Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕЛ")

ВАССЕРМАНА РЕАКЦИЯ

ВАССЕРМАНА РЕАКЦИЯ (Wasserman, 1906) - серологическая реакция связывания комплемента (см.) при сифилисе. Проводится с кровью, ликвором актуального или потенциального пациента.

* * *

(по имени немецкого врача-иммунолога A. Wassermann, 1866-1925) - серологическая реакция для диагностики сифилиса, основанная на свойстве сыворотки крови больных сифилисом образовывать с соответствующим антигеном комплекс, абсорбирующий комплемент; разновидность реакции связывания комплемента. Реакция положительная у 100% больных вторичным сифилисом, у 70-80% больных третичным сифилисом; иногда - при других заболеваниях (туберкулез, системная красная волчанка, заболевания крови) и физиологических состояний (беременность); для уточнения диагноза используют реакцию иммунофлюоресценции и другие лабораторные тесты.

A. P. von Wassermann, A. Neisser, C. Bruck. Eine serodiagnostische Reaktion bei Syphilis. Deutsche medicinische Wochenschrift, Berlin, 1906; 32: 745-746.

ВАСТЕНА СИМПТОМ

ВАСТЕНА СИМПТОМ (Генкеля - Вастена синдром; его описали в 1893 акушеры-гинекологи В. А. Вастен, 1846-1910, Россия, и M. Henkel, 1870-1941, Германия) - признак соответствия головки плода размерам малого таза роженицы: акушер кладет ладонь на область лонного сочленения роженицы, лежащей на спине, и ведет ее вверх по брюшной стенке; если головка плода определяется ниже плоскости лона - прогноз родов хороший; если головка определяется на одном уровне с плоскостью лона - роды условно возможны; если же головка плода выступает над плоскостью лона - роды невозможны.

ВАТЕЛЯ СИНДРОМ

ВАТЕЛЯ СИНДРОМ - недекватное поведение, вызванное неблагоприятной ситуацией на работе (по оценке и/или саооценке деятельности индивида, чрезвычайно щепетильного в том, что касается профессионального долга). Название - по имени повара (служившего некоему принцу Конде, последний, собственно, и стал известным благодаря своему сверхпреданному слуге), который покончил с собой от огорчения от того, что к столу принца в положенное время не поспевает свежая морская рыба.

ВАХХАБИТЫ

ВАХХАБИТЫ (соб.) - последователи одного из направлений ислама, возникшего в 18 в. Вакхабиты требовали вернуться к первоначальному исламу, отказа от роскоши, песен и танцев, от азартных игр, употребления табака и вина. Ваххабиты в настоящее время не столь ортодоксальны, тем не менее сами себя они считают непримиримыми противниками ценностей западного мира. В странах с тяжёлой социально-экономическим положением они пользуются признанием широких масс населения как выразители идей социальной справедливости. В официальных СМИ часто сообщается о том, что ваххабиты тесно связаны с терроризмом (фактически - жестокой формой войны против агрессии, при этом от слепого и фанатичного терроризма страдают мирные граждане, оказавшиеся заложниками также политики антитеррора, а вовсе не не те, кто является идеологами вооружённой до зубов агрессии со стороны Запада), с активностью неуловимой, как призрак, тайной организации Аль-Кайда, якобы созданной полумифическим Бен Ладеном (на самом деле проект создания такой организации впервые возник, по некоторым сведениям, в Германии), деятельность которой направлена как против «большого шайтана» (США, а также Израиля и других сателлитов), так и «малого шайтана» (демократической России).

ВАЦУРО

Эразм Григорьевич (1907-1967) - российский физиолог, психолог, д-р биологических наук ( 1946), профессор. Учился в Военно-Медицинской академии в Ленинграде, работал под руководством И.П. Павлова и Л. Орбели в Павловской лаборатории условных рефлексов в академии. После окончания Ленинградского медицинского института (1936) был зачислен на должность научного сотрудника биологической станции в Колтушах; с 1937 г. - зав. лабораторией приматов; работал в Институте эволюционной физиологии АН СССР; в отделе сравнительной физиологии Института экспериментальной медицины АМН СССР. Основное направление научной деятельности В. - изучение высшей нервной деятельности животных, прежде всего антропоидов. При решении этой проблемы опирался на учение Павлова о высшей нервной деятельности. Им был установлен ряд специфических закономерностей ВНД антропоидов (Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе), 1948; Исследование высшей нервной деятельности человекообразных обезьян, 1957). Полученный материал о развитии психики антропоидов показал ограниченность их интеллекта. Изучение сложных форм ВНД животных различного филогенетического уровня позволило выявить не только общие их закономерности, но и раскрыть свойственные животным разного уровня нервной организации специфические закономерности, обусловленные особенностями эволюционного развития и экологическими факторами (Очерк эволюции нервной деятельности , в соавт., 1964). Изучал условно-рефлекторные реакции на отношения у животных, находящихся на различных уровнях эволюционного развития (слон, высшие и низшие обезьяны), и у детей разного возраста (раннего школьного и дошкольного) как в норме, так и в патологии. Установил, что абсолютное преобладание рефлекса на отношение над рефлексом на конкретные признаки, четко проявляющееся у нормальных детей в возрасте 10-11 лет, не наблюдается у детей-олигофренов даже в возрасте 15-16 лет при ярко выраженном доминировании у них рефлекса на конкретные признаки раздражителей. Обнаружено внешнее сходство реакции животных и реакций детей раннего дошкольного возраста и в то же время их обусловленность различными физиологическими механизмами (Сравнительное изучение рефлекса на отношение у нормальных детей и у олигофренов> / Вопросы психологии, 1959). Исследовал также физиологические основы отражения и развитие их в процессе эволюции, ориентировочный и исследовательский рефлексы и их развитие в онто-и филогенезе. В.А. Кольцова

ВВЕДЕНСКИЙ

Александр Иванович (1856-1925) - российский психолог и философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1899), которое при его содействии было образовано в 1897 г. (по аналогии с Московским обществом) и просуществовало до 1917 г. Формирование современной объективной психологии было основной целью В., которой были посвящены практически все его сочинения. Главный свой труд он так и назвал Психология без всякой метафизики (1917), подчеркивая этим и необходимость, и возможность построения объективной психологии. Основным положением своей психологической теории В. считал психофизический закон Введенского или закон всеобщих признаков одушевленности, который был им изложен в работе О пределах и признаках одушевления (1892). В продолжение своего утверждения неметафизической, но научной психологии, он писал, что одушевленность или неодушевленность не может быть объективно доказана и потому является метафизическим понятием. В доказательствах опирался на тот факт, что объективные признаки одушевленности должны состоять из таких материальных явлений, относительно которых может быть неоспоримо доказано, что они не могут возникать там, где нет душевной жизни. Отвергая все монистические психологические теории, вне зависимости от того, какой именно элемент принимают они в качестве основного в психической жизни - ощущения, мысли, переживания или волю, В. считал необходимым в качестве основных рассматривать три элемента психики - мысли, ощущения и чувства, а затем изучать их соединение по законам ассоциаций, т.е. исследовать, по возможности объективно, формирование и развитие психических процессов. Исследуя проблему мышления, В. также одним из первых пытался разделить понятия интуитивного мышления и интуитивизма. Работы В. имели большое значение для отечественной психологии. Они соединяли воедино европейскую и российскую традиции в понимании задач и предмета психологии, а также различные способы исследования психики - субъективные и объективные, показав достоинства и недостатки каждого из них. В. также автор трудов: Западная действительность и русские идеалы. Сергиев Посад, 1894; Закон причинности и реальность внешнего мира, Харьков, 1901; Логика как часть теории познания , П., 1917. Т.Д. Марцинковская

ВВЕДЕНСКОГО ЗАКОН ПАРАБИОЗА

ВВЕДЕНСКОГО ЗАКОН ПАРАБИОЗА (Введенский, 1901) - особенность функционирования нервной ткани, состоит в переходе из возбуждения в состояние пассивности, если интенсивность стимуляции превышает предел устойчивости к ней. Рассматривается как "запредельное торможение", реакция биологической защиты. Н.Е. Введенский установил 3 фазы парабиоза: 1. провизорная фаза парабиоза - уравнивание реакции на стимулы разной интенсивности; 2. парадоксальная фаза парабиоза - ослабление или отсутствие реакции на интенсивные стимулы и сохранение её на стимулы слабой интенсивности; 3. тормозящая фаза парабиоза - отсутствие реакции на стимулы разной интенсивности. Открытие Н.Е. Введенского предвосхитило учение А.А.Ухтомского о доминанте и теорию И.П.Павлова о законах высшей нервной деятельности.

ВДАВАТЬСЯ В ПОДРОБНОСТИ

ВДАВАТЬСЯ В ПОДРОБНОСТИ - чаще всего отрицательное речевое действие. Это уместно при анализе непонятной ситуации, непонятного события, непонятного рассуждения. Нужно рассчитывать (прикидывать), что важно для собеседника, а не для вас. Иначе будет момент болтливости и эгоцентризма.

ВДАВАТЬСЯ В ПУСТЫЕ РАССУЖДЕНИЯ

ВДАВАТЬСЯ В ПУСТЫЕ РАССУЖДЕНИЯ - высказывать излишние и пространные предположения, сомнительные оценки и т. п., когда уже исчерпаны все существенные соображения по теме, когда не хватает информации по делу. В таком случае следует воздержаться от дальнейшего обсуждения вопроса.

ВДАЛБЛИВАТЬ В ГОЛОВУ (ДОЛБИТЬ ОДНО И ТО ЖЕ)

ВДАЛБЛИВАТЬ В ГОЛОВУ (ДОЛБИТЬ ОДНО И ТО ЖЕ) - настойчиво и систематически, постоянно, часто убеждать кого-либо в чем-то. Вызывает чувство раздражения и может привести к эффекту бумеранга (объект внушения станет умышленно поступать наоборот). Это, в частности, касается методов назойливой рекламы товаров и услуг, неумелой политической или нравственной пропаганды, обучения детей нормам поведения дома и в школе.

ВДОВИНА МАРГАРИТА ВЛАДИМИРОВНА

ВДОВИНА МАРГАРИТА ВЛАДИМИРОВНА - доктор социологических наук. В 2009 г. в Московском гуманитарном университете защитила докторскую диссертацию по теме Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье». Специальность: 22.00.04 - социологические науки.

ВДОХНОВЕНИЕ

ВДОХНОВЕНИЕ (словообразовательная калька греч. emponoia - вдохнуть) - 1. ощущение вселения во внутриличностное пространство высшего духовного начала, нередко так или иначе персонифицируемого («духа», «божества», «бога»). Ср. Одержимость; 2. состояние наивысшего подъёма душевных сил. Синоним: Воодушевление, Творческий инсайт.

* * *

(церковнослав. «вдыхание», ср. вдохнуть душу в кого-л.) - состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил человека, ведущие к возникновению или реализации замысла и идеи произведений науки и искусства; творческое волнение человека.

И для меня воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А. Пушкин)

Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение (А. Куприн, Тапёр).

См. картину Бенедетто Лути «Юный музыкант». Ср. воодушевление.

* * *

психическое состояние личности, связанное с ее повышенной дееспособностью, продуктивностью деятельности, высоким уровнем подьема творческих сил, творческим волнением, переживаниями и ведущее к возникновению нового, творческого результата в материальной или духовной сфере жизни общества.

* * *

состояние общего душевного подъема, сопровождающееся хорошим настроением, желанием активно работать и интенсивно общаться с людьми. В таком состоянии обычно находятся люди в те моменты их жизни, когда им что-либо особенно хорошо удается, например, ученые при совершении открытий, писатели в моменты написания лучших своих произведений и т.п.

ВЕБЕР

ВЕБЕР (Weber) Эрнст Генрих (1795- 1878) - немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший идею измерения. Профессор анатомии (1818), профессор физиологии (1840), изучал тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца (1845). Иностранный чл.-кор. Петербургской Академии наук (1869). Проводил исследования в области физиологии органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Исследовал эффект температурной адаптации: если сначала поместить одну руку в прохладную воду, а другую в горячую, то теплая вода после этого будет казаться для первой руки более теплой, чем для второй. Анализ осязания позволил ему выделить три вида кожных ощущений: ощущение давления или прикосновения, температурные ощущения, ощущения локализации. Разработал схему экспериментального исследования осязания, для чего сконструировал по типу циркуля особый прибор (эстезиометр, или циркуль Вебера), при помощи которого оценивал расстояние, достаточное, чтобы два прикосновения к поверхности кожи не сливались в одном ощущении. В этих исследованиях В. определил, что данное расстояние различно для различных участков кожи (так называемые круги ощущения) и, следовательно, кожа обладает разной чувствительностью. В 1834 г. провел исследования соотношений ощущений и раздражителей, показавшие, что новый раздражитель, чтобы восприниматься как отличающийся, должен в действительности отличаться на определенную величину от исходного и что эта величина представляет собой постоянную пропорцию от исходного раздражителя. Это было отражено им в следующей формуле: {Дельта J / J = К}, где J - исходный раздражитель, дельта J - отличие нового раздражителя от исходного, К - константа, зависящая от типа рецептора. Так, например, чтобы два чистых звука воспринимались как различные, новый звук должен отличаться от исходного на 1/10 величины, новый вес - на 1/30, а для световых раздражителей эта пропорция - 1/100. На основе данных исследований Г. Фехнером была выведена формула основного закона психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя (закон Вебера-Фехнера). Кроме того, В. высказал интересные соображения по поводу сензитивности раннего детского возраста для билатерального переноса двигательных навыков (сам он обладал способностью рисовать зеркальные изображения одновременно обеими руками). Основные сочинения В.: De aure et auditu hominis et animalum, 1820; De pulsu, resorplione, auditu et tactu, Lpz., 1834; Der Tastsinn und Gemeindegefiihl, 1846; Uber den Raumsinn und die Empfindungskreise in der Haut und die Auge, 1952. И.М. Кондаков

ВЕБЕРА - КРИСЧЕНА СИНДРОМ

ВЕБЕРА - КРИСЧЕНА СИНДРОМ - см. Крисчена - Вебера синдром.

ВЕБЕРА ЗАКОН

ВЕБЕРА ЗАКОН - психологическое обобщение Э.Г.Вебера, оно гласит: едва заметные различия в силе ощущений пропорциональны интенсивности вызываемых их стимулов. См. Фехнера закон.

ВЕБЕРА СИНДРОМ

ВЕБЕРА СИНДРОМ (описан английским врачом Н. D. Weber, 1823-1918; синоним - Вебера - Гюблера - Жандрена синдром) - альтернирующий синдром при поражении основания ножки мозга: сочетание птоза, мидриаза и расходящегося косоглазия на стороне очага поражения с гемиплегией или гемипарезом и гемианестезией на противоположной стороне; наблюдается при вовлечении в процесс ядра глазодвигательного нерва, в частности при тромбозе ветвей основной артерии.

H. D. Weber. A contribution to the pathology of the crura cerebri. Medico-Chirurgical Transactions, London, 1863; 46: 121-139.

ВЕГЕНЕРА ГРАНУЛЕМАТОЗ

ВЕГЕНЕРА ГРАНУЛЕМАТОЗ (подробно описан немецким патологом F. Wegener, 1907-1990; впервые описан как особая разновидность узелкового периартериита немецким патологом H. Klinger; синонимы - неинфекционный некротический гранулематоз, некротический гранулематоз верхних дыхательных путей; риногенный гранулематоз) - системный некротизирующий васкулит с преимущественным поражением верхних дыхательных путей, легких и почек. Характерно сочетание воспалительного поражения артерий мелкого, среднего калибра и сосудов микроциркуляторного русла с образованием некротизирующих гранулем. В патогенезе имеет значение выработка антител к цитоплазме нейтрофилов (АНЦА). Различают локальную (с изолированным поражением верхних дыхательных путей или глаз) и генерализованную формы заболевания; в самостоятельную нозологическую форму выделяют микроскопический полиартериит (системный некротизирующий васкулит микроциркуляторного русла без гранулематоза). Проявления: лихорадка, артралгии, язвенно-некротический ринит (заложенность носа, гнойно-кровянистые выделения, носовые кровотечения), синуситы, подскладочная гранулема гортани, отит, поражение глаз (эписклерит, периорбитальная гранулема с вторичным экзофтальмом и атрофией зрительного нерва), поражение легких (кашель, кровохарканье, дыхательная недостаточность), гломерулонефрит (гематурия, протеинурия, прогрессирующая почечная недостаточность), язвенно-некротические кожные высыпания, множественное поражение отдельных периферических нервов вследствие васкулита кровоснабжающих их сосудов (множественная мононевропатия). При рентгенографии в легких выявляют единичные или множественные инфильтраты, склонные к распаду. При лабораторном исследовании обнаруживают нормохромную анемию, тромбоцитоз, увеличение СОЭ, гипергаммаглобулинемию, увеличение С-реактивного белка. Диагноз подтверждают, выявляя в сыворотке крови антитела к цитоплазме нейтрофилов и с помощью биопсии слизистой оболочки верхних дыхательных путей или ткани орбиты. Прогноз при отсутствии лечения неблагоприятный. Лечение: циклофосфан, глюкокортикоиды, плазмаферез, при ограниченной форме с медленным прогрессированием - триметоприм/сульфаметоксазол (бисептол).

H. Klinger. Grenzformen der Periarteriitis nodosa. Frankfurter Zeitschrift fUr Pathologie, Wiesbaden, 1931; 42: 455-480.

F. Wegener. Uber generalisierte, septische Gefasserkrankungen. Verhandlungen der deutschen pathologischen Gesellschaft, Stuttgart, 1936; 29: 202.

ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСТОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ КРИЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕГЕТАТИВНЫЙ

ВЕГЕТАТИВНЫЙ (позднелат. vegetativus - растительный) - 1. имеющий отношение к вегетативной нервной системе, к пассивным, непроизвольным функциям (дыхание, пищеварение и т.п.). Например, вегетативная дисфункция; 2. относящийся к патологически пассивному существованию; 3. связанный с ростом чего-либо (растений, бородавок, полипов и др.). Термином вегетативный статус обозначают состояние относительной стабилизации висцеровегетативных функций начинающийся после выхода из травматической комы и завершающееся слежением взора (см. Апаллический синдром).

ВЕГЕТОМИОФАСЦИТ

Профессиональная болезнь, вызываемая систематическим длительным одновременным воздействием ряда неблагоприятных факторов (физическое напряжение, стериотипные движения, охлаждение, вибрация и пр.), характеризующаяся ангиотрофоневрозом, проявляющимся преимущественно в дистальных отделах рук с фиброзными изменениями мышц кистей и предплечий. Часто встречается у моряков, работающих на рыболовецких траулерах.

ВЕГЕТОНЕВРОЗ

См. Невроз вегетативный.

ВЕГЕТОПАТИЯ

См. Невроз вегетативный.

ВЕГНЕРА ОСТЕОХОНДРИТ

ВЕГНЕРА ОСТЕОХОНДРИТ (описан немецким патологом F. R. G. Wegner, 1843-1917) - остеохондрит у детей раннего возраста при врожденном сифилисе; поражает чаще дистальные эпифизы бедренных и лучевых костей, а также проксимальные эпифизы большеберцовых костей. При рентгенологическом исследовании на первой стадии выявляют утолщение полосы обызвествления пораженных эпифизов, на второй стадии в метафизе появляется полоса просветления, обусловленная грануляциями, на третьей - возникают патологические переломы. Отделение эпифиза от метафиза, лежит в основе болезни Парро.

F. R. G. Wegner. Uber hereditare Knochensyphilis bei jungen Kindern. [Virchows] Archiv fUr pathologische Anatomie und Physiologie und fUr klinische Medicin, Berlin, 1870; 50 (3): 305-322.

ВЕДЕНОВ

Александр Васильевич (1901- 1970) - российский психолог, канд. психологических наук. Закончил Академию Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской и аспирантуру института психологии (Москва). Активный участник реактологической дискуссии. Являлся и.о. профессора и зав. кафедрой психологии АКВ им. Н.К. Крупской, преподавал в Военно-педагогическом ин-те, с 1946 г. - с.н.с. Института психологии АПН СССР. Занимался разработкой проблем психологии личности, социальной психологии. Исследовал процессы воспитания воли у ребенка в семье и в учебной деятельности, разрабатывал проблемы формирования нравственных качеств человека. Основные труды: Воспитание воли у ребенка в семье. 1952, 1953; Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности, 1957; Источники нравственного развития личности. В. В. Мироненко

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -

деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым.

ВЕДУЩЕГО КОМПОНЕНТА МЕТОД

ВЕДУЩЕГО КОМПОНЕНТА МЕТОД - метод факторного анализа: сначала определяется главная ось, представляющая фактор (лат. factor - делающий, производящий), а затем другая, находящаяся под прямым углом к ней ось, - для остальных переменных.

ВЕДУЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ

ВЕДУЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ - термин H. J. Jackson, обозначает: 1. полушарие головного мозга, ответственное за определённые модели поведения или способы познания, В зависимости от рассматриваемой функции, доминантным может быть любое полушарие, поэтому в настоящее время считается, что говорить вообще о латерализации психологических функций не имеет смысла; 2. доминантное, то есть лингвистическое (ответственное за речь полушарие мозга (Джексон, 1868)). В настоящее время имеются свидетельства об активном участии в речевых процессах и другого, субдоминантного полушария головного мозга.

ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕДЬМЫ МОЛОКО

ВЕДЬМЫ МОЛОКО - давно известное явление и ранее связываемое в воздействием нечистой силы а виде молоко-подобной секреции из груди младенцев; стимулируется лактогенными гормонами матери.

ВЕЖЛИВОСТЬ

ВЕЖЛИВОСТЬ - соблюдение стандартных правил этикета, использование его формул {спасибо, пожалуйста, извините и т. п.), исключение из речи любого рода грубых слов (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечных), грубых или сомнительных интонаций голоса. Вежливость особенно необходима в общении между собой культурных, высокообразованных людей, но и в общении высокообразованного человека с малообразованным. Ее важно соблюдать, будучи и в плохом настроении, и в острых ситуациях. Она не столь целесообразна в чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение, террористический акт и т. п.).

- Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец и повел по дорожкам, тщательно выметенным и усыпанным песком. Старый Берестов внутренно жалел о потерянном труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости (А. Пушкин, Барышня-крестьянка).

- Он был учтив и ласков; разговор его был вежлив и свободен (А. Пушкин, Записки Моро де Бразе).

* * *

(от вежа «знаток», родственно слову ведать, имелось в виду знание приличий) - соблюдение правил приличия, общая склонность к этому.

Поверхностная вежливость заменила глубокое почтение (А. Пушкин, Арап Петра Великого).

Чего меньше всего в вежливости - это любви (Ларошфуко).

ВЕЗАНИЧЕСКИЙ

ВЕЗАНИЧЕСКИЙ (vesania - безумие, помешательство) - термин, указывающий на полную картину психического расстройства (уст.). Антоним: Абортивный (см.).

ВЕИС

ВЕИС (Weiss) Эдуардо (1889-1970) -итало-американский психоаналитик. Переводчик трудов 3. Фрейда. Редактор Итальянского журнала психоанализа. В течение двух лет (вместе с П .Федерном) посещал лекции 3. Фрейда и изучал психоанализ. В 1913 г. прошел курс дидактического психоанализа у П. Федерна. После Первой мировой войны практиковал психоанализ в Триесте. С 1919 г. состоял членом Венского психоаналитического общества. С 1931 г. жил в Риме. В 1932 г. основал Итальянское психоаналитическое общество. Вскоре под угрозой фашистских репрессий был вынужден эмигрировать. С 1939 г. жил в США. Работал в Чикагском психоаналитическом институте у Ф. Александера. Исследовал проблемы эго-психологии, агорафобии, структурную динамику человеческого разума и др. Опубликовал свою переписку с 3. Фрейдом. Автор книг: Принципы психоанализа (1950), Структура и динамика человеческого разума (1960), Агорафобия в свете психологии Я (1964), Зигмунд Фрейд как консультант: воспоминания пионера психоанализа (1970) и др. работ по психоанализу и его истории. В. И. Овчаренко

ВЕЙЕРСА СИНДРОМ

ВЕЙЕРСА СИНДРОМ (описан немецким педиатром H. Weyers, 1920-1986; синонимы - инфантильная хлородентия, зеленые зубы) - зеленоватое окрашивание молочных зубов, обусловленное различными гемолитическими синдромами у детей. Типичное расположение пигмента зависит от времени начала развития синдрома; характерны расстройства развития эмали, изменение формы и поверхности зубов («угольные зубы»); неэффективность воздействия на отложенный пигмент заменных переливаний крови. Гистологически выявляются резко очерченные линии дентина и удвоение «родовой» линии эмали молочных зубов, что и обусловливает их зеленоватую окраску.

H. Weyers. [Development of green teeth (chlorodontia) in children with icterus gravis.] Kinderarztliche Praxis, 1956; 24: 289-293.

ВЕЙЛЯ - МАРЧЕЗАНИ СИНДРОМ

ВЕЙЛЯ - МАРЧЕЗАНИ СИНДРОМ (описан офтальмологами - французским G. Weill, 1866-1952, и немецким O. Marchesani, 1900-1952; синонимы - врожденная мезодермальная дизморфодистрофия, синдром сферофакии - брахиморфии) - наследственное заболевание: пропорционально низкий рост за счет укорочения туловища и конечностей, брахидактилия (короткопалость), тугоподвижность суставов; брахицефалия - укорочение черепа в сагиттальном направлении, в результате чего поперечный размер головы увеличивается, а продольный уменьшается, мелкие орбиты, микрогнатия (малые размеры верхней челюсти), узкое нёбо; шаровидная форма хрусталика (сферофакия), сопровождающаяся микрофакией - уменьшением размеров хрусталика, в результате чего при попадании такого хрусталика в зрачковое отверстие происходит его вывих в переднюю камеру, приводящий к глаукоме; миопия, слепота. Типы наследования - аутосомно-рецессивный и аутосомно-доминантный. Лечение симптоматическое.

G. Weill. Ectopie des cristallins et malformations generales. Annales doculistique, Paris, 1932; 169: 21-44.

O. Marchesani. Brachydaktylie und angeborene Kugellinse als Systemerkrankung. Klinische Monatsblatter fUr Augenheilkunde, Stuttgart, 1939; 103: 392-406.

ВЕЙЛЯ СИНДРОМ

ВЕЙЛЯ СИНДРОМ - см. Васильева - Вейля синдром.

ВЕЙНИНГЕР

ВЕЙНИНГЕР (Weininger) Отто (1880-1903) - австрийский философ и психолог. Автор концепций биполярности и бисексуальности. Окончил Венский университет, в котором изучал философию, биологию, психологию, физику и математику (д-р философии, 1902). Испытал влияние философии Платона, И. Канта, Р. Авенариуса и др. Написал несколько работ по проблемам любви, пола и искусства (в том числе книгу Генрик Ибсен и его драматическая поэма Пер Гюнт), в которых рассматривал проблемы эротики, ненависти, любви, преступления и др. В 1903 г. опубликовал основную книгу Пол и характер. Принципиальное исследование (в рус. пер. изд. в1992), в которой проанализировал значительную совокупность биологических, физиологических, психологических, сексуальных, социальных, нравственных, эстетических и других начал и характеристик мужчин и женщин. Изложил основы концепций биполярности и бисексуальности. Стимулировал сексологические исследования. Покончил жизнь самоубийством. Перед смертью написал: Я убиваю себя, чтобы не иметь возможности убивать других. В. И. Овчаренко

ВЕЙТБРЕХТА ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИИ

ВЕЙТБРЕХТА ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИИ - описанные J. H. Weitbrecht (1967) галлюцинации с угрожающим и упрекающим содержанием.

ВЕЙТЦЕНКОФФЕРА - ХИЛГАРДА ШКАЛА

ВЕЙТЦЕНКОФФЕРА - ХИЛГАРДА ШКАЛА (Weitzenhoffer, Hilgard, 1962) - тест определения глубины гипнотического состояния. Учитывает ряд вызываемых внушением феноменов: опускание поднятой руки до определённого уровня, галлюцинации, негативные галлюцинации, сновидения, регрессия возраста, аносмия, обездвиженность руки. Шкала была использована для изучения связи между гипнабельностью и другими качествами личности. Синоним: Стенфордская шкала С.

ВЕККЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕКО ТРЕТЬЕ

ВЕКО ТРЕТЬЕ - вертикальная кожная складка во внутреннем углу глаза у пациентов с Дауна болезнью (см.). Синоним: Эпикант (epi - над, возле, внутри; kanthos - угол глазной щели).

ВЕКСЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ (WAIS) - один из наиболее часто используемых тестов взрослого исследования интеллекта в возрасте от 16 до 75 лет (см.) D.Wechsler. Состоит из 2 субтестов: а) вербального субтеста и б) субтеста выполнения. Вербальными являются задания на общую осведомлённость, счёт, обобщение и т.п. Задания субтеста выполнения определяют умение складывать картинки, фигуры, овладение пространственным отношениями и др. Последний раз тест пересматривался в 1981 г, ныне известен как WAIS-R. Векслера шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (Wechsler) - тест интеллекта детей в возрасте до 6 лет (WPPS). В настоящее время в школах и профессиональных учреждениях тесту Д.Векслера предпочитают другие тесты, анкетирование и беседы со специально подготовленными псизологами.

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ ДЕТСКИЙ

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ ДЕТСКИЙ [англ. test - испытание, проба] - тестовая батарея, используемая для измерения интеллекта у детей в возрасте от 5 до 15 лет, созданная Д. Векслером и впервые адаптированная к условиям нашей страны А. Ю. Панасюком. В настоящее время В. т. д. является самым распространенным из так наз. 1Qтестов. В основу построения методики Векслер положил гипотезу, согласно которой интеллектуальная изменчивость является функцией возраста. Эта зависимость представлена в итоговых оценочных шкалах, каждая из которых предназначена для оценок интеллекта обследуемого ребенка в строгом соответствии с его возрастом. В. т. д. состоит из 12 субтестов, каждый из которых представляет собой отдельную методику для изучения наиболее существенных характеристик и особенностей структуры вербального (речевого) и невербального (действенно-практического) интеллекта. Входящие в субтесты задания составлены так, чтобы школьные знания не играли в их выполнении решающей роли. В. т. д. предназначен для индивидуального проведения и не может быть использован многократно применительно к одному ребенку из-за искажающих влияний эффекта научения. И. В. Тихомирова

ВЕКСЛЕРА ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ВЕКСЛЕРА ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ (WISK) - тест интеллекта для детей в возрасте от 6 до 16 лет. Построен как и WAIS.

ВЕКТОР

ВЕКТОР (дат. vector - везущий, несущий) - 1. обозначаемое стрелкой количество, обладающее величиной и направлением (в математике, физике); 2. в психологии К.Левина - обозначает силы, порождающие направленное движение организма; 3. в статистике - линия определённой длины, направленной относительно других значений и величин; 4. в медицине - переносчик инфекции, например, москит, являющийся вектором малярии; 5. в психопатологии - направленность болезненного чувства, побуждения, например, чувства вины, агрессии.в

ВЕКТОРНО-КООРДИНАТНЫЙ МЕТОД

ВЕКТОРНО-КООРДИНАТНЫЙ МЕТОД - один из методов, используемых при анализе и отработке конструкции рабочего места, обусловливающего высокую двигательную активность человека. Процедура работы при использовании метода связана с выявлением, графической формализацией и последующим анализом форм реализации в двигательной активности человека механизма связи предметно- и целеобразующих начал деятельности. Решение этой задачи связано с выявлением системы координат, в которой работает человек при выполнении трудовой деятельности. Анализ соответствия рабочего места антропометрическим данным, анатомическим и биомеханическим особенностям человека производится исходя из реального положения человека в выявленной системе координат, а не из того положения, которое предлагалось основным при создании рабочего места. Анализ несоответствия между этими двумя системами координат позволяет, с одной стороны, выявить те особенности деятельности, которые не учитываются при традиционном проектировании, а также понимание работающим своих задач, а с другой стороны, требования - технологического процесса, которые не учитываются работающими в процессе деятельности. Процедура анализа рабочего места с помощью В.-к. м. включает следующие этапы: 1) составление эскизов рабочих мест, влияние основных зон сенсомоторной активности и нанесение их на эскизы; 2) наблюдение и описание рабочей позы и движений работающего; 3) выявление и фиксацию элементов рабочего места, определяющих положение и ориентацию работающего в пространстве для каждой из координат плоскостей; 4) измерения в выявленной системе координат; 5) вычерчивание чертежа рабочего места в масштабе с нанесением фигуры работающего человека в выявленной системе координат; 6) сравнение реального положения работающего с нормативным и фиксация показаний, по которым они расходятся; 7) выявление причин отклонения реальной рабочей позы от нормативной; 8) разработка рекомендаций по улучшению конструкции рабочего места и проектирование нового с учетом выявленных формообразующих факторов. Данный метод наиболее пригоден для решения задач модернизации существующих рабочих мест (О.Н. Чернышева).

ВЕЛАНДЕР СИНДРОМ

ВЕЛАНДЕР СИНДРОМ - то же, что Говерса - Веландер синдром.

ВЕЛЕРЕЧИВОСТЬ

ВЕЛЕРЕЧИВОСТЬ - излишне длинная и витиеватая речь. Отрицательное явление.

В паренье дум благочестивых Не любит он [пророк] велеречивых И слов нескромных и пустых (А. Пушкин, Подражание Корану).

ВЕЛЕХВАЛЕНИЕ

ВЕЛЕХВАЛЕНИЕ (церковнослав., от велий «больший») - самохвальство, тщеславие, превозношение.

ВЕЛИКОДУШИЕ (ВЕЛЕДУШИЕ)

ВЕЛИКОДУШИЕ (ВЕЛЕДУШИЕ) (первоначально - «доблесть, неустрашимость, твердость духа») - тенденция индивида прощать нанесенные ему обиды, делать другим добро. Типичная реакция на великодушие - восхищение, одобрение, менее типичная - непонимание, недоумение, сомнение, неодобрение.

Редкостное его великодушие тронуло его до слез (А. Прево, Манон Леско).

Знайте, что только бедные великодушны. У богачей всегда найдется прекрасный повод, чтобы не дарить родственнику двадцати тысяч франков (О. Бальзак, Загородный бал).

Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть (Ларошфуко, Максимы и моральные размышления).

Великодушие есть всего лишь жалость благородных душ (С. Шамфор).

Нужно быть справедливым, прежде чем быть великодушным, так же как нужно прежде надеть рубашку, а потом кружево (С. Шамфор).

ВЕЛИЧАНИЕ

См. славословие.

ВЕЛИЧИЕ ДУХА

ВЕЛИЧИЕ ДУХА (калька с лат. animi magnitudo) - возвышенное состояние души. Типичная реакция - уважение, со стороны духовно низменных людей - презрение.

Основное настроение античного мира, выражаясь его собственными словами, animi magnitudo; буквальный русский перевод - «величие души», не передает требуемого смысла (Ф. Зелинский, Из жизни идей).

И тут у него появилось странное ощущение… вот они стоят…двое… как бы утверждая, что доброта и человечность сильнее вожделения и ненависти, сильнее низости и жестокости… (Дж. Голсуорси, Поражение).

Ср.

В Национальном музее во Флоренции можно видеть мраморную статую, которую Микеланджело назвал «Победитель». Это прекрасно сложенный юноша… стройный и прямой, он уперся коленом в спину бородатого пленника, который вытянул шею и, как бык, подставляет голову под удар. Но победитель не смотрит на него, победитель медлит; он в нерешительности отворачивается, у него скорбный рот и смущенный взгляд. Поднявшаяся было рука опустилась к плечу… (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).

ВЕЛИЧИНА АБСОЛЮТНАЯ

ВЕЛИЧИНА АБСОЛЮТНАЯ (лат. absolutв воus - неограниченный, безусловный) - число или значение, безотносительное к его знаку ( или -).

ВЕЛЛЕК

ВЕЛЛЕК (Wellek) Альберт (1904-1972) -немецкий психолог, представитель слой-нотеоретического направления немецкой характерологии. Развил психологию целостности и структуры Ф. Крюгера и построил на ее основе конкретную характерологию, которая рассматривает характер как многомерно расчлененную систему слоев и полярностей. В. получил литературное и музыкальное образование в Вене и Праге, в психологию пришел с проблемой цвета-тона в рамках исследования синестезии. Психологическое образование получил в кружке К. Бюлера, в котором считал себя учеником Э. Брун-свика, и в Лейпцигской школе генетической психологии целостности и структуры Ф. Крюгера (с 1932 г.). С 1943 г. В. - профессор кафедры психологии и педагогики в Бреслау; с 1946 г. - ординарный профессор ун-та в Майнце; с 1939 г. - секретарь-делопроизводитель Немецкого Психологического Общества (DGP). Основополагающими принципами характерологической системы В. являются принципы слоения (общий слой-нотеоретический подход к строению личности), целостности (школа Ф. Крюгера) и полярности, исходя из которых конструируется общая модель личности, а главными понятиями - понятия (психической) структуры и характера. Под характером В. понимал ядерную (врожденную) сферу личности, из которой человек ответственно осуществляет свою деятельность, формирует ценности и оценивает окружающий мир. Относительной устойчивости ядерной сферы личности противостоит постепенное развитие характера и влияние интеллекта и способностей, благодаря чему становится возможным воспитательное воздействие. Характер человека В. описывает с помощью модели двумерного слоения - вертикального и горизонтального (Die Polaritaet im Aufbau des Charakters, 1950). Однако описание характера в его уникальности и целостности становится у В. настолько громоздким, что едва ли выполнимо. Помимо характерологической концепции, заметный след в соответствующих областях психологии и искусствоведения оставили экспериментальные и теоретические исследования В.: в области психологии музыки, психологии языка и синестезии (приведенные в целостную систему психологии музыки и музыкальной эстетики); отдельные работы по исследованию Раншбург-феномена; психологической диагностике (в частности, физиогномике); феноменологии геш-тальта, классификации чувств, феноменологии памяти и воспоминания, гипнозу и теории остроумия. А. К. Никишов

ВЕЛЬВОВСКОГО ПСИХОПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЙ ПРИ РОДАХ

ВЕЛЬВОВСКОГО ПСИХОПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЙ ПРИ РОДАХ (Вельвовский, 1950) - психотерапевтический комплекс сопровождения родов, включает рациональную психотерапию, внушение в бодрственном состоянии, приёмы релаксации, дыхательные упражнения.

ВЕЛЬДЬЕШИ АКТИВНО-КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ВЕЛЬДЬЕШИ АКТИВНО-КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (Volgyesi, 1959) - "школы" пациентов, реконвалесцентов и предрасположенных к болезням лиц, на занятиях в которых сообщаются научно-популярные медицинские сведения, проводится психотерапетическая работа. Один из аспектов практической ортопсихиатрии (см.)

ВЕЛЬЯМИНОВА СИНДРОМ

ВЕЛЬЯМИНОВА СИНДРОМ (устар., по имени хирурга Н. А. Вельяминова, 1855-1920; синонимы - тиреотоксическая мастопатия, истерическая опухоль молочной железы) - сочетание тиреотоксикоза и мастопатии, чаще - двусторонней. После тяжелой психической травмы на фоне проявлений тиреотоксикоза в тканях молочных желез появляются инфильтративные изменения, болезненные при пальпации. Показана тиреостатическая и седативная терапия. Возможно самовыздоровление.

Н. А. Вельяминов. Клинические наблюдения над так называемыми «истерическими опухолями» молочных желез в связи с вопросом о железах с внутренней секрецией. Известия Императорской Военно-Медицинской Академии, СПб., 1912; XXV: 593-640.

ВЕЛЯРНЫЙ

ВЕЛЯРНЫЙ (лат. velaris - нёбный) - согласный звук, образуемый при поднятии задней части спинки языка к мягкому нёбу («г», «к», «х»).

Предыдущая страница Следующая страница