Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "К" (часть 19, "КОН"-"КОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 19, "КОН"-"КОР")

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ -

отечественная концепция инженерной психологии (В.П. Зинченко, 1962 и др.), включающая в себя следующие положения:

· информационная модель (ИМ) - это информация поступающая по каналам связи от управляемых обьектов и от самой системы управления;

· ИМ есть модель "реальных обьектов";

· она является "заместителем" реальных управляемых обьектов;

· оператор "вынужден" пользоваться ИМ, так как "лишен возможности непосредственно наблюдать управляемые обьекты";

· обязательный признак деятельности оператора с ИМ - постоянное "соотнесение" получаемой информации с "действительным состоянием управляемого обьекта";

· ИМ должна быть адекватной как реальности, так и задачам оператора;

· ИМ первична по отношению к образно-концептуальной модели;

· центральная задача инженерной психологии - выработка требований к ИМ, другие задачи выводимы из нее. С к.и.м. начинается история отечественной инженерной психологии как самостоятельной отрасли, ее выделение их психологии труда.

КОНЦЕПЦИЯ КОНФЛИКТОВ НИЗКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

КОНЦЕПЦИЯ КОНФЛИКТОВ НИЗКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ - одна из концепций внешней политики США, один из результатов послевоенного развития американской военной стратегии и эволюции принципов конфронтации и «холодной войны». Появилась в результате обобщения и развития традиционных форм и методов применения силы со стороны США, ориентации на периферийную стратегию (предусматривающую уклонение от решительного столкновения с противником при одновременном его изматывании в небольших по масштабу, но затратных столкновениях на периферии конфронтации), стремления к ограничению людских потерь и масштабов применения силы, акцентирования технического превосходства. Фактически концепция «конфликтов низкой интенсивности» стала продуктом «холодной войны» и была направлена на борьбу с советским влиянием в странах третьего мира. Создание К. к. н. и. было попыткой получить гибкую и политически «растяжимую» концепцию, позволяющую выбирать форму участия в том или ином конфликте - иными словами, осуществлять «дозирование силы» в зависимости от конкретной ситуации.

КОНЦЕПЦИЯ КУМУЛЯТИВНОЙ ПРИЧИНЫ (В ПСИХОЛОГИИ)

КОНЦЕПЦИЯ КУМУЛЯТИВНОЙ ПРИЧИНЫ (В ПСИХОЛОГИИ) -

система теоретических взглядов, обосновывающих такую систему причинно-следственных связей развития и функционирования психики человека, когда следствие вытекает из взаимодействия ряда разнокачественных, порой трудно диагностируемых, влияний, в том числе и микровлияний, система которых и является причиной конкретного психического явления. То есть психика имеет свойство как бы суммировать, накапливать влияние различных как по времени, так и по своей модальности воздействий, каждое их которых, взятое в отдельности, не может выступить причиной того или иного психического явления из-за своей недостаточности для запуска того или иного психического акта, который вызывает лишь совокупное воздействие чего-то. У нас в стране данный подход к пониманию причин в психологии развивал Б.Ф. Ломов.

КОНЦЕПЦИЯ КУМУЛЯТИВНО-ФАКТОРНОЙ ПРИЧИНЫ (В ПСИХОЛОГИИ)

КОНЦЕПЦИЯ КУМУЛЯТИВНО-ФАКТОРНОЙ ПРИЧИНЫ (В ПСИХОЛОГИИ) -

система теоретических взглядов, исходящая из признания концепции кумулятивной причины в психологии и дополняющую ее положением о том, что наряду с суммированием различных влияний причиной психического акта может выступать и какой-то достаточно выраженный фактор (факторы), взаимодействие которого (которых) с кумулятивным (ыми) и выступает причиной того или иного психического акта, поведения субьекта. В экспериментально-психическом плане психодиагностика, психопрогностика на основе к. к.-ф. п. связана с составлением таблиц распределения взаимосвязи сотен факторов (биографических, данных тестовых испытаний и т.д.) с исследуемыми психическими явлениями, с широким использованием теории вероятностей, особенно теории борелевких полей, возможностей современной вычислительной техники.

КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ ЭФФЕКТА

КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ ЭФФЕКТА -

(концепция "компетентности" - competence motivation) концепция (Р. Уайт и др.) согласно которой достижение эффекта (цели) вызывает положительную эмоцию в форме чувства эффективности (feeling of efficacy): достигнув ожидаемого результата человек как бы получает подкрепление в виде положительной эмоции. Отсюда и возникает потребность человека в завершении намеченного (плана, действия (completion tendency), в достижении поставленной цели, в выполнении некоторого стандарта, в достижении определенного уровня сложности.

КОНЦЕПЦИЯ НАРУШЕНИЙ И ТЕРАПИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА В ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА В ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ -

Концепция невроза в гештальт-психологии рассматривает различные аспекты роста и развития личности, которые формируют личностные отношения со средой, ощущения самостоятельности личности и ее зрелости. Естественно, если речь идет о неврозе, подразумеваются патологические механизмы невротизма.

КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ - система взглядов на процесс управления в целом, обосновывающая его логику, максимально соответствующую современным требованиям. Ядро К. о. п. у. составляет идея цикличности процесса управления, состоящего из относительно самостоятельных полных управленческих циклов, каждый из которых включает четыре частных управленческих цикла: подготовки управленческого решения; принятия управленческого решения; выполнения управленческого решения; обобщения опыта управленческой и др. деятельности. Цикл подготовки управленческого решения включает пять этапов. Они заключаются в разработке описательной модели объекта управления, его эволюционно-динамической модели, объяснительной модели объекта управления, прогностической модели развития объекта управления и модели целей управления. Цикл принятия управленческого решения также включает пять этапов: принятие содержательного управленческого решения, принятие технологического управленческого решения, пробное выполнение решения, оценка его результатов, оптимизация первоначальных содержательного и технологического управленческих решений. Цикл выполнения управленческого решения включает пять этапов: выполнение оптимизированного решения, текущая оценка результатов деятельности, оперативная коррекция решений и действий, оценка итоговых результатов деятельности, принятие решения о завершении деятельности. Цикл обобщения опыта управленческой и др. деятельности включает обобщения материального опыта деятельности и обобщение опыта работы персонала. Качество управления оказывает прямое и значительное воздействие на конфликты любого уровня. Оптимизация управления - важное условие профилактики конфликтов.

КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ -

совокупность теоретических взглядов на личность как на индивидуальную систему субьективно-оценочных, субьектно-обьектных отношений, явившуюся результатом интериоризации опыта взаимодействия с окружающими в социальной среде. К.о.л. разработали А.Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев и др.

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В К. п. ф. у. д. выделяются шесть этапов, на которых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия: складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения. На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действий, в ходе усвоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Третий этап - формирование действия в материализованной форме, когда субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действий. Четвертый этап - «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой, ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой становящегося действия. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат - предметное содержание действия. На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, свертывается. Практически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов. Однако расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия - все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы поэтапного форсирования умственных действий. Практическое применение К. п. ф. у. д. в общем и специальном обучении (напр., операторов) ставит своей задачей повысить качество формируемых действий и понятий у обучаемых при сокращении сроков их подготовки (П. Я. Гальперин).

КОНЦЕПЦИЯ "ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ-СТРЕСС"

КОНЦЕПЦИЯ "ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ-СТРЕСС" (diathesis-stress view) - точка зрения, согласно которой непосредственное воздействие психологического стресса реализуется лишь при наличии предрасположения к соответствующему расстройству.

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНАЯ КОНФЛИКТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ -

совокупность теоретических взглядов на личность, а также научно-психологических фактов во французской социальной психологии (Ж. Абрики, Ж. Кодола, С. Московиси и др.) о формировании и функционировании социальных представлений (см. социологическую теорию Э. Дюркгейма), трактующихся в к.с.п. как особая форма коллективного знания, стереотипов обыденного сознания в современном обществе, усваеваемая отдельными индитвидами.

КОНЦЕПЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

КОНЦЕПЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ -

(от лат. specificus - особенный) - совокупность научных взглядов о качественно разнородном влиянии одних и тех же раздрожителей на различные органы чувств и в то же время о вызове различными, разнокачественными раздражителями сходных, однотипных ощущений в одних и тех же органах чувств. Например, при возбуждении глаза, вызванном сильным светом, механическим ударом или электрическим током, возникает однотипное зрительное ощущение. Эти явления интерпретировались немецким физиологом И. Мюллером как закон с.э.о.ч.

КОНЦЕПЦИЯ ТЕРАПИИ

КОНЦЕПЦИЯ ТЕРАПИИ -

В понимании гештальт - в терапии нуждается человек, который хронически препятствует самому себе в удовлетворении собственных потребностей и достижении своих целей, делает то, что не идет ему впрок, и не делает того, что было бы для него полезно. Пациент вообще имеет неадекватное представление о своих особенностях и возможностях, а его прежний опыт не развил в нем внутреннего источника опоры, позволяющего эффективно преодолевать трудности. Процесс саморегуляции протекает у него неэффективно, поскольку его личность расщеплена на множество изолированных частей, а его поведение вытекает из ошибочно направленных усилий и попыток сохранить внутреннее равновесие.

Сознавание - основной процесс, интегрирующий функционирование организма. Принцип личностной саморегуляции означает постоянную ориентацию относительно состояния и хода явлений и процессов, происходящих в организме. Чтобы распознать состояния равновесия и их нарушения, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, организм должен осознавать самого себя. Понятие «осознание» используется в широком значении, охватывающем «знать», «различать», «отдавать себе отчет».

Внимание и активность терапевта сконцентрированы на помощи пациенту в расширении и обогащении зоны сознава-ния. Терапевт не руководствуется тем, какое поведение или установки должны быть сформированы в результате лечения. Зато он создает ситуации эксперимента, в которых пациент сам себя проверяет, что может быть для него подходящим и ценным, а что - неподходящим и вредным.

В терапевтической группе никого не принуждают и не склоняют к тем или иным действиям. Терапевт только вносит предложения, приглашает к предпринятию определенных действий, но одновременно следит, чтобы пациент не ощущал принуждения под давлением другого человека и осознавал возможность самостоятельного выбора в своей деятельности.

Основным элементом работы является индивидуальная поочередная работа терапевта с пациентами на фоне группы. После завершения этой работы остальные члены группы могут поделиться своими переживаниями, связанными с терапевтической работой, с другим пациентом, часто оказываются вспомогательным материалом для осознания собственных проблем и стимулом к собственной работе с терапевтом.

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА -

совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям - успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций имевшим место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕВОГО СТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ

КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕВОГО СТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ - концепция, предложенная Н. А. Бернштейном, согласно которой под построением движения понимается состав афферентационных ансамблей, участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Бернштейн выделял пять уровней построения движений.

КОНЧАЛОВСКОГО - РУМПЕЛЯ - ЛЕЕДЕ СИМПТОМ

КОНЧАЛОВСКОГО - РУМПЕЛЯ - ЛЕЕДЕ СИМПТОМ - то же, что Румпеля - Лееде симптом.

КОНЪЮНКТИВИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КООПЕРАТИВНО-КОНФЛИКТНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

КООПЕРАТИВНО-КОНФЛИКТНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ (от лат. dispositio - расположение) - состояния готовности личности к определенным оценкам и способам действия, определяющие степень вероятности проявления конструктивности/деструктивности в конфликте. К.- к. д. л. во многом зависит от предшествующего опыта поведения в конфликтных ситуациях. Является ключевой личностной детерминантой стратегии поведения в конфликте. Экспериментально установлена взаимозависимость между К.- к. д. л. и категориальными структурами межличностного восприятия, что проявляется в трансформации семантических пространств при выраженности конфликтности или кооперативности, что позволяет диагностировать К.- к. д. л. посредством анализа категориальных структур семантических пространств межличностного восприятия. Взаимодополнительность методов (стандартизованных психодиагностических тест-опросников, психосемантических и игровых) значительно повышает валидность прогноза при диагностике К.- к. д. л. (М. А. Джерелиевская, 1995).

КООРДИНАЦИЯ

КООРДИНАЦИЯ (лат. con (n) - c, вместе; ordinatio - расположение в порядке) - 1. гармония, согласованность в движениях, действиях, функциях отдельных элементов системы; 2. физиологически обусловленное согласование движений частей тела человека и животного.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (от лат. со - с, вместе, - расположение в порядке...) - согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленных на достижение определенного двигательного эффекта. Периферический двигательный аппарат человека представляет собой сложные кинематические цепи с разнообразной и богатой подвижностью. Процесс К. д. направлен на преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа. Необходимость К. д. мышц диктуется и важными динамическими факторами. Каждое звено кинематической цепи обладает весом и инертной массой, что вызывает комплекс реактивных сил, передающихся на все остальные ее звенья. Развиваемое мышцей усилие есть функция двух переменных: ее физиологического состояния и наличной длины. Эфферентные импульсы, поступающие по нерву к мышце и возбуждающие ее, не могут однозначно определить движение органа. Поэтому для регулирования эффекторного процесса используются сенсорные сигналы о положении кинематических цепей и о мере растяжения мышц. На основе полученной с периферии информации ц. н. с. оценивает величину рассогласования между полученными и заданными параметрами движения и вносит требуемые коррективы в К. д. Процесс К. д. является циклическим и круговым взаимодействием рецепторных и эффекторных механизмов (рефлекторное кольцо) В процессе овладения двигательным навыком К. д. проходит ряд сменяющих друг друга этапов. Первый этап активной статической (тонической) фиксации избыточных степеней свободы сочленений. Такой способ К. д. крайне неэкономичен и утомителен. На следующем этапе преодоление избыточных степеней свободы и реактивности совершается уже не путем непрерывной тонической фиксации, а посредством коротких физических импульсов, посылаемых в нужный момент к определенной мышце. На последующих стадиях выработки навыка организм начинает так использовать реактивные силы, что они не только не нарушают движение, а содействуют его выполнению. В динамически устойчивом движении все степени свободы, кроме заданной, связаны реактивными силами и движение совершается без коррекционных импульсов. Такое движение экономично для мышц и ц. н. с.

КООРДИНИРОВАННЫЙ

КООРДИНИРОВАННЫЙ - равный по рангу или значению (по сравнению с подчинённым или надсистемным).

КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ

КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (англ. coping - овладевать, преодолевать) - свойственные индивиду изначально или приобретённые им в ходе психотерапии методы овладения трудными ситуациями и проблемами, такими, в частности, как собственное заболевание (Murphy, 1962). Различают три типа (модальности) копинг-механизмов: в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. 1. Когнитивные копинг-механизмы - это, к примеру, переключение мыслей на что-то другое, чем болезненное самочувствие, то есть принятие болезни как чего-то неизбежного, диссимуляция болезни, её игнорирование, подшучивание над ней и т.д. 2. Эмоциональные копинг-механизмы - это, например, покорность, плач, самообвинение, возложение вины за болезнь на себя и др. 3. Поведенческие копинг-механизмы - это, в частности, уход в работу, забота о других, отвлекающее от тягостных проблем исполнение каких-то желаний (доставляющие удовольствие покупки, развлечения, путешествия и т.п.), активное сотрудничество с врачом и др.

КОПЛИКА ПЯТНА

КОПЛИКА ПЯТНА - то же, что Бельского - Филатова - Коплика пятна.

КОПРОЛАЛИЯ

КОПРОЛАЛИЯ ( греч. kopros lalia - речь) - болезненное, обычно импульсивное влечение произносить бранные слова и выражения в чьём-либо присутствии. Копролалия считается навязчивой, если пациенты тяготятся таким влечением и пытаются ему противостоять. Расстройство наблюдается при разных психических расстройствах, в частности, при синдроме Жиля де ла Туретта. Чаще всего характеризует расстройство личности, снижение уровня её функционирования, неспособность контролировать эмоции, агрессивность. Некоторые авторы подчёркивают, что появление копролалии у женщин является достоверным свидетельством глубокой деградации их личности. Вообще говоря, в чуть ли не во всеобщей психологической деградации населения в посткоммунистической России женщины пострадали более, чем мужчины. Это видно хотя бы обилию грязной лексики в речи очень многих из них. В определённых культуральных слоях общества брань не осуждается или даже традиционно поощряется, в таких случаях оценивать её в терминах индивидуальной патологии сложно. Повидимому, особый тип расстройства демонстрируют представляющие себя писателями графоманы, сознательно и, повидимому, с целью хоть как то привлечь к себе внимание публики создающие циничные, натуралистические, наполненные сексуальными сюжетами тексты и, естественно, с обилием матерных выражений. Хорошо уже то, что им, в сущности, малообразованным людям, далеко не всё известно об обилии половых извращениий, иначе эти товарищи только об этом и писали бы.

* * *

Непроизвольное стремление к выкрикиванию бранных слов. Характерна при болезни Туретта (см.).

КОПРОФАГИЯ

КОПРОФАГИЯ (греч. kopros phagein - есть, пожирать) - 1. поедание экскрементов, обычно своих собственных, чаще всего возникающее в силу неспособности различать пищевые и несъедобные субстанции. Расстройство свойственно глубокому слабоумию, идиотии, иногда оно встречается у психотических пациентов (например, возникает под влиянием императивных галлюцинаций садистического содержания). Синонимы: Копрофилия, Скатомания; 2. поедание кала кого-либо другого, имеющее сексуальную мотивацию. Вариант сексуального фетишизма.

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА -

слой серого вещества (нервных клеток - нейронов) толщиной 1-5 мм, покрывающий полушария головного мозга и играющих исключительно важную роль в осуществлении психической, или высшей нервной деятельности. У человека к.б.п.г.м. - составляет в среднем 44% от обьема полушарий.

КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА - серое вещество на поверхности больших полушарий головного мозга, состоит из 10-14 миллиардов вертикально ориентированных нейронов различного типа, располагающихся в 6-7 клеточных слоёв. Толщина коры вариирует от 1,3 до 5 мм. Приводятся данные, согласно которым каждый корковый нейрон образует синапсы с 8 000 - 10 000 других нейронов. Иными словами, число таких синапсов превышает число звёзд в доступной изучению части Вселенной. В плане цитоархитектоники представляет ряд зон или полей, конфигурация которых изучена в исследованиях Бродмана (К.Бродман выделил в 1903-1909 гг. пятьдесят два миелоархитектонических поля и одиннадцать областей), а О.Фохт и Ц.Фохт (1919-1920) описали в коре сто пятьдесят миелоархитектонических полей. В эволюционном отношении кора головного мозга суть самое молодое нервное образование, которое, предположительно, особенно бурно развивалось у кроманьонцев, непосредственных предков современного человека (появившихся всего 40-60 тысяч лет назад). Кора головного мозга, во взаимодействии с другими областями мозга, обеспечивает различные функции, включая высшие психические (речь, мышление, воображение, творческие способности, планирование, прогнозирование, интеграция, координация, контроль и т.д.). См. Головной мозг.

КОРА НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ

КОРА НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ (orbital frontal cortex) - область головного мозга, в которой обычно возникают импульсы, вызывающие экскретивную, сексуальную, агрессивную и другие примитивные формы активности. При повреждении этой области мозга возникают псевдопаралитический и мориоподобный синдромы. Синоним: Орбитальная кора.

КОРАН

КОРАН - (араб. куран, буквально - чтение), главная священная книга мусульман, собрание "божественных откровений", ниспосланных Мухаммеду. Включает проповеди, обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. При халифе Османе между 650 и 655 гг. была составлена редакция Корана, признанная канонической. Коран включает 114 глав - сур (90 "мекканских" и 24 "мединских"), которые делятся на т.н. аяты. Многие сюжеты корана восходят к христианским и иудаистическим. Самые ранние сохранившиеся списки - рубежа VII-VIII вв.

КОРВИЗАРА ЛИЦО

КОРВИЗАРА ЛИЦО (описано французским терапевтом J. N. Corvisart, 1755-1821; синоним - «сердечное лицо») - признак тяжелой хронической сердечной недостаточности: обрюзгшее лицо с тусклыми слипающимися глазами, акроцианозом на фоне бледно-желтой кожи, багровыми, несколько выпяченными губами и постоянно полуоткрытым ртом, которым больной как бы ловит воздух.

КОРЗИНОЧНЫЕ НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

КОРЗИНОЧНЫЕ НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ - сенсорные рецепторы в коже, расположенные у основания фолликулов волос. Есть данные, указывающие на то, что они реагируют на прикосновение и давление.

КОРИ СИНДРОМ

КОРИ СИНДРОМ (болезнь Форбса, описана американскими педиатром G. B. Forbes, 1915-2003, и биохимиком чешского происхождения G. Th. Cori, 1896-1957; синоним - гликогеноз типа III) - наследственное заболевание, характеризующееся дефицитом фермента амило-1,6-глюкозидазы в печени и мышцах, что приводит к накоплению в них гликогена. Основные проявления: отставание в росте, «кукольное лицо», выраженная гепатомегалия, гипертрофия отдельных мышечных групп, миокарда, нарушение коронарного кровообращения и сердечной проводимости, мышечная слабость. Возможно развитие цирроза печени. При биохимическом исследовании выявляют гипогликемию, гиперлипидемию, дефицит амило-1,6-глюкозидазы; при поражении мышц - повышение уровня креатинфосфокиназы. В ответ на введение глюкогена через 2 часа после приема пищи уровень глюкозы повышается. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Применяют диетотерапию с частым приемом богатой углеводами пищи, сырого кукурузного крахмала. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, с возрастом выраженность симптомов заболевания уменьшается.

G. B. Forbes. Glycogen storage disease: Report of a case with abnormal glycogen structure in liver and skeletal muscle. Journal of Pediatrics, St. Louis, 1953; 42: 645-653.

G. T. Cori. Biochemical spects of glycogen deposition disease. Bibliotheca paediatrica, Basel, 1958; 66: 344-358.

КОРКОВО-СПИННОМОЗГОВОЙ ПРОВОДЯЩИЙ ПУТЬ

КОРКОВО-СПИННОМОЗГОВОЙ ПРОВОДЯЩИЙ ПУТЬ - нервный проводящий путь, начинающийся в коре головного мозга (главным образом, в основной моторной области) и завершающийся в передних рогах спинного мозга. Аксоны латеральной части пути совершают перекрест в продолговатом мозге и передают информацию, управляющую движениями рук. Аксоны передней части пути совершают перекрест в своей терминальной точке и передают информацию, управляющую движениями мышц туловища.

КОРМИТЬ ОБЕЩАНИЯМИ

КОРМИТЬ ОБЕЩАНИЯМИ - обещать изо дня в день сделать что-то, помочь кому-либо, но не выполнять своего обещания. Недостойное речевое поведение. Если вы что-то пообещали, нужно постараться побыстрее это сделать; если это оказалось невозможно, извинитесь, объяснив причину нарушения обещания.

КОРНЕЛИИ ДЕ ЛАНГЕ СИНДРОМ

КОРНЕЛИИ ДЕ ЛАНГЕ СИНДРОМ (Брахмана - Ланге синдром, описан немецким врачом W. R. C. Brachmann, род. в 1888, позднее - нидерландским педиатром С. de Lange, 1871-1950) - наследственное заболевание, проявляющееся умственной отсталостью и множественными аномалиями развития. Клиническая картина: микроцефалия (уменьшение размеров черепа более чем на 10 % возрастной нормы); брахицефалия (укорочение черепа в сагиттальном направлении, в результате чего поперечный размер головы увеличивается, а продольный уменьшается); тонкие сросшиеся брови; длинные загнутые ресницы; деформированные ушные раковины; маленький нос, открытые вперед ноздри, атрезия хоан; тонкая верхняя губа; микрогения; высокое нёбо или расщелина нёба; нарушение прорезывания зубов; миопия, косоглазие, астигматизм, атрофия зрительных нервов, колобома зрительного нерва; маленькие кисти и стопы, отсутствие или значительное недоразвитие проксимальных отделов конечностей, вследствие чего кисти и стопы кажутся прикрепленными непосредственно к туловищу, уменьшение количества пальцев; мраморная кожа; гипоплазия сосков; гипертрихоз; судороги; врожденные пороки внутренних органов (сердца, почек, пилоростеноз, крипторхизм) и др. У всех больных отмечаются отставание в росте, глубокая умственная отсталость; типичны рецидивирующие респираторные инфекции. Выделяют два варианта синдрома: первый (классический) с выраженной пренатальной гипоплазией, значительной задержкой физического и интеллектуального развития, грубыми пороками развития; второй - с аналогичными лицевыми и малыми скелетными аномалиями, но пограничной задержкой психомоторного развития и отсутствием грубых пороков развития. В ряде случаев при цитогенетическом исследовании находят микродупликацию локусов q25 - q29 хромосомы 3. Тип наследования неизвестен. Лечение симптоматическое.

W. Brachmann. Ein Fall von symmetrischer Monodaktylie durch Ulnadefekt, mit symmetrischer Flughautbildung in den Ellenbeugen, sowie anderen Abnormitaten (Zwerghaftigkeit, Halsrippen, Behaarung). Jahrbuch fUr Kinderheilkunde und physische Erziehung, 1916; 84: 225-235.

Cornelia de Lange. Sur un type nouveau de degeneration (typus Amstelodamensis). Archives de medecine des enfants, 1933; 36: 713-719.

КОРНИЛОВ

Константин Николаевич (1879-1957) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор реактологической концепции. Д-р педагогических наук (1935), профессор (1921). Д. чл. АПН РСФСР (с 1943). Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и Московский ун-т (1910). В 1898-1905 -народный учитель в Сибири. С 1910 - научный сотрудник психологического института Московского университета, с 1916 - приват-доцент ун-та. В 1921 г. по поручению Наркомпроса организовал педагогической факультет 2-го МГУ и был назначен его деканом и профессором кафедры психологии. Его экспериментальные работы 1920-х гг. были посвящены изучению реакций (зависимости скорости и силы реакций от характера деятельности, задачи ит.д). В 1923-1930 и 1938-1941 гг. директор НИИ психологии. В 1935 г. по совокупности работ ему была присуждена степень д-ра педагогических наук. В 1944-1950 гг. К. - вице-президент АПН РСФСР. Редактор ряда педагогических и психологических журналов. На 1-м (1923) и 2-м (1924) Всероссийских съездах по психоневрологии представлял разработанную им концепцию реактологии (1921 г.), которую в качестве марксистской психологии противопоставлял, с одной стороны, рефлексологии, а с другой - идеалистической эмпирической психологии Г.И. Челпанова. В 1931 г. в результате так называемой реактологической дискуссии К. отказался от реактологии. В последние годы жизни разрабатывал принципы целостного изучения личности, проблемы воли и характера. Участвовал в создании основных учебников по психологии для вузов. Автор трудов: Современная психология и марксизм, Л., 1925; Очерк психологии ребенка дошкольного возраста, М., 1927; Учение о реакциях человека с психологической точки зрения (Реактология) , М.-Л., 1927; Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма, М.-Л., 1931; Психология , М., 1946. А.В. Петровский

КОРОНАРНАЯ БОЛЕЗНЬ АРТЕРИЙ

КОРОНАРНАЯ БОЛЕЗНЬ АРТЕРИЙ - ишемия миокарда, проявляющаяся приступами стенокардии, дискомфортом, повышенным артериальным давлением, нередко влечёт развитие инфаркта (инфарктов) миокарда. Наблюдается, согласно гипотезе Ф.Данбар, у агрессивно-компульсивных личностей или личностей типа А - ориентированных на действия индивидов, склонных к враждебному соперничеству. В крови таких индивидов выявлено повышенное количество липопротеина малой плотности, холестерина, триглициридов и 17- гидроксикортикостероидов, что способствует развитию коронарной болезни сердца. Синоним: ИБС (ишемическая болезнь сердца).

КОРОСТЫЛЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

КОРОСТЫЛЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - доктор социологических наук, профессор. В Воронеже подготовила и в 2005 г. в Москве защитила докторскую диссертацию по теме: Социологическая концепция гендерного конфликтогенеза». Специальность: 22.00.01. В работе излагается социологическая концепция гендерного конфликтогенеза, раскрывается его природа и основное содержание, анализируются гендерные конфликты на микро- и макроуровнях и обосновывается необходимость формирования в обществе основ цивилизованной гендерной конфликтности. Автор постаралась по-новому взглянуть на взаимоотношения женщин и мужчин с учетом гендерно-конфликтологического подхода. Взаимоотношения полов рассмотрены с точки зрения двух реальностей: социальной (как части объективной реальности, отображающей жизнедеятельность людей) и криптоционной (как части трансцендентальной реальности, которая обладает «тонкоструктурной» энергией и информацией). Профессор кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

КОРОТКИЙ АНАЛИЗ

КОРОТКИЙ АНАЛИЗ - форма психоанализа. Характеризуется ориентацией только на локальные темы, актуальность которых была определена на стадии предварительной психодиагностики. Основными процедурами проведения психоанализа являются анализ свободных ассоциаций и перенос. Но, в отличие от традиционного («длинного») анализа, длящегося до нескольких лет и включающего в себя более 500 сеансов, К. а. продолжается лишь 20-40 еженедельных сеансов. К. а. эффективен при достаточно легких формах невротических симптомов и при актуальных психологических конфликтах, при характерологических же и психотических нарушениях он не используется. В качестве поддержки наряду с К. а. могут применяться и др. психотерапевтические методы (групповая психотерапия, поведенческая психотерапия, аутотренинг).

КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ РЕАКЦИЯ

КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ РЕАКЦИЯ (Kretschmer, 1922) - внезапные действия гомоцидного или разрушительного характера, возникающие в условиях длительной психотравмирующей ситуации и после непосредственного воздействия внешне незначительного повода («последней капли»). Вспышка аффекта может сопровождаться помрачением сознания и последующей конградной амнезией, что, в отличие от собственно патологического аффекта, не обязательно. После завершения реакции короткого замыкания пациенты могут являться в соответствующие органы с повинной, обычно отказываются от симуляции психического расстройства, откровенно рассказывают о содеянном всё, что сохранилось в их памяти. Нередко действия пациентов посторонним наблюдателям представляются непонятными, бессмысленными (например, поджог своего дома пациенткой, которая страдает от носталгии). Природа расстройства окончательно не установлена. Предполагалось, к примеру, что она может быть связана с расщеплением личности, в силу чего болезненная субличность постепенно накапливает эмоциональное напряжение, а затем, воздействуя на психомоторную сферу, "разряжается" столь неадекватным и несвойственным сознательному Я индивида разрушительным образом. Другое предположение состоит в том, что индивид чрезмерно сильно контролирует агрессивные импульсы и неспособен во-время и адекватно их канализировать или затормозить. Как правило, такие индивиды не являются агрессивными личностями, скорее, напротив, их отличают чрезмерная терпимость, покорность, беззащитность и даже виктимность. Ныне расстройство относится к состоянию аффекта патологического (см.). Встречается редко.

КОРОТКОЕ ПСИХОТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

КОРОТКОЕ ПСИХОТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО (brief psychotic disorder) - психотические симптомы, появляющиеся сразу после очень сильного стрессового события или периода эмоционального напряжения и продолжающееся от нескольких часов до месяца.

КОРРЕКТНОСТЬ

КОРРЕКТНОСТЬ - вежливость и тактичность в обращении с людьми в соответствии с правилами культуры общения. В различных ситуациях общения есть определенные специфические правила корректности. Корректность в беседе состоит в том что культурный человек не употребляет грубых и неприличных слов, выражений, не допускает оскорбительной иронии, двусмысленностей, даже несмотря на некультурное речевое поведение собеседника. Председательствующий на собрании проявляет корректность в том, что не прерывает выступающего замечанием, что он превышает время регламента, в момент, когда тот подвергает кого-то критике, если в строго нейтральных, а не в грубых выражениях делает замечание оратору, нарушающему нормы этики. Ср. цирлих-манирлих, чопорность.

КОРРЕКТОРА ИЛЛЮЗИЯ

КОРРЕКТОРА ИЛЛЮЗИЯ (лат.correctus - исправленный) - см. Иллюзии.

КОРРЕКТОРЫ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ

КОРРЕКТОРЫ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ - лекарственные препараты, используемые для предупреждения, устранения или смягчения экстрапирамидных и иных побочных эффектов, возникающих при лечении нейролептиками (см.). Например, ромпаркин, мидокалм, тропацин, циклодол, другие центральные холинолитики.

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (от лат.4 correctio -исправление...) - тестовый метод исследования степени концентрации и устойчивости внимания. Предложен Б. Бурдоном в 1895 г. Обследование проводиться с помощью специальных бланков, на которых в случайном порядке расположены буквы или цифры. Задачей испытуемого является построчный просмотр текста и вычеркивание указанных в инструкции букв или цифр. Результаты работы оцениваются по количеству пропущенных букв и по времени выполнения задания. Важным показателем является также темп выполнения работы. Результаты выполнения К. п. оцениваются с помощью таких количественных показателей, как индекс точности К (оценивает уровень концентрации внимания), показатель темпа выполнения А, показатель переключаемости внимания С. Эти показатели вычисляются по формулам: где S - число строк таблицы, переработанных испытуемым, п - количество ошибок (пропусков или ошибочно зачеркнутых знаков); S) - количество знаков в проработанной испытуемым части таблицы; t - время выполнения задания; S o - количество ошибочно проработанных строк. Результаты работы переводятся в стандартную девятибальную шкалу. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает задание вычеркивать различные наборы знаков в четных и нечетных строках таблицы. Широко известными модификациями К. п. являются кольца Ландольта (таблица содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в разные стороны), а также проба Иванова-Смоленского (набор различных вариантов сочетаний букв). К. п. относится к числу наиболее известных и давно применяемых в прикладной психологии методов оценки внимания, скорости переработки зрительной информации и психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. В инженерной психологии и эргономике К. п. широко применяется для профессионального отбора и контроля функционального состояния операторов (см. также Психодиагностика внимания). КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (от лат. - соотношение и греч. analysis - разложение, расчленение) - статистический метод оценки вида, знака и тесноты связи между случайными переменными (см. Зависимость между переменными). Помимо рассмотренных в инженерно-психологических исследованиях используются и другие виды коэффициентов корреляции, напр, коэффициент множественной корреляции, коэффициент корреляции для случая дихотомических данных и др.

КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (от лат. correctio - исправление) - изменение конфликтного поведения в сторону конструктивного начала, поиска взаимоприемлемых решений в конфликте. Возможны индивидуальная и групповая К. к. п.

КОРРЕЛЯЦИИ ЗНАЧИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА

КОРРЕЛЯЦИИ ЗНАЧИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА - параметрический тест, наиболее часто используемый метод измерения корреляции между двумя количественными переменными, которые связаны линейным образом. Значимость результата, положенная в основу корреляции, является средним (или суммарным) результатом отклонения каждого значения от среднего в каждой переменной. Синоним: Корреляция Пирсона.

КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ

КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ -

показатель степени взаимозависимости двух переменных; изменяется в пределах от -1 до 1. Значение коэффициента корреляции указывает на возможное отсутствие зависимости, значение 1 свидетельствует о согласованности переменных (стат.).

· дихотомический

· произведения моментов Пирсона

· ранговой корреляции Пирсона

· точечно-бисериальной корреляции

· коэффициент 7 f

· четырехпольный.

КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЕ

КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЕ - измерение степени, с какой данная линия регрессии отклоняется от линейной.

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - (от лат. correlatio - соотношение), статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность (т.е. как в среднем изменяется y в зависимости от изменения x, а x - от y). Широкое применение в психологических исследованиях находит также коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации. Например, при наличии некоторого свойства у испытуемого, ему приписывается 1, при отсутствии - 0, j представляет собой, по существу, коэффициент корреляции для случая дихотомических данных. Среди других широко используемых в психологии разновидностей К. а. - расчет ранговых, частных, частичных, множественных и других коэффициентов корреляции.

* * *

комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями (стат.).

бисериальная (biserial correlation) - метод корреляционного анализа отношения переменных, одна из которых измерена в дихотомической шкале наименований, а другая - в интервальной шкале отношений или порядковой шкале (то есть является континуальной) (стат.).

* * *

(от лат. correlatio - соотношение) - статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность (т. е. как в среднем изменяется y в зависимости от изменения x, а x - от у). Широкое применение в исследованиях находит также коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации. Напр., при наличии некоторого свойства у испытуемого ему приписывается 1, при отсутствии - 0, ? представляет собой, по существу, коэффициент корреляции для случая дихотомических данных. Среди др. широко используемых в психологии разновидностей К. а. - расчет ранговых, частных, частичных, множественных и др. коэффициентов корреляции. К. а. может достаточно широко применяться в конфликтологии. Это один из математических методов, относительно простой в освоении и достаточно результативный при изучении конфликтов.

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ КЛАСТЕР

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ КЛАСТЕР (лат. correlativus англ. claster - пучок, группа) - группа переменных, в которой все переменные имеют более высокий уровень положительной корреляции друг с другом, чем с другими группами или с отдельными переменными. Такой кластер является свидетельством существования определённого фактора (см.) в факторном анализе (см.).

Предыдущая страница Следующая страница