Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛАТ"-"ЛЕГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛАТ"-"ЛЕГ")

ЛАТЕРАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

ЛАТЕРАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ (лат. lateralis dominans - господствующий) - предпочтительное использование при движениях и действиях одной стороны тела.

ЛАТЕРАЛЬНОЕ ДОРСАЛЬНОЕ ЯДРО

ЛАТЕРАЛЬНОЕ ДОРСАЛЬНОЕ ЯДРО (лат. lateralis dorsum - спина) - то же, что дорсолатеральное ядро.

ЛАТЕРАЛЬНОЕ ЗАДНЕЕ ЯДРО

ЛАТЕРАЛЬНОЕ ЗАДНЕЕ ЯДРО - таламическое ядро, которое взаимодействует с теменной корой головного мозга.

ЛАТЕРАЛЬНОЕ КОЛЕНЧАТОЕ ТЕЛО

ЛАТЕРАЛЬНОЕ КОЛЕНЧАТОЕ ТЕЛО - два клеточных ядра таламуса, расположенные на концах каждого из оптических трактов. К левому телу подходят пути от левой стороны левой и правой сетчатки, к правому - соответственно правой стороны сетчатки. Отсюда зрительные пути направляются к полосатой области затылочной коры мозга.

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ - способ или эвристика решения проблем, при котором индивид пытается посмотреть на проблему под разными углами зрения, избегая прямого, лобового её решения. Синоним: Дивергентное мышление.

ЛАТЕРАЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

ЛАТЕРАЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ - отношение между нервными клетками, когда возбуждение одного нейрона приводит к торможению активности другого нейрона. Сложные системы латерального торможения ответственны, как установлено, за остроту восприятия, особенно зрительного.

ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ

ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ (лат. lateralis) - сторонность, любое предпочтение одной стороны тела перед другой. Часто термин используется для обозначения того факта, что функции языка и речи контролируются левым полушарием. Согласно некоторым исследователям, появляется всё больше свидетельств того, что доминантное полушание является рациональным, аналитическим, с ним связаны мышление и, возможно, самоосознавание, а субдоминантное полушарие, в свою очередь, - эмоциональным, иррациональным, с ним связаны музыка, искусство и, вероятно, бессознательное.

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ (лат. lateralis) - 1. боковой, расположенный в стороне от срединной плоскости тела (ср. Медиальный); 2. в лингвистике - боковой согласный звук, при произношении которого кончик языка плотно прижимается к пассивному органу речи (например, при произношении русского «д» - к верхним зубам), а воздушная струя проходит по одну сторону (монолатеральный согласный звук) или по обеим сторонам языка (билатеральный согласный звук).

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ГИПОТАЛАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ГИПОТАЛАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ - поведенческий синдром у животных, возникающий при повреждении в боковой области гипоталамуса, - афагия и адипсия. Если за животными ухаживать (иначе в естественных условиях они погибают), то потом они начинают есть и пить в количестве, достаточном для их выживания, но меньше, чем до операции. Считалось, что такое поведение связано с повреждением неких специальных центров питания. Ныне полагают, что расстройство обусловлено локальным повреждением сети нервных структур и проводящих путей, представляющих часть сложных сенсорных, моторных и аффективных компонентов питания.

ЛАТЕРГИЯ

См. Сон латергический.

ЛАТЕРОПУЛЬСИЯ

ЛАТЕРОПУЛЬСИЯ (лат. lateralis - боковой, pulsus - толчок) - непроизвольное отклонение тела сторону после лёгкого толчка с противоположной стороны.

* * *

Перемещение стоящего пациента в сторону нанесенного обследующим легкого толчка. Проявление инерции движения, характерной при паркинсонизме.

ЛАТЕРОФОБИЯ

ЛАТЕРОФОБИЯ (лат. lateralis греч. phobos - страх) - 1. навязчивый страх лежать на одном каком-то боку; 2. навязчивый страх чего- или кого - либо, находящегося с какой-то одной стороны, вызванный болезненными причинами.

* * *

Навязчивый страх пребывания в положении лежа на боку.

ЛАТЫШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАФОРА СИНДРОМ

ЛАФОРА СИНДРОМ (Lafora) - редко встречающийся вариант миоклонус-эпилепсии с поражением сетчатки и наступлением слепоты. Помимо эпилептических припадков и миоклоний наблюдаются также значительные изменения личности (аспонтанность, пассивность, нарастание апатии). В гистопатологическом исследовании выявляются дегенеративные изменения в мозжечке, экстрапирамидной системе, осевых цилиндрах периферических нервов, в печени, сердце, в поперечно-полосатой мускулатуре, сетчатке. Повышен уровень мукополисахаридов в моче, обнаруживатся мукополисахаридные включения в цитоплазме клетов печени (тельца Лафора). Заболевание наследственное с аутосомно-рецессивным типом генетической трансмиссии. Специфического лечения и эффективной профилактики заболевания ныне не существует. Носительство анормального рецессивного гена фенотипически никак себя не обнаруживает. Синоним: Прогрессирующая злокачественная эпилепсия с миоклонией.

ЛАФОРЫ СИНДРОМ

ЛАФОРЫ СИНДРОМ (описан испанским неврологом G. R. Lafora, 1887-1971) - наследственное заболевание центральной нервной системы, манифестирующее в позднем детском возрасте прогрессирующей миоклонической эпилепсией, атаксией, деменцией. Патоморфологически характерны базофильные цитоплазматические включения (тельца Лафоры), состоящие из кислых мукополисахаридов, в головном мозге и других органах. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение симптоматическое.

G. R. Lafora, B. Glueck. Contribution to the histopathology and pathogenesis of myoclonic epilepsy. Bull. Gov. Hosp. Insane., 1911; 3: 96-111.

ЛАЦАРУС

ЛАЦАРУС (Lazarus) Морис (1824-1903) -немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов. Профессор в Берне (1860)и Берлине (1873- 1896). Вместе с Г. Штейнталем основал журнал Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Основываясь на атомизме И. Гербарта, развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой народного духа. Народный дух находит свое проявление в языке, нравах, учреждениях и пр. Эти взгляды развивал в дальнейшем В. Вундт. Основные сочинения Л.: Uber begriff und die Moglichkeit einer Volkerpsychologie als Wissenschaft / Deutsche Museum, 1951; Das Leben der Seele in Monographien uber Erscheinungen und Gesetze, Bd. 1-2, В., 1856-1857; Uber die Ideen der Geschichte, В., 1865; (в рус. пер.:Мысли о народной психологии (совм. с Г .Штейнталем), Воронеж, 1865). И.М. Кондаков

ЛАЦАРУС M.

ЛАЦАРУС M. (1824-1903) - швейцарский философ, ученик и последователь основоположника немецкой эмпирической психологии И. Гербарта,. автор таких трудов, как "О происхождении нравов" (1867), "Об идеях в истории" (1872), "К учению об изменении смысла" (1872), "Что значит национальный" (1880) и др.

Л. выступал за более широкое применение в психологии экспериментальных и математических методов-с целью исследования закономерностей, действующих в обществе. В своей работе "Жизнь души" (1856-1857) он проанализировал с психологических позиций такие явления, как юмор, язык в его отношении к мышлению и некоторые другие.

Большую известность в научных кругах Л. получил как один из основателей теории "психология народов" (см.). В 1859 г. вместе с немецким философом и языковедом X. Штейнталем основал журнал "Психология народов и языкознание". В программной статье "Вводные рассуждения о психологии народов", написанной им совместно с X. Штейнталем, была изложена мысль о том, что народ, или "дух целого", выражающийся в языке, мифах, обычаях, нравах, религии и искусстве, является главной силой истории. Поэтому основной задачей психологии народов как науки является изучение этого духа народа и выявление законов, по которым протекает духовная деятельность представителей этнических общностей.

Индивида Л. рассматривал в качестве элемента некоторой духовной психологической субстанции, объединяющей людей в обществе. Согласно Л., связь индивида с "духом целого" определяется исторически. Для изучения психологии народов Л. считал необходимым привлечение данных и методов исследования этнографии, языкознания и других наук.

ЛАЭННЕКА СИНДРОМ

ЛАЭННЕКА СИНДРОМ (цирроз Лаэннека, описан французским врачом R. T. H. La?nnec, 1781-1826; синоним - портальный цирроз печени) - атрофированная, плотная, небольших размеров печень, спленомегалия, портальная гипертензия (расширение вен передней брюшной стенки, асцит, варикозное расширение вен пищевода и желудка с частными желудочными кровотечениями) при циррозе печени. Желтуха, как правило, отсутствует. Отмечают быструю утомляемость, анорексию, частые рвоты, метеоризм, запоры, потерю веса, стойкую эритему ладоней («печеночные ладони»), атрофию яичек, гинекомастию. Позднее присоединяются боль в животе и кожный зуд. Морфологически обнаруживают дегенерацию и атрофию печеночных клеток с разрастанием соединительной ткани вокруг разветвлений воротной вены. Наблюдают при хроническом алкоголизме или истощении.

ЛГАТЬ

ЛГАТЬ - умышленно говорить неправду, обычно в своих интересах. Реже это делается в интересах собеседника (утаивание неприятных для него обстоятельств посредством утешительной дезинформации), что коммуникативно более оправдано. Ложь можно и нужно определять по паралингвистическим признакам: выражение лица, характерные неконтролируемые движения (прикрывание рта пальцами, теребление мочки уха, поглаживание пальцем века, отведение глаз в сторону и др.), фонационные показатели. Ср. пословицы: Раз солгал, а на век лгуном стал; Ложь стоит до улики; Всяку ложь на себе приложу На всякого враля по десять ахальщиков. Слушать его можно, а верить нельзя (Словарь Даля). И наврет [Ноздрев] совершенно без всякой нужды… (Н. Гоголь, Мертвые души). Изобличать лжеца во время беседы с ним далеко не всегда уместно и прилично, ведет к взаимному дискомфорту; целесообразно показать, что вы заметили ложь легким выражением сомнения или красноречивым молчанием, улыбкой.

ЛЕ СЕНН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕБ

ЛЕБ (Loeb) Жак (1859-1924) -немецко-американский биолог, психофизиолог. Лидер механистического направления в зоопсихологии, автор учения о тро-пизмах. Используя данные своих опытов над низшими животными, выдвинул положение о том, что при объяснении их реакций нет нужды обращаться к психике, поскольку они могут быть исчерпывающе объяснены действием физико-химических факторов. Ориентировочное поведение животных, по мнению Л., возникает в ответ на возбуждение различных чувствительных к этим факторам периферических участков тела. Дискуссии по поводу этого учения стимулировали поиски нового понимания объективного метода в психологии, отличного от предложенного Л. и его последователями и вместе с тем учитывающего бесперспективность понимания сознания как бестелесной силы, извне управляющей поведением. М.Г. Ярошевский

ЛЕБЕДИНСКОГО МЕТОДИКА

ЛЕБЕДИНСКОГО МЕТОДИКА (Лебединский, 1966) - исследование мышления и речи с помощью задания поочерёдно называть пары одушевлённых и неодушевлённых объектов. Ответы испытуемых содержат, по мнению автора методики, информацию о характере и уровне нарушениий мышления и речи.

ЛЕБЕДИНСКОГО-БОРТНИК МЕТОДИКА ПСИХОТЕРАПИИ

ЛЕБЕДИНСКОГО-БОРТНИК МЕТОДИКА ПСИХОТЕРАПИИ (Лебединский, Бортник, 1965) - краткий вариант метода аутогенной тренировки, сочетанной с функциональной тренировкой, гетеро- и аутосуггестией. Расширена формула покоя, некоторые формулы аутогенной тренировки, нацеленные на устранение отдельных симптомов, вводятся до достижения общего расслабления.

ЛЕБЕЗИТЬ

ЛЕБЕЗИТЬ - заискивать, угодничать из выгоды. Нарушение культуры общения. Неправильно, когда объект таких речевых действий (начальник и др.) считает это нормальным по отношению к себе (со стороны подчиненного, нижестоящего). Этический архаизм - от времен господ и слуг.

ЛЕБЕРА СИНДРОМ

ЛЕБЕРА СИНДРОМ (описан немецким офтальмологом Th. Leber, 1840-1917; синоним - наследственная атрофия зрительных нервов) - наследственное заболевание из группы митохондриальных болезней, возникающее в результате точковых мутаций митохондриальной ДНК. Манифестирует остро или подостро в возрасте до 30 лет потерей остроты центрального зрения. Отмечаются мозжечковые и пирамидные нарушения, головные боли. При биохимическом исследовании выявляют дефекты комплекса 1 дыхательной цепи. Наследование материнское (митохондриальное), поскольку мутантная митохондриальная ДНК попадает в зиготу из цитоплазмы яйцеклетки. В подавляющем большинстве случаев болеют мужчины.

T. Leber. Uber eine durch Vorkommen multipler Miliaraneurysmen charakterisierte Form von Retinaldegeneration. Albrecht von Grafes Archiv fUr Ophthalmologie, 1912; 81: 1-14.

ЛЕБОН

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (1841-1931) -французский психолог, социолог, антрополог и пр. Один из основоположников социальной психологии. Д-р медицины. Разработал натурфилософскую версию энергетизма и эволюции материи. Исследовал судьбу цивилизаций Древнего мира и других исторических эпох. Создал ряд концепций и теорий, объяснявших различные явления общественной жизнедеятельности с позиций социологического психологизма. Показал значение и возможности психологии для изучения и понимания истории. Стремился установить психологические законы истории и роль различных психических факторов (чувств, верований и др.) в историческом процессе. Исследовал психологические детерминанты этнических конфликтов и циклический характер развития цивилизации. Оказал влияние на формирование и развитие социальной психологии. Охарактеризовал конец XIX - начало XX в. как эру толпы и предсказал связанный с этим упадок культуры и цивилизации. Ввел классификацию толп на гомогенные и гетерогенные. Утверждал, что в толпе человек утрачивает индивидуальность, интеллект, чувство ответственности и начинает действовать аффективно под влиянием примитивных импульсов обезличенной толпы, ее догматизма, истеричности, веры в чудо, потребности подчиняться вождю (лидеру) и пр. Отмечая и подчеркивая антиинтеллектуализм любой толпы, считал, что управление ею (и обществом) осуществляется посредством идей и, главным образом, чувств, внушаемых вожаками, использующими методы утверждения, повторения и заражения. Эти идеи инициировали создание Ряда различных теорий толпы, массового общества и др. и были использованы 3. Фрейдом при разработке психоаналитической версии психологии масс. В 1908 г. опубликовал книгу Психология социализма, в которой изложил факты и соображения о социальном революционизме и социализме. Утверждал, что идеология равенства противоречит природе человека и цивилизации. Выступал против политических и социальных революций. Считал, что болезненный бред о счастье социализма (антидемократического, ужасного, железного режима) исчезнет после воцарения социализма, поскольку неизбежное массовое истребление людей и обнищание отрезвит народы и станет назиданием всему миру. Автор книг: Психологические законы эволюции народов, 1894, Психология народов и масс, 1895 и ряда трудов по психологии, социологии, антропологии, истории, философии, педагогике, анатомии, физиологии, теоретическому и экспериментальному естествознанию и пр. В рус. пер. изданы: Психология народов и масс, СПб., 1896; Психология социализма, СПб., 1908; Эволюция материи, СПб., 1912. В. И. Овчаренко

ЛЕБОН Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕБОН ГЮСТАВ

ЛЕБОН ГЮСТАВ (1841-1931) - французский философ-идеалист, социолог, антрополог. Доктор медицины. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. Физиологические, анатомические и психологические различия между народами ведут к непониманию между ними и конфликтам. Упадок цивилизации связывал с наступлением «эры масс», когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными «вожаками». Считал, что «духовное единство толпы» предопределяет характер поведения входящих в нее людей. Их поведение становится бессознательным, а они сами - эмоциональными, рационально неконтролируемыми, догматичными, нетерпимыми, безответственными. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы).

ЛЕВА СИНДРОМ

ЛЕВА СИНДРОМ (описан американским патологом М. Lev, 1908-1994) - заболевание неясной этиологии: склероз и обызвествление соединительнотканных структур левых отделов сердца, верхней и средней частей межжелудочковой перегородки, с поражением аортального и митрального клапанов; одна из возможных причин нарушений внутрижелудочковой проводимости и атриовентрикулярной блокады у взрослых (чаще - у пожилых женщин). При развитии полной атриовентрикулярной блокады может потребоваться имплантация кардиостимулятора.

M. Lev. Anatomic basis for atrioventricular block. The American journal of medicine, 1964; 37: 742-748.

ЛЕВАНДОВСКОГО - ЛЮТЦА СИНДРОМ

ЛЕВАНДОВСКОГО - ЛЮТЦА СИНДРОМ (описан дерматологами - немецким F. Lewandowsky, 1879-1921, и швейцарским W. Lutz, 1888-1959; синонимы - бородавчатая дисплазия эпидермиса) - дерматоз, характеризующийся многочисленными, симметрично расположенными мелкими папулами, напоминающими плоские бородавки. Высыпания имеют цвет нормальной кожи или розоватый, желтоватый. На отдельных участках кожи элементы сливаются в бляшки с плоской или шероховатой за счет чешуек поверхностью. Локализуются на коже лица, затылка и тыльных поверхностях конечностей. Развитие заболевания может быть связано с инфицированием вирусом папилломы человека; предполагается роль наследственности (возможно, аутосомно-рецессивный тип наследования). Высока вероятность трансформации в болезнь Боуэна, плоскоклеточный и базальноклеточный рак. Лечение: криодеструкция, электрокоагуляция, лазеротерапия, применение фторурациловой мази.

F. Lewandowsky, W. Lutz. Ein Fall einer bisher noch nicht beschriebener Hauterkrankung (Epidermodysplasia verruciformis). Archiv fUr Dermatologie und Syphilis, Berlin, 1922; 141: 193-202.

ЛЁВЕНБЕРГА ПРОБА

ЛЁВЕНБЕРГА ПРОБА (предложил B. B. Lowenberg) - при подозрении на тромбоз глубоких вен голени на нее в области средней трети накладывают манжетку аппарата Рива-Роччи и доводят давление в ней до 50 мм рт. ст. Появление или усиление боли в икроножной мышце свидетельствует о непроходимости глубоких вен обледуемой конечности. См. также Опица - Раминеса симптом.

ЛЁВЕНФЕЛЬДА - ГЕННЕБЕРГА СИНДРОМ

ЛЁВЕНФЕЛЬДА - ГЕННЕБЕРГА СИНДРОМ (описан немецкими врачами L. Lowenfeld, род. в 1847, позднее - R. Henneberg, 1868-1962; синонимы - катаплексия, аффективная адинамия, эмоциональная астения, блокада тонуса) - кратковременная пароксизмально наступающая утрата мышечного тонуса, приводящая к падению больного без потери сознания. В легких случаях может ограничиваться местной утратой мышечного тонуса, что проявляется отвисанием нижней челюсти, кивком головы, слабостью в коленях. В течение 1-2 минут происходит функциональное восстановление или наступает сон. Возникает обычно при сильном эмоциональном переживании; симптом нарколепсии.

L. Lowenfeld. Uber Narkolepsie. MUnchener medizinische Wochenschrift, 1902; 49: 1041-1045.

R. Henneberg. Uber genuine Narkolepsie. Neurologische Centralbibliothek, 1916; 30: 282-290.

ЛЁВЕНФЕЛЬДА МОЗАИЧНЫЙ ТЕСТ

ЛЁВЕНФЕЛЬДА МОЗАИЧНЫЙ ТЕСТ (Lowenfeld, 1930) - метод индивидуального изучения интеллекта и некоторых личностных качеств детей в возрасте после 3 лет. Из 456 фигурок 5 геометрических форм и 6 цветов ребёнок, не ограничиваемый во времени на выполнение теста, конструирует желаемую им конфигурацию. Тест используется в сочетании с тестами Роршаха и Векслера (в случаях, если ребёнок страдает неврозом или отстаёт в своём умственном развитии).

ЛЁВЕНФЕЛЬДА-ХЕННЕНБЕРГА СИНДРОМ

ЛЁВЕНФЕЛЬДА-ХЕННЕНБЕРГА СИНДРОМ (Lowenfeld, Hennenberg, 1902) - вариант катаплексии с явлениями нарколепсии, проявляется приступами внезапной потери мышечного тонуса и погружением в непродолжительный сон.

ЛЁВЕНФЕЛЬД-БЮЛЕР ТЕСТ МИРОСОЗИДАНИЯ

ЛЁВЕНФЕЛЬД-БЮЛЕР ТЕСТ МИРОСОЗИДАНИЯ (Lowenfeld, Buhler, 1955) - проективный метод исследования личности ребёнка. Из набора фигурок (людей, зверей, известных детям предметов) он строит свой мир, в котором он желал бы жить (город, ситуации, события), обнаруживая тем самым свои внутренние проблемы и внешние конфликты. В интерпретации учитывается возраст ребёнка. Считается, что тест имеет и психотерапевтическое значение (Рожнов, Драпкин, 1974).

ЛЕВИ ТЕЛЬЦА

ЛЕВИ ТЕЛЬЦА (описаны немецким неврологом и патоморфологом F. H. Lewy, 1885-1950) - внутриклеточные включения, выявляющиеся в цитоплазме нейронов с помощью специальной окраски: характерный патоморфологический признак группы нейродегенеративных заболеваний, включая болезнь Паркинсона, деменцию с тельцами Леви. Возникают в результате распада клеточного скелета, представляющего собой систему микротрубочек.

F. H. Lewy. Paralysis agitans. Pathologische Anatomie. Handbuch der Neurologie. Lewandowsky M. (ed.). Berlin, 1912; p. 920-933.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) - французский философ, социолог, психолог, этнограф. Используя богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на ранних этапах социокультурного развития, опроверг теорию анимизма английской антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер и др.), рассматривавшую психику вне ее социально-исторической обусловленности. Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие коллективные представления, утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. На этой основе создал теорию первобытного мышления (Умственные функции в низших обществах, 1910), характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогичес-кое (дологическое) по способу организации, нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества, оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партииипации (со-причастия), наделяющему предметы и явления свойством единосущности (объединение предметов не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам). Терминами пралогическое и логическое Л.-Б. обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространял на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т. д. (Первобытное мышление, 1922); (Первобытная душа, 1927). Несмотря на вызванный справедливой критикой отказ Л.-Б. от ряда своих положений, его работы послужили мощным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики. В. В. Умрихин

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Л.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Л. (1857-1939) -французский философ, психолог, социолог, этнограф.

Л.-Б. полагал, что людям различных этнических общностей свойственен специфический тип мышления. Он утверждал, что над мышлением отдельных людей довлеют коллективистские представления, отражающиеся в обычаях, обрядах, языке, культуре, социальных институтах и т. д. Тот факт, что логика первобытных людей отличается от мышления современного человека свидетельствует о длительности эволюции психики.

Согласно Л.-Б., логика первобытного человека "мистическая", она не подчиняется четырем законам формальной логики, зато подвластна закону "партиципации", в соответствии с которым все предметы и явления обладают свойством "единосущности", т. е. могут одновременно быть самими собой и чем-то иным и существовать в разных временных и пространственных измерениях. По мнению Л.-Б., в основе мышления первобытного человека лежит практический опыт и способность к развитию, зависящая от роста знаний. В то же время он считал, что дологическое мышление проявляется в таких сферах общественной жизни, как религия, мораль, нравственность, национальное самосознание и национальные отношения.

Концепция Л.-Б. оказала влияние на глубинно-психологическое направление в психоаналитической школе Запада, которое выводило архетипы "коллективного бессознательного" из "первобытного мышления".

В рамках этнической психологии работы Л.-Б. помогают осознать факторы и механизмы зарождения национальной специфики мышления и ее влияния на поведение, действия и поступки людей.

ЛЕВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВИН КУРТ

ЛЕВИН КУРТ (1890-1947) - немецко-американский психолог. Профессор Психологического института Берлинского университета. В 1932 г. эмигрировал в США, где работал в Стэнфордском и Корнельском университетах. С 1936 г. - профессор детской психологии Айовского университета. С 1945 г. - директор исследовательского центра групповой динамики при Айовском университете. Создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Создатель типологической психологии. В ее центре стояла личность, которая трактовалась в единстве с ее окружением. Это единство выражалось в понятии «поле» как суммы сил валентных для личности объектов. Первым разработал типологию внутриличностных конфликтов. В психологической школе, созданной Левиным, введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний.

ЛЕВИНА

Роза Евгеньевна (р. 1908) -российский патопсихолог, доктор психологических наук, профессор. В 1928 г. под руководством Л.С. Выготского в составе пятерки студентов начала вести исследование планирующей (опережающей) речи ребенка как средства предвосхищения и регуляции действий. В 1936 г. завершила начатую по инициативе Выготского работу на тему К психологии детской речи в патологических случаях, связанную с изучением значений слов у детей, страдающих алалией (Автономная детская речь, 1936). Ей удалось найти экспериментальный подход к сложнейшим вопросам смыслового строения сознания и межфункциональных связей на стадии доминирования восприятия и аффекта, характерных для начального периода речевого развития. Это позволило понять психологические механизмы нарушения чтения и письма у детей, связанные с отклонениями фонематического восприятия. Созданные ею психокоррекционные методы позволили предупреждать дефекты речи до поступления ребенка в школу. Серьезным вкладом в патопсихологию являлась предложенная Л. трактовка заикания. По ее мнению, существует особая группа психических процессов, которая обеспечивает деятельностный аспект вербальной коммуникации и опосредствует систему аффект-речь. Заикание отражает дисфункцию этих процессов, нарушающих регуляцию актов речевого поведения. Наступление заикания может быть предотвращено правильной организацией воспитательной работы. Значимыми для психологии мышления и речи являлись исследования особенностей речевого развития умственно отсталых детей. Был показан вторичный характер отклонений речи при умственной отсталости, зависимость звуковой и смысловой сторон речи от состояния обобщающих процессов. Л. автор трудов: Недостатки чтения и письма , 1941;), Основы теории и практики логопедии, 1958; Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, 1961. СВ. Ильина

ЛЕВИНА - ЛАНГШТЕЙНА СИНДРОМ

ЛЕВИНА - ЛАНГШТЕЙНА СИНДРОМ (описан D. Lewin, L. Langstein; синонимы - абстинентный синдром новорожденных, синдром отмены у новорожденных) - симптомокомплекс у новорожденных, обусловленный наркотической зависимостью матерей во время беременности (героин, метадон, барбитураты, алкоголь). Симптоматика развивается в первые 2 дня после рождения (при зависимости от метадона - на 2-4-й неделе). Проявления: нарушения дыхания новорожденных вследствие интоксикации; дрожь, раздражительность, повышенная активность, короткие периоды сна, иногда приступы судорог; резкий пронзительный крик; затрудненное питье, рвота, понос, чихание, зевота, потливость, лихорадка. Симптоматика сохраняется на протяжении нескольких дней или недель. Необходима интенсивная медикаментозная терапия.

L. Langstein. Uber das Schicksal von morphiumsuchtigen Frauen geborener Saglinge. Medizinische Klinik, 1930; 26: 500-501.

ЛЕВИНА ТИПЫ КОНФЛИКТОВ

ЛЕВИНА ТИПЫ КОНФЛИКТОВ - типология внутриличностных конфликтов, предложенная немецко-американским психологом К. Левиным. Л. т. к. включают: эквивалентный (приближение- приближение); витальный (избегание-избегание); амбивалентный (приближение-удаление); фрустрирующий (приближение-избегание).

ЛЕВИНСОНА СИМПТОМ

ЛЕВИНСОНА СИМПТОМ - симптом, проявляющийся тем, что при попытке самостоятельно пригнуть его голову к груди пациент непроизвольно открывает рот. Менингеальный симптом.

ЛЕВИ-СТРОС

ЛЕВИ-СТРОС (Levi-Strauss) Клод (1908-1990) - французский этнограф, антрополог, философ и социолог. Один из основателей структурализма, структурной антропологии и структурной социологии. Д-р наук, профессор (1935), академик Французской академии (1973). Окончил Сорбонну (Парижский ун-т) в 1932 г. Участвовал в работе этнографических и антропологических экспедиций в Южной Америке и Азии. В 1935-1938 гг. работал профессором ун-та в Сан-Паулу (Бразилия). Осуществил этнографические исследования индейцев Южной Америки. Изучал их семейную и общественную жизнь, структуры родства и структуры мышления. Испытал влияние идей психоанализа, структурной лингвистики и др., стимулировавших его творческую деятельность. В 1939 г. в связи с началом Второй мировой войны вернулся во Францию и вступил в армию. В 1942-1947 гг. работал профессором Новой школы социальных исследований и атташе по культуре французского посольства в США. В 1950-1959 гг. профессор Высшей практической школы (Париж) и руководитель Лаборатории социальной антропологии. В 1959-1982 гг. профессор Коллеж де Франс. Исследовал не зависящие от индивидуального сознания структуры мышления и социальной жизни, в том числе структуры бессознательного и их символические функции, общечеловеческие структуры интеллекта и др. Создал основы оригинальной теории первобытного мышления. Предложил толкование мифа как фундаментального содержания коллективного сознания и бессознательного. Разработал концепцию нового гуманизма, направленного на преодоление расовых, этнических, сословных и прочих предрассудков и ограничений. Оказал влияние на развитие социальной мысли и различных школ глубинной психологии. Автор книг Семейная и общественная жизнь индейцев намбиквара (1948), Элементарные структуры родства (1949), Печальные тропики (1955), Структурная антропология (тт. 1-2, 1958, 1973), Первобытная мысль (1962), Тотемизм сегодня (1962), Мифологики (тт. 1-4, 1964-1971), Пути масок (1975) и др. В. И. Овчаренко

ЛЕВИ-СТРОСС К.

ЛЕВИ-СТРОСС К. (1908-1987) -французский этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, испытавший влияние Ж.-Ж. Руссо, марксизма, психоанализа, социологии Дюркгейма и американской культурной антропологии, автор работ "Структурная антропология" (1983), "Структура мифов" (1970) и др.

Главное направление творчества Л.-С. - анализ структур жизни и мышления, не зависящих от индивидуального сознания и изучавшихся на примере исследования первобытных обществ Южной и Северной Америки. Особую роль Л.-С. отводил историческому фактору в изучении явлений культуры. Он исследовал бесписьменные культуры, сделал попытку установить объективные корни разнообразия культур, изучал межкультурсвязи; создал теорию первобытного мышления, подвергнув критике концепцию Леви-Брюля (см.) о "дологическом мышлении".

По мнению Л.-С., культура как важнейший компонент образа жизни людей обладает примерно одинаковым набором признаков в психологии и традициях представителей различных национальных общностей. Цель исследования социальных, культурных и национальных структур, считал он, должна состоять в обнаружении законов, которые управляют общностями. Анализируя правила брака, происхождение и сущность родственных связей людей, принципы построения первобытных обществ, социальных и национальных мифов, языка в целом, Л.-С. видел за разнообразием социальных форм поведения общие механизмы и факторы, его инициирующие.

Соотношение между сосуществующими современными обществами - индустриально развитыми и "примитивными" - он назвал соотношением "горячих" и "холодных" обществ: первые стремятся производить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые - ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и схожих условий существования. Однако, по его мнению, человека нового и древнего, развитого и "примитивного" объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого разума. Л.-С. выдвинул концепцию "нового гуманизма", не знающего сословных и расовых различий.

Взгляды Л.-С. во многом этнопсихологичны по своему содержанию, но они направлены своим острием не на выявление различий между представителями этнических общностей, а нахождении того, что может их объединить.

ЛЕВИТОВ

Николай Дмитриевич (1890-1971) - российский психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии, психологии труда и дифференциальной психологии. Д-р психологических наук (1944), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Научно-педагогическую деятельность начал в 1921 г. в качестве проректора Института Народного Образования в Москве. Позже работал в Центральном институте труда. В 20-е гг. возглавлял лабораторию профконсультации Института охраны здоровья детей и подростков им. Обуха, где изучал и систематизировал зарубежный и отечественный опыт в области оценки профпригодности, ее прогнозирования (Психотехника и профессиональная пригодность., 1924, 1928). Совместно с А.А. Толчинским разработал батарею психологических тестов для диагностики общей интеллектуальной одаренности и технического интеллекта в целях профконсультации молодежи, которая широко применялась в исследованиях отечественных психологов того времени (Испытания умственной одаренности (тесты). 1927). Был активным членом Всесоюзного Общества психотехники и прикладной психофизиологии (зам. председателя, 1928-1934), членом редакции журнала Советская психотехника, членом Московского тес-тологического объединения. С 1938 по 1959 гг. заведовал лабораторией в Институте психологии АПН РСФСР, где в 1944 г. защитил докт. дис: Проблемы характера в психологии. С 1959 г. преподавал и руководил кафедрой психологии Московского областного педагогического ин-та им. Н.К. Крупской (1959-1971). В 1940-50-е гг. Л. опубликовал ряд книг в области возрастной и педагогической психологии в помощь школьным учителям и мастерам профтехучилищ Очерки педагогической психологии, 1946; Психология старшего школьника, 1955; Вопросы психологии характера, 1952, 1956, 1969). Способствовал становлению исследований в сфере психологии труда, ликвидированной в 1936 г. вместе с педологией (Психология труда, 1963). Разрабатывал проблему одаренности и способностей, которые понимал как относительно устойчивые психологические особенности человека, рассматриваемые с позиций его пригодности к данной деятельности. Одаренность, по мнению Л., это природный фонд способностей, их задатки, биологическая основа, не предполагающая развития способностей, но в ряде случаев являющаяся существенным фактором этого развития, особенно на его первых этапах (Способности и интересы, 1962). Л. одним из первых в отечественной психологии поставил проблему психических состояний человека. Рассматривал готовность человека выполнять трудовые, учебные задачи как обусловленную устойчивыми свойствами его индивидуальности, владением специальными знаниями и умениями, а также динамичными психическими состояниями (О психических состояниях человека, 1964). С. В. Ильина

ЛЕВКОМОРИЯ

ЛЕВКОМОРИЯ (греч. leukomoria - белая глупость) - тенденция депрессивных пациентов предпочитать находиться в уединённых «печальных» местах.

* * *

(греч. leukomoria «белая глупость») - помешательство, при котором больной отыскивает уединенные печальные места.

Пусть радуется праздникам народ,

Хваленья Богу множа и забавы…

А я пойду бродить среди надгробий

И с душами погибшими вступлю

В беседу, ибо я один делю

Плач тех, кто страждет в адовой утробе.

(Аузиас Марк)

Ср.:

Временами что-то находит на меня: не тоска, не страсть, а что-то непонятное бушует внутри, грозит взорвать грудь, перехватывает дыхание! Горе мне, горе! В такие минуты пускаюсь бродить посреди жуткого в эту неприветную пору ночного ландшафта (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

ЛЕВОМЕПРОМАЗИН

ЛЕВОМЕПРОМАЗИН (Levomepromazine, Dedoran, Neozine, Sinogam, Veractil, Нозинан, Тизерцин и мн. др.) - нейролептик, блокатор дофаминергических и адренергических синапсов в ЦНС. Обладает сильным и быстро наступающим седативным действием. В отличие от аминазина, не усиливает депрессию, напротив, обладает некоторой антидепрессивной активностью. По способности потенцировать действие наркотических, аналгезирующих веществ, а также по гипотермическому эффекту превосходит аминазин, но уступает последнему по противорвотному и холинолитическому действию. Левомепромазин показан к назначению при лечении острых психотических состояний, для купирования психомоторного возбуждения, особенно тревожного, маниакального, кататонического, онейроидного, а также возбуждения, возникающего при алкогольном делирии. В амбулаторной практике препарат может быть использован для лечения бессонницы, повышенной эмоциональной возбудимости, невротических нарушений, применяется и при лечении болевого синдрома. Как и аминазин, левомепромазин способен вызывать быстрое и значительное снижение артериального давления, в частности, ортостатический коллапс. Побочные эффекты действия и противопоказания к назначению в целом те же, что и у аминазина, но выражены они менее.

ЛЕВО-ПРАВО ЭФФЕКТ

ЛЕВО-ПРАВО ЭФФЕКТ - феномен, состоящий в том, что дети-дошкольники испытывают больше трудностей в том, чтобы научиться различать левую и правую половины пространства, чем верх и низ.

ЛЕВОРУКОСТЬ

ЛЕВОРУКОСТЬ - генетически обусловленное предпочтение в использовании левой руки при выполнении целенаправленных действий (письмо, рисование и др.). Леворукость может быть латентной, спонтанно выявляющейся в аффекте или в тестах. О наличии последней могут свидетельствовать: 1. несколько увеличенные левая рука и кровеносные сосуды на ней в сравнении с правой рукой; 2. увеличенный ноготь на левой руке в сравненни с ногтем на правой руке; 3. более дифференцированная мимика на левой половине лица; 4. при сжимании кистей рук с переплетёнными пальцами большой палец левой руки оказывается находящимся сверху; 5. при аплодировании активнее действует левая рука. Леворукость указывает на локализацию высших корковых функций (чтения, письма, речи и др.) преимущественно в правом полушарии головного мозга.

ЛЕВЯТОВА СМЕСЬ

ЛЕВЯТОВА СМЕСЬ (Левятов, 1965) - противоэпилептическая смесь, включает фенобарбитал, триметин, дифенин, калия бромид и натрия борат. Назначается при полиморфных эпилептических припадках. Ныне существуют более эффективные антиконвульсанты, снижающие риски полипрагмазии (одновременного назначения многих лекарств).

ЛЕГАСТЕНИЯ

ЛЕГАСТЕНИЯ (лат. lego- читать, a - не, sthenos, сила) - затруднения при овладении чтением и письмом у детей с нормальным интеллектом, вызванные неустановленными причинами. Синоним: Дислексия.

* * *

(от лат. lego - читать и asthenia - слабость). Затруднение приобретения навыков чтения и письма вследствие задержки психического развития у детей.

Предыдущая страница Следующая страница