ткани, окруженное склеротическим ободком, иногда с секвестром в центре. С возрастом возможно самопроизвольное выздоровление. Лечение консервативное. При свищевой форме проводят остеотомию, обработку абсцесса и иммобилизацию конечности. Назначают антибактериальное лечение.

B. C. Brodie. An account of some cases of chronic abscess of the tibia. Medico-Chirurgical Transactions, London, 1832; 17: 239-249.

БРОДМАНА ПОЛЯ

БРОДМАНА ПОЛЯ - 44 цитоархитектонических поля коры больших полушарий. Функциональная карта коры полушарий не совпадает с гистологической ей топографией.

БРОДСКОГО ЖИДКОСТЬ

БРОДСКОГО ЖИДКОСТЬ (Бродский, 1954) - противоэпилептическая смесь, включающая в свой состав следующие ингредиенты: кальция хлорид, меркузал, фенобарбитал, натрия тетраборат и метилкофеин. Ныне при лечении эпилепсии практически не используется

БРОДЯЖНИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРОКА - ПОТРИЕ СИНДРОМ

БРОКА - ПОТРИЕ СИНДРОМ (Брока - Потрие глоссит, описан французскими дерматологами L. A. J. Brocq, 1856-1928, и L. М. Pautrier, 1876-1959; синоним - срединный индуративный ромбический глоссит) - аномалия развития языка вследствие нарушения развития его непарного бугорка: в средней части языка впереди желобоватых сосочков располагается гладкий воспалительный очаг неправильной ромбовидной или овальной формы красно-розового цвета; хроническое изъязвление в области средней трети языка, где отсутствуют нитевидные и грибовидные сосочки; постоянная умеренная сухость слизистой оболочки полости рта; увеличение регионарных лимфатических узлов. При отсутствии осложнений субъективных жалоб обычно нет; при присоединении инфекции возможно жжение языка при приеме острой пищи. Болеют преимущественно мужчины после 30 лет. Течение длительное.

L. Brocq, L. M. Pautrier. Glossite losangique mediane de la face dorsale de la langue. Annales de dermatologie et de syphilographie, Paris, 1914; 5: 1-18.

Предыдущая страница Следующая страница