Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "А" (часть 7, "АДЕ"-"АКА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АДЕ"-"АКА")

АДЕПТ

АДЕПТ (лат. adeptus - достигший) - 1. посвящённый в тайны вероучения, секты; 2. ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.

АДИАДОХОКИНЕЗ

АДИАДОХОКИНЕЗ (греч. а - частица отрицания, diadochos - последующий, kinesis - движение) - утрата способности совершать действия, требующие последовательных сокращений мышц агонистов и антагонистов (Babinski, 1899). Например, сгибание - разгибание, пронация - супинация. Симптом поражения мозжечка. Синоним: Дисдиадохокинезия.

* * *

Проба на координацию движений. Нарушение диадохокинеза (способности к совершению идентичных с обеих сторон, сменяющих друг друга противоположных движений). При последовательной супинации и пронации вытянутых вперед рук отмечается асинергия движений. При этом рука на стороне пораженного полушария мозжечка отстает, движения в ней замедленные, неловкие, их амплитуда избыточна.

АДИНАЗОЛАМ

АДИНАЗОЛАМ (Adinazolam, Дерацин) - умеренный антидепрессант с мощным анксиолитическим, отчётливым тимоаналептическим и некоторым гипнотическим действием. Близок по действию к алпразоламу, но в отличие от него обладает холинолитическим эффектом. По общей активности не уступает имипрамину. Показания, противопоказания к применению препарата, осложения терапии в целом те же, что и при лечении другими бензодиазепинами.

АДИНАМИЯ

АДИНАМИЯ (греч. adinamia - бессилие) - снижение или отсутствие побуждений к деятельности, утрата адекватной способности к волевому усилию, вследствие чего пациенты с трудом принуждают себя действовать или при всём желании и понимании требований ситуации они нередко вообще не могут заставить себя что-либо делать. Адинамия отличается от абулии не только меньшей степенью угнетения побуждений к деятельности, но главное - осознанием пациентом болезненности этого явления. Адинамию рекомендуют отличать также от астении, то есть субъективного чувства усталости, бессилия, переутомления, хотя при глубокой астении всегда налицо также симптомы адинамии. Наблюдается при депрессии, неврозах, катаплексии. Адинамия при катаплексии называется аффективной, так как внезапно возникающее падение мышечного тонуса и утрата побуждений обычно бывает связана с острым аффектом (как правило, положительным аффектом - радостью, весельем и др.). Адинамию не рекомендуется отождествлять с утратой способности осознавать собственные побуждения к действиям (см. Гипоаутогнозия).

* * *

Упадок сил, пассивность, возможна психическая дезадаптация.

АДИНАМИЯ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННАЯ

См. Парамиотония врожденная Эйленбурга-Левандовского.

АДИПОЗОГЕНИТАЛЬНАЯ ДИСТРОФИЯ

АДИПОЗОГЕНИТАЛЬНАЯ ДИСТРОФИЯ - сочетание ожирения и гипогонадизма, обусловленное поражением нейроэндокринной системы. Как самостоятельное заболевание адипозогенитальная дистрофия развивается обычно в детском возрасте, чаще у мальчиков 6 - 12 лет. Причиной могут быть инфекционные (в том числе и внутриутробные), травматические, сосудистые и опухолевые поражения гипоталамуса и гипофиза. Адипозогенитальная дистрофия может также являться основным симптомом ряда поражений гипоталамуса и гипофиза. В этом случае развитие адипозогенитальной дистрофии возможно в любом возрасте.

Клиническая картина. Нарушение функции гипоталамуса при адипозогенитальной дистрофии обусловливает патологическое повышение аппетита (см. Булимия), хроническое переедание и как результат этого ожирение. Нарушение секреции гонадотропных гормонов гипофизом приводит к гипогонадизму. Заболевание может протекать с вторичным гипотиреозом, недостаточностью функции коры надпочечников (гипокортицизмом), несахарным диабетом, задержкой роста.

Отмечается равномерное ожирение, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки почти не выражены, встречается крипторхизм. У мужчин развивается оволосение по женскому типу, голос остается детским, мышцы недоразвиты, почти у всех больных отмечают плоскостопие, повышенную подвижность суставов. Характерна склонность к артериальной гипотензии. Интеллект, как правило, не нарушен, но в тех случаях, когда адипозогенитальная дистрофия с самого начала сопровождается гипотиреозом, интеллект может быть снижен. У женщин с адипозогенитальной дистрофией менструации нерегулярны или отсутствуют совсем. Содержание в крови фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов, тестостерона и эстрадиола снижено.

Диагноз устанавливают на основании характерных симптомов - ожирения и гипогонадизма, а также результатов клинико-биохимического обследования. Дифференциальный диагноз с заболеваниями, сопровождающимися ожирением, представляет значительные трудности и проводится в специализированных клиниках.

Лечение направлено на устранение причины возникновения заболевания: при наличии опухоли назначают лучевую терапию на гипоталамо-гипофизарную область, показано оперативное удаление опухоли; при воспалительных процессах проводят противовоспалительную терапию. Для лечения ожирения назначают низкокалорийную диету, лечебную физкультуру, лекарственные средства, снижающие аппетит. Лечение гипогонадизма состоит в назначении гонадотропных гормонов, андрогенов, эстрогенов и др.

Полному излечению адипозогенитальная дистрофия не поддается. Больные не могут иметь детей. Физическая трудоспособность их ограничена.

-----------------------------------

АДИПОЗОГЕНИТАЛЬНАЯ ДИСТРОФИЯ - см. Дистрофия адипозогенитальная.

АДИПОЦИТЫ

АДИПОЦИТЫ (лат. adipis - жир, греч. kytos - сосуд, клетка) - жировые клетки. У лиц, страдающих связанным с наследственностью ожирением, количество адипоцитов значительно увеличено и они, жировые клетки, имеют более крупные размеры, чем у людей с нормальным весом.

АДИПСИЯ

АДИПСИЯ (греч. а - частица отрицания, dipsa - жажда) - 1. отсутствие жажды, симптом поражения латеральных частей гипоталамуса; 2. утрата способности воспринимать чувство жажды, симптом нарушения самоосознавания (см. Гипоаутогнозия).

АДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

АДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД (в конфликтологии) - в отличие от междисциплинарного подхода, не признает никаких границ знаний и предполагает целостное понимание феномена социального конфликта. Предложен основателем резолюционистского направления в конфликтологической мысли Дж. Бертоном, который призывал при анализе конфликтности современных общественных процессов исходить из синтеза отдельных отраслей знания. В каждом конкретном случае конфликта А. п. помогает определить, каким д. б. приемлемый уровень анализа, единица анализа и какие общественные науки в своей совокупности являются наиболее подходящими для его адекватного понимания и разрешения (Л. И. Никовская, 2001).

АДЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДЛЕР АЛЬФРЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДЛЕРИАНСКИЙ

АДЛЕРИАНСКИЙ - относящийся к теории и практике в разработанной А.Адлером (1870 - 1937) индивидуальной психологии. Основной категорией в последней является неполноценность, которая рассматривается как врождённая. Неполноценность, по А.Адлеру, преодолевается путём нормального личностного роста, то есть компенсации, либо патологическим образом - посредством гиперкомпенсации, то есть невротическом, утрированном усилении определённых качеств личности, вследствие чего формируются стремление к превосходству, власти, наживе, славе и т.п. Психотерапия пациентов с позиции теории А.Адлера имеет целью вернуть их на путь компенсации чувства неполноценности, то есть его преодоления позитивными, социально приемлемыми способами, посредством личностного роста.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ВОСТОРГ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ВОСТОРГ - упоение своей властью, в частности, ограниченной. Это относится к ситуациям, когда мелкий начальник или служащий, от которого что-то зависит, неуважительно обращается с посетителем, клиентом, заставляя его долго ждать, требуя соблюдения излишних формальностей, всячески показывая ему свою значительность. Некультурное коммуникативное поведение.

АДНЕКСИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДОЛЕСЦЕНТНЫЙ

АДОЛЕСЦЕНТНЫЙ (лат. adolescene - расти, подрастать) - относящийся к пубертатному периоду индивидуального развития.

АДОРНО

АДОРНО (Adorno) Теодор (1903-1969) -немецкий философ, социолог, психолог и музыковед. Один из лидеров Франкфуртской школы. Окончил ун-т Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне (1924), где изучал философию и музыку. В 1925-1927 гг. жил в Австрии и учился у композитора А. Берга. В 1927 г. вернулся во Франкфурт-на-Майне. Работал в Институте социальных исследований при ун-те Франкфурта-на-Майне, где вместе с коллегами выдвигал и развивал идеи неомарксизма (западного марксизма) и разрабатывал основания критической теории современного общества. В 1934 г., спасаясь от нацистского преследования, эмигрировал в Англию, где преподавал в Мертон-колледже и Оксфордском ун-те (1934-1937). В 1938 г. переехал в США. В 1938-1941 гг. работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании. В 1941 - 1948 гг. работал содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета (в Беркли), где возглавил коллектив исследователей (Э. Френкель-Брюнсвик, Д. Левинсон, Р. Невит), в соавторстве с которыми опубликовал книгу Авторитарная личность(1950), посвященную преимущественно психологическим характеристикам этого типа личности, проблемам его формирования, критике культа фюрера, антисемитизма и идеологии. В 1949 г. вернулся во Франкфурт-на-Майне, где совместно с М. Хоркхаймером восстанавливал Институт социальных исследований и занимался философским социально-критическим анализом современного общества и культуры. В 1953 г. возглавил этот ин-т. В 1960-х гг. начал публичный спор о позитивизме с К. Поппером, критикуя апологетические позитивистские теории западного общества. В 1966 г. опубликовал книгу Негативная диалектика, направленную против теории, идеологии и практики капитализма, фашизма, социализма и коммунизма. Подверг серьезной критике диалектику Г. Гегеля, К. Маркса и В.И. Ленина, теории С. Кьер-кегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера и др. Призывал использовать негативную диалектику для подрыва несостоятельной самоуверенности философских систем и привлечения внимания к индивидуальному. Оказал большое влияние на идеологию новых левых и студенческое движение 1960-х гг. Автор книг: Жаргон аутентичности (1964), Эстетическая теория (1970) и ряда книг по философии, В. И. Овчаренко

АДРЕНАЛИН

АДРЕНАЛИН (лат.ad - при, renalis - почечный) - 1. гормон мозгового вещества надпочечников; 2. нейромедиатор, осуществляет связь адренергических нейронов и прохождение нервных импульсов между ними.

* * *

гормон мозгового слоя надпочечников. Выбрасывается в кровь при стрессовых ситуациях. При этом повышается уровень глюкозы в крови, ускоряется сердцебиение, увеличивается потребелние кислорода, усиливается распад жиров. Гормон страха. При повышении адреналина в крови человек бледнеет, т.к. сужаются кожные кровеносные сосуды. В некоторых межнейронных синапсах головного мозга адреналин является медиатором - химическим проводником нервных импульсов. Выделение адреналина может происходить рефлекторно при активизации обмена веществ, психических травмах и т.д. действуя на гипоталамус адреналин вызывает секрецию адренокортикотропного гормона передней доли гипофиза.

АДРЕНЕРГИЧЕСКИЙ

АДРЕНЕРГИЧЕСКИЙ - 1. характеристика нейронов, которые выделяют при своём возбуждении адреналин; 2. связанный с эффектами действия адреналина.

АДРЕНОБЛОКАТОРЫ

АДРЕНОБЛОКАТОРЫ - фармакологические препараты, блокирующие адренорецепторы, делающие последние нечувствительными к адреналину. Альфа-адреноблокаторы используются при лечении депрессии (например, пирроксан), бета-адреноблокаторы - при лечении тревоги (например, анаприлин). Синоним: Адренолитики.

АДРЕНОГЕНИТАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДРЕНОКОРТИКОТРОПНЫЙ ГОРМОН (АКТГ)

АДРЕНОКОРТИКОТРОПНЫЙ ГОРМОН (АКТГ) - гормон передней доли гипофиза. Отвечает за рост и развитие надпочечников, стимулирует продукцию гликокортикоидов, угнетает секрецию тестостерона.

АДРЕНОЛЕЙКОДИСТРОФИЯ

АДРЕНОЛЕЙКОДИСТРОФИЯ (Siemerling, Kreuzfeldt, 1923) - заболевание лиц мужского пола, начинающееся в детстве и позже с появления симптомов надпочечниковой недостаточности (см. Аддисона болезнь). Позднее присоединяются признаки поражения центральной нервной системы и психические нарушения, такие, как снижение школьной успеваемости, дизартрия, спастические парезы. Постепенно развивается и нарастает деменция. В конечной стадии заболевания наступают децеребрационная ригидность и психический маразм. Характерны явления распада в таких структурах головного мозга, как путамен, паллидум, таламус. Этиология неизвестна, предполагается семейно-наследственный характер болезни. Специфического лечения и эффективных мер профилактики заболевания ныне не существует. Синонимы: Бронзовая болезнь со склерозирующим энцефаломиелитом, Болезнь Аддисона-Шильдера, Болезнь Зиммерлинга-Крейтцфельда.

* * *

Первичная недостаточность функций коркового слоя надпочечников, сочетающаяся с миелинопатией. Проявляется только у мальчиков в возрасте 3-15 лет на фоне субклинической формы болезни Аддисона. Характерны атаксия, центральные парезы, снижение слуха и остроты зрения, возможен бронзовый цвет кожных покровов. В дальнейшем: судорожные пароксизмы, расстройства речи, прогрессирующая деменция. Наследуется по рецессивному, сцепленному с полом типу.

АДРЕСАНТ

АДРЕСАНТ - субъект, производящий речь. Необходим учет адресантом собственной своей личности, не завышая себя, не принижая, хотя и выражая скромность. См. учет своей личности.

АДРЕСАТ

АДРЕСАТ - тот (те), к кому обращена речь. Необходим учет его (их) пола, возраста, уровня культуры, занимаемого положения в обществе, степени знакомства с ним (с ними), как данный адресат к вам относится психологически, его заинтересованности в предлагаемой информации, степени ее важности именно для адресата. Адресат речи может иметь какие угодно существенные черты и особенности личности, которые совершенно необходимо принимать во внимание, вступая в общение с ним и продолжая его (существен его возраст, пол, уровень образования, социальное положение, национальность, склад ума; нельзя не учитывать, какие физические недостатки он имеет, в какой местности он живет или долго жил, какие у него увлечения, симпатии и антипатии и др.). Все это будет вызывать у него разную реакцию на одну и ту же речевую информацию, на одни и те же речевые интенции и тактики. Дело усложняется, когда адресат речи - группа или коллектив, аудитория, особенно если они разнородны по составу - разного возраста, уровня образования. Следовательно, в зависимости от такой личностной конкретики собеседника, специфики аудитории должны быть варианты представления информации, различные приемы воздействия, а подчас и воздержание от коммуникативного акта определенного содержания, направленности, если это представляется неадекватным.

Так, целесообразно ли вести философский разговор с десятилетним ребенком или группой детей; о живописи импрессионистов со слепым; о том, как надо и как не надо загорать - с негром и т. п.?

См. также учет личности адресата.

АДРЕСОВАННОСТЬ РЕЧИ

АДРЕСОВАННОСТЬ РЕЧИ - активная и четкая направленность речевого акта на конкретный адресат, достаточно ясно представляемый адресантом в отношении возможностей понимания предлагаемой ему речи, ее содержания, возможностей речевого воздействия на него. Это противостоит расплывчатому представлению говорящего или пишущего об адресате речи, незнанию или игнорированию его особенностей и возможностей восприятия, противостоит сосредоточению субъекта речи преимущественно или только на лучшем раскрытии темы, развитии содержания для какого-то идеального или среднестатистического слушателя или такого, к которому говорящий больше всего привык - с упущением из вида данных лиц, находящихся перед ним сию минуту слушателей, их особенностей, их реакции. Это один из серьезных недостатков речи, ее культуры.

Адресованность речи целесообразно понимать и как стремление адресанта установить с адресатом личностный, даже духовный контакт, а не только как задачу избежать каких-то неадекватностей общения низшего порядка - взять не тот тон, нарушить субординацию, излагая перед начальником неподобающее содержание и т. п. Адресованность как компонент речевого акта должна всегда закладываться в предстоящую речь, готовящийся текст, заметно присутствовать в них. Речь не должна быть неизвестно для кого, но обязательно в расчете на кого-то - с созданием этому лицу, этим лицам всех условий, всех удобств для понимания. Речь не может быть, не должна быть предназначена для всех, для кого угодно, ее следует адресовать конкретному лицу или составу лиц.

Например, если автор пишет художественное произведение (стихи и др.), ему нужно видеть перед собой реального читателя, а не писать для всех, для любого, кому попадет его произведение, а также не писать как бы для себя, просто приводя в порядок свои мысли и впечатления.

АДСОРБЦИЯ

АДСОРБЦИЯ (лат. ad - на, к; sorbere - поглощать, всасывать) - поглощение вещества из раствора или смеси поверхностным слоем поглотителя (например, активированным углем, силикагелем).

АДУАЛИЗМ

АДУАЛИЗМ (а лат. dualis - двойственный) - в психологии - то же, что синкретизм (см.). Ж.Пиаже различает 3 формы адуализма у детей: 1. слово и предмет есть одно и то же (до 7-8 лет); 2. слово и предмет неразрывно слиты, название суть свойство предмета (до 9-10 лет); 3. мысль о предмете содержится в нём самом, она его как бы создаёт (до 11-12 лет).

АДЬЮВАНТНЫЙ

АДЬЮВАНТНЫЙ (лат. ad-juvo - помогать, поддерживать) - вспомогательный; лекарственные средства, препараты, используемые в амбулаторной практике, в профилактическом лечении.

АДЮЛЬТЕР

АДЮЛЬТЕР - то же, что Внебрачные половые связи.

АЖИОТАЖ

АЖИОТАЖ (фр. agiotage) - 1. сильное возбуждение, волнение, борьба интересов; 2. состояние азарта у участников спекулятивных биржевых игр, имеющее следствием необоснованное изменение цен на фондовом рынке.

АЖИТАЦИЯ

АЖИТАЦИЯ (лат. agitatio - приведение в движение) - двигательное беспокойство, нередко протекает с выраженными аффектами тревоги, страха. Симптом ряда психических расстройств (алкогольный делирий, кататония, тревожно-депрессивное расстройство настроения, взрывы отчаяния при меланхолической депрессии и др.).

* * *

(от франц. agitation «сильное волнение, возбужденное состояние») - аффективная реакция человека на угрозу жизни, аварийную ситуацию и т. п. (сильное беспокойство, тревога, потеря целенаправленности в действиях, движении, ощущение пустоты и отсутствия мыслей); сильное возбуждение вообще.

Не прошло и часа после того, как она [Анна Австрийская] заснула, как вдруг за дверями и тяжелыми драпировками раздались пронзительные крики. Она приказала впустить герцогиню де Шеврез. Та вбежала в сопровождении четырех камерфрейлин и трех горничных, босая, в одной рубашке и в длинном плаще; почти без чувств упала она у подножия королевской постели. «Что случилось, моя дорогая?» - спросила королева довольно хладнокровно… «Спасите меня, защитите! Ришелье преследует меня, я в этом уверена!» Выстрелы, раздавшиеся в эту минуту более явственно, убедили королеву, что опасения госпожи де Шеврез не напрасны (А. де Виньи, Сен-Мар).

Чрезмерное количество выпитого сегодня вина не опьянило Андрея Ильича, но действие его выразилось в необычайном подъеме энергии, в нетерпеливой и болезненной жажде движения… Сильный озноб потрясал его тело, зубы так сильно стучали, что приходилось крепко стискивать челюсти, мысль работала быстро, ярко и беспорядочно, как в горячке. Андрей Ильич, незаметно для самого себя, то разговаривал вслух, то стонал, то громко и отрывисто смеялся, между тем как пальцы его сами собой крепко сжимались в кулаки (А. Куприн, Молох).

Сжимая в руке палку, он подбежал к Ляхову. «Получай должок», - крикнул Андрей Иванович и с размаху ударил Ляхова по голове… Ляхов побледнел и отшатнулся. Тупой, животный ужас охватил его, - ужас, при котором перестают рассуждать… (В. Вересаев, Два конца).

* * *

Волнение, смятение, тревога и на этом фоне гиперактивность, возбуждение, неадекватные поступки.

АЖИТОФАЗИЯ

АЖИТОФАЗИЯ (ажитация греч. phasis - речь) - чрезвычайно ускоренная речь с невнятным произношением, пропуском звуков речи и слов. Характеризует состояние общего и речевого возбуждения. Синонимы: Ажитолалия, ажитофразия.

АЖУРИАГЕРРЫ - ЭКАЭНА СИНДРОМ

АЖУРИАГЕРРЫ - ЭКАЭНА СИНДРОМ (описан французскими психиатрами J. de Ajuriaguerra, H. Hecaen) - сочетание палилалии (многократное повторение отдельных слов, слогов), эхолалии (повторение фраз, слов услышанной чужой речи), мутизма (отсутствие речевого общения) и амимии (отсутствие мимики). По первым буквам названий симптомов имеет также название ПЭМА.

J. de Ajuriaguerra, H. Hecaen. Le cortex cerebral, 2 ed., Paris, 1960.

АЗАЛЕПТИН

АЗАЛЕПТИН - см. Лепонекс.

АЗАРТ

АЗАРТ (к франц. hazard «случай» и к араб. az-zahr «игральная кость») - сильное возбуждение, увлечение. Возможное проявление - сверкающие, горящие глаза (ср. глаза горят).

«Господи! опоздали! сейчас завертят! Ставь, ставь! - захлопотала бабушка, - да не мешкай, скорее», - выходила она из себя, толкая меня изо всех сил. «Да куда, ставить-то, бабушка?» «На zero, на zero! опять на zero! Ставь как можно больше!…» «Опомнитесь, бабушка! Он иногда по двести раз не выходит! Уверяю вас, вы весь капитал проставите». «Ну, врешь, врешь! ставь! Вот язык-то звенит! Знаю, что делаю», - даже затряслась в исступлении бабушка (Ф. Достоевский, Игрок).

Тут Кифа Мокиевич бил себя весьма сильно в грудь кулаком и приходил в совершенный азарт (Н. Гоголь, Мертвые души).

* * *

(фр. hazard - случай, случайность; риск) - чрезмерное и неконтролируемое эмоциональное возбуждение, возникающее в погоне за удачей, возможной или только воображаемой, и сопровождаемое снижением способности реалистически оценивать ситуацию.

АЗАРТНАЯ ИГРА ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ

АЗАРТНАЯ ИГРА ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ - неспособность сопротивляться импульсивным (см.) побуждениям к игре на деньги, изначально мотивированным обычно корыстными соображениями, и, в силу болезненности побуждений, которые обычно приобретают неконтролируемый характер, имеющая закономерным следствием утрату способности во время остановиться во время игры или не вовлекаться в неё, а также серьёзные личные, материальные и профессиональные проблемы для игрока. Следует отличать от игровой зависимости (см.).

АЗАФЕН

АЗАФЕН (Аzaphenum, Pipofesine, Азаксизин, Дизафен, Пипофезин и др.) - препарат из группы неизбирательных ингибиторов обратного нейронального захвата. Умеренный антидепрессант с седативным эффектом (активное вещество - пипофезина гидрохлорат). Холинолитической активностью азафен не обладает. Препарат показан к применению для лечения неглубоких депрессий с беспокойством, волнением, тревогой, явлениями астении и аффективной неустойчивостью, включая вялоапатические нейролептические депрессии. Обострения продуктивной симптоматики, усиления страхов и тревоги не вызвает. Обычно азафен хорошо переносится, в том числе пациентами пожилого возраста. В отдельных случаях наблюдаются побочные эффекты терапии в виде тошноты, рвоты, головокружения, сверхчувствительности к препарату. Не рекомендуется назначать одновременно с ингибиторами моноаминооксидазы (МАО).

АЗАФИЯ

АЗАФИЯ (а греч. sapher - ясный) - невнятное произношение (анартрия, дизартрия, косноязычие).

АЗАФОЛАЛИЯ

АЗАФОЛАЛИЯ (а греч. saphes - ясный) - плохая артикуляция, невнятная речь, бормотание. Синоним: Азафия.

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - представители нации, составляющей большинство одного из государств Закавказья-Азербайджана.

По своему характеру А. любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними.

Нельзя не учитывать и большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношение к ним или их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать у них чувство обиды или острую ответную реакцию. При общении с азербайджанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательности, подлинного уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.

В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоздержанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чеченцы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы с представителями других национальностей "с позиции силы", вступаются за своих земляков вне зависимости от того,, правы они или нет в данном случае.

Отношение к труду в Азербайджане не однозначно. Большинство людей в основном добросовестно осваивают профессию, свое дело, становятся хорошими специалистами. В то же время есть немало и таких, у кого проявляются лень, желание найти "тепленькое место". Есть и люди, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайджанцы вообще нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутной выгодой, которую могут извлечь для себя.

Они очень чувствительны к успеху, к почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое честолюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркивают личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это особое внимание.

Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка, хотя из-за того, что он мало сходен с их родным языком, как правило, достигают не очень больших успехов. Однако иногда, даже зная русский язык, азербайджанец скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в своих интересах.

АЗОТЕМИЯ

АЗОТЕМИЯ - избыточное содержание в крови некоторых продуктов азотистого обмена: мочевины, мочевой кислоты, креатина, креатинина и др. Азотемия чаще всего обусловлена недостаточностью выделительной функции почек, но может зависеть и от внепочечных факторов - повышенного распада белка (при ожогах), затруднения мочевыделения (при аденоме предстательной железы, с давлении мочеточников). Лечение направлено на основное заболевание. Симптоматическое лечение включает ограничение в рационе питания продуктов, содержащих белок, в частности мяса, назначение анаболических гормонов (для уменьшения распада белков) и мероприятия, направленные на увеличение диуреза, в том числе применение диуретиков. В стационаре при необходимости проводят гемодиализ. См. также Почечная недостаточность.

АЙБЛЬ-АЙБЕСФЕЛЬДТ

АЙБЛЬ-АЙБЕСФЕЛЬДТ (Eibl-Eibesfeldt) Иренеус (р. 1928) - австрийско-немецкий биолог, основатель этологии человека как самостоятельной дисциплины и один из ее лидеров. Ближайший ученик основателя этологии - К. Лоренца, в своей работе развивает его исследовательские традиции. Закончил биологический фак-т Венского ун-та, получив докт. степень по зоологии (1950). С 1951 г. - научный сотрудник в Институте физиологии поведения (Max-Planck-Institut fur Verhaltensphysiologie) в Германии; профессор зоологии в Мюнхенском ун-те (1963); руководитель рабочей группы по этологии человека в Иституте физиологии поведения (1970); руководитель Исследовательского ин-та по этологии человека в Обществе Макса Планка (1977); в настоящее время - президент Международного общества этологии человека. С 1949 г. А.-А. под руководством К. Лоренца занимался исследованием поведения животных, а с середины 1960-х гг. обратился к изучению человека и стал разрабатывать научную программу этологии человека, которую определил как биологию поведения человека. А.-А. полагает, что основные этологические методы и представления, разработанные при изучении животных, могут быть с соответствующими видоизменениями применены для исследования человеческого поведения. Согласно А.-А., в этологии человека должна разрабатываться теория поведения, которая учитывает уникальное положение человека как биологического вида; при этом этология человека должна развивать тесные контакты с психологией, антропологией, социологией и лингвистикой. Считая, что в основе этологии человека должны лежать детальное наблюдение и регистрация повседневного поведения людей в естественной обстановке, А.-А. разработал и стал осуществлять исследовательский проект по документированию с помощью видеозаписи поведения людей, принадлежащих к разным культурам. В результате был собран огромный архив материалов о естественном поведении людей самых разных народов, доступный ученым всего мира. Широко применяя кросс-культурный анализ, А.-А. пришел к выводу о существовании системы универсальных правил, которые по одним и тем же принципам структурируют как невербальное, так и вербальное поведение. Эта система правил, названная биограмматикой человеческого поведения, основана, по его мнению, на врожденных генетических программах, выработанных биологической эволюцией в ходе антропогенеза. Главным предметом исследовательского интереса для А.-А. являются универсальные стратегии в социальном человеческом поведении, а также взаимодействие в поведении человека культурных и генетически запрограммированных факторов, универсальных для всего человеческого вида. Большое внимание он уделяет изучению поведения детей и взаимоотношениям детей и родителей. По мнению А.-А., именно эволюция родительской заботы заложила основу для развития высокоорганизованных социальных систем у человека. Наиболее известные труды: Любовь и ненависть, 1970; Биология войны и мира, 1975; Этология человека, 1987. Е.А. Гороховская

АЙДОМАНИЯ

АЙДОМАНИЯ (греч. aidoia - гениталии, mania - влечение, страсть, безумие) - гиперсексуальность у мужчин. Синоним: Сатириазис.

АЙЕРСЫ СИНДРОМ

АЙЕРСЫ СИНДРОМ (описан в 1901 аргентинским врачом A. Ayerza, 1861-1918) - склероз сосудов в системе легочной артерии, главным образом в результате длительной легочной гипертензии на фоне хронических заболеваний бронхов; иногда термин используют как синоним первичной легочной гипертензии, возникающей при отсутствии поражения легких и бронхов. Проявления: выраженный диффузный цианоз, одышка, признаки перегрузки правых отделов сердца («легочное сердце»). Диагноз уточняют при эхокардиографии, по показаниям проводят ангиопульмонографию и катетеризацию сердца. Давление в системе легочной артерии может снижаться при использовании препаратов теофиллина, антагонистов кальция, ингибиторов фосфодиэстеразы 5-го типа.

A. Ayerza. Cardiacos negros. Buoenos Aires, Thesis No. 2536, 1912.

АЙЗЕМАНА - ШПИГЕЛЬБЕРГА ДЕПРЕССИЯ

АЙЗЕМАНА - ШПИГЕЛЬБЕРГА ДЕПРЕССИЯ (описана немецкими психиатрами G. Eisenmann в 1967 и U. Spiegelberg в 1968) - вариант эндогенной депрессии, включающий выраженную истерическую симптоматику, что обусловлено преморбидными особенностями больного.

АЙЗЕНК

АЙЗЕНК (Eysenck) Ханс Юрген (1916-1997) - английский психолог, создатель факторной теории личности. Образование получил в Лондонском ун-те (д-р философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 г. по 1955 г. - зав. основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем. С 1955 г. по 1983 г. - профессор Института психологии при Лондонском ун-те, ас 1983 г. по настоящее время - поч. профессор психологии. Основатель и редактор журналов Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy. А. начал исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов двух групп солдат - здоровых и признанных невротиками. В результате было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различны. Факторный анализ полученных данных выявил четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интро-версии и нейротизма (Dimensions of Personality, 1947). В качестве методологической базы А. ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами (The Scientific Study of Personality, 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Позднее в работе Биологические основы индивидуальности (1967)А. предложил новую интерпретацию факторов экстравер-сии-интроверсии и нейротизма. Высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на эксте-роцептивные раздражители. Высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у таких людей повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований А. пришел к формулированию трехфакторной теории личности (психотизм, экстраверсия и нейро-тизм), которая опиралась на определение личностных черт как способа поведения в определенных жизненных ситуациях. В огромном числе прикладных исследований, которые А. провел для доказательства своей теории, была показана важность различий по этим трем факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Кроме того, А. проводил многочисленные исследования различных психологических процессов - памяти, интеллекта, социальных установок. На основе трехфакторной модели личности им были созданы психодиагностические методики EPI и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных- MMQ, MPI. Следует также отметить, что А. один из авторов трехфазной теории возникновения невроза - концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций. На основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии И. М. Кондаков.

АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (Eysenck, 1964) - самоотчётный личностный опросник, основанный на факторной теории личности и нацеленный на исследование трёх измерений личности: экстраверсия - интроверсия, нейротизм и психотизм. Содержит 101 вопрос. Существует вариант опросника для детей старше 7 лет с 60 вопросами.

АЙЛУРОФИЛИЯ

АЙЛУРОФИЛИЯ (греч. ailuros - кошка, philia - любовь) -1. болезненная привязанность к кошкам у одиноких людей, обычно пожилых женщин. Некоторые пациенты содержат до 15-20 и более кошек в своём скромном обычно доме, тратят на них последние подчас деньги, живут в антисанитарных условиях, причиняя немало проблем и своим соседям. Расстройство суть, вероятно, форма компенсации чувства одиночества или вариант символизма (если кошки символизируют близких людей в опустевшем без последних доме); 2. сексуальная перверсия в виде полового влечения к кошкам и сексуальных контактов с ними.

АЙЛУРОФОБИЯ

АЙЛУРОФОБИЯ ( греч. ailuros phodos - страх) - 1. навязчивый страх кошек; 2. любой страх кошек, вызванный болезненными причинами. Например, у тех людей, которые боятся заболеть токсоплазмозом.

* * *

Син.: Гатофобия. Навязчивый страх - боязнь кошек.

АЙХМОФОБИЯ

АЙХМОФОБИЯ (греч. aichme - острый, phobos - страх) - 1. навязчивый страх острых предметов; 2. любой страх острых предметов, находящихся, например, в руках агрессивного индивида.

АЙХХОРН

АЙХХОРН (Aichhorn) Август (1878- 1949) - австрийский педагог и психоаналитик. После получения педагогического образования работал учителем. Основал исправительные школы в Оберхол-ланбрунне (1918) и в Сент-Андре (1920). В 1920 г. занялся психоанализом. По предложению Анны Фрейд окончил Венский психоаналитический ин-т. С 1922 г. активно сотрудничал с различными психоаналитическими структурами. В 1923 г. организовал в Вене сеть молодежных воспитательных центров. Одним из первых психоаналитиков начал работу с агрессивными подростками в стационарных условиях. Практиковал психоаналитическую терапию правонарушителей. Считал, что неблагоприятные отношения с родителями негативно отражаются на развитии личности ребенка, предопределяют его будущие трудности в общении с людьми и создают предпосылки формирования матрицы латентной делинквентности, которая, при соответствующих обстоятельствах, трансформируется в отклоняющееся поведение и правонарушения. Утверждал, что антиобщественное поведение может быть поведенческим выражением невроза. В 1945 г. возрождал Венское психоаналитическое общество и в 1946-1949 гг. руководил им. Автор книги Непокорный подросток (1925) и др. работ по психоаналитическим проблемам молодежи. В. И. Овчаренко

АКАДЕМИЗМ

АКАДЕМИЗМ (греч. Akademia - роща, где преподавал Платон) - 1. сугубо теоретическая направленность в научной и учебной деятельности, оторванная от практики и требований повседневной жизни; 2. направление в искусстве, основанное на догматическом следовании канонам искусства эпохи античности и/или периода Возрождения; 3. проявление чрезмерного консерватизма, ригидности в творчестве, в том числе и в научной активности в виде следования устаревающим или обветшалым стандартам продуктивной деятельности. Характеризуется приверженностью к так называемым классическим теориям, принадлежащим истории, застывшим принципам, неким образцам, ставшим догмами, которые уже не вписываются в контекст современной науки и лишены оригинальности, свежести, а может быть такая приверженность к прошлому вызвана утратой личного мужества и способности к интеллектуальному напряжению, без которых подлинное творчество невозможно. Нередко дополняется неприятием новых, непривычных идей, сопротивлением продвижению по-настоящему талантливых людей, стремлением окружать себя посредственностями, а не яркими дарованиями. Даже некоторые великие исследователи оказывались с возрастом в таком положении, не обнаруживая при этом клинически значимой симптоматики.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

В академическом стиле преобладает абстрактно-теоретический компонент текста, обстоятельность и глубина описания. Это наиболее концентрированный научный стиль, в котором повышенное употребление терминов, не производится их отбор с целью придания доступности восприятия для читателей. Неотъемлем большой цитатный компонент текста, давно ставший стилистическим «условием, без которого нельзя».

Ср. образец такого рода: Будучи дополнительной по отношению к семантике нарративной, и являясь вместе с ней семантикой составляющей семиотической грамматики (на уровне семиотических структур), семантика базовая определяется своим абстрактным характером вследствие того, что она вместе с базовым синтаксисом соответствует исходной инстанции генеративной перспективы дискурса. Устанавливаемые ею единицы - это элементарные структуры значения, и их можно сформулировать как семантические категории, способные быть представленными в виде квадрата семиотического (что сообщает им логико-семантический статус и делает их операциональными) («Семиотика», т. 2, Благовещенск, 1998).

В полной мере применяется в общении среди ученых, для остальных полезно использовать лишь элементы такого стиля.

АКАЙРИЯ

АКАЙРИЯ (греч. kairos - норма, мера) - назойливость, приставучесть, прилипчивость пациентов, перенесших энцефалит (Аствацатуров, 1928). Характеризует психическую ригидность, наблюдается также при хорее Гентингтона, паркинсонизме, других органических поражениях головного мозга.

* * *

Син.: Симптом приставания Аствацатурова. Назойливость, «вязкость» больного, проявляющаяся, в частности, многократным повторным обращением с одними и теми же вопросами, просьбами, предложениями. Признак инертности мышления, трудности переключения. Описал при паркинсонизме (см.) отечественный невропатолог М.И. Аствацатуров (1877-1936).

АКАЛЬКУЛИЯ

АКАЛЬКУЛИЯ - нарушение способности узнавать числа и производить с ними арифметические операции (считать). Возникает при поражении определенных отделов коры преобладающего (доминантного) полушария головного мозга (при кровоизлиянии, опухоли, травме мозга). При акалькулии больные путают графически близкие цифры (6 и 9, IX и XI), пишут, например, 1048 как 1000 и 48, не могут выполнять устные и письменные операции счета. Акалькулия часто сочетается с сенсорнойафазией. Лечение направлено на основное заболевание, необходимо восстановительное лечение с помощью специалиста нейропсихолога.

* * *

( а греч. calculo - cчитать) - расстройство счёта, не связанное с невежеством и деменцией (Henschen, 1919). При этом утрачивается или не развивается способность выполнять даже простые арифметические операции, что некоторые исследователи связывают с нарушением симультанного синтеза (Лурия, 1962). Иногда избирательно поражается способность выполнять отдельные арифметические операции. Так, школьник не может освоить только операцию вычитания или сложения. Очаг поражения при первичной акалькулии - теменно-затылочная область доминантного полушария (Berger, 1926). Акалькулия может быть вторичной, то есть обусловленной другими психическими нарушениями, например, деменцией. Синоним: Дискалькулия.

* * *

Нарушение способности к счету, выполнению арифметических операций. Отмечается при поражении коры теменно-височной области доминантного полушария мозга. Может сочетаться с семантической афазией, алексией, конструктивной апраксией с элементами правосторонней гемианопсии. Описал шведский врач F. Henchen (род. в 1881 г.).

АКАЛЬКУЛИЯ (ДИСКАЛЬКУЛИЯ)

АКАЛЬКУЛИЯ (ДИСКАЛЬКУЛИЯ) - утрата способности воспроизводить счётные операции (Henschen, 1919). При первичной акалькулии ( а греч.сalculo - считать) это локально-органическое расстройство, оно не связано с нарушением других высших корковых функций. Расстройство возникает при повреждении теменно-затылочной области доминантного полушария. Вторичная акалькулия обусловлена снижением памяти, афазией, персеверациями.

АКАНТОЦЕФАЛЕЗЫ

АКАНТОЦЕФАЛЕЗЫ - гельминтозы, возбудителями которых являются скребни, или колючеголовые.

Встречаются редко. При акантоцефалезах возникают расстройства функции желудочно-кишечного тракта - боли в животе, понос, вздутие живота, тошнота, рвота и др. Возможны лихорадка, эозинофильный лейкоцитоз. Диагноз устанавливают на основании обнаружения яиц скребней в фекалиях. Лечение проводят экстрактом мужского папоротника. Профилактика включает выявление и лечение больных акантоцефалезом свиней, истребление тараканов, мышей, крыс.

АКАНТОЦИТОЗ

См. Болезнь Бассена-Корнцвейга.

АКАТИЗИЯ

АКАТИЗИЯ (а греч. kathisis - усаживание) - утрата способности находиться в покое из-за мучительных ощущений в ногах (Hashkovec, 1901). Симптом органической патологии мозга, наблюдается также при нейролептическом синдроме (см.). Связан, предположительно, с поражением ретикулярной формации ствола мозга.

* * *

Неусидчивость (а - отрицание греч. kathisio - cидеть). Охватывающее все тело мучительное чувство мышечного дискомфорта, вынуждающее к постоянному изменению позы, нецеленаправленным движениям. Признак дисфункции структур экстрапирамидной системы и лимбико-ретикулярного комплекса. Может быть спровоцирована приемом нейролептиков, но нередко ее причина остается неуточненной.

АКАТИЗИЯ ОБЕЗДВИЖЕННАЯ

АКАТИЗИЯ ОБЕЗДВИЖЕННАЯ - крайне неприятные физические ощущенияужас в ногах»), возникающие у пациентов с болезненной акатизией при наступлении паркинсонической скованности тела. Симптом нейролепсии (см.).

Предыдущая страница Следующая страница