Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 6, "СЕМ"-"СЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СЕМ"-"СЕР")

СЕМЕЙНАЯ ИЛИ СЕМЕЙНО-КУЛЬТУРНАЯ ОТСТАЛОСТЬ

СЕМЕЙНАЯ ИЛИ СЕМЕЙНО-КУЛЬТУРНАЯ ОТСТАЛОСТЬ (familial or familial cultural retardation) - лёгкая степень интеллектуальной отсталости с отсутствием явной органической патологии мозга и тенденцией смешиваться с общей популяцией после окончания школы, более свойственная меньшинствам и индивидам с низким социоэкономическим статусом. Синонимы: Пограничная умственная отсталость, Задержка психического развития, Социально-педагогическая запущенность.

СЕМЕЙНАЯ ПЛЕЯДА

СЕМЕЙНАЯ ПЛЕЯДА (греч. Pleiados - название группы из семи древнегреческих поэтов-трагиков) - сложный набор отношений в семье, определяемый в значительной степени числом её членов, их возрастом и моделью функциональных взаимодействий между ними.

СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА

СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА (family system) - концептуализация семьи как единого динамического целого, а не суммы отдельных её членов.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ - общее название психотерапевтических приёмов, в которых семья рассматривается как единое целое, не выделяя отдельных индивидов для проведения независимого от других членов семьи лечения. Семейная терапия касается в первую очередь детей с нарушенным душевным равновесием и проблемных брачных отношений.

* * *

(от греч. theraрeia - лечение) - форма коммуникационной терапии. Направлена на гармонизацию семейных взаимоотношений, разрешение супружеских конфликтов. Среди исследователей, внесших ощутимый вклад в развитие подхода, наиболее известны следующие: В. Сатир, К. Витакер, С. Минухин, М. С. Палазолли, Д. Хейли, М. Боуэн, К. Маданес, Л. Хофман.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - воздействие на развивающуюся личность ребёнка со стороны семьи как некоего единого целого, включающего и его самого. Играет значительную роль в формировании личности, сознания и может быть в первую очередь бессознательной сферы ребёнка в виде усвоения им основных и наиболее прочных программ переработки социальной информации и социального поведения, так как это воздействие осуществляется в первые и наиболее восприимчивые годы его жизни. Это воздействие начинается, повидимому, ещё до рождения ребёнка, так уже в фетальном периоде дородового развития появляются отчётливые признаки функционирования его психики и, вероятно, устанавливается первичная психологическая связь между им и его матерью. Семья является также важнейшим проводником влияния на формирующуюся личность со стороны государства, общества, культуры и традиций. Отсюда вытекает понимание того, насколько важными являются государственная политика семьи и семейного воспитания или к каким трагическим последствиям может привести отсутствие такой политики. Кроме того, на формирование личности ребёнка может влиять наличие в семье психиатрического пациента, если последнему свойственны серьёзные психические расстройства и нарушения поведения, которые могут существенно деформировать семейные отношения. С другой стороны, семья сама изменяется под влиянием ребёнка, его поведения, психиатрической патологии, других болезней.

СЕМЕЙНЫЙ

СЕМЕЙНЫЙ - 1. вообще - имеющий отношение к семье; 2. в более специальном значении - являющееся общим для всех членов семьи, например, наследственные факторы, факторы культурного наследия семьи. Например, семейное заболевание.

СЕМЕЙНЫЙ РОМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЕННАЯ ЖИДКОСТЬ

СЕМЕННАЯ ЖИДКОСТЬ - мутная, вязкая жидкость, выделяемая при семяизвержении, то есть мужская сперма.

СЕМЕННЫЕ ПУЗЫРЬКИ

СЕМЕННЫЕ ПУЗЫРЬКИ - два мешка, расположенные у основания мочевого пузыря мужчины, в которых аккумулируется семенная жидкость.

СЕМИНАРЫ ПО СНИЖЕНИЮ СТРЕССА

СЕМИНАРЫ ПО СНИЖЕНИЮ СТРЕССА (stress-reduction seminars) - семинары или групповые сессии, во время которых профессионалы по психическому здоровью обучают работников определённых служб справляться со стрессом и по возможности безболезненно преодолевать проблемы. Синоним: Семинары по разрешению проблем.

СЕМИОТИКА

СЕМИОТИКА - 1. общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, символика в физике и химии, логические и математические исчисления и др.). Основными аспектами семиотики являются: а) синтактика (изучение структуры сочетаний знаков и правил образования таких сочетаний); б) семиотика (изучение значения знаков) и в) прагматика (изучение отношений между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется; сами эти отношения); 2. симптоматология, учение о симптомах болезни. Изучает различные проблемы: что представляют собою собственно симптомы, их природа, систематика, правила их описания, диагностическое и прогностическое значение, взаимоотношения симптомов с проявлениями нормального функционирования, закономерности формирования сочетаний симптомов и образования синдромов. Особое место в симптоматологии занимают симптомы психического расстройства. В частности, в психопатологии симптом рассматривается как опосредованное психикой и личностью индивида нарушение активности нейрофизиологических структур; 3. исследование моделей коммуникации во всех модальностях» (Т. Себеок). Это означает, что предмет семиотики вариируется от эволюционно примитивной коммуникации животных до сложных лингвистических систем. Обычно выделяют: 1. антропосемиотические системы, которые являются в значительной степени лингвистическими и специфическими для человека, и 2. зоосемиотические системы, которые являются невербальными, паралингвистическими и в той или иной степени свойственными многим биологическим видам.

* * *

Учение о признаках болезни - симптомах и синдромах, методах их выявления и трактовки, направленной на решение вопроса о топическом и нозологическом диагнозе.

* * *

(от греч. semeion - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на три основных раздела: 1) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного им; 2) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; 3) прагматику, исследующую употребления знаков в конкретной ситуации общения. Обычно С. рассматривается в широком и узком смысле. В первом случае в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители других явлений: дым как пожар, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. Эти заместители в С. обычно называются не знаками, а признаками. Во втором, узком смысле С. понимается как наука о таких физических явлениях, которые используются для передачи информации и специализированы для этой цели. Частным случаем такого понимания С. является рассмотрение ее как науки о собственно знаках, обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации человеком. С. как наука о средствах общения и других специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения. Ее данные используются в психологии управления (при разработке формализованных документов и сообщений), в инженерной психологии (при построении и выборе системы знаков для отображения информации, при разработке символьных языков описания операторской деятельности и т. п.).

СЕМЬ ПЛЮС/МИНУС ДВА (7+/-2)

СЕМЬ ПЛЮС/МИНУС ДВА (7+/-2) - «магическое число» Д.А. Миллера (на самом деле эта характеристика объёма кратковременной памяти впервые и ранее установлена Д. Якобсом в опытах по запоминанию цифр). Имеется в виду, что объём или вместимость кратковременной памяти касается не формального числа запоминаемых конкретных впечатлений, а относится к числу «блоков» закодированной информации, так как любой из таких блоков может включать два и более организованных определённым образом впечатления.

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - человеческие грехи, которые произошли «от корня всякого зла - гордости»: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность. Эти грехи в свою очередь порождают ряд др.: от тщеславия происходит непослушание и чванство, от зависти - ненависть и т. д. Такая классификация грехов принадлежит Григорию Великому. Считается, что для освобождения людей от этих семи зол Христу понадобились семь даров благодати. Сохраняя разделение грехов на простительные и тяжкие (в т. ч. и смертные), теология XIV-XX вв. неоднократно предлагала новые варианты их разграничения. Каждый из С. с. г. является источником либо социальных, либо внутриличностных конфликтов. Воспитание человека в духе недопущения С. с. г. - условие профилактики конфликтов. Исключить все С. с. г. из своей жизнедеятельности профессионально важно для конфликтолога.

СЕМЬИ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЬИ СО ШКОЛЬНИКАМИ И ПОДРОСТКАМИ

СЕМЬИ СО ШКОЛЬНИКАМИ И ПОДРОСТКАМИ -

Это третья ступень развития семьи. Семья должна разработать новые модели: как помочь справиться со школьной программой, кто должен помогать, время отхода ко сну, домашняя работа, свободное время, как оценивать развитие ребенка. Границы контакта должны все время расширяться, становиться более справедливыми и давать свободу приобретения нового опыта ребенком. К слову сказать, у подростков группы сверстников приобретают особенное влияние. Эта культура существует сама по себе: здесь особенная оценка секса, наркотиков, алкоголя, одежды, политики, социальных ценностей, морали и т. д. Семья теперь вступает в конкурирующие взаимоотношения с этой новой системой, и это требует компромиссов. Автономность семьи и контроль должны быть пересмотрены.

СЕМЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЬЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ

СЕМЬЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ -

Этот холон состоит из нового образования: родительского холона и супружеского. Супружеский холон на этом этапе должен быть реорганизован, чтобы справиться с новыми задачами, должны быть новые правила взаимодействия. Эта структура может быть также неустойчивой, так как семья должна приспосабливаться к ребенку. Жена может быть конфликтна из-за недостатка времени и внимания супруга. Муж может злоупотреблять свободой. Все это требует терапевтической коррекции. Если эти проблемы плохо решаются, тогда вовлекается возрастной холон. Возникают коалиции, направленные на одного из супругов с целью повышенного контроля или с целью держать мужа (чаще всего) на второстепенных ролях, оттесняя его. На этом этапе, кроме бабушек и дедушек, включаются школа, детский сад, больница.

Когда ребенок начинает ходить, ему надо дать большее пространство и свободу, но обеспечить его безопасность и авторитет родителей. Контроль должен быть увеличен, но стать менее заметным.

Когда рождается второй ребенок, эта система должна быть реорганизована опять. Здесь включается еще братско-сестринский холон. Именно на этом этапе проявляются наиболее часто синдром «эмоционального остывания», супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разочарования «в характере», а также разные взгляды на воспитание детей. Здесь проявляется интенсивная тенденция родителей, родительского холона к вмешательству, исходящего из постулата: «Если мы вам помогаем, мы имеем право на…».

СЕМЬЯ С ТЕСНЫМИ СВЯЗЯМИ

СЕМЬЯ С ТЕСНЫМИ СВЯЗЯМИ (enmeshed family) - 1. семья, члены которой состоят в отношениях зависимости один от другого, слишком вовлечены в дела друг друга и излишне обеспокоены вопросами благополучия других близких людей; 2. нормальная семья с адекватными и прочными взаимоотношениями её членов.

СЕМЯВЫНОСЯЩИЙ ПРОТОК

СЕМЯВЫНОСЯЩИЙ ПРОТОК - узкий мышечный проток, идущий от яичка к предстательной части мочеиспускательного канала.

СЕМЯИЗВЕРЖЕНИЕ

СЕМЯИЗВЕРЖЕНИЕ - выделение спермы из полового члена во время полового акта, мастурбации, петтинга или поллюций.

СЕНЕСТОПАТИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНЕСТОПАТИИ, КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ

СЕНЕСТОПАТИИ, КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ - разграничивают сенестопатии по анатомическому признаку (Ануфриев, 1979), то есть их локализации (в области головы, груди, животе и др.), что может иметь некоторое значение для понимания истории, психологии и природы расстройства. Другие исследователи предпочитают клинико-психопатологический принцип систематики сенестопатий, - с учётом качеств некоторых продуктивных симптомов, каковыми сенестопатии обладают (Ушаков, 1973; Остроглазов, 1975; Эглитис, 1977; Гутенёва, 1979, 1980; Басов, 1980; и др.). В обобщённом виде подходы к систематике сенестопатий с указанной позиции могут быть представлены следующим образом (Жмуров, 1994; Собенников, 1998). 1. простые сенестопатии - характерны чёткая и мономорфная рецептивная их модальность, определённая топографическая локализация, сответствующая модальности ощущения проекция и связанное с указанными признаками значительное сходство с реальными общесоматическими болезненными ощущениями; в этой группе различаются а) алгические сенестопатии или сенестоалгии, то есть мнимые ощущения, субъективно тождественные боли; б) термические сенестопатии, то есть мнимые ощущения жжения или холода; в) сенестопатии в виде парестезий - мнимых ощущений покалывания, онемения, ползания мурашек и т.п.; 2. психосенсориальные сенестопатии - типичны мнимые болезненные ощущения с ясно выраженными пространственными характеристиками (объёмностью, размерностью, направленностью и др.); 3. герменевтические сенестопатии - мнимые ощущения с их интерпретацией в плане связи с функционированием определённых органов, тканей, локализацией в конкретных органах или отдельных участков органов (например, боли во внутренней пластинке лобной кости»; их связи между собой, нередко объединяющей сенестопатии в разных частях тела в целостную структуру; связи с мнимыми, нередко бредоподобными или бредовыми причинами появления; 4. галлюцинаторные сенестопатии - сенестопатии с отчётливыми дискриминативными характеристиками, вследствие чего описания пациентами собственных сенестопатий весьма приближается к таковым у галлюцинаций; 5. параноидные сенестопатии - мнимые болезненные ощущения, возникающие с характером их сделанности извне, с уверенностью в том, что существует некий внешний источник их появления; 6. парафренические сенестопатии - патологические ощущения фантастического содержания, включённые в контекст парафренического синдрома.

СЕНЗИТИВНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (ХАРАКТЕРА)

СЕНЗИТИВНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (ХАРАКТЕРА) -

(от лат. sensus - чувство, ощущение) - тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность и др.

СЕНЗИТИВНОСТЬ

СЕНЗИТИВНОСТЬ - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.

* * *

характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности. Сензитивным людям своейственны робость, застенчивость, повышенная тревожность, боязнь нового, порой комплексы неполноценности, заниженный уровень притязаний и др.

СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ

СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ -

способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т.д.).

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД [лат. sensus - чувство, ощущение] - период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех-пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды - кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции . В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л .С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок-взрослый» на данной возрастной стадии. О.А.Карабанова

* * *

возраст наибольшей чувствительности организма к влиянию окружающей среды.

СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) ПЕРИОД

СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) ПЕРИОД (лат. sensitivus - чувствительный) - 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определённых реакций либо определённого типа знания (например, сенситивный период овладения языком, который длится, приблизительно, до подросткового возраста, по другим сведениям, до 6-7 лет).

СЕНИЛЬНЫЕ БЛЯШКИ

СЕНИЛЬНЫЕ БЛЯШКИ (senile plaques) - отложения бета-амилоидного протеина округлой формы в промежутках между отдельными клетками паренхимы головного мозга и некоторых кровеносных сосудов при старческой деменции и старении.

СЕНИЛЬНЫЕ И ПРЕСЕНИЛЬНЫЕ ДЕМЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНИЛЬНЫЙ

СЕНИЛЬНЫЙ - 1. относящийся к старению, старости: паттерны мышления, эмоционального реагирования, поведения и самоосознавания, свойственные старческому возрасту. Нередко термин используется с отрицательной коннотацией, подразумевающей возрастную деградацию, которая часто, хотя и не всегда наблюдается в старости. С целью избавиться от такой коннотации термин относят к возрасту после 65 лет. Существует мнение, что нормальное старение не сопровождается появлением клинически значимой симптоматики; 2. обозначение психического расстройства, впервые возникшего или проявившегося в старческом возрасте.

* * *

Старческий.

СЕННЕТСУ-ЛИХОРАДКА

СЕННЕТСУ-ЛИХОРАДКА (сеннетцу; в пер. с яп. - собачья лихорадка) - инфекционное заболевание: лихорадка, сыпь, боли в мышцах и суставах, диспепсические расстройства, поражение печени. Возбудитель описан в 1950 Misao Kobayashi, отнесен к риккетсиям; в 1984 включен в род Ehrlichia трибы Ehrlichieae семейства Ricketsiaceae. Источник возбудителя - собаки, переносчик - собачий клещ. Летальность до 5 %. Диагноз подтверждают серологическими методами. Лечение проводят препаратами тетрациклинового ряда. Профилактика направлена на борьбу с бродячими собаками, клещами.

СЕНСИБЕЛЬНЫЙ

СЕНСИБЕЛЬНЫЙ (лат. sensus - чувство) - воспринимаемый чувствами, постигаемый с помощью органов чувств (в противоположность термину «интеллигибельный», то есть постигаемый разумом).

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ (лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к каким-либо стимулам с импликацией того, что человек вообще неравномерно чувствителен к разного рода стимулам, а избирательно чувствителен к определённым стимулам или событиям. Антоним: Десенсибилизация.

* * *

Повышение чувствительности организма или отдельных его особенно легко возбудимых образований, например отдельных органов чувств, к воздействию какого-либо фактора окружающей или внутренней среды.

* * *

(от лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности анализаторов в результате действия раздражителя.

* * *

(от лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей С. обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов С. и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому и сенсорному раздражителям. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (С). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется нервным элементам анализатора и является прямым способом измерения С.

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ (sensitive periods) - возрастные отрезки времени, когда на передний план выступают определённые стороны развития, которые, с одной стороны, становятся максимально уязвимыми в плане их нарушения, а с другой стороны, являются максимально восприимчивыми к корректировке.Синоним: Критические периоды развития.

СЕНСИТИВНЫЙ

СЕНСИТИВНЫЙ - 1. вообще - имеющий отношение к чувствительности; 2. характеристика индивида, личности которого свойственны эмоциональная утончённость, лабильность, впечатлительность, хрупкость, ранимость; 3. характеристика того, кто, как предполагают, обладает паранормальными способностями; 4. характеризующий тенденцию индивида приписывать окружающим собственные переживания по поводу того, что его самого особенно волнует в настоящее время. Например, сенситивные идеи отношения.

СЕНСОМОТОРИКА

СЕНСОМОТОРИКА - (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель), взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.

* * *

(от лат. sensus- чувство, ощущение и motor - двигатель) - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляются запуск, регуляция, контроль и коррекция движений. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т. о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с другой - является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и в конечном счете формирования адекватного образа. Общей структурной схемой организации сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо. В плане инженерной психологии эти процессы наиболее часто выступают в виде сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации.

СЕНСОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ

СЕНСОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ (от лат. sensus - чувство, ощущение, motor - двигатель, со - с, вместе, ordinatio - расположение в порядке) - согласование во времени и пространстве двигательных действий ensus удерживание посредством непрерывных дозированных движений в заданном положении объекта, имеющего тенденцию к беспрерывным отклонениям (напр., удерживание рычагом отклоняющейся стрелки, выдерживание летчиком по приборам заданного режима полета и др.). 2. Сложная координация, которая необходима при управлении сложной многосвязной системой (примером ее может быть координация движений суппорта (основной узел) токарного станка, на котором токарь должен одновременно координировать движение в двух направлениях). 3. Групповая многосвязная координация (групповое слежение), когда процесс управления осуществляет не один человек, а группа людей, действия которых взаимосвязаны. Физиологическим механизмом С. к. является система обратной афферентации. С. к. представляет собой сложный навык, она лежит в основе профессиональной ловкости и отличает навыки мастера от навыков ученика. На начальных этапах обучения действия, входящие в состав С. к., могут состоять из цепи отдельных сенсомоторных реакций, каждая из которых имеет свои начало и конец. Затем они объединяются в гибкую, пластичную систему сенсомоторных коррекций выполняемого движения, реализующего обобщенную цель целостной трудовой операции. Дальнейшее усложнение С. к. происходит в случае необходимости управления многосвязной системой.

СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ

СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ - одиночное дискретное движение оператора на появление (прекращение действия) того или иного раздражителя. Различают следующие виды С. р.: простая С. р., сложная С. р. и реакция на движущийся объект. В общем случае в С. р. различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции, т. е. процесс восприятия; 2) центральный момент реакции, который отражает процессы переработки информации и принятия решения; 3) моторный момент реакции, т. е. выполнение двигательного действия; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). С физиологической точки зрения С. р. являются условными двигательными рефлексами. С. р. могут возникать в ответ на различные раздражители, наиболее часто встречаются зрительно-двигательные и акустико-двигательные реакции. В зависимости от сложности центрального момента реакции различают простые и сложные Ср. Простая "С. р . - это ответное элементарное движение на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал. Простая реакция характеризуется единственным параметром - временем. В его состав входят латентный (скрытый) период и время двигательного акта. Примером простой реакции может служить переключение тумблера в ответ на звуковой сигнал. Сложные С. р. могут быть двух видов. В том случае, когда на один сигнал нужно ответить движением, а на другие нет, говорят о реакции различения. Если же необходимо выбрать строго определенный из нескольких возможных двигательный ответ, то реакцию называют реакцией выбора. Сложные С. р. характеризуются временем выполнения (см. Время реакции), вариативностью и точностью. Эти показатели наряду с другими психофизиологическими качествами определяют профессиональную пригодность целого ряда специалистов: водителей, операторов и др. Поэтому эти показатели часто используются при проведении профессионального отбора и контроле состояния оператора.

СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ ИЛИ УРОВЕНЬ, ПЕРИОД

СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ ИЛИ УРОВЕНЬ, ПЕРИОД - в теории Ж.Пиаже - стадия когнитивного функционирования, длящаяся от момента рождения до развития у ребёнка осознания постоянства объектов, то есть до 2 лет, возраста появления символического (речевого) мышления. Синоним: Младенчество.

СЕНСОМОТОРНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ

СЕНСОМОТОРНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ - термин Д.Брунера в его теории развития мысленных представлений, согласно которой свойства предметов представлены у ребёнка в виде действий и движений. Например, «полный стакан» отображается двигательным представлением типа «тот, который можно вылить». Нередко этот уровень отображения фигурирует у взрослых людей, включая пациентов, в ответах на вопросы тестов на умственные способности. Например, пациент, сравнивая «камень» и «кирпич», сообщает, что кирпич «легко расколоть на куски», а камень - «трудно». Из теории Д.Брунера следует, что умственные операции имеют своим прототипом определённые действия с объектами.

СЕНСОМОТОРНЫЙ РИТМ

СЕНСОМОТОРНЫЙ РИТМ - умеренно быстрая (12-14 Гц) волна на ЭЭГ, регистрируемая в сенсомоторных областях коры больших полушарий.

СЕНСОРЕЧЕВАЯ РЕАКЦИЯ

СЕНСОРЕЧЕВАЯ РЕАКЦИЯ - вид сенсомоторной реакции, в которой ответом на действие раздражителя является речевое действие. Эта реакция имеет определенное значение в различных видах профессиональной деятельности: для руководителей различных степеней при отдаче распоряжений и указаний, для операторов при считывании показаний с приборов и передаче их другим исполнителям и т. п. Центральный момент С. р. довольно усложнен, он протекает во второй сигнальной системе. Двигательный момент проявляется в качестве моторного компонента речи.

СЕНСОРНАЯ АДАПТАЦИЯ

СЕНСОРНАЯ АДАПТАЦИЯ - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (напр., последовательный образ). Функциональное значение С. а. заключается в обеспечении повышенной разностной чувствительности в близкой к величине адаптирующего раздражителя зоне. Это может достигаться как за счет увеличения, так и уменьшения абсолютной чувствительности, примером чего служит темновая и световая адаптация зрения. С. а. характеризуется диапазоном изменения абсолютной чувствительности, скоростью этого процесса, а также избирательностью (селективностью) происходящих изменений по отношению к адаптирующему воздействию. Так, напр., процессы зрительной адаптации частично избирательны по отношению к пространственной частоте и направлению движения раздражителя в поле зрения; процессы вкусовой адаптации избирательны по отношению к любому из 24 видов солей, но не избирательны по отношению к различным видам кислот и т. п. Разнообразные физиологические изменения, лежащие в основе С. а., вовлекают как периферические, так и центральные звенья анализаторов. Так, процессы зрительной световой адаптации включают реакции уменьшения диаметра зрачка, распада зрительного светочувствительного пигмента, перехода с палочкового на колбочковое зрение, увеличение тормозных взаимодействий и уменьшения возбудимости нейронов на разных уровнях зрительной системы. Большое значение для понимания механизмов С. а., а также процессов восприятия вообще имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов исследования.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ - нарушение понимания речи при нормальном слухе (словесная глухота) и сохранении способности говорить. В легких случаях больной понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»), В противоположность больным с моторной афазии эти больные бывают болтливы, но вследствие утраты контроля за речью последняя становится бессмысленной, наблюдается замена букв, слогов и даже целых слов («словесная окрошка»).

* * *

- см. Афазия сенсорная (Вернике).

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (англ. deprivation - лишение, утрата) - естественная или искусственная ситуация ограничения потока поступающей в головной мозг сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть расслабляющими и субъективно приятными, длительные периоды обычно бывают чрезвычайно тягостными и нередко вызывают разнообразные психические расстройства, такие, как нарушения восприятия пространства и времени, иллюзии и галлюцинации, нарушения самоосознавания и др. Под перцептивной депривацией иногда понимают существенное ограничение потока значимой для человека информации, хотя стимуляция органов чувств осуществляется в достаточном количестве.

СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА - совокупность сенсорных порогов человека. Усредняя значения порогов по массиву испытуемых, физиолог получает описание типичных свойств человека как системы чувственного отражения действительности, сложившейся в ходе биологической эволюции и исторического развития. Рассматривая совокупность порогов конкретного человека, психолог обнаруживает индивидуальные особенности этого человека, а инженерный психолог - материал для решения вопросов профотбора и оптимального конструирования средств отображения информации. Дальнейшие исследования сенсорных систем приводят к установлению новых факторов и формированию новых понятий, отвечающих этим факторам. Это связано прежде всего с проникновением идей кибернетики в психофизиологию сенсорных процессов.

СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ

СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ - гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно не более 1 с) продуктов сенсорной обработки информации, которая поступила в органы чувств. В С. п. действующий раздражитель отображен во всей полноте его признаков, доступных воспринимающей системе (органам чувств). С этой точки зрения С. п. является сенсорной копией поступающей информации. С. п. характеризуется большим объемом хранящейся информации; считается, что в ней отображаются физические характеристики стимулов, поэтому она рассматривается как модально-специфический вид памяти. В зависимости от вида стимулов различают С. п. иконическую (зрение), эхоическую (слух) и др. Основная функция С. п.- обеспечить условия, необходимые для предварительного анализа стимула и перевода информации о нем в кратковременную память. С. п. является одним из элементов трехкомпонентной модели памяти, где она предоставляется в виде сенсорного регистра. Он является гипотетическим блоком хранения информации в том виде, в котором она была преобразована на уровне органов чувств, без последующего перекодирования.

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА - синоним понятий анализатор, орган чувств. Термин «С. с.» наиболее часто употребляется в зарубежных физиологических и психологических работах. В настоящее время он вошел в терминологию, применяемую в отечественной научной литературе.

СЕНСОРНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

СЕНСОРНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ - влечение к некоторым ощущениям, которые воспринимаются как особенно привлекательные, особенно тем, что они устраняют субъективно тягостные эмоции и чувства. Например, чрезмерное влечение ребёнка к сладостям может указывать на то, что он ощущает себя находящимся в ситуации эмоциональной депривации. Зуд, значение которого остаётся неясным, вызывает желание чесаться, как если бы возникающие при этом ощущения были приятными.

СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ

СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ -

совокупность компонентов рабочего места, на которое распространяются сенсомоторные реакции оператора.

СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ ХРАНЕНИЕ

СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ ХРАНЕНИЕ - система непосредственной памяти с кратковременным хранением сенсорной информации (обычно, как считается, в пределах 2 секунд, то есть времени возбуждения рецептора после того, как он получил сигнал). За это время оценивается актуальность воспринятой информации и решается такая проблема, как направлять информацию далее или она останется на предсознательном уровне. Объём этого вида памяти ограничивается количеством информации, которую сенсорный орган может воспринять за одно короткое предъявление некоего стимула. Поскольку существуют сотни миллиардов рецепторов разного типа, этот объём представляется достаточно внушительным. Далее информация, согласно гипотезе Р.Аткинсона и Р.Шиффрина (1968), поступает в систему кратковременной памяти. Синоним: Сенсорный регистр.

СЕНСОРНО-ПРОТОПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

СЕНСОРНО-ПРОТОПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ - эпизодическое появление сенестопатий, сомато-висцеральных и болевых феноменов, зрительных, преддверно-улитковых и массивных вегетативных нарушений, чаще возникающих во время припадков эпилепсии, в пред- и послеприпадочном состояниях, а также при острых приступах головных болей со рвотой и тяжёлым общим состоянием. Расстройство обычно сопровождается тревогой, безотчётным страхом и аффективной напряжённостью, часто имитирует соматическое заболевание. Сенсорно-протопатический синдром связывается в своём развитии с динамическими нарушениями гемодинамики на основании головного мозга.

СЕНСОРНЫЕ ПЕРСЕВЕРАЦИИ

СЕНСОРНЫЕ ПЕРСЕВЕРАЦИИ - продуцирование одних и тех же сенсорных образов. Вариант эхомнезии (см.).

СЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА

СЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА - нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т. д. Связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

СЕНСОРНЫЙ

СЕНСОРНЫЙ - относящийся к ощущениям, органам чувствительности.

* * *

(от лат. sensus - чувство, ощущение) - чувствительный, чувствующий, относящийся к органам чувств.

СЕНСОРНЫЙ АВТОМАТИЗМ

СЕНСОРНЫЙ АВТОМАТИЗМ - мнимые сенсорные образы, субъективно возникающие с ощущением их «сделанности», то есть как имеющие внешний для личности источник происхождения (чаще имеются в виду псевдогаллюцинации В.Х.Кандинского).

СЕНСОРНЫЙ ГОЛОД

СЕНСОРНЫЙ ГОЛОД - 1. вообще - потребность организма в сенсорной стимуляции; 2. в нейрофизиологии - состояние фрустрации, наступающее в условиях сенсорной депривации; 3. в психологии - любопытство, потребность в новых ощущениях, впечатлениях. Чрезмерная потребность в сенсорной стимуляции, сочетающая с дефицитом внутренней жизни рассматривается как одно из основных свойств психопатической личности неустойчивого типа, лишённой стойких увлечений, интересов и привязанностей.

* * *

полное или достаточно существенное ограничение поступающей к человеку информации; одно из проявлений сенсорной депривации. В деятельности оператора С. г. заключается в явной недогрузке оператора информацией; он характерен для операторов, работающих в режиме длительного ожидания сигналов и находящихся в состоянии оперативного покоя. Недогрузка оператора вызывает ослабление внимания, что приводит в конечном итоге к потере ритма и ошибкам. Поэтому при организации труда оператора и создания информационной модели необходимо предусмотреть специальные меры по уменьшению недогрузки: 1) сократить до минимума время от запроса до воспроизведения информации, а также время формирования изображения от начала до окончания процесса; 2) обеспечить достаточную интенсивность потока информации (не менее 10 сигналов в час); 3) принять меры к повышению «заметности» вновь появившейся информации (мерцание, яркость, звук); 4) ограничить площадь размещения информации; 5) использовать звуковую сигнализацию, особенно для выделения аварийных ситуаций; 6) обеспечить достаточную продолжительность индикации, чтобы оператор мог воспринимать ее вплоть до реализации действия; 7) обеспечить оператору самоконтроль его действий.

СЕНСОРНЫЙ НЕРВ

СЕНСОРНЫЙ НЕРВ - афферентный нерв, передающий информацию от рецепторов в ЦНС.

СЕНСОРНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ

СЕНСОРНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ - бесконтактный переключатель, срабатывающий при касании пальца оператора специальной чувствительной (сенсорной) площади. С. п. обычно содержит сенсорную площадку, управляющий и переключающий элементы. Существуют два основных типа С. п., отличающихся принципом действия. Наиболее простым является С. п. электрометрического типа, действие которого основано на способности человеческой кожи проводить электрический ток. Сенсорная площадка такого переключателя выполнена в виде двух изолированных друг от друга частей. При касании пальца оператора такой площадки электрическая цепь С. п. замыкается и срабатывает переключающий элемент. Более совершенная конструкция основана на влиянии емкости человеческого тела в виде электрического сигнала, управляющего схемой С. п. (принцип емкостного реле). С. п. выполняются на основе полупроводниковых, оптоэлектронных и др. устройств. Основные характеристики С. п.- чувствительность, помехозащищенность, надежность, безопасность. С. п. находят применение в различного рода устройствах ввода информации. Инженерно-психологические характеристики С. п., как правило, хуже соответствующих характеристик аналогичных по назначению кнопочных переключателей, что обусловлено отсутствием кинестетического контроля, возможностью несанкционированного срабатывания С. п. при случайном прикосновении к нему, трудностью работы с пультом, содержащим большое количество С. п., и др. (см. также Клавиатура).

СЕНСОРНЫЙ ПОРОГ

СЕНСОРНЫЙ ПОРОГ - величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее. С. п. играет, таким образом, роль своего рода барьера; который должен быть преодолен для того, чтобы возникла реакция. В психологических исследованиях в качестве такой реакции чаще всего принимается появление осознанного ощущения, но в принципе это могут быть и другие соматические, вегетативные и электроэнцефалографические реакции человека, далеко не всегда сопровождающиеся осознаваемыми ощущениями сосудистая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др.). Использование неподвластных произвольному контролю человека реакций, получившее название объективной сенсометрии, расширило возможности изучения работы сенсорных систем. Вместе с тем появилась необходимость различать понятие С. п. как нижнего предела чувствительности сенсорной системы и порога реакции как реагирования эффектора, используемого в качестве индикатора чувствительности. Точное определение предельных возможностей сенсорной системы требует сопоставления порогов ряда реакций, в т. ч. произвольных, и учета условий, в которых проводится измерение чувствительности (степени сиграздражителя, степени угасания реакции в процессе измерения). Понятие С. п. широко применяется в психофизике, где оно неоднократно подвергалось пересмотру. Не является оно совершенно бесспорным и в настоящее время.

СЕНСОРНЫЙ ЭТАЛОН

СЕНСОРНЫЙ ЭТАЛОН (от лат. sensus - чувство, ощущение и франц. etalon - образец) - элемент системы общественно выработанных для ориентации в окружающей действительности сенсорных качеств, к которой относятся, напр., общепризнанная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, геометрические формы и т. п. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению С. э. составляет оперативную единицу информации. Близким по смыслу термину «С. э.» является «перцептивный эталон». Усвоение новых типов С. э., генерируемых средствами отображения информации, является важнейшим условием эффективной деятельности оператора-наблюдателя.

СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИЗМ - (от лат. sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

* * *

(лат. sensus - чувство, ощущение, восприятие, способность ощущения; ум, рассудок, мышление, понимание) - в философии - 1. в классической философии - «гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур». Отсюда, например, максима: существовать, значит быть воспринимающим; 2. в неклассической философии - «основанная на отказе от классического логоцентризма парадигма внерациональной артикуляции источника семантической и структурной определённости как текста, так внетекстовых феноменов». Так, согласно Дерриду, «реализм или сенсуализм, эмпиризм суть модификации логоцентризма (Всемирная энциклопедия. Философия, 2001).

СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ

СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ - приторная чувствительность, изнеженная трогательность, поверхностная эмоциональность, склонность к плаксивости, романтичности. Сентиментальность может быть обусловлена меланхолическим темпераментом. Типичная реакция - раздражение, неодобрение, реже - взаимопонимание. Сентиментален, например, Манилов в «Мертвых душах» Н. Гоголя.

Любовь Андреевна. О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось со мною каждое утро… О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… (А. Чехов, Вишневый сад)

Ср. «Сентиментальный вальс» П. Чайковского.

* * *

(фр. sentiment - чувство) - 1. термин с негативными коннотациями, обозначает эмоциональную лабильность, сочетающуюся с поверхностными, слезливо-умилительными и приторно-нежными эмоциями, способными вызывать сомнения в их искренности, достоверности со стороны окружающих людей; 2. в психопатологии этим термином иногда обозначают слабодушие с его слезливостью в трогательных ситуациях.

* * *

психологическая характеристика человека, подчеркивающая его излишнюю чувствительность, особое значение чувств в его личной жизни.

СЕНТ-ЛУИС-ЭНЦЕФАЛИТ

СЕНТ-ЛУИС-ЭНЦЕФАЛИТ - острая вирусная болезнь. Впервые описана в 1932 в городе Париж (США, штат Иллинойс). В 1933 в Сент-Луисе и Канзас-Сити, штат Миссури, зарегистрировано свыше 1100 случаев болезни, ее стали рассматривать как самостоятельную нозоформу. Возбудитель - вирус рода Flavivirus семейства Flaviviridae, источник инфекции - главным образом птицы, переносчик - комары. Инкубационный период 4-21 день. Болезнь протекает как тяжелый менингоэнцефалит. Характерны глубокие нарушения сознания, судороги. Летальность до 30 %. Диагноз подтверждают серологическими методами. Лечение симптоматическое. Профилактика направлена на борьбу с комарами и защиту от их укусов.

СЕПАРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ РАССТРОЙСТВО

СЕПАРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ РАССТРОЙСТВО - тревожное расстройство у детей, вызванное, как предполагается, их отделением от объекта привязанности (родителя или обоих родителей, других людей, домашней обстановки, игрушек). Типичными считаются следующие проявления расстройства: 1. нереалистическое беспокойство ребёнка относительно вреда, который может быть причинён объекту привязанности в то время, когда он не находится рядом с ним; 2. устойчивый страх потеряться, быть похищенным и даже убитым, если он окажется изолированным от родителей; 3. замкнутость, плаксивость, вялость, нежелание играть; 4. нарушения аппетита, сна, питания и другие соматовегетативные симптомы.

СЕПИР

СЕПИР (Sapir) Эдвард (1884-1939) -американский антрополог, лингвист и психолингвист. Автор теории лингвистической относительности. Родился в Германии, из которой семья эмигрировала в 1889 г. в США. Образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904; магистр, 1905) и Пенсильванском (1908-1909; д-р, 1909) ун-тах. Работал научным ассистентом антропологии в Калифорнийском ун-те Беркли (1907- 1908). С 1909 по 1910 г. преподавал антропологию в Пенсильванском ун-те. С 1910 по 1925 г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925 по 1931 г. С. - профессор социологии и антропологии (с 1927 г. - полный профессор антропологии и общей лингвистики) Чикагского университета. С 1931 г. - профессор ун-та Джейл, здесь работал в Институте человеческих отношений г. Нью-Хейвен. Был соредактором журнала Journal of Social Psychology (1931); президентом Лингвистического общества Америки (1931) и Антропологического общества Америки (1938). Большое влияние на С. оказал Ф. Боас, основатель американской культурной антропологии, разработавший метод детального изучения обычаев и языка традиционных обществ и развивавший учение об относительности морально-оценочных критериев, используемых в различных культурах. Работая в Калифорнийском ун-те Беркли над исследованием индейских диалектов и исходя из постулата о возможности изучения языка только в общем контексте культуры, пришел к выводу, что различия в языке связаны - через построение особенной картины мира - с качественными различиями в индивидуальном мышлении носителей этого языка. В частности, С. показал, что обозначения цветов, связанные с практической деятельностью представителей разных народностей, влияют на организацию простейших форм перцептивной деятельности: культурно специфический набор слов, обозначающих цвета, обусловливает само восприятие цветов, умение их различать и классифицировать (Conceptual categories in primitive languages/ Science. 1927, V. 74). Тем самым была дана общая формулировка теории лингвистической относительности, которую конкретизировал и придал ей законченное выражение и большую категоричность (картина воспринимаемого мира зависит от национального языка) его ученик - Б. Уорф (1897- 1941). В дальнейшем эта теория, прежде всего в интерпретации Уорфа, была подвергнута критике, в которой было показано, что различия между языками существуют не на глубинном уровне, а на поверхностном, и, кроме того, отношения между языком и восприятием являются достаточно сложными и многократно опосредствованными (Э. Леннеберг). В 1920-х г. С. изучал явления фонетического символизма с помощью искусственных слов. Автор трудов: Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993; Положение лингвистики как науки// История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М., ч. 2, 1965; Language. An introduction to the study of speech. N.Y., 1921 (в рус. пер.: Язык. Введение в изучение речи. М.-Л., 1934); Cultural anthropology and psychiatry / J. о. Abnormal and Social Psychol., 1932, vol. 27; Grading. A study of semantics / Philosophy of science. 1944, V. 11. И.М. Кондаков

СЕРВИЛИЗМ

СЕРВИЛИЗМ (лат. servilis - рабский) - 1. рабская угодливость, прислужничество, пресмыкание перед кем-либо; 2. проявление тенденции к самоунижению, признак мазохизма (без сексуальной коннотации термина).

СЕРВОМЕХАНИЗМ МОТОРИКИ

СЕРВОМЕХАНИЗМ МОТОРИКИ (от англ. serve - обслуживать; греч. meschane - механизм, орудие; лат. motor - приводящий в движение) - модель системы управления двигательным актом, использующая принцип следящих устройств автоматического регулирования. Одна из первых моделей С. м., как и сам термин, были предложены Н. А. Берштейном. Модель составляют шесть элементов. 1. Эффектор, работа которого регулируется по тому или иному параметру. 2. Задающий элемент, вносящий в систему требуемое значение регулируемого параметра. 3. Рецептор, воспринимающий текущее значение параметра. 4. Прибор сличения, определяющий рассогласование (ошибку) фактически требуемого значений по величине и знаку. 5. Устройство, перешифровывающее данные прибора сличения в коррекционные импульсы, подаваемые по цепи обратной б. Регулятор, управляющий по данному параметру функционированием эффектора.

СЕРДЕЧНАЯ АСТМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕРДЕЧНОСТЬ

СЕРДЕЧНОСТЬ - см. Душевность.

Это была первая женщина, которая отнеслась к нему ласково, сердечно, - голова у него закружилась… (А. Чехов, Человек в футляре)

СЕРЕЙСКОГО СИНДРОМ

СЕРЕЙСКОГО СИНДРОМ (описан российским психиатром М. Я. Серейским, 1885-1957; синоним - синдром трех А) - психические расстройства, возникающие при поражении лобных долей головного мозга: абулия (отсутствие желаний, побуждений к деятельности), адинамия (уменьшение или прекращение двигательной активности), аспонтанность (отсутствие побуждений к какой-либо деятельности).

* * *

(Серейский) - симптомокомплекс повреждения конвекситатной лобной коры доминантного полушария, включает следующие основные признаки: 1. абулия; 2. адинамия и 3. аспонтанность. Синоним: Синдром трёх А.

Предыдущая страница Следующая страница